Музей Анны Ахматовой проводит выставку художественных работ матери Марии (Скобцовой) 13 июля, 2016. Новостная служба Многие экспонаты представлены впервые: графические листы 1910-х годов из собрания ГРМ и музея Анны Ахматовой, автографы стихов, письма, уникальные вышивки из частных собраний Франции 13 июля. ПРАВМИР. С 15 июня по 25 июля в Музее Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге проходит выставка художественных работ матери Марии (Скобцовой). Экспозиция «Я весть Твоя» к 125-летию матери Марии (Скобцовой) (Елизаветы Кузьминой-Караваевой) состоит из фондов музея Анны Ахматовой, Государственного Русского музея, частных собраний России и Франции. Многие экспонаты представлены впервые: графические листы 1910-х годов из собрания ГРМ и музея Анны Ахматовой, автографы стихов, письма, уникальные вышивки из частных собраний Франции. Одна из них — знаменитая надвратная вышивка-икона «Тайна Вечеря», созданная в Париже матерью Марией в преддверии мировой катастрофы. Выставка в музее Анны Ахматовой не ставит задачу хронологического жизнеописания. Посредством визуальных образов, цитат, представления подлинных вещей и видеоматериалов выставка создает «личностное пространство» матери Марии, «новой души» XX века (Николай Бердяев), соединившей в себе русскую ренессансную эпоху, революционную стихию, глубокую действенную веру, свободное творчество, новую святость. Имя матери Марии (Скобцовой), в миру Елизаветы Кузьминой-Караваевой (1891–1945) — мыслителя, поэта, художника, богослова — связано с Серебряным веком русской культуры, с Александром Блоком, Анной Ахматовой, Алексеем Толстым, русской религиозно-философской мыслью XX века, новыми путями Православной Церкви. Масштаб личности матери Марии, искавшей ответы на вызовы «гибельной эпохи», ее возрожденческая одаренность, яркая жизнь и мученическая смерть не вписываются в рамки традиционной биографии или агиографического канона, говорится в сообщении на сайте музея. Монахиня Мария (8 декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) — монахиня Западноевропейского Экзархата русской традиции Константинопольского Патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года. Участница Сопротивления, 9 февраля 1943 года была арестована гестаповцами и сначала помещена в тюрьму форта Роменвиль, а затем в концлагерь Равенсбрюк. Была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

http://pravmir.ru/muzey-annyi-ahmatovoy-...

Вышел ноябрьский номер журнала " Вода живая " октября 2020 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Какова вера, таков и человек " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Тема раздела " Подробно " - " Подвижники русского зарубежья " . В материале Наталии Щукиной " Он призвал: русские подвижники в эмиграции " о судьбах деятелей Русской Православной Церкви ХХ века за рубежом размышляет протоиерей Георгий Пименов . Внимание уделено митрополиту Антонию Сурожскому, матери Марии (Скобцовой), протоиерею Николаю Оболенскому, епископу Мефодию (Кульману), архимандриту Исаакию (Виноградову), протоиерею Сергию Булгакову. О поэтическом творчестве матери Марии (Скобцовой), в котором отразился ее духовный путь, рассказано в статье Григория Беневича " Путь мой в гору " . Тема раздела " Образы и смыслы " - " Мифы и Священное Писание " . В статье " Толкуя Моисея " Тимур Щукин рассматривает святоотеческие толкования Книги Бытия. В материале " Пути и перекрестки мифологических сюжетов " об уникальности Библии по сравнению с эпосами других народов Тимур Сунайт беседует с доктором исторических наук Юрием Березкиным. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Елены Бырковой " Нас всех собрал святой Георгий " - он посвящен храму великомученика Георгия Победоносца на проспекте Славы . В этом году двадцатилетие отмечает радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " : о его становления и современной жизни - материал Татьяны Кириллиной " Петербургское, культурное, миссионерское " . Материал Татьяны Цветковой " Пока не рухнула крыша " рассказывает об энтузиастах из Санкт-Петербурга - иерее Вячеславе Завальном , его супруге Надежде и их друзьях, которые хотят спасти от разрушения Спасо-Преображенский храм в селе Карамышево Тверской области. О проблемах иконописи XXI века - беседа Оксаны Головко с художником Филиппом Давыдовым, названная " Сколько красоты должно быть в иконе? " Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает интервью с председателем епархиального издательского совета игуменом Силуаном (Тумановым) " Просто о сложном " : Татьяна Кириллина беседует с отцом Силуаном о новых изданиях проповедей митрополита Варсонофия, предпринятых в этом году. Также в разделе - анонсы интересных выставок ноября. На страничке радио " Град Петров " - информация о новых аудиодисках ( " Беседы на Символ веры " протоиерея Александра Глебова и " Небеса, по которым мы тоскуем " Питера Крифта) и новинках сервиса скачиваний. В колонке епархиального духовно-просветительского центра " Невский, 177 " - рецензия на роман Ирины Богдановой " Многая лета " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

" Круглый стол " о современной святости прошел в Музее Анны Ахматовой июля 2016 В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 23 июля прошел " круглый стол " по итогам работы выставки " Я весть Твоя " , посвященной 125-летию со дня рождения матери Марии (Скобцовой). Ведущая, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института Юлия Балакшина поставила перед участниками и гостями вопросы: каковы пути новой святости, открытые трудным и трагическим опытом XX века, что значит сегодня хранить память о людях, открывших нам эти пути святости. Преподаватель экклезиологии, первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак отметил, что святость - это явление не просто личного благочестия, это явление церковное. ХХ век открыл новые пути, качества христианской жизни. " Мученичество и святость матери Марии совсем иные, чем, например, у преподобного Серафима Саровского. Это совершенное новое явление, к которому мы еще не привыкли " . Профессор протоиерей Георгий Митрофанов поставил этот же вопрос под иным углом: " Когда мы говорим об особенности святости новомучеников, мне хочется задаться вопросом, насколько они не похожи на остальных святых " . Он рассказал, как, работая в Синодальной комиссии по канонизации, рассматривал тысячи дел церковных людей, преимущественно клириков, изучал их истории - часто они не знали, что их ожидает (особенно в первые годы советской власти). Они оказались жертвами, обреченными на заклание. Многие, желая сохранить себя, свои общины и семьи, шли на компромисс. Поэтому комиссия рассматривала только дела людей, которые никого не оговорили, не предали на следствии. Отец Георгий отметил, что монашество матери Марии - не умирание для мира, а наоборот - вторжение в мир, свидетельствующее о Христе. В продолжение разговора гость из Москвы профессор иерей Георгий Кочетков отметил, что важно сохранять личностное измерение святости. Юлия Балакшина определила ХХ век как век беспамятства. Французский исследователь жизни и творчества матери Марии Ксения Кривошеина согласилась, что это большая проблема: " Написаны жития новомучеников, иконы, открыт Бутовский полигон, но что-то буксует, народ почему-то все равно не молится новомученикам. Думаю, что ничего хорошего не будет, пока в нашем историческом прошлом не будут выявлены добро и зло, ложь и правда " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2020 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Что такое Святая Русь? " , приуроченная ко дню памяти святого Александра Невского . Темой раздела " Подробно " стал Русский исход, 100-летие которого отмечается в этом году. Открывает его беседа Тимура Сунайта с историком Василием Цветковым " Крым в сослагательном наклонении " : ученый рассуждает о причинах ухода из Крыма армии Врангеля. В статье " Биография от Бытия до Откровения " Григорий Беневич продолжает исследование поэтической эволюции Елизаветы Юрьевны Скобцовой - матери Марии (начало - " Путь мой в гору " - см. в 11). " На 100 процентов французы, на 100 процентов русские " - так назвала Татьяна Цветкова свою беседу с представителями русской эмиграции Петром и Елизаветой Соллогубами. Завершает раздел материал Евгения Перевалова " Знаменитый и неизвестный " о малоизвестном в России Донском казачьем хоре Сергея Жарова. О нем рассказывает протоиерей Андрей Дьяконов - соавтор книги о выдающемся коллективе. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Верующие и доверяющие " , посвященный приходу храма святителя Спиридона Тримифунтского в поселке Детскосельском . Тот же автор в материале " Воссоздать стены, чтобы возродить жизнь " рассказывает о полуразрушенных храмах Гатчинской епархии - Вознесенском в селе Самро и Никольском в селе Рель - и об их настоятеле иерее Павле Гринько . 21 ноября исполнилось 85 старейшему регенту нашего города Михаилу Ващенко, более тридцати лет служащему в Князь-Владимирском соборе : в публикации Татьяны Кириллиной " Душа всегда лежала к музыке " Михаил Иванович рассказывает о своем жизненном пути. Паломничеству в Ирландию посвящен очерк Любови Дягилевой " Страна вокруг монастырей " . Завершает раздел материал Татьяны Кириллиной " О былых пожарищах и творческом огоньке " , посвященный прошедшей в Музее истории религии выставке " Русская Православная Церковь на защите Отечества " : экспозиция включала не только музейные предметы, но и детские рисунки, созданные воспитанниками художественных школ под руководством Юрия Люкшина.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕПИНИН Димитрий Андреевич (14.04.1904, г. Пятигорск Терской обл.- 9.02.1944, концлагерь Миттельбау-Дора близ Нордхаузена, Германия), священноисп., свящ. Из интеллигентной верующей, но нецерковной семьи. Сын известного архит. храмостроителя А. Н. Клепинина. Мать К. была двоюродной сестрой З. Н. Гиппиус , муж к-рой Д. С. Мережковский стал его крестным отцом. Детство и юность К. прошли в Одессе, где он окончил реальное уч-ще. С 1919 г. служил матросом на пароходе белого Добровольческого флота, затем эмигрировал с родными в К-поль. В 1921 г. семья переехала в окрестности Белграда (Сербия). К. стал членом правосл. студенческого кружка, основанного Н. М. Зёрновым . Был знаком с Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым ; впосл. митрополит). В 1925 г. поступил в Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского . В окт. 1927 г., во время учебы, был посвящен в чтецы митр. Евлогием (Георгиевским) . По окончании Богословского ин-та в 1929 г. получил стипендию для курса обучения в Богословской семинарии в Нью-Йорке (Theological General Seminary), с к-рой у Сергиевского ин-та были тесные связи. По возвращении в 1930 г. в Париж был чернорабочим, прислуживал в разных рус. церквах, пел в церковном хоре. В нач. 30-х гг. XX в. работал на медных рудниках близ Бора в Югославии, где трудилось много рус. эмигрантов. С 1934 г. вновь проживал в Париже. Работал мойщиком окон, был регентом церковного хора. Стал псаломщиком в ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы на бульваре Монпарнас, был духовным сыном настоятеля храма свящ. Сергия Четверикова . Принимал активное участие в деятельности Русского студенческого христианского движения. В авг. 1937 г. рукоположен главой Западноевропейского Экзархата русских приходов К-польского Патриархата митр. Евлогием (Георгиевским) во диакона и во иерея. Был назначен 3-м священником к парижскому Введенскому храму. С 1 окт. 1938 г. служил в Свято-Троицкой ц. в Озуар-ла-Ферьер близ Парижа. В сент. 1939 г. назначен настоятелем парижской ц. Покрова Пресв. Богородицы при благотворительном центре для рус. эмигрантов «Православное дело» на ул. Лурмель, стал ближайшим помощником ее организатора мон. Марии (Скобцовой) . Помимо церковной службы активно занимался благотворительной деятельностью, работал в приютах, госпиталях, психиатрических лечебницах. У него было много духовных детей, которым он помогал переносить житейские горести. К. ежедневно исполнял большое количество треб, особенно отпеваний, т. к. лурмельская церковь считалась для этого особо приспособленной. Отпевал поэта К. Д. Бальмонта († 23 дек. 1942), произнес над его гробом прощальную проповедь. Для бедных К. исполнял требы бесплатно.

http://pravenc.ru/text/1841307.html

Монашество Французский монах отец Герасим, или Величие простоты Отец Герасим, ранее Жерар Гаскель - известный фотограф и журналист. Он принял православие и неожиданно для всех ушел в монастырь. В интервью отец Герасим говорит о молитве и молчании, фотографии и живописи, потере и обретении себя. «И на войне побудешь, и в монастырь придешь…» Незаметные победы схимонахини Николаи Если бы военную медсестру Галину Засыпкину встретил какой-нибудь советский режиссер, то решил бы, что перед ним идеальный типаж советской девушки-активистки. Наверное, он не поверил бы, если бы ему сказали, что бойкая пышноволосая «активистка» — рясофорная послушница уральского монастыря. Зазеркалье Монастырь — это зазеркалье. Здесь всё так же, как в миру, но только на первый взгляд. На самом деле здесь действуют свои тайные законы. К примеру, если ты кому-то доброе дело сделаешь — к тебе и вернется. По-настоящему! Палестинское монашество Земля, ставшая свидетельницей земной жизни Господа Иисуса Христа и родиной христианства. Земля, просиявшая многими подвижниками. Святая Земля. На вопросы портала " Правмир " о монашестве в Святой Земле ответил митрополит Волоколамский Иларион. Синодальная комиссия по делам монастырей займется разработкой мер по увеличению числа монашествующих в монастырях нашей Церкви Выступая на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Его Святейшество Патриарх Кирилл Московский и всея Руси выразил обеспокоенность о том, что в 2010 году в ряде монастырей нашей Церкви число насельников либо не изменилось, либо сократилось. Святейший Патриарх Кирилл поручил Синодальной комиссии по делам монастырей, представить на рассмотрение Священноначалия «действенные предложения по упорядочению монашеской жизни, […] Бунтарка или святая? Образ матери Марии (Скобцовой), прославленной Константинопольским патриархатом в лике святых за подвиг жертвенной христианской любви, не всеми воспринимается однозначно. Мы просим поделиться своим взглядом на ее жизненный путь и служение игумена Сергия (Рыбко) и протоиерея Димитрия Карпенко.

http://pravmir.ru/tag/monashestvo/page/3...

Престольный праздник отметили на подворье Константино-Еленинского монастыря октября 2016 За Божественной литургией пел хор монастырского подворья и любительский хор просветительского центра " Училище благочестия " . По отпусте прямо в храме состоялся праздничный крестный ход во славу святого покровителя храма. Игумения Илариона , настоятельница Константино-Еленинского монастыря, пригласила всех присутствовавших на совместную трапезу. После трапезы начался концерт, в котором приняли участие учащиеся воскресной школы, студенты " Училища благочестия " , хор подворья и гости. Зал  едва мог вместить всех желающих. Дети из воскресной школы приготовили творческие подарки - стихи и песни. Педагоги Людмила Змейкина, Наталья Лазарева и клирики Константино-Еленинского монастыря диакон Арсений Паньян и иерей Димитрий Норкин помогли детям в короткий срок подготовить концертную программу. Хор просветительского центра " Училище благочестия " под руководством регента Натальи Лазаревой исполнил духовные песнопения византийского и греческого распевово. Продолжил музыкальную часть программы профессиональный хор храма под руководством регента Андрея Алексеева-Борецкого. Учащиеся Школы православных экскурсоводов под руководством Нины Жервэ, базирующейся в " Училище благочестия " , исполнили духовные стихи монахини Марии (Скобцовой). Директор духовно-просветительского центра " Училище благочестия " Андрей Изотов, представляя открывшуюся в этот же день выставку отделения орнаментального церковного шитья, сказал: " Бог дает каждому свой дар - кому-то быть профессиональным музыкантом, кому-то - историком или поэтом. А кого-то Он наделяет талантом художника, способного создавать удивительные, уникальные вещи, которые потом используются на богослужении " . Игумения Илариона вручила свидетельства об окончании трехгодичных курсов обучения трем выпускницам отделения. Руководитель отделения церковного орнаментального шитья Светлана Гладских передала в дар монастырю закладку для напрестольного Евангелия.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, друзья! Интересная ситуация сложилась с некоторыми новоканонизированными святыми. Схиархимандрита Софрония (Сахарова) , монахиню Марию (Скобцову) канонизировал Константинопольский Патриархат. Но в святцы Русской Православной Церкви они не внесены. Вопрос: как их поминать? Подавать записки на литургию? Но они уже прославлены поместной Православной Церковью. Служить им молебны? Но это нарушение дисциплины. Как быть? Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Я вот знаю человека, который не одного, а даже двух человек, канонизированных именно так, как о. Софроний, как писал в записках, так и пишет. Для него ничего не изменилось. И молится не им, а о них. Пока не канонизируют у нас. Вообще на Проскомидии и в Евхаристическом Каноне молятся также и о Святых, т.е. не Святым, а о них. Т.е. молиться о Святых — это обычная вещь. Может быть, может быть А зачем вообще их как-то поминать на богослужении? У вас есть для этого личная необходимость? На мой взгляд, вопрос праздный. А зачем тогда отвечаете? Хотелось бы понять мотивы вопрошателя, пока что вопрос выглядит праздным и я указал на то, что вопрос, как быть, не имеет смысла, если у человека нет обязанности поминовения этих лиц. Ну а зачем сразу предполагать худшее? Впрочем такое проходит с возрастом. А вопрос был самый самый поактический. Хотел помянуть отца Софрония (нравится он мне), причём помянуть в церкви. Келейно, понятное дело, я могу это сделать как угодно. Вот и задумался о том, как правильно это сделать. Я ведь не говорил о том, что у вас плохие мотивы. Жаль, что вы восприняли мое мнение, как упрек вам. Нет ничего предосудительного в том, чтобы помянуть среди усопших имя подвижника, который не внесён в святцы Русской Церкви. Также как нет ничего предосудительного в том, чтобы самому обращаться к нему в частных молитвах. Я понял, Сергей, что это у Вас такой стиль, немножко напористый) Что касается мон. Марии (Скобцовой), то ее канонизация многим представляется актом преимущественно политическим. Ее кончина не была мученической именно за Христа, но она сама пошла на смерть, заменившись с осужденной женщиной. Ее богословские взгляды были крайне радикальными, они шли вразрез с двухтысячелетней святоотеческой традицией. Информацию об этом легко найти . Таким образом, не случайно ее нет в наших святцах. Если Вы желаете ее поминать в храмах РПЦ, уместнее всего писать ее в заупокойных записках.

http://azbyka.ru/vopros/kak-pominat-arhi...

Бодрствуйте, молитесь обо мне… Святейший Патриарх Кирилл и Жорж Нива о матери Марии Скобцовой… 1 октября, 2012 Святейший Патриарх Кирилл и Жорж Нива о матери Марии Скобцовой… Новая книга К.Кривошеиной о творчестве м. Марии (Скобцовой) вышла в Париже  «La beauté salvatrice Mère Marie (Skobtsov): peintures, dessins, broderies»: «Красота спасающая» живопись, рисунки, вышивки матери Марии (Скобцовой) 1891—1945. В известном католическом издательстве «CERF» в сентябре 2012 года вышла книга Ксении Кривошеиной о м. Марии (Скобцовой). Предисловие патриарха Кирилла Московского и всея Руси, послесловие проф. Жоржа Нива. (перевод священника Сергия Моделя) Ксения Кривошеина рассказывает «Правмиру» о своей новой книге Бодрствуйте, молитесь обо мне, Все, держащие души моей осколок; Ныне час настал, и путь не долог; Все свершается, что видела во сне. «Сегодня о монахине Марии много написано, изданы ее стихи, эссе, богословские труды, и не стоит здесь повторять заново о фактах общеизвестных; наработанные клише затуманивают что-то… И именно в это „что-то“ до сих пор всматриваются и историки, и люди Церкви, и мы с вами, для которых жизнь и смерть есть тайна. В одной биографической справке приводится любопытный случай, происшедший с Елизаветой Пиленко в детстве. Лиза была общительным ребенком, любила собирать вокруг себя детвору и увлеченно рассказывала разные истории. Однажды ее мать, случайно находившаяся по соседству, расслышала, как Лиза произнесла: „…и вот я умерла“. Слышала ли мать, о чем рассказывала ее дочь? Или это была финальная фраза повествования? Общеизвестно, что м. Мария и в лагере Равенсбрюк сочиняла стихи, писала иконы и готовилась к последнему обретению себя в смерти. Но ее жертвенная гибель на долгие годы затмила важную составляющую этой универсальной женщины: поиск самой себя. Как не вспомнить, что мать Мария выросла во времена, когда каждая барышня из хорошей семьи знала французский или немецкий, рисовала и вышивала, пела, играла на пианино, танцевала и писала стихи в альбомы. Тогда эмансипация только начинала давать свои ростки, проявление многогранных талантов, стремление их реализовать было редкостью.

http://pravmir.ru/bodrstvujte-molites-ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > 31 МАРТА - день гибели монахини Марии Скобцовой В 1945 году в концлагере Равенсбрюк погибла монахиня Мария (Скобцова), пошедшая в газовую камеру вместо другой женщины. 30.03.2012 488 Время на чтение 3 минуты Подвиг жертвенной любви православной монахини Марии Скобцовой пробил даже несокрушимую броню официальной советской пропаганды, позволявшей изображать верующих только как антигероев, - в самый апогей застоя, в 1982 году, в СССР вышел фильм «Мать Мария», где главную героиню сыграла ведущая актриса Театра Советской армии Людмила Касаткина, в кино до этого игравшая, в основном, героинь-подпольщиц. Прототип созданного ею экранного образа - монахиня Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева - по свидетельству священника Бориса Старка, хорошо ее знавшего, Мария Скобцова «была монахиня до мозга костей после довольно пестро прожитой жизни. Ряса для нее была кожей, а не маскхалатом. Для матери Марии любовь к Богу и любовь к людям были неотделимы». Принятый в 1932 году в эмиграции, в Париже, монашеский постриг отсек первую, бурную половину жизни Марии Скобцовой. Там осталось несколько сборников стихов, вступление в партию эсэров, два замужества, бегство от большевиков с остатками Добровольческой армии, рождение троих детей и смерть младшей дочери. Еще до пострига Мария Скобцова стала миссионеркой «Христианского движения» - религиозной организации, которая помогала нуждающимся русским эмигрантам: разъезжала по всей Франции, встречалась с соотечественниками, читала лекции. Мать Мария часто сама принимала живейшее участие в судьбах обездоленных людей. Как-то один шахтер в ответ на ее проповедь зло сказал: «Вы бы лучше нам пол вымыли, чем доклады читать!» И она тут же принялась мыть пол. «Когда я кончила мыть, меня посадили за стол, принесли обед, и завязался разговор», - вспоминала она. Выяснилось, что один из шахтеров был на грани самоубийства, и мать Мария отвезла его к знакомым, где он смог восстановить душевные силы и вернуть веру.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010