Разделы портала «Азбука веры» 26 Май 2023 Фото: spzh.news Киев, 25 мая. Архиерейский собор не признанной большинством поместных Церквей Православной Церкви Украины (ПЦУ) одобрил переход на новоюлианский церковный календарь с 1 сентября 2023 года, сообщает  «Интерфакс» . «Решение принято. Православная Церковь Украины на заседании Архиерейского собора 24 мая 2023 утвердила важную реформу – состоялся переход на новоюлианский церковный календарь с 1 сентября 2023 года», – цитируют украинские СМИ запись, которую сделал в соцсетях в среду епископ Ужгородский и Закарпатский Варсонофий. Теперь Рождество ПЦУ будет отмечать 25 декабря вместо 7 января, Покров Богородицы – 1 октября вместо 14 октября, Крещение – 6 января вместо 19 января и так далее. При этом празднование Пасхи и других подвижных праздников будет соответствовать общеправославному. Между тем украинские СМИ цитируют сообщение пресс-службы ПЦУ о том, что за приходами и монастырями останется право использовать старый церковный календарь. «Общее употребление новоюлианского календаря после утверждения этого решения поместным собором, который созывается 27 июля 2023 года, будет введено с 1 сентября, когда начинается новый церковный год. В то же время приходы и монастыри, желающие соблюдать старый календарь, будут иметь эту возможность – календарная реформа состоится без принуждения, постепенно и осознанно», – говорится в сообщении. Глава ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко) заявил, что после перехода ПЦУ на новый стиль нужно перенести и некоторые государственные праздники: «Обратимся к власти, чтобы согласовать государственные и церковные праздники. К примеру, это касается дня государственности на день памяти святого Владимира 28 июля, а теперь это будет 15 июля. То же касается Покрова. Будем просить переносить». Новоюлианский календарь было решено ввести на совещании Православных Восточных Церквей в 1923 году, которое инициировал Константинопольский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис). ПЦУ была создана в декабре 2018 года. В январе 2019-го она получила автокефалию от Константинопольского патриархата. К настоящему времени, кроме Константинопольской, ее признали только 4 из 16 поместных Церквей: Алексанрийская, Кипрская и Элладская. Источник: Благовест Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/arhierejskij-sobor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь МЕЛЕТИЙ III архиеп. Афинский и всей Эллады (1918-1920) - см. ст. Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский МЕЛИТИНА [Мелитена], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви МЕФОДИЙ (Кульман Владимир Николаевич; 1902-1974), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018 - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры МИХАИЛ ХОНИАТ (ок. 1138 - 1222), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества НЕА-МОНИ [Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в. НЕОКЕСАРИЯ [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОЛАЙ I МИСТИК (852-925), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912), свт. (пам. греч. 16 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/121496_12.html

1917 г. II Всеамериканский Собор, собравшийся в Кливленде 25-28 февр. 1919 г., избрал еп. Александра правящим архиепископом Североамериканской епархии. В связи со сложностью передачи сообщений в Россию это решение было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Во 2-й пол. 1918 г. митр. Афинский Мелетий IV (Метаксакис) прибыл в США с намерением создать из греч. приходов, являвшихся частью А. и С. е., епархию Элладской Православной Церкви в Сев. Америке. Эту поездку митр. Мелетий совершил по благословению Патриарха К-польского Германа V, но без ведома и согласия управляющего епархией еп. Александра. В февр. 1921 г. он вновь прибыл в США, где занялся формированием теперь уже Американской архиепископии К-польского Патриархата , к-рая и была провозглашена 15 сент. 1921 г. Это явилось нарушением целостности А. и С. е. Русской Церкви. Митр. Мелетий IV (Метаксакис) своими действиями, не санкционированными священноначалием РПЦ, нарушил те священные каноны, к-рые запрещают епископам простирать свою власть на чужую епархию (III ВС. 8; Антиох. 9; Карф. 64, 67). 1 марта 1922 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата принял решение «об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния» (ВВ. 85), под которым Константинополь понимает все православные приходы и епархии вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви». Поставленный 11 мая 1922 г. во главе Американской архиепископии К-польского Патриархата в Сев. Америке архиеп. Александр (Димоглу) препроводил со своим письмом архиеп. Александру (Немоловскому) постановление Свящ. Синода К-польской Церкви от 1 марта 1922 г. Это побудило архиеп. Александра созвать 20 мая 1922 г. специальное заседание архиереев РПЦ в Сев. Америке. Архипастыри А. и С. е. единодушно отвергли притязания К-польского Патриархата и выразили сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Тихону за его решение о назначении митр. Херсонского и Одесского Платона (Рождественского), прибывшего в США весной 1921 г., Патриаршим представителем в этой епархии с полными церковно-адм.

http://pravenc.ru/text/115924.html

Принятие нового стиля – преступление против любви Божией, против Церкви. И мы знаем, какой ложью пользовался Мелетий IV Метаксакис для внедрения нового стиля по наущению врагов Церкви. Так, например, в своем письме к финляндскому архиепископу Серафиму от 10 июля 1923 г. Мелетий говорит явную ложь, утверждая, что новый стиль был принят согласно общему мнению и решению Православных Церквей. Таким же образом он, коварный, ввел в заблуждение и нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Когда тот получил грамоту из Константинополя от 27 февраля 1924 г. о введении в церковном обиходе новоисправленного календаря, то русский народ на приходах встретил решительным сопротивлением это ложное новшество, и Патриарх – почему он и святой – тотчас покаялся в своей ошибке и отписал в Константинополь о невозможности измены церковному Преданию и введения нового стиля. Мелетий должен был уйти на покой в связи с крайним возмущением православного населения Константинополя: греки тогда громили помещение Патриархии и нанесли ему оскорбление действием. Впрочем, календарная смута не была устранена. Впоследствии, прокравшись на кресло Александрийского патриарха, Метаксакис и там навязал " новоюлианский " календарь. Особенно достойно сожаления это событие потому, что именно Отцы Александрийской Церкви были создателями православной Пасхалии и на протяжении многих веков ревностно ее хранили. И сейчас сколько свидетельств получают православные христиане от своих собратьев в Болгарии, Румынии, Греции об оскудении благочестия там, где воцарилось поврежденное летосчисление, противное Священному Преданию Церкви. " Бесчинные и самовольные новшества, – как пишут афониты – ревнители благочестия, – нарушили писаные и неписаные предания, добровольно " облеклись в клятву яко в ризу " " , по выражению Окружного послания 1848 г., подписанного четырьмя Патриархами и многочисленными членами Синода. " Вопрос о календаре церковном – вопрос вероисповедный, вопрос канонический " , – по свидетельству афонитов. Старый юлианский по происхождению, церковный по употреблению календарь – канонически обязательный, особенно в связи с Пасхалией и богослужебным Уставом. А новый григорианский – запрещенный, ибо повреждает церковные предания и церковную практику. Посему всякий, кто приемлет его, восстает на Церковь Божию, а через то обретается ли в числе друзей Божиих? Аминь.

http://religare.ru/2_74317_1_21.html

Принятие нового стиля – преступление против любви Божией, против Церкви. И мы знаем, какой ложью пользовался Мелетий IV Метаксакис для внедрения нового стиля по наущению врагов Церкви. Так, например, в своем письме к финляндскому архиепископу Серафиму от 10 июля 1923 г. Мелетий говорит явную ложь, утверждая, что новый стиль был принят согласно общему мнению и решению Православных Церквей. Таким же образом он, коварный, ввел в заблуждение и нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Когда тот получил грамоту из Константинополя от 27 февраля 1924 г. о введении в церковном обиходе новоисправленного календаря, то русский народ на приходах встретил решительным сопротивлением это ложное новшество, и Патриарх – почему он и святой – тотчас покаялся в своей ошибке и отписал в Константинополь о невозможности измены церковному Преданию и введения нового стиля. Мелетий должен был уйти на покой в связи с крайним возмущением православного населения Константинополя: греки тогда громили помещение Патриархии и нанесли ему оскорбление действием. Впрочем, календарная смута не была устранена. Впоследствии, прокравшись на кресло Александрийского патриарха, Метаксакис и там навязал " новоюлианский " календарь. Особенно достойно сожаления это событие потому, что именно Отцы Александрийской Церкви были создателями православной Пасхалии и на протяжении многих веков ревностно ее хранили. И сейчас сколько свидетельств получают православные христиане от своих собратьев в Болгарии, Румынии, Греции об оскудении благочестия там, где воцарилось поврежденное летосчисление, противное Священному Преданию Церкви. " Бесчинные и самовольные новшества, – как пишут афониты – ревнители благочестия, – нарушили писаные и неписаные предания, добровольно " облеклись в клятву яко в ризу " " , по выражению Окружного послания 1848 г., подписанного четырьмя Патриархами и многочисленными членами Синода. " Вопрос о календаре церковном – вопрос вероисповедный, вопрос канонический " , – по свидетельству афонитов. Старый юлианский по происхождению, церковный по употреблению календарь – канонически обязательный, особенно в связи с Пасхалией и богослужебным Уставом. А новый григорианский – запрещенный, ибо повреждает церковные предания и церковную практику. Посему всякий, кто приемлет его, восстает на Церковь Божию, а через то обретается ли в числе друзей Божиих? Аминь.

http://religare.ru/2_74317.html

Весьма примечательно, что в официальной хронике Архиерейского Синода РПЦЗ не содержится информации относительно направления представителя в Комитет Поместных Церквей. Можно предположить, что данное обстоятельство явилось следствием отсутствия имени Предстоятеля Русской Православной Церкви в Послании патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса) «К Благословенным и Честным Предстоятелям Святых Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Эллады и Румынии» от 3 февраля 1923 г. . Однако в работе форума приняли участие Управляющий русскими православными церквями Константинопольского округа архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) и проживавший в Стамбуле архиепископ Александр (Немоловский), до 1922 г. являвшийся управляющим Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Открытие всеправославного совещания, организованного Константинопольской Патриархией, состоялось 10 мая 1923 г. в Стамбуле. Весьма примечательна эволюция официального наименования данного собрания, отражающая стремления его организаторов и участников к повышению статусности проводимого мероприятия. Как отмечалось выше, Послание патриарха Мелетия (Метаксакиса) от 3 февраля 1923 г. призывало Предстоятелей Поместных Православных Церквей направить своих представителей для участия в работе Комитета (πιτροπ). В день начала своей работы всеправославный форум уже имел наименование Комитета (Комиссии) Православных Церквей (πιτροπ τν ρθοδξων κκλησιν) . Впоследствии официальное наименование форума еще дважды претерпит изменения, о чем будет сказано ниже. Обращаясь к составу Комитета Православных Церквей, необходимо отметить не только наличие в нем авторитетных лиц, но и отсутствие непосредственных представителей ряда автокефальных Церквей. В частности, отсутствовали представители Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. Полномочными представителями Константинопольского Патриархата выступили митрополит Кизический Каллиник, профессор Богословской школы на острове Халки Василий Антониадис и генеральный секретарь Патриархии архимандрит Герман; представителями Сербской Православной Церкви являлись митрополит Черногорский и Приморский Гавриил (Дожич), в 1938-1950 гг. являвшийся Патриархом Сербским, и автор новоюлианского календаря, профессор математики и механики Белградского Университета Милутин Миланкович; представителями Румынской Православной Церкви были профессор Центральной семинарии в Бухаресте архимандрит Юлий (Скрибан) и сенатор Петр Дрангич; представителем Элладской Православной Церкви выступил митрополит Диррахийский Иаков. Полномочия представителя Кипрской Православной Церкви были делегированы иерарху Константинопольского Патриархата митрополиту Никейскому Василию (Георгадису), в 1925-1929 гг. являвшемуся Константинопольским патриархом .

http://bogoslov.ru/article/5724320

Власть поместного епископата распространяется на пределы лишь своей поместной Церкви. Если этот принцип не соблюдается к.-л. поместной правосл. Церковью, то она становится источником серьезных внутриправосл. конфликтов. Поэтому канонически несостоятельны действия К-польского Патриархата, совершавшиеся нек-рыми его Предстоятелями, начиная с Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), провозгласившего 1 марта 1922 г. доктрину о праве К-польского Патриархата на исключительную юрисдикцию на всю правосл. диаспору. Это означало распространение юрисдикции К-польского Патриархата на все миссии, епархии, приходы, мон-ри, др. религ. учреждения, возникавшие в результате миссионерской и обычной пастырской деятельности поместных правосл. Церквей в очагах эмиграции правосл. паствы (начиная со 2-й пол. XIX в.), осуществляемой ими вне своей канонической территории, какой являются страны их исторического бытия. Более того, Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) в приложении этой доктрины к РПЦ распространил ее на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, но оказавшиеся после событий Октября 1917 г. в России в границах новообразованных суверенных гос-в. Это относится к Финляндской и Выборгской епархии на территории Финляндии, Варшавской и Привислинской на территории Польши, Рижской и Митавской на территории Латвии, Ревельской и Эстонской на территории Эстонии. К-польский Патриархат пошел навстречу политическим интересам гос. руководства этих стран, добившегося в каждом случае обращения местного священноначалия к Патриарху К-польскому о принятии в его юрисдикцию, и тем самым - о выходе из состава РПЦ. Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) 13 марта 1923 г. принял в свою юрисдикцию Православную Церковь в Польше, 6 июня 1923 г.- Финляндскую Православную Церковь и 7 июля 1923 г.- Эстонскую Православную Церковь. Патриарх Григорий VII 13 нояб. 1924 г. предоставил Православной Церкви в Польше автокефалию, что также было деянием абсолютно неканоническим. Патриарх Фотий II 13 июня 1935 г. принял в свою юрисдикцию Латвийскую Православную Церковь.

http://pravenc.ru/text/Автокефалия.html

И эта проблема не новая. Я уделил достаточно большое внимание докладу святителя Иоанна Шанхайского на II Всезарубежном Соборе 1938 года , в котором он говорил об упадке Вселенского Патриархата. Когда читаешь его в свете происходящего в наши дни, еще больше понимаешь его истинность. Еще я немало говорил о том, что, когда Вселенский Патриархат проводил свой Собор в 1923-м году, на котором принял новый стиль, он также продвигал множество других новшеств, например, второбрачие священников, сокращение богослужения и постов, привязка Пасхи к воскресенью, ближайшему к определенной календарной дате, чтобы сделать ее менее подвижной. Обновленческая церковь в России провела свой «собор» месяцем ранее, и повестка дня на нем была практически идентичной. Позднее раскрылось, что Обновленческая церковь уже имела связи с Патриархом Мелетием (Метаксакисом). Единственное, что было принято из решений того собора, – это новый стиль. Но через несколько месяцев Мелетия Метаксакиса вынудили сложить полномочия, потому что люди были крайне разгневаны в связи с решениями собора. Затем Мелетий добился того, чтобы его избрали Патриархом Александрийским, и ввел в этом Патриархате новый стиль. В 1925-м году, когда Обновленческая церковь проводила свой второй собор, представители Константинопольского и Александрийского Патриархатов присутствовали на нем. Вы видите, у этих людей были скрытые планы. Если почитаете о том, как Мелетий (Метаксакис) стал Константинопольским Патриархом, то увидите, что это произошло не без вмешательства правительств иностранных государств. Особенно его продвигала Британия, думая, что Православная Церковь собирается объединиться с англиканами. Мелетий (Метаксакис) начал свою карьеру в Иерусалимском Патриархате, откуда его выгнали за «действия, направленные против Гроба Господня». Я так и не смог точно установить значение этих слов, но это факт, что его заставили уйти. Затем он перешел в Элладскую Церковь, которая в то время контролировала Церковь в Северной Америке. Тогда он стал проделывать множество нелепых вещей с членами Епископальной церкви, и за это Элладская Церковь его низложила. Но после этого он стал Константинопольским Патриархом, так что Элладской Церкви пришлось аннулировать низложение.

http://pravoslavie.ru/119936.html

После изгнания из Афин митрополит Мелетий, так и не признавший своего низложения, в феврале 1921 г. уехал в США. Здесь его с почетом встретили антироялисты-венизелиты и поставленный им для Северной Америки архиеп. Александр, которого новый Синод безуспешно попытался отозвать назад в Грецию. В конце февраля глава Элладской Церкви митр. Феоклит I послал архиеп. Спартского Германоса (Трояноса) представителем Свящ. Синода в Америку вместо архиеп. Александра, однако последний отказался повиноваться указу Синода и объявил себя и всю свою паству находящимися под омофором Константинопольского Патриарха, престол которого тогда был вакантным. Таким образом, греческая диаспора в Америке оказалась расколота между последователями архиеп. Александра и архиеп. Германоса. Началась церковная смута в греческой диаспоре, продолжавшаяся почти 10 лет (к 1921 г. в США уже проживало около 400 тыс. греков, и было открыто 138 приходов). 15 сентября 1921 г. митр. Мелетий создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки, Официально она была признана штатом Нью-Йорк в следующем году. Митрополит также принял участие в конференциях, совместных молитвах и богослужениях с англиканским духовенством. [x] В ноябре того же года митр. Мелетий совершил открытие первой греческой семинарии в Америке, посвященной св. Афанасию. Временно семинария, деньги на создание которой пожертвовал Э. Венизелос, была размещена в одной из комнат центрального отделения ИМКА в Бруклине. [xi] В ноябре 1921 г. Свящ. Синод Элладской Церкви издал распоряжение «О проведении следствия против Мелетия» и сформировал специальную комиссию с целью проведения расследования. Митрополита вызвали на церковный суд, однако он неожиданно был избран Константинопольским Патриархом. Несмотря на это, Синодальная комиссия продолжила свою работу, и на основании ее выводов 29 декабря 1921 г. Свящ. Синод лишил Мелетия священного сана «за ряд церковных проступков, в том числе за учинение раскола». Мелетий Метаксакис и Александр Демоглу были объявлены раскольниками, причем Синод пригрозил объявить раскольниками и всех последовавших за ними. Позднее постановление об извержении митр. Мелетия из сана 24 сентября 1922 г. под сильным политическим давлением было отозвано Синодом. [xii]

http://bogoslov.ru/article/1029958

Но едва был свергнут главный земной защитник христианского мира Православный Государь Николай Второй, как уже через три года на патриарший престол Вселенской Церкви пролез враждебный истинному Православию властолюбец и карьерист, член масонских лож Англии и Греции, соратник экумениста Д.Мотта Мелетий Метаксакис (1871-1935). Тогдашний местоблюститель константинопольского престола митрополит Дорофей в январе 1920 г. издает послание-энциклику «К Христовым Церквам всего мира», в которой самочинно, не имея на то никаких прав, от имени всех Православных Церквей заявил, что считает совместимым сближение Православных Церквей с отпавшими от истинного христианства  католичеством, протестантизмом и другими подобными еретическими конфессиями Запада (О.А.Платонов «Россия и мировое зло», Москва, 2011 г., стр. 444-445). В результате безобразных злоупотреблений и подкупа, пишет Платонов, Мелетий вступил на константинопольский престол 25 ноября 1921 г. «Стремительно расставив повсюду своих людей, таких же, как он, чуждых Православия и безнравственных, патриарх-масон в 1923 г. созывает в Константинополе т.н. Всеправославный конгресс, на котором пытается осуществить масонскую программу разложения Православия» (Платонов, стр. 446). Конгресс  открыл путь к перемене святоотеческого церковного календаря и к вторжению обновленчества в Православную Церковь. Сначала его решения были отвергнуты почти всеми поместными Православными Церквами, но потом Константинопольскому конгрессу  удалось разрушить литургическое и календарное единство Православной Церкви. Реформированный календарь стал постепенно вводиться во многих поместных Церквях. Патриарх-масон устанавливает связи с обновленцами в СССР , дает деньги на поддержание их подрывной антиправославной деятельности. Правда, осенью 1923 г.  Мелетий был с позором изгнан и несколько лет скрывался у своих масонских покровителей в Англии. Затем его выдвигают кандидатом на Александрийский престол и под давлением англичан  египетские власти утверждают «избрание» Мелетия, новый Александрийский патриарх-масон вводит григорианский календарь, вызвав серьезный раскол в Александрийской Церкви.  

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010