Многие произведения возрождения византийского искусства при Палеологах сохранились до наших дней. Из монументальных сооружений можно отметить семь церквей в Пелопоннесской Мистре, некоторые монастырские церкви Афона, много церквей в Македонии, которая принадлежала в XIV веке Сербии, и в собственно Сербии. Пышный расцвет мозаичной и фресковой живописи при Палеологах оставил нам удивительные памятники, будут ли то не раз уже упоминаемые знаменитые мозаики Кахриэ-джами в Константинополе, или фрески Мистры, Македонии, Сербии. На Афоне также встречаются мозаики и фрески конца XIII, XIV и XV веков, хотя эпоха расцвета афонского искусства относится уже к XVI веку и часто приводится в связь с деятельностью загадочного византийского художника, этого “Рафаэля” или “Джотто византийской живописи,” Мануила Панселина из Фессалоники, некоторое количество произведений которого, весьма вероятно, и до сих пор можно увидеть на Афоне, однако, на этот счет существует известная неясность. 1217 Жил он, вероятнее всего, в первой половине XVI века. От той же эпохи Палеологов дошло до нас много икон и рукописей с миниатюрами. Для примера упомянем о знаменитой Мадридской рукописи XIV века византийского хрониста Скилицы, которая содержит до 600 весьма интересных миниатюр, отражающих историю Византии с 811 г. до середины XI века – в период, отраженный в труде Скилицы. 1218 1219 О двух парижских рукописях, – одной XIV века с миниатюрой Иоанна Кантакузена, председательствующего на Исихастском соборе, и другой начала XV века с миниатюрой Мануила II, упоминание было сделано выше. 1220 Искусство эпохи Палеологов с его отражениями в славянских странах вообще и в России в частности еще очень мало исследовано. Материал еще далеко не сгруппирован, не освещен и даже не приведен в известность. Занимаясь сравнительным изучением иконописи XIII-XIV века, Н. П. Кондаков в 1909 г. заметил: “Здесь вообще мы вступаем как бы в темный лес, в котором пути остаются неразведанными.” 1221 Новейший исследователь вопроса о византийской живописи XIV века Д. В. Айналов к этим словам Н. П. Кондакова прибавил: “Все же в этом лесу некоторые пионеры уже проложили с разных сторон тропинки и сделали ценные положительные наблюдения.” 1222 Уже позднее, в 1919 г., вышла книга известного французского историка искусства г. Мийе (Millet) о средневековых сербских церквах; причем автор задается целью опровергнуть обычное мнение о том, что сербское искусство есть лишь простая ветвь искусства византийского; сербское искусство имеет свой оригинальный характер. 1223

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

214 собор Протата является самым ранним из всех сохранившихся на Святой Горе храмов и расположен в центре Кареи – столицы Афона [см. 62]. Второе название собора – церковь Протата, Великая церковь – связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году. Уже в первом Уставе Святой Горы, утверждённом имп. Иоанном Цимисхием в 972 г., прот [см. 85] признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма – на Успение Пресвятой Богородицы – в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей. В 964–969 гг. первое здание собора Протата было перестроено в большую по размерам базилику. В 1274 г. Успенский собор в Карее разрушен латинянами. Его восстановление было завершено в нач. XIV в. Росписи Успенского собора выполнены Мануилом Панселиносом (XIV в.). Протат или Священный Кинот (Ιερ Κοιντης) – центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) всех монастырей Афона. Располагается в Карее, действует постоянно, заседает три раза в неделю. Каждый антипросоп избирается своим монастырём сроком на один год. 217 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне. 221 Антоний Великий , Антоний Фивский (Αντνιος Μγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

55 Городок на Афонском полуострове, где живут обычно антипросопы 20 главных монастырей, и где имеются монастырские лавки и проживают купцы, торгующие предметами иноческого обихода. Здесь находится и знаменитый Успенский протатский собор, украшенный фресками Панселина. 56 Здесь ныне на средства боголюбивых жертвователей русский Пантелеимоновский монастырь оканчивает сооружением величественный мраморный собор, начатый постройкою еще в половине истекшего столетия и долгое время находившийся в запустении и как бы даже в небрежении... 57 Как келия Артемьевская, так и Георгиевская в Керашах, сиздавна у русских паломников на Св. Афонскую гору пользуются вполне заслуженною ими славою радушно-гостеприимных страннических приютов.. Своим цветущим настоящим состоянием обе эти келлии обязаны нашим соотечественникам, посещающим Св. Гору. Келлии эти всегда находили себе поддержку и покровительство русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. 59 При восхождении солнца, в ясный день, с вершины Св. Горы можно видеть в бинокль и очертания Царьграда. 60 Стоящий в стороне от Дохиара, недавно отстроенный заново, монастырь св. архидиакона Стефана – Костамонитский русскими паломниками редко посещается. В этой обители имеются три чудотворные иконы: 1) Божией Матери Одигитрии, подаренной императором Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом княжне Анне и попавшей на Афон из Константинополя, 2) Божией Матери Предвозвестницы и 3) св. архидиакона Стефана Первомученика. Среди реликвий здесь имеется часть багряницы Христовой. 62 По принятому обычаю на св. Афонской горе, паломники получают проводников и животных от того монастыря, в котором они нашли себе гостеприимство, и пользуются ими на все время их путешествия по горе. Но, если путешественник запасся рекомендательною грамотою вселенского патриарха в Константинополе и представил ее в Протат, то он получает от последнего особую грамоту ко веем 20 монастырям. Эта грамота открывает ему доступ в библиотеки обителей и иногда в скевофилакии и обеспечивает для путешественника в каждой обители гостеприимство и способы для переезда из одной обители в другую на мулах или в лодке. В последнем случае необходимо лишь накануне выезда из обители через архондаричного заявить о. эконому о своем намерении оставить обитель, с указанием часа отбытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

74 Панселин, Мануил (конец XIII – начало XIV вв.) – выдающийся представитель так называемой Македонской школы иконописи. Среди его работ наиболее известны фрески храма Протата в Карее. 75 Антипросопы – представители от каждого афонского монастыря, составляющие Священный Кинет. – Перев. 76 Исихастирий (букв.: место безмолвия) – собирательное обозначение отшельнических скитов и келий, иногда – целых монастырей. – Перев. 77 Старческие стасидии (γεροντικ) – стасидии, размещенные в главных местах храма. Предназначены для игумена и некоторых должностных лиц из братии, а также для почетных гостей – монахов других обителей. 78 Ошибка или опечатка в оригинале. Крымская (или Восточная) война началась в 1853-м и закончилась в 1856 г. Поскольку упоминаемое далее пророчество о ее исходе исполнилось через три года после тайной миссии на Афон, то вместо 1859-го следует читать 1853 г. – Перев. 79 По существующей на Афоне традиции останки умершего монаха спустя некоторое время (обьино через три года, когда тело истлевает) извлекаются из земли, после чего череп и кости полагаются в монастырской костнице. – Перев. 81 При погребении монахов участникам его раздаются свечи, зажигаемые за упокой новопреставленного. Свечи для исходного последования по отцу Савве предложил в дар монастырь Святого Дионисия, монахи которого считали его членом своего братства. 82 Не вполне ясное место. Сличение даты смерти с возрастом к ее моменту показывает, что отец Савва был старше по крайней мере на два года. – Перев. 83 Гора на подступе к Афону, близ монастыря Святого Василия, на вершине которой находится разбитая молнией церковка святого Пророка Илии. Название ее происходит от однокоренного наименования горы Кармил в Палестине. 85 Топоним Каруля (Καρολια), будучи формой множественного числа от καρολι, означает «катушки». – Перев. 86 Изречение Солона (ок. 640 – ок. 560 гг. до Р. X.) – древнегреческого политика, реформатора и поэта. – Перев. 87 По некоторым сведениям, там поселились сперва монахи из Палестины, которые имели намерение и на новом месте держаться прежнего поста и подвигов, но не смогли осуществить его в более суровых условиях Афона и вскоре скончались, оставив памятью о себе свои черепа (κατουνα).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 Преподобный Феофан Исповедник , епископ Никейский, творец канонов († ок. 850; память совершается 11 октября). Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор († ок. 840; память 27 декабря) родились в Палестине от благочестивых родителей. Братья получили хорошее образование и были искусными философами. Оставив мир, братья удалились в лавру преподобного Саввы Освященною, где приняли монашеский постриг, а позже были рукоположены в пресвитерский сан. Святые братья прославились как защитники иконопочитания. Они претерпели тяжкие муки, заточение, голод. Император-иконоборец Феофил (829 – 842) приказал написать раскаленными иглами на лицах святых братьев стихи, оскорблявшие исповедников (поэтому их и именуют «Начертанными»). Затем Феодор был посажен в темницу, где и скончался, а Феофан отправлен в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки, и он был возведен в сан епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе и канон Святому Духу на повечерии Пятидесятницы. 9 Мануил Панселин – знаменитый греческий иконописец, родом из Фессалоник, живший в XVI веке. Исторических сведений о нем практически не сохранилось. Епископ Порфирий (Успенский) , изучавший фрески Панселина, считал, что ему принадлежат росписи в следующих афонских храмах: Карейском соборе (1535 – 1536), церкви в прикарейской келии Моливоклися (1537), соборном храме Старого Руссика (между 1554 и 1574), соборе в Хиландаре (между 1571 и 1582). Афонский иеромонах Дионисий из Фурны, иконописец и составитель Греческого иконописного подлинника, живший в XVIII веке, писал: «…я в течение долгого времени, учась живописи с детства, и по возможности подражая Еммануилу Панселину, который как солнце воссиял в Солуни, и видав не только написанные им святые иконы, но и… знаменитые храмы на Святой горе Афонской. Он, некогда сияя блеском живописного искусства, как другое солнце и как златозарная луна, превзошел и затми л всех древних и новых живописцев: что ясно доказывают иконы, написанные им на стенах и досках, и что хорошо поймет всякий, кто сколько-нибудь знает живопись и тщательно и смысленно всмотрится в произведения кисти его». По словам искусствоведа Л. Д. Никольскою, «общепризнанная заслуга Панселина заключается именно в том, что он сумел сообщить особую красоту и выразительность существующим типам, не отнимая их силы, не изменяя их сущности и мало посягая даже на внешнюю оболочку их» (Краткий очерк афонской стенной живописи. СПб., 1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Τ. 50. Σ. 245-249). Е. Е. Макаров Иконография Свт. Никифор I, патриарх К-польский, с духовным собором иконопочитателей во дворце визант. имп.-иконоборца Льва V Армянина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 864) Свт. Никифор I, патриарх К-польский, с духовным собором иконопочитателей во дворце визант. имп.-иконоборца Льва V Армянина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 864) В иконописных подлинниках о Н. говорится как о старце в архиерейском облачении. В отражающей особенности росписи Мануила Панселина Ерминии (ок. 1730-1733) ее составитель иером. Дионисий Фурноаграфиот охарактеризовал Н. в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» как старца «с закрученною бородою» (Ерминия ДФ. С. 161). В рус. иконописных подлинниках описание облика Н. помещено под 2 днями празднования святителю. Так, в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции под 2 июня содержатся общие сведения о его внешности: «Никифор, патриарх Царяграда. Сед, брада Власьева, риза кресчата, исподь лазорь» (РНБ. Соф. 1523; цит. по: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 108). В том же источнике под 13 марта, когда празднуется перенесение мощей Н., подробно описано означенное событие: «Принесение мощем святаго отца нашего Никифора, патриарха Царяграда. Святитель Никифор сед, аки Власей, во гробе; несут его 2 дьякона. У ног, диакон сед, брада доле Николины, а у главы, диакон млад, несет святаго; за гробом святаго стоит диакон, а держит икону, Пречистую со Младенцем, а сам млад; за гробом святаго ин диякон сед, брада Иоанна Богослова, короче Богослова, несет крест велик; у главы святаго, святитель Мефодий, надседъ; брада доле Николины, сак, в крузех (в кругах.- Авт.) кресты. А за ними гора багор с белилы. Несут святаго во град. У града стоит царь, стретив святаго. Царь рус, a подобие царя Давыда; риза лазорь, исподь киноварь, праваа рука молебна, держит к персем а в левой, ширинка.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

В., близкое к подлиннику Палехской редакции; надпись на хартии он рекомендовал брать из Ерминии или из Жития П. В. ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 280). В синодальный период истории РПЦ фигура П. В. чаще встречается в составе минейных циклов: под 15 мая в схимнических одеждах, с куколем - на майских святцах-гравюрах работы Г. П. Тепчегорского, в т. ч. тех, на обороте к-рых отпечатана «Карта Ингерманландии» А. И. Ростовцева из Атласа Всероссийской империи 1727 г. И. К. Кириллова (оба - 1722 г., ОР РГБ). Престолы в честь П. В. чрезвычайно редки и связаны с патрональной темой, напр. престол в московском Высокопетровском мон-ре, в надвратной, возвышающейся над зап. углом ограды (на месте бывш. усадьбы Нарышкиных) церкви, которая была возведена настоятелем мон-ря в честь своего св. покровителя и позднее переосвящена во имя апостолов Петра и Павла; по архитектуре - одна из лучших малых церквей в Москве эпохи барокко (1735-1737, архит. Д. В. Ухтомский). Явление ангела Явление ангела прп. Пахомию Великому. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. Явление ангела П. В. в искусстве визант. круга стало одной из самых частых композиций, удостоверяющих монастырский характер храма и его живописного убранства, ее особое распространение приходится на палеологовский период 2-й пол. XIII - нач. XV в. ( Царевская. 2007. С. 145, 147, 323). В Ерминии иером. Дионисий Фурноаграфиот упоминает П. В. именно в паре с ангелом, облаченным в монашеское одеяние с куколем (Ерминия ДФ. § 13. 7. С. 170). Во всех случаях важен ангельский жест, указующий на покрытую куколем главу. Наиболее ранний пример - фреска в афонском Протате в Карее, в сев.-зап. помещении храма (росписи ок. 1290 г., мастер Мануил Панселин); эта же композиция есть в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., приписывается Феофану Критскому). По мнению Ш. Герстель, композиция с Афона распространилась в соседних регионах, напр. в Сев. Греции и на Балканах - она присутствует во фресках в ц. Богоматери Перивлепты (Климента) в Охриде (ок.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

В глубоком понимании иконописи и религиозно-благоговейном отношении к предмету своих постоянных занятий и заключалась сила того несравнимого авторитета, каким пользовалось имя нашего художника у современников и потомков. «Преподобный Андрей — Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многая святыя иконы чудны зело и украшенны», говорится о нем в Клинцовском иконописном подлиннике, а биограф преп. Сергия прибавляет к этому: «Андрей иконописец преизрядный, всех превосходящ в премудрости зельне и седины честны имея». Иконы Рублева письма всегда дорого ценились русскими людьми и признавались образцовыми. Как афонская школа иконописи считала за лучшее подражать пресловутому Мануилу Панселину, которого признавала своим главой, так для древнерусского иконописца в одном имени Рублева сливалось все то лучшее, к чему он стремился в своем искусстве. Не будучи отцом московского иконописания, Андрей Рублев, несомненно, был его лучшим представителем и обновителем. Оставаясь верен задачам церковной живописи, он оживил монотонность пошиба и привнес в иконопись ту художественность исполнения, которою отличались потом лучшие произведения московской кисти, близко соприкасавшиеся с этой стороны с иконами так называемого Строгановского письма. В половине XVI века, при царе Иване Васильевиче Грозном, на северо-востоке России приобрел важное торгово-промышленное и колонизаторское значение род именитых людей Строгановых. Они участвовали и в покорении Сибири, заботились о заселении нашей северо-восточной окраины, заводили здесь школы и иконописные мастерские. От них ведет свое начало и имя так называемая Строгановская иконописная школа, памятниками которой остались многочисленные иконы и один из древнейших наших лицевых подлинников. Связанные с новгородскими своим происхождением Строгановские письма оставили далеко позади себя первые совершенством своей техники. Чистотой и тонкостью отделки, изящным подбором ярких цветов и красок и необыкновенною тщательностью исполнения всех иногда удивительно миниатюрных фигур Строгановские письма заметно выделяются из ряда других иконных пошибов и составляют последнюю ступень в развитии византийско-русской иконописи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

В лицевом житии преподобного Сергия Радонежского одна миниатюра представляет Андрея Рублева пишущим на стене церкви последней обители Нерукотворенный образ 271 и, следовательно, заверяет и увековечивает его деятельность здесь наглядным свидетельством. А указание на то, как смотрел наш иконописец на свое рукоделие, мы имеем в духовной грамоте преп. Иосифа Волоколамского, который, перечисляя святых, живших до него в русских монастырях, писал следующее: «Блаженный Андроник бяше великими добродетельми сияя, и с ним бяху ученицы его, Савва и Александр, и чуднии они пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози такови же и толику добродетель имуще и толико потщание о постничестве и иноческом жительстве, якоже им божественныя благодати сподобитися и толико в божественную любовь предуспети, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных вапов (=красок) написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матери и всех святых, яко и на самый праздник Светлого Воскресения на седалищах седяща и пред собою имуща всечестныя и божественныя иконы и на тех неуклонно зряща, божественныя радости и светлости исполняху(ся) и не точию на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху». 272 В глубоком понимании иконописи и религиозно-благоговейном отношении к предмету своих постоянных занятий и заключалась сила того несравнимого авторитета, каким пользовалось имя нашего художника у современников и потомков. «Преподобный Андрей – Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многая святыя иконы чудны зело и украшенны», говорится о нем в Клинцовском иконописном подлиннике, а биограф преп. Сергия прибавляет к этому: «Андрей иконописец преизрядный, всех превосходящ в премудрости зельне и седины честны имея». 273 Иконы Рублева письма всегда дорого ценились русскими людьми и признавались образцовыми. Как афонская школа иконописи считала за лучшее подражать пресловутому Мануилу Панселину, которого признавала своим главой, так для древнерусского иконописца в одном имени Рублева сливалось все то лучшее, к чему он стремился в своем искусстве. Не будучи отцом московского иконописания, Андрей Рублев, несомненно, был его лучшим представителем и обновителем. Оставаясь верен задачам церковной живописи, он оживил монотонность пошиба и привнес в иконопись ту художественность исполнения, которою отличались потом лучшие произведения московской кисти, близко соприкасавшиеся с этой стороны с иконами так называемого Строгановского письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В монастыре Пантократор вместо ограды служат кельи, с громадными башнями по углам. На Соборной колокольне часы отбиваются фигурами турецких солдат, и это, говорят, очень нравится туркам, по закону коих однако считается это греховным делом, как некоторый вид идолопоклонства. Соборный храм построен в XIV веке. Здесь находится весьма древняя чудотворная икона Божией Матери, называемая Геронтисса, т.е. Старица, потом что она написана в старческом возрасте без Богомладенца. Кроме части Животворящего Креста Господня, здесь еще показывают перст ноги св. Иоанна Предтечи, десную кость св. апостола Андрея Первозванного, часть главы Первомученика Стефана, часть колена св. Игнатия Богоносца , части мощей св. Тита. Меркурия, Пантелеймона, Ермолая, Трифона, Кирика и Иулитты, Анастасии, Митродоры, Иоанникия и др. Здесь нам показали икону Успения Богородицы кисти знаменитого Панселина. Стиль весьма строгий и полон реальности. От богатой никогда библиотеки здесь осталось только несколько замечательных рукописей, как например Лицевая Псалтирь. Ватопет самый старейший из Афонских монастырей. При входе в него находится замечательное изображение языческой пророчицы Сивиллы со свитками в руках. Монастырь обнесен большой стеной, по углам которой до девяти башен, которые никогда были вооружены пушками, отобранными турками. Соборная церковь построена в 383 году, братом императора Феодосия В., в память спасения его от кораблекрушения. Для сооружения его употреблено было не мало материала из древнего языческого храма Дианы, бывшего здесь, и из других языческих капищ. Вот, быть может, почему в стене храма оказались изображения богов языческих: Титана, Нирея и Венеры, а под трапезой – Студной Деметры). Иконостас дистилон из 8 колонн с промежутками для дверей. Купол поддерживается 4 порфирными колоннами, привезенными из Рима. Здесь покоятся иноки из царских родов: Мануил Палеолог, Иоанн Кантакузен, Андроник и др. Они снабдили монастырь разными драгоценностями и святынями, которыми доныне славится Ватопет. Здесь показывают пояс Богородицы, который один путешественник в 1846 году рассматривал в увеличительное стекло (лупу), драгоценные напрестольные кресты с мощами, водосвятный замечательный фиал, св. чашу из асписа, чудные фрески, мозаики, св. мощи: Предтечи Господня, главу Григория Богослова , плечо мученика Стефана, колено св. Пантелеймона, а также Варфоломея, главу Андрея Критского и др. Из числа св. икон замечательна чудотворная икона Божией Матери, так называемая Ватопетская (празд. 21 Января).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010