Выше слоя V наступает разрыв, отчасти заполненный слоем IV, принадлежащим персид. периоду (V-IV вв. до Р. Х.). Об эпохе Птолемеев (слой III) данных не много, но отпечатки штампов на керамике показали, что Г. был заселен. Позже, примерно в сер. II в., городские ворота эпохи Соломона были вновь перестроены, причем отмечено падение качества строительства. Лучше представлена поздняя стадия эллинизма, эпоха Маккавеев (слои III-II, соответствующие III-II вв. до Р. Х.); ее материалы подтверждают сведения источников, прежде всего 1-й и 2-й Маккавейских книг. Особенно информативны свидетельства осады, взятия и восстановления Г. После долгой осады Симон Маккавей взял город, изгнал жителей, заново укрепил его и назначил правителем сына Иоанна Гиркана. Разрушения позднеэллинистической фазы связывают с войной Симона Маккавея, перестройку городских ворот и стен - с последовавшим восстановлением укреплений, активное развитие застройки - с умножившимся новым населением. Последняя фаза обитания определяется по монетам Деметрия II (ок. 144 г. до Р. Х.) и Антиоха VII (ок. 138-129 гг. до Р. Х.). В этом же слое найдено много ручек родосских сосудов и свинцовые гирьки. Дом Симона не удалось выделить, но считается, что его присутствие отражает граффити кого-то из жителей: «Пампарас [желает], чтобы пожар поразил дом Симона». Археологическим свидетельством политики иудаизации при Маккавеях являются найденные пограничные камни Г. (их известно 11): на 9 процарапаны по-еврейски слова: «Граница Гезера», а на обороте - по-гречески имена землевладельцев, с к-рыми размежевались сторонники Хасмонеев (8 надписей - «Алкион», 2 др.- «Архелай» и «Алексий»). Камни очертили земли новой колонии (зона в 4 км, в сев.-зап. углу к-рой стоит сам город), отделив ее от владений греков. С разрушением в кон. II в. до Р. Х. история Г. как крупного города Палестины завершилась. Слой I относится уже к эпохе Ирода и его потомков (кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). Визант. период также изучен только Макалистером (гробницы IV-VI вв. по Р. Х.). О персид. завоевании в VII в. свидетельствуют 2 монеты Хосроя II (ок. 614-628). В XIII в. местность еще была слабо обжита, а затем заброшена.

http://pravenc.ru/text/161901.html

Но Симон решился воздвигнуть еще и более славный памятник памяти своих братьев, чем гробница Модинская: несмотря на преклонные уже годы, он совершил три великих подвига, достойно увенчавшие славную борьбу Маккавеев. Сирийская партия в иудейской земле имела еще три твердыни, которые, несмотря на все усилия Иуды и Ионафана, еще оставались в руках неприятеля. Одною был Гезер 433 , древняя ханаанская крепость в юго-западной равнине, которая, после долгих превратностей, перешла в руки израильтян, и теперь опять, в этот последний период их исторической жизни, сделалась местом главного гарнизона сириян по большой дороге, ведущей чрез Филистию. Симон решил взять ее из рук неприятеля и, пользуясь недавно пред тем изобретенной македонской военной машиной, сделал на нее неотразимое нападение. Устрашенные жители сдались ему. Все идолы из капищ были уничтожены и в городе поселена была колония иудеев под начальством сына Симонова, Иоанна. Затем была взята и вторая твердыня неприятеля, находившаяся на дороге в Хеврон, именно в Вефсурах. Но решительным торжеством Симона было изгнание сириян из цитадели, которая так долго властвовала над самим святилищем. Это был самый «великий враг Израиля», но теперь наконец пришла очередь и до него уступить геройскому мужеству иудеев. Крепость сдалась, и Симон, выгнав неприятелей оттуда, очистил ее от осквернения. Радость по случаю взятия этой наиболее ненавистной твердыни врагов была столь великою, что вступление в нее совершилось с необычайным торжеством. Симон «взошел в нее в 23-й день 2-го месяца с славословиями, пальмовыми ветвями, гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен был великий враг Израиля». В память этого события установлено было даже ежегодное празднество, которое обыкновенно и проводилось с всевозможными выражениями веселия и радости. Но эти военные подвиги были еще не главной славой Симона. Если Иуда был, так сказать, Давидом Асмонейского рода, то Симон был его Соломоном, восстановителем мира и свободы. Со времени его управления началась новая эра, первый год независимости, когда народ перестал платить дань, которую со времени персидских царей он платил каждой последующей завоевательной династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

9 Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены. 5.2. Пророчество о Мессии, который произойдет из малого города Вифлеема, поэтому этот город должно называть великим. Мессия не просто потомок Давида, но Некто, существующий «изначала», «издревле» (евр. микедем). 5.3. Имеющая родить — Мать Мессии, Который придет в конце времен. 5.4–6. Мессия — Вселенский Пастырь не только Израиля, но и язычников. Но перед тем как воцариться, Он сокрушит силу врагов народа Божия. 5.7–9. Пророчество об Остатке (см. с. который есть истинный Израиль, прообразующий Церковь. 18. Карательный поход Синахериба (701 г.) (4 Цар 18.13–16) 13 В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. 14 И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. 15 И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. 16 В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому. 19. Исайя обличает народ (Ис 1) 1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских. 2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. 3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. 4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. 5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

И бе Господь с ним, и во всех, яже творяше, смысляше. И сопротивися царю ассирийскому и не поработи ему ( 4Цар. 18:1–7 ). В шестой год его царствования Салманассар, царь ассирийский, взял Самарию и десять колен, называвшихся Израильскими, и переселил их в Ассирию и поселил в Хале и Хаворе при реках Гозан, в городах мидийских (Там же, ст. 9–11). А через семь лет, то есть в четырнадцатый год Езекии, царь ассирийский Сеннахирим, вступив в Иудею, осадил укрепленные города ее, желая взять их. И когда он осаждал Лахис, то послал к нему послов Езекия сказать: согреших, возвратися от Мене; еже аще возложиши на мя, то понесу (Там же, ст. 14). И когда он, по приказанию царя, уплатил триста талантов серебра и тридцать золота, сломав двери храма Господня и сняв позолоту его, которую сам он сделал; тогда послал царь ассирийский Тартана и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим: отправившись они пришли в Иерусалим и остановились против водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего, и позвали царя к себе. Но к ним выпил Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель, и сказал им Рабсак : скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский и прочее, содержащееся в истории. При этом следует обратить внимание на высокомерие Рабсака, что он, как некая противная сила, подражает обычаю пророков, так что как те, для указания на авторитет и величие говорящего, обыкновенно говорили в прологах: так говорит Господь: так он теперь сказал: так говорит царь великий, царь ассирийский. – Вышел же к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, синь Асафов, деетсатель. Это тот Елиаким, сын Хелкиин, о котором выше в видении на долину Сионскую мы читали: призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его, и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина ( Ис. 22:20–21 ) и прочее. Говорится же это к Совне, который до него был начальником храма и о котором в том же видении написано: ступай и войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма ( Ис. 22:15 ), который, по преданию евреев, устрашенный угрозою Рабсака, сдал войска ассириянам и нижнюю часть Иерусалима передал неприятелям, и за исключением Сионской крепости и храма, ничего другого не осталось, не занятого ассириянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь была найдена печать Иезании (2); в Мегиддо сохранилась печать со львом, принадлежавшая Шеме, чиновнику Иеровоама II, в Эйлате (Елаф) – печать Иофама (3), а в Лакише (библ. Лахис) – печать Годолии (4). Р. Лакиша позволили в деталях подтвердить сообщение о захвате города, записанное на ассир. стеле. Найденный при Р. кувшин емкостью 12 л с обозначением «царский бат» (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) указывает на роль города как регионального центра, осуществлявшего продовольственные поставки. Обстоят-ва вторжения Навуходоносора становятся очевидными из писем, обнаруж. в Лакише (⇒ Письмо). При археол. Р. в Иудее пока не найдено ни одного города, который после разрушения Иерусалима, в годы вавил. плена, был бы постоянно заселен жителями. Самыми ценными находками новозаветного периода стали ⇒ рукописи Мертвого моря (1947–1956 гг.). После того как были случайно обнаружены первые свитки, ученые приступили к систематич. поиску древних рукописей. Кумранские рукописи, как и находки из других мест, относятся к периоду от 100 г. до Р.Х. до 132–135 гг. по Р.Х. Свиток, содержащий полный текст Книги пр. Исаии, датируемый I в. до Р.Х., на 1000 лет продлевает обозримую историю евр. текстов (до этого самые древние источники датировались прим. 900 г. по Р.Х.). Среди рукописей и фрагментов представлены все книги ВЗ, за искл. Книги Есфирь. По количеству списков наиболее полно представлены Пятикнижие Моисея, Книга пр. Исаии и Псалмы, что соответствует частоте их цитирования в НЗ. Изучение небибл. рукописей Кумрана и последних по времени обнаружения егип. папирусов также важно для понимания НЗ. Это исключает предположение о более позднем эллинистич. влиянии на образный язык Ев. от Иоанна и свидетельствует о возможности написания всех четырех Евангелий до 70 г. по Р.Х., а всех книг НЗ – к 85 г. по Р.Х. (Д.Дж. Уайзмен). Самый ранний, не вызывающий сомнений фрагмент рукописей НЗ (р 52), был, однако, обнаружен не в Палестине, а в Египте. Он содержал стихи Ин. 18:31–33.37.38 и был написан ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Осуществилось это предсказание победы царю. Чудотворный же дар пророчества Елисея продолжал действовать и по смерти его. «Полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Ободренный словами умирающего пророка, Иоас, сын Иоахаза, сразился с Венададом, сыном Азаила, и «взял назад из руки его города, которые тот взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы». С таким же успехом вел он войну с моавитянами и умер на семнадцатом году царствования, оставив престол сыну своему Иеровоаму II. (4 Цар. 13, 4–6, 7, 14—17, 20—21, 25. 2 Пар. 25, 24) Несколько лет спустя после того Амасия, освободившийся из плена и снова овладевший престолом царства Иудейского, погиб в городе Лахисе, куда он бежал от заговорщиков, но, посланные за ним в Лахис, они умертвили его там. «И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. И взял весь народ Иудейский Азарию (называемого также Озиею), которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии». Сначала «он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. Только высоты не были отменены; народ совершал еще жертвы и курения на высотах». И пока «он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, и давали ему Аммонитяне дань, и дошло имя его до пределов Египта. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном», присвоив себе таким образом, вопреки закону, это право и дело священников. Когда же они воспротивились этому нарушению закона, то «разгневался Озия на священников», и тогда внезапно «проказа явилась на челе его». «И был он прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иофам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли».

http://pravoslavie.ru/2907.html

143 Святая Тамара Великая – царица Грузии (1178–1213) из династии Багратиони. Характерно, что грузинский народ в благодарность за великие деяния называет святую Тамару не царицей, а царем. Это единственная женщина, которая удостоилась такой чести. Память 1 (14) мая, неделя св. жен-мироносиц. 144 Память великомученика Димитрия II Самопожертвова- теля (t 1289), царя Восточной Грузии (1271–1289), из династии Багратиони, – 12 (25) марта; 26 октября (8 ноября). 147 Ираклий (575–641) – византийский император с 610г. В 627–628 гг. разбил персов и возвратил отнятые ими земли в Азии и Египте, но в последние годы его правления эти восточные провинции Византии были захвачены арабами. 148 Хосрой I Нуширван Справедливый, или Великий – персидский царь (с 531 г.) из династии Сасанидов. Завоевал Месопотамию и Колхиду, опустошил Сирию. Умер в 578 г. 149 Праведный Езекия (VII в. до Р.Х.) – благочестивый царь Иудейский, восстановивший истинное богослужение и истребивший все памятники и обряды идолопоклонства. Царствовал 29 лет. Открыл для Богослужения Соломонов храм. В 14-й год царствования Езекии ассирийский царь Сеннахирим, сын Салманассара, победившего израильтян, взял крепость Лахис и послал войско к Иерусалиму, требуя, чтобы иудейский царь сдался. Езекия обратился с молитвой к Богу ( 4Цар.19:15–24 ), и Ангел Господень поразил в ассирийском стане 185 000 воинов. Сеннахирим отошел. Жизнь праведного Езекии описана в 4 Цар., гл.18–20. Память 28 августа (10 сентября ), сырная суббота, неделя св. отец, неделя св. праотец. 150 Чингисхан (собственное имя – Тэмуджин, Темучин; ок.1155–1227) – монгольский завоеватель, основатель единого Монгольского государства. Подчинил в 1207–1211 гг. народы Сибири и Восточного Туркестана, разгромил Южную Монголию, вторгся в Китай и захватил Пекин, завоевал обширное царство Мухаммеда-Хорезм-Шаха, простиравшееся от Инда до Каспийского моря, отправил свои отряды в Персию, Кавказ и Южную Русь. Чингисхан разделил свои владения между четырьмя сыновьями, своим наследником назначил третьего сына Угедея. По возвращении из Центральной Азии вновь провел свою армию по Западному Китаю и во время этого похода умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Но скорее кончится день, чем моя речь, если я буду обозревать все места, по которым странствовала почтенная Павла, одушевляемая неимоверною верою. Перейду в Египет и остановлюсь ненадолго в Сокхофе и у источника Самсонова, изведенного из язвы челюсти (Суд.15:19); омою в нем загоревшее лицо, чтоб, освежившись, посмотреть на Морасфим, некогда гробницу пророка Михея, ныне же церковь, и, оставив в стороне Хорреос и Гефеос, Марезу, Идумею и Лахис, пойду по зыбким пескам, скрадывающим следы путешественников, и по обширному пространству пустыни к египетской реке Сиор, что значит бурный. Пройду по пяти городам Египта, которые говорят на ханаанском языке, по земле Гесем, по полю Танеосу, на котором Бог «сотворил чудеса» (Пс.77:12); посещу город Но, превращенный после в Александрию, и град Господень Нитрию, где чистейшею селитрою добродетелей каждодневно очищаются нечистоты многих. Когда Павла здесь увидела выходящего к ней святого и достопочтимого епископа Исидора–исповедника в сопровождении бесчисленного сонма монахов, из которых многие притом возвышались саном священническим и левитским то хотя и радовалась славе Божьей, но в то же время считала себя недостойной такой чести. Говорить ли мне о Макариях, Арсениях, Серапионах и прочих столпах Христовых? В чью келью она не входила? К ногам которого из них не припадала? В уверенности, что в лице каждого святого видит Христа, она радовалась, что все, сделанное ею для них, сделано для самого Господа. Отправившись из Пелузы в Маиуму водою, по причине весьма сильной жары, она с такою быстротою возвращалась в Иерусалим, как будто летела на крыльях. Немного спустя после того, в твердом намерении навсегда остаться в святом Вифлееме, она приютилась в малой гостинице, где и жила три года, пока строила кельи и монастыри и постоялые дворы странникам на той дороге, на которой Мария и Иосиф не нашли для себя пристанища. Доселе описано путешествие Павлы, которое совершила она вместе со многими девицами и дочерью. Теперь будет пространнее описываться ее добродетель, которая собственно ей принадлежит, и при изображении которой я ничего не прибавляю, ничего не преувеличиваю, по примеру пишущих похвальные речи, но многое даже убавляю, чтобы мое повествование не показалось превосходящим всякую вероятность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Глава 36. Осада Иерусалима Ассирийским войском 1. И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. (И бысть в четвертоенадесять лето царствующу Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на грады тверды Иудейски, и взя оныя). «Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского: двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец (т.е. праотец) его; он отменил высоты (где были идольские жертвенники), разбил статуи (т.е. идолов), срубил дубраву (где стояли те статуи) и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан (т.е. медник). На Господа Бога Израилева уповал он, и такого, как он, не было между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него. И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя ассирийского и не стал служить ему» ( 4Цар.18:1–7 ), т.е. не пожелал подчиняться и платить ему дани так, как это делали все другие, соседние с ним цари. Тогда ассирийский царь решил силой принудить Езекию быть покорным. «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов иуды и взял их. И послал Езекия, царь иудейский, к царю ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь ассирийский на Езекию, царя иудейского, дань в триста талантов серебра (≈10500 кг) и тридцать талантов золота (≈1050 кг). И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь иудейский, и отдал его царю ассирийскому» ( 4Цар.18:13–16 ). Это известие о нашествии Сеннахирима на Иудею и об отношении его к Езекии восполняется рассказом самого завоевателя, сохранившимся в клинообразных надписях на Ассирийских памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

4 Кн. Царств повествует об этом походе кратко (18,13–16). Дальнейшее же повествование (18,17–19,37) относится ко второму походу Синахериба на Иерусалим (ок. 688). Езекия откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр. Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (гл. 1). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику. Через десять лет Синахериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 г.), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахис, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис 36,2 — 37,37). На сей раз Езекия в глазах пр. Исайи был невиновен. Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев «рабшак» вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синахериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попытался было помочь Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только уповать на Бога. Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею. В Ис 37,36 мы читаем: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы». Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула «смертноносная язва» (Арх. Х,1,5), а греческий историк Геродот (II,141) полагает, что на войско Синахериба напало полчище мышей (символ чумы). К этому последнему периоду служения пр. Исайи относится его третье мессианское пророчество об «Отрасли от корня Иессеева» (11,1-10). Точная дата смерти пророка неизвестна. Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков (см. §6). Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая. Основные даты жизни и деятельности пр. Исайи и современных ему событий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010