Исаакий, епископ Перемышльский (Борискович) Был послушником Киево-Печерской лавры. Затем перешел на служение к Александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем в качестве ученика и синкелла 12 в течение семи лет, до кончины патриарха. Многие годы подвязавшийся на Востоке и Афоне, по возвращении в Южную Россию он был назначен настоятелем Дерманского Троицкого монастыря, открытого князем Константином Острожским при содействии патриаршего экзарха Литовской митрополии. Князь Константин Острожский учредил в монастыре также типографию для православных. В 1614 году вторично путешествовал на Восток. С 1617 года – игумен Чернчицкого Спасского монастыря под Луцком. 11 января 1621 года Иерусалимским патриархом Феофаном, находившемся в Киеве, хиротонисан во епископа Луцкого. Вскоре был вытеснен униатами из епархии и жил сначала в Степанском, а потом в Киево-Михайловском монастыре. Делами своей епархии управлял из Киева. В 1625 году был в Москве на личном представлении государю Михаилу Федоровичу с письмами от Киевского митрополита Иова (Борецкого, † 1631) о принятии Малороссии в московское подданство. Но тогда эти просьбы были найдены несвоевременными. Принимал участие в киевском Соборе 1628 года, осудившем прокатолическое сочинение Полоцкого архиепископа Мелетия (Смотрицкого, † 1633) «Апология». 8 апреля 1633 года участвовал в хиротонии митрополита Киевского Петра (Могилы , † 1646). Оказал ему поддержку при учреждении им в Киеве высшего духовного училища. В 1633 году был насильно сведен униатами с кафедры. С 1633 по 1636 годы – епископ Перемышльский. Скончался в 1641 году в Киеве. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. кн. 2. – С. 315–318, 320, 405. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. ч. 2. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание/Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1473.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Леонтий, епископ Владимиро-Волынский и Брестский (нареченный) (Карпович Логгин или Логвин) Родился около 1580 года в семье священника, происходившего из Пинской шляхты. В детстве жил в Вильне и учился в школе Виленского православного братства (по другим сведениям, образование получил в русских школах Острожских на Волыни). В 1606 или 1608 году в сане иеродиакона написал сочинение «Обличение на унию», как очевидец Брестского сейма 1595 года. (По мнению других, он был светским человеком до 1610 года.) В 1609 году – депутат православного Виленского братства на Варшавском сейме. В 1610 году – писарь, старший типограф и корректор Виленского братства. За напечатание «Фриноса», сочинения Мелетия (Смотрицкого, † 1633), написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III был заточен в тюрьму, где провел два года. В 1613–1614 годах – строитель и первый архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. С 1615 года – первый архимандрит и начальник Виленского братства. С 1617 года – ректор Братской школы при Свято-Духовом монастыре. В 1620 году избран епископом Владимирским и Брестским, но скончался до хиротонии, в середине сентября 1620 года. 2 ноября 1620 года архиепископ Мелетий (Смотрицкий) произнес в Вильне поминальное слово при отпевании своего бывшего наставника епископа Леонтия, изданное впоследствии под названием «Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича». В этом слове архиепископ Мелетий отмечал: «Вообще он был словом и делом инок-подвижник, хотя от природы был сложения очень слабого, здоровья очень плохого и надломлен во всех телесных силах двухгодичным заключением в оковах... Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат самые язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа остается неповрежденным и не издающим запаха». Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, в сочинении своем, написанном в 1621 году, оставил о епископе Леонтии следующий отзыв: «Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборонца благочестия», а строгости монашеской его жизни отдавали справедливость даже ярые униаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В день преставления Михайлы Васильевича Ломоносова – размышления о пути «русского Леонардо». Л.С.Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. 1787 г. 1200 километров – много это или мало? Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд – за 20, на автомобиле путь займет часов 16. А пешком пробовали? 19-летний сын зажиточного помора Михайло Ломоносов попробовал – путь из деревни Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии до самого центра первопрестольной занял у него три недели. Биография Михайлы Васильевича, с одной стороны, хорошо изучена и описана. С другой – предельная мифологизация образа самородка, пробивающего себе путь к признанию вопреки обстоятельствам, превратила Ломоносова из живого, имеющего право ошибаться человека в некий непогрешимый символ русского самосознания. Именно такое отношение по большей части остается у школьников – «высокий недоступный идеал», «памятник». Словом, тот, с кем невозможно полемизировать. Целостному восприятию личности Михайлы Васильевича это, безусловно, мешает. Вслед за караваном Михайло Ломоносов на пути в Москву. Художник: Н.И. Кисляков, 1948 г. С детских лет Михайло стал участвовать в делах, составляющих каждодневный труд сельских жителей: пас скот, помогал в поле и на постройках, а уже с десяти лет начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел. Все это – занятия, типичные для ребят его возраста и окружения. Выделяло мальчика из их среды другое: непреодолимая тяга к знаниям, которая и «соткала» из обыкновенной жизни простого подростка фабулу настоящей волшебной сказки и приключенческого романа одновременно. По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить. У односельчан он раздобыл «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого. Она давала представление о книжной поэзии: знакомые слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. В то время как внутренний мир Михайлы обогащался новыми знаниями, во «внешней» его жизни происходили печальные события. Мальчик, в девять лет потерявший маму, живет с отцом и его новой женой, но и она вскоре умирает и отец женится в третий раз. Обе мачехи недолюбливали тянувшегося к знаниям мальчика, сокрушаясь о том, что тот сидит «попусту за книгами». Через много лет Ломоносов будет вспоминать: «Я… имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы».

http://pravoslavie.ru/92493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Княгиницкий Иван, в постриге в малую схиму Иезекииль; ок. 1550, Тысменица (совр. Ивано-Франковская обл., Украина) - 29.12. 1621, Манявский Крестовоздвиженский мон-рь (совр. Ивано-Франковская обл.)), прп. (пам. 29 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Манявский. Биография Основным источником сведений об И. является соч. «Житие и жизнь преподобного отца нашего Иова, и о сконьчании его, и о составлении святыя обители Скитския, вкратце списано», составленное современником и почитателем святого иером. Угорницкого Михайловского мон-ря Игнатием из Любартова (по-видимому, из мест. Любар (Любартов), ныне поселок городского типа в Житомирской обл., Украина). Некоторые исследователи отождествляют автора жизнеописания И. с игум. тригорского в честь Преображения Господня монастыря Игнатием (Симоновичем), участвовавшим в Киевском Соборе 13-16 авг. 1628 г., на к-ром разбирались униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Сочинение Игнатия из Любартова (вместе со списками «Завета духовного» и «Регулы», в создании к-рых, по всей видимости, принимал участие И.) было обнаружено А. С. Петрушевичем в кон. 50-х гг. XIX в. в архиве базилианского Подгорецкого Благовещенского мон-ря. А. А. Титову были известны еще 2 списка Жития И.: в собраниях И. А. Вахромеева и С. Т. Большакова (История Манявского скита с его основания до закрытия: (1611-1785 гг.)/Пер., авт. вступ. ст.: А. А. Титов. М., 1907 [оттиск из: ДЧ. 1907. 6-9]). Собор Галицких святых. Икона. 2001 г. (Георгиевская ц. во Львове) Собор Галицких святых. Икона. 2001 г. (Георгиевская ц. во Львове) В Житии И. сообщается, что он род. «от благородных родителей, в богатстве доволних суще». Род земян Княгиницких (земяне - мелкопоместные землевладельцы, владевшие землей при условии несения воинской службы), как считается, происходил из с. Княгинин близ Тысменицы. По мнению прот. Феодора Титова , родственниками И. были влиятельные галицкие шляхтичи Балабаны ( Титов. 1906. Т. 7. Стб. 220). Святой получил начальное образование в школе при Уневском Успенском муж. мон-ре (в совр. с. Унев Перемышлянского р-на Львовской обл.), позже учился в Острожском коллегиуме (с 1580 академия), куда поступил «для совершеннейших наук». По окончании коллегиума преподавал в нем и одновременно проходил службу при дворе старосты Петра Смединского, одного из близких сподвижников кн. Константина Константиновича Острожского. И. Княгиницкий пользовался благосклонностью Смединского и кн. Константина, для сына последнего - Александра - Княгиницкий переписал Псалтирь.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Президент Украины подписал указ об увековечении памяти Мелетия Смотрицкого 2 мая 2007 г. 10:28 Президент Украины Виктор Ющенко в конце апреля подписал указ об увековечении памяти Мелетия Смотрицкого. Как сообщает официальное интернет-представительство президента Украины, указ подписан, учитывая важное значение первой церковнославянской «Грамматики» Мелетия Смотрицкого в развитии восточноевропейских науки и культуры, в связи с празднованием в 2008 году 430-летия со дня рождения выдающегося ученого, общественного и религиозного деятеля и в поддержку инициативы Национального совета по вопросам культуры и духовности. Кабинету министров поручено разработать вместе с Национальной академией наук Украины, Ривненской областной государственной администрацией и утвердить план мероприятий празднования 430-летия со дня рождения Мелетия Смотрицкого, предусмотрев, в частности:проведение в городе Острог, Национальном университете «Острожская академия» и других местах, связанных с жизнью и деятельностью Мелетия Смотрицкого, тематических конференций, лекций, бесед и других мероприятий, посвященных этому выдающемуся деятелю и его наследию, издание монографии о жизни и деятельности Мелетия Смотрицкого. Также правительство должно обеспечить вместе с Ривненской областной государственной администрацией благоустройство площади Смотрицких в городе Острог с установкой на ней памятника, осуществить при участии Национальной академии наук Украины подготовку и выпуск научного издания «Грамматики» Мелетия Смотрицкого; обеспечить вместе с Министерством образования и науки Украины достройку гуманитарного корпуса Национального университета «Острожская академия». Министерству образования и науки Украины и Национальному университету «Острожская академия» следует изучить вопрос о возможности создания при этом Университете научно-исследовательского института образовательно-культурного и духовного наследия выдающихся деятелей Острожской академии. Мелетий Смотрицкий (1577-1633) — публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Зап. Руси, издавший в 1619 г. первую подробную грамматику церковнославянского языка, которую М.В. Ломоносов назвал «вратами учёности». (1619), а также ряд полемических церковных трудов. УНИАН /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/234404.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ипполитович-Черхавский; † не позднее окт. 1636), правосл. еп. Холмский (1621-1633). Происходил, по-видимому, из сел. Черхава, к югу от г. Самбора (ныне Украина). Поставлен на Холмскую кафедру Иерусалимским патриархом Феофаном IV в нач. февр. 1621 г. в мест. Животов (ныне с. Новоживотов Оратовского р-на Винницкой обл., Украина), в имении князей Четвертинских. П. являлся членом Луцкого братства; его кандидатура для поставления во епископа была, вероятно, выдвинута волынской православной шляхтой. В тяжелых условиях после непризнания правосл. архиереев гос. властью П. пришлось вести борьбу с униат. Холмским еп. Афанасием Пакостой за влияние на местное общество. В 1621-1624 гг. резиденцией П. был Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь на Буге, где епископ находился под патронатом протестант. магната Р. Лехцинского. В 1624 г. резиденцией П. стал Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь близ Ковеля на Волыни. В 1626 г. П. призвали мещане одного из главных центров его епархии - Белза. Епископ ставил там священников, созвал «синод». Против этих действий выступил униат. Киевский митр. Иосиф Вельямин Рутский , взявший Холмскую униат. епархию в управление после смерти Пакосты. О достигнутых П. успехах говорит упоминание в актах Киевского Собора 1628 г. игум. Феодосия из скита в Угорниках как прота мон-рей в воеводствах Русском, Подольском и Белзском. П. присутствовал на встрече епископов в Гродке в 1628 г., на Киевском Соборе в авг. 1628 г., когда были осуждены сочинения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) . В 1629 г. упоминается наместник архиерея в Люблинском братстве Теофил Леонтович. 28 апр. 1633 г. П. участвовал в хиротонии свт. Петра (Могилы). Последние годы жизни П., лишенный кафедры, провел в Милецком мон-ре, где и скончался. Ист.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. С. 312, 315, 324; АВАК. 1896. Т. 23. 75. С. 61-63; 1900. Т. 27. 350. С. 354; Бевзо О. Льbibckuй лimonuc i Острозький лimonuceць. К., 1971. С. 111; Пом " яник луцького Хрестовоздвиженьского братства. Луцк, 2000. С. 7; Мицик Ю. 3 мamepiaлib до «Украïнського православного дunлoмamapiя», XII-XIII ст.//Haykobi записки [НАУКМА]. К., 2001. Т. 19: Ист. науки. С. 8, 9; ПСРЛ. СПб., 2003. Т. 40. С. 157. Лит.: Железнякович С. История яблочинского Свято-Онуфриевского мон-ря. Варшава, 2006. Т. 1. С. 55-58; Гopih С. Mohacmupi Зaxiдhoï Boлuhi (2-а пол. XV - 1-а пол. XVII ст. Льbib, 2007. С. 202-203, 213-214, 220; Jil A. Paisjusz Hipolitowicz Czerhawski - Chelmski biskup prawosawny 1621-1636//Koció unicki w Rzeczypospolitey. Biaystock, 2010; он же. Паисий Черхавский - правосл. Холмский епископ (1621-1636)//Православие Украины и Московской Руси в XVI-XVII вв.: Общее и различное. М., 2012. С. 184-207. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578669.html

языка «Буковница» Герасима Ворбозомского и «Книга, глаголемая Буквы граммотичнаго учения», в грамматических трудах Ф. П. Поликарпова-Орлова 20-х гг. XVIII в., в «Грамматике беседословной» Ивана Иконника 1733 г. и др. Даже после появления первых печатных грамматик церковнослав. языка Лаврентия Зизания (Вильно, 1596) и Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619) в Московской Руси до 2-й пол. XVII в. трактат «О в. ч. с.» рассматривался как наиболее авторитетный источник, по отношению к которому все остальные филологические труды воспринимались как вторичные. По модели, заданной в трактате, был подвергнут переработке текст Грамматики Лаврентия Зизания в ее великорусских рукописных версиях XVII в. «Осмочастием» руководствовались и справщики Московского Печатного двора , готовившие 2-е изд. Грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1648 г. В соответствии с системой частей речи, заданной в трактате, они отказались от введенного Мелетием (Смотрицким) междометия, кодифицировав вместо него «различие». О безусловной приверженности московских справщиков грамматической систематике и терминологии трактата «О в. ч. с.» свидетельствуют и новые разделы, включенные ими в текст Мелетия (Смотрицкого): предисловие, сводная таблица именных окончаний перед парадигмами склонения и грамматический разбор «по осмочастному разуму» всех словоформ в молитвах «Царю небесный» и «Отче наш». Исключительный авторитет трактата «О в. ч. с.» в славянской правосл. книжности был обусловлен не только его содержательностью, но и принятой в рукописной традиции его атрибуцией прп. Иоанну Дамаскину. Отношение к трактату как к богословско-догматическому сочинению правосл. святого делало его «грамматическим каноном православия» ( Мечковская. 1984. С. 36). Производные от названия трактата слова и выражения: «осмочастие», «осмочастный разум», «осмочастное учение», получив терминологический статус, по меньшей мере до 2-й пол. XVII в. употреблялись в значении «описание грамматического устройства языка», в то время как «грамматикой» в букв.

http://pravenc.ru/text/2578025.html

После открытого перехода Мелетия (Смотрицкого) в унию в 1627 г. М. стал одним из самых острых его критиков. На Киевском Соборе в 1628 г. проуниат. произведение Мелетия «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych...» (Апология паломничества в страны восточные...) подверглось сокрушительной критике. Разбор «Апологии...» был предпринят М. и Лаврентием Зизанием (см. в ст. Зизании ) по поручению митр. Иова (Борецкого). Изучение трактата продолжалось ок. 4 недель, после чего было вынесено неблагоприятное заключение. На Соборе М. требовал, чтобы Смотрицкий отрекся от своих ошибок и пообещал, что не будет действовать против правосл. Церкви. Смотрицкий называл М. и Лаврентия Зизания фактическими руководителями Собора 1628 г. В ответ на соч. Смотрицкого «Protestatia przeciwko Soborowi w tym roku 1628. we dni Augusta miesica, w Kijowie w monasteru Pieczerskim obchodzonemu...» (Протест против Собора, в том году 1628 в дни августа в Киеве в монастыре Печерском состоявшегося...) М. написал полемический труд «Антидотум», изданный в 1629 г., по-видимому, в Вильно. Смотрицкий ему ответил, М. не стал продолжать полемику, в немалой степени еще и потому, что часть правосл. духовенства поддержала идею Смотрицкого об объединении Руси униатской и православной. Однако объединительный собор, назначенный на окт. 1629 г. во Львове, не состоялся. В 1629 г. М. вел активную деятельность, часто выезжал из Слуцка. В нач. янв., находясь в мон-ре Св. Духа в Вильно, он получил ранение в голову во время нападения униатов (свидетельство братских старост Л. Древинского и Б. М. Огинского). В нач. июля М. находился в Киеве на Соборе, созванном Иовом (Борецким) для выработки позиции в отношении объединения с униатами. Киевский Собор 1629 г. под давлением казачества заблокировал проект объединения. Вслед. поездки в Киев между М. и его патроном возник конфликт. Противники протопопа в Слуцке решили дискредитировать его в глазах К. Радзивилла, не советовавшего М. ехать в Киев. Оппозицию протопопу создал слуцкий протестант.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

После ухода в 1611 г. из В. м. Рутского его место занял бывш. Патриарх Московский и всея Руси Игнатий († ок. 1640), к-рый в 1612 г. вместе с поляками бежал из Москвы, осажденной войсками кн. Д. М. Пожарского и К. Минина . В Речи Посполитой он перешел в униатство. При нем в 1613 г. к В. м. был присоединен ставший также униатским минский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь. Последний в 1635 г. был объединен с минским в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рем . В 1617 г. троицкие монахи вызвали на публичный диспут правосл. насельников Свято-Духова мон-ря, однако последние отказались, не надеясь на беспристрастность судей. Материалы несостоявшегося диспута с изложением униатской позиции опубликовал в том же году троицкий архим. Лев Кревза в соч. «Obrona jednoci cerkiewney» (Оборона церковной унии). Особенно активно полемика между правосл. Свято-Духовым и униатским Троицким мон-рями разгорелась в связи с лит. деятельностью Мелетия (Смотрицкого) , отстаивавшего в те годы Православие. В 1620 г. Виленское правосл. братство издало в защиту восстановленной западнорус. правосл. иерархии трактат Мелетия «Veryficatia niewinnoci» (Оправдание невинности). В ответ троицкие монахи выпустили кн. «Sowita wina» (Сугубая вина) (Wilno, 1621), сочиненную будто бы митр. Рутским, в к-рой называли правосл. архиереев преступниками, нарушившими гос. законы. В ходе полемики В. м. опубликовал направленные против «схизматиков» (православных) сочинения «List do zakonnikow monastera cerkwie S. Ducha wilenskiego» (Послание законникам виленского монастыря церкви Святого Духа), «Examen Obrony» (Экзамен обороны) (оба: Wilno, 1621), содержавшие упреки и брань в адрес Свято-Духовского братства и Мелетия (Смотрицкого), а также соч. Антония Селявы «Antelenchus» (Wilno, 1622). Помимо письменных оскорблений правосл. братчики подвергались частым физическим нападениям со стороны троицких монахов-униатов, студентов униатской семинарии (перечень обид, нанесенных униатами правосл. братству см.: Документы, относящиеся к истории унии).

http://pravenc.ru/text/158630.html

Вместе с тем очень важно, что митрополит Макарий не жертвовал объективностью своего подхода и тогда, когда речь заходила о склонности того или иного деятеля православия к унии или сближению с протестантами. Автор показал, что и митрополит Иов Борецкий, и митрополит Петр Могила допускали возможность заключения новой унии с католической Церковью. Епископ Львовский Гедеон Балабан в период до 1596 г. был одним из тех, кто активно подготовлял унию. Особенно интересен и важен в этом отношении пример Мелетия Смотрицкого, сначала одного из главных православных полемистов, затем убежденного униата, которому митрополит Макарий уделяет много внимания, объясняя переход в унию неустойчивостью религиозных взглядов Мелетия. В целом, показывая колебания представителей православной иерархии, автор пересматривает упрощенную схему, предлагавшуюся его предшественниками, сводившими всю проблему к борьбе православной Церкви против интриг иеузитов и политического натиска королевской власти. Труд высокопреосвященного историка показал, что дело было гораздо сложнее и что значительная часть православной иерархии после 1596 г. оставалась под влиянием идей унии. С другой стороны, автор показывает и тесное политическое сближение православных с протестантами: это выражалось в постоянных контактах и переписке православных иерархов с лидерами польских протестантов (например, с Кшиштофом II Радзивиллом), в совместных выступлениях на сеймах в защиту религиозных свобод и прав православной Церкви, в участии протестантов на стороне православных в литературной полемике с католиками и униатами, в создании православно-протестантской конфедерации в Вильно в 1599 г. Сегодня историкам известно много больше о такого рода сотрудничестве и о влиянии протестантизма на православных полемистов, однако вопрос о характере этого сотрудничества и о степени влияния протестанства на идейную жизнь православия нуждается в специальном исследовании. Митрополит Макарий первым среди отечественных историков указал на роль этого фактора в истории православной Церкви Речи Посполитой.

http://sedmitza.ru/lib/text/436086/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010