Секция «Тоталитарные секты и духовное здоровье семьи» прошла в рамках Рождественских чтений Москва, 31 января 2005 г. Заседание секции «Тоталитарные секты и духовное здоровье семьи» в рамках ХШ Международных Рождественских образовательных чтений прошло 27 января в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сообщает «Благовест-инфо». С докладом выступил заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Центра религиоведческих исследований профессор Александр Дворкин, который в начале своего выступления дал общий обзор мер по противодействию «тоталитарным сектам» в стране. В 2004 году, сказал он, проведен сбор подписей против открытия крупного кришнаитского храма в Москве, несколько районов столицы подали в прокуратуру заявления, опротестовывающие выделение земли кришнаитам. Скорее всего, подчеркнул докладчик, храма не будет. Закончился шестилетний марафон по иеговистам, отметил далее А. Дворкин. Решение Московского городского суда о роспуске религиозной организации Свидетели Иеговы в Москве вступил в силу, этот факт имеет символическое значение и для регионов. Сейчас прокуратура Санкт-Петербурга рассматривает правомерность деятельности общероссийского руководящего центра иеговистов в поселке Солнечном. В связи с этим сектовед неодобрительно отозвался о публицисте Сергее Иваненко, в прошлом атеисте, который затем предлагал свои услуги в качестве преподавателя в Духовной академии, затем примкнул к мунитам, а теперь его цитируют в журнале «Сторожевая башня» как заступника иеговистов. В мае 2005 года, продолжил Дворкин, в Саратове состоится научно-практическая конференция по неопятидесятникам, чье движение – это «секта номер один по численности и агрессивности», особенно много последователей оно имеет за Уралом, а на Дальнем Востоке неопятидесятнических общин даже больше, чем православных приходов (но не в абсолютном количестве членов). Они, считает Дворкин, неправомерно причисляют себя к традиционному протестантизму. Докладчик продемонстрировал методы действий этого движения, показав на экране видеозапись проповеди «звезды неопятидесятничества» пастора Алексея Ледяева (Рига).

http://pravoslavie.ru/12537.html

Автограф продолжает значиться среди книг «в полдесть», в разделе «Книги ж в сундуке» в описях Патриаршей ризницы и библиотеки 1709 г. 7 , 1718 г. (под 716) 8 , 1727 г. 9 , 1735 г. 10 , 1749 г. (под 709) 11 . Судя по описи 1754 г., рукопись была включена в общий состав книг Синодальной (Патриаршей) библиотеки, систематизированных в алфавитном порядке названий, в связи с чем переместилась под 439 12 . В описи второй половины ХШ в. она получила новую характеристику: «Того ж Симеона Полоцкаго собрание стихов на разные материи, которых оглавление по алфавиту положено в конце книги сея с означением листов, писана скорописью, его же рукой». Авторской рукописи «Вертограда» был присвоен 536 13 , сохранявшийся за ней до 1817 г., когда по новому «Каталогу Патриаршей библиотеки» она получила 659 14 – шифр, под которым автограф значится до сих пор. В 1849 г. на основании утвержденного Синодом представления митрополита Московского Филарета о необходимости составить полное научное описание рукописей Синодальной библиотеки, для этой работы были приглашены профессор Московской Духовной Академии А.В. Горский и профессор Симбирской семинарии К.И. Невоструев 15 . В автографе «Вертограда» на л. I об. имеются карандашные записи руки К.И. Невоструева 16 , относящиеся к составу рукописи. Описание А.В. Горского и К.И. Невоструева осталось в черновиках, относящихся к декабрю 1853 г. 17 В них автограф «Вертограда» характеризуется следующим образом: «Черновая рукопись писма самого Полоцкаго »...» С л. 4 следуют стихи на разные предметы, из коих сей предмет обыкновенно означается на поле, иногда в заголовке, в самом изложении редко соблюдается порядок предметов и обыкновенно имеется несколько вирш на избранный предмет, потом на другой, третий и т. д., не имеющие с первым никакой связи». Ими также отмечено следующее: на л. 279 имеется челобитная Симеона Полоцкого патриарху Иоакиму; на л. 281, где начинается цикл «Вивлиа», «написано число 1676, означающее, вероятно, год составления статьи»; в рукописи есть правка Сильвестра Медведева: «Стиси краесогласнии...в сретение иконы Пресвятыя Богородицы» (449) не вошли в «беловой список»; на л. 488–499 в алфавитном порядке помещены «предметы, на кои доселе писаны вирши», «за алфавитом продолжаются вирши, писанные после сего (то есть 1678 г.) и до л. 524 предметы следуют один за другим по-прежнему без связи, а отселе по алфавитному порядку». Упомянутые Горским и Невоструевым отрывки из черновика челобитной Симеона царю Алексею Михайловичу о возвращении земли Николаевскому Коряжемскому монастырю в настоящее время в рукописи отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот. Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений. Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы. После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий. В Х-ХШ вв. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.

http://pravoslavie.ru/36805.html

В Греко-Болгарской эпохе нотные книги были с знаками азбучными и крюковыми. Эта эпоха существовала в России около трех столетий. В ХШ веке, говорит Мезенец, очевидец харатейных рукописей этого времени, знания было учинено, снискало и сииими имены прозвано Славяно-Российскими церковными песнорачителями за четыреста лет до сего времени (до 1668 года). Верим, что тогда изменены были наши крюки, но сомневаемся в их образовании и названии. Изменения очевидны при сличении древних памятников с новыми; но в названиях многие слова сохранились по Греческому тексту без перевода. Азбучные знаки обличают в себе Греческого происхождение. Без всякого сомнения, Россия, вместе с принятием Православного исповедания, получила и нотные книги из Греции. Может быть, будущие истрики успеют разрешить, при новых открытиях, самый затруднительный вопрос: получила ли тогда Россия от Греков нотные книги с Греческим текстом, или приняла их в готовом Болгарском псреводе? Кажется, что Россия приняла вместе те и другие книги. Иначе, откуда могла бы появиться такая двойственность в нотных книгах? Что Россия получила их из Болгарии, этому служит доказательством доселе сохранившийся Болгарский напев. Что первосвятители России, выходя из Греции, неминуемо должны были носить к нам u Греческие книги, это доказывают: большинство Греческого пения в нотных книгах; Греческие слова, сохранившиеся без перевода при Архиерейском священнослужении; обыкновение древней Русской Церкви петь на клиросах по– Русски u по–Гречески. Принципами азбучных нотных знаков сохранились следующия изображения: д, ε, w, ξ, ν, 9, s, ψ, φ, c, ν. Так: крюковый параклит в азбучных нотах изображался чрез ε вверх oбpaщehhoe(w); змеица чрез ξ, сорочья ножка чрез ψ, немка чрезъ φ, паук чрез д, фита чрез 0, стопица чрез с. К сожалению ключ к азбучным нотным знакам надолго останется для нас загадкою, по не имению обьяснительных памятников. Единственный указатель сохранился в Стихираре, – в рукописи, находящейся ныне в Румянцовском Музее 19 . Греческие нотные книги могут доставить весьма важные пособия к изучению наших азбучных нот.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не то должны мы сказать о критических приемах его, примененных к оценке наших аргументов и о тех выводах, к каким пришел он по занимающему вопросу. Наши филологические изыскания г. Бердников находит неудовлетворительными и в формальном – методическом, и в материальном отношениях. Так он высказывает нам упрек в том, будто в источниках права мы выбирали и останавливались со вниманием на том только, что «нам представлялось полезным» (756 стр.) и пренебрежительно относились к тому, что нам не полезно, напр., к испанскому латинскому переводу греческих правил (стр. 764), кратко – что мы действовали «односторонне». Далее, г. Бердников ставит нам на вид неполноту наших изысканий. Он утверждает, что мы старались о выяснении только «коренного филологического» значения терминов канонического права и в этом отношении действительно достигли некоторых удовлетворительных результатов (стр. 757), но он упрекает нас в том, будто мы опустили из виду то требование научной филологии, по которому термины, особенно технические, отнюдь нельзя понимать только в их коренном филологическом значении, а должно обращать внимание на то, как они понимались в обычном словоупотреблении и в литературных памятниках известной, определенной эпохи. (Стр. 755). По поводу этих упреков считаю нужным сделать следующие объяснения: 1) Что касается упрека в односторонности пользования: источниками права, то в этом отношении я всецело отдаюсь на суд читателей: если они даже признают меня и виновным в этом отношении, то не вижу в этом большой беды, ни лично для себя, ни в интересах наилучшего толкования XIII прав. Лаод. собора. Испанский перевод греческих правил я назвал невежественным по сравнению с переводом Дионисия Малого и им действительно не занимался. Конечно, ревнивый филолог справедливо обвинит меня за это, и обвинит меня самого в невежественно легкомысленном отношении к памятнику филологической древности: пусть это – невежественная латынь, но для филолога и она – драгоценная находка. Но ведь я не филолог! Что же касается моей ближайшей задачи – объяснять греческие слова правила ХШ, имеющие техническое каноническое значение, то я и теперь ни что же сумняся заявляю, что для этой цели испанский перевод – «ни что же пользует», а только может повредить делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Палитра расписывавшего часовню художника была очень скромна: красная и желтая охры, жидкая черная краска с примесью синьки, коричневая и немного голубой (хитон Христа). Фресковая живопись Нузальской часовни еще слабо изучена. Тем не менее при всей ее сложности можно отметить наличие и переплетение здесь различных традиций и художественных приемов. Искусствовед К.А. Берладина в неопубликованной работе о фресках Нузала пишет, что в них преобладает грузинская иконографическая система, но с рядом местных особенностей, а конховая полуфигура Христа является западновизантийской. Кроме того, К.А. Берладина усматривала и отдельные художественно-стилистические связи с фресками Старой Ладоги (изображение коня св. Георгия). Большие расхождения существуют и относительно даты Нузальской часовни. Ее датировали и V, и X, и XII-XIII веками, а А.М. Дирр указывал даже точный год - 1272-й, но без всякого обоснования. Это тоже нелегкая задача, ибо строители здания «забыли» указать на его стене точную дату. Искусствоведы относят фрески часовни к середине - концу XIII века. Заметим, что голосник в своде часовни - типичный для золото-ордынской эпохи Северного Кавказа красноглиняный, прекрасно обожженный сосуд с линейным орнаментом. Раньше его для датировки не привлекали, а между тем это важный факт. Голосник можно с достаточной уверенностью отнести ко времени не раньше середины ХШ века, скорее всего, к концу XIII - началу XIV веков. Как видим, это очень близко соответствует искусствоведческой дате фресок, и, видимо, конец XIII - начало XIV века можно считать временем строительства Нузальской часовни. Однако где же нузальская «тайна»? Она существует в действительности и связана с погребением, открытым археологом Е.Г. Пчелиной в 1946 году. Изучив исторические и фольклорные материалы, Е.Г. Пчелина пришла к выводу, что под полом Нузальской часовни должно быть погребение Давида Сослана. Давид Сослан — по преданиям, выходец из алано-осетин-ской феодальной фамилии Царазонта, владевшей верхней частью Алагирского ущелья и разбогатевшей благодаря постоянному притоку пошлины, взимаемой с путников в Кассарской теснине, где сохраняются остатки стены и ворот средневековой заставы «Зылын дуар».

http://sobory.ru/article/?object=34981

228 Августин Блаженный (354–430) – епископ Гиппонский с 395 г., знаменитый богослов; прошел через увлечение манихейством, скептицизмом и неоплатонизмом. «Исповедь» святого Августина является выдающимся памятником христианской антропологии. Боролся с манихейством, донатизмом, пелагианством, язычеством. Вплоть до Фомы Аквинского (ХШ в.) был самым значительным авторитетом в католицизме. Развил идею свт. Амвросия Медиоланского о двух градах: граде земном, основанном на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и граде Божьем, зиждущемся на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Государственную власть характеризовал как «большую разбойничью шайку», тем не менее необходимую. После себя оставил 93 сочинения в 132 книгах. Память 15 (28) июня, 24 апреля (7 мая), 28 августа (10 сентября). 229 Миннезингеры – певцы любви – немецкие средневековые поэты-певцы, авторы-исполнители произведений рыцарской лирики XII -XV вв. Воспевали любовь и рыцарские обычаи. Поэзия была проникнута мистикой, нередко с налетом пантеизма и гностицизма, и носила изысканный, ирреальный характер культа «служения прекрасной даме». 230 Трубадуры – провансальские (Юж. Франция) поэты-певцы XI -XIII вв., пользовавшиеся европейской славой. Изысканная лирика трубадуров в основном воспевала воинские подвиги, рыцарскую куртуазную любовь и радости жизни, однако нередко под этими образами скрывались прообразы метафизического мира. В некотором смысле можно говорить о влиянии суфизма на поэзию трубадуров. 231 Иллюминаты (от лат. – просветленный) – члены тайных религиозных сект, затем религиозно-политических обществ в Испании, во Франции и Бельгии в XVII -XVIII вв Учение иллюминатов о внеземном происхождении света и его значение для человека имеет не христианский, а оккультный характер. 232 Розенкрейцеры – члены тайных обществ религиозно-мистического характера в XVII-XVIII вв. в Германии, а также в России, Нидерландах. Название происходит от легендарного основателя Христиана Розенкрейцера (ученика мусульманских магов) или по эмблеме – розе и кресту (имеющей каббалистическую зашифровку). Занимались под видом нравственного совершенствования оккультными науками: черной магией, каббалистикой, алхимией, поисками «философского камня», «жизненного эликсира» и др. Берлинские розенкрейцеры, группировав-шиеся вокруг короля Фридриха Вильгельма II, занимали государственные посты. С берлинскими розенкрейцерами были связаны масоны в России. В начале XX века гроссмейстером розенкрейцерского ордена был известный оккультист Рудольф Штайнер.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Оно состоит в том, что в тех случаях, где в церковно-славянском языке эпохи написания древнейших, дошедших до нас, памятников были гласные плавные или ръ, лъ между двумя согласными, – согласи – ръ, лъ, рь, ль – согласн. (=группам древнейшей эпохи; согласн+ър, ъя, ьл, ьл+согл.), – в русском языке могут являться группы ъръ, ълъ, ьрь, ьль. Так, новгор. верехъ восходит к древнерусск. вьрьхъ, вышедшему из церк.-слав. врьхъ=вьрхъ древнейшей эпохи. Подробное раскрытие это явление нашло себе в трудах А.И. Соболевского (Лекции, 3-е изд., 25 и след.) и Шахматова. У Ягича – отрицательное отношение к нему. 5) Позднейшее русское ж (=жд=dj) развилось из исконного древнерусского дж. – Важная заслуга Потебни заключается в систематическом сопоставлении фактов древнего и современного языка русского, на том основании, что „памятники прошедшего сами по себе, без сравнения с настоящим, никогда не бывают достаточно ясны“. В применении к малорусск. наречию Потебнею сделан был вывод, что „раздробление русского языка на наречия началось многим раньше XII в., потому что в начале ХШ в. находим уже несомненные следы разделения самого великорусского наречия на северно-великор. и южно-великор., и такое разделение уже предполагает и существование малорусского, которое более отличается от каждого из великорусских, чем эти последние друг от друга“ („Два исслед. о звуках русского языка“. 1866, стр. 139.). В другом месте Потебня относит разделение русского языка даже ко времени до XI в. („К истории звуков“, 29), на чём настаивал Максимович. Характерных —44— признаков, издавна отличавших малорусское наречие, у Потебни указано сравнительно немного: количественное различение гласных о и е в слогах „средних и прямых“, переход е в о после шипящих, г=h, позднее появившееся смешение у и в, изменение л в в. Особенного внимания потребовало от меня изучение классического труда Потебни по историческому синтаксису русского языка; „Из записок по русской грамматике“ (I–II, 1874, 2-ое изд. 1889, III, посмертное изд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сразу же по окончании работы над тремя названными книгами св. Никодим приступил к редакции книги со странным названием «Альфабетальфабетос», написанной в ХШ веке св. Мелетием Исповедником. Книга написана в стихотворной форме и затрагивает догматические, экклезиологические и аскетические вопросы. Св. Никодим работал над этой книгой в течение 1778–1779 годов, сличая и корректируя четыре рукописи. Он написал к этой книге замечательное введение и комментарии, свидетельствовавшие о его глубоких богословских познаниях и стремлении защищать православную традицию. В 1782 году св. Никодим последовал за своим старцем Арсением Пелопонесским на лишенный растительности маленький остров Скиропулос, к югу от Афона. Там он прожил год в великой нужде, занимаясь тяжелыми земледельческими работами. По настоятельной просьбе своего двоюродного брата Иерофея, рукоположенного во епископа Еврипского, он писал там в часы досуга, не пользуясь другими книгами, поскольку не взял их с собой, одну из самых замечательных своих работ – «Сборник советов». Эта книга – советы для живущих в безмолвии с умной молитвой. В ней св. Никодим впервые касается самых важных условий для плодотворности умной молитвы. Он пишет о хранении пяти чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, о хранении воображения, умственной сферы и сердца посредством внутреннего внимания. Св. Никодим дает наставления в умной молитве и описывает ее плоды. Его руководство в данных вопросах является одним из самых авторитетных и полезных. Это заслуженно ставит св. Никодима, как великого современного греческого представителя православного исихазма, в один ряд с великими отцами – аскетами-мистиками Православной Церкви. Св. Никодим представляет своеучение в систематической, основательной и ясной манере, подтверждая свои изречения частыми ссылками на Ветхий и Новый Заветы и на отцов Церкви, в особенности мистиков-исихастов. Эти многочисленные цитаты из Писаний св. Никодим приводит дословно, что свидетельствует о его поразительной памяти, которая не изменяла ему на протяжении всей его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Насколько Конт сам ясно сознавал свои созидательные тенденции, показывают следующие его слова в предисловии к Catichisme positiviste. «В течение тридцати лет своей философской и общественной карьеры – писал он здесь – я всегда чувствовал глубокое презрение к тому, что называли, при наших разных режимах, оппозицией, и скрытую близость к каким бы то ни было созидателям. Даже те, которые хотели строить из материалов явно негодных, постоянно казались мне более достойными предпочтения, чем чистые разрушители, – в век, когда всеобщее восстановление становится всюду главною потребностью. При всей отсталости наших официальных консерваторов, наши чистые революционеры кажутся мне еще более далекими от истинного духа нашего времени» 23 . Все эти стороны позитивизма нужно иметь в виду, чтобы понять его нравственное учение, в собственном смысле этого слова. Мы уже сказали, что этика является у Конта применением социологии. Социология разделяется на статику и динамику, которым соответствует разделение биологии на анатомию и физиологию: социологическая статика имеет дело с условиями социологического существования, с взаимоотношением элементов социальной системы – с личностью, семьей п обществом, а динамика изучает законы непрерывного развития человечества. Иначе сказать – первая изучает условия порядка, вторая – законы прогресса. Для этики преимущественное значение имеет глава, посвященная социальной статике (50 lecon в IV томе Курса позитивной философии). Здесь-то Конт ближе всего подходит к Фейербаху. Он утверждает, что человеку свойственна la sociabilime fondamentale, l’irresistible tendance sociale, что ему прирожден инстинкт социальности, альтруизм, которым прежде всего и объясняется человеческая нравственность, имеющая это органическое основание. Конт, разумея сенсуалистическую философию ХШ века, считает заблуждением, с одной стороны, отдавать высшее руководство человеческой жизнью исключительно разуму (attribuer aux combinaisons iutell eciuelles une chimerique preponderance dans la conduite generale de la vie humaine), a с другой стороны – до нелепости преувеличивает безусловное влияние потребностей на мнимое образование наших способностей (exagerer, au degre le plus absurde, l’influence absolue des besoins sur la pretendue creation des facultes) 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010