С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ; ср. Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). И говорил о том открыто ( Мк.8:32 ). И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф.16:22–23 ; ср. Мк.8:32–33 ). Столь резкий ответ Иисуса обычно трактуют либо аллегорически («сатана» означает «противник», а Петр в данном случае воспротивился Иисусу), 8 либо как особый способ назидания, преподанного Петру («Я тебе говорю, что не только вредно и пагубно для тебя препятствовать Мне и сокрушаться о Моем страдании, но и ты сам не можешь спастись, если не будешь всегда готов умереть» ). 9 Между тем точно такими же словами Иисус ответил диаволу, когда он искушал Его в пустыне ( Мф.4:10 ; Лк.4:8 ). Очевидно, ключ к разгадке следует искать в слове «соблазн» (σκνδαλον),которым, по версии Матфея, сопровождался упрек Иисуса. Вольно или невольно Петр выступил в роли соблазнителя, пытаясь – пусть и из самых благих побуждений – отвратить Учителя от того, ради чего Он пришел на землю. Последовательно отвергая все возникающие на Его пути искушения, Иисус с негодованием отвергает и этот соблазн. Человеческим соображениям и страхам Он предпочитает беспрекословное следование воле Божией. Второй раз Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение после того, как Он преобразился перед тремя учениками. Об этом повествуют Марк и Матфей: Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем ( Мк.9:9–13 ; ср. Мф.7:9–12 ). Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе ( Мф.17:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Артемия Веделя (первые две стихиры), исполняет Ф. И. Шаляпин в сопровождении неизвестного хора. Текст же стихир заслуживает очень внимательного и вдумчивого прочтения и осмысления. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Слова об открывании дверей сразу вызывают в памяти образ ключа Давидова, о котором идет речь у пророка Исаии: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего.» (Ис 22:22-23) Те же слова произносит апостол Иоанн в Апокалипсисе: «…так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр 3:7). А смысл их раскрывается в Евангелии от Матфея, где Христос говорит апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр (от греч. «петрос» – камень, прим. Ю и Е. П.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф 16:18-19) Получается, что обращаясь именно этими словами к Богу, мы тем самым признаем, что двери покаяния для нас открываются в апостольской Церкви. То же подверждает и вторая срока стихиры: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это почти дословная цитата из пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» (Ис 26:9), однако вместо «к Тебе, Боже» стоит «ко храму святому Твоему», т. е. автор стихиры подчеркивает, что, с одной стороны, прийти к Богу можно только через храм Божий и, с другой стороны, дорога к храму нас неизбежно приведет к Самому Богу. Т. А. Лаптевой, исполняет хор Свято-Никольской Любятовской церкви г. Пскова под упр. автора. Теперь надо подробно остановиться на глаголе «утренневать», у которого нет аналогов в современном русском языке. Речь идет о совершенно особенном времени границы между ночью и утром. «Сторож! Сколько ночи? Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь.» (Ис 21:11-12) Стражник заступил на последнюю стражу, по названию эта стража «утренняя», но время еще ночное.

http://pravmir.ru/pokayaniya-otverzi-mi-...

Вопрос номера: Если Христос воскрес, то почему я умру ? [Откуда мы знаем, что Христос воскрес? Почему люди умирают, если Христос победил смерть? Существует ли ад после Пасхи? В этом номере мы отвечаем не на один, а сразу на несколько читательских вопросов, которые связаны с Воскресением Христовым]. На самые частые вопросы читателей о Воскресении Христовом отвечает протоиерей Павел Великанов . Подготовил Кирилл Баглай .Ил.: Церковь Христова. «Символ веры». Елена Черкасова; Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита — прообраз пребывания Христа во аде. «Иона во чреве китове». Елена Черкасова; «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба», – поется в пасхальном каноне. «Сошествие во ад». Елена Черкасова // Фома. – — май 2021. – С.16–21. – (рубрика « Вопрос номера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает пианистка Полина Осетинская //Фома. – — май 2021. – С.98–99. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.22–37. Читаем Писание: Читаем Евангелие вместе с радио «Вера». Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru. Почему Христос родился в пещере, а не в царском дворце ? Евангелие от Матфея, глава 2. Комментирует протоиерей Павел Великанов. Ил.: Ангел и волхвы. Собор св. Лазаря в Отене, Франция, XII в.; Рождество Христово. Германия, Кельн, XII в.//Фома. – — май 2021. – С.22–23. – (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает пианистка Полина Осетинская //Фома. – — май 2021. – С.98–99. – (рубрика « Эпилог »). Игорь Цуканов Что не так с песней Джона Леннона «Imagine » . [Представь, что нет ни рая, ни ада... Не за что убивать и умирать, и религии нет». Эти строки из песни Imagine («Представь себе») Джона Леннона, основателя группы «Битлз», в 40 лет убитого на пороге собственного дома. Сегодня ему было бы уже 80. Песня о мире без религии, где не за что умирать и все живут в согласии, стала гимном нескольких поколений, и до сих пор многие солидарны с ее главной идеей: религия — то, что разъединяет людей. Что можно ответить таким людям?]. Фото AP/TACC; Фото Юрия Курбатова и др.//Фома. – — май 2021. – С.24–29. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

– «Исполнилось время»: время, предопределенное Богом и предвозвещенное от Него через пророков, в которое должен прийти Мессия и основать новое благодатное Царство Божие на земле, – настало; все, что нужно было сделать для приготовления рода человеческого ко вступлению в это царство, сделано: Мессия пришел и уже основывает это царство учением и делами Своими, и уже близко время, когда царство это торжественно откроется искупительными страданиями, смертью и воскресением Мессии. – «Покайтесь»: это нужно прежде всего для вступления в Царство Христово (см. примеч. к Мф.3:2, 17 ) – «Веруйте в Евангелие»: ибо без этой веры никто не может быть членом этого царства. «Доселе, говорит, закон был в действии; а отныне настает Царство Божие, жизнь по Евангелию» (Феофилакт). Мк.1:16–20 . Сказание ев. Марка о призвании рыбарей Андрея, Петра, Иакова и Иоанна Иисусом Христом буквально согласно со сказанием об этом ев. Матфея. См. Мф.4:18–22 и прим. к этим стихам. – «Оставив отца своего»: так сильна была в них вера в Господа Иисуса, уже прежде возбужденная, что даже кровные привязанности не могли противостоять ей, и они, ради высших целей, повинуясь голосу Господа, оставили отца родного. Мк.1:21–22 . «В Капернаум»: о положении Капернаума см. прим. к Мф.4:13 . – «Вскоре – в субботу»: по смыслу греческого слова в ближайшую, следующую субботу. – «В синагогу»: см. прим к Мф.4:23 . Иудеи собирались для общественного богослужения и чтения своих священных книг преимущественно по субботам. «Учил»: в синагогальных собраниях право учения имел всякий, кто хотел и заявлял желание держать речь. Вот почему Господь Иисус, не будучи ни священником, в смысле ветхозаветном, ни должностным лицом при синагоге, тем не менее, предлагал нередко учение Свое в синагогальных собраниях иудеев разных городов. – «Дивились» и пр.: ев. Марк не сообщает содержания самого учения Христова в Капернаумской синагоге, а только впечатление, произведенное Его учением на слушавших. Впечатление было такое же какое после нагорной беседы Спасителя, и ев. Марк даже выражает его теми же словами, как выражает ев. Матфей впечатление нагорной беседы; см. прим. к Мф.7:28–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Василия Великого; в Великие понедельник, вторник и среду, а также пятницу — Преждеосвященных Даров; все эти шесть литургий совершались, ради поста, на вечернях. Доиконоборческий распорядок литургийных чтений не сохранился, однако можно предполагать, что те евангельские чтения, которые приведены в Типиконе Великой церкви для дней Страстной седмицы (но не Пасхи), в целом соответствуют доиконоборческой практике. В Великие понедельник, вторник и среду этими чтениями служат Мф 24. 3-35; 24. 36 — 26. 2 и 26. 6-16 (=поучение Господа на Елеонской горе [понедельник и вторник] и следующие за ним рассказы о помазании Христа миром и о предательстве Иуды [среда]), то есть примерно те же чтения, что и в доиконоборческой иерусалимской традиции , а в Великие четверг и пятницу это — составные Евангелия (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27 [в четверг] и Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 [в пятницу]), в своей совокупности представляющие последовательный и непрерывный рассказ о событиях Страстей, начиная с предсказания Христа о Его распятии и заканчивая погребением Господа; на доиконоборческую дату чтений четверга и пятницы может указывать то, что две «огласительные» паремии вечерни сопровождаются здесь еще и третьей, соответствующей литургической теме дня («огласительные» чтения из Исхода, Иезекииля и Иова с темами дня не связаны), то есть принадлежащей уже к литургийным чтениям — а исчезновение ветхозаветного зачала из цикла литургийных чтений Константинополя произошло в эпоху иконоборчества. Литургийное чтение Великой субботы — уже пасхальное. Это связано с тем, что вечерня и литургия Великой субботы являются ни чем иным, как древним бдением пасхальной ночи. Великая суббота — единственный день в году, когда византийские литургические книги предписывают прочитывать рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом (Мф 28) целиком, а не в сокращении, начиная только со стиха Мф 28. 16. Это также единственная суббота в году, когда не бывает утренней литургии.

http://bogoslov.ru/article/397608

Владимир 2013/11/01, 16:34:50 Братия Афонская! Вымолите у Иверской помощницы (моя заступница) мне дарование работы и восстановление справедливости Божией - несправедливое и обманное сокращение на работе! Прошу помочь мне в обретении еще лучшего места на благо моей души и материального служения моей семье! Не оставьте! Заступите! Помилуйте слабость мою и страх перед людской черствостью изгоните из моего бедного сердца! Фотиния 2013/11/01, 16:34:31 Благословите! Отцы и братия Афонские, прошу ваших молитв о здравии иерея Виталия, Ирины, отр.Ангелины, отр.Алексия, отр.Матфея, б.Михаила, Любови, Игоря, Раисы о упокоении Максима, Анастасии, Анны, в. Григория, Дарии, Даниила Спаси вас Господи! р.Б. Игорь 2013/11/01, 14:15:43 Святые Отцы горы Афон! Слезно прошу помолитесь о вразумление Дмитрия, пусть вернется к своей семье. Пусть Господь смилуется над нами примерит нас, и воссоединит нашу семью. Чтоб больше никакая сила не смогла нас разлучить. Простит нам все грехи наши вольные и невольные. Защитит от врагов видимых и невидимых. Слава Богу за все! Храни вас Господи! р.б. Иоанна 2013/11/01, 10:09:36 Дорогие Братья и Отцы Прошу Ваших молитв за сыночка моего рБ Георгия .Помолитесь о здравии и вразумлении Пристрастился он к курению наркотиков и выпивке .Прошу Вас со слезами пожалуйста помолитесь .Помолитесь так же за здравие рабов Божьих Надежды Людмилы Михаила Клавдии Светланы Артемия Николая Виктора .Во имя Отца и сына и Святого Духа Аминь. Галина 2013/11/01, 07:40:23 Дорогие Отцы и Братья Святой горы Афон! Помолитесь за исцеление моего сына Вадима. Во имя Иисуса Христа! Аминь! Тамара 2013/10/31, 22:57:59 Дорогие отцы и братия. Прошу Ваших святых молитв о болящем рабе Божьем Анатолии, тяжко страдает. Гангрена, раны не заживают, все понимают, что осталось не много. Но хотя бы облегчить его страдания. А самое главное умолите Христа Бога, чтобы он уверовал во Христа, ибо он в Него не верит, но принимает все церковное, так как в отчаянии. (он крещенный в младенчестве). Также помолитесь о болящей млад. Мелании. Она родилась слабенькая, медики говорили, что она отстает в развитии, а потом у нее обнаружили эписидром. Помолитесь о ней, верим Ваша молитва поможет. Спаси Вас всех Господи.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=335

Лк.19:15 . «Когда возвратился» и пр.: см. прим. к Мф.25:19 . Лк.19:16–17 . «Пришел первый» и пр.: см. прим. к Мф.25:20–21 . – «Возьми десять городов»: в соответствии приумноженным десяти минам. Это образ награды в Царстве Христовом, соответствующей приумноженным и употребленным для пользы своей и ближнего, во славу Божию, дарованиям Божиим и внешним благам. Лк.19:18–19 . «Пришел второй» и пр.: см. прим. к Мф.25:22–23 . Лк.19:20–26 . «Пришел третий» и пр.: см. прим. к Мф.25:24–29 . Лк.19:27 . «Врагов же избейте предо мной»: указание на строгое осуждение тех, которые отвергли и отвергают Христа, какое осуждение исполнилось отчасти в отвержении народа иудейского и разрушении Иерусалима, частью исполняется по смерти каждого на частном суде Христовом, окончательно же исполнится на страшном суде Христовом при втором Его пришествии. Лк.19:28–38 . Повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим совершенно согласно со сказаниями об этом евв. Матфея и Марка, но восполняет сказание тех несколькими такими чертами, на какие указания у тех нет, опуская немногие черты, какие находятся у тех. Ср. Мф.21:1–16 и Мк.11:1–10 и прим. – «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской»: более точное указание места, с которого особенно усилился народный восторг, указание, сохраненное только у ев. Луки. С одной стороны особенно был прекрасен вид на Иерусалим, и при виде его и великого Чудотворца, торжественно вступающего в него, восторг народный выразился с особенной силой. Само изображение народного восторга у ев. Луки живее. Народ в радости велегласно славословил Бога. Предметом славословия были в особенности «чудеса», каких свидетелями были они; в особенности конечно разумеются великие чудеса, недавно сотворенные, каковы исцеление слепых иерихонских и воскрешение Лазаря (ср. Ин.12:17–18 ). – «Мир на небесах» и пр.: параллелизм членов указывает, что слово мир здесь нужно понимать не в собственном смысле мира – тишины и спокойствия (каковой мир всегда царствует на небесах), но в смысле торжества, радости или веселья.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

07.04.2024 03:40:17 Андрей про публикацию « Контакты » Я эти сбои тоже замечал иногда. Даже записывать номера стихов начал. Но писать об этом не стал. Господь прощал и нам велел прощать. Кроме того, сейчас все бесы в интернете собрались. Зачем их радовать? 06.04.2024 10:26:12 Александр про публикацию « QR пожертвование для Радио «Радонеж» » Сделайте приём пожертвований через СБП(как у телеканала СОЮЗ). Быстро, удобно и минимальный процент банку!!! 06.04.2024 06:54:32 Андрей про публикацию « Евангельские чтения. Программа Братства Святителя Алексия » Несколько раз я пытался уговорить редакцию улучшить вторую часть передачи " Евангельские чтения " за счёт приглашения разных авторов. Например, выступающих иногда в передаче " Благовещение " . И вот моя мечта сбылась. Теперь каюсь. Лучше бы не говорил ничего. Чтобы объяснить, что есть грех, Господу нашему Иисусу Христу 20 минут говорить не требовалось. Всего несколько фраз хватило (например, от Матфея 19:17;19:19; 22:39 и в других книгах тоже). Больше советовать не буду. Лучше буду каяться 06.04.2024 01:23:55 Анна Нельсон про публикацию « Церковь в годы блокады Ленинграда. У микрофона церковный историк О.И.Ходаковская, заведующая Архивом Санкт-Петербургской епархии. Ведущая - Елена Смирнова. » Благодарим за такую полезную передачу! Во время блокады ленинградцы ходили в храмы, истощенные и под бомбежками. Умирали прямо в храмах. И даровал таким людям Господь Победу! А сколько нас сейчас живет в шаговой доступности от храмов, не особо голодает, не подвергается бомбежкам, а в храмы не ходит? Как нам таким Господь дарует Победу в этой войне, которую Он и послал по грехам нашим… 04.04.2024 17:29:38 Ольга про публикацию « Контакты » Добрый день! Что происходит с чтением Евангелия! Часто нарушается последовательность чтения.после чтения Евангелиста Иоанна начали Евангелиста Марка.не дочитав 2главы опять если Евангелиста Марка.просьба отслеживать чтение.Спаси Господи! 04.04.2024 17:16:50 Ольга про публикацию « Контакты » С Великим Постом! Просьба внимательнее отслеживать последовательность чтения Евангелия.после Евангелиста Иоанна включили Евангелиста Марка.после 14гл опять включили Евангелиста Марка.Просьба отслеживать последовательность чтение Евангелия! Спаси Господи!

http://radonezh.ru/comments

10) Ибо многих Он исцелил, так что бросались к Нему, чтобы коснуться Его, сколько их имело язвы. 11) И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и вопияли, говоря: 12) «Ты – Сын Божий». И Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. 13) И взойдя на гору, Он позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14) И сделал так, чтобы двенадцать с Ним были; и чтобы Он посылал их проповедовать. 15) И дал им власть исцелять от болезней и изгонять бесов. 16) И дал Симону имя Петр. 17) [Поставил:] и Иакова Зеведеева, и Иоанна, брата Иакова, и нарек им имена Воанергес, то есть «Сыны Грома», 18) и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Хананея, 19) и Иуду Искариота, который и предал Его. 20) И приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба поесть. 21) И, услышав, близкие [Его], вышли взять Его, ведь говорили: «Ибо Он пребывает в исступлении». 22) А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили: «Ибо Он имеет [в Себе] веельзевула, и ибо Он изгоняет бесов силою бесовского князя». 23) И, призвав их, говорил им в притчах: «Каким образом может сатана изгонять сатану? 24) И если царство разделено будет само в себе, не может устоять царство то; 25) и если дом развален будет сам в себе, не может устоять дом тот; 26) и если сатана восстал на самого себя, он разделен и не может устоять, но пришел конец его. 27) Никто не может, войдя в дом сильного, расхитить утвари его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. 28) Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и богохульства, какими бы ни хулили; 29) кто же будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но будет повинен он вечному греху». 30) [Сказал], потому что говорили: «Он имеет нечистого духа». 31) И пришли Матерь Его и братья и, стоя вовне, послали к Нему зовущих Его, 32) и сидел вокруг Него народ. И сказали Ему: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои, находясь снаружи, спрашивают Тебя». 33) И отвечая им, говорит: «Кто матерь Моя и братья Мои?» 34) И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои; 35) ибо кто будет творить волю Божию, тот Мне брат, и сестра Мне, и матерь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

7 . Святых мученик тридесяти и триех, иже в Мелитине. Преподобнаго Лазаря чудотворца, в Галисийстей горе постившагося. 8. Собор святаго Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. 9 . Святых мученик Онисифора и Порфирия. Преподобныя Матроны. Преподобныя Феоктисты, яже от Лезвы. 10 . Святых апостол Ераста, Олимпа, Родиона и иже с ними. 11 . Святых мученик Мины, Виктора и Викентия. Святыя мученицы Стефаниды. Преподобнаго Феодора Студита , исповедника. Преставление святаго блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца. 12 . Иже во святых отца нашего Иоанна Милостиваго, архиепископа Александрийскаго. Преподобнаго Нила. 13. Иже во святых отца нашего Иоанна, архнепнскопа Константиняграда, Златоустаго. 14. Святаго всехвальнаго апостола Филиппа. 15 . Святых мученик и исповедник Гурия, Самона и Авива. 16. Святаго апостола и евангелиста Матфея. 17 . Иже во святых отца нашего Григория, епископа Неокесарийскаго, чудотворца. Преподобнаго Никона, чудотворца, ученика преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго. 18 . Святых мученик Платона и Романа. 19 . Святаго пророка Авдия. Святаго мученика Варлаама. Преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Великия Индии. Преподобнаго Варлаама, игумена Печерскаго. 20 . Предпразднство Входа в храм Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Григория Декаполита . Иже во святых отца нашего Прокла, архиепископа Константиняграда. 21. Вход (введение) во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии 22 . Святаго апостола Филимона и иже с ним. Убиение святаго благовернаго великаго князя Михаила Тверскаго. 23 . Иже во святых отец наших Амфилохия, епископа Иконийскаго, и Григория, епископа Акрагантийскаго. Святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго . Преставление иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, перваго епископа Воронежскаго. 24. Святыя великомученицы Екатерины . Святаго великомученика Меркурия. Святаго мученика Меркурия, Смоленскаго чудотворца. Святыя мученицы Филофеи, яже в Румынстей земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010