Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕСРОП МАШТОЦ Месроп Маштоц. Иллюстрация из кн.: Чамчян М. Грамматика армянского языка. Венеция, 1779 Месроп Маштоц. Иллюстрация из кн.: Чамчян М. Грамматика армянского языка. Венеция, 1779 [Арм. ] (361 или 362, с. Хацик близ оз. Ван, арм. обл. Тарон, ныне Вост. Турция - 17.02.440, Вагаршапат, Армения), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений. До VII в. упоминается под именем Месроп; в VII-X вв. одновременно используется и Месроп и Маштоц; с Х в.- в основном Месроп. В ХХ в. в научной традиции стали применять совместно оба имени. О М. М. сохранился значительный объем биографических данных, к-рые содержатся в основном в книгах его учеников Корюна («Житие Маштоца»; 40-е гг. V в.; написано по заказу католикоса Иосифа I (Овсепа)) и Мовсеса Хоренаци («История Армении»; кон. V в.), а также в книге Лазара Парпеци «История Армении» (кон. V в.) и в др. источниках. Жизнь Отец М. М. Вардан был свободным крестьянином. Корюн пишет, что М. М. учился у католикоса Нерсеса I Великого , хотя совр. ученые оспаривают это и считают, что он учился в грекоязычной школе в обл. Тарон. Кроме армянского М. М. владел греческим, сирийским и персидским языками; изучил и др. языки, в т. ч. грузинский и агванский. Согласно Мовсесу Хоренаци, ок. 385 г. М. М. переехал в столицу Вагаршапат, поступил на воинскую службу и был назначен писцом и секретарем в царской канцелярии. В этот период происходили драматические события в политической жизни Армении, к-рые в 387 г. привели к разделу Армянского царства на сферы влияния между Восточной Римской империей (Византией) и Персидской державой Сасанидов. Вероятно, эти события были одной из причин принятия монашества М. М. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. III 47). Ок. 395-396 гг. он оставил царский двор и начал проповедническую деятельность в Армении, в отдельных районах страны, где еще оставались язычники. Корюн пишет, что одним из первых мест его проповеди стала обл. Гохтн (близ совр. Нахичевана). Начав проповедовать, М. М. вскоре осознал трудность этой работы в отсутствие книг Свящ. Писания на арм. языке. Ему приходилось одновременно читать Библию по-гречески или по-сирийски и переводить текст слушателям; не все священники и проповедники в Армении владели греческим или сирийским языком. Кроме того, после раздела 387 г. в персид. части Армении, большей по размеру, были закрыты греч. школы. По словам Мовсеса Хоренаци, «видя, что Армянскому царству наступает конец, [М. М.] воспринял бедствие как испытание своему терпению» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563034.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLV Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог 158-165 МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кард., гос. секретарь (1903-1914) МОРЯ РУКОПИСИ общее обозначение письменных памятников IV в. до Р. Х.- VI в. Р. Х., найденных в Иудейской пустыне в период с 1947 по 1952 г. ГОРОДА принятое в совр. научной лит-ре условное название комплекса более чем из 700 селений рим. и ранневизант. эпох (в основном II-VI вв.) 165-179 МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена МЕСИР мч. (пам. греч. 5, 6, 7, 8 мая) - см. в ст. Варвар, Димитрий, Донат, Данакт, Месир и Ферин, мученики МЕСИЧ в честь Собора св. Иоанна Предтечи жен. мон-рь Банатской епархии Сербской Православной Церкви МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ мифологические представления и верования народов, населявших долин рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х. МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МЕССА общепринятое наименование чинопоследования евхаристического богослужения в римском и др. зап. обрядах МЕССАЛИАНЕ последователи христ. ереси возникшей в IV в. и получившей распространение на территории Римской империи (гл. обр. Восточной) и сасанидского Ирана МЕССИЯ эсхатологический Спаситель, Вождь избранников Божиих в переломный момент истории, в решающем столкновении добра и зла

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Армянская Церковь установила празднование Дня благословения молодежи 10 февраля 2006 г. 11:45 По распоряжению Гарегина II, Патриарха-Католикоса всех армян, 11 февраля, когда Армянская апостольская Церковь совершает память св. Саргиса, теперь будет праздноваться как День благословения молодежи. В этот день в церквах, посвященных св. Саргису, будет отслужена литургия, после чего начнется церемония благословения молодежи. В ереванском храме св. Саргиса викарий Араратской Патриаршей епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Навасард Кчоян отслужит торжественную литургию, благословит присутствующую молодежь, после чего во время праздничного торжества прилегающая к храму улица будет названа именем покровителя молодых - именем св. Саргиса. Желающие принять участие в этих празднествах могут 11 февраля в 9 часов присоединиться к организованному молодежным союзом араратской патриаршей епархии шествию, которое будет сопровождаться пятью скакунами от церкви Св. Троицы Малатии до Аргаванда. 12 и 13 февраля участников праздничной программы, организованной в концертном зале им. Арама Хачатуряна, ожидают сюрпризы и подарки в честь праздника покровителя молодежи и любви св. Саргиса, сообщает Благовест-Инфо со ссылкой на «Азг». Св. Саргис (Сергий) — один из самых любимых святых армянского народа, который за храбрость (285-337) императором Константином был назначен князем и спарапетом граничащей с Арменией Кападокии. Во время гонений на христиан св. Саргис с сыном Мартиросом покинул империю и нашел пристанище в христианской Армении. Когда персидский царь Шапух потребовал поклоняться огню и приносить жертвы, полководец отказался и разрушил жертвенник. Разъяренная толпа набросилась на святого и его сына. Мартирос был убит, а Саргис взят в плен и позже обезглавлен. Месроп Маштоц привез мощи св. Саргиса в Уши, где была построена церковь во имя мученика. Праздник св. Саргиса в Армении принято отмечать не только церковными обрядами и молитвой, но и народными поверьями. 5 февраля начинается 5-дневный пост, в последний день которого — ночью 10-го февраля молодежь ест соленые лепешки и с этим связывает явление во сне своего суженого или суженой. Можно упомянуть также и другое поверье — в этот день поднос с похиндом (мука из прожаренной пшеницы) ставят на улице и ожидают следа, оставленного подковой коня св. Саргиса — на чьем подносе окажется след, мечта этого влюбленного сбудется в этот год. В честь праздника полководца св. Саргиса влюбленные дарят друг другу открытки, цветы и сладости. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/82000.html

В день памяти свв. Переводчиков в Эчмиадзине состоялась презентация альбома армянской палеографии 19 октября 2006 г. 15:39 Праздник свв. Переводчиков, один из наиболее любимых и почитаемых в Армянской Апостольской Церкви, был в этом году отмечен в Эчмиадзине с особой торжественностью. В субботу, 14 октября, в резиденции Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II был официально раскрыт и представлен общественности армянский перевод «Альбома армянской палеографии». Об этом сообщает официальный сайт Армянской Апостольской Церкви . Английский оригинал альбома был издан издательством университета в Орхусе (Дания) в 2002 году. Фундаментальный труд под редакцией профессоров Майкла Стоуна, Дикрана Куюмджяна и Хеннинга Лемана посвящен исследованию и интерпретации древних форм армянского письма. В связи с празднованием 1600-летия создания армянского алфавита Предстоятель Армянской Церкви поручил эчмиадзинскому Центру арменистики и богословия имени Гарегина I подготовить армянский перевод альбома. Меценатом настоящего издания выступил фонд Dolores Zohrab Liebmann (США). Работу по переводу и редактированию выполнили Арам Топчян и Гоар Мурадян, сотрудники ереванского Института древних рукописей (Матенадаран) им. Месропа Маштоца, и Азат Бозоян, директор Центра арменистики и богословия имени Гарегина I. Альбом вышел в свет в издательстве «Тигран Мец». Выступая на презентации, Азат Бозоян выразил признательность Католикосу всех армян как инициатору проекта. А. Бозоян подчеркнул, что Святой Престол в Эчмиадзине традиционно поддерживает издание работ по данной тематике, и напомнил, что заложил эту традицию еще в 1913 году Гарегин (Овсепянц), ставший позднее Католикосом Киликийским. От имени авторов выступил Дикран Куюмджян, профессор отделения армянских исследований в Калифорнийском государственном университете в Фресно. Он рассказал о работе над армянским переводом книги, которая продолжалась без малого три года, и выразил Предстоятелю Армянской Церкви благодарность за поддержку издания. В завершение к присутствующим обратился и преподал свое благословение Католикос Гарегин II. Предстоятель Армянской Церкви поблагодарил авторов, переводчиков и редакторов за добросовестную работу. Особую признательность Католикос выразил М. Айгенцу из фонда Dolores Zohrab Liebmann и Врежу Маркосяну, директору издательства «Тигран Мец». Католикос высоко оценил научное значение как английского оригинала, так и армянского перевода альбома для исследователей армянской письменности, искусства и культуры. «Мы уверены, что эти два тома, дополняющих друг друга, принесут большую пользу всем ученым, изучающим наши рукописи и древние тексты — как армянским, так и неармянским», — подчеркнул Католикос Гарегин. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152926.htm...

Выставка «Реликвии святого Эчмиадзина» открывается в Москве 31 марта 2006 г. 11:27 В Москве в рамках празднования года Армении в России откроется выставка «Реликвии святого Эчмиадзина». Она будет проходить в Греческом дворике Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с 31 марта по 20 апреля, сообщили в пресс-службе музея. Эчмиадзин — резиденция Католикоса, главы Армянской Церкви. Город расположен в Араратской долине, в 18 километрах от столицы Армении Еревана. Христианство в Армении было принято в IV веке. Созданный в 405 году Месропом Маштоцем алфавит стал основой армянской письменности и бережно хранится народом. На выставке экспонируется Киликийское Четвероевангелие 1293 года, Четвероевангелие 1374 года, записанное Григором Татеваци на горе Сепух Дарангияц (иллюстрации к последнему выполнены художником Хачатуром Кесараци), а также Четвероевангелие, созданное Георгом Скевраци, музыковедом и каллиграфом (оклад рукописи — XVIII век). Значительное место в экспозиции занимают реликварии. В них хранились святыни Христианской Церкви - частицы Истинного Креста, фрагменты Ноева ковчега, Святого копья, мощи святых. В реликварии «Хотекарац Сурбншан» (изготовлен в 1300 году) находится частица Истинного Креста, на котором, по преданию, был распят Христос. В другом реликварии, согласно легенде, хранится фрагмент Ноева ковчега. Выставлены также два реликвария в форме длани: с мощами святого апостола Фаддея и Акопа Мцбинского. Интересна в художественном отношении и литургическая утварь: потиры, сосуды для мирры, кадила, ладаницы, рипиды, инкрустированные драгоценными камнями. Богато и многообразно представлено литургическое облачение. Экспонируются также предметы, принадлежащие высшему руководству Армянской Церкви (в том числе Патриарший двуглавый орел, инкрустированный драгоценными камнями и украшенный эмалью). Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина связан с культурой и искусством Армении давно. Еще в начале 50-х годов прошлого века была организована археологическая экспедиция на городище урартского города Эребуни (VIII век до н.э.), которая просуществовала свыше 20 лет. Раскопки выявили дворцовый и храмовый комплексы с парадными расписными залами, хозяйственные помещения и 23 надписи клинописью. Само название Эребуни (в другой транскрипции — Эревуни) сохранилось в имени столицы Армении — Ереван. Некоторые находки из раскопок, переданные на хранение в ГМИИ, экспонируются в зале Древних цивилизаций. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/101426.htm...

Новости Карабах: более 200 паломников посетили монастырь Амарас в сопровождении российских миротворцев 18.08.2021 14:55 Степанакерт, 18 августа, Благовест-инфо. Военнослужащие российского миротворческого контингента обеспечили безопасность более 200 паломников при посещении монастырского комплекса Амарас вблизи линии разграничения сторон в Нагорном Карабахе, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе Министерства обороны Российской Федерации. «Наша задача состоит в сопровождении паломников в монастырский комплекс Амарас, который находится вблизи линии разграничения», – рассказал представитель российского миротворческого контингента Даниил Никитин. Российские миротворцы сопроводили из города Степанакерт в Мартунийский район паломников, которые посетили службу в монастыре Армянской Апостольской Церкви. Напомним, в соответствии с договоренностями, указанными в совместном заявлении президента Российской Федерации, президента Азербайджанской Республики и премьер-министра Республики Армения, с 00:00 по московскому времени 10 ноября 2020 года объявлено полное прекращение огня и всех военных действий в Нагорном Карабахе. В результате подписания соглашения монастырь остается вблизи линии соприкосновения под контролем Нагорного Карабаха и в зоне ответственности российских миротворцев: они ежедневно патрулируют обитель и обеспечивают сопровождение паломников из Степанакерта. Монастырь Амарас находится неподалеку от деревни Мачкалашен Мартунинского района Арцаха (Нагорного Карабаха). Согласно данным историка Павстоса Бюзанда, первая церковь монастыря была основана Католикосом Армянской Апостольской Церкви святым Григорием Просветителем в начале IV века. Строительство церкви было завершено при его внуке, епископе Григорисе, который принял мученическую смерть в 338 году и был похоронен в Амарасе. В начале V века создатель армянского алфавита Месроп Маштоц открыл в Амарасе первую армянскую школу, что послужило началом распространения армянской письменности, созданной в 405-406 гг. С течением времени Амарас стал одним из крупных религиозных и культурных центров Армении. Наринэ Киракосян Фото предоставлено Министерством обороны РФ Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Кирилл и Католикос всех армян Гарегин II почтили память русских воинов, погибших в боях за освобождение Армении 16 марта 2010 г. 16:30 16 марта 2010 года, после посещения Первопрестольного Святого Эчмиадзина , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с визитом в Республике Армения , и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II прибыли к памятнику русским воинам, погибшим в сражении при Ошакане в русско-персидской войне 1826-28 гг. Предстоятель Русской Православной Церкви и Католикос всех армян возложили венки к монументу. Помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протодиакон Владимир Назаркин возгласил молитвенное прошение об упокоении вождей и воинов, за веру, Отечество и братский армянский народ жизнь свою положивших . Иерархи и духовенство Русской Православной Церкви пропели вечную память воинам, павшим в боях за освобождение Армении. Затем Католикос Гарегин II прочитал молитву о упокоении душ погибших на армянском языке. Справка: Ошакан — одно из древнейших селений Армении. Расположено неподалеку от Еревана у подножия горы Арагац — высочайшей горы в пределах современной Армении. В центре села находится церковь святого Месропа Маштоца, под алтарем которой погребен создатель армянского алфавита. 17/29 августа 1827 года, в ходе русско-персидской войны, близ села Ошакан произошел бой между отрядом генерала А.И. Красовского и войском наследного принца Аббас-Мирзы. Чтобы сорвать готовившееся наступление русской армии, Аббас-Мирза начал наступление на ее базу — Эчмиадзинский монастырь. 15 августа персидское войско внезапно появилось у стен монастыря и осадило его, одновременно заняв позиции на высотах у сел Ошакан и Аштарак. Генерал Красовский атаковал 30-тысячную армию противника и заставил его отступить. Победа русского отряда создала благоприятные условия для действий Кавказского корпуса генерала И.Ф. Паскевича, который и овладел 1 октября Эриванью. В 1833 году в память о русских воинах, павших в боях за освобождение Армении, в окрестностях села Ошакан был возведен монумент — уникальный памятник армянского мемориального искусства XIX века. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1114982.ht...

Сегодня в Эчмиадзине открывается первая Международная ассамблея Всеармянской церковной молодежной организации 10 июля 2008 г. 11:50 По благословению и под председательством Католикоса всех армян Гарегина II 10-11 июля в Эчмиадзине пройдет первая Международная ассамблея Всеармянской церковной молодежной организации. «Организация объединит вокруг Армянской Церкви и Первопрестольного Святого Эчмиадзина рассеянную по всему миру армянскую молодежь, предоставив им возможность узнать больше о Родине и Матери-Церкви и совместно трудиться во благо нации», — сообщает пресс-служба Первопрестольного Святого Эчмиадзина . В работе Ассамблеи примут участие 140 молодых людей из 34 епархий и пастырств Армянской Апостольской Церкви. Представители 20 молодежных организаций и более 100 паломников будут присутствовать на заседаниях в качестве наблюдателей. Ассамблею откроет 10 июля Католикос всех армян, который благословит собравшихся и обратится к ним с Первосвятительским словом. Со словами приветствия к участникам собрания обратятся также исполнительный директор Ассамблеи, управляющий Западной епархией Армянской Церкви Северной Америки архиепископ Овнан Дердерян и председатель временного руководства молодежной организации Карен Петросян. В течение двух дней будут выработаны общие цели организации и принципы ее работы, состоится избрание руководящего органа. Кроме того, в рабочих группах пройдут дискуссии по различным вопросам. 12 июля делегаты Ассамблеи и паломники посетят Мемориал жертв геноцида армян и музей на ереванском холме Цицернакаберд, а затем совершат паломничество к храму святого Месропа Маштоца в селе Ошакан. 13 июля представители молодежи будут молиться и причащаться за Божественной литургией в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. После богослужения они ознакомятся с жизнью духовного центра Армянской Церкви. В течение нескольких последующих дней делегаты и наблюдатели совершат паломничество к древним храмам и монастырям Армении. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/434005.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВАРДАПЕТУТЮН» [арм. - Учение], богословский труд, составляющий 2-ю, основную, часть (по объему превосходящую все остальные, вместе взятые) «Агафангела» и излагающий учение о христ. вере, приписываемый свт. Григорию , просветителю Армении. Помимо арм. текста сохранилась краткая груз. версия «В.», носящая название «О вере» и приписанная св. Ипполиту Римскому . Это богословское произведение является наряду с «Огласительными беседами» свт. Кирилла Иерусалимского одним из лучших образцов катехизического жанра. По мнению исследователей, «В.» был составлен в V в., спустя неск. десятилетий после кончины свт. Григория. Наиболее вероятной представляется атрибуция этого труда Месропу Маштоцу (Б. Саргисян, Р. Томсон). П. Ананян считает, что «В.» был написан по просьбе Маштоца Феодором Мопсуестийским . Трактат содержит упоминания и толкования нек-рых древнейших сир. богословских теорий, не сохранившихся в сир. традиции либо претерпевших значительные искажения. Напр., суждение о жен. сущности Св. Духа (в сир. языке это слово жен. рода), в значительной мере определяющее в «В.» богословие таинств Крещения, Миропомазания, Причащения. В изложении вероучения «В.» опирается на ВЗ и НЗ, охватывая все содержание Свящ. Писания. Наиболее подробно развиваются темы Св. Троицы, сотворения, вочеловечения, апостольского благовествования, воскресения мертвых. «В.» строится по типу устной проповеди, содержащей догматы христианства и обращенной к народу, царю (без упоминания имени) и знати, чаще всего в форме вопросов и ответов, с призывом отказаться от рукотворных идолов и обратиться к истинному Богу. Доказательство и толкование - основные методы автора «В.», причем доказательства основываются исключительно на Свящ. Писании. Изд.: см. ст. «Агафангел»; The Teaching of Saint Gregory: An Early Armenian Catechism/Trad. and comment. R. W. Thomson. Camb. (Mass.), 1970 [англ. пер.]. Лит.: Ананян П. Житие Месропа Маштоца. Венеция, 1964. С. 380-403 (на арм. яз.); Esbroek M. van. Le «De Fide» attribué à Hippolyte et ses rapports avec la Didascalie de Grégoire l " Illuminateur dans l " Agathange//AnBoll. 1984. T. 102. P. 321-328; Оглугян А. Краткий очерк богосл. вардапетской лит-ры Арм. Церкви//Гандзасар. Ереван, 1993. 4 (на арм. яз.); Зекиян П. Л. Своеобразие развития арм. богосл. мысли и ее шедевры//Армения и Христ. Восток. Ереван, 2000. С. 104 (на арм. яз.). Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/154129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Восточных (нехалкидонских) Церквей МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МЕТРА († 248 или 249), мч. Александрийский (пам. копт. 8 бабеха (5 окт.), 10 мисра (3 авг.); пам. зап. 31 янв., 20 февр.) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НААКУТО ЛА-АБ (XIII в.), царь Эфиопии из династии Загве, причисленный Эфиопской Церковью к лику святых (пам. 3 хэдара (29/30 окт.)) НАГРАНСКИЕ МУЧЕНИКИ [Негранские/Наджранские мученики] († 523), христиане, убитые по приказу химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара в оазисе Награн за отказ отречься от христианства (пам. 24 окт.) НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого

http://pravenc.ru/rubrics/122352_4.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010