Мал.2:15 .  И сохраните духом вашим... и не оставьте 47 . Так как закон ясно и очевидно высказал позволение желающим давать своим супружницам разводную запись и, не подвергаясь обвинению, разлучаться с сожительницей, то могло казаться, что этому древнему узаконению противоречат слова пророка, ведущего под суд и обвиняющего в преступлении закона того, кто дерзает разводиться с женой и брать другую. Но в приведенных словах весьма благоусмотрительно и не объявляет древнюю заповедь упраздненной, и не дозволяет кому-либо делать ее предлогом нечестивых деяний: хотя, говорит, закон и позволил давать разводную запись, но поэтому не освобождаетесь от вины и вы, дающие ее (запись) для того, чтобы привязываться к иноплеменным женам. А если можно разводиться с женою и совершать это законным судом, то все-таки берегитесь (сохраните) в духе вашем оставить жену, которая «от юности». Это лучше, хотя закон и дозволил развод для желающих. Мал.2:16 .  Но аще возненавидев, отпустиши 48 ,... глаголет Господь Бог Израилев. Если, то есть, укажешь в разводной записи достоверную и основательную причину удаления, что ты возненавидел и отпустил. И покрыет нечестие на 49 помышления твоя, глаголет Господь вседержитель: и сохраните духом вашим, и не оставите. То есть: если нечестивое и скверное покрывало станет облегать твои помышления, и ненависть при этом служит только напрасным предлогом, но красота других женщин будет побеждать тебя и ты начнешь желать связи с иноплеменными женами, то берегись (сохрани), не оставь иначе всенепременно будешь проклят, ибо сказал, что «потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже смирится от селений Израилевых и от приносящих жертву Господу вседержителю» ( Мал.2:12 ). Это – относительно очевидного и простого (т.е. буквального) смысла. Но и призванным чрез веру к освящению должно оберегаться, чтобы как-либо не увлечься в скверные ереси, как бы к ненавистным Богу и иноплеменным женам. Ведь в отношении духовного плодоношения чистое и беспорочное детоводительство Учителей Церкви может и их соделать отцами благородных чад, духовно рождающими из доброго сердца достославную любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Наиболее распространенное объяснение хорошо годилось бы, если иметь в виду обращение сердца сынов к отцам; но каким же образом отцы, давно умершие, обратят свое сердце к сынам? – да и стоят ли сыны этого? Затем и то надо сказать, что сами отцы в этом смысле – отнюдь не достоподражаемый пример, если мы примем во внимание слова 3:6: «вы, сыны Иакова, не отстаете от неправд отцов ваших». Правда, места Мал.2:6 и 3:4 и Ис.29:22 могут говорить и в пользу разбираемого толкования; но во всяком случае, его можно принять только по нужде. Остается, так. обр., толкование св. Кирилла и Орелли, – что разумеются вообще взаимные разногласия. Двоякое сочетание и , пожалуй, можно в настоящем случае приравнять сочетанию с (==λλλων, «друг друга»). Может быть, разумеются партии народные (ср. Мал.2:17; 3:15 ), может быть, – так думает Орелли, – некоторая отчужденность и враждебность старшего и младшего поколения. Велльгаузен состояние современной Малахии общины считает похожим на изображенное в Мих.7:1–6 (ср. между проч. в ст. 5–6: «не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих; ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови: враги человеку домашние его»). Вообще же говоря, мы должны сознаться, что дать бесспорное толкования настоящего места едва ли возможно. § 191. . Союз значит «чтобы не»==греч. μ; употребляется с impf., когда раньше указано действие (предшествующее), долженствующее помешать наступлению некоторого другого нежелательного действия или явления (ср. Быт.11:4; 19:15; 3:3 ); – такой случай мы и имеем в настоящем месте: – 1 л. ед. ч. impf. каль от гл. «приходить». – 1 л. ед. ч. perf. гиф. от неупотр. в каль гл. ; – в гиф. значит «бить», «поражать», «разбивать» (ср. Исх.2:11, 13 ; Быт.19:11 ; 4Цар.16:8 ; Чис.14:12 ; Дан.8:7 ; 1Цар.17:49 ). Слово выражает довольно своеобразное понятие бесповоротного обречения, осуждения на истребление, заклятия, проклятия (ср. Лев.27:21 ; Чис.18:14 ; Иез.44:29 ; Лев.27:28 ; Лев.27:29 ; Втор.7:26; 13:18 ; Нав.6:17 сл.; 7:1, 11–13, 15; 1Пар.2:7 ; Ис.43:28 ; 1Цар.15:21 ; 3Цар.20:42 ; Зах.14:11 ; Ис.34:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Значения эти могут быть сведены к двум типам: а) benedictio verbalis, – благословение, как изречение ( Быт.27:12 ), в противоположность проклятию ( – ibid., ср. Втор.11:26 ); сюда принадлежит благословение в смысле специального благожелания и предсказания кому-л. ( Быт.49:28 ) или обетования ( Втор. 28, 2 ), бл. в смысле благодарного благожелания ( Иов.29:13 ; Притч.28:20 ); сюда же принадлежит значение благословения в смысле хвалы ( Неем.9:5 ); дальнейшим примыкающим сюда значением является мирный договор ( 4Цар.18:31 ; Ис.36:16 ); – б) benedictio realis, имеющее несколько различных оттенков значения: благословение в смысле полноты благ (==благословение Божие, покоящееся на чем-либо, – Быт.39:5 ; ψ.3:9; Быт.28:4 ; ψ.20:4; Притч.10:6 ; Ис.65:8 ); подарок, сопровождающий благопожелание, знак расположения ( Суд.1:15 ; 1Цар.30:26; 25:27 ; Быт.33:11 ; 4Цар.5:15 ), – особенно дар благодати Божией в виде, напр., жатвы ( Иоил.2:14 ; Лев.25:21 ; Мал.3:10 ); – сюда же, по-видимому, относится и метонимическое обозначение чрез » носителя благословение ( Ис.19:24–25 ; Быт.12:2 ; Иез.34:26 ; Зах.8:13 ). Из этой справки мы видим, что толкование бл. Феодорита, Феодора М., Новака и Орелли едва ли может быть принято. Иерархическое положение – слишком общее и отвлеченное понятие, чтобы его можно было, без всяких пояснений, называть ». Представители этого толкования рассуждают чересчур формально: сказано, что на священников посылается проклятие; сказано затем, что объектом этого проклятия являются священников; – следовательно, последние суть священническое состояние. Значение комментируемого текста должно ведь определяться не исключительно контекстом, а в гораздо более значительной степени вообще значением слов, входящих в его состав. Ссылки Орелли на Мал.2:3, 5 неубедительны, потому что «завет с Левием» находит свое объяснение и помимо такого толкования «благословений»; а чтобы в ст. 3 говорилось о «потомстве» священников, это более чем сомнительно. Ссылка же Новака на ст. 9, где выясняется, в чем состоит проклятие, тоже ничего не доказывает, так как подробности этого последнего стиха подойдут к любому толкованию ; а затем, полагать, что вполне покрывается понятием, выраженным чрез , – незаконно, так как в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Афан. изострив ум к уразумению спасительных притчей, уразумею смысл их и другим объясню гадание и притчи; разумеет дух пророчества и Св. Писания. Ст.14. Сей путь их соблазн им, и по сих воустех своих благоволят; Афан.: жизнь себе сделали суровою, или неприязненною; или – жизнь их была соблазном, но они и после сего хвастливо говорят о себе: воустех своих благоволят. Ст.15. Обладают ими правии заутра. Теперь они угнетают благочестивых, а скоро благочестивые возьмут над ними верх. Афан. Вел. разумеет о будущей жизни. Ст.19. Исповестся Тебе, егда благосотвориши. По Афан., он только тогда воздает благодарение Создателю, когда Бог умножает его достояние. Пс.49:3. Огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна. Афан. Велик, Ст.190. Огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный столп, предводивший израильтян ночью; или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму; подобно мысленному огню вложив в нас причастие Св. Духа. Ибо сказал: огнь приидох воврещи на землю ( Лк.12:49 ). И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову ( Лк.3:16 ), крещаемся мы о Христе Иисусе Духом Святым и огнем. Некто же и из пророков сказал: той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих, И сядет разваряя и очищая, яко сребро и яко злато ( Мал.3:2,3 ), потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. Но ни малой не принесло сие пользы иудейской синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: оскуде мех от огня, испие олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша ( Иер.6:29 ). Ст.6. Завещающие завет Его о жертвах. По Феодор.: соберите Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и других, которые приносили Мне законные жертвы и других завещавали; Я чрез них засвидетельствую, что жертвы закона уже отменяются и что полагается конец учению, которое было прилично младенцам; а собирает праведных потому, что они всегда знали, что кровавые жертвы спасают только верою во Иисуса Христа. Ст.7. Небеса возвестят правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

23 . Бедный ( народ израильский горит в огне постигшего бедствия ( возгараетс – по прямому значению евр. ; ср. Пс.7:14 ; Авд.18 =сирск., вульг., Ак., Сими. и бл. Иерон.), т. е. тяжко страдает от насилия и жестокостей (русск.: преследования=халд.; ср. Ис.42:25; 47:14 ; 1Петр.4:12 ) высокомерных врагов своих, подвергаясь бедствиям и ужасам войны. Древние восточные войны обыкновенно отличались крайнею жестокостью. Города и селения неприятельской страны подвергались разграблению, разрушению и опустошению; все имевшее цену в глазах неприятеля или расхищалось ими, или истреблялось; плодовые деревья вырубались и сжигались; поля закидывались камнями и посыпались солью; источники и потоки зарывались, и вся страна превращалась в бесплодную пустыню ( Втор.20:19 ; Суд.6:3–5; 9:45 ; 4Ц.3:19 и 25; Ис.14:17 и 23; 16:7–10 и др.). Самих побеждённых уводили из родной земли, продавали и обращали в рабство, подвергали всевозможным насилиям и истязаниям, уродовали, умерщвляли, истребляя иногда поголовно целые города и не давая пощады ни женщинам, ни грудным детям, и даже зверски разрубая утробы беременных матерей ( Суд.1:6; 8:7 и 16; 9:44; 2Ц. 12:31; 4Ц. 8:12; 15:16; 2Пар.25:12 ; Пс.136:9 ; Ис.13:15–16 и 18; Иоил.3:5–8 и др.). Подобные опустошения и жестокости неприятельского набега на израильский народ и разумеются в словах псалмопевца под возгоранием нищего и ухищрениями врагов его. Враги эти, вероятно, были идумеи, которые и впоследствии известны были своим высокомерием и гордостью и набеги которых отличались наибольшею жестокостью ( Иер.49:16 ; Иез.35:11–13; 25:12 ; Ам.1:11 ; Авд. 3 ), почему Идумея из всех соседних с Иудеей языческих стран по преимуществу называлась областью нечестивою ( Мал.1:4 ). О страшной опустошительности набега их во времена Давида можно судить уже по глубоко скорбному характеру относящихся к этому несчастному событию псалмов 59 и 43, с которыми близко сходится и 2-я половина изъясняемого 9-го Пс., а также из того, что, по свидетельству истории (3Ц.11:15), после этого набега потребовалось отправить в подвергшуюся ему страну целое войско для погребения убитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

К договорам между равными относятся прежде всего международные договоры, напр. между Соломоном и Хирамом, царем Тира (3 Цар 5. 12), между царем Иудеи Асой и арам. царем Венададом (3 Цар 15. 19), между царем Израиля Ахавом и Венададом (3 Цар 20. 34). К этой подгруппе примыкают договоры между племенами и конфедерациями племен: между Израилем и хананеями (предостережение от заключения договоров с ними в Исх 23. 32), между Израилем и жителями Гаваона (Нав 9. 18). Договоры между Авраамом и Авимелехом (Быт 21. 22-34), Исааком и Авимелехом (Быт 26. 12-31), Иаковом и Лаваном (Быт 31. 43-54) по сути являются договорами между группами людей (кланами или семейными общинами). Возможно, единственным упоминаемым в ВЗ договором между 2 частными лицами является договор между Давидом и Ионафаном (1 Цар 18. 3). В ряде случаев более или менее очевидно, что договаривающиеся стороны не совсем равны, нередко одна из сторон занимает более сильную позицию (Ахав по отношению к Венададу, Израиль по отношению к жителям Гаваона и др.); в таких случаях инициатором заключения договора обычно выступает более слабая сторона. Характер указанных договоров далеко не всегда ясен, но, как правило, они предполагают мирные обязательства, в частности не нарушать границ, узаконивают право на владение нек-рой территорией, являются гарантией экономической взаимопомощи или обеспечивают право на торговлю в определенной местности. Перечисленные условия договоров показывают, что за терминологическим единообразием (все они обозначаются термином   или выражением    ) стоит довольно большое разнообразие юридических трансакций. Судя по Мал 2. 14, брачный договор мог также именоваться  . Особую область употребления термина   составляют тексты, где речь идет о договоре между Богом и людьми. Это, в частности, З. с Ноем (Быт 9. 8-17; Ис 54. 17), с Авраамом (Быт 15. 18; 17. 1-16), с народом Израиля на горе Синай (Исх 19. 5; 24. 3-8; 34. 10; Втор 4. 13; Ис 56. 4 и др.). К этой группе текстов примыкают упоминания З., в к-рых с одной стороны выступает Бог, а с другой - вожди и цари Израиля вместе с народом Израиля (Иодай, 4 Цар 11. 17; Езекия, 2 Пар 29. 10; Иосия, 4 Цар 23. 3), а также договор Бога с Ездрой и народом Израиля (1 Езд 10. 3). В упомянутых текстах главным условием З. является обязательство царя и народа соблюдать закон Господа и быть верным только Ему. З. Бога с Давидом не может быть поставлен в этот ряд, поскольку здесь на 1-й план выступает обещание Господа сохранять династию Давида на троне (Пс 88. 4-5; 131. 11). Отдельную группу составляют пророческие тексты, в к-рых помимо З. говорится о т. н. новом завете (    ) c народом Израиля на совершенно новых условиях. Среди текстов пророков (Ис 42. 6; 49. 8; 55. 3; Иер 32. 40; 50. 5; Иез 16. 60; 20. 37), в к-рых употребляется слово «З.», выделяется Иер 31. 31-40 как основополагающий текст; у малых пророков отмечено единственное упоминание З. в Ос 2. 18-23.

http://pravenc.ru/text/182425.html

При совершении законных браков, на брак требовалось предварительное согласие родителей брачующихся, особенно родителей невесты ( Быт. 24:49–51 ; Суд. 14:3 ), которые при этом назначали выкуп (могар) за невесту, характер и стоимость которого были различны (ср. Быт. 29:18 и дал.; 31:15; 34:12; 1Цар. 18:25 ). Имея в виду то постановление, что в случае, если кто-либо совершит насилие над необрученной девицей, то таковой должен дать отцу ее выкуп в пятьдесят сиклей серебра и после того взять ее себе в жену ( Втор. 22:28–29 ), можно определить нормальную стоимость этого выкупа не менее пятидесяти сиклей 162 . В редких случаях сама невеста приносила с собой приданое (ср. 3Цар. 9:16 . Тов. 8:21 ). Договор между женихом и невестой или между сватьями делался при свидетелях, которые при этом иногда произносили клятву ( Мал. 2:14 ). Иногда он излагался письменно ( Тов. 7:13 ). После вавилонского плена была выработана особая формула, называвшаяся «Кетуба», в которой излагались обязательства жениха к невесте и которая употребляется у современных евреев до последнего времени 163 . После совершения письменного договора отец невесты приводил свою дочь, брал ее руку и передавал жениху ( Тов. 7:12 ), или же, как это вошло в обычай после плена вавилонского, предварительно совершали обряд обручения, состоявший в том, что жених передавал невесте или, в случае ее несовершеннолетия, ее отцу – золотое кольцо (Киддушин I, 1) или другой драгоценный предмет, или просто записку с предложением взять девицу замуж, и при этом произносил слова: «вот этим кольцом (или этим предметом) ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля (Киддушин, f. 5, б 164 . С этого момента девица считалась обрученною жениху, и посягновение на нее считалось как-бы посягновением на замужнюю женщину ( Втор. 22:23–26 ; Суд. 15:1–3 ). Она могла считаться свободной только в случае смерти жениха или его формального отказа (Киддушин, I, 1). Время обручения для девицы полагалось двенадцать месяцев, а для вдовы тридцать дней (Кетубот, V, 2; jer. Кетубот, V, 3 по Moise Schwaby). Это время назначалось для приготовления жениха и невесты к самому браку. В момент совершения брака по мишне жениху должно иметь не менее 18, а невесте не менее 12 лет (Пирке Абот V, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ст. 9. заключает в себе следствие из предыдущего. Мысль та, следов. все верующие, хотя бы то и язычники, благословятся вместе с Авраамом; так как и сам Авраам отец верующих благословлен был за веру. Порядок мыслей заключающихся в ст. 6–9.: Авраам оправдан верою (ст. 6); верующие по расположениям своим – дети Авраамовы (ст. 7); след, верующие оправдаются верою. Но могло родиться сомнение, и у иудеев оно было: не одни ли верующие потомки Авраамовы оправдаются верою? Апостол говорит: по слову писания, о семени Авраамовом должны быть благословлены все народы (ст. 8); следовательно, если верующие, как дети Авраамовы по расположениям душевным, должны быть наследниками Авраамовыми и в его преимуществах; – то ясно, что все верующие, – иудеи ли они, или язычники, благословлены будут вместе с Авраамом, но никто другой. В ст. 10–12. свойством закона подтверждает ту мысль, что только верующие участвуют, в благодатном благословении Божием: или что делами нельзя оправдаться пред Богом. И а) апостол показывает, чего можем ожидать от дел закона: елицы от дел и проч. Елицы от дел закона противополагаемые сущим от веры ст. 9. означают людей воспитанных законом. Под, клятвою суть – подлежат гневу Божию; см. Пс. 108:17. 18 . Нав. 7:49 . Мал. 2:2 . клятва апостола противополагается благословенно ст. 9, иначе ветхозаветное служение называется осуждением. 2Кор. 3:9 . закон производит (наносит) гнев Рим. 4:15 . б) Доказывается мысль ст. 10. Писано: слова из Втор. 27:26 . – Здесь сказано, по подлиннику, «проклят, кто не пребывает в словах закона сего», а по некоторым спискам у Росси и Кеникотта: «во всех словах», как и в самаритянском тексте. Потому слова: всяк и во всех и по смыслу подлинного текста должны быть подразумеваемы, как и в других местах, напр.: Втор. 28:1. 14 . Втор. 27:1 , – блаж. Иероним справедливо укорял евреев в порче Втор. 27:26 . Апостол предполагает что исполнить всего написанного в законе нельзя. Но проклят не исполняющий всего; след. полагающиеся на закон – под клятвою. В том самом месте, откуда заимствует апостол слова свои, Моисей говорит собственно о нарушителях нравственного закона. Втор. 28:9 . Лев. 26:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С экзегетической стороны возникает вопрос: почему Малахия иудеев назвал – именем, прилагаемым обыкновенно к язычникам, не-иудеям? Естественно напрашивающееся объяснение, – что пророк смотрел на обличаемых иудеев не лучше, чем на язычников 1937 , – конечно, может быть принято за отсутствием более удовлетворительного другого; но несомненно, что оно несколько модернизирует стилистические приемы Малахии, усвояет ему манеру нашей обличительной и полемической литературы. Ближе к делу будет обратиться к собственному смыслу слова и к случаям употребления этого имени относительно еврейского народа. Преимущественно язычников это слово обыкновенно обозначает во множественном числе ‎ 1938 . Само же по себе слово вообще обозначает «народ», как объединенную в целое массу людей (нередко в этих случаях мы имеем сочетание – «весь народ») и в этом смысле без колебания применяется и к Израилю: Нав.3:17 – «доколе весь народ ( ) не перешел чрез Иордан»; 4:1 – «и было, когда весь народ ( ) перешел чрез Иордан»; 10:13 – «и остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ () мстил врагам своим»; Быт.12:2 – «Я произведу от тебя великий народ ( )», – имеется в виду Израиль; 35:11 – «народ и множество народов ( ) будет от тебя»; Ис.1:4 – «горе народу () грешному, племени (), обремененному беззакониями», – любопытный случай употребление в применении к Израилю имен и , как синонимов. Место Мал.3:9 стоит в полном соответствии с этими примерами, потому что и здесь берется именно вся совокупность народа иудейского. Но Библия дает, хотя и не многочисленные, примеры и того, что и без необходимости обозначить именно народ, как целое, слово применяется к Израилю ( Суд.2:20 ; Исх.19:6 – «вы будете народом святым», ; Соф. 2:9 ; ψ.105:5). С другой стороны, и слово , обыкновенно служащее для обозначения еврейского народа, нередко прилагается и к язычникам (ср. Быт.23:12; 42:6 ; Чис.21:29 ; Ис.8:9 ; ψ.32:10; Мих.1:2 ; Ис.3:13 ; Быт.49:10 ; Втор.4:27 ; Ис.11:10 ; Зах.12:4 ). И вообще, в эпоху от возвращения из плена до Неемии включительно, по-видимому, не полагалось строгого различия между и . Об этом свидетельствует, напр., выражение от лица Божия к Израилю в Неем.1:8 : «Я рассею вас по народам ( )». Кроме того, в эту эпоху создалось даже техническое выражение ( Ездр.4:4 ) или ( Ездр.10:2, 11 ; Неем.10:31 сл.) для обозначения языческого и полуязыческого не-иудейского населения Палестины. Итак, название пророком Малахия иудеев едва ли заключало в себе какой-либо скрытый порицательный смысл, а вполне соответствовало смыслу речи, общему значению слова, примерам аналогичного употребления его другими библейскими писателями и языку послепленной эпохи, смягчившему противоположность между и .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Мф.8:11 .  Глаголю же вам: яко мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небеснем. Пророк Исаия предсказал о вере во Христа и спасении язычников тако: «приидут к ней вси языцы» ( Ис.2:2 ). «Се дах тя в завет рода, во свет языков, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли» ( Ис.49:6 ). И Малахия: «зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). Почему и Богочеловек Иисус, взяв доказательство от веры язычника сотника, предъявляет приближающееся и начинающееся обращение языков и вхождение их в небесное царствие. Но вот как искусно и мудро в сем поступает! Чтобы не соблазнить Иудеев, и не показаться презирающим в законе Богу угодивших, не сказал: многие языки уверуют и наследят царствие небесное, но: «мнози от восток и запад приидут». Потом упоминает о Аврааме и Исааке, и Иакове, показывая что они наслаждаются царствием Божиим, но что и язычники, с ними сообитая и совозлежа, будут причастниками Божией славы. Сицевым образом предрасположив слушателей, и всякий повод к обвинению Его от них отъяв, сюда же присоединяет и остальную часть своего пророчества: Мф.8:12 .  Сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом. Язычники, уверовавшие в таинство воплощения Сына Божия, наследят царствие небесное: Израильтяне же не уверовавшие изгнаны будут во тьму кромешную. Сынами царствия называет Израильтян, поелику их «бяше всыновление и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования, ихже и отцы, и от нихже Христос по плоти» ( Рим.9:4–5 ). О сих-то Бог чрез Моисея глаголал: «ты же возглаголеши Фараону: сия глаголет Господь: сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ). А чрез Исаию: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася» ( Ис.1:2 ). Но вместо Израильтян, отвергшихся веры, приведены обратившиеся в веру язычники. Сие-то есть то таинственное восстановление, о коем говорит пророк Осия: «и помилую непомилованную, и реку не людям Моим, людие Мои есте вы: и тии рекут, Господь Бог наш Ты еси» ( Ос.2:23 ). Богоглаголивый же Апостол тех (Иудеев) падение называет спасением языков: «неверием отломишася, ты же верою стоиши» ( Рим.11:20 ). Приметь, что, понеже упомянул Он о тьме кромешной (или внешней), где плач и скрежет зубом, то есть, следовательно, и другая тьма, хотя вечная же, но легчайшая и внутреннейшая. Посему, якоже в дому Бога и Отца обители суть многи, то есть, многие чины и степени славы и блаженства: тако и во аде суть многие разделения наказаний и мук. Отсюда же научаемся, что ни спасаемые все равною мерою славы наслаждаются, ни мучимые все тожде подъемлют мучение: но каждому Бог разделяет меру славы или мучения, по мере веры и дел его. О сем Господь предрекши и сказавши, вступает в другую речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010