Возражением против этого взгляда может служить иной хронологический счет, согласно которому 400-летний «египетский» период следует отсчитывать не от переселения Израиля в Египет, а от призвания Авраама. Этой точки зрения придерживается, в частности, Дж. Дункан в своей работе «Сирия и Палестина до исхода евреев из Египта, по египетским монументам» 68 . Диакон Геннадий Дзичковский в своей замечательной работе по библейской археологии 69 приводит еще одно возражение против определения даты исхода временем Рамсеса II, апеллируя к самому Св. Писанию. В 3Цар. 6:1 что начало строительства Соломонова храма было предпринято 480 лет спустя после исхода. Данные ассиро-вавилонской клинописи и Иосифа Флавия дают определенную дату начала постройки 967 г. до н.э. Но если так, то исход следует отнести к 1447 году. Перевод LXX дает вместо 480 цифру 440, и это соответствует 1407 году как дате исхода. В обеих случаях речь идет о XV веке. 1407 г. – время царствования Аменхотепа IV; 1447 г. диакон Г. Дзичковский считает временем царствования Тутмоса IV, а согласно хронологии Флиндерса Петри 70 это время Аменхотепа III. То есть, в любом случае, время XVIII династии. В качестве археологических подтверждений ранней даты исхода приводят два памятника – надпись Мернептаха и Амарнскую переписку. Надпись фараона Мернептаха (1234–1220) содержит его гимн, воспевающий победу над Израилем, достигнутую в результате похода в Палестину. В тексте гимна имеются следующие слова: Опустошен Ханаан с его злобой, в плен уведен Ашкелон, схвачен Гезер, Иеноам уничтожен, Израиль, людей его мало, Семени его не стало более 71 . (Ашкелон [Аскалон], Гезер, Иеноам – палестинские города). Это – первое упоминание Израиля во внебиблейских источниках 72 . Оно свидетельствует, что в конце XIII в. в Палестине уже жил народ, носящий это имя. (А ведь Мернептаха многие библеисты называют «фараоном исхода»!) А то, что свящ. А. Князев считает веским доводом в пользу поздней даты исхода то, что на стеле Мернептаха «говорится об Израиле только как о народе, а не как о стране или организованном государстве» 73 , то это неосновательно. Во времена нестабильности и частой анархии, характеризующих эпоху Судей, Израиль и не был «организованным государством». Если принять за дату исхода 1447 год, то поход Мернептаха будет соответствовать времени правления Гедеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

до Р. Х. (часто 1208), описаны военные подвиги фараона, в т. ч. его победы в Ханаане, и впервые во внебиблейской литературе приводится имя Израиль. Соответствующий текст начинается вводной фразой: «Ханаан жестоко разграблен»; затем идет уточнение: «Аскалон завоеван, Гезер захвачен, Яноам уничтожен, Израиль опустошен, его семя исчезло» ( Rainey, Notley. 2006. P. 99). Текст позволяет понять, где географически находилась социоэтническая группа, названная Израиль; перечисленные до нее Аскалон и Гезер лежат на юго-западе Палестины, а указанный после нее Яноам - в Васане или Хауране, на севере Палестины, к востоку от Иордана (Ibidem). Выражение «семя исчезло» может указывать как на всеобщее опустошение, так и на отсутствие запасов зерна (вариант перевода в таком случае: «у него нет зерна» - Hasel. 1994. P. 54). При упоминании Аскалона, Гезера и Яноама используется иероглиф , означающий «государство» (указание на города-государства в Палестине), при упоминании Израиля - иероглиф , означающий «народ» ( Rainey, Notley. 2006. P. 99). Сторонники поздней датировки И. объясняют эту особенность текста тем, что Израиль к 1209 г. до Р. Х. совсем недолго находился в Ханаане, поэтому у него еще не сформировались структуры гос. власти (см., напр.: Снигирев. 2007. С. 192). Полагают также, что Израиль вошел в Ханаан незадолго до вторжения Мернептаха, напр. в 1210 г. до Р. Х., тогда И. датируется 1250 г. до Р. Х. ( Finegan. 1998. P. 244. § 418). Не все исследователи принимают такую интерпретацию. Израиль мог появиться в Ханаане задолго до похода Мернептаха, ведь, согласно библейскому повествованию, даже после пришествия в Ханаан евреи разрушили только 3 города - Иерихон (Нав 6. 23) и Гай (Нав 8. 16-21) в Юж. Ханаане и Асор (Нав 11. 11) на севере; евреями были заняты сельские территории, а нек-рые территории вообще не были захвачены ( Hoffmeier. 2008. P. 67). Библия описывает жизнь евреев в период судей как уникальное для древнего мира явление - теократию, что могло восприниматься египтянами как отсутствие государственности и четких границ обитания, соответственно они могли употребить данный иероглиф ( Wood.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

С нападением на Египет полудикой орды хетов (или гиксов), которые властвовали на берегах Нила в течение нескольких столетий, именно до воцарения туземной XVIII-й династии, эта живая литературная связь между бассейнами Месопотамии и Нила по необходимости должна была прерваться (как напр. прекратилась связь России с западной Европой под давлением задушившей первую монгольской орды), и те оживленные сношения между ними, которые в течение нескольких веков производились по приморской полосе Ханаана, надолго прекратились. Только с ниспровержением владычества гиксов эти сношения могли возобновиться опять, хотя уже и в другой форме. Египетские воители, фараоны XVIII-й династии, изгнав гиксов с берегов Нила, не ограничились этим, а стараясь как бы истребить самый корень варварства, делали многочисленные походы в глубь Азии, чтобы окончательно разбить и рассеять ненавистных им хетов в самом центре их существования, именно в их столице Кадете, на берегах Оронта в Сирии. Походы были настойчивые и воины упорные, продолжавшиеся еще во времена Рамзеса II-ro (Сезостриса греков), и эти походы имели своим результатом то обстоятельство, что лежавшая на пути этих походов Палестина, по всей вероятности принимавшая сторону хетов, подверглась опустошению и разорению, многие города в ней были разрушены и государственная организация растроена. Но эти походы были вместе с тем как бы подготовлением для завоевания Палестины израильтянами, которые, выйдя из Египта при конце XVIII династий, без особенного труда могли уже завоевать и занять разоренную египтянами землю обетованную. Хананейские крепости, ослабленные продолжительными войнами, падали одна за другой и израильтяне водворились в новой стране на правах полновластных победителей 4 . Тем не менее, как мы видим из первой главы книги Судей, некоторые из укрепленных хананейских городов удержали за собою свою независимость, а на крайнем юге города филистимлян не только не были взяты израильтянами, но остались так сказать шипом, о который постоянно накалывался и изранивался народ израильский. До самого царствования Давида и Соломона такие города как Иерусалим, Газа и Гезер оставались независимыми от евреев. Они никогда не были завоеваны этим вторгшимся в Палестину народом. Гезер был взят и сожжен египтянами только уже во времена Соломона; Газа никогда не впускала в свои стены чужеземных победителей, а Иерусалим, взятый Давидом, с его позволения остался местом жительства его прежних владетелей иевусеев, которые только уже мало по малу слились с народом-победителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/golos-...

Однако ключевая разница между синодальным переводом и переводом Штейнберга заключается в том, что слово “ва-исам” как в древнем, так и в современном иврите можно перевести и как “положил”, и как “приставил”. Таким образом, если в синодальном переводе, да и в переводе Йосифона аммонитян положили под пилы и начали распиливать, затем долго били молотилками, потом раскраивали им головы топорами и уже после всего этого бросали заживо в печи для обжига кирпичей, то у Штейнберга их… приставили к этим самым пилам, молотилкам, топорам и печам и заставили выполнять различные строительные работы. Согласитесь, что разница существенная, меняющая само наше отношение к Давиду. Штейнберг настаивает на правильности своего перевода, утверждая, что “…глаголы в этом стихе, равно как и в параллельном ему в 1Лп, 20, 3, выражают только порабощение аммонитян и принуждение к самым тяжелым работам. Об умерщвлении же их здесь и помину нет” . Да это было бы и невозможно, отмечает Штейнберг, так как Пятикнижие Моисеево, объявляя аммонитян родственным евреям народом, запрещает даже затевать с ними войну без какого-либо серьезного повода. Мидраш также утверждает, что Давид просто угнал в Иерусалим десятки тысяч аммонитян, приговорив их отбывать различные трудовые повинности, после чего они были отпущены домой. Следующими войнами, которые пришлось вести Давиду, стали новые столкновения с филистимлянами. И вновь непонятно, кто именно стал их зачинщиками — евреи или филистимляне, однако последние, после того как все их соседи были завоеваны, явно чувствовали себя все менее и менее уверенно. По всей видимости, Давид решил продвинуться еще дальше на юг и получить необычайно важную для торговли общую границу с Египтом. С этой целью он нанес удар по филистимскому городу Гезер, на помощь которому поспешили другие города-государства, да и в покоренном Гефе вдруг вспыхнул мятеж. Однако в итоге Давиду удалось нанести по филистимлянам столь мощные удары, что Гезер и другие города в итоге сочли для себя лучшим выходом покориться.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Но что именно следует разуметь в данном случае под или (при scriptio plena) границей Гезера? Клермон Ганно, основываясь на том обстоятельстве, что здесь не называется имени другого города или места, относительно которых определялась бы граница Гезера, предполагает, что здесь обозначается граница внутреннего пространства, примыкавшего со всех четырех сторон к Гезеру и обозначавшегося по четырем сторонам ориентации особыми знаками с надписями. Так как город Гезер был городом левитским ( Нав.21:21 ; 1Пар.6:67 ), а левитские города имели особые выгоны () или предместья, занимавшие площадь, непосредственно примыкавшую к городу, по 2000 локтей со всех четырех сторон ( Чис.35:2–5 ), то Клермон Ганно предполагает, что надписи или =«граница Гезера» означают именно границы этого выгона или предместья, примыкавшаго со всех четырех сторон к Гезеру 6 . Тот факт, что камни с надписями находятся на одинаковом расстоянии от Гезера, а кроме того, первые три надписи, открытые Клермоном Ганно, расположены на одной прямой линии, по направлению с юго-востока на северо-запад, по-видимому, подтверждает это предположение Клермона Ганно. В случае, если последующие изыскания на западной и северной сторонах Телль-эль-Джезер, по намеченным Клермоном Ганно линиям, параллельным линиям восточной (SO – NW) и южной (NO – SW), обнаружат следы присутствия надписей, подобных открытым на первых двух линиях, а еще лучше – откроют самые надписи, тогда предположение Клермона Ганно подтвердится, можно сказать, с математической точностью. Намеченная всеми этими надписями, площадь предместья или выгона (), примыкающего со всех сторон к Гезеру, будет иметь вид равностороннего четырехугольника, в точке пересечения диагоналей которого должен был находиться сам Гезер. Вопрос относительно вида , его величины и положения около левитского города, который решается как в древней, так и в современной раввинистической литературе довольно различно 7 , тогда разрешится с достаточной убедительностью, в том именно смысле, что , подобно римскому ager publicus, имел вид четырехугольника, длина и ширина которого были равны 4000 локтей + длина и ширина стоявшего посреди его левитского города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Прямые археологические свидетельства подтверждают эту картину: осадный пандус, построенный у юго-западного угла города из огромного числа камней, наваленных перпендикулярно стене, и по высоте сравнявшийся с вершиной последней; скопление здесь пращевых камней и железных наконечников стрел; мощные слои золы и обгоревших строительных остатков; тяжелые каменные глыбы, низвергнутые из города на врагов; фрагментированная цепь, предназначенная для улавливания и остановки тарана; сооруженный защитниками города контрпандус на одной линии с ассирийским пандусом; массовые захоронения жертв штурма в пещере за пределами города. Впоследствии Лахис, в полном смысле слова восставший из пепла в VII в. до Р.Х., прожил еще более столетия – вплоть до окончательного разгрома Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 587 г. до Р.Х. Прежнего своего величия Лахис уже не достиг, фортификации его после восстановления были слабее и проще, они ограждали жилые кварталы и хранилища, точных сведений о реконструкции дворца-форта нет, хотя подиум его сохранился и использовался в более поздний период. С финальным периодом жизни города связаны уже упоминавшиеся Лахишские (Лахисские) письма – остраконы с боевыми приказами и донесениями, найденные между сгоревшими внешними и внутренними воротами, в слое золы, на полу штабного помещения. Всего остраконов восемнадцать, из них семь содержат достаточно четкие и пространные тексты, остальные – лишь отдельные изречения и слова. Все документы являются письмами. Часть их направлена командиром укрепленного аванпоста близ Лахиса Хошаягу губернатору Лахиса Яушу. В письмах содержатся военные донесения, в частности, о связи форта с Лахисом и прекращении связи с Азекой: «Мы не видим огневых сигналов из Азеки». Это письмо, несомненно, относится к тому моменту войны, который описан у пророка Иеремии. Между тем войско царя Вавилонского воевало против Иерусалима и против всех городов Иудейских, которые еще оставались, против Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города укрепленные ( Иер. 34, 7 ). Когда Хошаягу говорит, что он не видит «огневых сигналов из Азеки», он, возможно, имеет в виду, что этот город уже захвачен неприятелем и поэтому больше не может подавать световых сигналов. Это, в частности, показывает, что в VI в. до Р.Х. существовала сигнальная система, а характер и тон писем отражают смятение в осажденной стране. Предполагают, что все письма датируются 588 г. до Р.Х. В письме 10 имеются слова «девятый год». Очевидно, речь идет о годе правления царя Седекии, т. е. о том годе, когда Навуходоносор прибыл в Палестину, чтобы начать ее покорение (см.: Иер. 39, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Города, о которых идет речь, по всей видимости не подвергались, подобно Иерихону, полному разрушению. Говорится только, что в каждом из этих городов было предано заклятию и умерщвлено все дышущее: царь, все его подданные и скот, как повелел Господь, Бог Израилев (10:40). Писатель книги здесь отсылает читателя к заповеди Второзакония: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию,.. дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ). Исследователи отмечают логичную последовательность завоеваний с точки зрения географии. Райт, кроме того, видит в археологических открытиях ясное подтверждение библейской последовательности завоеваний: «Если Иисус должен был захватить территорию, которая впоследствии должна была стать территорией Иуды, он следовал именно тем путем, которым должен был следовать. В крепостях долины Сефела всегда сосредоточена военная сила. Когда коалиционные войска бежали, он атакует Ливну; затем – Лахис, как ключ к горам. (…) От Лахиса направляется к Еглону, который охраняет следующую долину, которая ведет к горам (…). Имея Сефелу в своих руках, логично двинуться в горы. Поэтому следующий город – Хеврон. После этого Иисус направляется на юго-запад и захватывает последнюю крепость, Давир…» 391 . Следует сказать несколько слов о местонахождении этих городов. Македа. Локализация не ясна. Иногда идентифицируют с тель эс-Сафи, иногда с хирбет эль-Хейзун или с хирбет Макдум. В Нав. 15:41 к городам Иуды. Ливна. Локализуется в тель эс-Сафи (Олбрайт, изначально); в тель Борнат (Олбрайт (впоследствии) и Ахарони); в тель Йудейда (Каллай). В Нав. 15:42 к городам Иуды. Лахис. Локализуется в тель эд-Дувейр, в 6–7 км на юго-запад от бет-Губрина 392 . В Нав. 15:39 к городам Иуды. Газер. Начиная с Клермон-Ганно (1870) локализуется в тель Джезер (тель эль-Хазари), в 8 км на юго-юго-восток от Рамлы, где долина Сефела переходит в холмы Иудейского нагорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Лахис (Tell ed-Duweir) был укрепленным пограничным городом, или царской цитаделью. Он был укреплен Ровоамом (ок. 920 г. до н. э.) и представлял собой важный стратегический пункт, поскольку защищал слабую северную границу. Город был расположен на холме правильной формы, в районе Шфелы, между Иудейским нагорьем и прибрежной равниной, на природном мысе, окруженном со всех сторон глубокими долинами. В Лахисе была система внешних и внутренних ворот и внешняя стена, толщиной около 12 футов. В помещениях внутри ворот сохранились обломки медных предметов, которые датируются ассирийским временем. Было найдено 18 черепков (фрагменты керамики с надписями) халдейской эпохи, относящихся к нашествию Навуходоносора. Лахис дважды подвергался осаде в течение столетия; многие стратиграфические слои в Лахисе перемешаны и трудноразделимы. Поскольку город окружен со всех сторон холмами, собственно осада осуществлялась только на его юго-западной окраине, хотя местоположение ассирийского военного лагеря археологическими данными не установлено. По всей площади города присутствуют следы разрушения, включая остатки древесного угля. Сохранились остатки насыпи с нагромождением камней. Это древнейшая из найденных насыпей на Ближнем Востоке и единственная в Израиле. Аналогичные насыпи были изображены на ассирийских настенных рельефах. Город был разрушен до основания. Все здания были уничтожены при пожаре и обнаруживают следы сильнейшего огня, который опалил кирпичи до красноты. На полу находят разбитые сосуды и утварь. Город был полностью разграблен; остались лишь никому не нужные и тяжелые, недвижимые предметы. Было найдено сотни наконечников от стрел, а также 20 фрагментов медной кольчуги и бронзовый гребень шлема. В огромной яме сохранились полторы тысячи человеческих костей и черепов от отрубленных голов (которые, как считают исследователи, принадлежат гражданскому населению). Поверх человеческих костей было много костей животных (в том числе свиней) и множество глиняных сосудов. Было также найдено более 400 кувшинов со штампом Imlk («для царя»). Для ассирийцев эта осада была чрезвычайно важна. Как указывалось, в Ниневии они выделили специальное помещение, где были представлены рельефы в память об этом событии. Комната 36 (для Лахиса) занимала во дворце главенствующее положение, поскольку была предназначена для экспонатов, свидетельствующих о завоевании Иудеи и Лахиса. На настенных панелях показаны ассирийские войска, которые тремя колоннами продвигаются в сторону города по местности, сходной с ландшафтом Лахиса; таким образом, ученые получили беспрецедентную возможность сравнить новоассирийские каменные рельефы, изображающие древний город, и само его городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Неприятель довольствовался, повидимому, сокровищами дома Божия и царского и с ними из Иерусалима возвратился прямо в Самарию. Но для Амасии эта беда, очевидно, была только зародышем или причиною другой, гораздо важнейшей беды. Против царя, доведшего столицу государства до разграбления и разрушения, составлев был заговор, имевший такой успех, что Амасия должен был бежать в Лахис. Столица осталась во власти революционеров, которые имели, надо думать, много приверженцев в стране, которых замыслы, вероятно, имели связь еще с замыслами убийц отца Амасии, Иоаса (см. 4Цар. 12:20–21 ; 2Пар. 24:25–26 ). Революционные замыслы, очевидно подавленные решительными мерами Амасии, возведенного на престол верными слугами дома Давидова, снова оживились и стали развиваться и приобретать себе последователей после того, как Амасия, увлекшись первым своим военным успехом, своею вызывающею политикою довел Иерусалим до разграбления и почти до разрушения. Революция при Амасии священным писателем книг Паралил. ставится в связь с отступничеством этого царя от Господа, которое, по свидетельству того же писателя, началась с последних дней войны с Идумеею ( 2Пар. 25:14–27 ). Эту революцию ни в каком случае нельзя слишком отдалять ни от войны с Идумеею, ни особенно от несчастного столкновения с израильским царством. Вынужденный бежать в Лахис, Амасия едва ли уже возвращался после того в Иерусалим. Что заговорщики овладели столицей государства после того, как оставил ее Амасия, представляется вероятным. Но отсюда еще не следует, чтобы, и Амасия, представитель рода Давидова, не сохранял за собою привязанности известной части иудеев. Эти иудеи, заботясь о сохранении рода Давидова на престол иудейскаго царства, могли не только не оставить Амасию в его изгнании, но и привлечь к делам управления государством его сына Азарию еще при жизни отца, чтобы молодой царевич после смерти отца не остался не подготовленным к трудным обязанностям царя. Участие Азарии в управлении государством еще при жизни Амасии представляется вероятным на основании исторических данных библейских и небиблейских, указанных нами в другом месте 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

14 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 в Лахис. Лахис крупный город в Иудее, располагавшийся в двадцати четырех километрах к западу от Хеврона. 14 которому было шестнадцать лет. Азария, вероятно, стал царем еще во время пленения его отца, поэтому периоды их царствования частично совмещаются (см. ком. к ст. 17). 14 Елаф. Морской порт в заливе Акаба ( 3Цар. 9,26–28 ). 14 В пятнадцатый год Амасии. Т.е. в 782 г. до Р.Х. Иеровоам. См. 3Цар. 11,26–14,19 . царствовал сорок один год. Т.е. с 793 по 753 г. до Р.Х. Первые одиннадцать лет царствования Иеровоам II, видимо, являлся соправителем своего отца Иоаса (см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы). 14 не отступал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . В политическом и экономическом аспектах царствование Иеровоама II было самым благополучным за всю историю северного царства (ст. 25). Иеровоам сумел заставить сирийцев отступить от Дамаска в центральную Сирию и распространил владения Израиля до Мертвого моря. 14 от входа в Емаф. Город на севере израильских владений ( Чис. 13,22 ; 3Цар. 8,65 ). до моря пустыни. Очевидно, до Мертвого моря ( Нав. 3,16; 12,3 ). Иеровоам расширил территорию Израиля не только на север, но и на юг по восточному берегу Иордана (в землях аммонеев и моавитян). Иеровоам II, таким образом, владычествовал над территорией, значительно большей, чем кто-либо из прежних царей (ср. Ам. 6,13.14 ). чрез... Иону, сына Амафиина. См.: Книга пророка Ионы. Введение. из Гафхефера. Гафхефер (Геф-Хефер) находился в двадцати двух километрах к западу от южной оконечности Галилейского моря ( Нав. 19,13 ). 14 ни заключенного, ни оставшегося. См. 3Цар. 14,10 . 14 Дамаск. Столица Сирии. Емаф. См. ком. к ст. 25. принадлежавший Иуде. Давид и Соломон, контролировавшие Дамаск и Емаф, принадлежали к колену Иудину ( 2Цар. 8,6 ; 3Цар. 8,65 ; 2Пар. 8,3 ). в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 И воцарился Захария. См. 15,8–12. Глава 15 15 В двадцать седьмой год Иеровоама. Т.е. в 767 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010