При входе во вторую залу меня охватило сильное желание встать и идти дальше на ногах самостоятельно, без провожатого, но не удалась эта попытка, и я снова, также беспомощно, стал двигаться вперед. Таким образом, мои заверения спутнику о том, что я сам пойду без его помощи, потерпели неудачу. Удрученный скорбными мыслями, я тихо подвигался вперед. Так незаметно подползал я к завершающей мой путь стене. Эта стена закрывала следующую комнату – столовую Патриарха, в которой обычно происходят заседания Священного Синода. Во сне эта топографическая несуразность не бросалась мне в глаза и не вызывала недоумения. Вечерний мрак сгущался. Ни одного огонька лампадного я не заметил, отсутствовал также и электрический свет. Остановился я у широкого возвышения на семи ступенях, венчающихся стеной. Налево от этого возвышения не было ничего, только большое окно пропускало свет вечерний. Я обернулся направо и в конце семиступенчатого возвышения увидал Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ, сидящего в кресле в полном желтом облачении без митры и читающего Библию . Восковой огарок слабо освещал надвигающуюся темноту. Последние продвижения моих ног были особенно мучительны и физически, и морально, так как я воочию убедился в своей полной беспомощности... и все это было на глазах Святейшего и поэтому мне было особенно тяжело и стыдно. В этот момент я встал на ноги и подошел к нему вплотную. Он взглянул на меня вопросительно и выжидающе. Тогда я обратился к нему со следующими словами (приблизительно по точности их смысла): – Верьте мне, Ваше Святейшество, я окончательно смирился перед Вами и в Вашем лице перед нашей Православной Церковью и раскаиваюсь искренно в своих бывших оппозиционных высказываниях о судьбах Церкви нашей. Я пришел к Вам, чтобы сказать, что я буду служить назначенный Вами акафист... Далее я начал заверять его в искренности своих слов и просил прощения за все огорчения, которые причинил ему. Но Святейший прервал меня следующими словами: «Иисус сын Сирахов так говорит в XVII главе Книги Премудрости:...кающимся давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении» (ст. 20). И далее продолжал стихи этой главы с 21 по 23: «Обратись ко Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды и сильно возненавидь мерзость».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И мы, возлюбленные братья и сестры, последуем стопам ее земных водителей и удалимся из общественного служения на тайное священнодейство, на тайное общение с верными славословить Господа, на тайную жертву и на тайное общение с небом через Св. Чашу... И опять меня охватывает беспокойство и тоска за вас, особенно за малодушных из вас, а таковые есть и в нашем братстве, ибо я знаю, что по отсутствии моем взойдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь вас за собою ( Деян. 20:29–30 ). Увижу ли я по своем возвращении всех вас в вере и уповании оставшихся. Не поколеблется ли у кого-либо из вас сердце, не отступит ли кто-либо из вас от своего слова и взойдет в тесное дружественное и молитвенное общение с еретиками (т. е. сознательно признающими правильность новой церкви), смалодушествует ли кто-либо из вас и ослабнет душою для вражьего делания?.. Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Не унывайте... Ваш пастырь молиться за вас и во благовремени откроет вам Св. Чашу и таинством покаяния и Причащения вы вновь обретете себе новые силы для несения сего тяжкого креста, новую бодрость для укрепления и вразумления в вере всех малодушных, окружающих вас. II Теперь мне хочется сказать вам несколько слов о взаимных отношениях ваших. Будьте друг ко другу снисходительны, помните, что и я для немощных был как немощный ( 1Кор. 9:22 ) и все старался покрывать своей любовью. Более же всего имейте любовь усердную друг ко другу, потому что.любовь покрывает множество грехов ( 1Пет. 4:8 ; Иак. 5:20 ), не ссорьтесь, не скорбите без меры, малодушных утешайте (Фес. 5:14). Помните, что говорит апостол Павел: «Сильные (т. е. бодрые, мужественные) должны сносить немощи бессильных ( Рим. 15:1 ), и немощных в вере (слабых, малодушных) принимайте без споров к себе ( Рим. 15:1 ), памятуя, что своею любовью вы их поддержите и отвратите от всякого искушения и зла. III Много можно говорить и писать о церкви новой сатанинской, прикрывающейся обликом Христа, но скажу пока немного и словами Священного Писания . Если кто из вас еще сомневается в них, помните, что по плодам их узнаете их ( Мф. 7:16–20 ). Плоды же их: угрозы, ссылки, заточения, смертные приговоры: смещения с места, снятия без суда сана, монашества, анафема, раздача наград всем сторонникам новой церкви и многое другое, а главное – наглая ложь и обман. Но эти плоды мерзки перед Богом и людьми, и можно про них сказать только устами Евангелиста Луки (22:53): «Но теперь ваше время и власть тьмы».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Если сравнивать подвиг мучеников с героизмом воинов, которых мы можем мысленно сопоставить с воителями более позднего времени, также с оружием в руках отстаивавшими свою христианскую родину – с императором Мануилом и князем Андреем, – то, конечно же, подвиг мученичества гораздо более велик и труден. Вспомните евангельское повествование о том, как апостол Петр в Гефсиманском саду, чтобы, как ему казалось, защитить Спасителя, выхватил меч из ножен, не побоявшись в одиночку пойти против целой вооруженной толпы. Когда же нужно было исповедать Христа, вернее исповедать свое ученичество Христу во дворе первосвященника, куда он поначалу мужественно вошел, желая увидеть, чем все кончится, – он трижды отрекся от Учителя. Исповедать веру оказалось гораздо тяжелее. Впоследствии святой Петр и прочие апостолы, уже осененные благодатью Святого Духа в день Пятидесятницы, претерпели многочисленные скорби ради Господа и пострадали до смерти. А ведь Маккавеи жили до того, как благодать явилась в своей полноте. Хотя, конечно, нельзя сказать, что они выдержали бы все это, если бы не были подготовлены к исповеданию единого Бога своей предыдущей благочестивой жизнью и если бы Господь не укреплял их, потому что их подвиг выше человеческих сил. Преподобный Силуан Афонский говорит, что есть разные степени действия благодати в человеке. Для нас важно особенно свидетельство этого великого старца потому, что он говорит не так, как просвещенные знанием святоотеческих трудов богословы. Святой Силуан все испытал на самом себе, то есть это свидетельство человека все пережившего и имеющего истинный опыт. Он говорит о том, что есть некая степень благодати, когда человек боится согрешить, есть и более высокие степени, наконец, есть и высшая ее степень, когда благодать пребывает не только в сердце человека, но и во всем его теле, тогда могут явиться нетленные мощи. Так было, по его словам, с мучениками. Отсюда мы можем сделать вывод о том, какая для этого нужна благодать: ведь мучение длится не какие-то мгновения, нужно длительно пребывать в таком состоянии. Какая великая сила, какая Божественная благодать нужна, чтобы все это выдержать! Конечно, это не значит, что все мученики к страданию были готовы заранее. Бывало и так, по рассуждению святителя Игнатия (Брянчанинова) , что человек за короткое время, за какие-то минуты или несколько часов, проходил весь путь, который подвижники проходили в течение десятков лет. Но кто из нас может быть уверен в себе и в том, что окажется именно тем человеком, который в течение нескольких часов страданий исполнится благодати настолько, что сможет все вытерпеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

– Если послушаете меня, – ответил апостол Матфий, – я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом. Когда первосвященник дал свое согласие, апостол Матфий начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени их воздвигнуть такого Мужа, через Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его» (Пс. 71, 17), – как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (см. Исх. 3, 2), о Которой предсказал Исаия: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Ем-мануил (Ис. 7, 14), то есть с нами Бог. Моисей то же ясно предвозвестил о Христе, говоря: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте (Втор. 18, 15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил и Исаия: как овца, веден был на заклание (Ис. 53, 7) и к злодеям причтен был (Ис. 53, 12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного Воскресения Господня. Речь апостола возмутила первосвященника. Он с гневом сказал Матфию: – Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение, или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: пойдем в след богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им… а пророка того или сновидца того должно предать смерти? (Втор. 13, 1–2, 5). Матфей отвечал: – Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он – Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени. – Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? – спросил первосвященник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Он говорил, что избегает не суда, а только своих врагов, хотя они и состоят в чине судей и обвинителей, – и перечислил их по именам. Новелла императора Мануила постановляет, что не одних епископов, но вообще всех обвиняющих и обвиняемых, какое бы положение они ни занимали и какое бы дело ни имели, должно призывать тремя письменными извещениями, рассчитанными каждое на тридцатидневный срок, а не на короткое время (по Властарю). 512 Отметь, что и из записей, сделанных в Константинополе при патриархе Нектарии об Агапии и Вагадии, отстаивавших свое право на Вострскую епископию (см. эти записи после правил Сардикийского собора), становится очевидно, что не подобает извергать епископа, если он не присутствовал на суде, и извергать следует не трем или двум епископам, но решением Собора большинства епископов митрополичьей области, «как и апостольскими правилами постановлено», т. е. настоящим правилом. Кроме того, апостол Павел говорит, что даже у римлян не было в обычае отдавать человека на смерть (и просто выносить обвинительный приговор), если обвиняемый прежде не предстал лично пред своими обвинителями и не получил права оправдаться в обвинении, выдвинутом против него: У римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения ( Деян. 25:16 ). И Никодим сказал иудеям: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? ( Ин. 7:51 ). Сам Бог говорит судье о том, кто служил другим богам, так: И тебе возвещено будет, и исследуешь тщательно, и вот, истинно было слово: совершена мерзость эта во Израиле, и выведи человека того и пр. (см. Втор. 17:4–5 ). 517 Обрати внимание, что если и множество свидетелей не заслуживает доверия, то необходимо разузнать об их образе жизни и намерении, согласно «Апостольским постановлениям» (кн. 2, гл. 49) (PG 1, 709С.). Ибо часто случается, что двое, трое и больше свидетелей сговариваются о злом и свидетельствуют ложно, как, например, ложно свидетельствовали против Сусанны, Навуфея, Стефана и против Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Я тоже поставлен питать вас духовной пищей, и я неоднократно, вопреки святому апостолу Павлу, питал вас и твёрдой пищей и излагал вам великие тайны богословия. Я не знаю, как восприняли вы это, но я верю, что и твёрдая пища бывает вам полезна. Нужно только, чтобы вы были достойны этой твёрдой пищи, важно, чтобы о вас я не мог сказать того, что говорит святой апостол о Коринфянах. Он говорит, что должен питать их молоком, потому что они ещё плотские, «ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ). Разве мало зависти, ссор и разногласий между вами, разве и вас не должно назвать плотскими? О разногласиях говорит св. ап. Павел: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» ( 1Кор.3:4 ). А разве вы не плотские, когда говорите: «Я Лукин», «я Мануйлов», «я Аристархов», «я Романов»? Разве мало разделения среди вас? Разве нет среди паствы моей и таких, которые и нас всех отвергают и избрали других учителей? Есть здесь такие в Тамбове, которые избрали полоумного монаха-философа и говорят: «я философов». «Кто Павел? кто Аполлос?» Кто Лука? Кто Мануил, кто Аристарх, кто Роман? «Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор.3:5–6 ). Насаждали в ваши сердца многие предшественники мои – насаждали Кирилл, Иннокентий, Зиновий, Вассиан. А теперь Господь мне повелел насаждать. И я насаждаю и стараюсь, чтобы возросла жатва из посева моего. Но когда земледелец пашет землю и бросает в неё семена, разве он виновник того, что возрастёт? Жатву взращивает только Бог . Посеял крестьянин, поливал крестьянин и ждет, пока возрастит Бог. Так и мы сеем в сердца ваши, так и мы вспахиваем почву сердец ваших и бросаем в них семена слов Божиих и ждём, что возрастит Господь. Когда видим мы жатву, когда собираем спелые колосья, то радостью несказанной наполняются сердца наши. С великой радостью слышал я не раз, что многие из вас, пришедшие сюда, в храм Божий, с холодным сердцем, потерявшие веру или никогда её не имевшие, уходили отсюда, унося в сердцах своих семена правды Божией. И дивным образом возращает Господь те семена, которые мы, недостойные, в сердца ваши сеем, и даёт нам великую радость видеть спелую жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Какой тропарь праздника? С вышних призирая, убогия приемля, посети ны, озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве. Молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. Русский перевод Всемилостивый Владыка, призирающий с неба (на землю) и приемлющий убогих (душою), приди к нам, пораженным грехами. По молитвам Богородицы дай великую милость душам нашим. Какое евангелие? О суде И. Христа у Пилата и о распятии Его на кресте. Ин.19:6–11,13–20,25–28,30–35 . Зач. 60 Что особенно поучительного в истории праздника? То, что если св. крест служат орудием победы над видимыми врагами, то тем более – над невидимыми, т. е. злыми духами. Какие особенности сего праздника? В этот праздник бывает на утрени поклонение кресту и после литургии крестный ход на воду для ее освящения. Поклонение кресту, т. е. в конце утрени изнесение его из алтаря на средину храма для поклонения и целования, бывает для того, чтобы воздать почтение св. кресту. Крестный же ход на воду бывает в воспоминание крестного хода в войске при царях Андрее и Мануиле 6 . 6-го августа, праздник Преображения Господня Скажите о празднике Преображения, 6-го августа. И. Христос нередко проповедовал, что Он должен пострадать и умереть и что Его последователи, для сохранения веры в Него и для спасения душ своих, должны также быть готовы претерпеть всё: и лишения, и мучения, и даже самую смерть. Это могло устрашить учеников Христовых и удалить их от Него, так как они ожидали прославления Христова и вместе своего собственного на земле. И вот незадолго до своих страданий И. Христос восхотел преобразиться, т. е. открыть некоторым из ученииков своих славу свою, как Бога, чтобы они, во время страданий и смерти Его, не соблазнились и не оскудели в вере, но уразумели Его вольное страдание и то, что Он воистину Сын Божий и потому хотя умрет, но и воскреснет, и еще – открыть то, как будет хорошо верующим в Него в царстве Его на небе. Для сего, взяв учеников Петра, Иакова и Иоанна, Господь взошел на гору Фавор помолиться. Во время молитвы лице Его просияло, как солнце, одежда сделалась бела, как снег, и явились Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях, которые надлежало Ему претерпеть в Иерусалиме. Апостолы в это время были отягчены сном; пробудились и почувствовали так хорошо на горе, что ап. Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три палатки; одну Тебе, одну Моисею и одну Илии.» Не успел апостол кончить сих слов, как явилось облако и осенило их, и из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Услышав голос, ученики сильно испугались и в страхе попадали на землю. И. Христос прикоснулся к ним и сказал: «встаньте, не бойтесь!» Они встали, но уже никого не было видно, кроме одного И. Христа и в обыкновенном виде. И. Христос запретил им рассказывать о своем преображении, пока не воскреснет из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Скачать epub pdf Предисловие Личность и писания византийского императора Мануила II Палеолога (1350–1425 г.) еще не были предметом специального изучения русской церковно-исторической науки. Правда, в историях Византии, написанных нашими знаменитыми византологами: у Васильева 1 , Георгиевского 2 и особенно у Успенского 3 , мы находим общия описания деятельности и эпохи императора Мануила. Этим все и ограничивается. Что касается многочисленных писаний ученого и благочестивого царя, то ни одно из них не было переведено ни на какой язык, кроме латинского, нам не удалось обнаружить ни одного из его сочинений в переводе на какой нибудь современный язык; так и в библиографическом обзоре русских патристических текстов, сделанном покойным архимандритом Киприаном (Керн) 4 не имеется русских переводов сочинений Императора Мануила. Западная церковно-историческая наука, имевшая большия возможности, в большей мере и оценила значение личности императора Мануила Палеолога и его писаний. Интерес к сочинениям сего ученого православного Монарха возник на Западе издавна. Итальянский монах 17-го века Ипполит Марачи (Maracci) сделал перевод на латинский язык двух его сочинений, посвященных Божией Матери: слово на Успение и молебный канон по поводу угрожавшей Константинополю опасности 5 . Фабриций (17 в.) в своей монументальной “Bibliotheca Graeca” приводит все известные ему сочинения царя Мануила 6 . Минь поместил целый ряд сочинений царя Мануила в 156-м томе греческой серии «Круга Патрологии», латинские переводы монаха Марачи, биографическия данные о царе Мануиле, а также выдержки из Фабриция. Легран издал 64 письма императора Мануила и греческий текст молебного канона Божией Матери 7 , который доселе был опубликован лишь в латинском переводе монаха Марачи. Мгр. Жюжи поместил греческий текст Слова на Успение (известный доселе также лишь в латинском переводе) в 16-м томе “Patrologia Orientalis”, присовокупив предисловие к сему 8 . Недавно были изданы два важнейших документа, относящихся к деятельности императора Мануила в Фессалониках в 1382–7 гг.: письмо его к Кавасиле и Речь к гражданам Фессалоники 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Придя в возраст, Мануил женился и, имея уже шестерых детей, должен был с ними уйти от недостойной жены своей, не желая, впрочем, судиться с ней – во избежание гласного позора матери своих детей. Не смотря на такой мирный исход дела, брат оставленной виноватой женщины захотел и поклялся отмстить её мужу. Случай к отмщению представился. Однажды, этот несправедливый и злой человек, находясь в числе служителей на одном военном корабле, который наблюдал за судами в Архипелаге и Мраморном море, узнал на одном судне, плывшем с дровами с о-ва Самоса на о-в Микон и подошедшем к кораблю для осмотра, недруга своего Мануила. Он сейчас же указал на него своему капитану и донёс, что Мануил был турком, а теперь выдаёт себя за христианина. Рассказав в ответ на допрос, сделанный ему, свою настоящую историю и подтвердив, что он – христианин, Мануил был задержан на корабле, шедшем в Хиос, и подвергся на пути всяким истязаниям от турецких солдат. – Зная, что его ожидает, он умолял одного христианина, бывшего на корабле, привести к нему с берега, во время остановки, священника для напутствования его св. Тайнами. Но такой страх внушали в это время турки, что никто не осмелился прийти на корабль, и только один священник отозвался через посланного несчастному несколькими словами ободрения и утешения. Выслушав их, Мануил сказал: – «и я также думаю, – сегодня или завтра нужно умереть; таков уже закон природы! лучше уже сегодня умереть за веру и тем спасти душу, нежели завтра и – погубить её». Когда корабль пришёл в Хиос, то Мануил был представлен на суд к капитану-паше. Тот, узнав, что Мануил возвратился к христианской вере, немедленно приказал отрубить ему голову. – Слава Тебе, Боже! – воскликнул только на это призванный Господом новый мученик, в радостном ожидании смерти. Но тут произошло что-то странное: палач, подойдя к осуждённому, почувствовал такой страх и трепет, что бросил свой меч и бежал... Турки смутились... Мануил продолжал молиться... Тогда один «пашийский чауш» выхватил свой ятаган и нанёс им несколько ударов в шею страдальца; не успев его обезглавить, он опрокинул его на землю, схватил за голову и отрезал её... – На другой день христиане собрались почтить св. останки убиенного, но правитель города, узнав об этом, приказал привязать тяжёлые камни к телу мученика и бросить его в море... Это происходило в 1772 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

грамота 10 . Сущность возложенного теперь на грека Мануила поручения заключалась прежде всего и главным образом в доставке тогдашнему Константинопольскому патриарху Паисию I грамоты от московского патриарха Никона и всего священного собора с различными вопросами касательно чинов церковных и погрешностей в русских богослужебных книгах 11 ; Мануилу поручалось представить эти вопросы патриарху Паисию, выждать соборного на них ответа и привезти его в Москву 12 . Другое поручение Мануилу было словесное и касалось новой закупки разных драгоценных товаров для государева двора: об этом велено было ему переговорить с патриархом Паисием тайно и просить его содействия в этом деле. Мануил отправлялся на срок и мешкать ему не дозволялось. Каков был этот срок, когда Мануил выехал в Константинополь и когда он прибыл туда, за отсутствием прямых данных положительно говорить не можем. Если придавать значение дате изданной черновой грамоты п. Никона , то придется заключить, что Мануил, получивший предписание «ехать вскоре» и 15 мая наделенный охранною грамотою для проезда, принужден был оставаться в Москве до половины июня месяца, а может быть долее, до тех пор, пока вместо первой краткой грамоты на имя п. Паисия не составлена была другая, более подробная, с большим числом вопросов. Охранная же царская грамота ему выдана 15 мая, потому что царь торопился своею отправкою в поход против Польши; государь выехал из Москвы 18 мая 13 , а Мануил мог оставаться в ней до составления соборной грамоты на Востоке. Можно думать, что границы России он переехал после первых побед русских над поляками, о которых ему также поручалось довести до сведения константинопольского патриарха 14 . Прибыв в Константинополь, Мануил передал п. Паисию о всех данных ему словесных и письменных поручениях, сообщил известия о победах русских над поляками и просил у патриарха помощи и содействия в выполнении поручений. Патриарх охотно обещал это содействие, и сряду же приступлено было к делу. Одно и этих поручений, покупка дорогих товаров для царского двора, как дело не так многосложное, выполнено очень скоро. Благодаря изворотливости царского посланника, содействию патриарха, знакомству и дружбе последнего с выдававшимися тогда цареградскими торговцами, Мануилу удалось купить для государя «достойные, честные, прямые царские товары». Между ними выделялось два больших камня изумруда и несколько узорочья из тех вещей, которые прежде принадлежали султану Ибрагиму и множество которых после убийства этого султана раскрадено было его ближайшими телохранителями, арабами. Мануил купил у них эти товары с обещанием не продавать их в Цареграде и других турецких городах; об этом арабы просили и патриарха, в присутствии которого покупались эти товары; им составлена особая запись за подписью и печатью патриарха, чтобы потом переслать их московскому государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010