Хромы, морщинисты, робко подъемлющи очи косые, В след за Обидой они, непрестанно заботные, ходят. Но обида могуча, ногами быстра; перед ними Мчится далеко вперед и по всей их земле упреждая, Смертных язвит: а Молитвы спешат исцелять уязвленных. Кто принимает почтительно зевсовых дщерей прибежных, Много тому помогают и скоро молящемусь внемлют. Кто ж презирает богинь и душою суров, отвергают; К Зевсу прибегнув, они умоляют отца, да Обида Ходит за ним по следам и его уязвляя накажет. Чтобы правильно понять эти отрывки, нужно слово Обида заменить словом Грех. По-гречески здесь стоит τη – помрачение ума, вина, проступок, преступление. Грех заглаживается молитвой. Но в данном отрывке устанавливаются еще глубокие положения. По смыслу речи, когда человек совершит грех, то его как бы само провидение склоняет к раскаянию, к молитве. Зевсовы дщери – молитвы ходят во след за грехом. Но грех быстрее и смелее их. Молитвы смиренны и робки. Кто слушается призыва к покаянию, молитвы того скоро бывают услышаны. Здесь мы находим идею промысла, не хотящего смерти грешника, но зовущего его на правый путь. А если согрешивший не слушает зова? Тогда молитвы ходатайствуют перед Зевсом не за него, а о том, чтобы он был погублен грехом. Человека, согрешившего можно сравнивать с тем, кто отравлен ядом. Пока отрава не сильна, пока заражение грехом может быть исцелено, молитвы стучатся в душу грешника. Но когда грех овладел человеком настолько, что гибель его неизбежна, тогда божественные охранители молят: пусть он погибнет скорей от греха. Процесс нравственного умирания, раз он неизбежен, должен быть сокращен. «Что делаешь, делай скорее» (Ин. ХШ, 27). Впечатление от эпоса то, что на земле не мало нечестивых людей и даже не только людей, но шире – нечестивых существ. Циклопы человекоподобны, но не люди. Алоады чудовищны и враждебны богам. Но нормальные обители земли по идее эпоса те, которые соблюдают правду, почитают богов, молятся им и приносят им жертвы. Описание того, как принимались жертвы, дает нам третья песнь Одиссеи, описывающая принесение Нестором жертвы Афине (436–463, 470–473).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Я не стал бы указывать на этот недостаток статьи г. Бердникова, если бы имел в виду что-либо вроде жалобы к читателям на то, что вот-де как он несправедливо обижает меня и мою партию! Жаловаться мне не на что; ибо я почитаю для себя высокою честью сближение моего имени с именами гг. Аксакова и Панкова. Что же касается вопроса о том – кто кого из нас вдохновлял – то я положительно недоумеваю, как мог маститый профессор взять на себя смелость печатно заявлять о таком своем ведении сердец и помышлений человеческих... Я указываю на этот недостаток статьи г. Бердникова исключительно в научных интересах: если бы он имел мужество отрешиться от этих адвокатских и партийных мотивов и поставил бы себе только одну цель – надлежащим образом, научно-объективно, – осветить форму и смысл XIII-ro правила Лаод. собора, – как памятника глубокой канонической древности, он доставил бы своим трудом нечто несравненно более ценное, чем то, что дает его труд в настоящем виде и, думается, даже лучше защитил бы и свою родную академию. Первая, меньшая половина статьи г. Бердникова, занявшая страницы майской книги, посвящена вопросу о том; есть ли т. н. правило XIII-e Лаод. собора определение, канон, или только заглавие несохранившегося канона? От себя автор не привнес в разъяснение вопроса ничего, кроме следующего сурового приговора. «Если г. Заозерский... считает непреложной истиной, что ХШ-е правило не есть правило, содержащее определенную каноническую норму, как думали доселе, а есть бессодержательный заголовок утерянного правила; то, если угодно, это действительно научная новость, но новость особого рода, которой место в области научных курьезов» (стр. 608). Я ничего не имел бы высказать по поводу этого приговора, если бы он был выражен и в еще более суровой форме: но зачем г. Бердникову понадобилось возводить на меня явную напраслину, неправду? Откуда он вычитал мысль, будто я считаю оглавление XIII-ro правила бессодержательным? Не наоборот ли? Не к выяснению ли и точному определению его содержания и направлен был главный труд мой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Во всяком случае, это обвинение вынуждает меня буквально перепечатать следующие строки из прежней моей статьи: «Смысл т. наз. XIII-ro правила Лаод. собора должно определить так: Отцы Лаод. собора установили только норму деятельного участия мирян в избрании лиц, возводимых в степени священства, определив не допускать на будущее время одним только им без руководства пресвитериума производить таковые избрания. Вероятно, их взорам предносились неоднократные случаи злоупотребления мирянами их исконным правом деятельно участвовать в избрании кандидатов на священство и случаи бездействия клира (каковые указывает и св. Василий Великий ) и вот они издали свое постановление. Говорим – вероятно – ибо не знаем самого их постановления, а судим только на основании сохранившегося для нас оглавления этого постановления под названием XIII-ro правила» 2 . Кому же принадлежит сочинение научного курьеза о бессодержательности заголовка XIII-ro правила? Вторая и большая половина статьи г. Бердникова посвящена вопросу о смысле, или содержании т. наз. XIII-ro правила Лаод. собора. Излагая, как и в первой половине, мнения политизированных по вопросу о содержании правила, или его толкования, г. Бердников привнес и со своей стороны некоторые новые данные к освещению смысла или «разума» правила. Вот эти данные: 1) Толкование Пидалиона к ХШ-му правилу Лаодик. соб. (стр. 764). 2) Цитаты из Stephani: Thesaurus (766). 3) Цитаты из Cod. Theodosianus с коммент. Готофреда (стр. 767). 4) Цитаты из Момсена (В. III: Romische Staatsrecht) (стр. 767). 5) Несколько цитат из Kuhn: Die stadtisch und. burg. Verfassung d. k. Reich (стр. 767 и 768). 6) Сообщение о том, кто был редактором перевода Деяний помест. соб. и как велось дело перевода их Казанской Академией (стр. 768–770). 7) Цитаты из Gieseler’a: Lehrbuch d. Kirchen geschichte 1844 (стр. 772), из Евсевия: жизнь Константина и брошюры: «Правда о выборном начале в духовенстве» 1871 г. (стр. 722). С нашей точки зрения эта положительная сторона аргументами г. Бердникова заслуживает только одно – одобрение, и если бы он еще более увеличил количество подобных привнесений в освещение занимающего вопроса, было бы еще лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Моисей, сын евреев, когда ему было только три месяца, во избежание грозившей ему смерти от египтян, был положен скорбными родителями в осмоленную корзинку и с верою в Промысл Божий пущен был ими на реку вблизи берега. Но здесь его скоро заметила дочь царя египетского фараона, взяла его к себе и стала воспитывать как сына. Моисей был воспитан в царском дворце, обучен всякой тогдашней премудрости ( Дeяh. VII, 22 ); не видел себе отказа ни в чем. Ему оставалось только наслаждаться жизнью в спокойствии, в довольстве. Но душа его стремилась к своим. Он, когда пришел в возраст, увидел, что кроме него, все евреи за стенами дворца тяжко страдают в Египте; их изнуряют работами, их бьют, опасаются их многочисленности, заботятся об их истреблении. И сердце Моисея не могло видеть этих скорбей. Он жертвует собою, отказывается от своей приятно обставленной жизни и охотно идет страдать со своим народом. На все лишения и трудности Моисей обрекает себя не по простому только чувству кровного родства, но главным образом потому, что он веровал древнему пророчеству об освобождении народа еврейского от египетского рабства. Он же веровал, что еврейский народ избран Богом и имел из среды своей даровать миру Спасителя; Моисей имел надежду на воздаяние, на награду от Господа за оскорбления, труды и поношения, испытанные им по вере в обетованного Христа Спасителя. И по вере своей Моисей удостоился быть виновником освобождения евреев, законодателем для них, посредником между ними и Богом, пророком и чудотворцем, и прообразом Иисуса Христа. Ст. 32. Кроме Моисея, в Ветхом Завете было много верующих в Единого Истинного Бога. Св. апостол говорит, что у него недостанет времени, чтобы повествовать о судьях еврейских, спасавших еврейский народ от врагов, каковы, например, судьи, бывшие после Моисея: Гедеон, Варак, Сампсон, Иеффай ( Cyд. VI, 11 – VIII, 30; IV, 6–22 ; ХШ, 24 – XVI, 30; XI, 1 – XII, 7), а также царь Давид, поразивший великана Голиафа ( 1Цap. XVII, 23 ) и в своей, хотя царской, но многотрудной, скорбной жизни только и живший верою в Бога и надеждою на будущего Искупителя, и Самуил пророк, молитвою испросивший у Бога победу евреям над филистимлянами ( 1Цap. VII, 3 – XIII, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Но момент рассчитан был хорошо. Декларация явилась годом позже, чем возникла наша академия, но дух декларации, обуславливающее ее настроение явились раньше академии и в академии должно видеть учреждение, которое должно было служить выражением этого настроения и содействовать целям этой декларации. Академические новобранцы, вступившие 1-го октября 1814 г. после молебна в Троицком соборе в царские чертоги, чтобы здесь принять имя студентов академии, эти новобранцы по мысли правительства должны были положить начало армии нового типа предназначаемой для завоеваний нового характера. Между этим моментом и настоящим лежит столетие. Священный союз исчез. Многое изменилось. Претензии на мировое господство перешли к Берлину. Нам нет нужды обсуждать вопрос, насколько гарантированы эти претензии имеющейся у Берлина силой, но так–как силы оказываются в истории всегда связанными с идеями, то для нас поучительно рассмотреть, какие руководящие принципы даются миру оттуда, где сосредоточена мировая политика. Атеизма в том виде, какой он имел в ХШ в. теперь не существует. Тогда атеисты считали нужным бороться с верованиями и суевериями, разделяющими людей и делающими их несчастными. Теперь с верованиями и суевериями бороться нечего все равно, как нечего бороться с тенями. Незаметно вредного влияния верований и незаметно верований. Благочестивый человек XX века может так обработать нечестивого ближнего, что у того естественно может возникнуть вопрос – не есть ли и атеизм – вредное суеверие и не лучше ли для собственного благополучия стать под знамя какой–либо религиозной веры. Назад тому пять лет лидер одной свободомыслящей партии в нашей думе стал говорить о необходимости каждому исповедовать какую–нибудь религию. Ему свистели и справа и слева. Видите–ли, очевидно, он понял, что иногда полезно прикинуться благочестивым, но только бедняга выбрал неудачный момент. Теперь верующие спекулируют и на благочестии и атеисты – на обличении ханжества. Атеисты теперь кричат, что Бог нужен богатым для того, чтобы пугать Им бедняков, а верующие говорят, что атеисты борются против веры в Бога, потому что эта вера мешает им ограбить богатых. Но разумеется, есть и богатые атеисты, и верующие нищие. Только во всяком случае в обиходе современных верований человечества трудно указать такие, которые на практике мешали бы благополучию лица их держащегося. Отсюда и атеизм сильный лишь как оппозиция вредным суевериям теряет свой raison d’etre.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Существует мнение, что, пока жертвы человека не подкреплены фактическим материалом, сообщения о них можно рассматривать как выдумку церковников, боровшихся с языческими верованиями (Gassowski J., 1971, S. 568). Фактические данные о принесении в жертву людей имеются среди археологических материалов. Захоронения младенцев в качестве строительной жертвы известны по всей Европе, в частности, в городах XII–XIII вв. Гданьске и Риге (Зеленин Д.К., 1937, с. 8–9; Kowalczyk М, 1968, S. 110; Lepowna В., 1981, S. 181; Цауне А.В., 1990, с. 127–130). Возможно, был принесен в жертву ребёнок, кости которого найдены в доме 2 Новотроицкого городища (Ляпушкин И.И., 1958, с. 53–54). Человеческие черепа находили в жертвенной яме Волина, в Праге, на жертвенной площадке X в. у Плоцка, скелеты убитых людей лежали на святилище у Вышегрода Х-ХШ вв. (Kowalczyk М., 1968, S. 111; Gierlich В., 1975, S. 53–56), человеческие черепа были сложены в яме на городище Аркона (Berlekamp Н., 1974). По подсчётам Г. Мюллера, на Арконе к IX-X вв. относится 470 костей человека, а к XI–XII вв. – 905 человеческих костей (Mueller Н., 1974, S. 293). Костяки обнаружены в культовых сооружениях на поселении Бабина долина, на святилище Зеленая Липа. При раскопках городищ-святилищ на Збруче останки людей, принесенных в жертву, встречены во многих сооружениях Богита и Звенигорода, что значительно расширяет круг источников и даёт дополнительные сведения об этом обряде и сопровождающих его действиях. На збручских святилищах останки людей представлены в разных формах. Здесь обнаружены вытянутые и скорченные костяки, расчленённые части трупа, отдельные черепа и их фрагменты, а также разрозненные кости нескольких индивидуумов, сложенные вместе. Целые костяки мужчин в возрасте около 60 лет, вытянутые во весь рост, лежали в двух углублениях на капище Богита. Положение костяков в обычных могильных ямах, их поза и ориентировка (головой на запад с небольшим отклонением вдоль края капища) указывают на захоронение естественно умерших, но погребенных в необычном месте – на высокой горе у подножия идола. Ритуальное значение этих погребений подчёркивается находками в заполнении могильных ям костей животных, главным образом, зубов крупного рогатого скота и свиньи, а также засыпкой ям землей с углём и мелкими обломками посуды, вторично обожжёнными.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В половине ХШ столетия его сочииение было переделано и выпущено кем– то под другим надписанием, без предисловия: Силлогизм на противящихся и ненавидящих мусикию и сладкопение, на подражающих троестрочному пению и безчинным воплям хомонии. В переделанной редакции, в конце, находится известие ο трудах Черниговского Архиепископа Лазаря Барановича в сочинении духовных псалм, доселе известных в Малороссии. «Покойный Архиепископ, блаженныя памяти, Лазарь Баранович Черниговский, отвращая народ от мирских песен, u поучая, дабы песни мира оставляли, вместо же их хвалу Богу и Богоматери воздавали, многия песни обратил на божественныя, и, без сомнения, в народ предавал. Хотя согласие было мирских песен, но текст сочинял божественный, дабы при случаях, вместо пустошных божественныя словеса были петы и добромыслие в сердцах вкоренялось. Ты же любезный читателю, внимай, а его, Архиерея Божия, поминай: какое великое иго носил в божественном священнослужении, в духовном правлении, в сочинении божественных книг, которые его труды u ныне явствуют; Меч духовный, Труды словес; а к сему и мирския песни на божественныя преставлять сыскал время, ο чем было в таковом всликом сане и в отягчении великих дел и помыслити невозможно. 4 Представляем здесь вполне любопытное предисловие Мезенца: «Всесильнаго, преблагаго и всебезначальнейшаго Бога Отца благоизволением, и единороднаго Бога Сына Его споспешением, и единосущнаго и сопрестольнаго всепресвятаго Духа Бога Его содействием, и единого Бога в Троице, и Троицу во единице, от всея видимыя и невидимыя твари непрестанно славимаго и поклоняемаго, соблагоизволися благочестивейшему великому Государю нашему, Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, во преходящее время, лета 7160 (1651)ο церковном знаменном пении всяком пределе учинити, еже бы всякое пение было во истинноречном пении везде во градех и честных обителех и селех устроено равночинно и доброгласно. И в тое время на тое божественное u святыя Божия церкви дело, его царским повелением, в царетвующем граде Москве дидаскалов собрано было к тому знаменному устроению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Известный Монтелиус отрицал принципиально, что клады с арабскими монетами содержать вещи арабского изделия: «он убеждён, что большее количество украшенных филигранью серебряных украшений в Стокгольмском музее не арабского изделия, а изготовлены на Севере. Вероятно, филигранная техника IX и X столетий находится в связи с золотою филигранью, которую мы уже встречаем как на Севере, так и в Германии, на некоторых чрезвычайно красивых произведениях У и VI века». «В доказательство того, что относящиеся к IX и X ст. серебряные вещи, с филигранью, по крайней мере отчасти неарабского изделия, г. Монтелиус указывал на некоторые вещи из этих кладов с орнаментами, свойственными северу (круглые фибулы)». «Нужно заметить, что, одновременно с упомянутыми серебряными филигранными изделиями IX и X века, на Севере встречаются также золотые украшения с филигранью. На острове Готланд найдено несколько таких золотых вещей чрезвычайно тонкой работы». В Швеции найдено несколько украшенных филигранью серебряных вещей, относящихся в XII и ХШ стол. и находящихся в связи с предыдущими. Г. Монтелиус «убеждён в том, что и они изготовлены на Севере. Может быть, их следует считать переходными звеньями между различными филигранными изделиями IX и X веков и теми, которые еще до сох пор делаются в Норвегии». Весьма важно обстоятельное возражение на это мнение, высказанное Ундсетом: он сказал: «Говоря о привозных арабских серебряных украшениях, встречающихся в наших кладах, я употребил выражение » арабские серебряные вещи» ради краткости. Вопроса о происхождении всех этих вещей, находимых вместе с арабскими монетами, я не хотел решать. Вполне согласен с г. Монтелиусом, что многие из этих вещей сделаны на Севере; но стиль их чужой, отчасти привозный и постоянно сильно отзывается чуждым влиянием. Таким образом я полагаю, что уже в период привоза арабских монет и серебряных изделий мы можем подметить зачатки местной северной промышленности, но главную массу серебряных украшений в этих кладах я считаю привозною».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

27 Автор ее был профессором в Вюрцбурге, одном из главных очагов ультрамонтанства. Книга явилась чрез несколько месяцев после Януса в Фрейбурге в 1870 году. 29 «Romanum Pontificem, cum ex cathedra loquitur, id est, cum omnium Christianorum Pastoris et Doctoris munere fungens pro suprema sua Apostolica auctoritate doctrinam de fide vel m r ribus ab universa ecclesia tunendam définit, per assistentiam divinam, ipsi in beato Petro promissam, ea infallibilitate pollere, qua divinus Redemptor Ecclesiam suam in defimenda doctnna de fide vel monbus exstructam esse voluit; ideoque ejusmodi Romani Pontificis defmitiooes ex sese, non autem ex consensu Ecclesiae, irreformabiles esse. Si quis autem huic Nostrae definition! contradicere, quod Deus avertat, praesumserit, anathema sit. См. официальное издание: Acta et décréta (Freiburg 1871), p. 1863. 32 Переходя к истории настоящего папы, мы вступаем в эпоху, главные события которой совершались на глазах теперешнего поколения, всем памятны и по своей свежести еще не могут быть предметом строгой истории. Поэтому ограничимся лишь общей характеристикой папствования Льва ХШ. При этом пользуемся мастерской статьей старокат. проф. Лянгена, напечатанной на нем. языке в последней книжке «Междунар. Богословского журнала» за 1897 год и в переводе на русский язык в «Христ Чтении» за 1898 г авг. и сентябрь. 33 Известно, что такой душевный процесс пережил и Вольтер, тоже воспитанник иезуитов. Одно временно с Ренаном из этой же школы вышло два отчаянных отрицателя, из которых один заявил себя диким анархистом и Америке, а другой закончил убийством архиепископа Сибура. «По плодам их познаете их»... 34 Были случаи, когда из-за бороды возгоралась целая война между митрополитом и священниками, и владыка, чтобы заставить священников снять это ненавистное ему «знамя» русской народности, действовал и угрозам и наградами, пока так или иначе не достигал своей цели. 35 Что к самому целибату как обету добродетели римская иерархия относится далеко не с ригористическою строгостью, об этом свидетельствует одна венгерская газета, по заявлению которой половина приходов осталась бы в Угорщине без священников, если бы безбрачное римско-католическое духовенство было караемо за несоблюдение безбрачия»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Новина – здесь: новый урожай. Обскурант – враг просвещения и науки, реакционер, мракобес. Осетить – поймать в сеть. Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Пастушные – плата пастуху за выпас скота. Педант – 1) устар. придирчивый учитель, наставник, требующий неукоснительного соблюдения установленных правил; 2) человек, отличающийся мелочной точностью, приверженностью к устоявшимся привычкам, соблюдению внешнего порядка; формалист. Пенька – волокна стеблей конопли. Добывают путём долгого (до трёх лет) отмачивания конопляной массы в проточной воде. Пирожные сухари – вероятно, печенье. Писцовые книги – поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV до середины XVII в. Содержали сведения об имущественном положении служилых людей, а также подробное описание условий хозяйствования вотчин, сел, монастырей. Планисфера – изображение небесной сферы на плоскости. Поверенный – лицо, уполномоченное другим лицом или учреждением действовать от их имени; агент, посредник. Погост – кладбище, обычно сельское. Подать – простейшая форма прямого налога, собираемого в одном размере независимо от дохода или имущества налогоплательщика. Пожить на кондиции – временно пребывать где-либо в качестве домашнего учителя, репетитора. Полозья – скользящая часть саней или лыж в виде гладкой загнутой спереди пластины или бруса такой формы. Понёва понява, поня, понька – вероятно от «понять» в значении «обнять») – элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Её одевали во время свадебного обряда и носили в ряде с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Ещё в конце XIX – начале XX в. была распространена в южно-великорусских и белорусских областях. Существовал обряд – одевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понёва была основным, ведущим видом одежды, который принят в Х-ХШ вв. До XIV в. дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010