Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Гестаповец сказал ему: «Вы сами себя погубили!» — история православного священника, который обрек себя на смерть 13 мин., 09.05.2023 Ему достаточно было чуть слукавить, и он остался бы жив. Но он поступил иначе. Этот человек сделал свой выбор, понимая, сколь высока может быть плата за него. О судьбе священника Димитрия Клепинина — статья журнала «Фома». Допрос О том, что происходило в тот день, сохранилось несколько свидетельств. Причем одно из них принадлежит... гестаповцу по фамилии Гофман. Он проводил обыск в доме, где находились близкие отца Димитрия, и между делом поделился с ними подробностями случившегося. ...Перед немецким офицером стоял невысокий худощавый человек — невзрачный, с носом картошкой. Сквозь очки в стальной оправе смотрели близорукие, чуть косящие глаза. Обычный штатский, никакой не заговорщик. От него требовалось лишь подтвердить, что к организации «Православное дело» и ко всему «противозаконному», что происходило у матери Марии (Скобцовой) на улице Лурмель, он отношения не имеет... Немец намекал, что отпустит арестованного, если тот пообещает не помогать неблагонадежным. Но священник молчал. — Объясните, ради кого вы стараетесь?! — не выдержал гестаповец. — Ради этих... евреев?! Тогда отец Димитрий взял в руки свой наперсный крест: — А об Этом еврее вы слыхали?.. И тут же получил удар кулаком в лицо. Но не шелохнулся, лишь прошептал разбитыми губами: — Если вы меня освободите, я буду делать то же, что и раньше. — Что ж, вы сами себя погубили. Гестаповец вышел, и охрана принялась жестоко избивать священника. Участь его была решена — концлагерь. В тени матери Марии Священник Димитрий Клепинин не был ни ученым-богословом, ни ярким проповедником. После него остались только дневники, письма и немногочисленные воспоминания — в основном в связи со знаменитой монахиней Марией. Мать Мария (Скобцова) — героиня французского Сопротивления, которая организовала на парижской улице Лурмель приют для бедняков и русских эмигрантов, а во время фашистской оккупации — для тех, кого преследовали оккупанты, в первую очередь для евреев. Спасшая многих людей, сама она приняла мученическую смерть в концлагере.

http://foma.ru/gestapovec-skazal-emu-vy-...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Поэзия великой святой XX века Марии (Скобцовой): стихи, поэмы, мистерии. В собрание также вошла философская повесть «Юрали». Оглавление этого тома: Стихи из разных книг Из серии стихов «СТРАНСТВИЯ»1931г. На закате загорятся свечи… Кто я, Господи? Лишь самозванка… Из цикла»ОЖИДАНИЕ» За этот день, за каждый день отвечу… Я знаю, зажгутся костры… Запишет все слова протоколист… Из цикла»ПОКРОВ» Ни формулы, ни мера вещества… Два треугольника — звезда… Из цикла стихов»ЗЕМЛЯ» Нет, Господь, я дорогу не мерю… Не голодная рысит волчиха… Из цикла»СМЕРТЬ» Только к вам не заказан след… Прощайте берега. Нагружен мой корабль… Ранние стихи из книги»РУФЬ» От пути долины, от пути средь пыли… Премудрый Зодчий и Художник… Когда мой взор рассвет заметил… Бодрствуйте, молитесь обо мне… Из книги «СТИХИ»1932г. Мне кажется, что мир еще в лесах… Мы не выбирали нашей колыбели… Средь этой мертвенной пустыни НЕИЗДАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ До свиданья, путники земные… У самых ног раздастся скрип и скрежет… Святости, труда, или достоинства… Ты по–разному откинул всех… Стихи (по алфавиту) Братья, братья, разбойники, пьяницы… В рубаху белую одета… Вечно громоздить на встречу встречу… Вижу одежды сияющий край… Всё ещё думала я, что богата… Всё пересмотрено. Готов мой инвентарь… Господь мой, я жизнь принимала… Да, надо будет, в гробовой колоде… Ещё до смерти будет суд… Жить в клопиной нищенской каморке… За этот день, за каждый день отвечу… «И каждую косточку ломит… Из недр встали мертвецы… Искала я таинственное племя… Каждая мышца свинцом налита… Когда мне говорят, что жизни я не знаю… Когда мой взор рассвет заметил… Мы не выбирали нашей колыбели… Дом на улице Лурмель Не буду ничего беречь… Не всё ль равно? Сначала заболею… Не слепи меня, Боже, светом… Не то, что мир во зле лежит, не так… Небесный Иерусалим… Нежданно осветил слепящий, яркий свет… Нечего больше тебе притворяться…

http://pravbiblioteka.ru/book/stihi-poem...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русская религиозная философия Расшифровка лекций отца Александра Меня о русских религиозных философах. Лекции, так сказать, «вводные», как говорит сам о. Александр «я хотел бы, чтобы вы почувствовали, увидели образ этого человека, стиль его мышления, могли бы окинуть взором его творческий и жизненный путь». То есть, «Русская религиозная философия» о. А. Меня это первое знакомство, очерки. «Русскую религиозную философию» составили лекции отца Александра Меня о предшественниках Владимира Соловьева, самом В. Соловьеве, братьях Трубецких, Льве Толстом, религиозно-философских собраниях в Петербурге, о Мережковском и Гиппиус, Бердяеве, Булгакове, Флоренском, Франке, Федотове и матери Марии (Скобцовой). Русская религиозная философия ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА Скоро 90 лет, как умер великий русский философ Вл.С.Соловьев. В начале этого года я вел телерепортаж из комнаты, где он скончался. Он умер в имении князя Сергея Трубецкого, тоже замечательного философа и публициста, ректора Московского университета, близкого друга Владимира Сергеевича Соловьева. Сейчас эта комната превращена в бильярдную, и до этого я туда приходил украдкой, чтобы служить панихиду на месте смерти великого мыслителя. И вот во время репортажа, мы подняли вопрос о том, чтобы эта комната была превращена в мемориальную. Вы, вероятно, знаете, что «Узкое» принадлежит Академии наук, там находится дом отдыха Академии наук, так что от этой организации зависит и решение вопроса о мемориальной комнате. Когда в 1920–е годы решался вопрос о том, кому будут ставить памятники в Москве и Ленинграде, то в списке философов было имя Соловьева, правда, потом его вычеркнули. Трудно сказать, кем был Соловьев. Он был философом, он при этом был богословом, социологом, критиком, политиком. Универсальная личность! И в этом отношении он действительно похож на Пушкина. Как будто бы произошел какой–то творческий взрыв в его лице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

— Разговоры об этой канонизации исходят из обновленческих, экуменических кругов, которые сейчас начинают поднимать голову. Раньше в нашей стране экуменизм насаждался в основном государством, и поскольку он как бы навязывался Церкви извне, то основная полнота церковного народа его не принимала. Такое вмешательство государства в дела Церкви и все, что от государства исходило, естественно, принималось настороженно и в общем-то враждебно. И вполне справедливо, потому что советское государство, которое было атеистическим и прямо называло себя враждебным Церкви, разумеется, ничего хорошего Церкви не желало. И экуменизм был нужен с одной целью — чтобы насаждать «мир во всем мире». Естественно, мир коммунистический. Далеко не весь мир признавал советское государство, и в те круги мировой общественности, куда не имели доступа советские дипломаты, туда посылали маленькую миссию «церковных людей». Сейчас время изменилось, светское государство уже не является враждебным Церкви: наоборот, Церковь получает понимание и поддержку в лице президента и правительства, даже слышно некое раскаяние за прошедшие годы гонений. Экуменизм теперь в основном исповедуют такие интеллигентские круги, которые пришли к Богу недавно. Ведь Церковь сегодня состоит на 60–70 процентов из неофитов. И вот, не совсем понимая историю Церкви, догматику Церкви, ее каноны, эти люди приносят с собой современные, как они говорят, «демократические тенденции». Они утверждают, что учение Церкви устарело, что сейчас начинается эпоха объединения всех народов, стирание всех границ, различий; создается единая мировая экономика, вырабатываются единые «общечеловеческие ценности». Поэтому должна быть и Единая Церковь, ибо от вражды между верующими исходит много отрицательных последствий для земной жизни людей. Конечно, от вражды ничего хорошего не происходит, и не может Православие разделять взгляды католиков, протестантов, иудеев, магометан. Но Православная Церковь в России никогда не относилась враждебно к верующим других религий: все иноверцы и инородцы всегда имели полную возможность жить в условиях своей культуры Другое дело — враждебность по отношению к Православию, прозелитизм, «крестовые походы», которые вели не только католики, но даже протестанты против Православия.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/20/sootve...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление «Что я скажу Богу?» Сами бедствия – не зло Голод – это орудие наказания Господня. Неважно, в Самарии или в России. Этот эпизод библейский имеет продолжение в истории человечества, в истории Церкви – взять, например, голод при Борисе Годунове, он достаточно описан хорошо в наших исторических хрониках, особенно в житии святой Иулиании Лазаревской (память ее совершается 15 января) – она умерла при этом голоде. В житии показано и насколько люди становились бесчеловечными, и что даже среди голода они сохраняли человеческий образ, если Бог для них стоял на первом месте. Только те, кто действительно чтил Бога всей своей жизнью, всей полнотой своего бытия, могли и голод перенести, и сохранить удивительные примеры человеческого отношения к другим. Оказывается, голод обнажает в человеке как нашу хрупкость телесную, так и то, что на самом деле является самой главной нашей ценностью. Именно поэтому искушение претерпевает Христос в пустыне. Он 40 дней ничего не ел и напоследок взалкал, то есть достиг действительно страшной меры голода – между жизнью и смертью. Все существо Его изнемогало, не было никаких сил физических существовать дальше. И вот в этот момент Ему является сатана и искушает Его хлебами: «ты же можешь сотворить чудо – насыть»; не шикарные яства представляются Ему, просто хлеб. И Христос говорит то, что после повторяет всякий верующий человек: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» – воля Божия, слово Божие утверждает бытие человека. Голод помогает понять хрупкость существа человеческого и смириться с осознанием этой хрупкости, но и сделать последний выбор: либо ты выбираешь только тело, и тогда этот выбор тебя разрушает, ты становишься хуже, чем зверь. Либо ты цепляешься за Бога, пытаешься жить так, как Он учил, веришь в Него, и удивительным образом это сохраняет тебя в нормальном человеческом образе. Известно, например, описание жизни матери Марии (Скобцовой), подвижницы – она окончила свою жизнь в немецком лагере Равенсбрюк буквально за несколько дней до освобождения, и поэтому воспоминаний о ней достаточно. Некоторые женщины, находившиеся с ней в лагере, не могли, хотя она поддерживала их всячески, сохранить привязанность сердца, чувства, мысли к Богу и доходили до страшного состояния. А она, отдавая скудную похлебку тем, кто не мог терпеть больше, сохраняла мир, тишину, умудрялась утешать, хватало у нее сил любить, хватало сил трудиться в какую-то ее меру (она была уже достаточно пожилой). И люди, которые воодушевлялись ее примером и вместе с ней пытались жить и молиться, понимали, что голод уходит, он не имеет над ними власти: хотя тело изнемогало, они не доходили до совершенного разрушения человеческой сути.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/36

Судьба священника Андрея Сергеенко — борьба за души и преображение России 29 апреля, 2015. Алиса Струкова Мы должны быть хоть на ноготь достойны тех, благодаря кому мы есть сейчас как русские люди и христиане. 27 апреля в Культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Брониславы Поповой «Священник Андрей Сергеенко, 1903–1973. Россия – Франция – СССР», выпущенной издательством Общедоступного православного университета, основанного протоиереем Александром Менем. «Полезнее для церковного дела» Детство в Киеве, отрочество в Петербурге… Революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, эвакуация из Крыма в Константинополь… Учеба в Праге и Парижском Свято-Сергиевском православном институте, настоятельство в православном храме под Парижем, приюты для русских детей-сирот… Вторая мировая война, служба добровольцем в одной из санитарных частей французской армии, спасение еврейских семей, детей… После войны – возвращение на Родину, Ленинградская и Московская духовные академии, служба в храме провинциального города за 101-м километром, хрущевские гонения, доносы, уход за штат, тайная домашняя церковь… Согласитесь, вехи, знакомые по многим жизнеописаниям недалекого прошлого.  Жизнь одного человека становится отражением двадцатого столетия, исполненного высокого трагизма и самоотверженного подвига. «Судьба священника Андрея Сергеенко – наша единица в стремлении приблизиться к истине, к пониманию роли человека в XX веке и его места в истории своей страны», — пишет Бронислава Попова в предисловии. Книга «Священник Андрей Сергеенко, 1903–1973. Россия – Франция – СССР», написанная почти поэтическим языком, стала своего рода «энциклопедией русской жизни» семи десятилетий прошлого века. События жизни героя переплетаются в книге с судьбами, воспоминаниями, свидетельствами современников, выраженных в дневниках, стихах, прозе. Читая книгу, мы пересекаемся с линиями судеб известных пастырей и духовных наставников русской эмиграции  — митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископа пражского Сергиея (Королева), протоиерея Сергия Булгакова, священника Димитрия Клепинина, монахини Марии Скобцовой, будущего архиепископа Иоанна (Шаховского), митрополита Антония (Блума). В книге мы встречаем воспоминания Бориса Зайцева, Ивана Бунина, Николая Гронского, стихотворение Константина Бальмонта, посвященное отцу Андрею, фрагменты из записей бесед и исповедей Георгия Эфрона (Мура) с отцом Андреем, которые сделала его мать, Марина Цветаева. Звучат в книге строки стихов Ахматовой, Пастернака…

http://pravmir.ru/sudba-svyashhennika-an...

Программы предоставлены  радио «Град Петров» . При копировании указание на авторство радио «Град Петров» обязательно. Статья — предупреждение об уклонениях от Евангельской святости, которые, к сожалению, были и остаются распространенными среди православных верующих. В «Типах религиозной жизни» Мать Мария (Скобцова) разбирает синодальный, уставщический, эстетический, аскетический виды искажения веры. В завершение очерка Мать Мария (Скобцова) рисует подлинный — евангельский тип веры. «Типы религиозной жизни» — не абстрактное рассуждение или пустая критика. Мать Мария (Скобцова), без сомнения, сама принадлежала этому евангельскому «типу религиозной жизни». Опыт веры в диаспоре, где для бытовой, «автоматической» веры просто нет почвы, где она или уничтожается или превращается в националистический или ностальгический бред стал основным для рефлексии православия (в нашей стране это был опыт гонений) в XX веке. Христианство действительно вернулось к ситуации своего зарождения: крохотные общины в окружении языческого мира. Для «диаспоральной» ситуации современного православия — св. Мария (Скобцова) — пример. Ее кенотическое, жертвенное служение обездоленным, смерть в нацистском концлагере делают «Типы религиозной жизни» богословием в святоотеческом смысле — богословием от опыта. Вот слова Марии (Скобцовой) о евангельском «типе религиозной жизни», которые с полным правом мы можем отнести к самой матери Марии: «Пусть мы призваны к духовной нищете, к юродству, к гонениям и поношениям, — мы знаем, что это единственное призвание, данное нам Самим гонимым, поносимым, нищающим и умаляющимся Христом. И мы не только верим во обетования и блаженства, — сейчас, сию минуту, среди унылого и отчаявшегося мира, мы уже вкушаем это блаженство тогда, когда с Божьей помощью и по Божьему повелению отвергаемся себя, когда имеем силу отдавать свою душу за ближних своих, когда в любви не ищем своего». Группа Вконтакте Facebook группа Типы религиозной жизни Если мы начнем изучать историческое место, на котором мы находимся, или вернее, те исторические типы благочестия, которые сейчас выработало наше историческое положение, то мы сможем объективно и беспристрастно увидеть разные категории лиц, неодинаково понимающих религиозное призвание человека.

http://predanie.ru/book/68260-tipy-relig...

О следственной филологии или тайна смерти Гаяны Кузьминой-Караваевой — дочери св. Марии (Скобцовой) Сегодня, продолжая экскурс в следственную филологию в пределах поисков, связанных с жизнью и творчеством Матери Марии (1891-1945), я хочу написать о случае внезапной смерти Гаяны, то есть старшей дочери православной Святой, известной в истории русской литературы доэмиграционного периода — особенно в петербургской среде — как Елизавета Кузьмина-Караваева, урождённая Пиленко, а после вторичного замужества и во время парижской эмиграции — как Елизавета Скобцова. 14 сентября, 2012 Сегодня, продолжая экскурс в следственную филологию в пределах поисков, связанных с жизнью и творчеством Матери Марии (1891-1945), я хочу написать о случае внезапной смерти Гаяны, то есть старшей дочери православной Святой, известной в истории русской литературы доэмиграционного периода — особенно в петербургской среде — как Елизавета Кузьмина-Караваева, урождённая Пиленко, а после вторичного замужества и во время парижской эмиграции — как Елизавета Скобцова. Гжегож Ойцевич Помимо того, что современная филология развита уже многосторонне и в значительной степени, мы всё ещё не располагаем отдельной научной специализацией, которая основным предметом своих исследований сделала бы выяснение дел, инспирированных текстом, но не тех и не таким способом, как это делает классическая текстология, а особых дел, требующих от исследователя применения методов похожих на средства типичные для следственной журналистики. В понимании Платона филолог всегда явился любителем научной дискуссии (Theatetus 146 А), теперь же он был бы тоже любителем особых комментариев и интерпретаций, в каких нуждались бы, например, исследования разного рода не выясненных ещё дел или выясненных неправильно, но имеющих непосредственное отношение к жизни и творчеству писателей и опровергающих известные данные, касающиеся литературной и внелитературной действительностей, и предлагающих одновременно для обеих этих действительностей новые гипотезы.

http://pravmir.ru/o-sledstvennoj-filolog...

Эта улица примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией 31 марта. ПРАВМИР. В четверг в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии Скобцовой — монахини, богослова, иконописца, участницы движения французского Сопротивления. Эта улица находится b XV округе и примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией,  сообщает  «Интерфакс-Религия» со ссылкой на источник в Корсунской епархии, которая объединяет русские приходы в ряде стран Западной Европы. Присвоить улице Парижа имя героической русской монахини предложила вице-мэр XV округа по вопросам культурного наследия и новых технологий Жислен Фонладосса. Муниципальный совет мэрии единогласно проголосовал за это решение, отмечают в епархии. «Православное дело» вело обширную социальную деятельность: создало два общежития для бедных; дом для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран; на улице Лурмель открывает приходскую школу, курсы псаломщиков, а также миссионерские и лекторские курсы. В 1943 году мать Мария была арестована парижским гестапо, а в марте 1945-го погибла в лагере Равенсбрюк. По преданию, она добровольно вошла в газовую камеру, спасая другого человека. В 2004 году мать Марию канонизировал Константинопольский патриархат как преподобномученицу. . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 марта, 2012 31 марта, 2015 18 мая, 2015 30 марта, 2018 31 марта, 2017 31 марта, 2017 31 марта, 2016 27 июня, 2015 20 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/368204-2/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010