Ему противостоит ИСТИННЫЙ, Евангельский аскетизм, составляющий кредо м. Марии. Его определению посвящены самые сильные, истинно вдохновенные страницы статьи. Если определить этот тип духовной жизни одним словом – мы назовем его самопожертвованием. И эти страницы тоже не свободны от рискованных моментов. Истинный христианин здесь горделиво выступает как соискупитель, он ежедневно «отдает Христу душу свою, чтобы он так у м. М. – В. А. ее принес в жертву за спасение данного человека», о ком в настоящий момент печется подвижник. Сама Евхаристия имеет это человеческое измерение: она есть «вечно пребывающая и вечно совершаемая жертва Христа и христов-человеков за грехи мира». В соответствии с этим искажается и текст Анафоры: «от так! всех и за вся». Человеческая жертва так же тотальна, как и Жертва Христова: «Отлучаясь от Христа крайне рискованное перетолкование Рим. 9, 3 – В. А., в предельном акте самоотречения и любви, он отдает себя людям.» «Если передо мной лежат два пути и я сомневаюсь, если вся мудрость человеческая, опыт, традиции, все – указывает на один на них, но я чувствую выделено мною – В.А., что Христос пошел бы по другому – то мои сомнения должны сразу исчезнуть и я должен идти против опыта, традиций и мудрости за Христом». Это – путь «юродства во Христе», здесь религиозный максимализм отождествляется с нигилизмом – не только культурным, национальным, государственным, но даже с религиозным. Отсюда эта поспешная готовность «отлучиться от Христа». Достоевский в свое время написал, что если истина не со Христом, он отрекается от истины, чтобы быть с Ним. М. Мария провозглашает, что если человеку кажется, что вся церковная традиция, все содержание церковной жизни отделены от Христа, нужно оставить все это и идти за Христом!При таком «юродстве» , конечно, не остается места ничему, выходящему за пределы чисто личного, субъективного видения Христа. Не остается места и пресловутому «творчеству», во имя которого отрицаются первые три «типа духовности». Это побуждает обратить внимание на понятие «творчества».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Иногда получаем от госструктур отписки, но есть немало случаев, когда власти решают ту или иную проблему. Например, после ходатайства Святейшего Патриарха удалось спасти от закрытия музыкальную школу в Пушкино. Буквально на днях после моего письма удалось остановить строительство яхт-клуба на месте древнего монастыря в Ярославской области. Получается влиять на политику в отношении некоторых категорий ветеранов, незаслуженно забытых государством и обществом. Если говорить об обличении безнравственных действий власти и недостаточности ее усилий, то я уже об этом говорил, и напомню еще несколько примеров. Всемирный Русский Народный Собор в свое время предложил очень конкретные меры по сокращению разрыва между богатыми и бедными. Было предложено ввести налог на роскошь и сверхдоходы, ограничить вывод капитала из страны. Тот же ВРНС предложил исключить торговлю спиртным в ночное время и в ларьках. Сильно противостояла Церковь игорному бизнесу, что помогло победить его разгул. Так что многие предложения, которые сначала критиковались, потом становились частью государственной политики, и это радует. Отец Всеволод, хотелось бы знать Ваше отношение к богословскому и жизненному наследию матери Марии (Скобцовой) . Я так чувствую, что полнота ее жизни дает ответы на многие вопросы христиан, в том числе и представленные сейчас на форуме. Ольга Ивановна. Многие ее тексты вызывают уважение и благоговение, с некоторыми я бы поспорил. Я думаю, что дискуссию о ее наследии вполне можно вести. И самое главное при этом — должно каждое слово, которое мы слышим, проверять Евангелием. Евангельский идеал предполагает и любовь, и суд над человеческими грехами и заблуждениями. Господь, любя человека, ведет его прежде всего к вечной жизни, даже если ему приходится пережить строгие Божии увещевания и наказания в жизни временной, преодолевая в себе грех и заблуждения. Евангельский образ жизни не совместим ни с обывательщиной, ни с чрезмерной любовью к себе, ни с чрезмерной любовью к миру. Этим идеалом нужно проверять все, что мы слышим и о чем рассуждаем.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

Министерство церковных дел исходило из своих собственных планов проведения унификации русской православной общины в Германии и включения евлогианских приходов по возможности мирными средствами в Берлинскую и Германскую епархию Русской Православной Церкви за границей. Поэтому оно предложило гестапо «наблюдать за развитием дела Шаховского», не прибегая к высылке. Неудачей закончилась и попытка гестапо второй раз поставить вопрос об удалении из страны архимандрита Иоанна и других евлогианских священников в июле 1939 г. Высылке помешало заключение 3 ноября 1939 компромиссного соглашения, по которому евлогианские приходы должны были войти в епархию Берлинскую и Германскую, но признавалась и их принадлежность к юрисдикции митрополита Евлогия. Однако и в дальнейшем архимандрит Иоанн подвергался различным преследованиям. В 1941 г. было запрещено издание его миссионерского журнала «За Церковь», в январе 1943 г. гестапо произвело обыск на квартире и в книжном складе архимандрита. Бумаги и письма отца Иоанна оказались конфискованы, а сам он после многочасового допроса был вынужден дать подписку о невыезде из Берлина [ix] . Особенно активно проявило свою позицию по отношению к холокосту евлогианское духовенство в оккупированной нацистами Франции. Близкие к митрополиту Евлогию люди так характеризовали его настроение в дни оккупации Парижа: «В эти дни Владыка сумрачен, озабочен и печален. Когда говорим о том, что кругом творится, он морщится и начинает волноваться: «Насильники, насильники… и что они с евреями делают!» А в одном из своих писем 26 октября 1944 г. митрополит писал: «… будучи убежденным националистом, т.е. верным и преданным сыном своего народа, я, конечно, совершенно отвергаю тот звериный национализм, который проявляют теперь немцы по отношению к евреям, равно, как будучи православным, я чужд религиозного фанатизма… Выше всего чту свободу во Христе» [x] . Позицию Владыки разделяли почти все представители евлогианского духовенства. Хорошо известен, например, подвиг монахини Марии (Скобцовой, Кузьминой-Караваевой). Имя ее увековечено мемориальным деревом, посаженным в аллее «Праведников народов мира» при иерусалимском Мемориальном центре памяти жертв холокоста (Шоа) и институте «Яд Вашем» в Израиле.

http://bogoslov.ru/article/2044123

Но известно, что Ильич был мастер по присваиванию чужих идей, если видел в них сиюминутную пользу для своих замыслов, воистину он был великий мастер «политических комбинаций и махинаций». Так что если все-таки отделить в своем сознании эти слова о свободе от «вождя мирового пролетариата», то тут есть над чем подумать. Свобода в таком понимании противостоит не необходимости, а принуждению. Тот же Спиноза говорит о свободе как о самоопределении к действию, в отличие от действия как следствия внешнего давления. Самоопределение, личное принятие, согласие – это ключевые слова для понимания свободы. Мы живем в мире, в котором нам не избежать той или иной необходимости. «Нельзя быть свободным от общества, живя в обществе» – как-то так говорил тот же Ленин, ну что делать, если в школе я более или менее учил только историю. Но хватит Ленина, давайте вспомним Канта. Что его удивляло? «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Звездное небо – это данность, но его надо заметить, надо поднять голову вверх, надо осознать эту необходимость, и тогда она отзовется в нашем сердце благоговением. Мы часть мироздания, какой-то тростничок во вселенной, но, по слову Паскаля, «тростник мыслящий», а значит, уже не совсем и часть, а как-то иначе. Моральный закон – это тоже необходимость. Необходимость для того, чтобы стать человеком, ибо без совести человек даже не скотина, он хуже, он бес. Но если звездное небо нам нужно просто увидеть, то моральный закон нужно лично принять, с ним нужно согласиться, а не подчиниться, а для этого необходимо его осознать. Моральный закон не может помочь мне изменить звездное небо и даже разогнать тучи, если они это небо закрыли, он не делает меня свободным от мироздания, но он может дать мне то или иное отношение к тому, что происходит вокруг меня, и здесь я свободен. Моральный закон, если он не навязан извне, а обретается внутри нашего сердца, приносит в нашу жизнь смысл и цель, и это делает нас свободными. Виктор Франкл любил повторять слова Николая Гартмана: «Человек свободен, несмотря на…»

http://pravmir.ru/pamyati-marii-skobtsov...

Об этом же размышляет и м. Мария тоже в новоградской статье 1933 г. «Крест и серп с молотом»: освободить нашу жизнь «из тупика», из «социального ада», по ее мысли, «может только Церковь» . Отец Сергий выделяет две характерные черты социализма, которые стали настоящим вызовом для ХХ в., и утверждает, что ответы на этот вызов может и должна найти именно Церковь: черты эти — «социологизм и экономизм» . Перед лицом социологизма, по Булгакову, церковная мысль, богословие призваны «дать ответ на вопрос, пред которым в бессилии останавливается социология, — как совместить и в мысли, и в жизни равную реальность и самобытность как личности, так и целого общества» . Поиском ответа на этот вопрос стал разработанный о. Сергием и прочитанный им в Свято-Сергиевском православном богословском институте курс христианской социологии . Экклезиологическая интуиция Булгакова противопоставляет здесь атомизированному человеческому обществу с его «принудительным соединением человеческих атомов» , механически разделенному на классы и страты с их псевдосолидарностью, «живую соборность», которая есть «догматическое основание церковной общественности» . Для ответа на этот вызов времени «в народе церковном должен забить ключ нового вдохновения» , тогда как «нетворческое отношение к социальной жизни есть грех современного христианства» . С «социологической» точки зрения подходит к эмигрантскому обществу и Е. Ю. Скобцова в новоградской статье 1932 г. «Социальные сдвиги в эмиграции», размышляя о том, как изменились в пореволюционной эмиграции социальные страты, в том числе о том, как трансформировался привычный прежде водораздел между трудовым народом и интеллигенцией: в новых эмигрантских условиях интеллигенция тоже вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, тоже оказалась «в трудовой гуще жизни» . Важно, что мысль и деятельность м. Марии теперь уже все время движутся в самом поле «живой соборности», противостоящем атомистической раздробленности механического коллектива (хомяковскую идею соборности она считает одним из самых существенных вкладов в «основное русло» русской религиозной мысли): она снова и снова возвращается к ней в своих работах, продумывая саму возможность и необходимость «воплотить в жизнь соборные и богочеловеческие начала, лежащие в основе нашей православной церкви» .

http://bogoslov.ru/article/6195398

Пётр Ионович Губонин: «Не себе, а Родине» . Дискуссия современных предпринимателей: каковы гуманитарные, социальные, культурные стимулы и цели современных предпринимателей? Участвуют предприниматели: Андрей Владимирович Плотников, председатель Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», руководитель Клуба православных предпринимателей Липецкой области, Липецк; Евгений Анатольевич Федосов, директор ООО «Два рыбака», Воронеж; Алексей Геннадьевич Евстигнеев, директор ООО «Промышленные инженерные системы», Воронеж; Михаил Стефанович Тогушев, предприниматель, Воронеж; Владимир Владимирович Толстик, предприниматель, Воронеж; Андрей Николаевич Белоусов, генеральный директор ООО «Адванс Пластик Инжиниринг», Тверь. 13:30–15:30 Секция 4. Женщины аристократических родов на службе России Ведущий: Олег Олегович Глаголев, журналист медиапроекта «Стол», Екатеринбург. Евгения Георгиевна Парфёнова, выпускница СФИ, независимый исследователь, руководитель исторического кружка «Друзья княгини Елизаветы», Екатеринбург. Христианская кооперация как путь духовного возрождения России: пример Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Фёдоровны и Леснинского монастыря под руководством игуменьи Екатерины (Ефимовской) . Елена Евгеньевна Старостенкова, кандидат экономических наук, директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца», Малоярославец. Огонь, вода и медные трубы матушки Елены (Коноваловой) . Ольга Владимировна Синицына, руководитель детско-юношеского центра «Преображение», учитель истории семейной школы. Школы грамоты А. А. Штевен: опыт христианского просвещения русского человека. Лидия Владимировна Крошкина, кандидат культурологии, доцент РГГУ, старший преподаватель СФИ, Тверь. «Чтобы любовь наша просветилась благодатью»: мысль о России матери Марии (Скобцовой) . 16:00–18:00 Круглый стол «Люблю отчизну я: христианские основания русского патриотизма и аристократизма» Ведущий: Олег Олегович Глаголев, журналист медиапроекта «Стол», Екатеринбург.

http://bogoslov.ru/event/6191999

Совместно с епископом Михаилом и другими работать над возрождением и финансированием миссий и миссионерских организаций на всей территории, где действует ПЦА. Следить, чтобы ПЦА делала все возможное для предотвращения сексуальных злоупотреблений и для борьбы с ними. — Если бы вам дали возможность обратиться к священству и всем тем, кто работает в различных организациях ПЦА, что бы вы им сказали? — «Оно того стоит! Не отчаивайтесь! Выше голову! Радуйтесь!» В церковной жизни тоже возможны разочарования, особенно, если слишком надеяться «на князи на сыны человеческия». Но если хранить нашу первую любовь, если помнить, Кто привел нас сюда, тогда «обновится яко орля юность твоя». Господь хочет, чтобы мы низвели огонь на землю, но для начала этот огонь должен гореть у нас внутри. Так что прежде чем заняться проектами, приходом, миссией и проблемами, нужно каждый день молиться, читать Писание и поддерживать тот внутренний огонь веры, который дается нам только Господом. — Расскажите, кто из учителей, писателей иили святых оказал наибольшее влияние на вас лично, на формирование вашей философии служения? — Служению меня учил в разные периоды моей жизни целый сонм свидетелей: друзья, родные, коллеги-священники. Их слишком много, всех не перечислить. Среди тех, кто оказал на меня особенно сильное влияние, можно назвать отца Олега Болдырева, архиепископа Сильвестра (Харуна), отца Георгия Хасенца, отца Иоанна Ткачук – их всех я встретил до своего поступления в семинарию. Еще отец Павел Лазор, отец Фома Хопко, отец Иоанн Брек, отец Павел Тарази, митрополит Каллист (Уэр), митрополит Антоний (Блум) , отец Иоанн Мейендорф и – прежде всего – отец Александр Шмеман . Также жизнь и работы отца Льва Жилле, Николая Зернова, старца Порфирия, отца Александра Ельчанинова, матери Марии (Скобцовой), книга «Отец Арсений ». Среди других святых, которые серьезно повлияли на мое представление о служении – преподобный Герман, святой Иннокентий, святитель Тихон (Московский), святой Рафаил Гававини, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадский и святой Жан Вианней.

http://pravmir.ru/my-eshhe-ne-donesli-se...

Игорь Александрович после объявления " амнистии белой эмиграции " в победившем фашизм Советском Союзе вернулся на родину, приняв советское гражданство. Правда, здесь его судьба сложилась трагически, но это уже другая тема. А что касается встречи Игоря Кривошеина и Евгения Богата, то действительно благодаря ей многие в СССР узнали в далекие 70-80-е годы прошлого века о жертвенном подвиге любви монахини Марии (Скобцовой). Этой  талантливой русской поэтессы Серебряного века, оказавшейся в эмиграции и прошедшей сложный путь к монашеству. Процитирую отрывок из публикации Евгения Богата: " Существует несколько версий ее гибели, каждая из которых похожа на легенду. По одной из них, самой распространенной, 31 марта 1945 года, когда освобождение было уже близко, мать Мария пошла в газовую камеру вместо отобранной фашистами советской девушки. Она обменялась с ней курткой и номером, немногословно объяснив: " Я уже стара, а у тебя вся жизнь... " Было ли так в действительности? Несколько месяцев после разговоров с Игорем Александровичем Кривошеиным я искал бывших узниц Равенсбрюка, писал письма, читал ответы, беседовал с ними. Была у меня даже наивная надежда - найти ту спасенную ею девушку... Но, несмотря на все старания, мне не удалось отыскать очевидцев самого последнего часа матери Марии, зато я узнал много удивительного об этой необыкновенной женщине. В условиях, дьявольски рассчитанных на то, чтобы человек переставал быть человеком, она не утратила чудеснейшего человеческого дара - дара мыслить. И когда одна женщина горько пожаловалась ей, что уже ничего не чувствует и даже сама мысль закоченела, мать Мария воскликнула: " Нет, нет, только непрестанно думайте, в борьбе с сомнениями думайте, шире, глубже. Не снижайте мысль... " Другой известный журналист и прозаик, Дмитрий Шеваров (сейчас он - обозреватель " Российской газеты " ), был 13-летним мальчишкой, когда прочитал книгу  Евгения Богата " Узнавание " , выпущенную издательством " Детская литература " . Рассказ о жертвенности  монахини Марии произвел на него сильное впечатление.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Положение с культурой Серебряного века и шире – модерна сегодня таково, что она " преодолевается " и " разоблачается " сразу с двух сторон. С одной стороны, православные консерваторы обличают русскую религиозно–философскую мысль как по преимуществу " еретическую " , не–церковную. С другой стороны, пост–модернизм " деконструирует " культуру русского модерна своими специфическими методами, ниспровергая ее кумиров. В этой борьбе современной культуры с " культурой прошлого " есть, безусловно, своя историческая правда. Однако, в сегодняшней критике вместе с водой, как правило, выплескивается и младенец, связь времен не в смысле преемственности заблуждений, а в ее позитивном смысле – распадается. В нашем исследовании мы старались показать, что такому подходу есть альтернатива. ГЛАВА I: ДУХОВНАЯ БИОГРАФИЯ Е. Ю. КУЗЬМИНОЙ–КАРАВАЕВОЙ Введение: герменевтика судьбы Для Е. Ю. Кузьминой–Караваевой ее жизнь, как и ее душа, были не меньшим предметом творчества, чем ее произведения. В 1914 г. она писала А. Блоку: " Я узнала, что не только свободно создаю свою жизнь, но и свободно вылепливаю душу свою, ту, которая будет в минуту смерти " (639). Что же касается художественных, автобиографических и религиозно–философских произведений, то они не только питались жизнью Кузьминой–Караваевой, но и служили формой осмысления и выстраивания ее, зачастую носили проективный и, можно сказать, пророческий характер. С другой стороны, поскольку жизнь Е. Ю. Кузьминой–Караваевой была для нее предметом творчества, она может быть " прочитана " как своего рода произведение. Сам факт " пяти имен " матери Марии: Лиза Пиленко (по фамилии отца Ю. Д. Пиленко), Е. Ю. Кузьмина–Караваева (по фамилии первого мужа Д. В. Кузьмина–Караваева), Ю. Данилов (литературный псевдоним в двадцатые годы), Е. Ю. Скобцова (по фамилии второго мужа Д. Е. Скобцова), монахиня Мария (в честь св. Марии Египетской) – свидетельствует об определенной динамике ее духовной биографии. (В дальнейшем в нашем исследовании мы, говоря о тех или иных периодах творчества матери Марии, как правило, будем употреблять то имя, которое она в это время носила).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

«Лиза Пиленко, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, мать Мария… личность парадоксальная, многосложная, вызвавшая острые споры, но и цельная, дошедшая до конца, осуществившая себя в мере, редко кому дарованной… Она полностью принадлежит ХХ веку. Её гордая и смиренная, вечно алчущая душа искала свет в той „европейской ночи“, о которой пел скептик и трагик Владислав Ходасевич. Она добровольно погрузилась в эту ночь тоталитаризма, пыток, холокоста, в её неминуемую тьму. Судьба матери Марии присоединилась к судьбам миллионов жертв. Она вписывается в мартиролог века и в мартиролог поэзии рядом с Целаном, Мандельштамом, Цветаевой, Ахматовой, Шаламовым и многими другими». В названии книги есть подзаголовок «Святая наших дней». Эти слова произнес митрополит Антоний Сурожский: «Мать Мария — святая наших дней и для наших дней, женщина из плоти и крови, получившая Любовь Бога, которая бесстрашно смотрела в лицо проблемам нашего века , ее духовное значение будет для нас все возрастать по мере того, как и мы начнем понимать последний смысл Любви воплощенной и распятой». Желаю всем любви, прощения и истинной победы над злом, о котором много размышляла замечательная и яркая личность святая Мать Мария (Скобцова). Ваша Ксения Кривошеина Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 января, 2024 30 июня, 2023 8 июня, 2023 28 января, 2023 21 января, 2023 26 января, 2022 15 ноября, 2021 27 октября, 2021 29 сентября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-frantsuzskom-soproti...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010