Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941–1948). М., 1948. Патриарх Кирилл. Экзарх Анфим (1816–1888). София, 1956. П-в А. Молитвы русского народного движения за свободу славянства//ЦВ. 1877. янв. Первомученик за свободу греков//ЦВ. 1877. 20, май. Переход русских через Балканы и новые победы//ЦВ. 1877. 27. Петров Л. Война России с Турцией 1806–1812 гг. Т. 1. Письмо воспитанников Новочеркасской гимназии генералу Чернову и ответ его//ЦВ. 1876. нояб. Письмо грека в защиту русских//ЦВ. 1877. 20, июль. Письмо и пожертвования митрополиту Сербскому от одного русского настоятеля//ЦВ. 1876. 33, авг. Письмо князя Черногорского//ЦВ. 1876. 42, окт. Письмо священника в редакцию с пожертвованиями герцеговинцам//ЦВ. 1875. окт. Письмо Сербского митрополита//ЦВ. 1876. 29, июль. Политическая пропаганда против России на востоке//ЦВ. 1877. 32, авг. Политическое усложнение//ЦВ. 1878. 5, фев. Положение дел в югославянских православных Церквах//ЦВ. 1875. 31, авг. Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Док. дисс. Т.2. МДА, 1977. Машинопись. Послание Софийского митрополита Стефана к русскому народу//ЖМП. 1945. 5. Последние известия по восточному вопросу//ЦВ. 1878. 13, 15–43,25. Последние известия по восточному вопросу//ЦВ. 1878 Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Православный Восток в минувшем году//ЦВ. 1877. 3, янв.; 1878. 2, янв. Предложение Его Высокопреосвященства Антония, архиеп. Казанского, Казанской Духовной консистории//ЦВ. 1876. 35, сент. Прибытие русских добровольцев в Сербию//ЦВ. 1876. 41, окт. Приезд делегации Болгарской Православной Церкви в СССР//ЖМП. 1945. Прием раненых в больнице Николо-Угрешского монастыря. Прибытие раненых в Сергиев Посад//ПО. 1877, Т. 3. Призыв Орловского архипастыря к пожертвованиям в пользу болгар//ПО. 1876, Т. 2. Призыв ратников на службу и настоящее положение дел//ЦВ. 1877. 30, июль.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

31, авг. Воззвание боснийских и герцеговинских христиан к английскому народу//ЦВ. 1877. авг. Воззвание за славян к русскому обществу//ЦВ. 1876. 30, июль. Воззвание к болгарскому народу//ЦВ. 1877. 18, май. Воззвание к духовенству и пастве Кишиневской епархии//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание к московскому купечеству//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание о пожертвованиях южным славянам//ЦВ. 1876. 31, авг. Воззвание о помощи христианам в Болгарии//ПО. 1876, Т. 2. Воззвание покойного митрополита Московского Филарета//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание Преосвященного Тихона, еп. Саратовского, от 21 июля 1876 г. к настоятелям и помощникам настоятелей приходов, монастырей и женских общин Саратовской епархии о сборе пожертвований в пользу бедствующих славян//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание С.-Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. Воззвание Сербского митрополита Михаила//ЦВ. 1875. 38, сент. Воззвания греческих газет о помощи славянским борцам и их результаты//ЦВ. 1876. 36, сент. Воробьев Л. Предисловие к книге Захария Стоянова «Записки о болгарских восстаниях».М., 1963. Восточная Церковь в Греции, Румынии и Сербии в прошлом году//ЦВ. 1875. 2, янв. Восточный вопрос в его настоящем состоянии//ЦВ. 1878. 12, март. Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в плену фашистских застенков//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Всенародное одушевление и пожертвования//ЦВ. 1877. 16,18–19,21–27,29–30. Встреча государя императора в Румынии//ЦВ. 1877. 22, июнь. Встреча раненых в монастыре//ЦВ. 1877. 32, авг. Геноцид армян в Османской империи/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1982. Госпитали при московских монастырях//ЦВ. 1877. 44, нояб. Греки и западная печать//ЦВ. 1876. 42, окт.; 43. Гудас. Прошедшее, настоящее и будущее востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Действие наших побед на Англию//ЦВ. 1877. 42, окт. Дело далеко еще не кончено//ЦВ. 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

222 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Фонд 156 В. В. Макушева. Картон 1. Л. 37 (на об.). См. изображение отношения Оттоманской Порты к православному христианскому народу у Лебедева А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 129–164. 223 Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар И ЦВ. 1875. нояб. С. 10. См. правдивое изображение страшной картины положения христиан в Османской империи в сборнике документов и материалов под ред. М. Г. Нерсисяна: Геноцид армян в Османской империи. Ереван, 1982. 224 Указ. по: Анастасий, архим. Дух восточного Православия, западной Цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦВ. 1876. 42, окт. С.1. 225 Воздвиженский М., свящ. Современное обозрение. Славянский вопрос//ПО. 1877. Т. 1. С.199–200. См. также: Результаты войн России с Турцией//ЦВ. 1878. 28, июль. С.9; Фортунатов П. К. Боевой русско-болгарский союз в войне 1877–1878 гг.//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Ака-демии наук СССР, 1953. С.47. 227 Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С.133–134. Ср.: ПО. 1877, Ч. 1. С.399–400. Есть мнение, что на славянофилов оказывала влияние Оптинская пустынь в направлении поддержания у славян стремления к свободе. 229 Курганов Ф. Устройство управления в Церкви королевства Греческого. Казань, 1871. С.65. См. также: Первомученик за свободу греков//ЦВ. 1877. 20, май. С.17. Памятник Патриарху Григорию V//ЦВ. 1877. 18, май. С.17–18. Константинопольская Патриархия, греки и славянская борьба//ЦВ. 1876. 32, авг. С.1–2. Православный Восток в минувшем году//ЦВ. 1877. 3, янв. С.1. Константино-польская Патриархия и Восточный вопрос//ЦВ. 1877. 25, июнь. С.2. Новые документы Константинопольской Патриархии//ЦВ. 1877. 27, июль. С.6–7. 230 Даже в русской художественной литературе отмечалась тяга русской интеллигенции оказать помощь грекам. Например, это отмечено у великого русского писателя А. С. Пушкина (1799–1837) в повести «Выстрел». Т. 4. М., 1949. С.68.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

— Я уже отвечал вам, что контрреволюционными делами не занимался, поэтому дать показания по этому вопросу не могу. Затем допросы продолжались еще в течение месяца, и следователи настойчиво добивались, чтобы священник оговорил себя и других. — Дайте показания о ваших контрреволюционных взглядах, — потребовал следователь. — Я лоялен к существующей советской власти и антисоветских настроений не имел. — Вы говорите неправду. Допрошенный свидетель Босых прямо указал, что вы свои антисоветские настроения часто высказывали, будучи в церковной сторожке. Показания Босых вам были предъявлены. Не старайтесь запутать следствие ложными показаниями. — Никогда я газет в церковной сторожке не читал и говорить такие слова по отношению к советской власти не мог. — Вы все время говорите неправду. Для уличения вас в неправде вам дается очная ставка с Михаилом Босых. — Расскажите, что вам известно о контрреволюционных действиях Петра Гаврилова, — спросил следователь Михаила Босых. — Гаврилов настроен резко антисоветски. К этому я могу привести следующее. В двадцатых числах, кажется 22 октября 1936 года, Гаврилов после окончания церковной службы вышел из церкви и зашел в сторожку В этот день были получены свежие газеты»Совсибирь»и»Красный Алтай». Эти газеты Гаврилов взял и стал читать о новых событиях в Испании. Прочитав эти известия, стал говорить:«Испанский фашизм безусловно возьмет Мадрид и выгонит из Испании коммунистов. Управятся у себя — возьмутся за наших товарищей. Испании помогает Германия, а нашим воевать с ними не стоит соваться. И если они возьмутся, то сотрут с лица земли эту советскую власть. — Что вы можете сказать по этому вопросу? — спросил следователь отца Петра. — Возможно, что я и заходил в сторожку, но не имею привычки читать газеты в сторожке. — Кто кроме вас и Гаврилова был в это время в сторожке? — спросил следователь свидетеля. — Кроме меня в сторожке были сторожа церкви. Был еще какой–то нищий, который сидел в углу сторожки, разбирал собранные куски от подаяния. — Ваше запирательство, как видите, ни к чему не приводит. Требуем дать правдивые показания об этом, — сказал отцу Петру следователь.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Н. Бульчук: - И последний вопрос, Сергей Анатольевич. Вы, конечно же, причастны к каким-то возможным прогнозам по этому поветрию губительному, как Церковь его называет, мы ждем все с надеждой, что пик заболеваний, о котором говорят специалисты, все-таки наступит и будет после некая стабилизация ситуации. Когда, по-Вашему, это возможно? Может быть слышно что-то об этом? С.А. Гаврилов: - Всё зависит, конечно, от нас. Насколько мы сможем дисциплинированно, ответственно, с заботой не только о себе, а и о ближних своих, вести себя. Потому что часто молодые люди, которые чувствуют себя хорошо, даже не подозревая, что они заражены, в легкой форме перенося это как просто насморк или легкую форму респираторного заболевания, в таком легкомыслии пренебрегают мерами безопасности и невольно заражают пожилых людей, которые особо подвержены этим угрозам, молодежь, детей. И это, на самом деле, основание для нас для внутренней мобилизации, для внутреннего переосмысления себя и своей ответственности перед нашими родителями, перед нашими детьми. Для того, чтобы остановить это распространение инфекции. От того, насколько мы сможем своими методами заботы, гигиены, карантина остановить распространение инфекции, зависит ее конечно самое скорейшее подавление. Я уверен, что если мы сможем более активно и ответственно относиться к себе и своим ближним, мы сможем в ближайшие недели попытаться остановить распространение болезни. В противном случае она может, конечно, уйти в лето. Поэтому мы очень надеемся на согласованные меры, как власти, так и нашего народа. Н. Бульчук: - Депутат Государственной Думы Сергей Анатольевич Гаврилов, глава Комитета по развитию гражданского общества в России был сегодня в эфире радио «Радонеж». Мы все - и слушатели, и редакция желаем Вам помощи Божией, дорогой Сергей Анатольевич. Благодарим Вас за это интервью. Дай Бог Вам здравия, спасения и во всем благого поспешения! С.А. Гаврилов: - Спаси Господи! Я хотел бы пожелать всем нашим дорогим радиослушателям крепости духовных сил, здоровья на многие и благая лета! Храни вас всех Господь! Всего самого доброго!

http://radonezh.ru/2020/04/02/vsyo-zavis...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор станет символом единства веры и державности Размышления по освящению главного храма Вооруженных сил Российской Федерации 16.06.2020 927 В воскресенье, 14 июня, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов был на открытии и освящении собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил РФ в подмосковной Кубинке, сообщает Телевидение Государственной Думы. «Считаем необходимым усилить роль как Церкви, так и патриотических организаций именно в сфере воспитания в школах и вузах. В школе не хватает дополнительной воспитательной компоненты. Крайне важно уделять внимание воспитанию у молодежи патриотизма, любви к Родине», - отметил Сергей Гаврилов. По словам главы комитета, армия — это не только институт обороны нашей страны, но и «воспитательный институт по подготовке патриотических кадров». Новый храм посвящен ратным подвигам и молитвенному служению предков, юбилею Победы в Великой Отечественной войне, добавил депутат. «Духовное единство нашего народа, роль Церкви в служении в тылу и на фронте, явление Пресвятой Богородицы под Прохоровкой и во время Сталинградской битвы, массовый героизм и самопожертвование — части единого образа этого храма», - заявил парламентарий. Собор, по словам Сергея Гаврилова, станет «зримым и целостным символом единства веры и державности». Глава комитета также рассказал, как, проходя по музейному комплексу и галерее «Дорога памяти», расположенных возле храма, он вспоминал «о тех, кто освобождал нашу страну, о двух своих дедах, прошедших войну». Это место, где происходит объединение всех людей независимо от политических и религиозных взглядов, добавил парламентарий. Кроме того, депутат сообщил, что в новый храм от Воронежской епархии по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия передадут икону святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского и Софийского чудотворца. «Мы помним о той роли, которую святитель Серафим сыграл в предотвращении расколов, созыве победного собора автокефальных православных церквей, прошедшего в 1948 году в Москве . Это особенно значимо в сегодняшние дни на фоне нестроений во вселенском православии, которые составляют предмет глубокой озабоченности о будущем православия», - отметил Сергей Гаврилов.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/16/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последует ли Эрдоган примеру Фиделя Кастро? Депутат Сергей Гаврилов считает, что турецкому лидеру стоит рассмотреть вопрос о возвращении России христианских объектов в Турции 16.07.2020 982 Вчера глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов в интервью «Парламентской газете» заявил, что для Эрдогана передача России христианских объектов, которые пока находятся в запустении на территории Турции, станет мудрым и выверенным решением, а сам процесс передачи не стоит растягивать на годы. Депутат считает, что «именно сегодня этот вопрос должен быть решён — ситуация, что называется, созрела для этого. Речь может идти о как минимум семи храмах, которые принадлежали Русской Православной Церкви, об их возвращении и восстановлении. Это касается не только Стамбула, но и таких популярных у наших туристов и паломников мест как, например, Анталия, город Мира в Ликии, где проповедовал и погребен один из величайших святых Николай Мирликийский Чудотворец. Причём светские власти соответствующих провинций Турции готовы предоставить нашей стороне такие возможности ради создания благоприятных условий для российских гостей и инвесторов». По его словам, для этого нужны «добрая воля президента Эрдогана, его заявление о том, что он готов передать России не только храмы, но и паломнические центры, подворья, гостиницы, которые принадлежали нашей стране в дореволюционный период нашей истории. Известно, что через Константинополь паломники со всего мира направлялись в такие великие места для христиан, как Святой Афон и Иерусалим. А правители России создавали условия для того, чтобы им было где остановиться, где помолиться». Сергей Гаврилов заметил, что «если Эрдоган пойдёт на такой шаг, это будет мудрым выверенным политическим и юридическим решением. Он не раз заявлял, что Турция с уважением относится к чувствам верующих из других мировых конфессий. Раз так, то сейчас, после смены статуса Святой Софии, шаг по передаче христианских объектов России наиболее логичен для турецкого лидера. Да и право собственности в исламе является священным».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/16/po...

Крестовых священников, указом царя на имя гарнизонной канцелярии, запрещалось иметь по домам. Архимандрит Феодосий писал об этом особый доклад государю, по возвращении из-за границы в 1718 году. «О священниках крестовых учинить бы предел, кому держать, кому не держать: понеже от оных многое безчиние и унять их невозможно. И, ежели, кому дозволится крестового попа держать, дабы той господин повинен был приходским своим священникам дать такой же трактамент, какой оному крестовому на год даван будет, и за всякое его безчиние обязан-бы был ответствовать». Так же и жителей Санкт-Петербурга Феодосий предостерегал, чтобы не держали у себя крестовых и прочих волочащихся попов, старцев и стариц, – за что на него светские люди очень негодовали. Замечательным человеком между духовными особами был в те времена Константин Федоров, священник города Ямбурга. Он принадлежал к расколу, но вместе с некоторыми своими товарищами, сознав заблуждение, присоединился к православной церкви, и был ревностен в обращении раскольников не только Санкт-Петербургской, но и Новгородской губернии. Он посылал какое-то послание в Старую Руссу. Некто грешный Евдоким просил у о. Константина, 2 января 1721 года, помощи против раскола и в письме своем выражался так: «Слышим промысел твой об уездах ваших... и помышляем: блаженны людие Копорского и Ямбургского уездов!» Константин Федоров был заказчиком в этих уездах. Раскольникам очень известны были личность и имя о. Константина, и они, указывая на него, с укором говаривали православным: «что-де вам поможет Никонов внук (т. е. последователь), ямбургский гонитель православия (т. е. раскола)»? Правительство, обыкновенно, обращалось к нему по раскольническим делам, возникавшим в Санкт-Петербургской губернии. Попадались также между духовенством и бедовые люди. Таков был Сампсониевской церкви диакон Феоктист Гаврилов. Прежнее место его службы было в Москве, где он состоял дьячком при Сущевской казанской церкви. В 1712 году, московский духовный приказ назначил его, в  числе 50 человек, по указу царя, к отсылке в Петербург, для определения в плотники к Адмиралтейству. Гаврилов какими-то происками умел уклониться от того назначения, а в 1713 году прибыл свободно в Санкт-Петербург к тестю своему, сампсониевскому священнику Димитрию Андрееву. По хлопотам тестя и по прошению прихожан, в Петербург его произвели в диакона к Сампсониевской церкви. В новом сане Феоктист Гаврилов приобрел незавидную известность своими «непотребствами», и в 1721 году с него взята была в тиунской конторе подписка, чтобы впредь ему, диакону Гаврилову, «не крамольничать и жить благочинно, и ни с кем не ссориться, и ничего не проискивать». Ибо прихожане свидетельствовали о Гаврилове, что он «не малый крамольник», живет не смирно, и ни с которым священником не имеет согласия, и ни малого пред ними, священниками, не имеет послушания, и в церкви Божией с ними, священниками, чинит брань (Опис. докум. св. Син. т. I, стр. 627–626).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Александр Гатилин: Сергей Анатольевич, Вы сказали о тех, с кем Вам не по пути. А с кем Вам по пути? Есть ли какие-то критерии, кого Вы приглашаете принять участие в межфракционной группе? Сергей Гаврилов: Знаете, мы считаем, наша задача — защищать большинство, а не давить меньшинство, и поэтому мы привлекаем в свои ряды не только глубоко воцерковленных людей, но, по сути дела, всех людей, всех взглядов, никого не прося и не заставляя. Мы просто приглашаем всех, и к нам приходит немало депутатов и сотрудников аппарата, тех людей, которые понимают, что наша страна, наша Церковь нуждается не просто в том, что мы исповедуемся и причащаемся «в ограде», но и нуждается в более активном светском служении, в более активной мирской поддержке. Я считаю, что у Церкви должна быть функция, должна быть, если угодно, светская «рука» — не только в молитве, но и в защите своих интересов, не только в социальном служении, но и в политике. Я думаю, что это очень правильное решение. Александр Гатилин: Ну это то, о чем говорил уже много раз отец Всеволод Чаплин, о том, что Церковь – это не только священнослужители, но и миряне и как раз поддержки мирян не хватает. И в этом смысле Ваша инициатива — по сути, ответ на это? Сергей Гаврилов: Мы не думаем, что пойдем по пути партии. Я считаю, что нельзя православным людям, которые имеют различные вкусовые предпочтения в области социальных программ, в области политики, объединяться, закрываться в партию. Партия это от слова «part» — часть. Мы считаем, что мы все должны присутствовать во всех партиях, во всех структурах, мы должны отстаивать свои ценности, свои взгляды, проповедовать, бороться со злом, насколько это возможно, естественно, при этом понимая, что интересы матери-Церкви для нас приоритетны во всех вопросах. Они более приоритетны, чем интересы государственные, чем интересы политические. Я считаю, что это задача номер один. Ведущий: Межфракционная группа была создана, объявлена не так давно. Сколько человек сейчас насчитывается? Сергей Гаврилов: У нас сейчас 25 человек. Мы не форсируем, потому что я считаю, в таких вещах нельзя торопиться. Мы должны выстроить организационное ядро, мы должны выстроить план законодательных работ. Мы должны выставить план работ в рамках всех мероприятий, которые поддерживает, которые инициирует наша Церковь. Во многом это сейчас связано с епархиальной жизнью, с приходской жизнью, с зарубежными нашими контактами. Я думаю, что вот как раз к завершению сессии мы сформируем и свой план, и свои действия. Мы планируем встречаться еще раз со Святейшим. Я думаю, что у нас все получится.

http://pravmir.ru/hristianskie-cennosti-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010