Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie И 100 тысяч долларов США Очерк жизни одного Константинопольского патриарха Андрей Чупрасов, выпускник исторического факультета МГУ, автор портала В ненастный декабрьский вечер на берегах Босфора редкий прохожий, русский иммигрант, спешивший на чай к своей кузине с удивлением увидел корабль со старинным флагом - жёлтый с чёрным орлом. То был флаг Византии, много веков назад исчезнувшей со всех карт мира. Шёл 1921 год. На том корабле на палубе несмотря на холодную морось стоял вновь избранный патриарх Константинопольский Мелетий IV. Жизнь и наследие этого церковного иерарха очень важны для понимания положения Константинопольской церкви и преемственности политики всего Патриархата в 19-21 веках. События первых десятилетий 20-го века, революции в Европе, война, крах государств полностью перекроили не только политическую, но и религиозную карту всего мира. Такой человек как Иммануил Николау Метаксакис (будущий патриарх Мелетий) мог появиться в истории только в годы лихолетий. Проводник новостильной реформы, панэллинист и пропагандист нового тогда экуменического движения, Мелетий стал единственным иерархом православия, последовательно возглавлявший три разные поместные автокефальной церкви. 1918-1920 - архиепископ Афинский и всея Эллады, 1921-1923 - Патриарх Константинопольский, 1926-1935 - Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки. Он был племянником премьер-министра Венизелоса, самого влиятельного политика в Греции в те годы. Помимо этого он поддерживал тесные контакты с Англиканской церковью и неоднократно участвовал в совместных богослужениях с архиепископом Кентерберийским. Стиль действий, связи с англосаксонским миром и пренебрежение идеями единого православного общества в угоду экуменизма очень роднят Мелетия с нынешним Константинопольским Патриархом Варфоломеем.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/59...

Буквально на глазах Фанар утрачивает признаки православности – но ничего нового в этом нет Священник Александр Мазырин – об истории конфликта с Константинополем 14 сентября, 2018 Священник Александр Мазырин – об истории конфликта с Константинополем Для ответа на вопрос, что сейчас происходит во взаимоотношениях Русской и Константинопольской Церквей, стоит обернуться назад, вспомнить историю столетней давности. Священник Александр Мазырин Поражение Турции в Первой мировой войне с надеждами на скорое вытеснение ее из Константинополя и части Малой Азии способствовали резкому росту шовинизма греков. В официальных изданиях Константинопольской и Александрийской Церквей публиковались пафосные статьи о том, что «греческая нация будет счастлива и горда лицезреть, как Константинополь станет наконец центром православия, а епископ его, возвышающийся над нациями и племенами, станет видимым главой всех Православных Церквей». Последующие события жестоко разочаровали греков. Их авантюрный военный поход в Малую Азию закончился в 1922 г. страшным разгромом и фактическим геноцидом греческого населения в возродившейся Турции. Сама Константинопольская Патриархия едва не была изгнана из Стамбула. В такой критической ситуации она, как могла, пыталась сохраниться в своем традиционном местопребывании и одновременно приступила к беспрецедентной экспансии в мировом масштабе с целью наполнить свое почетное «Вселенское» титулование реальным содержанием – стать своего рода восточным Ватиканом, подчинив себе все остальные Православные Поместные Церкви. Реализовать эту амбициозную программу можно было только при условии утраты Русской Церковью ее былых позиций и главным образом за ее счет. При этом в гонителях Русской Церкви – большевиках – Фанар (Константинопольская Патриархия) увидел инструмент своего выживания и укрепления. Цена православности Фанара Патриарх Мелетий В 1922 г. новоизбранный Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) перешел от слов к делу и начал проводить активную захватническую политику. Им был издан томос о праве Константинополя на управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов Поместных Православных Церквей, в Европе, Америке и других местах. Было осуществлено вмешательство в жизнь епархий Русской Православной Церкви в Польше, Финляндии и Эстонии (разумеется, без какого-либо согласования с Московской Патриархией и даже вопреки ее протестам).

http://pravmir.ru/bukvalno-na-glazah-fan...

В.Р. Легойда: Этнические эстонцы тянутся к русскому Православию 9 января 2019 г. 18:37 О церковном конфликте на Украине и его сходстве с появлением автокефальной церкви в Эстонии, о деструктивной позиции Константинопольской Патриархии и интересе этнических эстонцев к русскому Православию в канун праздника Рождества Христова порталу Baltnews.ee рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда . — Г-н Легойда, церковный раскол на Украине напоминает сценарий появления в Эстонии Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата, параллельной Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В чем сходства и различия между украинскими событиями последнего времени и эстонской ситуацией 1990-х годов? — Развитие ситуации на Украине и в Эстонии имеет много общего. В обеих странах идеи автокефалии или перехода смены юрисдикции появлялись в 1920-е годы. Затем в период гитлеровской оккупации они получили развитие и вновь стали обсуждаться в 1990-е годы. Эти устремления поощрялись как политиками, так и самим Константинопольским Патриархатом. Точно так же, как и сейчас на Украине, в 1990-е годы власти независимой Эстонии приветствовали провозглашение юрисдикции Константинопольского Патриархата в стране. При этом известно, что в 1923 году Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) не дал Эстонской Православной Церкви автокефалию, а лишь преобразовал ее в собственную митрополию. В нынешней ситуации на Украине контакты властей с Константинопольским Патриархатом сначала осуществлялись «в надежде» на «полную автокефалию», а теперь уже ясно, что собственного патриарха от Фанара (резиденция Константинопольского Патриархата находится в стамбульском районе Фанар. — прим. Baltnews) Украина не получит, да и «автокефалия» Православной церкви Украины будет ущербной. Развитие эстонского конфликта в 1990-е также началось с раскола — часть духовенства ушла в раскол, в юрисдикцию эмигрантского неканонического так называемого «стокгольмского синода», который затем был принят в 1996 году в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. При этом Фанар допускал клевету в отношении нашей Церкви. Так во время визита в Финляндию в 1995 году Патриарх Варфоломей выступил с обращением к православным верующим Эстонии, где содержались грубые нападки.

http://patriarchia.ru/db/text/5340110.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Мой любимый святой - преподобный Серафим Саровский " Интервью Патриарха Александрийского Феодора II Агентству церковных новостей " Ромфэа " 02.07.2008 367 Время на чтение 5 минут - Ваше Блаженство, многие считают, что " Черный континент " и сегодня продолжает оставаться в несправедливом положении, а его народы эксплуатируются в угоду экономическим интересам сильных мира сего. Насколько значима в таких условиях миссионерская роль древнего Александрийского Патриархата? - Бог возжелал, чтобы я оставил свой родной остров Крит и оказался в России, а потом в течение многих лет нес миссионерское служение в Африке, на этом континенте будущего, на континенте, где, по словам Патриарха Парфения, решаются судьбы мира. Да, здесь имеют место потрясающая несправедливость, нищета, голод и несчастья. И где? На одном из богатейших континентов планеты Земля! Александрийский Патриархат ведет миссионерскую деятельность уже 60 лет, начиная с Патриарха Мелетия (Метаксакиса), первого Предстоятеля Александрийской Церкви, который понял, что у африканского континента есть будущее. Так, при нем были основаны первые митрополии в Южной Африке, а затем при следующих патриархах в Дар-эс-Саламе в Танзании основывается Кенийская митрополия. Я на личном опыте знаю, что такое трудности и несправедливость, а потому всегда стараюсь помочь... Очень важно, чтобы все знали: Африка - континент, страдающий от несправедливости, поскольку сильные мира сего не захотели помочь африканцам обрести свой путь. - Несколько дней назад Вы, Ваше Блаженство, вернулись из пастырской поездке по Йоханнесбургской митрополии, которую посетили по случаю 100-летнего юбилея греческой общины Йоханнесбурга и 80-летия основания Йоханнесбургской митрополии. Расскажите нам об этом, поделитесь теми чувствами, которые Вы пережили во время Вашего визита в Южную Африку. - В Южной Африке проживает большая часть нашей паствы. Каждый год я непременно посещаю этот регион. Мы праздновали 100-летие основания греческой общины святых Константина и Елены на центральном приходе, а также 100-летие Благовещенского прихода в Претории. Потом я посетил Дурбан, где мы освятили храм святителя Николая. Затем я проехал две с половиной тысячи километров и оказался в Порт-Элизабете, где мы праздновали 50 лет открытия прихода и 40 лет основания Кейптаунской митрополии. Во главе как Йоханнесбургской, так и Кейптаунской епархий стоят замечательные архиереи кипрского происхождения, насельники Киккского монастыря, митрополиты Йоханнесбургский Серафим и Кейптаунский Сергий. Мне было особенно радостно оказаться рядом с ними. В этой поездке меня сопровождал митрополит Мемфисский Павел, который на протяжении 30 лет окормлял Йоханнесбургскую митрополию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

«Исагога» как средневековый источник восточного папизма 11.05.2020 16:51:58 Протоиерей Андрей Новиков Бытует мнение, что т. н. «восточный папизм», или претензии Константинопольских патриархов на властные полномочия над Вселенской Церковью, возник поздно, чуть ли не в период патриаршества печально известного Мелетия Метаксакиса († 1935). Однако корни этого взгляда, оформившегося со временем во вполне систематизированное лжеучение, следует искать еще в средневековый период. Одним из первых документов, на серьезном уровне выдвинувшим идею «восточного примата», является византийский сборник IX века «Исагога» («Эпанагога»), что переводится как «Введение». И в наши дни сторонники «восточного папизма» при построении своей аргументации ссылаются на «Исагогу» («Эпанагогу) как на непререкаемый авторитет. Рассмотрим, чем же, собственно, является этот сборник. Сборник «Исагога» –  это памятник византийской юридической мысли эпохи основателя Македонской династии Василия I (+886). Составителем ее считается свт. Фотий, патриарх Константинопольский, или, как справедливо уточняет Л. Ю. Костогрызова, комиссия, возглавляемая патриархом Этот правовой памятник стоит в ряду аналогичных памятников времен первых императоров Македонской династии («Прохирон», «Василики»), создание которых было предпринято с целью кардинального реформирования византийского законодательства после императоров-иконоборцев. Восточный папизм в «Исагоге» «Исагога», по выражению академика И. П. Медведева, «содержит единственный в своем роде и не находящий соответствия ни в древних источниках, ни в византийской правовой традиции публично-правовой раздел, касающийся власти светской и духовной и ее представителей – императора и Профессор Йоханнес Локин также говорит, что «“Исагога” занимает уникальное место среди поздних юридических книг» и добавляет, что «целью ее являлось не только реорганизовать, очистить и привести в соответствии со временем древний закон, но и переопределить соответствующие компетенции императора и патриарха в пользу

http://radonezh.ru/2020/05/11/isagoga-ka...

Календарь Материалы 7 июня 2001 г. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Вопрос подготовки и созыва нового " Вселенского Собора " Православной Церкви не нов и не из последних в нашем веке истории Церкви. Этот вопрос был уже поставлен при жизни несчастного патриарха Константинопольского Мелетия Метаксакиса, известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии на его так называемом " Всеправославном Конгрессе " в Константинополе в 1923 году. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Мы, люди Церкви, знаем, что наша обязанность - говорить правду и страдать за нее. Долг епископа, по словам М. Петровича, " своим примером напоминать ветхозаветных пророков, своим мнением последовательно проводить в жизнь науку Христову, подражать апостолам и отцам Церкви, с любящим сердцем поить жаждущих, кормить голодных, одевать оборванных, давать отдых уставшим, защищать изгнанных, советовать богатым считать нищих своими братьями " . Так поступал и св. Петр Цетиньский, который своим человеколюбием помогает нам понять значение и важность милосердия. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. [Поместные Православные Церкви/Сербская/История/Выдающиеся личности] Олег Кузеванов Патриарх Гавриил твёрдо стоял на защите веры и нации. 27 марта 1941г. он вместе со всеми сербскими архиереями выступил против пакта с нацистской Германией, подписанного изменническим югославским правительством Цветковича. В этот день патриарх выступил со своей исторической речью по радио Белграда, в которой остался верен заветам и духу Православной Церкви и своего народа.

http://pravoslavie.ru/archive/010607

Может ли Рождество быть «не нашим» и что православные празднуют 25 декабря Почему в ответ на поздравление с Рождеством не стоит отвечать: «Вы что – католики?», и что празднуют 25 декабря одиннадцать Православных Церквей. Материал был впервые опубликован в 2022 году. Каждый год накануне 24 декабря вновь звучат голоса нетерпеливых православных: «Хотим Рождества! Весь мир отметит праздник, а нам опять предстоит постный Новый год и скучать до конца каникул: 7 января только проснемся после ночной службы, а завтра уже на работу». Длинные каникулы, кстати, появились не так давно: впервые продлили выходные до Рождества только в 2005 году, а до того с 90-х годов в России праздновали только 1, 2 и 7 января. Но самый сокрушительный аргумент: не только католики! Одиннадцать Поместных Православных Церквей отмечают Рождество 25 декабря. Что такое Поместные Православные Церкви? Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы и провозглашает духовное равенство всех епископов. Сегодня она состоит из 15 Поместных Автокефальных Церквей, то есть самостоятельно выбирающих своего Предстоятеля, а также трех автономных Церквей — то есть пользующихся широким самоуправлением. Важные вопросы Православная Церковь решает, созывая поместные или Вселенские Соборы. Какие Поместные Церкви празднуют Рождество 25 декабря? Их действительно много. Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке отмечают Рождество 25 декабря. В ночь с 6 на 7 января вместе с Русской Православной Церковью Рождество отмечают в монастырях Афона, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви. Почему так произошло? События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии.

http://pravmir.ru/ne-tolko-katoliki/

«Мой любимый святой – преподобный Серафим Саровский» Интервью Патриарха Александрийского Феодора II агентству церковных новостей «Ромфэа» – Ваше Блаженство, многие считают, что «Черный континент» и сегодня продолжает оставаться в несправедливом положении, а его народы эксплуатируются в угоду экономическим интересам сильных мира сего. Насколько значима в таких условиях миссионерская роль древнего Александрийского Патриархата? – Бог возжелал, чтобы я оставил свой родной остров Крит и оказался в России, а потом в течение многих лет нес миссионерское служение в Африке, на этом континенте будущего, на континенте, где, по словам Патриарха Парфения, решаются судьбы мира. Да, здесь имеют место потрясающая несправедливость, нищета, голод и несчастья. И где? На одном из богатейших континентов планеты Земля! Александрийский Патриархат ведет миссионерскую деятельность уже 60 лет, начиная с Патриарха Мелетия (Метаксакиса), первого Предстоятеля Александрийской Церкви, который понял, что у африканского континента есть будущее. Так, при нем были основаны первые митрополии в Южной Африке, а затем при следующих патриархах в Дар-эс-Саламе в Танзании основывается Кенийская митрополия. Я на личном опыте знаю, что такое трудности и несправедливость, а потому всегда стараюсь помочь… Очень важно, чтобы все знали: Африка – континент, страдающий от несправедливости, поскольку сильные мира сего не захотели помочь африканцам обрести свой путь. – Несколько дней назад Вы, Ваше Блаженство, вернулись из пастырской поездке по Йоханнесбургской митрополии, которую посетили по случаю 100-летнего юбилея греческой общины Йоханнесбурга и 80-летия основания Йоханнесбургской митрополии. Расскажите нам об этом, поделитесь теми чувствами, которые Вы пережили во время Вашего визита в Южную Африку. – В Южной Африке проживает большая часть нашей паствы. Каждый год я непременно посещаю этот регион. Мы праздновали 100-летие основания греческой общины святых Константина и Елены на центральном приходе, а также 100-летие Благовещенского прихода в Претории. Потом я посетил Дурбан, где мы освятили храм святителя Николая. Затем я проехал две с половиной тысячи километров и оказался в Порт-Элизабете, где мы праздновали 50 лет открытия прихода и 40 лет основания Кейптаунской митрополии. Во главе как Йоханнесбургской, так и Кейптаунской епархий стоят замечательные архиереи кипрского происхождения, насельники Киккского монастыря, митрополиты Йоханнесбургский Серафим и Кейптаунский Сергий. Мне было особенно радостно оказаться рядом с ними. В этой поездке меня сопровождал митрополит Мемфисский Павел, который на протяжении 30 лет окормлял Йоханнесбургскую митрополию.

http://pravoslavie.ru/41438.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Как радикализировались греческие старостильники, и что из этого получилось Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук. Преподаватель Кафедры истории Церкви (Исторический факультет МГУ) В ноябре 1922 года премьер-министром Греции стал Стилианос Гонатас. Этот либеральный политик был последовательным сторонником модернизации и вестернизации Греции. В частности, он был убежден, что отказ от юлианского календаря сделает Элладу ближе к Европе, которая уже давно перешла на новый стиль. В 1923 году сменилось и церковное руководство. При поддержке властей предстоятелем Элладской Церкви стал известный ученый Xpuзocmoм I (Пападопулос). Многие посчитали его избрание неканоничным на основании 30-го апостольского правила («Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен»). 27 декабря 1923 года архиепископ Хризостом принял постановление о переходе Элладской Церкви на новый стиль. Впоследствии он пожалел о своем решении – он мотивировал свой фатальный шаг давлением светских властей и Константинопольского патриарха Мелетия (Метаксакиса): «Напрасно я сделал это. … Этот проклятый Мелетий держал меня за горло!». Большинство священников покорились нововведению, но народ выходил с крестными ходами на площади городов, призывая отменить новшество, за что людей арестовывали, подвергали избиениям и даже пыткам. Несмотря на репрессии, многие продолжали открыто выступать за сохранение древнего юлианского календаря («старого стиля»), что привело к церковному расколу и созданию так называемой Истинно-православной церкви (старостильной). Сначала движение старостильников было спонтанным (1924-1935 гг.), а число верующих, которые остались верны юлианскому календарю - незначительным. В течение первых шести месяцев в движении не участвовало ни одного священника, затем появились двое.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Разделы портала «Азбука веры» 3 Окт 2022 В СПбДА прошла XIV конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» В Избранное Фото: cpospbda.ru 28 сентября 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии начала свою работу XIV Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Научное мероприятие, традиционно проводимое в стенах СПбДА, вновь объединило церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских университетов для обсуждения современных исследований в области богословия и наук о Церкви, пишет «Патриархия.ru» . В ходе пленарного заседания с докладами, в частности, выступили: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, кандидат богословия, кандидат юридических наук, ректор Смоленской духовной семинарии, — «Взаимоотношения правящего архиерея и уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР в годы “хрущевских” гонений на примере Калининской епархии (1958–1960)»; священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — «К вопросу о причинах поддержки святого Патриарха Тихона (Беллавина) патриархом Мелетием (Метаксакисом) весной 1923 года»; протоиерей Александр Абрамов, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике, преподаватель Московской и Сретенской духовных академий, — «Католическое понимание эвтаназии: затруднения, доктрины и практики»; Н.Ю. Сухова — «Преосвященный Феофан (Быстров) : перенос традиции ученого монашества из синодальной России в русскую диаспору»; епископ Николай Дубинин (Римо-Католическая Церковь), титулярный епископ Аквы Бизаценской, — «Евхаристическое богословие Тертуллиана ». После пленарного заседания работу конференции в профессорской академии продолжил круглый стол «Sacrificium Laudis: Богословие таинства Евхаристии и литургическая практика в Западной Церкви в эпоху Вселенских соборов», модератором которого выступил преподаватель академии кандидат богословия протодиакон Константин Маркович. Участники встречи обсудили различные аспекты богословия Евхаристии в творчестве древних латинских отцов Церкви и христианских писателей — Тертуллиана , сщмч. Киприана, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Льва и Григория Великих , Римских. Также протодиакон Константин Маркович представил свой перевод на русский язык Ordo Romanus I, документа, отражающего литургическую практику служения папской пасхальной Мессы в базилике Санта-Мария Маджоре, относящегося к VIII в., опубликованный в журнале СПбДА «Труды и переводы» 1 (4), 2021.

http://azbyka.ru/news/v-spbda-proshla-hi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010