«Итак Сам Господь даст вам знамение (nix); се, Дева (паЬвл) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему; Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (7:14–16). Как будет показано ниже, в библейском словоупотреблении слово nais может указывать как на деву, так и на молодую женщину, в зависимости от контекста речи. Для современников святого пророка, озабоченных опасностью осады Иерусалима, конечно же, ближайшим и наиболее волнительным был текущий исторический момент. В его контексте слово nais могло быть понято ими как «молодая женщина», причем конкретная, известная слушателям (слово употреблено с определенным артиклем). Она родит младенца, и это станет своеобразным временным индикатором событий – прежде, чем младенец начнет различать добро и зло, т. е. придет в сознательный возраст (примерно 2–3 года), прекратится осада Иерусалима и войска противника отступят. До этого же момента, в тяжелое время военных действий, скудный рацион жителей Иудеи будут составлять преимущественно молоко и мед (см. стих 22 той же главы). Имя младенца – Еммануил, т. е. «с нами Бог» – в таком случае будет символом того, что Бог не оставил Свой народ. Как известно, через 3 года, в 732 г. ассирийский царь Феглафелласар завоевал столицу Сирии Дамаск до Р. Х. и сверг Рецина; еще десять лет спустя – захватил Израильское царство и его столицу Самарию ( 4Цар. 17 ). 3. Отдаленный пророческий смысл в словах Исаии Приведенное выше объяснение не в состоянии исчерпывающе объяснить библейский текст. Отталкиваясь от текущего исторического момента, Исаия возвестил о событии отдаленного будущего – о приходе Мессии. Ведь именно ради этого события и сохранялась царственная династия Давида, именно ради этого маловерный и нечестивый Ахаз был избавлен от нашествия врагов – а не за личные заслуги. То, что слова Исаии имеют отдаленный смысл, впервые было отмечено в Септуагинте. Вместо более подходящего для древнееврейского термина nais греческого слова ν€νις, указывавшего на молодой возраст безотносительно понятия девственности, переводчики Семидесяти использовали другое древнегреческое слово – παρθνος, означающее деву. Образцовым для христиан пониманием слов Исаии стало Евангелие от Матфея, где евангелист связывает пророчество с непорочным и бессеменным рождением Сына Божия от Девы Марии ( Мф. 1:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Марии (Лк 2. 48). Но тем не менее И. О. участвует во всех основных евангельских сценах детства Спасителя (Лк 2. 22, 27). Вместе с Девой Марией он заботится о воспитании Отрока Иисуса, Который «был в повиновении у них» (Лк 2. 51). Евангелист Лука рисует образ отца, к-рый живет праведно по естественным и божественным законам и исполняет свои обязанности по отношению к Сыну Божию. И. О.- послушный Богу человек, к-рого слушается Сам Иисус. Слова о том, что Господь Иисус Христос «был, как думали (νομζετο), Сын Иосифов» (Лк 3. 23; ср.: 4. 22), могут означать, согласно одному из возможных толкований, что евангелист Лука говорит об одном из мнений, к-рое он не разделял,- тем самым указывается на непорочное зачатие Иисуса ( Bovon F., Koester H. Luke 1: A Comment. on the Gospel of Luke 1. 1-9. 50. Minneapolis, 2002. P. 136). В целом анализ Мф 1-2 и Лк 1-2 показывает, что рассказ о рождении и детстве составлен у Матфея относительно Иосифа, а у Луки - Девы Марии ( Porter. 1993. P. 975). То, что И. О. происходит из рода Давида, отмечено в 2 отличающихся евангельских родословных; в одной его отцом назван Иаков (Мф 1. 15-16), в другой - Илий (Лк 3. 23). Одна из самых древних попыток согласовать это противоречие принадлежит христ. хронисту Юлию Африкану (ок. 160-240). В сохранившихся у Евсевия Кесарийского фрагментах «Послания к Аристиду» сказано, что упомянутые Иаков и Илий являлись единоутробными братьями по матери и были рождены от разных отцов (также родных братьев - Матфана и Мелхия), к-рые по очереди вступили в брак с женщиной по имени Есфа ( Euseb. Hist. eccl. I 7. 8). Африкан предлагал рассматривать каждое из родословий Спасителя как отражение соответственно естественного (по природе) (Мф 1. 1-17) и правового (по закону) (Лк 3. 23-38) родства ( Euseb. Hist. eccl. I 7. 1-4). Согласно этому предположению, он утверждал: «Илий умер бездетным, Иаков женился на его вдове и родил от нее Иосифа, который был его сыном по природе, а по закону - сыном Илия, ибо Иаков, его брат, «восстановил семя ему»» (см.: Втор 25. 5-10.- Авт.) ( Euseb. Hist. eccl. I 7. 9). Несмотря на древность и широкое признание трактовки Африкана, у нее один недостаток: в используемой им рукописи Евангелия от Луки в тексте родословной было пропущено 2 имени - Матфата и Левия. Впосл. почти все отцы Церкви как Востока, так и Запада, к-рые затрагивали вопрос о родословиях Христа, разделяли т. зр. Африкана (напр.: Aug. Retractat. 33. 2 - Grelot e. al. 1974. P. 1303). Нек-рые совр. библеисты выдвигали предположение, что одна из родословных могла быть родословием И. О., а другая - Девы Марии (см., напр.: Хуффман. 2003. С. 130). В целом проблема, связанная с именами и их последовательностью в евангельских родословных, остается нерешенной (см. подробнее в ст. Родословие Иисуса Христа , Гармонизация евангельская ). Образ И. О. в древней Церкви Сон прав. Иосифа. Роспись ц. Богоматери в Кастельсеприо, Италия. Кон. IX в.(?) Сон прав. Иосифа. Роспись ц. Богоматери в Кастельсеприо, Италия. Кон. IX в.(?)

http://pravenc.ru/text/1470695.html

15:39 172, 190, 212 15:42–47 172 15:43 188, 203 15:45 173, 203 15:46 63, 203 15:47 140, 173 15:63–64 28 16:1–2 174 16:1–8 173, 190, 191 16:3 174 16:4 174 16:5 174 16:6 175, 179 16:7 175 16:8 176 16:9 179 16:9–14 176 16:9–20 173, 176, 190, 191 16:11 177 16:11–14 177 16:13 177 16:14 177 16:15 177, 178 16:15–20 177 16:16 178 16:17–18 178 16:19 179, 192 16:19–20 179 16:20 113, 179, 214, 215, 218, 219     Ветхий и Новый Заветы Бытие 1:26–3:7 18 1:27 101 1:31 73 2:24 101 Исход 19:16 90 20:21 90 24 88 24:15–18 90 31:14 32 32–33 93 33:18 67 34 88 34:6–7 27 34:21 32 Второзаконие 24:1 101 I Царств Иов 12:6 39 III Царств Притчи 12:31 39 I Книга Маккавеев Амос 1:54 134 Псалтырь 21 (LXX) 168 22 169 22:8–9 167 37 (LXX):13 163 37 (LXX):14 163 41 141 68 (LXX) 168 69:1–3 108 75:8 108 77 (LXX) 45 88 (LXX):10 51 89:9 50 102 (LXX):3 27 105 (LXX):9 51 107:28–29 50 108 (LXX) 168 108 (LXX ):2–4 163 109 (LXX):1 128 110:1 179 Иов 38:8–11 51 Притчи 31:6 166 Амос 3:7 121 8:9 171 Михей 3:12 131 Захария 1:6 121 2:10 135 13:7 148 Исайя 13:10 135 32:1–2 (LXX) 45 34:4 135 35:4 73 35:5–6 73 43:25 27 50:6 165 51:17 108 52:15 163 53:2–3 58 53:7 163 53:8 34 61:1 16 Иеремия 5:21 76 5:22 51 36 (LXX) 131 Плач Иеремии 2:15 167 4:21 108 Иезикиль 12:2 76 17:22–24 48 32:7 135 Даниил 7:3 50 7:13 90, 135–137, 207 12:11 134 Евангелие от Матфея 1:1 128 3:7–12 15 3:14 17 4:1–11 17, 62 4:11 18 4:23 13 5:18 138 8:3 102 8:23–27 48 8:26 51 8:28 52 9:20 102 9:27 127 10:15 61 10:42 99 12:9–14 55, 56 12:35 127 13:55 57 13:58 59 14:1–12 62 14:3–6 102 14:13–21 64 14:33 65 15:22 127 16:8–11 76 16:22 84 16:23 84 16:27 86 17:2 89 17:14–20 94 18:1–5 97 20:19 107 20:30 127 21:1–11 114 21:8–9 115 21:9 115 21:10 175 21:23 119 21:33–46 121 21:37 123 21:42 82 22:15 124 22:34–40 126 23:11 97 23:37 83 24:9 83 24:35 138 26:4 140 26:8 141 26:15 142 26:17–18 143 26:33–35 149 26:39 109 26:47 153 26:69–75 160 27:27–31 165 27:48–49 170 Евангелие от Луки 3:7–14 15 3:21 17 4:1–13 17, 18 4:16–30 57 4:22 57 4:29 58 5:1–11 19 5:13 102 6:6–11 35, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Мартина Исноведника 299. – 14 апреля. Марфы и Марии 536.– Матфея Апостола 14. – 9 августа. Мины, Виктора и Викентия 11. 72. – 11 ноября. Митрофана Воронежского 99. 123. 152. 207. 328. 350. 365. 483. – 23 ноября. Михаила Архангела 15. 40. 64. 97. 142. 168. 181. 213. 227. 229. 242. 371. 403. 430. 489. 495. – 8 ноября. Михаила и Феодора Черниговских 106. – 20 сентября и 14 февраля. Михаила Малеина 54. 124. 558. – 12 июля. Моисея Пророка 293. – 4 сентября. Наума Пророка 2. – 1 декабря. «Неопалимой Купины» 74. 115. 269. – 4 сентября. «Нечаянной Радости» 312. 519. – 9 декабря. Никиты Мученика 22. 34. 50. 246. 398. – 15 сентября. Николая Чудотворца. Церкви: 14. 75. 79. 83. 86. 90. 91. 110. 118. 120. 126. 127. 128. 134. 137. 141. 153. 160. 161. 179. 180. 182. 183. 186. 190. 194. 198. 214. 219. 228. 238. 253. 255. 259. 263. 265. 271. 274. 280. 309. 324. 330. 334. 346. 353. 362. 365. 387. 423. 431. 433. 440. 481. 491. 502. 509. 511. 513. (58 церквей). Приделы: 2. 10. 16. 18. 19. 22. 24. 25. 28. 30. 36. 37. 41. 42. 51. 52. 53. 58. 60. 61. 63. 64. 67. 68. 69. 71. 72. 73. 74. 77. 84. 85. 89. 99. 100. 101. 108. 119. 121. 122. 124. 131. 133. 135. 139. 143. 144. 154. 166. 169. 171. 175. 181. 185. 195. 202. 211. 215. 217. 218. 220. 222. 226. 229. 230. 239. 245. 247. 256. 258. 262. 266. 269. 270. 278. 285. 291. 293. 296. 297. 300. 302. 307. 311. 316. 317. 318. 322. 323. 329. 332. 337. 345. 347. 350. 367. 380. 385. 392. 396. 413. 428. 444. 452. 482. 519. 532 (107 приделов). – 6 декабря и 9 мая. Николая Чудотворца и Царицы Александры 467. – 6 декабря, 9 мая и 23 апреля. Николая Чудотворца и Мученицы Татианы 478. – 6 денабря, 9 мая и 12 января. Николая Чудотворца и Патриарха Ермогена 568. – 6 декабря, 9 мая, 17 февраля и 12 мая. Николая Чудотворца, Мученицы Софии и Марии Египетской 400. – 6 декабря, 9 мая, 17 сентября и 1 апреля. Нила Столобенского 64. 164. 317. – 27 мая и 7 декабря. Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, см. Воскресения Словушего. Обретения главы Иоанна Предтечи 350. 443. – 25 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Б. Сеяние посредством деяний ( Мф. 8 – Мф. 9:38 ): 1) власть Иисуса над болезнями ( Мф. 8:1–18 ; Мф. 9:1–8.20–22.27–31 ); 2) власть Иисуса над бесами ( Мф. 8:28–34 ; Мф. 9:32–34 ); 3) власть Иисуса над смертью ( Мф. 9:18.19.23–26 ); 4) власть Иисуса над природой ( Мф. 8:23–27 ); 5) власть Иисуса над людьми ( Мф. 9:9–17.35–38 ). III. Время жатвы ( Мф. 10 – Мф. 13:58 ). А. Иисус посылает учеников ( Мф. 10:1–42 ): 1) наставление ( Мф. 10:1–15 ); 2) ответ мира сего – гонения ( Мф. 10:16–25 ); 3) страх Божий и страх перед людьми ( Мф. 10:26–33 ); 4) разделения во имя Иисуса ( Мф. 10:34–42 ). Б. Христос на жатве ( Мф. 11 – Мф. 13:58 ): 1) вопрос сомневающегося Иоанна Крестителя и упорство галилейских городов ( Мф. 11:1–24 ); 2) свидетельство Сына и призыв труждающихся и обремененных ( Мф. 11:25–30 ); 3) мудрые ответы Иисуса книжникам ( Мф. 12:1–50 ); 4) семь притчей о Царстве Небесном ( Мф. 13:1–52 ); 5) Иисус в Назарете ( Мф. 13:53–58 ). IV. Разъяснение учения ( Мф. 14 – Мф. 23:39 ). А. Осмысление слов Иисуса ( Мф. 14 – Мф. 16:20 ). Б. Усиление противостояния ( Мф. 16 – Мф. 22:46 ): 1) укрепление верующих ( Мф. 16 – Мф. 17:21 ); 2) верующие в мире сем ( Мф. 17 – Мф. 20:16 ); 3) разъяснение причин противоборства ( Мф. 20:17 – Мф. 22:46 ). В. Приговор ( Мф. 23:1–39 ): 1) поведение фарисеев ( Мф. 23:1–12 ); 2) «горе» лицемерам ( Мф. 23:13–32 ); 3) предсказание великих бедствий ( Мф. 23:33–39 ). V. Христос – Победитель ( Мф. 24 – Мф. 28:20 ). А. Поучение о пути к окончат. победе ( Мф. 24 – Мф. 25:46 ): 1) взгляд в будущее ( Мф. 24:1–14 ); 2) когда пробьет последний час истории ( Мф. 24:15–36 ); 3) притчи о Страшном суде ( Мф. 24 – Мф. 25:46 ). Б. Основание победы ( Мф. 26 – Мф. 27:56 ): 1) приготовления Иисуса среди учеников ( Мф. 26:1–46 ); 2) Иисус предается в руки человеч. ( Мф. 26 – Мф. 27:26 ); 3) смерть лишается власти ( Мф. 27:27–56 ). В. Победа на земле ( Мф. 27 – Мф. 28:20 ). IV. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ 1) Е. от М. повествует об установлении Богом Царства Небесного через Иисуса – Спасителя Своего народа ( Мф. 1 – в Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

14 И поставил двенадцать, чтобы были с Ним, и чтобы посылать их проповедовать, 15 и иметь им власть изгонять бесов. 16 И поставил этих двенадцать, и дал имя Симону – Петр; 17 и Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, и дал им имя Боанергос, то есть «сыны грома»; 18 и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Кананита, 19 и Иуду Искариота, который и предал Его. 20 И приходит в дом, и сходится снова толпа, так что они не могли даже поесть. 21 И услышав, близкие Его вышли взять Его; они говорили: Он – вне Себя. 22 И книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили: в Нем Веельзевул, и Он изгоняет бесов силою князя бесовского. 23 И призвав их, в притчах говорил им: как может сатану изгонять сатана? 24 Если царство будет разделено внутреннею враждой, не может устоять царство то; 25 если дом будет разделен внутреннею враждой, не сможет дом тот устоять; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может он устоять, но пришел конец его. 27 Но не может никто, войдя в дом сильного, расхитить его вещи, если прежде не свяжет сильного, и тогда он расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: всё будет прощено сынам человеческим: грехи и хулы, какими бы ни похулили; 29 кто же произнесет хулу на Духа Святого, нет ему прощения вовек, но повинен он в вечном грехе 30 (потому что они говорили: в Нем дух нечистый). 31 И приходят Матерь Его и братья Его и, стоя снаружи, послали к Нему позвать Его. 32 И окружал Его народ. И говорят Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои снаружи, ищут Тебя. 33 И Он им ответил: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обведя взором сидящих вокруг Него, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто исполнит волю Божию, тот брат Мой и сестра и матерь. Глава 4 1 И снова начал Он учить у берега моря; и собирается к Нему толпа весьма многолюдная, так что Он, войдя в лодку, был на море, а вся толпа на земле у моря. 2 И учил Он их в притчах многому и говорил им в учении Своем: 3 слушайте, вот, вышел сеятель сеять. 4 И было: когда он сеял, иное семя упало при дороге, и прилетели птицы и поклевали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Выпишите то, что сказано здесь о хлебе Евангелие от Матфея, глава 26 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего. Выпишите то, что сказано здесь о хлебе Евангелие от Луки, глава 24 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

http://blog.predanie.ru/article/khleb_na...

Мир весь, говорит Писание, во зле лежит 13 , и большая часть дней человеческих – труд и болезнь 14 как и сами (люди) говорят: мал есть и печален живот наш 15 . Да и неприлично Ему было дать повеление молиться о том, чтобы не исполнились слова проклятия: проклята земля в делех твоих: в печалех снеси тую вся дни живота твоего 16 или: земля еси, и в землю отыдеши 17 . Божественные Писания, показывая чрез это проклятие и другими многоразличными путями тяжесть Галланди и Миня, так как они имеют лишь внешнюю связь с текстом фрагмента. Сверх того, и по содержанию своему заключительные слова уместны лишь в устах автора, составившего сборник толкований на Евангелие от Луки и поместившего в этот сборник фрагмент, взятый у св. Дионисия, хотя в этом фрагменте объясняются главным образом слова евангелиста Матфея. По-видимому, Гарнак (Geschiche der altchristlichen Literatur bis Eusebius, Erster Theil, Leipzig, 1893, p. 422) опустил из виду эго обстоятельство, настаивая на том, что и начальные и заключительные слова принадлежат самому св. Дионисию жизни, называют жизнь юдолью плача 18 . Оссбснпо же много скорбей в мире для святых. Не мог же солгать Тот, Кто сказал им: в мире скорбни будете 19 . А и подобным же образом чрез пророка: многи скорби праведным 20 . А слова Его: не внидете в напасть, – по моему мнению, указывают на то, что святые, по словам пророка, избавлены от скорбей: от всех их, говорит он, избавит Я Господь 21 . Равным и образом Его собственное изречение увещевает нас одолевать бедствия и домогаться участия в победе, которую он одержал за нас. Сказав: в мире скорбни будете, Он прибавил: но дерзайте, Яко Аз победих мир 22 и сверх того научил нас молиться о том, чтобы не впадать во искушение, и произносить: не введи нас во искушение 23 , что значит не дай нам впасть во искушение. Слова эти не значили: молитесь о том, чтобы не испытывать искусителя, но молитесь о том, чтобы избавиться от лукавого, как это видно из прибавленных Им слов: но избави нас от, лукаваго. Но, может быть, ты спросишь, какая разница между понятиями: «быть искушенным» и: «впасть или войти во искушение»? Тот, кто побежден лукавым – а он, если не будет бороться, будет побежден, хотя Бог и помогает ему, – тот впал и вошел во искушение и находится в нем и под ним, как бы взятый в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) Если совершается служба благоверного князя Даниила, то на литургии звучат следующие отрывки из Священного Писания: Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 30–37 Читать отрывок 30  Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 31  Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32  если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. 33  Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. 34  Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. 35  Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. 36  Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37  ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Свернуть 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Свернуть 9  Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11  Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 12  Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14  Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15  Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 16  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

«Ирод же...». Прежде чем перейти к повествованию о выступлении Иисуса Христа на общественное служение, евангелист Лука считает нужным заключить свою речь о судьбе Иоанна Крестителя. То, что он здесь говорит, у Матфея и Марка сказано в другой последовательности (см. Мф.14:1 и сл.; Мк.6:17 и сл.). Лк.3:21 .  Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, Лк.3:22 .  и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! «Когда же крестился весь народ». Это более определенное, чем у Матфея ( Мф.3:13 ) и Марка ( Мк.1:9 ), замечание о времени крещения Христа. «Это происходило, говорит евангелист Лука, тогда, когда в народе проявилось всеобщее стремление к принятию крещения от Иоанна». А это указывает на конец проповеднической деятельности Предтечи (Богословский, с. 63). «Молился». Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием (ср. Мф.26:36 ; Лк.9:28 ). «Отверзлось небо». У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ), и потому некоторые толкователи склонны представлять это «отверзение» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось и не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события. «Дух Святый...» (см. комментарии к Мф.3:16 ). «В телесном виде», т.е. Он явился в обыкновенном виде голубя. «Ты». Евангелист Лука в этом сходен с Марком (у Матфея – «Сей») см. Мк.1:11 . «В Тебе...». Евангелист Лука здесь опять передает глас Бога Отца как прямое обращение ко Христу (у Матфея и Марка – «в Котором»). Лк.3:23 .  Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Лк.3:24 .  Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010