Глава VI. Греческие стенописи XVI-XVIII вв Новая эпоха в истории церковных стенописей греческих и русских начинается в XVI в. Падение византийского искусства наступило еще гораздо раньше падения византийской империи, и исторические обстоятельства до XVI в. совершенно не благоприятствовали его возрождению. Даже на Афоне, который доселе признавался некоторыми убежищем церковного искусства в эту пору политических неурядиц, искусство живописи не находило более или менее широкого приложения; кратко и довольно ясно раскрыто это епископом Порфирием 237 . Оживление искусства наступает для православного востока в XVI в.: центром художественной деятельности становятся Афонские монастыри, а рельефным выражением нового художественного движения служат церковные стенописи, уцелевшие отчасти до сих пор. Афонская школа сосредоточила в себе художественные силы разных местностей Греции, Македонии, Кипра, слила их в одном горниле, а затем широко распространила сферу своего художественного влияния. Во главе этого нового художественного движения стоит имя знаменитого художника Панселина. На Афоне до сих пор сохраняется память о знаменитом Панселине; имя его, как основателя новой художественной школы, занесено и в греческий иконописный подлинник Дионисия Фурноаграфиота. Однако ни местное предание, ни Дионисий, заметившей, что Панселин превзошел славою всех древних и новых живописцев, ничего не говорят ни об особенностях панселинова стиля, ни о характере произведенной им в области искусства реформы, ни даже о времени его жизни и деятельности: славное предание является для нас так. обр. почти мертвым звуком. Церковная археология, особенно в лице еп. Порфирия, далеко подвинула вперед вопрос о времени жизни Панселина 238 , признав его художником XVI в.; но вопрос о его работах доселе не решен. Многие произведения приписываются кисти Панселина; в том числе роспись протатского собора на Афоне, что подтверждает еп. Порфирий виденною им в этом соборе надписью, указывающею на Мануила Панселина. Надпись эта подвержена некоторому сомнению 239 ; но если славный Панселин не есть вымысел праздной фантазии, – а это несомненно, если затем он оставил следы своих работ в стенописях афонских, что весьма вероятно в виду общераспространенного афонского предания, то из числа всех афонских стенописей ему должны принадлежать лучшие: таковы прежде всего именно стенописи протатского собора. А если это справедливо, то в протатских стенописях находится ключ к решению вопроса о художественной реформе Панселина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСИРОПОТАМ [греч. Ιερ Μον Ξηροποτμου], мон-рь, занимающий 8-е место в иерархии афонских обителей. Расположен на юго-зап. берегу п-ова Айон-Орос (Афон), между Русским мон-рем вмч. Пантелеимона и пристанью Дафни. К. построен на небольшой возвышенности рядом с глубоким горным потоком Ксиропотамос (греч.- «сухая река»), к-рый и дал свое имя мон-рю. В древности обитель также носила название Хлоропотам («зелёная река»), но это наименование быстро вышло из употребления. История монастыря По афонскому преданию, К. был основан визант. имп. Пульхерией (453-457), сестрой Феодосия II Младшего. В то время на Афоне еще существовали города. На месте, где была построена обитель, находился г. Стратоникия. В мон-ре бережно хранятся святыни, которые предание связывает с именем этой правительницы. Считается, что Пульхерия передала в дар основанной ей обители крест с частицей Честного и Животворящего Древа Господня, дискос из стеатита и мощи 40 Севастийских мучеников. Впосл. из-за араб. набегов Стратоникия и К. пришли в запустение. Прп. Павел Ксиропотамский. Роспись кафоликона мон-ря Протат. 1310 г. Мастер Мануил Панселин Прп. Павел Ксиропотамский. Роспись кафоликона мон-ря Протат. 1310 г. Мастер Мануил Панселин Несмотря на то что хрисовул о возобновлении К. визант. имп. Романом I Лакапином (919-944) исследователи считают поддельным, мон-рь был основан приблизительно в это время: он уже существовал в 956 г., когда получил от протоспафария Иоанна 1000 модиев земли в местности Озолимн близ Иерисса, и это дарение было одобрено имп. Константином VII Багрянородным и его сыном буд. имп. Романом II (Actes de Xéropotamou. 1964. N 1). К. также назывался мон-рем Никифора Ксиропотамского (γου Νικηφρου το Ξηροποτμου - Bompaire J. Introd.//Actes de Xéropotamou. 1964. Р. 21). Из документа 1200 г. известно, что он был посвящен «великомученику Никифору», под которым следует понимать мч. Никифора Антиохийского (пам.

http://pravenc.ru/text/Ксиропотам.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ СИНАЙСКИЙ Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. [Греч. Νελος Σινατης; Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской». Н. С. приписываются корпус сочинений прп. Нила Анкирского , а также нек-рые сочинения Евагрия Понтийского и др. авторов. Согласно агиографической традиции и по мнению нек-рых ученых, Н. С.- одно лицо с прп. Нилом Анкирским. Жизнь Единственными сведениями о жизни Н. С. являются «Сказание об избиении монахов на горе Синайской» и краткое Житие, вошедшее в состав К-польского Синаксаря (X в.), составленное на основе «Сказания...» и содержащее ряд дополнительных сведений о происхождении Н. С., достоверность к-рых подтвердить невозможно. В К-польском Синаксаре имя Н. С. упоминается трижды: под 10 нояб.- простое упоминание в одной из рукописей (SynCP. Col. 209), под 12 нояб.- краткое Житие (Ibid. Col. 217) и под 14 янв.- память 40 преподобномучеников Синайских (Ibid. Col. 390; см. Синайские и Раифские преподобномученики ). Краткое синаксарное Житие в основных чертах воспроизводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54//PG. 146. Col. 1256), а в составе Пролога получило распространение в славянской традиции. Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Согласно краткому синаксарному Житию, Н. С. был епархом К-поля при имп. св. Феодосии I Великом (379-395), имел жену, сына и дочь. Уговорив супругу принять монашество вместе с дочерью в одном из егип. мон-рей, он направился на некую гору с сыном Феодулом (упоминание о Синае имеется только в статье под 14 янв.

http://pravenc.ru/text/Нил ...

Страстная седмица: гид по неделе. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Страстная седмица: гид по неделе 30.04.2013 12:58 Версия для печати После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха - крестная. Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения. Фреска Мануила Панселина в соборном храме монастыря Ватопед (Афон), XIV век За восклицаниями «Осанна в вышних!» следует призвание ко вниманию, сосредоточенности и молитве. На утренней службе понедельника Страстной недели нас встречает песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАНУИЛ ПЕРСИДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мчч. Мануил, Савел и Исмаил. Фреска (ок. 1290 г., автор Мануил Панселин). Афон, Протат. Мануил Персидский (+ 362 ), мученик . Память 17 июня . Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил , родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361 - 363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников - братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.

http://drevo-info.ru/articles/6190.html

Выставка предметов искусства с Афона будет представлена в музее Андрея Рублева Москва, 27 апреля 2004 г. Это бесценные экспонаты, шедевры византийского и поствизантийского искусства, прибывшие в Россию в качестве даров афонских монахов русским царям и патриархам или приобретенные царями, а также русскими коллекционерами XIX века в монастырях Святой Горы, сообщается на сайте «greek.ru». В экспозицию вошли иконы (XII-XIX веков), рукописи (X-XVII веков), исторические документы (XVII века) и предметы прикладного искусства. Византийская иконография представлена произведениями византийской и поствизантийской иконописи. Один из важнейших экспонатов – копия иконы Богоматери Вратарницы (Портаитисы) из Иверского монастыря, написанная в 1648 году греческим монахом-иконописцем Ямвлихом Романовым по заказу будущего патриарха Никона, и ставшая на многие века одной из главнейших святынь русского народа. Также вниманию посетителей выставки предлагаются два фрагмента фресок, один из которых происходит из храма Протата и принадлежит знаменитому художнику Мануилу Панселину. Прикладное искусство и каллиграфия показаны на примере манускриптов с миниатюрами и автографами знаменитых фигур греческого мира, например, кардинала Виссариона Никейского, Иоанна Евгеника, Марка Евгеника, Михаила Критовула, Никифора Григоры, константинопольского патриарха Филофея Коккина, Иоанна Калиграфа, ученика св. Афанасия Афонита, а также преподобного Максима Грека. Исторические рукописи отражают тесные связи России с греческим миром и, главным образом, с главными монастырями Святой Горы в течение XVI-XVII веков. Изящные миниатюры, деревянные резные кресты, гравюры, рисунки, рукописные карты и другие предметы дополняют экспозицию, посвященную афонской традиции, которая впервые так широко представляется в России. Экспонаты происходят из Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российского государственного архива древних актов, Российской государственной библиотеки, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Сергиево-Посадского историко-культурного и художественного музея-заповедника и Церковного археологического кабинета Московской духовной академии Московского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/9594.html

На сих днях я получил печальную весть о том, будто наши гениальные живописцы – Васнецов и Нестеров – чуть ли не умирают с голода. Неужели ко многим причинам позора суждено присоединиться еще одной причине тяжелого позора русского народа, если действительно окажется, что эти оба светила благороднейшего искусства умерли от голода? Да не будет этого. Русская живопись по общему признанию – первая в современном мире, а названные два мастера – первые среди русских талантов. Оба они – восстановители православного, то есть византийско-русского, стиля живописи. Ими совершен поворот от итальянско-немецкого искусства, чувственного и горделивого, к православному, одухотворенному и смиренному. Это громадная, вековая, многовековая заслуга перед искусством, перед православным христианством, перед Россией, перед человечеством, перед Богом; а Киево-Владимирский собор, как главную сокровищницу их вдохновений, должно признать восьмым чудом в свете. Прибавим к сказанному, что наши живописцы не только восстановили, но и усовершенствовали византийско-русский стиль. Они несколько разнятся и друг от друга, и от прежних, тоже истинно православных иконописцев. Разумею, конечно, не только технику живописи, которая у последних была совершенно патриархальной, но и художественные идеи, вложенные нашими гениями в изображения Спасителя, Богоматери, Ангелов и святых. Христос Спаситель у византийских художников – всеведущий и справедливый Судия, взирающий на будущее сквозь мрак веков и в сердце грешных людей, обличая их лукавство. У древних русских живописцев Он – кроткий Утешитель скорбящих, а Богоматерь и святые – не только образцы целомудрия и носители восторженного вдохновения, как у византийцев (например, у гениального Мануила Панселина, афонца XIII века), но прежде всего умиленные сердцем и душой образцы глубокого смиренномудрия и печали о мировом зле и о собственных согрешениях. Васнецов и Нестеров разнятся между собой; первый, как богослов по образованию, является более отрешенным от наличной жизни, второй – более национальным, русским, даже деревенским созерцателем. Конечно, при всем том оба остаются чисто православными и национальными мастерами и совершенными в области научной техники. Восторженное вдохновение, духовность и чистота сердца – творчество Васнецова; тихая грусть, нежное умиление и преданность воле Божией – творчество Нестерова. Первый отрешает созерцателя своих картин от будничной жизни и увлекает к небу, второй – низводит небо на землю и раскрывает его влияние на жизнь народную, в частности – русскую. Васнецов берет идеи Иоанна Богослова и любит Апокалипсис; Нестеров воспринимает дух евангелиста Луки и постоянно воспроизводит идею притчи о блудном сыне, возвратившемся с раскаянием к своему милосердному отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Состоялась выставка " В поисках легенды " марта 2019 Выставка " В поисках легенды " студии христианского искусства при Феодоровском соборе прошла 16-17 марта на хорах собора. В Неделю торжества православия, 17 марта, состоялась презентация с участием авторов. Тема работ - свободное копирование известных христианских шедевров в различных стилистиках. Были представлены проекты " В поисках легенды. По следам Мануила Панселина " и " Новое Возрождение. Античная красота " . " Здесь запечатлен опыт людей, которые соприкоснулись с шедеврами церковного искусства, мы видим опыт познания Бога через искусство " , - сказал художественный руководитель студии Ярослав Стародубцев. Руководитель мастер-классов Дарья Белько отметила, что выставка - это годовой отчет о работе студии. Работы представлены с фотографиями, запечатлевшими процесс, приведены высказывания участников проекта. Его суть в том, что участники, в большинстве не имеющие художественного образования, делают копии шедевров церковного искусства в средневековых техниках. Учащиеся сами готовят поверхность - холст, доску, - сами растирают краски, у них есть возможность почувствовать себя средневековыми мастерами. " Каждый проект уникален, мы их не повторяем, - рассказывает Дарья. - Сначала темой была Греция (Михаил Панселин - греческий Андрей Рублев), потом Италия (Джотто, Ботичелли), сейчас - Россия (Дионисий). Потом будем знакомиться с художественным миром Турции, Сербии. Можно пройти все проекты - меняются техника, материал. Цель проекта - дать возможность людям попробовать свои силы. Копирование свободное, ничего нового они не придумывают. Невозможно требовать, чтобы человек с нуля за четыре месяца стал писать, как Леонардо да Винчи. Конечно, цель не только научить мастерству - важна и просветительская составляющая. Многие люди, которые даже не были крещены, начинают интересоваться вопросами веры, ходить в храм. Мы же не просто сидим - я все время им что-то рассказываю, показываю, объясняю " . Дарья Белько окончила иконописный класс СПбДА, много занималась научной работой. " Хотелось поделиться своими знаниями, ведь многие люди ничего не знают о вере. Есть известная шутка - если спросить простых людей, кто такая Троица, они скажут: " Иисус Христос, святитель Николай и Божия Матерь " . Как-то в одном храме видела молодую женщину в длинной юбке и платке, с ней дочка, тоже в платочке, - понятно, что люди ходят в церковь. Подходят к иконе святой блаженной Матроны, и женщина говорит девочке: " Давай поставим свечку Божией Матери " . После этого случая я решила читать авторский курс лекций для людей и церковных, и нецерковных. Начала на приходе мученицы Евгении на Парашютной улице . Из семи некрещеных, прослушавших курс лекций, пятеро решили креститься. Меня вдохновил этот результат, я стала разрабатывать новый проект. Узнала про студию при Феодоровском соборе, подала заявку - и мой проект утвердили. В третьем проекте будет уже шестнадцать участников " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Фрески Протата       Панселин. Жизнеутверждающее и «цветущее» богословие фресок              Фрески Протата - древнейшие фреска Афона       Фрески Протата перекликаются с фресками монастыря Ватопед (1312), которые занимают огромное пространство. Эти фрески относятся к критской школе, берущей основании в стиле Панселина.       Мануил Панселин. Фрагмент фрески «Крещение». Протат.     Панселин, во всём «реалистичен», во всём «жизнеутверждающ», динамически накладывает белизну на видимое и извлекает такую глубочайшую росу, что ты чувствуеш, как весь твой ум сияет белой молнией. Как стена, убеляются все силы радости и все силы боли, так что несказанные очистительные и чудесные воды бьются в самой глубине твоей души.             Всем открытя красота македонского живописца и несравненная благодать — это как будто всесветлая игра жизни и смерти. Краски открывают её в православной вери Христовой. И как в древней трагедии предстаёт плоская проекция естественного явления перед самыми естественными небесами. Панселин учит нас, что метафизика — столь же необходимая вещь, как и жизнь.               В отличие от Феофана Критского (Феофана Грека), который живя уже во времена турецкого владычества, был строг и непреклонен, чтобы сохранить в целости веру греков, Панселин цветёт и вновь расцветает в очах, продолжая природу без принуждения.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=25...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Симеон Дивногорец. Фреска. Афон (Протат). Автор Мануил Панселин (ок. 1290 г.) Память 24 мая Родился в 521 году в Антиохии Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и святой Марфы . Она с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к иночеству, но родители настаивали на вступлении в брак с юношей Иоанном. После усердной молитвы в церкви во имя святого Иоанна Предтечи преподобной в видении было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни святая Марфа стремилась во всём угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась о даровании ей ребёнка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у неё родится сын, который будет служить Богу. Родившийся вскоре младенец был назван Симеоном и крещён в возрасте двух лет. Когда Симеону шёл шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя из неё, заблудился и семь дней провёл у приютившей его благочестивой женщины. Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребёнка, поселилась после землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз являлся Господь Иисус Христос , предсказывая ему будущие подвиги и награду за них. Шести лет Симеон ушел в пустыню, где некоторое время находился в совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и, наконец, привёл в уединенный монастырь, игумен которого авва Иоанн, подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока. Прп. Симеон Дивногорец. Фреска в церки Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород. Автор Феофан Грек (1378 г.) Спустя некоторое время святой Симеон обратился с просьбой к старцу Иоанну разрешить ему тоже подвизаться на столпе. По благословению игумена неподалёку от его столпа братией монастыря был сооружён новый столп. Совершив постриг семилетнего мальчика в иночество, авва Иоанн сам возвёл его на этот столп. Юный подвижник, укрепляемый Господом, быстро возрастал духовно, превосходя в подвигах своего опытного наставника. За строгие подвиги святой Симеон получил от Бога благодатный дар исцелений. Слава о юном иноке начала распространяться за пределы обители, и к нему стали приходить из разных мест иноки и миряне, желавшие услышать его советы и получить исцеления от болезней. Смиренный подвижник продолжал пользоваться наставлениями своего духовного руководителя аввы Иоанна.

http://drevo-info.ru/articles/18064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010