Патриарх Александрийский Феодор заявил, что будет продолжать дело своих предшественников Патриархов Кирилла (Лукариса) и Мелетия (Метаксакиса) 17 мая, 2011. Новостная служба Выступая на конференции на о. Крит, посвященной Александрийской Церкви, Папа и Патриарх Александрийский Феодор сделал небольшой доклад об истории и современном положении Александрийского Патриархата. Каир. 17 мая. ПРАВМИР — Выступая на конференции на о. Крит, посвященной Александрийской Церкви, Папа и Патриарх Александрийский Феодор сделал небольшой доклад об истории и современном положении Александрийского Патриархата. Среди своих главных предшественников Патриарх Феодор отметил довольно спорных и неоднозначных личностей, таких, как патриарх Кирилл (Лукарис) и Мелетий (Метаксакис). Патриарх Феодор особенно отметил, что патриарх Кирилл (Лукарис) сознательно оставил спокойную жизнь в одном из богатейших критских монастырей и отправился терпеть лишения и невзгоды в Египет, где в то время Александрийская патриархия прозябала в совершенной нищете. Также высокую оценку получили труды этого иерарха по восстановлению патриарших школ в Александрии и Каире. Кроме того, патриарх Феодор отметил особый вклад в историю Александрийского Патриархата со стороны еще одного спорного деятеля — патриарха Мететия (Метаксакиса), который, по словам патриарха Феодора, открыл новую страницу в жизни Александрийской Православной Церкви, положив конец бедствиям и нищете патриархата. Патриарх Феодор заверил присутствующих, что будет продолжать дело своих предшественников по духовному просвещению народов Африки. Кирилл (Лукарис, 1572-1638), бывший Патриархом Александрийским, а затем Константинопольским, известен как автор «Восточного исповедания христианской веры», где излагаются откровенно протестантские взгляды. Мелетий (Метаксакис, 1871-1935), бывший сначала Афинским архиепископом, затем Константинопольским Патриархом и Патриархом Александрийским, известен введением в греческих Церквах Востока нового богослужебного стиля, что привело к старостильному расколу. Также Патриарх Мелетий был главным защитником теории о власти Константинопольского Патриарха над всей православной диаспорой и впервые распространил власть Александрийского Патриархата на всю Африку.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksandrijsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА) МЕЛЕТИЙ I местоблюститель К-польского патриаршего престола в 1597-1598 гг.- см. ст. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский (1590-1601) МЕЛЕТИЙ IV (Метаксакис; 1871 - 1935), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_42.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Громадский Александр Якубович; 01.11.1882, с. Докудов на Подляшье - 7.05.1943, с. Смыга на Волыни), митр. Волынский и Житомирский МП. Род. в семье сельского правосл. псаломщика. В 1904 г. окончил Холмскую ДС, в 1908 г.- КДА со степенью канд. богословия. В июле 1908 г. рукоположен во священника, служил в соборе г. Холма (польск. Хелм), стал членом Холмской духовной консистории. Со 2 февр. 1916 г. холмский епархиальный наблюдатель церковных дел. В 1917-1918 гг. служил в Бессарабии, с 1918 г. протоиерей. С 1918 г. преподаватель Кременецкой ДС, в 1921-1923 гг. ее ректор. В качестве одного из секретарей присутствовал в янв. 1922 г. на соборе епископов в Варшаве, где поддержал митр. Варшавского Георгия (Ярошевского), настаивавшего на немедленном провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше. 11 февр. 1922 г. принял иноческий постриг с именем А. В апр. 1922 г. хиротонисан во епископа автономной Православной Церкви в Польше. 3 сент. 1922 г. стал епископом Луцким, викарием Волынской епархии. С 12 окт. 1922 г. правящий епископ Гродненской епархии, с 10 февр. 1923 г. член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше, неканонически учрежденной в февр. 1923 г. Вселенским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) в условиях давления польск. гражданской власти; с 21 апр. 1923 г. епископ Гродненский и Новогрудский, с 1 дек. 1924 г. зам. председателя Митрополичьего совета. В нач. 1927 г. вместе с митр. Варшавским Дионисием (Валединским) предпринял поездку к Предстоятелям поместных Церквей с целью добиться офиц. признания автокефалии Польской Церкви. С 3 июля 1928 г. архиепископ. В 1930 г. вошел в комиссию по подготовке Поместного Собора Польской Церкви. С 15 апр. 1934 г. архиепископ Волынский и Кременецкий. А. был активным сторонником украинизации. церковной жизни. Осенью 1939 г. арестован советскими властями. С 1940 г.- в юрисдикции МП (оставлен на Волынской кафедре). В 1941–1944 гг. на территории оккупированной нем. войсками УССР и в соседних украиноязычных обла-стях Белорусской ССР действовала каноническая Автономная УПЦ, созданная на Соборе епископов Украины, к-рый прошел 18–25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре под председательством А. Автономная Церковь была образована для противодействия распространению на Украине автокефалистских церковных орг-ций. (См. ст. Украинская автокефальная православная церковь ).

http://pravenc.ru/text/64654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИВИЗАТОС [греч. Αλιβιζτος, лат. Alivisatos] Гамилькар Спиридон (17.05.1887, Ликсурион, Кефалиния - 14.08.1969, Афины), греч. богослов, проф. канонического права и пастырского богословия (Афины, 1919), д-р богословия (Оксфорд, 1938; МДА, 1962), действительный член Афинской академии (1962), известный деятель экуменического движения . В 1904-1908 гг. учился в Афинском ун-те, защитил канд. диссертацию о свт. Иоанне Златоусте . В 1908-1912 гг. изучал историю Церкви, каноническое право и пастырское богословие в Лейпциге и Берлине у Л. Бригера, Р. Зома, А. Гарнака ; под руководством последнего написана работа о спорах вокруг празднования Пасхи во II в. Во время обучения в Германии А. публиковался в периодических изданиях «Να Σιν» (Иерусалим) и «Εκκλησιαστικς Θρος» (Александрия). По возвращении в Грецию в 1912-1919 гг. он занимался каноническим правом и вопросами социальной роли Церкви. А.- один из авторов реформы (1922-1925) синодальной системы Элладской Православной Церкви , в нач. 20-х гг. он провел ряд законодательных инициатив. Организатор и руководитель YMCA (Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан) в Греции. В 1918 г. сопровождал Афинского митр. Мелетия IV (Метаксакиса) во время визита в США, стал участником экуменического движения: в качестве представителя Синода Элладской Церкви вошел в орг-цию «Faith and Order» (Вера и устройство), в дальнейшем участвовал во всех значительных ее съездах. В 1920 г. на конференции в Женеве А. поддержал не реализованный тогда проект Лиги Церквей. Он полагал, что объединительный процесс следует начинать с ликвидации психологических препятствий, мешающих развитию контактов между различными конфессиями. При его участии в 1948 г. на ассамблее в Амстердаме Элладская Церковь вошла во Всемирный Совет Церквей , хотя А. протестовал против невключения догмата о Св. Троице в разрабатываемую доктрину ВСЦ. А. сотрудничал с католич. журналами «Irénicon», «Истина» и «Consilium». Важнейшие работы на тему экуменизма публиковал в журналах «Ο ποιμν», «Εκκλησα», «Ecumenical Review» и «Theology». А. был избран наблюдателем от ВСЦ на Ватиканском II Соборе , но не принял в нем участия по причине негативного отношения к Собору греч. церковных властей. А. явился инициатором многих начинаний в Элладской Церкви.

http://pravenc.ru/text/114226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ В АМЕРИКЕ [англ. Bulgarian Diocese], т. н. «этническая» епархия, к-рая объединяет болг. приходы в США и Канаде в юрисдикции Православной Церкви в Америке (ПЦА) . Практика создания этнически ориентированной церковно-адм. структуры (в наст. время наряду с Болгарской архиепископией существуют также Румынская и Албанская епархии) возникла в нач. XX в. Она была официально подтверждена еп. Алеутским и Североамериканским Тихоном (Белавиным, впосл. Патриарх Московский и всея России) в резолюции на Указе Святейшего Правительствующего Синода от 4 февр. 1904 г. об определении архим. Рафаила (Хававини) на викарную Бруклинскую кафедру для духовного окормления всех правосл. сиро-арабов в приходах Североамериканской епархии РПЦ. Разрушение канонического порядка в Сев. Америке началось с приезда в США в окт. 1918 г. по благословению Патриарха К-польского Германа V митр. Афинского Мелетия Метаксакиса (с 8 дек. 1921 Патриарх К-польский), положившего начало неканоническому процессу выделения греч. приходов из единой Североамериканской епархии (образована 15 дек. 1840) в юрисдикцию Элладской Православной Церкви, к-рый завершился созданием на базе этих приходов архиепископии К-польского Патриархата. Истоки болг. Православия в Сев. Америке берут свое начало в приходских общинах, основанных в городах Мадисон (1907) и Гранит-Сити (шт. Иллинойс). В последующие годы формировались др. болг. приходы в различных местностях Сев. Америки, что привело к созданию в 1909 г. Болгарской миссии. В 1938 г. была учреждена епархия, вошедшая в юрисдикцию Болгарской Православной Церкви (БПЦ). В 1948 г. вслед. конфликта верующих и священства амер. епархии с церковным священноначалием в Болгарии епархия временно перестала подчиняться Церкви на родине. В 1963 г. конфликт был улажен и было принято решение возобновить общение епархии с Болгарской Патриархией. Архим. Кирилл (Йончев) с группой приходских священнослужителей и мирян, к-рые не приняли этого решения, отделился от БПЦ. 25 марта 1963 г. состоялось собрание, на к-ром эти приходы формально образовали Болгарскую правосл. епархию. 24 апр. 1963 г. вновь образованная епархия была принята в Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), и 3 июня 1964 г. Синод РПЦЗ утвердил прошение епархии о возведении архим. Кирилла в епископский сан. 9 авг. 1964 г. в Свято-Троицком мон-ре в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк) состоялась хиротония архим. Кирилла как правящего архиерея Болгарской епархии.

http://pravenc.ru/text/149673.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ ЭГИНСКИЙ [Ιερνυμος τς Αγινας (Αγνης); в миру Василий Апостолидис] (1883, дер. Гелвери, ныне Гюзельюрт, Турция - 2/3.10.1966, Афины), старец. Род. в благочестивой многодетной семье, его отец, Анестис Апостолидис, был гончаром. В молодости по просьбе жителей Гелвери Василий был рукоположен во диакона Софронием, митр. Амисским. Ревностными проповедями он нажил недоброжелателей. Василий совершил паломничество в Св. землю и 9 месяцев прожил в Иоанна Предтечи монастыре на Иордане . В 1912 г. он стал диаконом в патриаршей ц. вмч. Георгия Победоносца в квартале Фанар в К-поле, где оставил по себе добрую память ревностным служением и праведной жизнью. Все жалование он раздавал бедным, а сам жил в строгом воздержании. Множество людей приходило, чтобы услышать его проповеди. К-польский патриарх хотел рукоположить его во иерея и назначить служить в кладбищенскую церковь «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастыря (Балыклы), что считалось престижным для к-польского клирика, но Василий ответил отказом. Из-за разногласий с Патриархом Мелетием IV Метаксакисом (1921-1923) он лишился места в ц. вмч. Георгия. В 1922 г. Василий переселился на о-в Эгина, где служил диаконом в митрополичьем соборе. По его инициативе была создана больничная церковь свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. На Эгине он познакомился с иером. Пантелеимоном (впосл. митрополит г. Каристос на о-ве Эвбея), к-рый убедил его принять священство (рукоположен 29 авг. 1923). 13 дек. 1923 г. на Афоне Василий был пострижен в великую схиму с именем Иероним в честь своего духовного наставника старца Иеронима Симонопетрского и затем получил сан архимандрита. Помимо службы в больничной церкви (И. Э. также оказывал больным медицинскую помощь) на него были возложены обязанности духовного окормления жен. монашеских общин исихастириев Благовещения Пресв. Богородицы на окраине г. Эгина и Св. Троицы (основанного свт. Нектарием Эгинским , митр. Пентапольским († 1920)), а также мон-ря Хрисолеондисса . Архиепископ Афинский разрешил И. Э. каждый раз, когда он бывает в Афинах, произносить проповедь в митрополичьем соборе.

http://pravenc.ru/text/293734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III (Василиу) (1859, с. Прастион, Кипр - 16.11.1933, Никосия), архиеп. Кипрский (с 21 дек. 1916). В 1872 г. поступил послушником в Киккский мон-рь ; в 1880 г. принял постриг, был рукоположен во диакона и отправлен на обучение в Грецию, где окончил богословский и филологический фак-ты Афинского ун-та. В 1890 г. был назначен преподавателем «Греческой школы» в Лимасоле на Кипре и проповедником Китийской митрополии. 16 апр. 1895 г. избран митрополитом Киринийским. 1 мая 1900 г. он отверг избрание на Пафосскую кафедру, 1-ю по чести после архиепископской. К. не имел стремления к власти, но тем не менее был вовлечен в борьбу за архиепископский престол Кипрской Православной Церкви (КПЦ) (1900-1910), которая получила в греческой историографии наименование «архиепископская проблема» (подробнее см. соответствующий раздел в ст. Кипрская Православная Церковь ). 19 февр. 1908 г. он был избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата Кипрским архиепископом, но противники К. не допустили его интронизации. Брит. власти опечатали архиепископскую резиденцию, и К. не смог приступить к исполнению обязанностей. Получив текст отречения К., отправленного 18 февр. 1910 г., К-польский патриарх распорядился оставить К. титул «Блаженнейший» и «Предстоятель Киринии». В 1916 г. К. перенес кафедру Киринийской митрополии из Мирту в Киринию. После смерти архиеп. Кирилла II К. был избран архиепископом 21 дек. 1916 г.; в тот же день состоялась его интронизация. Современники отмечали умеренность политических взглядов К., мягкость и деликатность его характера, благочестие и строгую подвижническую жизнь. К. продолжил законодательную деятельность своего предшественника, не оставив без внимания ни одну из сторон церковной жизни. Он издал 12 канонизмов, 569 распоряжений и положений (в т. ч. в 1917 - «Процедуры церковных судов» о семейном праве и «Особый устав управления приходами», в 1918 - «Особый устав о приходских священниках и церковнослужителях»); в 1929 г. подготовил Уставную хартию, к-рую не удалось ввести в действие из-за особого режима, установленного после восстания в окт. 1931 г. За годы правления он не продал ни одного участка церковных земель. К. приложил огромные усилия к развитию образования и науки: поддерживал семинарию в Ларнаке (организованную митр. Китийским Мелетием (Метаксакисом)), увеличил число клириков, отправляемых для обучения за рубеж (в т. ч. учредил стипендию для киприотов-студентов богословского фак-та Афинского ун-та).

http://pravenc.ru/text/1840411.html

Мелетий Метаксакис: митрополит, Архиепископ, Папа и Патриарх (версия для печати)/Православие.Ru Мелетий Метаксакис: митрополит, Архиепископ, Папа и Патриарх Православие.Ru , 23 июня 2006 г. Священник Срболюб Милетич Мелетий Метаксакис В июле 1935 года в Цюрихе (Швейцария) после тяжелой шестидневной агонии скончался человек, личность которого была одной из самых скандальных в двухтысячелетней истории Православной Церкви. Тело покойного было перевезено в Каир (Египет) и похоронено с большими почестями. Один из величайших реформаторов Православной Церкви оставил после себя нестабильное, болезненное и тревожное положение, последствия которого будут ощущаться еще много десятилетий, а вероятнее всего и веков. На фоне его образа и дел остается вопрос: каков его личный вклад в современные и будущие испытания, волнения и вызовы в Православной Церкви? Пройдена уже достаточная историческая дистанция, и сегодня его личность и вклад требуют, по нашему мнению, объективной оценки в равной степени, как историков, так и богословов. Мы попытаемся показать почему. Представим лишь основные сведения и некоторые из исторических фактов, касающихся этой беспрецедентной в истории Церкви личности, человека, который за свою относительно короткую, но очень бурную жизнь, успел побывать предстоятелем трех автокефальных Поместных Церквей, и добиться принятия большого количества решений, которые до него были несовместимы с Православием, человека попытавшегося изменить сами основы православной экклесиологии, положив начало вопросам, на которые еще многие поколения православных богословов должны будут дать зрелые и духовно трезвые ответы. Но начнем по порядку. Патриарх Мелетий Метаксакис родился 21 сентября 1871 года в селе Парсас на Крите и получил при крещении имя Эммануил. В 1889 году он поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен в иеродиакона. В 1900 году после окончания богословского образования патриарх Дамиан назначил его секретарем Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же самый патриарх выгнал Мелетия из Святой Земли за «деятельность против Святого

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Мелетий Метаксакис: митрополит, Архиепископ, Папа и Патриарх HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Священник Срболюб Милетич Мелетий Метаксакис: митрополит, Архиепископ, Папа и Патриарх В июле 1935 года в Цюрихе (Швейцария) после тяжелой шестидневной агонии скончался человек, личность которого была одной из самых скандальных в двухтысячелетней истории Православной Церкви. Один из величайших реформаторов Церкви оставил после себя нестабильное, болезненное и тревожное положение, последствия которого будут ощущаться еще много десятилетий, а вероятне всего и веков. На фоне его образа и дел остается вопрос: каков его личный вклад в современные и будущие испытания, волнения и вызовы... В июле 1935 года в Цюрихе (Швейцария) после тяжелой шестидневной агонии скончался человек, личность которого была одной из самых скандальных в двухтысячелетней истории Православной Церкви. Тело покойного было перевезено в Каир (Египет) и похоронено с большими почестями. Один из величайших реформаторов Православной Церкви оставил после себя нестабильное, болезненное и тревожное положение, последствия которого будут ощущаться еще много десятилетий, а вероятнее всего и веков. На фоне его образа и дел остается вопрос: каков его личный вклад в современные и будущие испытания, волнения и вызовы в Православной Церкви?      Пройдена уже достаточная историческая дистанция, и сегодня его личность и вклад требуют, по нашему мнению, объективной оценки в равной степени, как историков, так и богословов. Мы попытаемся показать почему. Представим лишь основные сведения и некоторые из исторических фактов, касающихся этой беспрецедентной в истории Церкви личности, человека, который за свою относительно короткую, но очень бурную жизнь, успел побывать предстоятелем трех автокефальных Поместных Церквей, и добиться принятия большого количества решений, которые до него были несовместимы с Православием, человека попытавшегося изменить сами основы православной экклесиологии, положив начало вопросам, на которые еще многие поколения православных богословов должны будут дать зрелые и духовно трезвые ответы. Но начнем по порядку.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Александрийский Патриархат. Новейшая история (с 1935-го года до наших дней) HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александр Носевич Александрийский Патриархат. Новейшая история (с 1935-го года до наших дней) После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V. После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V. НИКОЛАЙ V (1935-й – 1939-й) При Николае V в Александрийском Патриархате утвердился новый способ избрания главы этой Церкви. После кончины патриарха Мелетия в 1935-м году, открыл свою работу Поместный Собор Александрийской Церкви, созванный для избрания нового предстоятеля. Процедура избрания должна была проходить в соответствии с действовавшими в то время законами египетского государства. Однако православные сирийцы стали протестовать по поводу способа избрания патриарха и добились отсрочки выборов нового главы Церкви. Вследствие этого министерство иностранных дел Египта представило патриархии письменный документ, который содержал новые положения о выборах патриарха. Выборы считались законными при соблюдении следующих условий:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010