А.А. Половцов Христофор Филалет Христофор Филалет , один из выдающихся представителей православной стороны в богословской полемике по поводу Брестского собора, автор замечательного сочинения, по-польски озаглавленного «Apokrisis abo odpowied na xiki o synodzie Brzeskim». Приурочивая сведения о лице, написавшем Апокрисис, к имени Христофора Филалета, надо во-первых сказать, что имя это, если не все, то по крайней мере его вторая часть (Филалет – любящий истину), псевдоним. Сообщение базилианца Игнатия Стебельского (Dwa wielkie swiatla… 1781) о том, что автор Апокрисиса был некий Христофор Бронский нельзя не назвать сомнительным; оно основывается лишь на показании Мелетия Смотрицкого о передаче Христофору Филалету в пожизненное владение за Апокрисис какого-то местечка, на словах Иакова Суши (1666 г.) о том, что будто даритель был князь Константин Острожский, и наконец, на сведении самого Стебельского, заключающемся в том, что в числе одаренных кн. Константином был некто Христофор Бронский, получивший от него украинское местечко Вильск; сопоставление указаний Суши и Смотрицкого со своим собственным и дало Стебельскому повод называть автором Апокрисиса Христофора Бронского. На вопрос, кто был автор Апокрисиса, можно с уверенностью ответить, основываясь на словах его книги, только то, что так называемый Филалет принадлежал не к духовенству, а к шляхетскому роду. Содержание книги свидетельствует о выдающемся богословском таланте автора, ясности его ума и громадной начитанности в богословской литературе. Некоторые отличия в его вероисповедных убеждениях от того, что принято православной церковью, побудили некоторых исследователей считать его то кальвинистом, то протестантом, то отступником православия; другие, напротив, считают его православным, воспитанником православных школ, хотя и довершившим свое образование за границей; этот вопрос о его вероисповедании до сих пор остается спорным. «πχρισις abo odpowied na xiki o synodzie Brzeskim, imieniem ludzi staroytney religiey greckiey, przez Christophora Philaletha w porywcz dana» (1597), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В.В. Виноградов Действительность, действительный ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ Слово действительность образовано от прилагательного действительный, которое, в свою очередь, произошло от глагола «дйствити». Глагол «дйствити» (νεργεν, agere), как синоним глагола диствовати, отмечен в «Церковно-славянском словаре» А. X. Востокова. По типу словообразования параллелью к действительный могут служить слова чувствительный, а также старинное и просторечное пользительный. Слово действительный появилось в русском литературном языке не ранее второй половины XVII b., когда в высоком стиле становятся особенно модными и активными «причастно-детельные» (как тогда их называли) прилагательные с суффиксом -тельный. Действительный сперва обозначало «действующий, активный, имеющий полную свою силу, действенный». Синонимность с более древним прилагательным действенный, унаследованным от старославянского языка (ср. у Мелетия Смотрицкого: действенный глагол, т. е. глагол действительного залога), была преодолена тем, что слово действительный, вступив в круг стилей официально-делового языка, развило новые оттенки: 1) «фактический, осуществляемый на деле, в противоположность номинальному, существующему только на словах, формально». Например, действительная служба, действительный член; 2) «точный, истинный, подлинный, не подлежащий сомнению». Например, это его действительные слова. Оба эти новых смысловых оттенка развились у слова действительный в русском литературном языке XVIII b. «Два колодезя – самые ближайшие к главному источнику, и потому самые действительные – бывают всегда открыты для бедных» (Карамзин, Письма русского путешественника//Моск. журн., 1792, ч. 5, с. 18). Вся эта система значений нашла себе довольно ясное отражение в словарях Академии Российской и в словаре 1847 г. Здесь читаем: «Действительный, ая, ое, -лен, -льна, о, пр. 1) «Имеющий полную свою силу». Действительное лекарство. 2) «Не подлежащий сомнению; точный, истинный». Это его действительные слова. Действительный тайный советник. Чин 2 класса. – Действительный статский советник. Чин 4 класса. – Действительная служба. Служба, отправляемая самым делом. – Действительный член. Член ученого общества, действительно исполняющий свои обязанности по обществу. – Действительный глагол. Грам. Глагол, обозначающий действие одного предмета на другой» (сл. 1847, 1, с. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Мелетий Смотрицкий Мелетий Смотрицкий, Архиепископ Полотский, Епископ Витебский и Мстиславский, Архимандрит Виленский и Дерманский, муж между современниками знаменитый знанием ученых языков и вообще Словесных Наук, родился и воспитан в Православии, пострижен в Православном Виленском Святодухове Монастыре, и там проходил Монашеские должности. Он имел несчастие жить в таком веке и в таком месте, где Православие подвержено было тогда сильному и жестокому гонению от Папистов и Униатов, и где одни только отвергавшиеся оного были безопасны. Сперва отличался он ревностной защитой Церкви Восточной, и когда распространившаяся Уния утесняла Православных и совращала многих, то Мелетий под именем Феофила Орфолога в Вильне 1610 г. в 4 долю листа издал на Польском языке книгу под названием Θρενος, т.е. Плач Восточной Церкви на отпадение неких от древней Веры Греческой и от послушания Патриарху Константинопольскому 46 , с Польским переводом книги Изложение Догматов Веры, около того времени Кириллом Лукарем на Греческом и Латинском языках сочиненной. На сию книгу Иезуит Скарга того же года в Кракове издал сочинение свое под названием Предостережение Руси на Польск. языке. Некоторые и другие из Православных тогда писали на Униатов; а многие соглашались лучше отдавать детей своих на воспитание в Лютеранские школы, нежели в Католические и Униатские. Сам Мелетий двух родственников своих, Евстафия Гизеля и Георгия Смотрицкого, отправил для продолжения наук в славную тогда Лютеранскую Гимназию, бывшую в Силезской Вифании. Сия же ненависть к Унии была причиной, что многие Князья и даже некоторые Духовные предавались в Исповедание Лютеранское, а в 1599 году было в Вильне торжественное собрание для Конфедерации Неунитов с Лютеранами. Мелетий, однако ж, не был виден в сем сговоре, хотя после и сам признался в склонности к оному. В 1620 году, когда скончался Православный Епископ Владимирский и Берестенский, Леонтий Карпович, верный и ревностный Пастырь своего стада, то Мелетий почтил память его прекрасным Надгробным Словом, которое того же года в Вильне и напечатано в 4 долю листа под заглавием: Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, Епископа Володимирского, и Берестинского, Архимандрита Виленского чрез Мелетия Смотрицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Мелетий, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский (Смотрицкий Максим Герасимович) Родился в 1577 году в семье Каменецкого писаря, позднее ректора Острожской коллегии, Герасима Даниловича Смотрицкого, написавшего предисловие и стихи для Острожской Библии 1581 года. Первоначальное образование получил под непосредственным руководством отца и грека Кирилла Лукариса, впоследствии Константинопольского патриарха. После смерти отца Мелетий был послан князем Константином Константиновичем Острожским для продолжения образования на философский факультет Виленской иезуитской академии, где учился с 1594 по 1600 год (по другим данным, в 1601–1604 годах). С 1601 года, после Лаврентия Зизания, становится духовным наставником молодого белорусского князя Богдана Богдановича Соломерецкого. Вместе с ним отправился в Западную Европу для усовершенствования в науках – в Лейпцигский и Виттенбергский университеты, где тогда господствовали идеи Лютера, Кальвина, Цвингли. Вернувшись в 1607 году на родину, Мелетий некоторое время провел в имении князя Соломерецкого около Минска, где, как свидетельствует Якоб Суша, пользовался огромным авторитетом у простого народа, который «стекался к нему как к оракулу». Около 1608 года Мелетий отправился в Виленское православное братство при монастыре Святой Троицы, где в то время находился один из центров православной оппозиции наступающей контрреформации. Здесь он познакомился с одним из выдающихся деятелей белорусской культуры – писателем-полемистом, позже архимандритом Виленского Свято-Духова монастыря Леонтием (Карповичем, † 1620), стал его верным соратником. В 1610 году издал талантливое полемическое сочинение против униатов и латинян, называемое «Фринос» («Лямент»), то есть «Плач Восточной Церкви». В этой книге Мелетий призывал к консолидации сил народов Белоруссии и Украины в борьбе с наступающим католицизмом. Около 1615 года Мелетий написал на польском языке «Трактат об исхождении Святого Духа», а также «Палинодию». Примерно с 1615 по 1617 годы Мелетий находился в Киеве; в 1617 году возвратился в Вильну, был учителем в местечке Евье (теперь Вевис) в 40 км от Вильны, преподавал там «свободные науки» и славянский язык. В 1617 году пострижен в монашество архимандритом Леонтием (Карповичем, † 1620).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

III. Митрополит Исаия Копинский К оглавлению Два лица преимущественно могли считаться кандидатами на митрополитскую кафедру по смерти митрополита Иова: Смоленский и Черниговский архиепископ Исаия Копинский и архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Первый преимуществовал пред всеми по своему сану и по своим духовным качествам. Он один оставался теперь архиепископом у православных по отпадении Мелетия Смотрицкого в унию. Известен был всем как высокий подвижник, много лет проведший в Антониевой пещере Киевской лавры, устроивший потом несколько монастырей и копавший пещеры собственными руками даже в сане епископа. Но наиболее выдавался Исаия в глазах народа своею пламенною ревностию о православии, наиболее прославился своими универсалами (1628), в которых, извещая православных об опасности, угрожавшей их вере, смело восставал не только против Смотрицкого, но и против самого митрополита, замышлявших сближение с униею. Второй, т. е. Петр Могила, возвышался над всеми в Русской Церкви своими внешними преимуществами: как человек знатный, «воеводич земель молдавских», что обыкновенно и выставлял в самом своем титуле; как человек богатый, чего недоставало тогдашним православным владыкам и что для тогдашнего митрополита было весьма нужно для удовлетворения самых существенных потребностей Церкви, и, наконец, как настоятель в собственном смысле ставропигиальной лавры, вследствие чего признавал над собою власть только Вселенского патриарха, не был подчинен никому из русских архиереев и занимал среди русского духовенства самое почетное и независимое положение, называясь не просто архимандритом, но иногда, даже в официальных бумагах, «великим архимандритом св. великой чудотворной лавры Печерской» . На Могилу, как на своего преемника, как бы предуказал сам митрополит Иов, когда, величая его в своем духовном завещании также «великим архимандритом», избрал его первым опекуном не только своего имущества, но и своего Киево-Михайловского монастыря и предоставил ему окончить начатую здесь колокольню.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

А.А. Половцов Леонтий (Карпович), епископ Владимирский и Брестский Леонтий (Карпович), епископ Владимирский и Брестский; сын священника, родился около 1580 года и по происхождению принадлежал к шляхте Пинского повета. С ранних лет детства он жил в Вильне и, вероятно, учился в школе Виленского православного братства (по другому мнению, он получил образование в славных в то время русских школах Острожских на Волыни вместе со знаменитым гетманом Запорожского войска Петром Конашевичем-Сагайдачным). В 1606 году Леонтий, по словам Филарета, архиепископа Черниговского, в 1608 году в сане иеродиакона Печерского (по мнению других – он был светским человеком до 1610 года) написал сочинение «Обличение на унию», где описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 года. В 1609 году Леонтий Карпович был на сейме Варшавском, как депутат православного Виленского братства. В 1610 году он был уже писарем, старшим типографом и корректором Виленского братства и за напечатание «Фриноса», сочинения Мелетия Смотрицкого, написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III, был схвачен слугами виленского бискупа и в Великую субботу посажен в тюрьму, в которой провел два года. Это «исповедничество» Карповича в связи с его предшествующими трудами на пользу братства было причиною того, что он почти тотчас же по освобождении из тюрьмы сделался «попом церкве новое и старшим братства тое ж церкве». В 1613 и 1614 годах Леонтий Карпович является строителем Виленского Свято-Духова монастыря, воздвигнутого недалеко от Троицкого монастыря, отнятого у православного братства униатами, делается первым архимандритом его, начальником Виленского братства, а в 1617 году ректором братской школы при Свято-Духовом монастыре; доказательством последнего служат пять речей учеников, произнесенных ими в 1618 и ближайшие к этому годы и находящихся в одном из сборников Киево-Софийской библиотеки, и отчасти написанное им на чистом церковнославянском языке от имени Виленского братства к братству Львовскому послание («Акты, относ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иов, митрополит Киевский и Галицкий (Борецкий Иван Матвеевич) Родился в Галиции в местечке Боречи. Есть предположение, что образование получил в заграничных учебных заведениях. Окончил Львовскую Братскую школу и с 1604 года стал ее ректором и преподавателем латинского и греческого языков. Затем священник в Киеве. С 1617 года – первый ректор Киевского Богоявленского Братского училища. В 1618 году пострижен в монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. С 1619 года – игумен этого же монастыря. 9 октября 1620 года Иерусалимским патриахом Феофаном хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан митрополита. 22 марта 1621 года королевскими универсалами был объявлен шпионом и возмутителем республики и подлежал заключению в тюрьму. 25 мая того же года подал протест на митрополита и епископов униатских, распространявших ложные слухи о его самозванстве. В 1628 году собрал в Киеве большой Собор по разбору дела о переходе в унию архиепископа Мелетия (Смотрицкого, – 1633). Скончался 2 марта 1631 года, не признанный польским правительством в сане митрополита. Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Митрополит Иов занял кафедру в трудное время, когда большинство епископов в подчиненных Польше епархиях отпало в унию, изменив Православию. Даже Киевскую митрополичью кафедру некоторое время занимали униаты. Потом она пустовала, так как не было возможности поставить туда православного митрополита. Когда в 1620 году в Киеве проездом оказался Иерусалимский патриарх Феофан, весь народ, духовенство, дворянство и запорожские казаки во главе с гетманом П. К. Сагайдачным упросили его поставить им православного митрополита и епископов. Патриарх Феофан выполнил их неотступную просьбу, посвятив митрополита Иова и других. Однако после отъезда патриарха начались ужасающие по жестокости и изуверству преследования православных со стороны иезуитов и униатов. Как сказано выше, сам митрополит был объявлен шпионом и возмутителем республики, подлежащим заключению в тюрьму, и он был вынужден защищаться, подав в сейм протест против действий униатов. Преследования ненадолго прекратились, когда гетман Сагайдачный, отправленный на войну против турок, услышал о происходящем и вернулся в Малороссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Катехизисы русские Катехизисы русские и вообще символические (не в строгом смысле) книги русской православной церкви. Символическими книгами русской церкви, т. е. книгами, свидетельствующими о вероучении русской церкви и признанными ею в таком достоинстве, являются «Православное Исповедание» ( Петра Могилы) , Пространный и Христианский катехизис (митр. Филарета), Кроме этих книг есть несколько изложений вероучения православной церкви, которые хотя и не имеют равного с первыми достоинства, но имеют значение или как памятники вероисповедные целой группы лиц известной эпохи, или – значение попытки создать символическую книгу православной церкви; таковы, напр., катехизис Лаврентия Зизания, митр. Платона, Беликова и др. – Первым опытом создания символической книги в русской церкви был «Большой катехизис». Попытка Мелетия Смотрицкого дать катехизис была неудачна: он, хотя и написал его в 1623 г., но не мог издать, потому что не получил одобрения церковной власти, так как его катехизис оказался более латинским, чем православным. I) Большой катехизис Лаврентия Зизания. Большим катехизисом называется книга, заключающая в себе изложение веры в вопросах и ответах и написанная Лаврентием Зизанием. Он носит заглавие: «Книга, глаголемая по-гречески катехизис, по-литовски оглашение, русским же языком нарицается беседословие. Избрана от божественных писаний, Евангельские проповеди и Апостольских учений и святых богоносных отец в вопросах и ответех, рекше во образе хотящего разумети, и во образе могущего разум дати». Называется «Большим» в отличие от Малого, напечатанного при патриархе Иосифе (1649 г.). Составителем катехизиса был ученый юго-западной Руси Лаврентий Зизаний Тустановский. В составлении катехизиса для православных чувствовалась крайняя нужда. До этого времени православные на Востоке и в Россия пользовались древними исповеданиями и изложениями веры, направленными против древних ересей, равно вероизложениями, явившимися по разделении церквей и направленными против латинских заблуждений. Но с XVI в., когда явилась реформация, возникли новые догматические заблуждения, когда и католики, и протестанты составили катехизисы, каждый с особенностями своего вероучения, тогда прежние изложения веры православных оказались недостаточными. Для борьбы с инославной пропагандой настала необходимость в особой символической книге, в которой могли бы находить для себя подробное, данное от имени самой церкви, руководство в деле веры, а также ответы на все новые вопросы, возникшие благодаря реформации. Составление катехизиса Лаврентием Зизанием и было одной из попыток удовлетворить этой нужде православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

М. В. Ломоносов. Гравюра Э. Фессара. 1757 г. Михаил Васильевич (8.11.1711, дер. Мишанинская (Машанинская), близ Холмогор Архангелогородской губ.- 4.04.1765, С.-Петербург), ученый-естественник, поэт, филолог, историк; академик С.-Петербургской АН (1745), почетный член Шведской (1760), Болонской АН (1764) и С.-Петербургской АХ (1763). Род. в семье черносошного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова (1681-1741) и Елены Ивановны (урожд. Сивковой; † 1720), дочери диакона Матигорского Николаевского прихода. После ее смерти отец Л. еще дважды женился (в 1721 и 1724). С 10 лет с отцом на парусном судне «Чайка» Л. ходил на промыслы, бывал в Архангельске, Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , Пустозерске, на Кольском п-ове и др. В 11-12 лет выучился грамоте у 16-летнего соседа И. А. Шубного (буд. отца скульптора Ф. И. Шубина) и С. Н. Сабельникова, дьячка куростровской Димитриевской ц. В храме Л. стал лучшим чтецом, пел на клиросе, видимо, переписывал богослужебные книги (переписал «Службу и житие Димитрия Мироточца»; список не сохр.). По воспоминаниям его земляка В. Варсонофьева, Л. «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жития святых, напечатанные в Прологах, и в том был проворен, а при том имел у себя природную глубокую память. Когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно». Л. также указывал на свое «от молодых лет обращение в церковных обрядах и служебных книгах» (Зап. о плане научных работ А.-Л. Шлёцера. 1764). Пользовался б-кой Х. П. Дудина, сына холмогорского священника; после его смерти в 1724 г. получил в собственность «Грамматику» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) и «Арифметику» Л. Ф. Магницкого, а также, видимо, «Псалтирь рифмотворную» иером. Симеона (Полоцкого), которую, по словам Н. И. Новикова, читал «многократно», отчего «пристрастился к стихам». В 1728 г. Л. познакомился с настоятелем Соловецкой обители архим. Варсонофием († 1759; впосл. архиеп. Архангелогородский), которому с письмом от 19 нояб. 1746 г. послал в подарок свой перевод «Вольфианской экспериментальной физики» (1746).

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010