Бунтарка или святая? Образ матери Марии (Скобцовой), прославленной Константинопольским патриархатом в лике святых за подвиг жертвенной христианской любви, не всеми воспринимается однозначно. Мы просим поделиться своим взглядом на ее жизненный путь и служение игумена Сергия (Рыбко) и протоиерея Димитрия Карпенко. 20 декабря, 2010 Образ матери Марии (Скобцовой), прославленной Константинопольским патриархатом в лике святых за подвиг жертвенной христианской любви, не всеми воспринимается однозначно. Мы просим поделиться своим взглядом на ее жизненный путь и служение игумена Сергия (Рыбко) и протоиерея Димитрия Карпенко. Образ матери Марии (Скобцовой), прославленной Константинопольским патриархатом в лике святых за подвиг жертвенной христианской любви, не всеми воспринимается однозначно. Ее поведение и образ жизни не вписывались в традиционные представления о монашестве. Мы просим поделиться своим взглядом на жизненный путь и служение монахини Марии (Скобцовой) двух священников — игумена Сергия (Рыбко) и протоиерея Димитрия Карпенко . Игумен Сергий (Рыбко): «Интеллигентное монашество». Игумен Сергий (Рыбко) — Мое отношение к матушке Марии, при всем уважении к ней и преклонении перед ее мученической смертью, довольно неоднозначное. Вообще мать Мария бунтарка. Насколько я знаю, до обращения к Богу она состояла в партии эсеров. Мне она должна быть очень близкой по духу и по взглядам, поскольку мы оба бунтари, но скажу честно, никогда ее взгляды у меня не вызывали симпатии. Еще во времена моего юношества я о ней слышал. Дело в том, что, перейдя из хиппи в Церковь, я вдруг стал совершенным традиционалистом. Должен разочаровать тех, кто причисляет меня к модернистам, я традиционен. Любые отступления от православных канонов мне крайне болезненны. Такая личность как монахиня Мария (Скобцова) несколько не вписывается в рамки моих понятий о православной духовности и православном монашестве. Если бы она была мирянка, многое в ней было бы мне более понятно и приемлемо. К мирянам можно снисходить, но я не приемлю того, что на литургии можно пойти за продуктами для бедных. Господь сказал в Евангелии: «Нищих всегда имеете, а Меня не всегда». Для меня литургия — это самое священное и высокое, вне зависимости от того, служу я или просто молюсь. Я никуда не уйду с литургии.

http://pravmir.ru/buntarka-ili-svyataya/

Джемете — тихий рай под опекой матери Марии Тема Джемете («Дженет», от арабского «рай», как она его называла), звучит в её работах 20 июня, 2015 Тема Джемете («Дженет», от арабского «рай», как она его называла), звучит в её работах Многие знают о подвиге матери Марии (Скобцовой), погибшей в газовой камере фашистского концлагеря, но мало кто знает о местечке Джемете, где прошли детство и молодость будущей подвижницы. Своей зарисовкой об этом месте и матери Марии с читателями Правмира поделилась Ирина Терёхина. Энное количество лет я летом отдыхаю в Анапе, в местечке Джемете. Первый раз поехали, потому что детям полезен морской воздух. Теперь уже каждый летний сезон возвращаемся туда, в Джемете. Притягивал, вспоминался зимой не особый комфорт, а особая духовная атмосфера этого места. В мире происходят революции, вводятся санкции, учёные ищут вакцины против новых свирепых вирусов… А здесь времени нет. Вообще нет ничего нового. Сидишь на пляже, перебираешь песочек, смотришь на море, на сиреневое небо, карабкаешься по дюнам, подставляешь лицо тёплому, сухому, лёгкому ветру и почти физически ощущаешь доброе, незримое присутствие кого-то, любящего тебя и всех, всех людей, ковыряющихся в этом морском песочке, строящих тут же рассыпающиеся замки, барахтающихся в море… Как будто мы — маленькие дети, заигравшиеся в очень интересную игру, а где-то близко к нам находится любящая мама. Мы её не видим, но чувствуем и нам — хорошо. И ей тоже хорошо смотреть на нас. Фото: anapa.ru В голове крутятся «интернетные» стихи: Человек рядом с кошкой себя ощущает спокойно: Этот зверь так велик, он всегда защитит от беды И шершавым своим языком утром нежно умоет, С глаз сметая солёной печали следы. Осенью, в Москве, мне «попалась» книга К. И. Кривошеиной «Красота спасающая. Мать Мария (Скобцова)». Читала я её «неправильно». Сначала меня захватили акварельные работы, необычные «силуэты», вышивки. Дюны, развевающиеся на ветру волосы «силуэтов», «морские» сочетания цветов, самобытные иконы, иллюстрации к евангельским сюжетам, косынка, вышитая в концлагере… И почему-то, такое же, как летом, в Джемете, чувство доброго, незримого вездеприсутствия. Стихи матери Марии:

http://pravmir.ru/dzhemete-tihiy-ray-pod...

Мать Мария (К 120-летию со дня рождения) Мать Мария давно погибла мученической смертью, и в неумолимой безумной сутолоке жизни, революций и войн многое окончательно стерлось из нашей памяти. .. 20 декабря, 2011 Мать Мария давно погибла мученической смертью, и в неумолимой безумной сутолоке жизни, революций и войн многое окончательно стерлось из нашей памяти. .. Мой тесть Игорь Александрович Кривошеин скончался в 1987 году. После его ухода в мир иной, остался довольно большой архив. И эти чемоданы бумаг и папки, которые прожили тоже «четыре трети жизни Кривошеиных», мне достались в наследство, их я и принялась разбирать. Игорь Александрович был единственным и первым репатриантом из Парижа, который после выхода из Тайшетского лагеря в 1954г. стал активно рассказывать о м.Марии, его молитвами и стараниями во многом состоялось её «проявление» в бывшем Советском Союзе. По мере того, как я перелистывала записи в тетрадях и вчитывалась в старые вырезки газет, выстраивался совершенно новый образ Игоря Александровича. А самое главное я совершенно неожиданно, окунулась в жизнь и судьбу матери Марии (Скобцовой). Она вошла в мой мир неожиданно, обожгла, с ней стало жить интересно, но крайне неудобно, она волновала и ввергала в совершенно неожиданные обстоятельства. Именно так в 1987 году, я познакомилась с ней. Потом я задумала написать её изображение, потом появился мой сайт и книга о её творчестве «Красота спасающая» где предисловие написал митрополит Смоленский Кирилл ( нынешний Патриарх), а послесловие профессор Жорж Нива. Позже, я работала с архивами Колумбийского университета, устраивала выставки её работ, и «она» свела меня в жизни с интересными людьми, для которых моё дело ( начатое И.А.) стало их делом. Никита Кривошеин, мой супруг, вспоминает: «Известно, что у моего отца и матери Марии было много общего по линии судьбы-жизни. У обоих петербургское отрочество и юность. У каждого (по-своему) увлечение искусствами, политикой, у обоих обращенность к мистике и разными путями сложившаяся контрреволюционность. У обоих бег из Крыма, Париж, оба из лучших «образцов» русских европейцев. Оба в отличие от многих в диаспоре по ходу эмигрантских десятилетий болели Россией и за Россию. И.А.Кривошеин сразу же по его освобождении из Компьенского лагеря в 1941 г. естественно подключается к работе в «Православном деле». Очень частое, тесное общение с м. Марией впечатлило и пометило Игоря Александровича на все его оставшиеся лета.

http://pravmir.ru/mat-mariya-k-120-letiy...

Статьи Как Лиза Пиленко стала святой Марией Парижской К 75-летию со дня гибели матери Марии (Скобцовой) в 1945 году в лагере Равенсбрюк 26.03.2020 17:39 Я живу в Париже, и сейчас наш город на карантине, у нас царит коронавирус. Эта гадость завоевала весь мир, как говорится, тихой сапой, за несколько месяцев, без объявления Третьей мировой. А ведь все боялись террористов и атомную бомбу! Ситуация застала всех врасплох. Президент Эммануэль Макрон выступил и сказал: «Мы в состоянии войны! И на войне как на войне!»  Поначалу никто не верил, беспечность людей даже сейчас доходит до абсурда, ведь тысячи людей умерли за три месяца сначала в Китае (но это как бы далеко), и всем думалось: уж нас то пронесет… Как же может такое быть, ведь все не так уж плохо, впереди Олимпийские игры, весенние каникулы, Пасха, Рамадан… Но сейчас наши «желтые жилеты» и забастовки уже кажутся веселыми прогулками. Жахнуло так, что вспомнились «Чума» Камю, и «испанка» 1918 года, и холера в августе 1970 г. в Одессе, и многое другое. Мы стали персонажами фильма ужасов и не можем проснуться от кошмарного сна. Тем более странно, что именно сейчас вышла эта маленькая книга «О том как Лиза Пиленко стала святой Марией Парижской» (издательство «Христианская библиотека»). Я задумала и писала ее на протяжении всего 2019 года, ее замысел поддержал и очень помогал с редактурой опытный издатель Егор Агафонов. Я далеко, а он в Москве очень старался и думал, какому издательству предложить. Дело в том, что я написала не одну «взрослую» книгу о матери Марии, но этот наш замысел был обращен к подросткам и профанам. Писать для детей я не умею, хотя полжизни рисовала для них сказки. Но одно дело рисовать Бабу-Ягу и Василису Прекрасную, а другое – написать доступным языком, без пафоса и длиннот текст, который должен прижиться в сердце, запечатлеть в памяти молодого человека образ матери Марии Парижской (1891-1945). В детстве ее звали Лиза Пиленко, она была очень одаренной девочкой, много читала, начинала писать стихи, рисовала, позже изучала богословие, выставляла свою живопись в кругу друзей Серебряного века, вступила в партию эсеров, влюбилась в поэта А. Блока…и оказалась на грани смерти во время Гражданской войны в России. Можно сказать, что на этом краю небытия она находилась с момента рождения, и свою «огнеопальную» гибель в печи концлагеря она даже предвидела, о чем писала неоднократно.  После того как Елизавета, как и сотни тысяч русских, вынуждена была в 1920 году совершить «исход» и в результате скитаний оказалась в Париже, началась ее вторая жизнь, приведшая  к монашеству в миру, служению людям и Богу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Французская писательница Доминик Десанти: " Мать Мария понимала другие пути, даже если они ей не нравились " августа 2008 16 августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоялась встреча гостьей из Парижа – Доминик Десанти, автором книги «Неверующая о святой: встречи с матерью Марией» (Bayard, 2007). Как уже сообщала " Вода живая " , 16 августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме по инициативе Свято-Петровского малого православного братства состоялась встреча гостьей из Парижа - Доминик Десанти, автором книги " Неверующая о святой: встречи с матерью Марией " (Bayard, 2007). В книге рассказывается о встречах Доминик с матерью Марией (Скобцовой) (1891 - 1945), ее окружении в знаменитом приюте на улице Лурмель, о дружбе Доминик с дочерью матери Марии Гаяной.   Отрывки из готовящегося к изданию перевода книги Доминик читала собравшимся переводчик, специалист по творчеству матери Марии, секретарь редакции " Вестника РХД " Татьяна Викторова. Вел вечер научный сотрудник Музея истории религии, заместитель председателя Свято-Петровского братства Александр Буров.   Доминик, дочь русского эмигранта С. Г. Перова, эмигрировавшего в Париж в конце XIX века, прекрасно говорит по-русски.   " Сначала я познакомилась с дочерью матери Марии Гаяной, - рассказывала Доминик. - Было это в 1936 году, мне было пятнадцать лет. Валентин, знакомый студент, привел меня на собрание молодежи. Каждый из присутствующих должен был что-нибудь рассказать о себе и о своей семье. Почему надо было говорить о семье? Там было много социалистов и марксистов, они уделяли большое внимание происхождению человека, особенно поощрялось, если человек из рабочей среды хотел учиться, получить образование. Мое внимание привлекла молодая женщина с большими глазами - еще до того, как она заговорила. А когда дошла до нее очередь, сказала, что пока не решила, чем будет в жизни заниматься, а о семье ей говорить сложно, потому что ее мать - православная монахиня, а отец - католический священник. Тут я не выдержала: " Ты лжешь! " - " Почему? " - " Потому что и православные монахини, и католические священники дают обет безбрачия и не могут иметь детей " . Она рассмеялась: " А ты не допускаешь, что они не сразу дали эти обеты, что они имели прошлое? " И сказала Валентину: " Приведи ее на Лурмель " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

«Издревле на Руси было так…» Что мы знаем о стилях народного благочестия Лабиринты благочестия. Выпуск 4 12 марта, 2020 Лабиринты благочестия. Выпуск 4 Мы так привыкли сами себя истязать, что тратим уйму усилий на совершенно ненужные, а часто и вредные вещи. Как пройти «лабиринты благочестия», придуманные коллективным разумом – об этом цикл архимандрита Саввы (Мажуко). Читайте на «Правмире» в Великий пост 2020 года. В 1937 году мать Мария (Скобцова) написала статью «Типы религиозной жизни». Это не трактат кабинетного ученого, а скорее первая попытка дискуссии внутри русской традиции женского монашества. Про мать Марию написано немало, ведь она настолько поразила современников, что стала, пожалуй, единственным религиозным деятелем эмиграции, о котором в Советском Союзе сняли художественный фильм, сделанный с большой симпатией к героине. Архимандрит Савва (Мажуко) Мать Мария была убеждена, что монашество может быть разным, не только монастырским тихим затворничеством, но и деятельным служением людям, неудержимым благовестием любви Божией. «Или христианство — огонь, или его нет», — очень характерная фраза для матери Марии, звучит почти как манифест. Однако сестры, проживавшие с ней в одной общине, имели другие взгляды, им был ближе иной стиль жизни. И вот в полемике с монахинями появляется эта небольшая работа, ставшая уже классическим анализом типов благочестия Русской Церкви. Таких типов мать Мария насчитывает пять: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и евангельский. Совершенно естественно, что единственно приемлемым для матери Марии был последний тип, евангельский, который отождествлялся с путем охристовления жизни, жизни только Христом и во Христе.  Первые четыре типа подверглись вполне справедливой критике как раз потому, что выстраивали религиозную жизнь не вокруг Христа, а шли путем подмены, своего рода идолопоклонства: синодальный тип — поклонение идее православного государства с верой в национальную исключительность, уставщический — обожествление Типикона и обрядового благочестия, эстетический — служения церковной красоте и благолепию, аскетический — плохо прикрытый духовный эгоцентризм, которому Христос порой даже мешает.

http://pravmir.ru/izdrevle-na-rusi-bylo-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 16 августа в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоится встреча с французской писательницей Доминик Десанти. Организатор встречи – Свято-Петровское малое православное братство. Писательница представит петербуржцам свою новую книгу «Неверующая о святой: встречи с матерью Марией». Это личное свидетельство Доминик Десанти о преподобномученице Марии (Скобцовой). В настоящее время книга готовится к изданию на русском языке. Также будет показан документальный фильм с участием свидетелей подвига преподобномученицы – матери Евдокии (Мещериновой), Софии Михайловны Зерновой, Даниила Скобцова и других. «Доминик Десанти лично знала мать Марию, общалась с ней. Такое непосредственное свидетельство всегда имеет непреходящую ценность для христиан. Вспоминается хрестоматийное I Ин (1;1), т.к. Доминик свидетельствует о том, как говорится в этом послании, что слышала, видела своими глазами, и что осязала своими руками», – рассказывает ведущий вечера, заместитель председателя Свято-Петровского православного братства Александр Буров. Доминик Десанти лично знала не только мать Марию, но и все ее окружение – создателей объединения «Православное дело» - Г.П. Федотова, И.И. Фондаминского, К.В. Мочульского, Ф.Т. Пьянова, а со старшей дочерью матери Марии Гаяной дружила. «Для нашего братства живая память принципиально важна, потому что она помогает преодолевать разрыв между поколениями и разрыв традиции, который, к сожалению существует, – говорит Александр Буров,– Все члены нашего братства, как и многие люди, придя в Церковь в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, часто вынуждены были начинать путь воцерковления «с нуля» и проходить его «на ощупь». Ведь часто получается, что нет живых носителей традиции, у которых можно было бы учиться».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-08-11/9...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Для многих жизнь матери Марии была камнем преткновения. В прошлом социал-революционерка, дважды бывшая замужем, обратившись в христианство, она осталась мыслителем левых взглядов, анархисткой революционного духа. Многих эмигрантов шокировала ее дружба с евреями. Она, монахиня, признавала, что жизнь большинства монастырей представляет собой лишь бледный суррогат жизни семейной. Это возмущало и почитателей созерцательного отшельничества, и ревнителей Opus Dei. Она отказалась от всякого уюта, будь то литургическое убаюкивание или тишина монастырского затвора, принимая до конца, до самой смерти суровую бедность, неиссякаемую изобретательность любви, чтобы навсегда занять свое место в «истощании», самоумалении Бога, ставшего человеком и в этом явившего миру все безумие Своей любви. В этой женщине нескончаемая, неистовая и необузданная сила жизни была как затяжной прыжок любви. Не той любви, которая постепенно восходит к бесстрастию, но любви распятой, которая расширяется до бесконечных пределов и перерастает в духовное материнство. Руководствуясь чувством материнского сопереживания, девушкой-революционеркой она укрывала от полиции нищих ялтинских студентов, обучала письму питерских рабочих и, выйдя в 18 лет замуж по неудержимому порыву души, жаждала спасти будущего мужа от алкоголя и нищеты. Разве Александр Блок, питавший к ней щемящее чувство сострадания, не просил ее каждый день хотя бы просто проходить под его окнами и «по-матерински» вспоминать о нем?

http://old.aquaviva.ru/news/2010-03-29/1...

Новости Координировать создание русского викариата Галльской митрополии будет протоиерей Алексий Струве 08.03.2020 01:00 Прот. Алексий Струве. Октябрь 2019. Фото: Даниэле Монди/" Russia Cristiana " Париж, 8 марта, Благовест-инфо. Митрополит Галльский (Французский) Эммануил назначил протоирея Алексия Струве архиерейским викарием – координатором создания викариата для общин русской традиции во Франции, оставшихся в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческий архиерей подписал ответствующий указ 26 февраля, информация была опубликована на сайте Orthodoxie.com 6 марта. Церковно-административная единица, созданная в рамках Французской митрополии Константинопольской Церкви, получила название «Викариат свв. Марии Парижской и Алексия Праведного». Она названа в честь  двух подвижников русского экзархата в Западной Европе – матери Марии (Скобцовой) и протоиерея Алексия Медведкова. Митрополит Эммануил отметил, что о. Алексий Струве был назначен на этот пост, после консультаций с духовенством, на время формирования викариата. Митрополит также сообщил, что 24 апреля, в Светлую пятницу, в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От состоится пастырское собрание, а в июне – учредительное собрание викариата. Алексей Петрович Струве родился 1 октября 1958 года в Париже в семье протоиерея Петра Струве. Его прадед – знаменитый философ Петр Бернгардович Струве, дядя – многолетний глава издательства «YMCA-press» и «Вестника РХД» Никита Алексеевич Струве. Алексей Петрович окончил экономический факультет Университета Париж-Х-Нантерр и в течение пяти лет преподавал экономику. В 1978 году женился на Анне Ребиндер, пишет Википедия . Активно участвовал в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД). С 1983 по 1986 годы был вице-президентом, а с 1986 по 1989 год – президентом православной молодежной организации Синдесмос. В 1988-1994 гг. – генеральный секретарь христианской организации против пыток ACAT (Action des chretiens pour l’abolition de la torture). В 1994 по 2001 год был генеральным секретарём Православного братства в Западной Европе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подпишитесь на наш Телеграм Николай Кошелев. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855 Церковная жизнь современного человека порой похожа на блуждание по запутанному лабиринту: сплошные запреты и предписания, зачастую непонятные и противоречащие друг другу. Весьма непросто бывает разобраться, что в этом бесконечном своде правил укоренено в мудрости Священного Предания, а что мы соблюдаем просто по привычке и из страха сделать что-то не так. Архимандрит Савва (Мажуко) в своей книге «Лабиринты благочестия» помогает найти путь в этом лабиринте и отличить благочестие страха — от благочестия свободы. В 1937 году мать Мария (Скобцова) написала статью «Типы религиозной жизни» . Это не трактат кабинетного ученого, а, скорее, первая попытка дискуссии внутри русской традиции женского монашества. Про мать Марию написано немало, ведь она настолько поразила современников, что стала, пожалуй, единственным религиозным деятелем эмиграции, о котором в Советском Союзе сняли художественный фильм, сделанный с большой симпатией к героине. Мать Мария была убеждена, что монашество может быть разным, не только монастырским тихим затворничеством, но и деятельным служением людям, неудержимым благовестием любви Божией. «Или христианство — огонь, или его нет» — очень характерная фраза для матери Марии, звучит почти как манифест. Однако сестры, проживавшие с ней в одной общине, имели другие взгляды, им был ближе другой стиль иноческой жизни. И вот в полемике с монахинями появляется эта небольшая работа, ставшая уже классическим анализом типов благочестия Русской церкви. Таких типов мать Мария насчитывает пять: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и евангельский. Само собой, единственно приемлемым для матери Марии был последний тип, евангельский, который отождествлялся с путем охристовления жизни, жизни только Христом и во Христе. Первые четыре типа подверглись вполне справедливой критике как раз потому, что выстраивали религиозную жизнь не вокруг Христа, а путем подмены, своего рода идолопоклонства: синодальный тип — поклонение идее православного государства с верой в национальную исключительность, уставщический — обожествление Типикона и обрядового благочестия, эстетический — служение церковной красоте и благолепию, аскетический — плохо прикрытый духовный эгоцентризм, которому Христос порой даже мешает.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010