27 авг. 1608 г. униат. митр. Ипатий Потей прислал И. грамоту. Он вызвал И. на суд, во-первых, за то, что тот без его ведома получил от короля епархию, к-рая принадлежала униат. Киевским и Галицким митрополитам, и, во-вторых, за то, что принял посвящение не от своего архипастыря, а за границей «вопреки канонам Церкви и законам государства». И. на суд не явился и продолжал управлять епархией. 16 нояб. 1611 г. Потей получил королевское разрешение назначить архим. виленского Троицкого мон-ря Иосифа Вельямина Рутского своим коадъютором и наместником, епископом Львовским и Галицким, однако это решение вызвало протесты духовенства и шляхты, и власть Рутского в епархии была номинальной. 3 марта 1609 г. И. издал грамоту с благословением Львовскому Успенскому братству. Он призывал православных делать пожертвования на постройку братской церкви, школы и госпиталя. И. неоднократно давал братству деньги. С 1610 г. И. оставался единственным действующим правосл. епископом Западнорусской митрополии . В 1613 г. он издал окружную увещательную грамоту, в к-рой призывал православных бороться с унией. Не позднее 1614 г. он стал экзархом К-польского патриарха Тимофея II . При восстановлении православной иерархии патриархом Иерусалимским Феофаном в 1620-1621 гг. И. был признан законным правосл. архиереем, и никаких действий по отношению к Львовской кафедре предпринято не было. Намерения т. н. рус. партии архиереев во главе с митр. Иовом (Борецким) присоединиться к Московскому Патриархату не получили поддержки И., однако в 1625-1626 гг. он регулярно писал грамоты царю Михаилу Феодоровичу с жалобами на притеснения со стороны поляков и с просьбами о милостыне. И. не участвовал в Киевских Соборах 1627 и 1628 гг., осудивших проуниат. произведения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) ; на Соборе 1629 г. в Киеве был лишь его представитель некий Федор, выбранный маршалком. В 1631 г. И. был назначен экзархом К-польского патриарха Кирилла Лукариса . 26 янв. того же года экзарх освятил львовскую Успенскую ц. в присутствии киево-печерского архим. св. Петра (Могилы) и неизвестного архимандрита из Молдавии, представителя молдав. господарей. 1 нояб. 1632 г. И., единственный из правосл. епископов, был признан польск. правительством в отличие от иерархов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном.

http://pravenc.ru/text/293656.html

28. Сборник. XIX в. (серед.), 4°, 298 л., поморский полуустав. В составе сборника духовные завещания, надгробные и вспоминательные слова выговским отцам, в том числе слово на память Андрея Денисова «Плач церкви над пастырем», Трифона Петрова (Друж. 25). 29. Грамматика Мелетия Смотрицкого. XVIII в. (1-я треть). 8°, 259 л., поморский полуустав. Пометы Симеона Денисова и примеры с упоминаниями Даниила Викулина, Андрея и Симеона Денисовых. (Друж. 299). 30. Стих поздравительный Андрею Борисову. Настенный лист. XIX в. (нач.). 1°, 1 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. (Друж. 1114). 31. Сборник духовных стихов. XIX в. (20-е гг.). 8°, 161 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Переплет работы петербургского переплетчика конца XIX–haчaлa XX вв. Федора Михайловича Марасаева. (Друж. 46). 32. «Чиновник» Выголексинского монастыря. XVIII в. (40–80-е гг.), 4°, 241 л., полуустав. Содержит установления и распорядок жизни иноков. (Друж. 8). 33. «Реестр на Шолтопороге в часовни Илии Пророка книгам» и описание икон той же часовни, составленные Прокопием Анфимовым Ефремовым в 1767 году. 8°, 5 л., полуустав. (Друж. 487). 34. Обиход. XVIII в. (2-я пол). 4°, 335 л., полуустав и скоропись. Нотация знаменная, пометная. Запись на ярлыке: 7. Обиход из кельи «Большаковой " », на обороте «Данилов» и «1912 г.» (Друж. 656). 35. Поморский иконописный подлинник (сводный). XIX в. (сер.), 4°, 299 л. Выговский полуустав нескольких почерков. Описания внешности святых даются в нескольких вариантах. Переплет работы Ф. М. Марасаева. (Друж. 981). 36. Сборник служб выговским отцам. XIX в. (2-я. пол.). 4°, 162 л., полуустав. В составе сборника «Служба Симеону Денисову», Ивана Филиппова. (Друж. 64). 37. Синодик выговский. XVIII–XIX вв. (перв. пол.) 4°, 246 л. Поморский полуустав нескольких почерков. (Друж. 377). 41. Святцы. 1793 г., 16°, 82 л., полуустав. Запись: «Сия святцы Кс[ении] Ф[еоктистовны Долгой] 1793 г.» (Друж 185). 42. Святцы. XIX в. (1-я пол.). 8°, 327 л., полуустав. Записи и дополнения о памятях выговских святых сделаны последним выговским наставником Ф.П. Бабушкиным. Миниатюра с изображением преп. Федора Стратилата. (Друж. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

2 .  Между тем личность преподобного Иова есть личность в собственном смысле историческая, – замечательная не только одним высоким благочестием, но и непосредственным участием в исторических судьбах современной ему православной церкви и отечественной истории в последней половине XVI и первой половине XVII века (1551 – 1651). Современник Иоанна Грозного, Бориса Годунова, Алексея Михайловича и Богдана Хмеленицкого, ближайший друг и соподвижник знаменитого князя Константина Острожского, рожденный в пределах западной Руси, в Галиции, в период самого тяжкого польско-литовского преобладания, кончившегося известной гражданской люблинской унией 1569 г., и затем в течение более полустолетия бывший свидетелем горьких плодов, порожденных церковною унией 1596 года, преподобный Иов во все продолжение своей столетней жизни не переставал бороться с врагами православия русской народности, и для этой цели занимался списыванием и составлением и распространением православных книг, отправлялся на киевский собор 1528 года против Мелетия Смотрицкого, строго отстаивал имущество Почаевского монастыря, захваченное Фирлеем, и т. п. И такой замечателеьный деятель кроме этого известен еще как устроитель и настоятель замечательнейшей в России обители Почаевской, удостоенный за свои подвиги от самого Господа высшего небесного прославления в нетлении мощей и даре чудотворения. – Надобно сознаться, что таких личностей немного в истории православной церкви на Волыни, в недрах которой преподобный Иов провел почти все лучшие годы своей жизни и деятельности. Тем более особого изучения заслуживает он в этой истории, для уяснения той вековой борьбы, которую предки наши вели некогда за православие и русскую народность. – Только тогда мы и можем понять всю силу этой борьбы, когда узнаем, что она имела во главе своей таких великих и замечательных деятелей. Не менее того замечательна и посмертная судьба преподобного Иова. Здесь, в этой судьбе история встречается с единственным, безпримерным обстоятелеством, когда латино-униаты, овладев православною Почаевскою святынею, заключавшеюся, между прочим, в нетленных останках преподобного Иова, задумали просить у папы разрешения на признание преподобного Иова угодником не только православной, но и латино-униатской церкви. Черта в высшей степени замечательная и поучительная особенно для современных латинствующих обитателей юго-западного края России. Теперб достаточно для них обратиться только к жизни преподобного Иова, чтобы в одной этой жизни сознать все превосходство православия, дарующего своей церкви таких великих угодников, которым сами латино-униаты не посмели отказать в их святости и досточтимости – до того, что наконец в пользу этой святости не боялись даже ходатайствовать у самого папы римского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Атрибуция трактата К., широко распространенная благодаря авторитету Протопопова, основана на прямом соотнесении указанных в рукописи РГБ. Ф. 205. 146 трех источников книги с 3 ее главами. Третья глава - это «Мусикийская грамматика» Дилецкого. Вторая глава, содержащая трактат «О пении божественном...», сопоставляется со словами «изысканием диакона Иоаникия Трофимова сына Коренева». Однако отождествлению 1-й главы с «письмами древних доброписцев» мешает помещенный там акростих «Диакон Иоаникии Трофимов сын Коренев», поэтому исследователь приписывает этот текст также К., чем разрушает логику своего доказательства. Надежнее связать с именем К. 1-ю главу, тогда как во 2-й главе читаются анонимно распространявшиеся трактат «О пении божественном...» и один из вариантов «Науки всея мусикии», что соотносится с безымянными «древними доброписцами». По общему мнению, трактат «О пении божественном...» написан в Москве. В самом тексте упоминается более широкая локализация - Великая Россия. Автор трактата обладает широким кругозором. Он, видимо, знает греч. и польск. языки, цитирует рукописные «Диалектику» прп. Иоанна Дамаскина, «Толкования на псалмы» свт. Василия Великого, Слова прп. Максима Грека, книги московской (Книга о вере. 1648; Грамматика Мелетия Смотрицкого. 1648) и киевской печати (Беседы Иоанна Златоуста на Деяния Апостолов. 1624; Цветная триодь. 1631), греческую Триодь, Свящ. Писание. Он осведомлен об истинных источниках книжной справы - греческих и киевских книгах, помещает музыку среди свободных искусств и знаком с некоторыми основами модальной теории. Предполагая в авторе трактата представителя киевской учености, владевшего помимо греч. и польск. языков латынью и ивритом, А. С. Цалай-Якименко сначала (1976) считала его одним из спутников иером. Епифания (Славинецкого) , приехавших с ним в Москву в 1644 г. (эта т. зр., как и датировка трактата 60-ми гг. XVII в., вызвала полемику, нашедшую отражение в письмах в редакцию ж. «Советская музыка» (1977, 1978)), а затем (2002) отождествила его с самим Епифанием.

http://pravenc.ru/text/2057254.html

«Боголюбцы» сыграли значительную роль в развитии книгопечатания. Благодаря деятельности кружка расширился круг книг, издававшихся Печатным двором: помимо богослужебных книг были выпущены учебная «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1648), полемические Сборник из 71 слова (1647) и «Книга о вере» игум. Нафанаила (1648, напечатана, по свидетельству диак. Феодора Иванова, «тщательством благаго духовника [царя.- архим. М.] Стефана Вонифатьевича»), «Собрание краткия науки о артикулах веры», содержащее «Малый Катехизис» свт. Петра (Могилы) (1649), Книга Кормчая (1650) и др. издания. В нач. 50-х гг. XVII в. В. получал жалованье на Печатном дворе. По мнению нек-рых исследователей, царь поручил В. наряду с Крутицким митр. Питиримом надзор за работой Печатного двора. Алексей Михайлович и В. по-новому понимали дело просвещения на Руси, считая необходимым привести рус. церковную жизнь в строгое соответствие с греческой. Эта позиция во многом сформировалась под влиянием приезда в 1649 г. в Москву Иерусалимского Патриарха Паисия , обратившего внимание царя на нек-рые расхождения между рус. и греч. богослужебными чинопоследованиями, после чего к царю обратился В., указывая на необходимость унификации. По-видимому, решение об исправлении рус. богослужебных книг по греческим и было началом церковной реформы, практическое осуществление к-рой, связанное с деятельностью Патриарха Никона, привело к расколу. Посредником в соотнесении рус. церковной жизни с греческой стала юго-западнорус. книжность, греч. книги почти не были использованы (привлекались отдельные совр. венецианские издания, а не греч. рукописи). Под влиянием В. и Ртищева была составлена царская грамота, благодаря к-рой для исправления рус. богослужебных книг из Киево-Могилянской коллегии в Москву 2 июля 1649 г. прибыли укр. дидаскалы Дамаскин (Птицкий) , Арсений Сатановский , Епифаний (Славинецкий) . Они преподавали в греко-лат. школе, созданной В. в кон. 40-х гг. в Москве на Государевом дворе. Москвичи при этом отмечали, что «киевляне всех укоряют и ни во что не ставят благочестивых протопопов Ивана [Неронова], и Стефана [Вонифатьева], и иных».

http://pravenc.ru/text/155232.html

В такой среде молодой инок Петр завершил свое образование, начатое за границей. Воодушевленный их примером, с благословения митрополита Иова (Борецкого) и архимандрита лавры Захарии (Копыстенского), он на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках. В 1627 году, после смерти архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов, 30-летний Петр был избран архимандритом лавры. Этого звания он не сложил и будучи митрополитом и всегда усиленно заботился о лавре. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь; он же основал Голосеевскую пустынь и на свой счет устроил богадельню. Много сил положил он и на основание высшего духовного училища в Киеве, необходимого для защиты Православия от униатов, получавших высшее образование в Риме и в своих коллегиях. Архимандрит Петр дождался возвращения посланных за границу юношей и поставил их учителями, взял ученых из Львовского братства, организовал в Киево-Печерской лавре училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 году перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Киево-Могилянской коллегии, которая в 1701 году была преобразована в Киевскую духовную академию. При училище было организовано первое общежитие для бедных учеников. Для содержания училища Петр (Могила) отдал несколько деревень из своего имения и волостей лаврских. Создание этого училища благословил патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, митрополит Киевский Исаия (Копинский, † 1640), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и братство лаврское. Один из братии подписался так: «Антоний Мужиловский, иеромонах и старец монастыря Печерского, в том кровь свою пролить готов». В 1628 году под руководством архимандрита Петра состоялось осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого. В 1632 году архимандрит Петр (Могила) был депутатом на сейме в Варшаве, избравшем нового короля польского Владислава IV. В это время усиленными стараниями Петра (Могилы) и других православных депутатов, в первый раз после основания унии, было торжественно признано существование Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий соглашения с польским королем Владиславом IV было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит Киевский Исаия (Копинский) был признан лишенным сана, а на его место был избран Петр (Могила) с сохранением лаврского архимандритства. Это избрание дало повод для упреков Петру в неблагодарности к своему благодетелю митрополиту Исаии. Но Петр понимал, что борьба с униатами еще только разгорается, что престарелый и слабый митрополит Исаия не может вести ее достаточно энергично; он сам поставил это на вид православным членам сейма и без колебаний принял избрание, а затем и хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Восточнослав. буквари отличаются от предшествовавших им южнослав. большой и сложно организованной учебной частью. Обязательные составные части восточнослав. старопечатного букваря определились уже в первом букваре Ивана Фёдорова (1574): 1) алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда - вертикальными столбцами сверху вниз); 2) расположенные в алфавитном порядке слоги, вначале обычно двухбуквенные, затем трехбуквенные; 3) грамматический и орфографический материал: образцы спряжений или склонений, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда о знаках препинания; перечни слов, к-рые должны писаться под титлом; 4) азбучный акростих («Азбука толковая о Христе», или «Христова азбука», нач.: «Аз есмь всему миру свет»); 5) текстовая часть, включающая молитвы, Символ веры, отрывки из Свящ. Писания, катехизические тексты. В нек-рых Б. ц. я. (М., 1634, 1637, 1657, 1664, 1679, 1694) есть раздел («Число церковное», «Числа»), раскрывающий числовое значение церковнослав. букв. Материалы в Б. ц. я.- буквы, слоги, грамматические примеры, богословские сентенции - располагаются в алфавитном порядке. Эволюция восточнослав. букваря предстает как его структурно-тематическое усложнение. Расширялась грамматическая часть. Напр., в букваре 1657 г. в разделах «Просодия верхняя, или ударение гласа» и «Строчная препинания» кратко излагаются соответствующие разделы грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. В ряде букварей в разделы о «просодии» включаются терминологические словарики, объясняющие названия ударений и знаков препинания. Ф. П. Поликарпов-Орлов ввел в свой букварь 1701 г. начальную фонетическую классификацию - «О разделении писмен славенских въкратце по грамматице». Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Усложнялась и текстовая часть Б. ц. я. В 3-й букварь Ивана Фёдорова (1578-1580), в анонимный букварь «Сиа книжка словенская, рекомая Грамматика» (Острог, 1598), в печатные буквари В.

http://pravenc.ru/text/153609.html

Вступив на патриарший престол уже в старости, он не мог быть таким советником молодому царю, какими были для царя патриарх Филарет, а после него патриарх Никон . Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами. Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя святого пророка Божия Илии в Ярославле в 1650 году патриарх принес в дар новой церкви частичку ризы Господней. Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева. В 1649 году справщики московской типографии подготовили к печати «в научение детям» полемический Краткий катехизис Петра Могилы . Учебная литература, представленная прежде лишь специальными Псалтирями, Часовниками, Азбуками и Букварями, пополнилась «Грамматикой» Мелетия Смотрицкого (1648). В истории русской книжности патриарх Иосиф остался прежде всего как покровитель книгопечатания. При нем было издано столько печатных книг, сколько не выходило ни при одном его предшественнике: всего 92 названия, многие из которых неоднократно переиздавались. Столичные типографы по благословению патриарха Иосифа выпустили немало новых, ранее никогда в Москве не печатавшихся изданий. Было начато благое дело сличения богослужебных книг с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 году были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения. В результате это благое начинание не дало положительных результатов. Тогда же был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения. При патриархе Иосифе были открыты мощи преподобного Саввы Звенигородского, преподобного Александра Свирского и святого князя Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митрополита Никона и соборному определению, были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество: патриарха Иова из Старицы, святого патриарха Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловецкого острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вызвана эта уния была политикой властей Речи Посполитой, которая была направлена на полную католизацию страны. Включив в состав Речи огромные восточные территории, населенные православными, поляки видели опасность в расколе страны по признаку веры. Тем более, польская шляхта открыто использовала религиозные основания, как повод для лишения прав и земель русской части шляхты, остающейся православной. Церковные иерархи, принявшие унию, были озабочены сохранением прежде всего церковных поместий и привилегий. Однако их выбор не приняло православное монашество, большая часть священников и простой народ, русские люди, которым еще предстояло через много веков стать «белорусами» и «украинцами». Позиция православных по сохранению веры предков и на её основе собственно русской национальной идентичности была очень твердой и порой принимала формы открытого сопротивления властям Речи Посполитой. Одной из форм борьбы за сохранение веры стало создание православных братств, объединявших торговцев, ремесленников, шляхту и духовенство. Именно эти братства стали первыми учебными заведениями, где в обучении использовался русский язык. В них появился и стал распространяться и первый учебник «славянской грамоты» Мелетия Смотрицкого. По этой книге все русские, и в Речи Посполитой, и в Московском царстве, учились читать и писать на протяжении полутора веков. В Могилёве православное братство возникло еще до заключения унии, в 1589-м году. Десять лет спустя жители города впервые проявили нрав, не впустив в Могилёв униатского архиепископа, сообщив ему, что они «как поклонника папы более не признают его за своего владыку». В 1618-м году заместителем Полоцкого архиепископа был назначен убежденный и ярый поборник унии Иосафат Кунцевич. Славен он был на тот момент тем, что за четыре года до этого в Киево-Печерском монастыре за проповедь унии возмущенные монахи его стащили с амвона и сильно избили. Осенью 1618-го года Иосафат Кунцевич отправился в непокорный Могилёв. Жители города узнали о визите заранее, и 9 октября, при приближении повозки Кунцевича к городу, в Могилёве забили колокола.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/py...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010