Обидяй да обидит еще; и скверный да осквернится еще; и праведный правду да творит еще; и святый да святится еще. И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его» ( Апок.22,10–12 ). Таким же образом и мученикам, вопиющим и с явною скорбию требующим немедленного отмщения, повелевается ожидать и терпеть, доколе скончаются времена и исполнится число мучеников. " И егда, сказано, отверзе пятую печать, видех под олтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху. И возопиша гласом великим, глаголюще: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? И даны быта коемуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почиют еще время мало, дóндеже скончаются и клевреты их и братия их, имущий избиени быти, якоже и тии» ( Апок.6,9–11 ). О наступлении же Божественного отмщения за кровь праведных Дух Святой объявляет чрез Малахию пророка, говоря: «се, день (Господень) грядет горящ, яко пещь... и будут еси иноплеменницы и вси творящий беззаконная яко стеблие, и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь» ( Мал.4,1 ). То же самое читаем в псалмах, где предвозвещается пришествие Судии Господа, прославляемое величием суда Его: «Бог яве приидет, Бог наш, и не промолчит; огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. Соберите Ему преподобныя Его, завещающий завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть» ( Пс.49,3–6 ). И Исаия тоже предсказывает, говоря: «се бо, Господь, яко огнь, приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение... Огнем бо Господним судитися будут и мечем Его уязвятся» ( Ис.66,15–16 ). И еще: «Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги Своя со крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу и потерплю» ( Ис.42,13–14 ). Кто же это, который говорит, что прежде он молчал, но не всегда молчать будет? Это Тот, Который «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих» ( Ис.53,7 ); это Тот, Который «не возопиет...

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Этим чудом Силы и всемогущества Божия, провиденным Аввакумом и было Воскресение Христово. В кн. Исход даны два прообраза Иисуса Христа: пасхальный агнец в память избавления от египетского рабства ( Исх.12:5, 11 ) и посвящение каждого первенца, разверзающаго всякия ложесна (т.е. рождаемаго в первый раз) между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх.13:1–2 ). Этих первенцев по закону надо было выкупать особой жертвой. Прообраз ясен: Господь Иисус Христос был таким Первенцем, разверзшим девственную, не рождавшую Утробу и посвященный Богу, волю Которого Он творил до конца. И жертва, принесенная за Него был Он Сам, принесший себя за грех всего Мира. Вот смысл 1-го тропаря 4-й песни. Следует малая ектения и возглас: «Яко Благ и Человеколюбец». Песнь 5 – Ирмос Встанем ранним утром («утренюем, утреннюю глубоку») и вместо мира принесем песнь Владыке и узрим Христа Солнце Правды, всех жизнью просвещающего ( Лк.24:1 ; Мал.4:2 ). Тропари 1 . Узрев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых узах, радостными стопами потекли к свету, прославляя вечную Пасху ( Ис.49:9 ; 1Пет.3:19 ). 2 . С светильниками в руках пойдем в стретение Христу, исходящему из гроба, как жениху, и будем с радостно празднующему чинами (ιλερτοις τξεσι) праздновать спасительную Божию Пасху ( Мф.25:1 ). Здесь раскрывается радостное исполнение притчи о десяти девах, которая в Страстную Седмицу явлена была прикровенной голгофскими сумерками заката Христова. Ектения и возглас: «Яко святися и прославися пречестное и великолепное Имя Твое». Песнь 6 – Ирмос 1 . Не повредившии заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати и отверз нам двери рая ( Мф.27:66 ; Иез.44:2 ). 2 . Спаситель мой, живая и, как Бог, не заклаемая жертва! Добровольно приведши Себя к Отцу, Ты восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама ( Лк.23:46 ; Рим.6:4–5 ). В первом тропаре утверждается мысль, что Господь побеждает законы природы не насилием («ломкой»), а переходом, уведением в существенно иной план бытия, находящийся вне сферы «законов» природы, вне периферии Мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Появлением Своим в храме, лишенном прежней славы, Пресвятая Дева предначала новую славу его, затмившую древнюю. Иерусалимский храм, возобновленный Зоровавелем по возвращении иудеев из плена вавилонского, во внешнем блеске не мог сравниться с храмом Соломона (см.: 1Езд. 3:12 ; Агг. 2:4 ). И между тем святой пророк предвидел, что слава храма сего последняя будет паче первыя ( Агг. 2:9 ), а другой пророк указал и самую причину сего необычайного прославления в пришествии в церковь Господа и Ангела завета (см.: Мал. 3:1 ). Но этому пришествию в храм Владыки храма предшествовало явление в храме Пресвятой Девы Богоматери. Ветхий закон тени и образов уже исполнил свое назначение, и вот – в вещественном храме вмещается «скиния святая и пространнейшая небес, приемшая невместимое во всей твари Слово Божие» 37 . Здесь ясно зрится «Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая» 38 , «одушевленный храм» Божий 39 , «преславное селение Сущаго на Серафимех» 40 . Храм в это время был лишен главнейшей святыни – ковчега завета, Святое святых его было пусто, но слава его воссияла более храма Соломонова: в нем, по изъяснению Святой Церкви, «ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася, не скрижали носящь закона, но Христа Господа, егоже закон и пророцы древле предвозвестиша» 41 . Одушевленный ковчег Божий был «позлащен Духом» 42 , то есть, как замечает святой Григорий Неокесарийский , «Святая Дева, подлинно, – кивот, внутрь и вне позлащенный и принявший в себя все сокровище освящения» 43 . Древний ковчег завета был накрыт очистилищем, золотою крышкою, над которою распростирали свои крылья два Херувима, изваянные из золота (см.: Исх. 25:17–21 ). Это очистилище, по вере израильтян, было местом, где Вездесущий Бог обнаруживал Свое особенное присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа (см.: Исх. 25:22 ; Лев. 16:2 ; Чис. 7:89 ). Пресвятая Дева, как «небесный» 44 , «огненный престол Вседержителя» 45 , есть, по учению Святой Церкви, «теплое очистилище» 46 , «очистилище миру» 47 , «всего мира очищение» 48 . Она – «златокованная стамна, из неяже истече миро животворное верным» 49 , «стамна, манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства» 50 ; эта «манна жизни» 51 есть Христос, хлеб жизни и бессмертия, сшедший с неба (см.: Ин. 6:48–56 ). Она – «златая кадильница», имевшая в Себе «огнь – Слово от Духа Свята» 52 , «благовонное» 53 , «приятное молитвы кадило» 54 , «златозарный свещник, приемший несказанно свет неприступный» 55 , «свеща, явльшаяся во тьме и вжигающая невещественный огнь» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Поэтому как в том случае, когда скорбел и тосковал, Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: вскую Мя еси оставил , — обнаруживает в Себе естественную любовь к жизни. Ибо Он был истинный человек и подобен нам во всем, кроме греха» (Феофилакт Болгарский на Мф.27:45—49). Впрочем, « Почто Мя оставил еси? — говорит Он от лица человеческого естества как бы так: почто Ты, Боже, оставил меня — человека, чтобы я имел нужду в распятии за меня Бога? Ибо оставлены мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом» (Феофилакт Болгарский на Мк.15:33—36). 1089 «Мы крестились в смерть Христа, — толкует блаженный Феофилакт, — значит, и мы должны умереть, как умер Он. Ибо что для Христа крест и гроб, то для нас крещение, хотя и в другом отношении; потому что Христос умер и воскрес плотию, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, дабы как Христос плотию воскрес из мертвых славою Отчею , то есть собственным Божеством (ибо слава Отца — Сын), так и мы воскресаем другим воскресением, то есть новым образом жизни»; это воскресение есть «смерть порока и воскресение и оживление добродетели в человеке». Этим воскресением мы «наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах» (Феофилакт Болгарский на Рим.6:3—5). 1090 Так Христос приточно, прикровенно именует Иоанна Крестителя, применяя к нему слова пророка Малахии (Мал.4:5: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного»: 1091 Возглас на литургии перед причащением Святых Таин. 1092 Канон Святой Пасхи, творение преподобного Иоанна Дамаскина, глас 1, песнь 3, тропарь 2. 1093 Перед Святым Причащением молитва «Се приступаю...» . 1094 Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на святое Евангелие. С. 209. 1095 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 286. 1096 Афонский патерик. С. 157 (из поучений святителя Саввы Сербского). 1097 Феофилакт Болгарский на Лк.5:12—16. 1098 Молитва по Святом Причащении 3-я, Метафраста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛАХИЯ [Евр.   греч. Μαλαχας; лат. Malachias], пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в состав корпуса Малых пророков . Имя Прор. Малахия. Мозаика. VI в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Малахия. Мозаика. VI в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В самом тексте библейской книги имя Малахия встречается лишь один раз - в заглавии:               - «Пророческое слово Господа к Израилю через (дословно «рукой Малахии») Малахию» (Мал 1. 1). При этом книга не содержит никаких сведений биографического характера. Не упоминается М. и в др. книгах Свящ. Писания. Среди исследователей нет единого мнения о значении евр. слова   является ли оно именем собственным (Малахия) или нарицательным. Согласно традиц. объяснению (см., напр.: Clines D. Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield, 2001. Vol. 5. P. 290), оно представляет собой древнееврейское существительное   (вестник/ангел) с местоименным суффиксом 1 л. ед. ч. (вестник/ангел Мой). Согласно др. т. зр., данное слово является краткой формой имени   (Яхве - мой вестник/ангел) (см., напр.: Gesenius W. et al. Hebräisches und Aramäisches Handwörterbuch über das AT. B., 201318. S. 680; Rudolph. 1976. S. 247-248; Kessler. 2011. S. 100-101) или   /   (ангел/вестник Яхве) (см., напр.: Smith. 1984. P. 303; Hill. 1998. P. 17-18, но транскрипция отличается). В иудейской и христ. традициях имя Малахия чаще всего воспринимается как собственное имя пророка. Первым, хотя и косвенным, свидетельством подобного понимания может служить Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (2-я пол. I в. до Р. Х.), в к-рой говорится о 12 пророках: «...и кости двенадцати пророков да оживут от места своего! Ибо они утешили Иакова и спасли его верой, сопряженной с надеждой» (Сир 49. 10; пер. К. Б.). Хотя М. и не упоминается по имени, он, вероятно, воспринимался автором Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, как пророк с собственным именем.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Разделы портала «Азбука веры» Об эсхатологии без эсхатофобии Кирилл Иерусалимский Огласительное поучение 15-е " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title="" > ( 3  голоса:  4.3 из  5) К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Зрях дондеже престоли поставишася, и Ветхий деньми седе и проч. ( Дан.7:9 ). Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый и проч. ( Дан.7:13 ). 1. Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего Иисуса Христа большею частию все двоякое. Двояко рождение, одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие, одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом яко ризою ( Пс.103:2 ). В первое претерпе Крест, о срамоте нерадив ( Евр.12:2 ); во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: Благословен грядый во имя Господне ( Мф.21:9 ); и во второе скажем опять то же, так что вместе с Ангелами сретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: Благословен грядый во имя Господне ( Мк.11:9 ). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: сия сотворили еси, и умолчах ( Пс.49:21 ). Как Домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству. 2. О сих двух пришествиях говорит Пророк Малахия: и внезапу приидет в  церковь свою Господь, Егоже вы ищете ( Мал.3:1,2,3 ). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, егоже вы хощете : се грядет, глаголет Господь Вседержитель, и кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его? Зане той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих; и сядет разваряя и очищая и проч.

http://azbyka.ru/apokalipsis/oglasitelno...

Не преставай испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать матерь свою - Церковь, когда придет желанный Жених; расспрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит. Не преставай вопрошать, пока в точности не узнаешь; не преставай прибегать к помощи знающих о сем в точности. Хочешь ли знать, кто в точности знающие эту великую и страшную тайну? Пророки, апостолы, евангелисты; они точно знают о страшном пришествии Христа и Жениха. Их вопроси, брат, и услышишь, что придет и не замедлит. Вопроси великого пророка Исаию, и ответит тебе так: се, Господь идет, и мзда Его с Ним (Ис.40:10), и еще: Господь Бог сил изъидет сокрушити рать (42:13). И другой пророк говорит: идый приидет и не умедлит (Авв.2:3). Ответит тебе и пророк Малахия, говоря: се, грядет, и кто стерпит день пришествия Его, или кто постоит в видении Его (Мал.3:1,2)? Да и пророк Давид научит тебя, говоря: Бог яве приидет (Пс.49:3); и поклонятся Ему вси царие земстии (Пс.71:11); и еще: яко грядет судити земли (Пс.95:13). Если вопросишь первоверховного Петра, и он ответит тебе, говоря: не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят, но долготерпит, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет.3:9); и еще: день Господень, яко тать в нощи, тако приидет (1Сол.5:2). Но и Иаков отвечает также, говоря: се, Судия пред дверьми стоит (Иак.5:9). И Иоанн Богослов говорит тебе так: да имамы дерзновение и не посрамимся от Него в пришествие Его (1Ин.2:28). Вопроси, возлюбленный, и святого евангелиста Матвея, и он яснее тебе скажет о пришествии Жениха, что слышал от Него Самого; говорит же он так: Господь рече: бдите, яко не весте часа ни дне, в оньже Христос приидет (25:13). И еще: будите готови, яко в оньже час не мните Господь приидет (Лк.12:10); и еще: блажен раб той, егоже пришед господин его обрящет бдяща (Мф.24:46). И еще говорит: Узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. Тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/777/...

Ведет здесь речь от подобия с нашими предметами и для могущих уразуметь вводит несказаемое откровение таинства. Испытание серебра и золота искусные в этом производят посредством расплавления огнем всего, что в них есть нечистого и некрасивого. Огонь же божественный и небесный, то есть благодать чрез Святого Духа, по которой нам, живущим, подобает усовершаться Духом, когда Он, по ниспосланию Христа, входит в ум и сердце, – тогда-то именно он (огонь божественный и небесный) стирает всякую грязь греховную и уничтожает скверну с павших уже прежде. Таким образом, очищенными и испытанными делает их и как бы вычеканивает их духовно к новой жизни, и, наконец, являет их сосудами блестящими и освященными, уготованными в честь и полезными для дома великого, то есть Церкви (ср. Рим.9:21–22 ). На сей божественный и духовный огонь указывал богодухновенный Иоанн, говоря: «я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем» ( Мк.1 ср. Мф.3:11 ; Лк.3:16 ; Ин.1:26–27 ) 61 . Припомним и Самого Христа, говорящего: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся»?» ( Лк.12:49 ) Итак, поскольку потомки Израиля, благодаря чрезмерной нечистоте или неправде левитов, постоянно оскорбляли Бога всяческих, высказывая нечто противоречащее Ему и дерзая говорить: «всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи: и где есть Бог правды» ( Мал.2:17 ); то благополезно высказывает, что некогда воссияет Христос, устраняя всякую нашу греховность и совершая чистейшими Своих священнослужителей, и как бы золото и серебро очищая их в огне или делая их испытанными и просветленными ( Зах.13:9 ). Таковы должны быть все священнослужители Церкви, коим приличествовало бы, со всей справедливостью, говорить устами Давида, что «искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро» ( Пс.65:10 ). Потомки Аарона носили установленную законом одежду ( Лев.16:32 ), – и у избранных во Христе и поставленных на священнослужение есть светлое облачение, священнолепное и святое – Сам Христос. Посему-то, посредством лиры Псалмопевца и говорил Бог и Отец о Церкви из язычников: «священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются» ( Пс.131:16 ). Подлинно, Сам Христос есть спасение святых священнослужителей, облачение верующих досточудное и наиболее приличествующее: «елицы бо», – сказано, – «во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Шестой стих русский синодальный перевод передает: призвал Тебя в правду“, а британский: призвал Тебя для правды“; синодальный: поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников“, британский и Штейнберга: поставлю Тебя заветом народу, светом племенам“. Наиболее трудным выражением еврейского подлинника представляется: в правде (), переведенное LXX – ν διαιοσνη, Вульгатой – in Justitia и синодальными переводчиками – в правду“. Правда“ () означает вообще исполнение от века предначертанной воли Божией о спасении человеческого рода. Эта святая воля в отношении к человеческому роду есть прежде всего воля любви, спасающей человеческий род, просвещающей слепых и пребывающих в духовном мраке (ср. 7 ст.). Правда Божия вместе с Его бесконечною любовью ( Мф. 3:15 ; Ин. 3:16 ) низвели на землю Сына Божия для спасения людей. Выражение: буду держать тебя за руку и хранить 125 означает божественное попечение и поддержку Отрока Господня. В последнем предложении шестого стиха: в завет для народа и во свет для язычников, слова народ и языки ( и ) противополагаются одно другому и означают первое: евреев (ср. Ис. 49:8 ; Втор. 7:6; 33:3 ), а второе язычников. Отсюда завет для народа“ ( ) следует понимать в смысле завета между Иеговою и Израилем“, а свет для язычников ( ) в смысле света, просвещающего сидящих во тьме язычников“ (ср. Ис. 9:1–5 ). Здесь разумеется Раб Божий, Которого призвал к великому служению Иегова, Который имеет быть Виновником Нового Завета, обещанного евреям, и Который прольет небесный свет в ужасный мрак погибающего язычества. Аналогичные наименования Мессии, встречаются в ветхозаветном откровении довольно часто. В 49:6 пр. Исаии ( Ис. 49:6 ) Мессия называется спасение Мое (); у пр. Михея ( Мих. 5:4–5 ) именуется мир (); у пр. Малахии ( Мал. 3:1 называется Ангел Завета ( ). В Новом Завете Сам Мессия называет Себя подобным образом, когда говорит: “γ εμι τ φς το κσμου” ( Ин. 8:12 ). Во всех приведенных случаях, по справедливому замечанию Чейне, упоминаются лица, воплощающие и представляющие, а не просто символизирующие, известные духовные дары или отношения 126 . Чейне, отчасти Делич и другие сл. завет для народа предлагают понимать в смысле посредника завета между Иеговою и Израилем“, но такое объяснение значительно ослабляет истинное содержание выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

—433— Напротив, Я ищу истинных поклонников ( Ин.4:23 ), блеском таковых позлащу храм Мой. И как в то время, когда отклонял Израиля от подзаконных жертв, Он почел необходимым сказать: не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов, мои бо суть вси зверие селнии, скоти в горах и волове ( Пс.49:9–10 ): так и здесь, отвергая украшение вещественное и требуя, напротив, духовного, говорит, что мое сребро и мое злато, то есть довольно, и Я преисполнен и не имею нужды ни в чём таком. Напротив, украшением Моим да будет тот, кто имеет веру правую, отличается достоинствами добродетели, украшен любовью ко Мне, чист сердцем, нищ духом, милосерд и добр. Собравшись в храм, то есть Церковь , таковые являют её доброславною и всеизвестною. Агг.2:9 . Зане велия будет слава дома сего, последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержиталь, мир души в снабдение всякому зиждущему еже возставити храм сей. 2109 Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейший явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней. Впрочем почту дол- —434— жным сказать и еще вот что. Один и в одном Иерусалиме был древний храм и один народ составлял Израиль, совершавший в нём жертвы. Когда же Единородный стал подобен нам, Бог сый Господь и явися нам, по Писаниям ( Пс.117:2 ), тогда поднебесная уже наполнилась святыми домами и бесчисленными поклонниками, кои чтут Бога всяческих духовными жертвами и умными благовониями. Об этом, как полагаю, предвозвещено и устами Малахии, как бы от лица Бога: зане царь велий аз есмь, глаголет Господь, и имя мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиан приносится имени моему, и жертва чиста ( Мал.1:14:11 ). Итак, несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше. А что позаботившимся о созидании её, как бы некое подаяние от Спасителя и дар с неба, будет дан Христос, мир всех, чрез Коего приведение имамы во едином Дусе ко Отцу ( Еф.2:18 ), это открываем в словах: дам мир на месте сем, и мир души в снабдение (приобретение) всякому зиждущему, еже возставити храм сей. Сказал негде и Сам Христос: мир Мой даю вам ( Ин.14:27 ). И сколь это полезно для возлюбивших, о сем Павел учит в послании: мир Христов, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и разумения ваши ( Флп.4:7 ). Умолял и премудрый Исаия, говоря: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал ecu нам ( Ис.26:12 ), так как раз удостоенным принять мир Христов, легко можно спасти свою душу и направить помыслы к совершению добродетели. Итак, всякому зиждущему дан будет, говорит, мир; ибо созидает ли кто Церковь и поставлен тайноводителем над домом Божиим, или же заботится о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010