5 Мар. 4695 Удивительно, как люди не понимают, что во вражде на другого готовят себе печальные плоды гнева и вражды Божией. Какою мерою мерите, и вам отмерится, отмерится по суду правды Божией, которая повелевает не делать другому чего себе кто не желает. 6 Мар. 4696 Как трогательно-трагично отречение Петра (Марк.), это потемнение его разсудка, после таких заверений и клятв, это поразительно-быстрое и тонко-хитросплетенное сцепление событий, заставившее его совершенно забыть себя и сделать то, что он считал для себя самым невозможным! Как верно изобразился здесь человек во власти рока и обстоятельств, во все времена создающих столько трагедий жизни, слез, проклятий, изнеможений, сокрушений человеческой силы. 7 Мар. 4697 Как среди поста для ободрения нашего износится честный Крест Господень, так он же должен быть водружен и в средине жития каждого, в центре всех наших переживаний, чувств, помышлений, желаний и действий. 8 Мар. 4698 Крест должен быть постоянным местом отдохновения и упокоения нашего на пути жизненном. Как путнику отрадно сделать привал под встретившимся на пути тенистым деревом, так мы у Креста Господня должны делать привалы своих утомленных сил, мыслей, действий. Благодатная сила обильно льется в душу от лучей крестных. Легче дышится, легче живется, легче страдается в неизбежных на земле испытаниях. 9 Мар. 4699 Господи! Ведь Ты всегда один и тот же. Ты – мой Бог, сотворивший все великое и славное в Ветхом и Новом Завете. Ты – мой Бог, говоривший пророками, чудодействовавший Апостолами, воплотившийся от Марии, страдавший, воскресший, вознесшийся на небо... Тебе и теперь так же легко исцелить болящего, утешить скорбящего, как легко и скоро и дивно Ты помогал тогда. 10 Мар. 4700 Сколько красоты в церковных мелодиях, в ее неисчерпаемо глубоких и умиленных звуках. И всего этого мы не слышим, все это забыто или затемнено или еще хуже – опошлено скудоумным мудрованием современных фантазеров – горе композиторов. Господи! Сподоби хотя не небе насладиться истинно – Божественными чудными звуками небесных мелодий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

11 Мар. 4701 Говори с Господом проще, как сын с отцом. Не мудри в молитве. Горячо прибегай к Нему, и Он поможет тебе. Не упускай случай и сам выполнить главнейшее условие услышания Господом наших к Нему молитв. Это – слушание Его во всем – честною, праведною, достойною жизнью, исполнением Его заветов и законов. Без этого условия – тщетна молитва. 12 Мар. 4702 Верьте, если Господь не всегда по молитвам нашим в скорбях являет нам нужную помощь и исцеление, то не потому, чтобы не слышал нас, но потому что нам иногда так надо и поскорбеть, ибо без этого мы бы забыли Его пренебрегали Им и благами Им обещанными и уготованными для нас в лучшей жизни. 13 Мар. 4703 «Крест Твой, Господи, освятися, в нем бо бывают исцеления болящим во гресех»... (Сред. 4 нед. Седален). Кусочек сахару, напитанный горьким лекарством, утоляет болезни. Так Крест Господень как бы напитан Божественною святостью, и дает исцеления всем, в ком свирепствует греховный яд. Болящие грехами! Взирайте на Крест Господень: ешьте взором страдания Господни, и это исцелит и утолит вашу греховную жажду, как самое сильнодействующее врачевство. 14 Мар. 4704 «Яко кипарис – милосердие, яко – кедр же – веру благовонную, яко певк – истинную любовь приносяще – Господню Кресту поклонимся». Самый состав Креста учит нас обилию добродетелей и полноте угождения Господу и наслаждения Им. Все эти смолистые благоуханные древа наилучший символ Креста Христова и по образу Его – Креста нашего, нашей жизни и течения по стопам Искупителя, Крестом призывающего всякого к Своему спасению. 15 Мар. 4705 «Попали терние всех моих прегрешений»... Запусти на одно хотя лето самый роскошный цветник. Ты увидишь, как на место роскошных роз вытянется крапива и всякий сор. Так и с душою. Если в ней не возделывать цветущие и благоуханные добродетели, непременно это даст силу тернию, гнездящемуся во всякой душе, и самый роскошный цветник души превратится в непролазное поле терний. 16 Мар. 4706 «Не о том радуйтеся, что бесы вам повинуются, радуйтесь же, яко имена ваши написаны на небесех»... Так, в каждом чуде милости Божией, бывающей с нами, надо радоваться и о чуде, конечно, но более о том, что это служит уверением нашим в неложности веры, наших обетований, наших упований. Радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах – вот главное основание радости, ее сущность, чудо же – это только проявление этой сущности, форма выражения близости к нам Божией, любви Господней, промышления о нас, напоминания и выражения того, как мы Ему дороги, и как должны поэтому мы пламенеть к Нему ответною любовью и преданностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Образ шеола () Центральным событием Великой Субботы, безусловно, является Сошествие Господа Иисуса Христа во ад/шеол, поэтому неудивительно, что тема шеола в рассматриваемой нами гомилии мар Иакова одна из ключевых. Впрочем, Сошествие во ад рассматривалось сирийскими отцами как незаурядное событие и вне размышлений о Великой Субботе, поскольку оно является непосредственной частью домостроительства нашего спасения. Как замечает исследователь Роберт Мюррей, «одной из самых богатых символических тем раннего сирийского христианства, перешедшей в совокупности на весь христианский мир, была драма Сошествия Христа во ад» . Для того чтобы понять, как именно представлял себе шеол мар Иаков, необходимо в первую очередь рассмотреть разнообразные наименования, которые ему присваивает автор: город смерти ( ), селение мёртвых ( ), страна смерти ( ), дом мёртвых ( ), плен (), а также имплицитно — могила () . Само сошествие в шеол мар Иаков представляет как разрушение города, неприступные стены которого сокрушаются голосом Богочеловека. Христос сокрушает этот город, ломает его внешние () и внутренние () стены, а затем выводит всех пленников на свободу. Особый акцент на неприступности стен города смерти и упразднении последнего наводит на мысль о параллели между разрушением шеола Господом Иисусом Христом и взятием Иерихона Иисусом Навином (Нав. 6:1–19). Данная параллель не нова для сирийской богословско-экзегетической мысли и встречается ранее, например, у прп. Ефрема Сирина . Как и у любой страны, в шеоле Иакова Саругского есть свои собственные законы и правила «пересечения границы». Мар Иаков отмечает, что внутрь страны смерти может попасть только одна душа, то есть пропуск в неё есть не что иное, как печать смерти. Ничто живое в шеол не войдёт. Поскольку Господь Иисус Христос, будучи хоть и вторым, но всё же безгрешным Адамом, собирается попасть в совершенно чуждую для Себя страну, Он намеренно принимает образ мёртвых , в каком-то смысле обманывая и в то же время соблюдая законы этой страны. Говоря о принимаемом Христом образе, мар Иаков употребляет заимствованное из персидского слово (), обозначающее «цвет» или «облик». Похожую формулировку мы встречаем и у прп. Ефрема Сирина, который, в свою очередь, употребляет заимствованное из греческого слово (τπος). Приводимое ниже сопоставление отрывков из гимнографии прп. Ефрема Сирина и мар Иакова служит прекрасной иллюстрацией уже упомянутой мысли проф. Себастьяна Брока об особом значении символа и образа для христологии и экзегезы Иакова Саругского.

http://bogoslov.ru/article/6172491

В ответном слове член делегации Маланкарской Церкви митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос поблагодарил митрополита Варсонофия за радушный прием и оказанную честь. Он выразил признательность поколению его учителей, которое передало знания и привило любовь к Санкт-Петербургу: «Через них мы начали познавать историю Святой Руси, культуру и литературную традицию вашей страны. У Федора Достоевского в эпиграфе романа " Братья Карамазовы " звучат слова Христа: " Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода " . (Ин. 12:24.). Наследие русской культуры показывает, насколько для вашего народа важно событие Воскресения Христова. Его Святейшество, когда преподавал у нас в семинарии, делал акцент на том, сколь важно пасхальное приветствие. Этим пронизаны христианская культура и литература. На нас всегда это производит сильное впечатление». В этот же день в сопровождении наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Вениамина делегация побывала в Свято-Троицком соборе обители; на Никольском кладбище лавры Католикос Василий Мар Фома Матфей III посетил могилы митрополита Никодима (Ротова) и протоиерея Богдана Сойко, который в годы его учебы в ленинградской духовной академии был деканом факультета иностранных студентов. Вечером делегация посетила часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище в сопровождении настоятеля храма в честь Смоленской иконы Божией Матери протоиерея Евгения Шогенова. В составе делегации Маланкарской Церкви, которая сопровождает Святейшего Католикоса Василия Мар Фому Матфея III в ходе посещения Санкт-Петербурга, – секретарь Священного Синода митрополит Ниранамский Юханон Мар Хризостомос, председатель Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви митрополит Делийский Юханон Мар Деметриос, митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос, викарий собора Пресвятой Богородицы в Куала-Лумпуре хорепископ Филипп Томас, глава Секретариата Маланкарского Католикоса священник Абрахам Джонс, сотрудник Секретариата Маланкарского Католикоса священник Саджи Варгезе, секретарь Маланкарского Католикоса священник Джонсон Байджу, исполнительный директор Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви священник Ашвин Фернандис, член Церковного совета Джейкоб Мэтью, руководитель Церковной ассоциации Бижу Ооммен, руководитель программ по международным делам Маланкарской Церкви Кевин Джордж Коши.

http://mospat.ru/ru/news/90724/

Церкви решено передать несторианам со всем церковным имуществом; но если в храмах Урмийской епархии имеется какая-либо утварь, то она принадлежит вся целиком православной Миссии, которая в настоящем только году на приобретение утвари для сирийских церквей и на поддержание в них возможности богослужения затратила больше 1000 рублей. Благотворить в продолжение пяти лет в чужих храмах едва ли бы могла православная Миссия, и шахское правительство должно увидеть, что возникновение вопроса о церквах после пятилетнего существования Миссии можно объяснить только наличностью интриги, а не действительным незаконным будто бы владением церквами со стороны православных» 62 . Записка эта была передана в МИД, который и руководствовался ею в своих дальнейших дипломатических переговорах. Причем записку архимандрита Кирилла Победоносцев сопроводил на имя графа Ламздорфа письмом, в котором еще раз напоминал, что «приведение в исполнение требований персидского правительства относительно храмов, принадлежащих с 1898 года православным, может поколебать уважение к Православной Церкви среди христианского населения Урмии и сопредельных с нею областей» 63 . Однако совместными энергичными усилиями архимандрита Кирилла, консула в Тавризе и посланника в Тегеране опасность утраты всех православных храмов в Урмии миновала. Храмы остались за Урмийской Духовной Миссией.      · По совету архимандрита Кирилла было принято решение о хиротонии находившегося в Петербурге архимандрита Илии, сирохалдея по происхождению. В январе 1904 года архимандрит Илия стал епископом Тергяварским. По решению Синода, Мар-Илия должен был управлять южной, Барандузской частью Урмии, епископ Мар-Ионан Супурганский и Урмийский – северной, Назлучайской. Епископу Мар-Аврааму доставалось в управление селение Марсаргиз 64 . Таким образом предполагалось умирить конфликтующие группировки сторонников Мар-Ионана, Мар-Авраама и Мар-Илии. Постепенно вопрос успешной деятельности Русской Миссии в Урмии приобретал статус государственной задачи. О ходе решения возникших в Персии проблем был информирован и государь император, проявивший несомненную заинтересованность в благополучном окончании дипломатических усилий по водворению среди православных христиан Персии мира и согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вонифатий , в 1775–78. Нектарий Чернявский , в 1778, из законоучителей кадетского корпуса; в 1789 перев. в Саввин Сторожевский. Евгений Романов 25 апр. 1789 перев. из Московского Златоустова, а в дек. – в Владимирский Цареконстантинов мнтрь. Евгений Резанцов в 1794; † и погребён в Новоспасском митре. Виктор Прокопович-Антонский произведён в 1794; 14 авг. 1799 перев. в Дубенский Мгарский мнтрь. Иустин Вишневский произведён 14 авг. 1799, а 19 дек. перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Вениамин Жуков 15 мар. 1800 перев. из Кириллова, под Новгородом, монастыря, а 22 апр.– в Петергофскую Троицкую Сергиеву пустынь. Ираклий Евреинов в мае 1800 перев. из Московского Златоустова; 14 апр. 1804 – в Московский Богоявленский мнтрь. Евграф Музалевский-Платонов , ректор Троицкой семинарии, произведён 25 апр. 1804; 30 окт. 1808 перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Геннадий Челноков в 1808 перев. из Казанского Кизического (?); † 1810... Иона Васильевский в 1810 перев. из Лютикова монастыря; 29 мар. 1812 хирот. в еписк. Тамбовского. Леонид Зарецкий , бакалавр С.-Петербургской духовной акад., произведён 27 мар. 1812; † 24 нояб. 1813. Филарет Амфитеатров 2 дек. 1813 перев. из Тобольского Знаменского монастыря; 20 июля 1817 – в Новый Иерусалим. Григорий Постников , ректор С.-Петербургской духовной акад., определён 29 июля 1817; 7 мая 1822 хирот. в викария С.-Петербургской епархии (еписк. Ревельского). Геннадий Баранович в 1822 перев. из Московского Даниилова монастыря; 1 мар. 1825 – в Новгородский Северский Спасский. Гавриил Игнатьев 18 мар. 1825 перев. из Московского Знаменского монастыря; † в мар. 1839. Агапит в 1839 перев. из Можайского Лужецкого; в авг. 1852 – в Новоспасский мнтрь. Гедеон в окт. 1852 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, до ныне (1869). 14 Голутвин Богоявленский, близ Коломны, на устье Москвы реки, основан будто бы Григорием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1385 г. 45 По указу 16 окт. 1799 перев. в Коломну, в бывший архиерейский дом 46 . Ныне именуется Новоголутвин Троицкий, второклассный. [III, 738; V, 339.] С 1871 общежительный. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в это время Восточная Сирийская Церковь, которая была Церковью-матерью для христиан апостола Фомы, переживала внутренний кризис. После смерти патриарха Симона VIII Вар-Мама (1551) часть епископов избрала своим преемником его племянника Симона Вар-Денха, в то время как другие считали наиболее подходящей кандидатурой монаха Иоанна Сулака, которого и избрали. Однако он недолго патриаршествовал. Возвратившись из Рима, он был схвачен властями и в январе 1555 г. убит в тюрьме 22 . Его сторонники избрали на патриарший престол Абдишо. Он для укрепления своей духовной власти (которая, естественно, оспаривалась Симоном Вар-Денхом) во всей Восточной Сирийской Церкви поручил митрополиту Мар Илии поставить Мар Иосифа, брата последнего католикоса, митрополитом Малабарским. Однако португальцы встретили их в Гоа неприветливо, отправив в монастырь, где они пробыли полтора года (1556). В 1558 г. Мар Иосиф был освобожден и получил разрешение прибыть в южный Кочин, чтобы встать в оппозицию по отношению к другому халдейскому несторианскому епископу, который прибыл в Малабар раньше и не разделял симпатий по отношению к Риму. Мар Иосиф, получив возможность снова посещать церкви, вошел в контакт с индийскими христианами и начал распространять несторианское учение вопреки тому, чему учил раньше. Он считал, что исповедь необязательна, иконопочитание — это идолопоклонство, и Деву Марию следует называть Христородицей. В конце концов португальцы схватили его и отвезли в Кочин, где иезуиты заставили его отказаться от заблуждений. Затем он был отправлен в Гоа, а оттуда в Лиссабон, где пробыл более года. В Португалии Мар Иосиф встретил королеву и регента страны кардинала Энрико, которых пленил благородством своего обращения и исповеданием веры. В конце концов 27 июня 1564 г. в письме от папы Пия IV он получил благословение снова вернуться в Малабар и остаться верным Католической Церкви, согласно обещанию, данному в присутствии патриарха-католикоса Абдишо в 1562 г. Однако возвратившись в Индию, Мар Иосиф снова начал исповедывать веру Восточной Сирийской Церкви. Вторично схваченный в 1567 г., он был обвинен в ереси и отправлен в Португалию, а оттуда в Рим, где римские судьи отступили перед его благочестием, признав абсолютно правоверным. Вскоре он внезапно скончался (1569) 23 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Об участии М. в конфликте, связанном с еп. Папой, сообщают многие сир. источники, напр. акты Собора 424 г. ( Chabot. Synod. orient. P. 46, 289-290), апокрифические послания Папы ( Braun O. Der Briefwechsel des Katholikos Papa//ZKTh. 1894. Bd. 18. S. 163, 346), т. н. Арбельская хроника и др. (см.: Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l " Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 72-75. (CSCO; 310. Subs.; 36); Schwaigert. 1990). По мнению Г. Вестфаля, суд над Папой произошел в 313/4 г. ( Westphal G. Untersuchungen über die Quellen und die Glaubwürdigkeit der Patriarchenchroniken. B., 1901. S. 60-62, 82-84). Согласно большинству исследователей, М. пострадал в 1-й год гонений на христиан персид. шаха Шапура II (309-379; см. ст.: Гонения на христиан в доисламском Иране ), т. е. в 341 г. Однако Ж. Лабур , ссылаясь на то, что в списке персид. мучеников (без дат памяти), к-рым свт. Маруф Мартиропольский дополнил Сирийский мартиролог (411), М. и 2 его ученика названы в числе первых мучеников (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 23), предположил, что их казнь произошла до начала гонений ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 72 (not.)). В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что в Мученичестве М. нет к.-л. указаний на преследования христиан. В т. н. Хронике Сеерта (сост. до 1023) М. и его ученик Абурсам названы в числе пострадавших вместе с Селевкийским митр. Сахдостом, их казнь датирована мартом (Hist. Nestor. Pt. 1(1). P. 310-311). В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи ( 1318) говорится, что М. сочинял послания и речи на разные темы ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 51). В сир. Житии Мар Авгина (см. Евгений, прп. ) рассказывается о том, как М., возвращаясь из Иерусалима в Персию и прибыв в Нисибин, пожертвовал на строительство церкви 300 динариев, к-рые занял у местных купцов. Затем он посетил на горе Изла Мар Авгина, и оба подвижника явили друг другу дар провидения, причем Мар Авгин предсказал, что М. обличит еп. Папу и примет мученическую кончину, о чем далее повествует автор Жития в подтверждение исполнения пророчества ( Bedjan. Acta. T. 3. P. 431-435 (рус. пер.: Житие блж. Мар Евгена, начальника иноков, в стране Низибийской на горе Изла/Пер.: архим. Пимен (Белоликов)// Феодорит . История боголюбцев. М., 1996р. С. 417-419)). В арм. версии Мученичества М., переведенной с греческого, также присутствует подробный рассказ об отношениях М. и Мар Авгина, который в армянской традиции частично отождествляется с Иаковом Нисибинским (см.: Мелконян Г. Г. Армянский перевод «Жития Мар-Авгена» (Из источников Фавста Бузанда)//ППС. 1967. Вып. 17(80). С. 121-126).

http://pravenc.ru/text/2563206.html

311 Цифры, определявшие количество несторианских домов, церквей, селений и пр., в том и другом письме сам архим. Софония признавал сомнительными. В первом письме говорилось, что несториан в участке ноджийском было до 2000 домов, a всех, по соединении, будет более 12 000; во втором епископ Мар-Слыва говорил, что в его епархии (Гяверской) было до 3600 домов. Но как нельзя было допустить, по мнению архим. Софонии, чтобы епархия Мар-Слывы была столь обширна, так и 2000 домов нельзя было относить к одному ноджийскому участку, составлявшему епархию матрана, потому что далее говорилось: «митрополитов у нас 2, епископов 4, церквей около 300» и проч. Очевидно, что здесь речь шла о целом округе, находившемся в ведении матрана Мар-Хнанишу, а не об одной его епархии, в которой, по словам епископа Мар-Денхи, было домов не более 800, церквей 29, а священников только 18. 314 Слово «Мар» соответствуот греческому «κυρ» и чрез усечение образовалось из слова: «Марья» – Господь, как греческое слово «κυρ» из «κριος». 315 Патриархи несторианские именовали себя Шимонами согласно своему верованию и для того, чтобы сохранить память о том, что Церковь Христова на востоке была основана ап. Петром, который между сиро-халдейцами был известен более под именем Шимона, чем под именем Петра. 316 Слово «Хнанишу» состоит из 1) Хнан, или Ханаан=благословенный, и 2) Ишу=Иисус, и значит; благословенный Иисусом. 317 Из этого отчасти можно заключать, что у сиро-халдеев был обычай, чтобы поставляемые во епископа принимали новое имя; но было ли на то какое постановление у них, распространявшееся на всех, или же это зависело от произвола, неизвестно. 318 Это, как видят читатели, и есть тот Мар Иона, епископ супорганский и урминский, который был во главе депутации сиро-халдейцев, присоединенных торжественно к православной церкви 25 марта 1898 года в Александро-Невской лавре. См. Церков. Вест. 1898 г. стр. 453 и след.; ср. там же 15 стр. 530. 319 Из писем русского миссионера священника В. Синадского видно, что в сиро-халдейской несторианской общине до последнего времени сохранилось звание диаконисс.См. Церк. Вест. 1898 г. 13 стр. 457.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

В других рукописях: «Начальнику жизни» ( ). Аллюзия на Лк. 21:12: Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги () и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое . Логика мар Иакова довольно проста: если никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Мф. 11:27), а евреи, противящиеся Евангелию и изгоняющие Христовых учеников из синагог, не познали ни Отца, ни Сына (ср.: Ин. 16:3), то противление Господу Иисусу Христу как Сыну Божию и Мессии и есть прелюбодеяние, ведь уклонение Израиля от истинного богопочитания устами пророка Иезекииля прямо называется Богом супружеской изменой (см.: Иез. 16:15). Понятие занимает особое место в ряду образов и символов, через которые мар Иаков выражает своё учение о Церкви. Нередко оно используется автором наряду с синонимичным (Церковь язычников), как это можно увидеть в одном из гимнов мар Иакова:  — «Возлюбленная Тобою Церковь язычников, Дочь дня» (цит. по: Elkhoury, Armando Badih. Types and Symbols of the Church in the Writings of Jacob of Sarug. P. 300). Впрочем, стоит отметить, что является важной экклезиологической метафорой не только в трудах мар Иакова, но у многих других сирийских писателей. Противопоставление Ветхозаветной и Новозаветной Церквей как дочерей тьмы и света мы находим, в частности, в наследии человека, творениями которого вдохновлялся мар Иаков, — прп. Ефрема Сирина. Преподобный Ефрем в том же ключе называет ветхозаветную синагогу в лице Израиля и Иерусалима «нечистыми, дочерями мрака ( ), дела которых возлюбили тьму» (De Crucifixione I. 8, перевод автора). . Глагол буквально означает «перемещать», «переводить кого-то куда-либо», что в сочетании со словом , с одной стороны, подразумевает обращение язычников и временное ожесточение в Израиле (см.: Рим. 11:25). Христос обращает язычников к истинному богопознанию, и те, кто прежде были на «левой» стороне, переходят на «правую», образуя собой новую Невесту Христову — Новозаветную Церковь. С другой стороны, посредством формулировки мар Иаков подчеркивает «эсхатологичность» Христовой Церкви, о чём нами уже было сказано выше.

http://bogoslov.ru/article/6172491

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010