2. Библейская археология. Раскопки на Ближнем Востоке и особенно в Палестине дали жизнь библейской археологии как науке. Были найдены многочисленные памятники времен царей и пророков (надпись моавитского царя Меши, надпись царя Езекии в Силоаме, письма из Лахиса времен прор. Иеремии), раскопаны давно исчезнувшие с лица земли библейские города (Меггидон, Гезер, Таанах, Лахис и др.). В 20-х годах нашего века был раскопан город Угарит (Рас-Шамра) в Финикии. Угаритские памятники и тексты позволили составить более полное представление о быте и верованиях финикиян и хананеев, ближайших соседей Израиля. Находки у Мертвого моря пополнили ветхозаветную историю важной главой, относящейся к так называемому межзаветному периоду. Поскольку в Палестине чаще писали на пергаменте, а климат ее более влажный, чем в Египте, в ней сохранилось сравнительно мало письменных памятников (в отличие от Египта, Двуречья и Персии, где писали на глиняных табличках и камне). В связи с этим для датировки археологических находок в качестве эталона стали служить предметы бытовой керамики. Один из крупнейших палестинских археологов Флиндерс Петри (1853–1942) установил, что каждой эпохе в Палестине соответствуют специфические формы гончарных издалий. Ф. Петри открыл стелу фараона Мернептаха (XIII b. до Р.Х.), в которой впервые упомянут Израиль (памятник этот, как считают ученые, относится к эпохе Моисея или Иисуса Навина). Ведущий библейский археолог XX века Уильям Олбрайт (1891–1971) провел ряд раскопок в Палестине и пришел к выводу, что они великолепно подтверждают и дополняют данные Библии. Особым разделом археологии является нумизматика — наука о древних монетах. Она также важна для датировки раскопок, особенно периода Второго Храма, от которого дошло много монет иудейских царей и правителей. В настоящее время изданы атласы, отражающие успехи библейской археологии. Самые полные из них: «Атлас» иером. Л. Гролленберга, вышедший в Голландии и переведенный на многие языки, и Кэмбриджский Атлас, который служит приложением к Новой Английской Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Однако, говоря об ослаблении Египта, не стоит преувеличивать: при всех потрясениях и упадке, которые переживала эта сверхдержава, она отнюдь не утратила своих аппетитов и претензий на господство в регионе. Правда, в годы царствования Давида египтяне не только не предъявляли претензий на территорию усиливающегося Израильского царства, но и со странным равнодушием относились к тому, что его территория все больше разрасталась за счет завоевательных походов. В связи с этим ряд историков полагают, что у Давида были некие тайные договоренности с правителями Египта, которых обе стороны честно придерживались. Если это и так, то, видимо, после смерти Давида египетский фараон счел себя свободным от всех прежних обязательств, неожиданно бросил свою армию на ханаанский город Гезер и захватил его: «Фараон, царь Египетский, пришел и взял Гезер, и сжег его огнем, и Ханаанеев, живших в городе, побил…» ( 3Цар. 9:16 ). Гезер упоминается в Библии многократно, и это не удивительно: город располагался на главной торговой магистрали между Египтом и Сирией. Тот, кто контролировал Гезер, контролировал и торговлю между двумя странами. Раскопки, начатые на территории древнего Гезера в начале XX века, показали, что он был основан в 1600 году до н. э. и сохранял стратегическое значение вплоть до конца Античной эпохи. Стены древнего Гезера были настолько мощны и высоки, что жители этого города-государства чувствовали себя за ними в полной безопасности. Когда евреи во главе с Иисусом Навином вторглись в Ханаан, Гезер оказался в числе тех немногих городов, которые успешно отбили натиск израильтян и сохранили свою независимость. Столь же мужественно жители города сражались и с попытавшимися их захватить филистимлянами. Правда, после длительной осады, видимо, измученные голодом и жаждой, они согласились стать вассалами царя Гефа, но все равно сохраняли свою автономию. Затем на тех же условиях они согласились признать власть царя Давида . И вот фараон сумел захватить этот, считавшийся неприступным город, сжег его огнем и вдобавок истребил всех его жителей — одних из последних представителей коренного населения Ханаана. Тем самым владыка Египта ясно показал, что намерен подчинить себе и Израильское царство, на троне которого сидел безусый юнец, по его собственному признанию, «не знающий ни выхода, ни входа». Гезер был, по сути дела, последней серьезной преградой на пути египетской армии в Иерусалим.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/2

В масоретской транскрипции слова еврейской надписи читаются так: « », что значит в русском переводе: «граница Гезера». Вся надпись в русском переводе гласит: «граница Гезера, Алкия». Если греческое слово «ΑΛΚΙΟΥ» понимать как genetivus temporis или absolutus, с опущенным причастием глагола (γουμνου или ρχοντο), то слова надписи будут иметь значение: «Граница Гезера, во время или в управление Алкия». Под Гезером, как в надписях раньше открытых Клермоном Ганно, так и в настоящей, разумеется древний город Гезер, находившийся на юго-западной границе колена Ефремова (I. Н. 16:3, 10; Суд. 1:29 ), по своему положению на границе между Иудеей и Филистимской землей, на пути по морскому побережью в Египет, имевший очень большое политическое значение, а потому довольно часто упоминаемый в Священном Писании и памятниках Египта 2 . О нем упоминается в надписи на колонне фараона Менефты, относимой к 1230 г. до Р. Хр., а также в клинообразных таблицах, открытых в Тель-эль-Амарна и заключающих в себе переписку фараонов Аменофиса 3-го и Аменофиса 4-го с царями Сирии и Палестины, приблизительно из того времени, когда евреи завоевали Палестину. В Священном Писании упоминание о Гезере проходит через всю историю еврейского народа, начиная со времени Иисуса Навина и оканчивая временем маккавейских войн. В древности этот город принадлежал хананеям, которые оставались в нем и после завоевания его Иисусом Навином ( Нав.10:33; 12:12, 16:10 ; Суд.1:29 ). При Соломоне египетский царь овладел на некоторое время Гезером, но потом возвратил его Соломону, ввиду приданого за своею дочерью ( 3Цар. 9:16 ). Соломон вновь обстроил Гезер (ib. 17 3 ). Во время маккавейских войн Гезер упоминается довольно часто, как важный в стратегическом отношении пункт, под именем Γαζηρα ( 1Мак.7:45 ), Γαζηρων ( 1Мак.4:15 в слав.: Γζαρα ( 1Мак.15:28, 35; 16:19, 21 ; 2Мак. 10:32 ). Во время военных действий Иуды Маккавейского против Горгия и Никанора, последние имели свой военный базис, по-видимому, в Гезере (Газер) (ср. 1Мак. 4:15; 7:45 ). Вакхид, овладевший Иерусалимом, прежде всего, укрепил Газару ( 1Мак. 9:52 ). Симон Маккавей, отвоевавший независимость Иудеи у сирийцев и овладевший между прочим Иопией (Яффой) и Газарой, на требование Антиоха возвратить ему эти города, ответил такими словами: «Что касается Иопии и Газары, которых ты требуешь, то они сами причинили много зла народу в стране нашей» ( 1Мак.15:35 ). Из этих слов ясно видно весьма важное значение Гезера (Газера), как главного стратегического пункта, во время маккавейских войн. Такое значение Гезер, по-видимому, сохранял и в последующей истории. Упоминаемая в истории крестоносцев гора Гизар, где была одержана ими победа над Саладином, как доказал это Клермон Ганно, была местом древнего Гезера 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

10). Амасия, тем не менее, выступил войной, и уже в пределах Иудеи, в городе Вефсамисе евр. Бет-Шемем – на границе с Дановым коленом ( Нав.15:10,19:41 ; 1Цар.6:19 ; 3Цар.4:9 – близ земли Филистимской, теперь Айн-Шемем в долине Сорек на дороге из Аскалона в Иерусалим, см. Onomast. 366) встретил его Иоас, совершенно разбивший его войско и захвативший в плен самого Амасию, причем, по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:9, 3) Иоас, под угрозою смерти, заставил Амасию потребовать от жителей Иерусалима, чтобы они впустили Иоаса с войском в город, что и было исполнено. Войдя в Иерусалим, Иоас разрушил часть иерусалимской стены от ворот Ефремовых (ср. ( Зах.14 ), на севере, вблизи теперешних Дамасских ворот) до ворот Угольных (на северо-западе на 400 локтей), это было фактическим свидетельством зависимости Иудеи от Израильского царства. Захватив затем много сокровищ из храма и дворца, а также заложников (взамен освобожденного Амасии) победоносный Иоас возвратился в Самарию. 4Цар.14:15 .  Прочее об Иоасе, что он сделал, и о мужественных подвигах его, и как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.14:16 .  И почил Иоас с отцами своими, и погребен в Самарии с царями Израильскими. И воцарился Иеровоам, сын его, вместо него. Повторяют заключительные замечания об Иоасе израильском, уже сделанные в ( 4Цар.13:12–13 ), здесь особенно уместные по связи со (ст. 17), из которого видно, что по смерти Иоаса израильского Амасия иудейский царствовал еще 15 лет (ср. 4Цар.14:1–2,13:10 ). 4Цар.14:18 .  Прочие дела Амасии записаны в летописи царей Иудейских. 4Цар.14:19 .  И составили против него заговор в Иерусалиме, и убежал он в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. 4Цар.14:20 .  И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. Конец Амасии был бесславен, как и отца его: и он пал жертвой заговора, составленного в Иерусалиме, откуда он бежал в Лахис (некогда хананейский город ( Нав.10:31 ), после в Иудином колене: ( Нав.15:39 ); Ровоамом был укреплен, ( 2Пар.11:9 ), теперь Умм-Лахис к юго-западу от Беджибрина – Елевферополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

появились в период новой урбанизации, в эпоху среднего бронзового века (1700-1550 гг. до Р. Х.). Многие из них названы в егип. текстах Проклятий как потенциальные противники ( Helck. Die Beziehungen. 1962. S. 49-66), поскольку среди них не упомянут Мегиддо, считают, что он был центром управления египтян. Конец эпохи позднего бронзового века в Г. (1550-1200 гг. до Р. Х.) отражен в ВЗ. Археологические находки показывают, что в это время использовали здания ранних периодов, храмы и дворцы ремонтировали почти без изменений, количество и размер поселений сократились. Заселялись в основном по-прежнему долины. Социальная структура поселений Г. и их связи отражены в егип. документах, особенно в амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.) и в Папирусе Анастасия A (описание воображаемого путешествия по району хананейских поселений - ANET. 242-243; 476-478). Часть поселений локализована на местности, остальные известны по описаниям колен Израилевых (Нав 13-19). По списку Тутмоса III в Г. определено ок. 20 пунктов. На севере долины Иордана - Лахис, Асор, Хиннароф, Беф-Сан, Авел-Беф-Мааха, в долине Изреель - Мегиддо, Шимрон, Гева-Шемен, Таанах, Иокнеам, на приморской равнине точно указывается только Акко, но города в уделе Асира (Мишал, Ахсаф, Аламелех), вероятно, находились в юж. части приморской равнины Г., в Нижней Г.- Адами-Некев, Кишион, Анахараф. В амарнских письмах упомянуты также города Ханнафон в уделе колена Завулона (ср.: Нав 19. 14 - EA. 8, 245), Сунем в уделе колена Иссахара (ср.: Нав 19. 18 - EA. 365) и Иармуф в колене Иссахара назван на стеле Сети I (ср.: Нав 21. 29 - ANET. 255). Известно также, что гарнизонным городом египтян был Беф-Сан. Письма из городов Г. (Тир, Акко, Ахсаф, Мегиддо, Таанах, Шимрон, Асор) в Египет также найдены в Эль-Амарне. Из более ранних документов, чем амарнские письма, известны и др. города-гос-ва (Гева, Сунем - ANET. 247). Период вторжения израильских племен . Согласно ВЗ, города-гос-ва хананеев в районе Г. были завоеваны и отданы коленам Асира, Неффалима, Завулона и Иссахара.

http://pravenc.ru/text/161531.html

Гончарное ремесло было в употреблении у евреев с самого начала их истории. С ним, несомненно, был знаком еще Авраам, когда жил в Месопотамии, где оно применялось не только к выделке разного рода сосудов, а также к изготовлению особых глиняных табличек, на которых писались клинообразные тексты. Переселение Авраама с семейством в Палестину открывало пред ним возможность познакомиться с состоянием этого рода ремесла у жителей Палестины того времени, у которых гончарные изделия были в широком употреблении. Переселение потомков Авраама в Египет служило впоследствии поводом для прохождения ими здесь плодотворной, хотя и трудной школы по гончарному ремеслу ( Исх. 1:10–14 ). В Египте это ремесло, как видно из египетских изображений разных моментов гончарного производства и древнеегипетских гончарных изделий, было на высокой ступени развития, и посему евреи, принужденные к кирпичным работам, естественно могли познакомиться со всеми частностями гончарного ремесла (ср. 1Пар. 4:23 ). Новейшие раскопки в Иерусалиме, Телль-эль-Хаси (вероятно, древний Лахис), Телль-эль-Джезер (Гезер), Теэнаке (Таанах) и древней Самарии дали археологам довольно большое количество предметов производства древнееврейских гончаров, которые свидетельствуют о высокой степени развития этого дела у евреев. По мнению В. М. Флиндерса Петри (Chronoiogy of potery, Quart. Statements, 1891), в еврейской керамике следует различать три периода: аморейский, финикийский и иудейский, – последний представляет смесь аморейского и финикийского. Найденные произведения еврейской керамики большею частью сделаны из красной глины, имеют вид корчаг, кувшинов и горшков, иногда с ручками, по своей форме много напоминающих сосуды этого рода, употребляемые в Палестине и Сирии в настоящее время. Некоторые из них имеют особую разрисовку, в виде цветов гранатовых яблок, огурцов и проч. Сосуды, найденные в Самарии и употреблявшиеся, вероятно, для хранения вина, имели особые привешенные с краев глиняные дощечки (ostraka), с еврейскими надписями. Вообще по остаткам древнееврейских гончарных изделий можно судить о высокой степени развития у них гончарного производства, на что указывают и многочисленные свидетельства Св. Писания, где часто берутся образы из быта гончаров (ср. Пс. 2:9 ). В самом Иерусалиме была гончарная мастерская ( Иер. 19:1–2 ; Мф. 27:7–10 ). Материалом для выделки гончарных изделий служила глина (хомер), которая сперва переминалась ногами ( Ис. 41:25 ), а потом куски ее клались в особый механизм, так называемый «кружало» (обнаим), (два колесообразных камня с отверстиями в центре, в которые продевалась ось), где они обделывались в сосуд известной формы (ср. Иер. 18и др.), после чего эти сосуды ставились для обжигания в печь ( Притч. 26:23 ; Сир. 38:30 ); по вынутии из печи они покрывались глазурью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Брат мой» (ст. 13) в обращениии Хирама к Соломону – не выражение интимности, а язык дипломатических сношений государей древних (ср. 3Цар.20:32 ; 1Мак.10:18,11:30 ). Во ( 2Пар.8:2 ) говорится, напротив, о том, что Хирам дал города Соломону и что последний обустроил их и поселил в них израильтян. Здесь же (ст. 14) – только о 120 талантах золота, присланных Хирамом Соломону. 3Цар.9:15 .  Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер. 3Цар.9:16 .  Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой. 3Цар.9:17 .  И построил Соломон Газер и нижний Бефорон, Причина как материальной зависимости Соломона от Хирама, так и тяжкой подати, какую Соломон возложил на народ, была одна и та же: множество предпринятых им построек; причем выражение «построить» (бана) в приложении к целым городам, иногда давно уже существовавшим и ранее, может означать простую поправку, реставрацию, укрепление города. Так, Соломон построил, кроме храма и дворца, еще Милло, и стену Иерусалимскую, и Гацор, Мегиддо и Гезер (ст. 15). «Милло» (LXX: Μελ κα τν κραν, слав.: «Мелон и краеградие») – насыпь, вал, но также и крепость (какая, напр., была в Сихеме), ( Суд.9:6,20 ); в Иерусалиме еще Давид основал такую крепость, может быть, укрепил бывшую еще у иевусеев ( 2Цар.5:9 ; 1Пар.11:8 ), Соломон же, по-видимому, не раз предпринимал реставрацию этих укреплений ( 3Цар.9:15,24,11:27 ); вместе с тем, он укрепил и, может быть, расширил стену Иерусалима ( 3Цар.3:1 ). «Гацор», LXX: Ασσορ, слав.: «Асур», – город в Неффалимовом колене ( Нав.19:36 ), некогда столица хананейского царя Иавина ( Нав.11:1 ; Суд.4:2 ), «Мегиддо» (ср. 3Цар.4:12 ) – важный стратегический пункт при входе в долину Изреель, ключ средней и северной Палестины. «Газер» или Гезер (LXX: Γαζερ, Εσερ) – левитский город на западной границе колена Ефремова, близ Средиземного моря; некогда завоеванный Иисусом Навином ( Нав.10:33,12:12,16:3 ), не был удержан евреями ( Суд.1:29 ) и находился во владении хананеев до тех пор, пока (ст. 16) Фараон – тесть Соломона, может быть, Рамзес Миамун (по предположению Клерика) – не отнял его у хананеев и не отдал Соломону в качестве приданого за дочерью (теперь Tell-Gezer) (ст. 17). Соломон обстроил Гезер и близ него лежавший Вефорон (Бет-хорон, Βαιθωρν), называемый нижним; в ( Нав.16:5,21:22 ) упомянут Вефорон верхний, а по ( 2Пар.8:5 ) Соломон обстроил оба Вефорона, верхний и нижний, – тот и другой в колене Ефремовом, теперь Belt-Ur (Robinson. Palastin, III, 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они были достаточно сплочены, чтобы называться общим именем «Израиль», и в то время впервые появляются в истории как народ. Гезер, вероятно, причинил Мернептаху некоторые затруднения и, быть может, выдержал осаду, так как впоследствии царь именовал себя в своей титулатуре «связывающим Гезер», как если бы его покорение являлось событием, заслуживающим внимания. Эта осада объясняет, почему Мернептах не мог двинуться против народов, вторгавшихся в западную часть Дельты, вплоть до пятого года своего царствования, ибо блокада такого укрепления, как Гезер, должна была занимать его ещё в течение года. Ко времени его возвращения в Египет египетские владения в Азии были спасены, но нельзя предполагать, чтобы он продвинул вперёд унаследованную границу. Между тем, положение на западе было крайне серьёзным; полчища техену-ливийцев двигались всё дальше внутрь Дельты из своих поселений на северном африканском побережье, к западу от Египта. Возможно, что некоторые из их передовых переселенцев достигли даже гелиопольского канала. Мало что известно о ливийцах той эпохи. Сразу же за египетской границей, по-видимому, находилась территория Техену; далее на запад жили племена, известные египтянам под названием «набу» или «рабу», грекам под названием ливийцев. каковым именем египтяне обозначали также в целом западные народы. На крайнем западе, далеко в глубь этих неизвестных областей, жили машауаши, или максии Геродота. Все они, без сомнения, были предками берберских племён Северной Африки. Их далеко нельзя назвать нецивилизованными варварами: они были искусны в военном деле, хорошо вооружены и способны к серьёзным предприятиям, направленным против фараона. Как раз в это время они быстро сплачивались и, имея во главе хороших вождей, обещали вскоре образовать воинственное и грозное государство, отстоящее менее чем на десять дней пути от резиденции фараона в Восточной Дельте. Вся Западная Дельта была сильно окрашена ливийской кровью, и ливийские семьи постоянно пересекали её вплоть до «Великой реки», как называлось Канопское устье Нила.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Видя самонадеянность ассирийского полководца, гордость и властолюбие его повелителя, непреклонность в достижении поставленной цели и презрение ко всему, на что надеялись царь и народ, даже дерзкою угрозу победить всемогущего Иегову, послы царя Езекии остались верны его повелению – не отвечать, и не отвечали на заносчивую речь безумно гордого язычника. Но очевидно было и предстоявшее бедствие Иерусалима, прежде только предсказанное пророком Исаией, а теперь уже быстро наступавшее: жители должны были выбирать одно из двух – или вступить в открытую решительную и страшно кровопролитную битву или выдерживать осаду со всеми ужасами её бедствий до лютой голодной смерти. Вот почему послы Езекии возвратились к нему в разодранных одеждах. В особенности и преимущественно речь Рапсака должна была потрясти душу Сомнаса, которому еще прежде угрожало пророческое слово Исаии (гл.22:15–25). 55 По точному переводу надписи, Сеннахерим наложил дань на Езекию в 30 талантов золота и 800 талантов серебра, тогда как по 4 книге Царств – 30 талантов золота и 300 талантов серебра; но эта разность в количестве се­ребра объясняется тем, что талант серебра ассирийский был на 2 меньше таланта еврейского, таким образом 300 талантов еврейских ровня­лись 800 талантов ассирийским (Эд.Нэгелсбах). 56 Вся надпись, часть которой здесь приведена, состоит из 480 строк весьма убористого письма, вытеснена на шести сторонах тер­ракотовой призмы, находящейся теперь в Британском музее. Ф.Ленорман Руководство к древней истории Востока до Персидских войн. Перевод И.Каманина. T.I, вып.2. Киев 1877. Стр.289–292. 57 Лахис или Лакиш, в настоящее время Ум-Лакис – город, пер­воначально принадлежавший Хананейскому племени, Аммореям. Царь Лахиса Иафия, один из пяти Амморейских царей-союзников, вел войну с Иисусом Навином и был разбит им под Гаваоном; Лахис был взят и вошел в число городов колена Иудина. Впоследствии Лахис, в числе других городов иудейских, был укреплен стеной по повелению царя Ровоама. В этой крепости скрывался, но был убит царь иудейский Амасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13 Харонны урпаларына абайсызда адам лтиргенлер ушын паналайтуын алалар болан Хеброн, Либна, 14 Яттир, Эштемоа, 15 Холон, Дебир, 16 Айын, Ютта м Бейт-Шемеш алалары менен оларды яный Яуда м Шимон барлыы болып тоыз ала берилди. 17 Ал Бенямин Гибон, Геба, 18 Анатот м Алмон деген трт ала менен бирликте берилди. 19 Солай етип, Харон урпаынан шыан менен бирликте берилген алаларды саны барлыы болып он шке жетти. 20 Лебий оат тийрелерини алан адамларына Эфрайым мына алалар лес етип берилди: 21 Эфрайымны лкесиндеги абайсызда адам лтиргенлер паналайтуын Шехем аласы м Гезер, 22 Кибсайым, Бейт-Хорон деген менен бирликте трт ала. 23 Ал Дан Элтеке, Гиббетон, 24 Айялон м Гат-Риммон деген трт ала менен бирликте берилди. 25 Менашше ярымынан менен бирликте Таанах м Гат-Риммон деген еки ала берилди. 26 Солай етип, оатты алан урпаларына менен бирликте барлыы болып он ала берилди. 27 Лебий болан Гершонны урпаларына Менашше ярымына тийисли болан еки ала: Башандаы абайсызда адам лтиргенлер паналайтуын Голан аласы м Беештера аласы менен бирликте берилди. 28 Иссахар болса, менен бирликте Кишйон, Даберат, 29 Ярмут м Эн-Ганним деген трт ала берилди. 30 Ашер менен бирликте Мишал, Абдон, 31 Хелат м Рехоб деген трт ала берилди. 32 Нафталий ш ала менен бирликте берилди: олар Хаммот-Дор, артан м абайсызда адам лтиргенлер паналайтуын Галиладаы Кедеш аласы. 33 Тийре санына арай, Гершонны урпаларына менен бирликте барлыы болып он ш ала берилди. 34 алан лебийлилерге, яный Мерарийди урпаларыны тийрелерине Зебулон алынан Йонеам, арта, 35 Димна м Наалал деген трт ала менен бирликте берилди. 36 Рубен алынан Бесер, Яаса, 37 Кедемот м Мефаат деген трт ала менен бирликте берилди. 38 Гад Гиладтаы паналайтуын Рамот аласы м Маханайым, 39 Хешбон м Язер алалары барлыы болып трт ала менен бирликте берилди. 40 Тийре санына арай, лебийлилерди алан тийрелерине, яный Мерарийди урпаларына лес етип берилген алаларды саны барлыы болып он еки еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010