Израильтяне, которые тем временем уже стояли на сухой возвышенности, наблюдали за отчаянными попытками всадников выбраться и не верили своим глазам… Так или примерно так происходило это событие, сыгравшее столь большую роль в истории ветхозаветной религии. Многие его подробности навсегда останутся загадкой. Трудно даже определить точное место, где произошла переправа. Можно утверждать единственное: под Ям-суф, «Тростниковым морем», Библия подразумевает не Красное море, берега которого всегда были голы и каменисты; скорее всего, здесь речь идет об одном из Горьких озер, которые тянулись цепью между Красным и Средиземным морями. Как бы то ни было, произошло нечто такое, чего не ждали ни евреи, ни египтяне [ 398 ]. Всего час назад израильтяне были на волосок от гибели. Преследователи беспощадно расправились бы с ними; но вот теперь Ягве спас свой народ и остановил грозного врага. Это было несомненное чудо, хотя внешне действовали обычные стихийные силы. В том, что помощь воды и тьмы, бури и грома явилась столь своевременно, израильтяне почувствовали охраняющую руку Провидения. Никакое событие не производило на них столь сильного впечатления. Пройдут века, но как живые будут представать перед ними подробности исхода и чудесная переправа через море. Здесь родилась вера Израиля, вера в Моисея, в его миссию и в то, что открывшийся ему Бог есть воистину Бог Авраама, «Бог отцов». Итак, Израиль благополучно скрылся в пустыне, между ним и преследователями легла непроходимая преграда, а уцелевшие египетские колесницы повернули от берега. Мернептах был уверен, что Израиль обречен на неминуемую гибель среди безводных пространств. Кампания в Палестине прошла для фараона необыкновенно удачно. Он разбил хеттов, опустошил ханаанские города и селения, толпы рабов и военнопленных снова были приведены из мятежных городов побережья — Аскалона и Гезера. В Галилее был предан огню и мечу ряд крепостей. Сирия снова лежала у ног фараона. Египет ликовал. В честь своего триумфа Мернептах приказал высечь на каменных стелах победный гимн, заканчивающийся такими словами: Враги повергнуты и просят пощады, Ливия опустошена, Хета присмирела, Ханаан пленен со всем своим злом, Захвачен Аскалон, Гезер полонен, Племя Израиля обезлюдело, семени его больше не стало, Сирия стала вдовой для Египта, Все земли успокоились в мире, Скован всякий бродяга царем Мернептахом… [ 399 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Аптекарский подмастерье Гезер Рух 120 руб. Рисовальный мастер Петр Михайлов (оба по определению Медицинской Канцелярии 17 мая 1737 г. и 6 мая 1738 г.) 120 руб. Итак, сверх оклада Монастырского Приказа (4487 руб. и 1318 четв. хлеба) по окладу Коллегии Экономии платилось 2932 руб. (Оклад Коллегии Экономии – 7419 руб. и 1318 четв. хлеба) 710 . Канцелярия Синодального Экономического Правления 10 октября 1744 г. отказалась платить этот излишек и после доношений об этом из Госпиталя и Медицинской Канцелярии Сенат должен был принять этот расход на счет Штатс-Конторы 711 . При новых условиях, в которые попали церковные имения и их доходы с переходом их в ведение духовных властей, Св. Синод не заботился о поддержании Госпиталя в должном порядке 712 , тем более, что он служил главным образом войскам и посторонние люди принимались в Госпиталь только как исключение и на свой счет 713 . Поэтому в 1753 г. возникла мысль о передаче Госпиталя в полное заведывание Главного Комиссариата 714 . 11 марта 1754 г. в этом смысле последовал Высочайший указ, причем Госпиталь должен был перейти в новые руки на следующих условиях: 1) Канцелярия С.Э.П. обязывалась по-прежнему отпускать из экономических доходов по 4487 руб. 2) Приписные к Госпиталю вотчины переходят в полное ведение Главного Комиссариата. 3) Ему же переходит и Яузский мост с платящимся за него откупом; 4) 1318 четв. хлеба из синодальных житниц уже не будут отпускаться, так как они выдавались взамен казенной пашни с симбирской госпитальной вотчины. 5) Не будет и добавочной суммы в 690 руб. из экономических доходов, т.к. они получались с упомянутых приписных вотчин. На этих условиях в январе 1755 г. Главный Комиссариат принял Госпиталь по описи 715 . Как видно из предыдущего, Госпиталь содержался на доходы Коллегии Экономии. Но еще с 1702 г., до постройки Госпиталя в 1706 году, к нему были приписаны вотчины с крестьянами, сборами и угодьями в Симбирском уезде села Кандарати и Кивати, в Костромском уезде село Полулово (оброк в 60 руб.) и в Вологодском уезде село Новлянское (оброк в 54 руб.), бывшее раньше за Феодором Плещеевым 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

3:5–12). После этого богоявления Соломон радостный вернулся в Иерусалим, совершил щедрое жертвоприношение у Ковчега Завета и устроил пир для всех жителей города. Затем он сел на судейское место и стал разбирать спорные вопросы. В это время к нему пришли две женщины. Их дело было очень сложным и необычным. Одна из женщин, плача, рассказывала царю следующее: «Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина… и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила». Обвиняемая все отрицала, обе женщины кричали и ругались. Выслушав женщин, Соломон повелел принести меч. Когда это было исполнено, он сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Тогда обвиняющая женщина в ужасе воскликнула: «О, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его». Другая же хладнокровно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (3 Цар. 3:17 –19:25–26). Соломон видел, кто является матерью живого ребенка, и повелел отдать его первой женщине. Мудрость царя поразила всех присутствующих. Получив от отца в наследство сильное и богатое государство, Соломон свою политику направил на укрепление мира с соседними народами и на процветание своей страны. Чтобы укрепить южные границы Израиля и усилить политическую мощь страны, юный царь женился на дочери египетского фараона, получив при этом в приданое филистимский город Гезер. С богатым царем Тирским Хирамом Соломон не порывал дружеских связей, которые были еще установлены при Сауле. Покоренные при Давиде соседние народы на западе и востоке уже не представляли Соломону большой угрозы. Теперь еврейский народ впервые с незапамятных времен мог жить спокойно и беспрепятственно заниматься мирным трудом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Их полчища появляются всюду и поступают в качестве наёмников на службу к царькам. Как мы видели. Азиру употребил их против Риб-Адди в Библе, но другая сторона, то есть верные вассалы, тоже пользовались ими, и предатель Итакама писал фараону, обвиняя его вассалов в том, что они отдали территорию Кадеша и Дамаска хабири. Под начальством различных искателей приключений хабири нередко делаются подлинными господами положения, и палестинские города, как Мегид до, Аскалон и Гезер, пишут фараону, прося о защите против них. Последний из названных городов соединился с Аскалоном и Лахишем против Абдхибы, египетского резидента в Иерусалиме, бывшего уже в то время сильным укреплением Южной Палестины, и верный служака спешно шлёт гонцов к Эхнатону, сообщая об опасности и прося о помощи против хабири и их вождей. У самых его ворот, в Аялоне, были разграблены царские караваны. «Вся земля царя, открывшая против меня враждебные действия, будет потеряна. – писал он. – Взгляни на страну Шири (Сенр) до Гинти-Кирмиля (Кармеля) – её князья окончательно потеряны, и враждебные действия против меня преобладают... Пока суда были на море, сильная рука царя удерживала Нахарину и Каш, но теперь хабири занимают город царя. Ни одного князя не остаётся у моего владыки-царя, все они сокрушены... Пусть царь позаботится о своей земле и ... пусть он пошлёт войска... Ибо если никакого войска не явится в этом году, все владения моего владыки-царя погибнут... Если не будет войска в этом году, пусть царь пришлёт офицера взять меня и моих братьев, чтобы мы могли умереть около нашего владыки-царя». Абдхиба, хорошо знакомый с клинописным писцом Эхнатона, присоединяет к некоторым из своих посланий приписки, обращённые к его другу, из которых сквозит его неподдельная искренность: «Писцу моего владыки-царя – Абдхиба, твой слуга. Передай эти слова досконально моему владыке-царю: вся земля моего владыки-царя близится к гибели». Спасаясь в ужасе от хабири, сжигавших города и опустошавших поля, многие жители Палестины покидали города и бежали в горы или искали убежища в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Стена каземата, соединенная с верхними воротами, также датируется эпохой Соломона. По-видимому, башня из тесаного камня, к-рую Макалистер считал добавкой к «внешней стене»,- того же периода. Открыта также часть большого казарменно-адм. здания к западу от верхних ворот. Жилая архитектура слоя VIII позволяет думать, что при Соломоне Г. был незначительным центром. Разрушение обрывает развитие слоя VIII в кон. X в. до Р. Х., возможно, это результат нашествия на Палестину фараона Шешонка I (924 г. до Р. Х.) (ср.: 3 Цар 14. 25). В 1908 г. при работах Макалистера в Г. была найдена табличка известняка с евр. письменами, использовавшаяся для упражнений мальчика-жреца в эпоху, соотносимую с правлением Соломона (2-я пол. Х в. или ок. 925 г. до Р. Х.), и со следами многократных стираний и нанесения новых знаков. Последний текст написан древнеевр. письмом. В нем перечислены фазы годового цикла сельского хозяйства с присущими им особенностями. Гезерский календарь дает возможность точно представить последовательность сезонов в сельскохозяйственном году Др. Израиля и является важным образцом древнеевр. письма и языка той эпохи. Произвольный выбор и публикация Макалистером материалов II фазы железного века заставили ученых, включая У. Ф. Олбрайта, думать, что город был оставлен в IX-VII вв. до Р. Х., однако именно к фазе II относится ряд гробниц. Впрочем, активность жизни была уже невелика, город находился в состоянии упадка, хотя в слоях VII-VI открыты неск. изящных домов с опорами во внутренних дворах. В слое VII (IX в. до Р. Х.) перестроили старые ворота; их разрушение датируется концом слоя VI (возможно, ассир. царем Тиглатпаласаром III в 734/3 г. до Р. Х.). В то же время был уничтожен дворец к западу от верхних ворот, а камера примыкавшей к стене тюрьмы заполнена мусором разрушения, в к-ром много железных наконечников стрел. Слой V (VII в. до Р. Х.) малоинформативен. Ворота были снова перестроены, на этот раз в 2-пролетные типа Мегиддо III. Вскоре после этого их, а также дома полностью разрушили (видимо, при вавилонском вторжении VI в. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/161901.html

Соломон был, очевидно, египетским вассалом и, может быть, получил в жены одну из дочерей фараона; его территорию египетский сюзерен увеличил, подарив ему значительный город Гезер. В последний раз мы слышим об этом городе в царствование Мернептаха триста лет назад; не будучи никогда покорен израильтянами, он перешел во власть Соломона как дар Шешонка после того, как последний, подавляя восстание местного ханаанского правителя, взял и сжег город, впоследствии заново отстроенный новым господином. Фараон, с которым приходилось иметь дело Соломону, фараон, бравший и сжигавший сильно укрепленные города в Палестине, подобно Гезеру, не мог быть одним из выродившихся царей конца XXI династии, но энергичным правителем, восстановившим египетское владычество в Палестине, и мы не знаем иного царя той эпохи, более отвечающего этим данным, как Шешонк I. После разделения еврейского царства при преемнике Соломона Ровоаме Шешонк I, уже приютивший бежавшего Иеровоама, северного противника Ровоама, счел момент благоприятным, чтобы сделать свои притязания в Палестине неоспоримыми, и в пятый год правления Ровоама, вероятно, около 926 года до н. э., фараон вторгся в Палестину» . Если тестем Соломона и в самом деле был Шешонк I, это отодвигает брак Соломона с египетской принцессой во вторую половину его царствования и заставляет усомниться в версии классической еврейской историографии, что свадьба Соломона с дочерью фараона состоялась вскоре после завершения строительства Храма. Впрочем, в данном случае речь идет не более чем об устном предании. Версия же Брестеда — Тураева связывает дату этого брака с датой постройки Соломоном своего дворца и специального дома для супруги-египтянки, а это и в самом деле могли быть взаимосвязанные события. Кроме того, египтологи сами признают, что с точной датировкой правления XXI и XXII династий есть немало сложностей, ни одну из называемых дат этого периода истории Египта нельзя однозначно принимать на веру. Сторонники классической еврейской хронологии отнюдь не спешат принять подобные доводы.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Так, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Йосеф Гарфинкель официально заявил, что во время сезонных летних археологических раскопок 2008 года в районе Хирбет-Кеяфа (Израиль) был обнаружен осколок керамического сосуда (15 x 15 см) с более древним текстом, чем надпись «Календаря из Гезера». Сенсационное заявление профессора привлекло внимание всего научного мира к новому эпиграфическому «лидеру» в пять строк рисуночного характера. Но с громким заявлением Й. Гарфинкеля о том, что его находка это древнейший палеографический памятник на древнееврейском языке, согласны не все исследователи. Филологам удалось сегодня гипотетически интерпретировать только несколько сочетаний знаков, и с чем пока ученые могут согласиться в гипотезе Й. Гарфинкеля, так это с тем, что надпись сделана действительно на палеоиврите, а не на одном из родственных ему семитских языков. А с датировкой текста памятника из Хирбет-Кеяфы, как высказался один из ведущих специалистов по библейской археологии Амихай Мазар, «пока не стоит торопиться». А это значит, что древнейшим палеоивритским памятником продолжает оставаться «Календарь из Гезера». В настоящее время у ученого мира нет сомнений, что памятник «Календарь из Гезера» относится к X в. до Р. Х. Хотя первоначально «Календарь из Гезера» датировали VI в. до P. X., однако по мере накопления эпиграфического материала, исходя из формы букв, большинство исследователей стало датировать его X в. до P. X., точнее, его первой четвертью, периодом после восстановления Гезера (Гезер – ; в Септуагинте – Γαζαα, Γαζηα – один из крупнейших в древности городов на севере Шфелы, контролировавший путь вдоль моря из Египта в Месопотамию, а затем и дорогу из Яффы на Вефиль (Бет-Эль) и Иерусалим) царем Соломоном и до разрушения города фараоном Шешонком в 918 г. до P. X. Артефакт, обнаруженный Робертом Макалистером в Гезере, сохранился в очень хорошем состоянии, если брать во внимание почтенный возраст уникальной известняковой таблички. При написании таблички-календаря были использованы буквы палеоеврейского алфавита, близкого к финикийскому. Начертание букв очень архаичное и крайне неровное. В большинстве других надписей на эпиграфических памятниках буквы изображаются гораздо более ровно и последовательно. Поэтому неровность букв подтолкнула к появлению гипотезы о том, что семистрочная надпись, включающая подпись самого автора, представляет собой упражнение ученика-Сойфера в чистописании. Сам же текст описывает календарь земледельческих работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Нав.21:22 .  Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города; Нав.21:23 .  от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его, Нав.21:24 .  Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города; Нав.21:25 .  от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города. Нав.21:26 .  Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять. Из 10-ти городов, полученных прочими родами поколения Каафа, 8 городов названы в предшествующих главах (Сихем, Нав.17:7 ; Гезер, Нав.10:33 ; Беф-Орон – верхний ( Нав.10:10 ) или нижний ( Нав.16:3 ); Елтеке и Гиввефон, Нав.19:44 ; Аилон, Нав.19:42 ; Гаф-Риммон, Нав.19:45 ; Фаанах, Нав.12:21 ). Из прочих двух Кивцаим остается неизвестным по своему положению. Что касается Гаф-Риммона, данного каафитам от полуколена Манассиина, то это название одинаковое по нынешнему еврейскому тексту с тем, какое носил город Данова колена, названный в Нав.21:24 , признается у комментаторов, следующих еврейскому тексту, вошедшим в него по ошибке древнего писца 215 . В 1Пар.6:70 второй город, данный от полуколена Манассиина каафитам, носит название Билеам, по славянской Библии Иевлаам, согласно греческим спискам. Это последнее название совершенно одинаково с Иевлаам по славянской Библии, как назывался Ивлеам по еврейскому тексту, принадлежавший полуколену Манассиину ( Нав.17:11 ) 216 . Нав.21:27 .  А сынам Гирсоновым, из племен левитских дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы – Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья ее: два города; Нав.21:28 .  от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его, Нав.21:29 .  Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города; Нав.21:30 .  от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его, Нав.21:31 .  Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города; Нав.21:32 .  от колена Неффалимова город убежища для убийцы – Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2-я пол. XX в. оказалась для А. б. не менее напряженной в политико-религ. отношении. Борьба держав за влияние в Сиро-Палестинском регионе усилилась из-за противостояния между Израилем и араб. гос-вами. От решения вопросов древней истории часто зависела возможность построить систему национальной идеологии этих гос-в, обосновать права на расселение или контроль над территориями. Уже в 20-30-х гг. XX в. молодежные орг-ции евреев в Палестине требовали от молодых переселенцев участия в археологических работах, полагая, что прямой контакт с древностями станет одним из средств формирования самосознания нации. Позже израильские археологи создали собственную систему изучения «библейского прошлого» и ставили своей целью заполнить пробелы в истории «эпохи завоевания» Ханаана, формирования монотеизма, эпохи Второго храма и иудейских войн. Гос. поддержка помогла израильской археологии в 70-90-х гг. не только выдержать соперничество в полевых исследованиях, но и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе в эпоху от бронзового века до Римской империи. Результаты открытий использовались в идеологической, политической и религ. борьбе. Однако уже в 80-х гг. нек-рые исследователи истории Др. Израиля заговорили о чрезмерной односторонности «израильской парадигмы» в исследованиях Св. земли. Ряд ученых (Ф. З. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе) обвинили их в «похищении истории», в попытке присвоить «наследие Палестины», принадлежащее палестинцам-мусульманам. Они исходят из того, что тексты ВЗ датируются не ранее времени персид. пленения или эпохи эллинизма и поэтому непригодны для реконструкции истории древнего Израиля. Традиц. А. б. обвиняют в неверных выводах относительно отсутствия городов в центре Палестины бронзового века, в невыработанности критериев для различия культур хананеев и евреев и даже в отсутствии археологических подтверждений существования хананеев, в невозможности существования гос-в Иудеи до VII в. до Р. Х. из-за ее слабой заселенности и др. Это вызвало реакцию со стороны младшего поколения учеников Олбрайта во главе с У. Девером, к-рые противопоставили отказу признавать древности раннего железного века «израилитскими» конкретные находки, такие, как надписи IX в. до Р. Х. из Дана (Сев. Израиль), где упомянут «дом Давида» и «царь Израильский», а также полиэтничность памятников Палестины эпохи железного века, относя их к разным культурам (Гезер - ханааниты, Избет-Сартах - протоизраилиты, Телль-Микна - филистимляне и т. д.). Перспективы взаимодействия археологии и библеистики

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Юж. граница его проходила от юж. побережья Мертвого моря, через пустыню Син, южнее Кадес-Варни, до потока Египетского. Вост. граница шла по Мертвому морю до устья Иордана. Здесь начиналась сев. граница, проходившая через источник Рогель, долину сыновей Енномовых и горные склоны юж. Иерусалима, который отошел к уделу Вениамина. Далее граница тянулась до Средиземного моря. Сев. лежали уделы колен Дана и Вениамина. Зап. граница удела И. проходила по побережью Средиземного моря, но, видимо, на прибрежной равнине проживали и филистимляне. Уже во времена Иисуса Навина наметилось отторжение колена И. от других колен, т.к. были пощажены гаваонитяне, населявшие местность между уделами И. и Вениамина ( Нав. 9 ), а в Иерусалиме продолжали жить иевусеи ( Нав. 15:63 ). Гофониил из колена И. освободил Израиль, сбросив иго месопотамского царя Хусарсафема ( Суд. 3:5–11 ); согл. Суд. 20:18 , колено Иуды первым по воле Бога выступило против вениамитян; однако в войне против Сисары колено И. уже не принимало участия. То, что Давид и его преемники принадлежали к колену И., способствовало возрастанию роли этого колена. При царе Ровоаме Израильское царство разделилось на Северное и Южное, которое стали называть Иудой, т.к. лишь это колено (и, вероятно, часть колена Вениамина) сохранило верность дому Давида. Сев. граница теперь проходила у Иерихона и Вефиля, через Михмас, Беф-Орон и Гезер. Во времена наиб. расширения Южного царства его границы простирались вплоть до Ецион-Гавера и Елафа на берегу Акабского залива. (Об истории Иудейского царства см. статьи об отдельных иуд. царях; общий обзор дается в статье ⇒ Израиль .) Большинство евреев, вернувшихся из вавил. плена, принадлежало к колену И. Отсюда произошло название народа ⇒ Иудеи ; 3) левит, живший во времена первосвященника Иисуса ( Неем. 12:8 ). Вероятно, то же лицо, что и Годавия, упомянутый в 1Езд. 2:40 ; 1Езд. 3:9 ; 4) сын Сенуи, вениамитянин, который после возвращения из вавил. плена был вторым начальником в Иерусалиме ( Неем. 11:9 ); 5) вероятно, князь из колена Иуды, принимавший участие в освящении стены Иерусалима ( Неем. 12:34 ); 6) певец и музыкант из левитов, принимавший участие в освящении стены Иерусалима ( Неем. 12:36 ); 7) И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010