Таким образом, в период Судей филистимляне являлись самыми опасными врагами Израиля. Не случайно так воспеваются подвиги Самсона и Давида, боровшегося с Голиафом. Однако у израильтян существовали и другие враги, к числу которых относились и мадианитяне или аравийцы, вторгшиеся в северную Палестину по долине Изрееля и впоследствии разбитые Гедеоном. Нашествие мадианитян особенно интересно тем, что в данном случае, насколько нам известно, впервые широко использовались верблюды. Древние изображения и документы свидетельствуют о том, что верблюды, столь обычные ныне для Ближнего Востока, были одомашнены в сколько-нибудь широких масштабах лишь к этому времени, причиною чего может быть дурной характер этих животных. Древние кочевники с их ослами, овцами и козами всегда держались возле воды. С приручением же верблюдов кочевники смогли преодолевать большие расстояния и жить в таких районах, где обычные пастухи попросту не смогли бы существовать. Серьезными врагами оставались и хананеи, которые продолжали сопротивляться израильтянам. К 1200 г. до Р.Х. они утратили свою власть над большей частью горных районов, однако сильные города, находившиеся в равнинных районах страны, где могли использоваться колесницы, смогли продержаться еще какое-то время. Типичными в этом смысли городами были Мегиддо и Беф-Сан на севере страны. Царский хананейский дворец в Мегиддо, относящийся к началу XII века, отличался куда большим совершенством, чем любые постройки богатых израильтян более поздних времен (по всей вероятности, он не уступал своим размахом и значением дворцу Соломона). При раскопках было найдено большое количество изделий из золота, слоновой кости и алебастра, что свидетельствует о богатстве и культуре царя хананеев. Хананеи были весьма искусны в резьбе по кости. Ею инкрустировались шкатулки, мебель и кедровые стены «гостиных». Что было причиной разрушения города в третьей четверти XII столетия точно неизвестно. Вероятно, битва при Мегиддо, описываемая в песни Деворы ( Суд. 5 ), произошла в период после разрушения и прежде восстановления города. В таком случае, становится понятно, почему полем битвы назван Таанах, находящийся в четырех милях к юго-востоку, который в ту пору действительно являлся ближайшим городом ( Суд. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В свете археологических данных в эпоху перехода от 2-й фазы позднего бронзового века В (ок. 1300 - ок. 1200) к 1-й фазе железного века А (ок. 1200-ок. 1150), т. е. ок. 1200 г., в материальной культуре Ханаана произошли существенные изменения. Богатая ханаанская цивилизация уступает место более примитивной материальной культуре, для к-рой нехарактерны укрепленные поселения и большие строения, нет предметов роскоши, привозимых с Кипра и Крита в Ханаан именно в период, предшествовавший израильскому завоеванию. Существенные изменения в хозяйственной жизни происходят в центральной части нагорья Ханаана (в основном на территории колен Вениамина, Ефрема и Манассии), по-видимому, они могут быть соотнесены с расширением ареала расселения пришедших из Египта израильских колен. Во 2-й пол. XIII-haч. XII в. (кон. 2-й фазы позднего бронзового века), по данным археологии, ряд палестинских городов - в т. ч. и те, к-рые, согласно Книгам Иисуса Навина и Судей, захватили израильтяне,- подверглись разрушению: Лахиш, Вефиль, Давир, Асор, Мегиддо, Таанах, Вефсамис и мн. др. Нек-рые из этих городов могли быть взяты израильтянами; другие были разрушены в результате военных походов египтян, нашествия «народов моря», а также вслед. междоусобных войн ( Мерперт. 2000). В то же время ряд городов, упоминаемых в Книгах Иисуса Навина и Судей как пораженные израильтянами (в т. ч. Гай, Хеврон, Гаваон), насколько можно судить по результатам раскопок на настоящий момент, в XIII в., вероятно, не существовали (хотя в Гаваоне были найдены незначительные следы поселения поздней бронзы, а вопрос о местонахождении Гая остается дискуссионным). Результаты раскопок побудили исследователей искать альтернативные традиционным варианты объяснения появления Израиля в Ханаане. Альт, к-рого поддержал Нот, предложил гипотезу постепенного «мирного проникновения», не предполагающую единовременного сплошного завоевания Ханаана. Кочевые и полукочевые группы, согласно этой гипотезе, приходили со своими стадами из Заиорданья, постепенно оседали в центральных, нагорных районах Ханаана, не вступая в военные конфликты и заселяя свободные земли между ханаанскими городами. В итоге, смешавшись с коренным населением, они обозначили себя Израилем и объединились по типу «амфиктионии» (племенного союза с единым религ. центром) в народ завета с Яхве. Гипотезу Альта критикуют прежде всего потому, что она не может объяснить резкий рост населения в XIII-XII вв., о к-ром свидетельствуют результаты раскопок.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Хананеи продолжали контролировать морское побережье к западу от Ливанских гор и ряд городов Палестины, из которых их постепенно вытесняли завоеватели. В это же время на севере появилось новое государство со столицей в Тире, которое в X столетии благодаря успешной торговле стало быстро разрастаться. Появились его колонии на Кипре, стали снаряжаться торговые экспедиции в западное Средиземноморье; в IX веке в Сардинии уже существовала его колония, занимавшаяся разработкой рудников (возможно, она носила название Фарсис – Таршиш), о чем свидетельствуют хананейские тексты, найденные на этом острове. Греки назвали новое государство Финикией и около 800 года до Р.Х. заимствовали у финикийцев их алфавит 34 . Период Судей в Израиле В XII-XI столетиях Израиль укрепляет свои позиции в центральной гористой части Палестины, при этом ему приходится раз за разом отражать нашествия иноплеменников и воевать с уцелевшими городами-государствами хананеев. Археологические данные свидетельствуют о том, что это был период анархии, когда не существовало сильной централизованной власти, способной обеспечить мир и порядок. Так, Вефиль за эти два столетия разрушался четыре раза. Около 1050 года до Р.Х. были разрушены многие города израильтян (вероятнее всего, это сделали филистимляне). Мегиддо страдал от постоянных набегов со времени разрушения его мощных хананейских укреплений в конце XII столетия до времени его полной перестройки Давидом и Соломоном в X столетии 35 . Политическая организация израильтян в этот период поразительно отличается от организации окружающих его народов. Если Едом, Моав и Аммон были монархиями, а хананейские города (Иерусалим, Газер, Мегиддо, Таанах, Беф-Сан) сохраняли структуру городов-государств, в каждом из которых существовал свой царь, то Израиль являл собой достаточно условную конфедерацию племен, объединенных не некой центральной политической фигурой, но религиозными узами или «заветом», материальным символом которого являлся Ковчег Завета, находившийся в главном святилище в Силоме. Когда израильтянам нужно было защитить себя, они выбирали из своих рядов лидера. В особых же случаях, когда внешняя угроза была слишком серьезной, как в ситуации с филистимлянами, централизованное управление государством становилось подлинной необходимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11 Иссахар м Ашер тийисли жерлердеги Бейт-Шеан м оны Иблеам м оны Дор, яный Нафат-Дор халы м оны Эн-Дор халы м оны Таанах халы м оны Мегиддо халы м оны Менашше тийисли еди. 12 Деген менен, Менашшени урпалары бул алаларды ола киргизе алмады. Себеби кенаанлылар сол жерлерде арар еткен еди. 13 Израиллылар кшке толанда, кенаанлыларды ерксиз хызметшиге айландырды, бира оларды толы шыармады.   Эфрайым м Менашше лкенирек жер   14 Бир кни Юсупти урпалары Ешуаа келип: – Не ушын бизлерге тек бир мрте шек таслап, бир лес жер берди? Жаратан Ийе бизлерди жарылаанлытан, бизлер жд кппиз, – деди. 15 Ешуа олара: – Сизлер соншелли кп болсаыз м сизлерге Эфрайымны лкеси тарлы етип атыран болса, перизлер м рефаларды жерлериндеги тоайларды злериизге жер ашып алылар, – деп берди. 16 Юсупти урпалары Ешуаа: – жерлер бизлерге жетпейди. Бира Бейт-Шеан менен оны м Изреел ойпатлыында жасайтуынларды, яный сол жерде жасайтуын барлы кенаанлыларды темир арбалары бар-о, – деди. 17 Ешуа Юсупти уллары Эфрайым менен Менашшени урпаларына былай деди: – Сизлер кп санлы м кшлисиз. Сизлер тек бир лес пенен алмайсызлар. 18 жерлер м ондаы тоайлылар да сизлердики болады. Сизлер тереклерди тазаласалар, ол жерлер толыы менен сизлердики болады. Кенаанлылар кшли болса да, оларды темир арбалары болса да, сизлер оларды шыарасызлар.   18   алан жерлерди   1 Елди ола киргизгеннен со, пткил Израил жмийети Шилода бир жерге топланды. Олар сол жерде шатырын урды. 2 Деген менен, оларды арасында жерден елеге дейин з лесин алмаан жети бар еди. 3 Сонда Ешуа израиллылара былай деди: – Ата-бабаларыызды удайы, Жаратан Ийени сизлерге берген жерлерин ола ашана шекем кешиктиресизлер? 4 р ш адамнан сайлап алылар. Мен оларды елди кзден ткизип ушын жибережапан. Олар лес етип алатуын жерлерини шегараларын белгилейди м оларды жазып, маан айтып келеди. 5 Олар бул жерлерди жети блекке блсин. Яуда убла блектеги, Юсуп ара блектеги з жерлеринде алсын. 6 Жерди жети блекке блип, жазаныыздан кейин, маан алып келилер. Мен бул жерде, удайымыз Жаратан Ийени алдында сизлер ушын шек таслайман. 7 Лебийлилерге келсек, оларды сизлерди араызда леси жо. Оларды леси – Жаратан Ийе ушын хызметин ибарат. Ал Гад м Рубен менен Менашше ярымы Иордан дрьясыны шыыс трепинде злерини лес жерлерин алан еди. Сол жерлерди олара Жаратан Ийени улы берген еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  1 Сулайман пткил Израилды патшасы еди. 2 Оны ол астындаы мелдарлары мыналар еди: Садо улы Азария – 3 Шишаны уллары Элихореф пенен Ахия – хаткерлер; Ахилуд улы Еошафат – жылнамашы; 4 Еояда улы Беная – сркрда; Садо м Абиятар – 5 Натан улы Азария – лке кимлерини баслыы; Натан улы Забуд – м патшаны мслтшиси; 6 Ахишар – сарай Абда улы Адонирам – мрдикара алынанлар стинен 7 Сулайманны пткил Израил лкелерин басаратуын он еки кими бар еди. Олар патшаны м оны й-ишин пенен тмийинлеп туратуын болып, оларды р бири жылына бир ай патшаны м оны й-ишин пенен шрт еди. 8 Оларды атлары мыналар: Эфрайымны лкесини кими Бен-Хур; 9 Маас, Шаалбим, Бейт-Шемеш, Элон-Бейт-Ханан алаларыны кими Бен-Декер; 10 Сохо м пткил Хефер жерлерин з ишине алан Аруббот лкесини кими Бен-Хесед; 11 Пткил Нафат-Дор лкесини кими Сулайманны ызы Тафатты Бен-Абинадаб; 12 Таанах, Мегиддо, Изреелди убласындаы Саретанны жанындаы пткил Бейт-Шеан м Бейт-Шеаннан Абел-Мехола менен Йомеамны ары жаына дейин созылып жатыран лкелерди кими Ахилуд улы Баана; 13 Гиладтаы Менашше урпаынан болан Яирге тийисли алаларды м Башандаы Аргоб дгерегиндеги менен оршалып, ола тмби басылан лкен алпыс аланы з ишине алан Гилад жериндеги Рамот аласыны кими Бен-Гебер; 14 Маханайым лкесини кими Иддо улы Ахинадаб; 15 Нафталий лкесини кими Сулайманны ызы Басематты Ахимаас; 16 Ашер м Беалот лкелерини кими Хушай улы Баана; 17 Иссахар лкесини кими Паруах улы Еошафат; 18 Бенямин лкесини кими Эла улы Шимей; 19 Гилад жерини, яный аморларды патшасы Сихон м Башан патшасы Огты ески жерлерини кими Урий улы Гебер. Ол сол лкени жалыз кими еди.   Сулайманны бир кнлик керек-жараы   20 Яуда м Израил халы теизди умындай кп болып, олар жеп-ишип шадлы ишинде жасады. 21 Сулайман Евфрат дрьясынан филистлерди жерине м Мысыр шегараларына шекемги барлы патшалылар стинен кимдарлы етти. Олар Сулайманны мири оан салы тлеп, хызмет етти. 22 Сулайманны сарайыны бир кнлик отыз кор сыпатлы бийдай уны, алпыс кор ири тартылан бийдай уны, 23 семиртилген он буа, алынан жигирма буа, жз ой, жне де, жейранлар, антилопалар м семиз услардан ибарат еди. 24 Сулайман Тифсахтан Газаа шекемги, Евфрат дрьясыны батысындаы пткил патшалылар стинен кимдарлы етти. Ол тираптаы барлы еллер менен тынышлыта жасады. 25 Сулайманны Даннан Беер-Шебаа шекемги Яуда м Израил халыны р бири злерини нжир м жзим аашлары астында тыныш мир срди. 26 Сулайманны арбалары ушын ыр мы ат орасы м он еки мы аты бар еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В начале XVII в. библейские страны объездил П. делла Валле, описавший ряд археологических памятников и впервые обративший внимание на неизвестные ранее клинообразные надписи. К середине XVII в. относятся труды А. Роланда и К. Нибура, занимавшихся целенаправленным сбором и критическим анализом сведений об археологических памятниках Палестины и Месопотамии. В конце XVIII в. местность, где находился Вавилон, посетил французский астроном аббат Ж. де Бошам. Дав верное описание развалин, холмов, или, как их теперь называют археологи, теллей, он познакомил Европу с цилиндрами и кирпичами, на которых имелась клинопись. Вслед за Бошамом на необходимость произвести раскопки теллей в окрестностях Вавилона указал католический монах из Багдада – Э. де Сент-Альберт. Присланными кирпичами с надписями и опубликованными статьями заинтересовалась британская Ост-Индская компания, которая поручила своему резиденту в Басре собрать подобные находки и прислать в Лондон. Поручение было выполнено – и в 1801 г. в Лондон прибыло первое собрание клинообразных надписей. В 1816 г. были начаты и первые раскопки, проводившиеся резидентом Ост-Индской компании в Багдаде К. Ричем. Он пробовал раскапывать телли, на которые ему указали арабы как на развалины Ниневии (совр. Куюнджик), однако ассирийской столицы он не нашел. Все же Ричу удалось собрать коллекцию клинописных табличек, снять точные планы теллей и составить их подробное описание. В это же время на другом краю библейского мира, в Египте, велась большая и плодотворная работа французских ученых и художников, участвовавших в наполеоновском походе 1798–1801 годов. Сделанная во время этой кампании находка так называемого Розеттского Камня послужила прологом для дальнейшего углубления знаний о Древнем Востоке. На этом четырехугольном камне из черного базальта были сделаны три надписи: вверху – иероглифическая, в середине – демотическая (вид письменности, вошедшей в употребление в поздний период египетской истории), а внизу – греческая. Греческий текст говорил о том, что надпись эта была сделана в честь Птолемея V Эпифана ок. 204 г. до Р.Х. Догадка, что первые две надписи заключали в себе то же содержание, стала ключом для французского исследователя Ж.-Ф. Шампольона, расшифровавшего египетскую иероглифику в 1822 году. Открытие это, заставившее «заговорить» множество уже собранных иероглифических надписей, значительно расширило представления о Древнем Египте и стало началом научного обоснования повествований Священного Писания о событиях в Египте. Так, обнаруженная во время вышеупомянутого похода в Карнакском храме (Амона) надпись фараона Шешонка I (библ. Сусакима) сообщала об известном ранее только из Библии эпизоде (см.: 3Цар. 14 ) и называла имена покоренных Шешонком городов Святой Земли: Фаанах (Таанах), Беф-Сан (Бет-Шеан), Гаваон (Гивеон), Аиалон, Мегиддо, Маханаим (см. также: Шпигельберг В. Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников. СПб., 1908; Petrie W. Egypt and Israel. L.; N.Y., 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Двадцать девять городов наименованы Иисусом Навином, как самые крайние города Иудеи, близ морского берега Идумеи. Но путешествуя, как путешествовал писатель, от Хеврона к этому берегу, и, возвращаясь сухим путем, не встретишь и не увидишь ни одного города, или дома, который не был бы в крайнем разрушении. У Смита в списках мест, к югу от Хеврона, есть имена тридцати шести «разоренных или опустевших мест», но нет ни одного, который был бы обитаем. Они все теперь причислены к развалинам Иудеи. Глава долины, некогда увенчанная Хермелем иудейским, теперь с обеих сторон и кругом покрыта развалинами. Остатки двух обширных церквей, в расстоянии полутора мили одна от другой, толстые стены разоренного замка, большие груды песчаного камня и остатки почти с землей сравненных стен, указывают, что древний город не был из числа ничтожных; его положение, хотя вокруг него всё теперь и опустошено, доказывает, что издревле он был достоин имени Хермеля или плодоносного. В Кариетейне (Karyetein) груды развалин указывают на место древнего города. Здесь есть очевидные признаки и остатки строений, рассеянных над обширным пространством Ароира, которые, несмотря на свое разрушение, встречаясь в близком друг от друга расстоянии, служат доказательством, что ароирская долина Иудеи была некогда густо населена, и что близ её границ, на юго-востоке Иудея долго ещё была усеяна городами и деревнями. Из развалин как Эбоды, так и Фекоа, согласно описаниям доктора Робинзона и доктора Смита, главнейшие состоят из обширной церкви, замка и крепости. Помянутые путешественники случайно напали на развалины Ругаибеха (Rugaibeh), но открыв их, они по пространству ими занимаемому, заключили, что это был город с населением, по крайней мере, 12000 или 15000 жителей. Развалины Элуса (Elusa), некогда епископского города, покрывают, как говорят упомянутые писатели, пространство довольно обширное для того, чтобы вместить в себе население от 15000 до 20000 душ. Вокруг Иерусалима в 1835 году было шестьдесят четыре разоренных или опустевших мест и тридцать девять в областях Рамлы (Ramlah) и Лидды (Lydda) 207 . Некоторые из деревень, тогда населенные, потом увеличили их число 208 . В округах Набулиса или Неополя (Neopolis) было в том же самом году тридцать разоренных или опустевших мест; двадцать других деревень в тех же странах были доведены до подобного же разорения или запустения в 1844 году. Между ними Шило (Shiloh), некогда столь знаменитый в Израиле, «теперь ничто иное, как куча развалившихся домов» 209 .Рас, сильная крепость в дни крестоносцев, Тебез, Эндор, Ермон (Hermon) и Таанах (Taanah) в их изменённом состоянии. Но едва ли в их изменённых именах, унизились до незначительных Ер-Раса, Тубаса, Эндура, Харамона и Таннака.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Территория делилась на крепостную, производственную, жилую и дворцовую зоны. Крепость имела 2 линии каменных стен с укрепленными воротами в центре юж. стены, включавшими башню, 3 пилона и 2 свода, подобно воротам крепостей Филистии (Ашдод) и Иудеи (Гезер, Лахиш). Экономический расцвет Е. в VII в. до Р. Х. определялся его превращением в крупнейший центр производства оливкового масла - до 1 тыс. тонн в год. Промышленная зона, предназначенная для его производства, была образована постройками, расположенными вдоль укреплений по обеим сторонам длинной улицы. Прямоугольные в плане здания состояли из давильни, склада-мастерской и вестибюля с выходом на улицу. В слое IB (4-я четв. VII в.) к кон. 80-х гг. XX в. было открыто 102 комплекса по производству масла и собрано более 600 целых сосудов, в каждой мастерской обнаружено по крайней мере по 4-рогому небольшому алтарю для возжиганий. Отжим масла происходил ок. 4 месяцев в году, в др. время давильни служили складами и прядильными мастерскими, о чем говорят десятки пряслиц, находимых в помещениях. Жилой район, образованный домами с внутренними дворами, лежал к северу от маслодавилен. Дворцовая зона занимала центральную часть нижнего города. Здесь исследован комплекс зданий, включавших жилые комнаты, дворы, кладовые; обнаружены ассир. и восточногреч. расписная керамика, посуда для пиров; найдены 2 клада серебряных украшений и хорошо обработанные 4-рогие алтари. Вотивная надпись правителя Икауса в святилище в Екроне. VII в. до Р. Х. Вотивная надпись правителя Икауса в святилище в Екроне. VII в. до Р. Х. В Е. был собран богатый материал о культуре, языке, верованиях жителей в ассир. период. В храмовом комплексе (разрушен в 604/3) были смешаны черты архитектуры Ассирии, Финикии и Филистии. Он состоял из неск. зданий с общим обводом крытых коридоров, с внутренним открытым двором, обставленным 4 квадратными пилонами, и парадным колонным залом. В нем были найдены предметы декоративного искусства Египта, видимо попавшие в храм как военные трофеи: амулет с изображением Птаха - божества ремесла и знания; вырезанная на слоновом бивне фигурка богини (XIII в.

http://pravenc.ru/text/189655.html

Фаза IIB периода поздней бронзы характеризуется упадком Г. и концом амарнского периода, но серьезных разрушений в слое XVI нет, однако его архитектурная линия прерывается, и новые здания, следы к-рых содержатся в слое XV, строят уже с иной ориентацией. В слое XV (кон. XIII в. до Р. Х.) отмечены следы разрушения жилых построек, обилие керамики и артефактов, а также следы пожаров. Его соотносят с разгромом, о к-ром Мернептах сообщает на знаменитой стеле Израиля ок. 1210 г. до Р. Х. В слое XIV отсутствуют ожидаемые свидетельства разрушения, т. к. в нач. XII в. до Р. Х. происходит вторжение филистимлян, но Г. мог быть разрушен и опустошен ранее, возможно коленами Израилевыми; библейская традиция утверждает, что Г. не был завоеван (Нав 16. 10; Суд 1. 29). Фаза I раннего железного века (слои XIII-XI, филистимский период) представлена особенно ярко. Главные архитектурные элементы и местная крашеная керамика обнаруживают преемственность, но есть и примеры иных влияний. В нач. XII в. до Р. Х. разрушили, а затем восстановили большое общественное зернохранилище, после 2-го разрушения в сер. XII в. его опять забросили. 2 больших дома с внутренними двориками на верхней террасе уничтожены пожаром в кон. XII в., восстановлены, вновь уничтожены и наконец отстроены с утратой качества. Их оставили в сер. XI в. до Р. Х. Т. о., очевидно существование 2 или 3 фаз филистимской эпохи. Керамика XII в.- смесь местной традиции позднего бронзового века с внезапно появляющейся характерной филистимской, но филистимские сосуды редки (менее 5%), причем к концу периода их число сокращается. 2 неустойчивые фазы постфилистимского периода (слои X-IX, кон. XI - сер. X в. до Р. Х.) отмечены особым типом керамики, покрытой тонким ангобом красного цвета без лощения. Архитектура постфилистимского слоя бедна. Эти слои завершаются разрушением, возможно вслед. похода фараона Египта (3 Цар 9. 15-17) перед передачей Г. Соломону в качестве приданого дочери (ок. 950? г. до Р. Х.). Первый древнеевр. период - слой VIII. В нем Макалистер раскрыл т. н. замок Маккавеев, в к-ром И. Ядин (1958) опознал типичные городские ворота эпохи Соломона. Новые раскопки подтвердили эту дату. Внутренние ворота (внешние 2-пролетные открыты в 1984) построены на глубоком фундаменте, из хорошо отесанных блоков. Вскоре после сооружения (сер. X в. до Р. Х.) ворота перестроили, подняв уровень улицы.

http://pravenc.ru/text/161901.html

29 Эфрайим абиласи ам Гезер шаридаги Канъон халини увиб чиармади. Канъон хали Гезерда уларнинг орасида яшайверди. 30 Забулун абиласи ам ва Наалил шаарларида истиомат илган Канъон халини айдаб чиармади. Канъон хали Забулун абиласи билан бирга яшаб, уларга арол хизмат илишга мажбур 31 Ошер абиласи ам Сидон, Ахлоб, Ахсиб, Хелба, Офи ва Рехоб шаарларида яшайдиган Канъон халини еридан айдаб чиармади. 32 Улар юрт аолисини айдаб чиармаганлари учун Канъон хали билан бирга яшадилар. 33 Нафтали абиласи ам Байт–Шамаш ва Байт–Онот шаарларининг аолисини айдаб чиармай, ерли хал — Канъон хали орасида яшаб олди. Лекин улар шаарлар аолисини арол хизмат илишга мажбур илдилар. 34 Биро Амор халлари Дан абиласини сииб, ирларга чииб кетишга мажбур илдилар, водийга тушишларига 35 Амор халлари Хар–Харес, Ойжавлон ва Шалбим шаарларида яшайвердилар. Лекин Эфрайим ва Манаше абилалари уларга укмини арол хизмат илишга мажбур илдилар. 36 Амор халлари яшаган удуднинг чегараси Чаёнлар довонидан Селагача ва у ердан шимолга араб кетган эди.   2–БОБ   Эгамизнинг фариштаси Бохимда — Мен сизларни Мисрдан олиб чидим. Онт ичиб, ота–боболарингизга бераман, деган юртга сизларни олиб кирдим. Мен: “Сизлар билан тузган адимни еч ачон бузмайман”, деган эдим. 2 Сизларга: “Бу юрт халлари билан адлашманглар, уларнинг урбонголарини вайрон илинглар”, деб айтмаганмидим?! Лекин сизлар амримга итоат илмай, тескарисини илдингизлар. 3 Бундай илганингиз учун юртингизда яшаб юрган бу халларни Мен энди айдаб чиармайман. Улар сизларга душман , уларнинг худолари сизларга тузо 4 Эгамизнинг фариштаси бу айтгач, бутун Исроил хали фарёд 5 Шундай илиб, улар ерни Бохим , деб атаб, Эгамизгаурбонликлар келтирдилар.     6 Исроил халини таратиб юборгандан ар бир одам тушган ерни мулк илиб олиш учун тушганди. 7 даврида одамлар Эгамизга сажда илишар эди. Улар Эгамиз Исроил учун илган буюк ишларини осооллар даврида ам Эгамизнинг амрларини бажаришар эди. 8 Эгамизнинг ули Нун 110 ёшида оламдан 9 Уни Гаш тоининг шимолида жойлашган Эфрайим ирларидаги Тимнат–Серахда , улуш илиб олган ерида дафн илишди. 10 Бутун кекса авлод ам оламдан Исроил халининг ёш авлоди эса Эгамизни тан олмади, Унинг Исроил хали учун илган буюк ишларини билмади.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010