Украинская авантюра Фанара – это не банальная месть за неучастие РПЦ в Критском соборе, а элемент многолетней стратегии, направленной на устранение любого альтернативного центра влияния в Православии помимо церковного Стамбула. Патриарх Варфоломей и папа Франциск Чем дальше развивается конфликт между Константинопольским Патриархатом и Русской Церковью, тем понятней становится, что главной проблемой для Православного мира является не столько «украинский вопрос» сам по себе, сколько кризис механизмов взаимодействия между современными Православными Церквями. Многие эксперты еще с самого начала активных действий патриарха Варфоломея на Украине отмечали, что основной его целью является отнюдь не бескорыстная помощь «страждущим» вне ограды Церкви раскольникам, а утверждение своей власти над всем Православным миром. Украинский «томос» стал всего лишь острием копья, которое патриарх Варфоломей вонзил в своих оппонентов, стоящих на пути полного доминирования Константинополя в Православной Церкви. Нужно констатировать тот факт, что сейчас идет борьба между двумя альтернативными моделями устройства Церкви, каждая из которых претендует на исключительное соответствие православному Преданию и каноническому праву. Одну их таких альтернатив агрессивно продвигает Константинопольский Патриархат, вторую менее активно предлагает Русская Православная Церковь, а также ряд иерархов Поместных Церквей. Украина в этом контексте является полем «генерального сражения», от результата которого, без преувеличения, зависит будущее Православия в целом и РПЦ – в частности. Почему это так, мы попробуем объяснить в этой статье. «Столетняя война» У читателей, не знакомых глубоко с историей Церкви, может возникнуть вопрос: почему кризис в отношениях Православных Церквей проявился именно в наши дни? Не является ли это каким-то ограниченным локальным конфликтом, который со временем исчезнет, и тогда все возвратится в состояние равновесия? На самом деле можно утверждать, что кризис, связанный с амбициями Константинополя, в той или иной степени развивался начиная с… IV Вселенского Собора (451). А если говорить о современном этапе существования Церкви, фундамент для противостояния был заложен еще в начале XX века Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом).

http://pravoslavie.ru/126287.html

Фото: Виктор Фролкин (Эстония) В середине 90-х годов XX века Эстония стала наиболее " горячей точкой " Вселенского Православия. Тяжелая ситуация, в которой оказалась Эстонская Православная Церковь, явилась результатом всплеска неразумного национализма после распада СССР. 22 мая 1999 года в приветственном послании Патриарха Алексия II в адрес Совета Церквей Эстонии говорилось: " Не секрет, что процесс обретения независимости и роста национального самосознания граждан Эстонии не всегда проходил гладко с точки зрения межнациональных и межкультурных связей " . (1) Государственные власти Эстонии фактически не препятствовали явному нарушению прав русскоязычного населения, ущемляли свободу совести десятков тысяч православных христиан. Давлению подвергались священнослужители, монашествующие и миряне Эстонской Апостольской Православной Церкви с целью побудить их к самовольному разрыву канонической связи со Священноначалием Московского Патриархата. Эстонская Православная Церковь оказалась глубоко разделенной. Это неизбежно привело к усугублению разобщенности внутри неоднородного по этническому, национальному и конфессиональному составу эстонского общества, треть населения которого являются русские. Наводит на размышления тот факт, что печальная участь разделения не постигла ни эстонских католиков, духовный центр которых находится за пределами Эстонии, ни лютеран, имевших, как и православные, в советское время параллельную зарубежную Церковь. Тенденция разделения православных церквей характерна для всего православного мира после краха коммунистической системы на территории бывшего Советского союза и в странах Восточной Европы. На Украине, в Молдавии, Румынии православная Церковь переживает аналогичную " болезнь роста " . С сожалением приходится признать, что серьезно осложняют последствия этой болезни действия Константинопольского Патриархата. Его политику, проводимую в Эстонии, можно рассматривать как один из случаев претворения в жизнь теории Константинопольского патриарха Мелетия IV Метаксакиса, появившуюся в начале 20-х годов XX столетия. Согласно теории, Константинополь пользуется исключительным правом управлять всеми православными в диаспоре, где несут свое служение пятнадцать Поместных автокефальных Церквей. Следуя идеям теории, поддержав националистические, антироссийские и антирусские настроения эстонского правительства, в 1996 году Константинополь принял под свой омофор Эстонскую Православную Церковь, что привело к тяжелейшим последствиям - приостановлению отношений между двумя крупнейшими православными Патриархатами, Константинопольским и Московским, и расколу православных в Эстонии. Рассмотрим историю эстонского церковного конфликта. В 1991 году после отделения от Союзного государства был восстановлен суверенитет Эстонской республики. По мере восстановления политической независимости, в церковной среде стали усиливаться аналогичные тенденции.

http://pravoslavie.ru/5121.html

ЦНЦ «Православная энциклопедия» публикует новые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме 24 октября 2018 г. 13:23 На сайте Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» опубликованы новые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме. 7 сентября 2018 года в истории Православной Церкви произошло событие, по всей видимости, исторического масштаба: Константинопольский Патриархат решил направить на Украину двух экзархов, демонстративно не согласовав это действие ни с главой единственной канонической Православной Церкви в стране — митрополитом Киевским и всея Украины, ни с Патриархом Московским и всея Руси, которому этот митрополит канонически подчинен. Таким образом, Константинопольский Патриарх присвоил себе право не просто вмешиваться в жизнь Православной Церкви Украины, но и определять ее судьбу самостоятельно, без каких-либо консультаций с каноническим Священноначалием этой Церкви. Подчеркнем, что никаких актов о признании Киевского митрополита и его Патриарха неканоническими, что теоретически могло бы оправдать подобное вмешательство, не издавалось. Иными словами, произошла попытка узурпации власти на территории братской Поместной автокефальной Церкви. Вообще говоря, о якобы имеющихся у Константинопольского Патриарха полномочиях узурпировать власть фактически в любой области православного мира Патриарх Варфоломей , прикрываясь словами об «осуществлении пророческого служения», недвусмысленно заявил 1 сентября 2018 года в своем выступлении на «Синаксисе иерархии Вселенского престола». В целом, позиция Патриарха Варфоломея по вопросу о правах Константинопольского Престола очень напоминает позицию печально известного Патриарха Мелетия (Метаксакиса). Безусловно, с содержательной точки зрения именно этот вопрос — о правах и полномочиях Предстоятелей Поместных Церквей, и прежде всего, Константинопольской — является ключевым и требует наиболее тщательного разбора.

http://patriarchia.ru/db/text/5289700.ht...

Этнические эстонцы тянутся к русскому православию Янв 6, 2019 Интервью , Новости ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВСТРЕЧАЕТ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В СОСТОЯНИИ РАСКОЛА О церковном конфликте на  Украине и  его сходстве с  появлением автокефальной церкви в  Эстонии, о  деструктивной позиции Константинопольской Патриархии и  интересе этнических эстонцев к  русскому православию в  канун светлого праздника порталу Baltnews. ee рассказал председатель Синодального отдела по  взаимоотношениям Церкви с  обществом и  СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. О ПРИБАЛТИКЕ – Г-н Легойда, церковный раскол на Украине напоминает сценарий появления в Эстонии Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата, параллельной Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В чем сходства и различия между украинскими событиями последнего времени и эстонской ситуацией 1990-х годов? – Развитие ситуации на Украине и в Эстонии имеет много общего. В обеих странах идеи автокефалии или перехода смены юрисдикции появлялись в 1920-е годы. Затем в период гитлеровской оккупации они получили развитие и вновь стали обсуждаться в 1990-е годы. Эти устремления поощрялись как политиками, так и самим Константинопольским Патриархатом. Точно так же, как и сейчас на Украине, в 1990-е годы власти независимой Эстонии приветствовали провозглашение юрисдикции Константинопольского Патриархата в стране. При этом известно, что в 1923 году Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) не дал Эстонской Православной Церкви автокефалию, а лишь преобразовал ее в собственную митрополию. В нынешней ситуации на Украине контакты властей с Константинопольским Патриархатом сначала осуществлялись " в надежде " на " полную автокефалию " , а теперь уже ясно, что собственного патриарха от Фанара (резиденция Константинопольского Патриархата находится в стамбульском районе Фанар – прим. Baltnews) Украина не получит, да и " автокефалия " Православной Церкви Украины будет ущербной.  Развитие эстонского конфликта в 1990-е также началось с раскола – часть духовенства ушла в раскол, в юрисдикцию эмигрантского неканонического так называемого " стокгольмского синода " , который затем был принят в 1996 году в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. При этом Фанар допускал клевету в отношении нашей Церкви. Так во время визита в Финляндию в 1995 году Патриарх Варфоломей выступил с обращением к православным верующим Эстонии, где содержались грубые нападки.

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legoyda-etni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНАГОР I (Спиру Аристоклис; 25.03.1886, с. Цараплана (совр. Василикон), Эпир - 7.07.1972, Стамбул), Патриарх К-польский (с 27 янв. 1949). Род. в семье врача; в 13 лет потерял мать (умерла от тифа). Начальное образование получил в родном селе, в 1895-1899 гг. обучался в школе г. Коница, с 1901 г. продолжил учебу в Янине. В 1903 г. поступил на гимназическое отд-ние Богословского уч-ща на о-ве Халки, в 1907-1910 гг. изучал богословие и др. науки, в т. ч. церковнослав. и рус. языки; защитил дис. «Об избрании Константинопольских Патриархов с эпохи Константина Великого до падения Константинополя». После смерти отца (1908) решил стать монахом; в марте 1910 г. принял постриг с именем Афинагор и был посвящен в сан диакона. С июля 1910 г. был помощником митр. Пелагонийского Стефана в г. Монастир (совр. Битола), рукоположен во архидиакона, в 1912 г. новый митр. Хризостом (Кавуридис) назначил А. начальником секретариата. После перехода епархии в юрисдикцию Сербской Православной Церкви (осень 1918) А., сопровождая удалившегося на покой митр. Хризостома, отправился на Афон, в обитель Келлион (Милопотамос). В марте 1919 г. назначен первым секретарем Свящ. Синода Афинской Архиепископии (Элладская Православная Церковь), к-рую в то время возглавлял архиеп. Мелетий (Метаксакис; в 1921-1923 гг.- Патриарх К-польский Мелетий IV Метаксакис ). В нач. 20-х гг. ХХ в. А. участвовал в процессе создания экуменической комиссии «Вера и церковное устройство». Афинагор I (Спиру), Патриарх К-польский Афинагор I (Спиру), Патриарх К-польский В дек. 1922 г. Свящ. Синод Элладской Церкви избрал А. митрополитом Керкирским и Паксийским. Став архипастырем, он зарекомендовал себя как поборник интересов простого народа. В митрополичьей резиденции были открыты медицинский центр и бюро по трудоустройству для греков, переселенцев из М. Азии и Вост. Фракии. После обстрела итал. эскадрой крепости Корфу (31 авг. 1923) погибло множество мирных жителей, и А. на рыбацкой лодке прибыл на итал. флагман, чтобы выразить протест адмиралу Солари.

http://pravenc.ru/text/77080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН [Папандреу Димитрий; греч. Παπανδρου] (3.03.1890, Дорвица, близ Нафпактоса - 20.03.1949, Афины), архиеп. Афинский и Элладский (с 5 июля 1941). Род. в бедной семье; окончил с отличием фак-т богословия и права Афинского ун-та. В период Балканских войн поступил добровольцем в греч. армию. В 1917 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея, нек-рое время был управляющим канцелярией архиепископа Афинского. В 1918 г. по представлению архиеп. Мелетия (Метаксакиса), Предстоятеля Элладской Церкви, назначен игуменом мон-ря Пендели. В это же время греч. правительство поручило Д. подготовку текста «Уставной хартии Св. Горы Афонской» (см. в ст. Афон ). Одновременно по предложению Д. и нек-рых светских богословов для консолидации интеллектуальных и духовных сил Греции вокруг Церкви было образовано об-во «Общеклировое единство» (Παϒκληρικ Ενωσις). Памятник архиеп. Афинскому и Элладскому Дамаскину в Афинах Памятник архиеп. Афинскому и Элладскому Дамаскину в Афинах В дек. 1922 г. Д. рукоположен во епископа Коринфского. Его попечением в Коринфе были отстроены новый храм ап. Павла, архиерейская резиденция, местная духовная школа была преобразована в семинарию, построены больница и вечерняя школа, учреждены братство милосердия и лекторий. После мощного землетрясения 22-23 апр. 1928 г. Д. организовал об-во помощи пострадавшим. В поисках средств для восстановления города Д. отправился в США, где в общинах греч. эмигрантов ему удалось собрать значительные суммы. Д. пришлось остаться в США, где К-польским Патриархом на него были возложены функции патриаршего экзарха. Он активно включился в организацию правосл. греч. митрополии в Америке и в работу по преодолению раскола среди греч. общин и иерархии. В результате его действий греч. общины в США полностью перешли под юрисдикцию К-польского Патриархата, неск. епископов, отказавшихся признать это решение, были переведены из США в Грецию в юрисдикцию Элладской Церкви.

http://pravenc.ru/text/168700.html

Александрийская Александрийская Православная Церковь    Новости    История    Каноническое устройство    Персоналии    Официальные документы    Святые и святыни    Духовное образование    Публикации    Интернет-ресурсы    [Новости] [Новости] [Новости] ОЦВС МП Владимир Телиженко [Публикации] [Новости] Благовест-инфо/Православие.Ru [Новости] Благовест-инфо/Православие.Ru [Новости] Благовест-инфо/Православие.Ru Петр Алмозис, Елена Анжуйкина [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Денис Туранский [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru [Предстоятели] [Епархии] Подготовил Юрий Максимов [Члены Синода] Александр Носевич После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V. Согласно церковному преданию, Александрийская Церковь была основана святым апостолом Марком. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 году император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257- 260 г.) стал их преследователем. Но его сын в 260 году Галлиен прекратил гонения. [Предстоятели] Список составлен специалистами из “Православной энциклопедии”. В основу списка положены исправленные и дополненные перечни В. Грюмеля, Дж. Нила, Г. Бека, И. И. Соколова, а также данные из официальных изданий Александрийского Патриархата. Восстановление преемства Александрийских Патриархов представляет большую сложность ввиду скудости источников, особенно когда речь идет о древнейшей эпохе и о второй половине XI-XV в. для которых нельзя установить точно не только даты правления, но даже имена Патриархов. [Высшие богословские учебные заведения] Подготовил Денис Туранский Сергей Говорун Денис Туранский [Публикации] Денис Туранский [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

" Архиерейский собор " " ПЦУ " одобрил переход на новоюлианский календарь 26.05.2023 13:33:29 КИЕВ " Архиерейский собор " не признанной большинством Поместных Церквей т. н. " Православной Церкви Украины " одобрил переход на новоюлианский церковный календарь с 1 сентября 2023 года, сообщает Седмица.ru со ссылкой на «Интерфакс». «Решение принято. Православная Церковь Украины на заседании Архиерейского собора 24 мая 2023 утвердила важную реформу – состоялся переход на новоюлианский церковный календарь с 1 сентября 2023 года», – цитируют украинские СМИ запись, которую сделал в соцсетях в среду " епископ " Ужгородский и Закарпатский Варсонофий. Теперь Рождество ПЦУ будет отмечать 25 декабря вместо 7 января, Покров Богородицы – 1 октября вместо 14 октября, Крещение – 6 января вместо 19 января и так далее. При этом празднование Пасхи и других подвижных праздников будет соответствовать общеправославному. Между тем украинские СМИ цитируют сообщение пресс-службы " ПЦУ " о том, что за приходами и монастырями останется право использовать старый церковный календарь. «Общее употребление новоюлианского календаря после утверждения этого решения поместным собором, который созывается 27 июля 2023 года, будет введено с 1 сентября, когда начинается новый церковный год. В то же время приходы и монастыри, желающие соблюдать старый календарь, будут иметь эту возможность – календарная реформа состоится без принуждения, постепенно и осознанно», – говорится в сообщении. Глава " ПЦУ " Епифаний Думенко заявил, что после перехода " ПЦУ " на новый стиль нужно перенести и некоторые государственные праздники: «Обратимся к власти, чтобы согласовать государственные и церковные праздники. К примеру, это касается дня государственности на день памяти святого Владимира 28 июля, а теперь это будет 15 июля. То же касается Покрова. Будем просить переносить». Новоюлианский календарь было решено ввести на совещании некоторых Поместных Церквей в 1923 году, которое инициировал Константинопольский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис). " ПЦУ " была создана в декабре 2018 года. В январе 2019-го она получила автокефалию от Константинопольского патриархата. К настоящему времени, кроме Константинопольской, ее признали только 3 из 16 поместных Церквей: Алексанрийская, Кипрская и Элладская. Фото: spzh.news Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/05/26/arhiereysk...

Константинопольская Православная Церковь : Публикации Дарина Григорова Протоиерей Вадим Леонов Ольга Рожнёва Димитрий Сафонов В июне 1924 г. Патриарху пришлось столкнуться опасностью, связанной с политикой Вселенской Патриархии. В Православном мире Константинопольский Патриарх традиционно считается первым среди равных, что, однако, не означает, что он имеет какие-либо права в отношении Поместных Православных Церквей. В начале 1920-х гг. политика патриархов Константинопольских резко изменилась и начала расходиться с православной традицией. Особенно резко это проявилось в годы патриаршества Мелетия (Метаксакиса) (1923-1924 гг), который был сторонником радикальных нововведений в церковной жизни, сродни тем которые вносили российские обновленцы. Священник Пол Мартин Георгиос Мантзаридис Афанасий Зоитакис [Публикации] [Публикации] Николай Иванов О. Андрей П. К. Мондал Александра Никифорова Игорь Якимчук Историю русского монашества невозможно представить без тех ее страниц, которые связаны с подвижничеством русских иноков на Святой Горе Афон. Памятуя о том, что первооснователь монашества на Руси преподобный Антоний Печерский был афонским постриженником, можно говорить о том, что Афон является колыбелью русского монашества. История русского присутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. Еще в эпоху св. равноапостольного князя Владимира выходцам из Руси был предоставлен в вечное владение скит Богородицы Ксилургу. Маргарита Катунян Перевод с новогреческого Александры Никифоровой Когда вечером 29 мая 1453 года посреди мглы великой катастрофы солнце закатилось над разрушенными стенами Феодосия, сумрак, покрывший землю, положил начало долгой и мучительной ночи веков, в которой душа нации билась из последних сил в свирепой схватке со смертью. На высоте остались те, кто сохранил христианское вероисповедание и греческий язык, мученики и исповедники — именно они спасли ромейскую традицию. Чуть ниже — туркоязычные христиане, утратившие родной язык. Далее — криптохристиане, внешне “турки”, христиане по вере, совершавшие православное богослужение в катакомбах. Затем — греки, потерявшие веру, но сохранившие язык и, наконец, отступники, ставшие мусульманами и туркофонами. Каждый сделал свой выбор. Сергей Говорун В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и огражденная от контактов с внешним миром границами Османской империи, подвергалась большему влиянию западного христианства, чем Церковь Русская. Здесь значительно активнее действовала католическая пропаганда, да и греческие ученые и богословы чаще имели контакты с Западом, а большинство из них здесь училось. Эти и другие факторы привели к тому, что Греческая Церковь в большей степени, чем Русская, подверглась западной " метаморфозе " , по выражению о. Георгия Флоровского. Одним из проявлений такой " метаморфозы " стало введение в практику Греческой Церкви… выдачи христианам индульгенций.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Патриарх Александрийский Феодор освятит здание новой Патриаршей библиотеки в Александрии 7 мая 2008 г. 19:47 В пятницу 9 мая Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II освятит реконструированное здание Александрийской Патриаршей библиотеки. На церемонии будет присутствовать президент Национального банка Греции Такис Арапоглу. Именно он был тем человеком, которой примерно год назад дал «зеленый свет» на проведение недавно завершившихся работ по реконструкции здания. Финансировал их Национальный банк Греции, сообщает агентство Ромфеа. История Александрийской Патриаршей библиотеки начиналась в 642 году. В X веке при Патриархе Евтихие происходит ее реорганизация. В 1252 году библиотека переводится в Каир, в квартал Эл Рум (Римский квартал). В 1796 году трудами Патриарха Парфения II, уроженца острова Патмоса, составлен первый официальный каталог, книг, кодексов и рукописей, хранившихся в библиотеке. Примерно в 1830 году Патриаршая библиотека переводится в Хамазауйский квартал Каира, туда, где сегодня располагается патриаршая комиссия. Спустя сто лет Патриарх Мелетий Метаксакис перенес Патриаршую библиотеку в Александрию. В 1947 года Патриаршая библиотека, этот значимый для эллинизма и Православия духовный маяк, была перенесена в Ибрагимский район Александрии. И только в 1971 году она окончательно разместилась в здании Александрийской Патриархии, в Патриаршем дворце, где располагается и по сей день. В настоящее время библиотека занимает большую часть первого и второго этажа здания Александрийской Патриархии, в помещениях бывшей Тосицейской школы города Александрии. В фондах библиотеки насчитывается более 40 тыс. наименований, среди которых около 3000 старопечатных книг, начиная с XV и заканчивая XIX вв. На первом этаже имеется читальный зал и зал для совещаний, а второй этаж в будущем будет использован для проведения научных конференций на высшем уровне. На этом же этаже в зале, который располагает самыми современными и надежными системами охраны, разместился архив и хранилище кодексов. Здесь хранятся 530 рукописей, начиная с V века, свидетельствующих о многовековой истории Александрийского Патриархата . Освящение Патриаршей библиотеки состоится в пятницу вечером. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/404251.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010