Критики считают, что заключительный стих (21) противоречит сказанному в 10:1. Но речь идет не о дате смерти Даниила; вопрос здесь не в хронологии, но в богословии. Первый год правления Кира (538 г. до н. э.) знаменует собой начало эры восстановления ( 2Пар. 36:22–23 ). Даниил дожил до тех времен, когда он мог увидеть, чем обернулись для Навуходоносора его действия. Царь вавилонский уже давно был мертв, а слуга Божий продолжал жить, и народ его был восстановлен в своих правах. Это введение подготовило нас к пониманию конфликта между противоборствующими силами и восприятию видений, в которых раскрывается картина окончательного триумфа царства Божьего. 2:1–49 Верховная власть Бога в языческих государствах 2:1–13 Странный сон Навуходоносора События второй главы относятся ко второму году правления Навуходоносора (604 г. до н.э.; ср.: 1:1–2). В древние времена на Ближнем Востоке считалось, что цари получают вести от богов. Сны Навуходоносора в этом отношении были особенно интересны, если учесть его притязания на мировое господство. (Его победы над египтянами при Каркемише (Кархемисе) и Хамате обеспечили ему беспрепятственный контроль над Сирией; на ближайшие годы планировались и другие военные кампании.) Они смущали его покой (1), и он призвал своих тайноведцев, гадателей и чародеев (чьи титулы, кстати, отражали суть вавилонской науки и религии) для разъяснения своих снов (см.: Втор. 18:10–12 ; Мал. 3:5 ). Трудно сказать, помнил ли Навуходоносор хоть что–нибудь из своего сна (3). Некоторые исследователи считают, что он мог смутно помнить его в самых общих чертах (напр., 9). Сон настолько встревожил его, что он под угрозой смерти потребовал его истолкования от своих советников – халдеев (5). Он мог поверить в их способность толковать сны, только если они расскажут ему содержание самого сна, которого они, естественно, не знали. Ответ халдеев был одновременно и разумным (4, 7), и не оставляющим никакой надежды (10–11), и это намеренно подчеркивает автор как свидетельство порочности самого царя и ложной мудрости его придворных советников.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Согласно со своими естественными свойствами, свет в каждой области бытия представляет чистейшее обнаружение той энергии, к которой он приложен в качестве предиката. Поэтому «свет» обычно является принципом духовного просвещения, познания и истины, и, в силу внутренней связи между знанием и поведением, – принципом доброго поведения и жизни. Обе эти стороны – интеллектуальная и этическая – соединяются в выражении самым тесным образом, хотя, смотря по течению мысли, преобладает то теоретическая сторона познания, то практическая сторона нравственного поведения. Отсюда в отношении к субъекту «свет», как в нем находящийся, обозначает преимущественно или совершенство его знания, мудрость ( Дан.2:2 ), или преимущественно его нравственную чистоту, святую жизнь ( Еф.5:8 ). В отношении же к деятельности субъекта, переходящей на других, «свет», приложенный к нему в качестве предиката, представляет его просвещающим, сообщающим истинное познание, и учителем нравственности, воздействующим на других примером святой жизни (Мф.5:14). Наконец, как физический свет является условием физической жизни, так свет духовный – условием и элементом истинной духовной жизни и счастья ( Иов.28:30, 33 ; Пс.55:14 и др.). В силу такого богатства своего содержания, в котором основным моментом является идея совершенства, символ света в Ветхом Завете особенно часто употребляется там, где речь идет о Высочайшем Существе. Чтобы представить Бога, как нематериальное, все проникающее, оживляющее и освещающее существо, ветхозаветные писатели изображают Его светозарным. Свет есть образ Бога, – образ, свидетельствующий о Его присутствии; поэтому при повествовании о богоявлениях почти всегда говорится о сиянии света, молнии и т.п. В изображениях пророков Бог окружен светом и сияет им ( Пс.49:3, 79:8, 104:2 ; Иов.41:12 ; Авв.3:3, 4:4 ; Ис.6 ; Иез.1 и Иез.9 ). Также свет часто является обозначением Бога в Его отношении к людям в качестве Бога-Спасителя ( Пс.26:1 ; Мих.7:8 ; ср. Чис.6:25 ; Пс.30:17, 66:2, 79:4 ). В связи с этим свет является одним из существенных свойств мессианского царства ( Ис.9:2, 42:6 ; Мал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

12. Общение сего Святого Духа даровал Господь Апостолам. Ибо написано: «Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20, 22. 23 ). Это вторичное дуновение, потому что первоначальное не было уже действенно по причине произвольных грехов. И сим исполнилось Писание: «поднимется на тебя разрушитель, охраняй твердыни» ( Наум. 2:1 ). Откуда же «поднимется»? Из ада, ибо так повествует Евангелие, что дунул тогда по воскресении. Но хотя дает теперь благодать, однако же обещает еще более ущедрить и говорит ученикам: «готов Я дать и теперь, но не вмещает еще сосуд. Посему примите пока благодать, сколько можете вместить, но ожидайте и большой благодати. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Теперь примите отчасти, а тогда будете носить на себе все совершенно. Ибо приемлющий часто удерживает только часть данного, а облекающий объемлется отвсюду ризою. Не бойтесь, говорит, оружий и стрел диавольских, ибо будете носить на себе силу Духа Святого». Помните же сказанное недавно, что разделяется не Дух, но благодать, подаваемая Духом. 13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обетование, ибо сказал ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» ( Иоан. 14:16 ). Во Иерусалиме пребывали они, ожидая сошествия Святого Духа, «и при наступлении дней Пятидесятницы» ( Деян. 2:1 ), здесь в этом граде Иерусалиме – наше это преимущество, говорим о благах, не у других открывшихся, но у нас дарованных. Итак, в Пятидесятницу «бяху седяще» (2), и снисшел с небес Утешитель и Освятитель Церкви, правитель душ, кормчий обуреваемых, просветитель заблудших, подвигоположник подвизающихся, и раздаятель венцов победившим. 14. Снисшел же для того, чтобы облечь силою и крестить Апостолов. Ибо Господь говорит: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» ( Деян. 1:5 ). Не частная это благодать, но всесовершенная сила, ибо как погружающийся и крестящийся в водах отвсюду окружается водами, так и Духом крещены они были всецело. Но вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до внутренности самой души. И чему дивишься? Возьми пример чувственный, который сам в себе мал и неважен, но полезен для людей простых. Если огонь, входя внутрь грубого железа, целый состав его делает огнем, и холодное раскаляется, черное начинает светиться; и если огонь, будучи веществом и проникая в вещество железа, действует так беспрепятственно, то чему дивишься, если Дух Святый входит во внутренность самой души?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

( Cypr. Carth. Ep. 63. 12) - все это говорит в пользу того, что молитвы «Дидахе» имели реальное употребление. Из рубрик 9-10-й глав «Дидахе» большое значение имеют запрет принимать участие в Е. некрещеным; требование нравственной чистоты от причастников; позволение пророкам совершать благодарение не так, как записано в книге (практика свободного сочинения евхаристических молитв сохранялась в Церкви и во II-III вв.; см.: Bouley. 1981). Еще одно описание Е. в «Дидахе» содержится в 14-й гл. Она начинается с заповеди собираться вместе в воскресный день (греч. текст содержит здесь необычное сочетание κυριακ Κυρου, к-рое отдельные исследователи предлагали интерпретировать в смысле указания не на воскресный день, а на некий особый день года; см. статьи: Воскресенье , «Дидахе» ), чтобы «преломлять хлеб» (κλσατε ρτον) и «совершать благодарение» (εχαριστσατε), «исповедовав прежде прегрешения», «чтобы Жертва была чиста»; далее следуют предписание о примирении христиан друг с другом прежде совершения Е. и пояснение, что Е. есть та самая Жертва, о к-рой было сказано прор. Малахией (Мал 1. 11). Т. о., в 14-й гл. «Дидахе» содержится одно из древнейших свидетельств богословского осмысления Е. как Жертвы (в лит-ре встречается т. зр., что 14-я гл. «Дидахе» является позднейшей интерполяцией (см.: SC. N 248. P. 49, 63, 93), но обоснована она недостаточно (см.: Niederwimmer K. The Didache: A Comment.: Transl. Minneapolis, 1998. P. 194-199)). Если рассмотреть местоположение указаний о Е. в общей композиции «Дидахе», то в первом случае (главы 9-10) они следуют после предписаний о Крещении, посте и молитве, во втором (гл. 14) - связываются с воскресным днем. Поэтому можно предположить, что в первоначальной церковной практике Е. совершалась по воскресным дням, а также в тех случаях, когда происходило Крещение новообращенных. В целом Е. в «Дидахе» предстает как великая святыня, к к-рой не могут быть допущены некрещеные и для участия в к-рой верные должны соблюдать нравственную чистоту и находиться в мире с др.

http://pravenc.ru/text/348067.html

И если фарисеизм и книжничество строили свою теорию спасения и преимущества Израиля пред другими народами на основании обрезания плоти и плотского происхождения от Авраама, то евангелист дает понять, что в Аврааме предначертан идеал нравственно-мессианской веры, послушания Богу и самоотвержения до жертвы единственным сыном, за что он и удостоился оправдания пред Богом и обетования быть отцом Спасителя, в Коем благословятся все народы земли, а не один Израиль ( Быт.15:6; 17:1 ; след. 22:16–18 и др. ср. Рим.2:25 ; дал. 9:7–9; Мф.3:9 ; Ин.8:33–58 и др.). Те же прообразы нравственно-мессианского идеала даны и в других предках Господа за первый период родословия. Так в Исааке повторен прообраз Авраама ( Быт.25:21; 26:2–5 ; Гал.4:28 ). В Иакове предъуказано, что не плоть первородства Исава, его чувственный эгоизм и грубая сила внешняя ( Быт.25:27–34 ), но нравственная сила кротости ( Быт.25:27 ) и послушания ( Быт.27:8 ) дает Иакову благословение Авраамово и наследие земли ( Быт.27:29; 28:3–4 ), так что по предведению этих нравственных качеств благодать Божия уже от чрева матери предъизбирает достоинейшего и отвергает недостойного ( Мал.1:2–3 ; Рим.9:11–13 ). По типу кроткого отрока Иакова пророк изображает Мессию, каковое пророчество евангелист, как увидим применяет ко Христу ( Ис.42:1–4 ; ср. Мф.12:18–21 ), – а также мессианского Израиля, как прообраз Мессии и его царства ( Ис.41:8–14 ). Иуда, хотя и является предносителем царственной власти и могущества Мессии и, как родоначальник Мессии, получает обетование о скипетре и законодателе от чресл его, доколе приидет Примиритель покорных ему народов, но удостаивается этого опять не по праву плотского наследства, ибо был младшим из братьев своих – сыновей Лии ( Быт.29:35 ), а по своим нравственным качествам избирается из всех двенадцати сынов Иакова быть праотцом и прообразом Мессии – Примирителя народов ( Быт.49:8–10 ; ср. Апок.7:5 ). В рождении близнецов Фареса и Зары выражается тот же закон предъизбрания от чрева матери достойнейшего по своим нравственным качествам ( Быт.38:27–30 ), – закон, осуществленный особенным чудесными образом во время самого рождения близнецов, так что Фарес родился прежде Зары, хотя по естественно-плотскому закону Зара должен бы быть первенцем и, следовательно, праотцом Давида и Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Противоположения От старых, сказуют, икон благодать Божия отлете, а вновь писанным не дадеся; для того им покланяться и не должно. Ответ. Так где же благодать вселилась? На востоке ли? В щелях ли? Нет, о глупые пустословцы! И Сам Спаситель удостоверил нас во Евангелии 775 , что Он пребудет благодатно с правоверными Своими до скончания века; а преблагословенная Матерь Его благодать Сына Своего, купно же и Свою, обещала навсегда и с Её иконами, Лукой евангелистом написанными 776 . Ныне, возражают, от икон знамений и чудес не бывает; убо они благодати не имеют. Ответ. а).А от востока и щелей, чтоб чтить их отщепенцам, происходят ли какие чудеса? Отнюдь, ничего, кроме пустоши. б).Чудеса, как пишет апостол к коринфянам 777 и в «Кормчей» 778 говорит Анастасий Синайский, бывают ради неверных, чтоб, то есть, обратить их ко Христу. За тем оные нужнопотребны токмо были в первых по Христе веках для разнасаждения Церкви. А ныне к чему оные служат, когда святая вера по вселенной уже распространена, бесчисленными свидетельствы доказана и утверждена? Для кого прежде бывших чудес не довольно, тот, аще кто и от мертвых воскреснет, не имут веры 779 . §46. Против селезнёвщины Положение истины [Чти о сих в части 1, §2, IV, п.21 и §3, IV, п.21.] Как Мессия, пророками обещанный, уже пришёл и Той именно есть Иисус Назарянин, за тем ныне по благочестию истинному ни обрезываться иудейски, ни субботствовать, ни мяс свиных гнушаться, ниже иных моисейских обрядов содержать отнюдь не должно. [Довод I, о пришествии Мессии.] I.Noheжe какие суть признаки, истинного Мессию означающие? Между прочими множайшими наипаче суть сии: а).истинный Мессия долженствовал прийти по оскудении княжения Иудина, но, однако, от того ж царского племени ( Быт.49:10 ); б).родиться от непорочной Девы ( Ис.7:14 ); в).в Вифлееме ( Мих.5:2 ); г).в бытность второго иудейского храма ( Агг.2:9 . Мал.3:1 ); д).надлежало Ему быть во убожестве и презрении, пострадать за нас, умереть и погребену быть ( Пс.21:7, 19 . Ис.53:12 ); е).но паки воскреснуть и вознестись на небо во славе ( Пс.15:10; 67:19 ); ж).потом благодатью Его следовало истребиться идолопоклонству и язычникам обратиться к Богу ( Ис.2:2, 3; 18 и 20.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Видеть в удостоверительную частицу нет оснований, потому что приводимые для этого значения примеры легко могут быть истолкованы просто в смысле риторических вопросов. Во всяком случае, переводить надо прямым вопросом. – 1 л. ед. ч. impf. каль от гл. «открывать». – мн. ч. st. constr. от сущ. «решетка», «окно»: в ед. ч. это слово не встречается; всего же в Библии оно встречается 9 раз: в Еккл.12:3 в значении «окна»; 6 раз ( Быт.7:11; 8:2 ; 4Цар.7:2, 19 ; Ис.24:18 ; Мал.3:10 ) для обозначения вообще отверстий небесных или шлюзов небесных для изливаемого на землю дождя (из них только в одном нет , которое, впрочем, подразумевается); и 2 раза в других значениях ( Ис.60:8 – голубятня и Ос.13:3 – дымовая решетка). «Не открою ли я вам отверстий небесных?» – таков буквальный перевод рассматриваемого предложения. В такой форме оно обнаруживает некоторое стремление выглядеть косвенным вопросом, хотя и не выраженным синтаксически. Но можно его варьировать: «разве не открою etc.?» – так он будет риторическим вопросом и получит уверительный смысл; «не могу ли Я открыть?» «разве я не могу открыть?» – значение усиливающее предыдущие упреки (почему вы не хотите испытать Меня исполнительностью?); «не открыть ли мне для вас etc.?»... Нам думается, что лучше всего удержать буквальный перевод, дабы не предрешать толкования. Странно и довольно темно выглядит выражение . Как предл., ==«usque ad», как союз,=«donec»; , как сущ., значит «уничтожение» ( Ис.38:17 ), «погибель», прекращение существования (ψ.71:7), как отрицат. частица, – «не» (употребляется подобно , при прач. – ψ.18:4; Ос.7:8 ; 2Цар.1:21 :при сущ. – ψ.62:2; Иов.24:10 и др.); (st. cstr. ) – сущ. «достаточное», «нужное», «довольное» ( Исх.36:7 ; Иер.49:9 ; Авд.1:5 ; Притч.25:16 ; Есф.1:18 ; Лев.5:7; 12:8 ). Древние переводы, по-видимому, не читали : «ως το κανωθναι» (LXX, ср. слав. «дондеже удовлитеся»), «usque ad abundantiam» (вульг.), «пока скажете – довольно» (сир.), «до того, что скажете – довольно» (тарг.), – все эти переводы звучат так, как если бы они читали просто .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Видение (ρασις, visio) здесь употреблено в смысле vaticinium – прорицание, провещание, почему в халдейском парафрасте и переведено словом prophetia – пророчество. Словом: Идумеи (у LXX – τ δουμα, в халд. нар. de Edom или, как объясняет аб. Минь adversus Edom) 34 пророк определяет самый предмет пророчества. Под именем Эдома здесь разумеются потомки Эдома, или Псава, населявшие Идумею. Эта страна занимала узкую гористую полосу земли от северного конца елафского залива до южной оконечности Мертвого моря. Потомки Исава наследовали от своего родоначальника ту неприязнь, какую они питали к Иакову, и были постоянными смертельными врагами Иудеев. Еще во время сорокалетнего странствования израильтян по пустыне, идумеи решительно отказались пропустить их через свою землю ( Чис.20:14–18 ). Со времени Саула начинается постоянная борьба Идумеев с израильтянами. Несмотря на страшные поражения идумеев Давидом ( 2Цар.8:13–14 ), Иосафатом ( 2Пар.20:22 ), Амасией ( 2Пар.25:11–12 ; 4Цар.24:7 ) и др. царями, израильтяне не могли окончательно покорить Идумею. «Слух слышах от Господа, известие во языки посла: востаните, и восстанем на ню ратию». В настоящем стихе естественнее переставить слова так: Видение Авдия, слух слышах от Господа и посла.., а потом: это говорит Господь Бог к Едому: вот малого и т. д. Выражение – «слух слышах от Господа» – можно понимать, с одной стороны, в том смысле, что пророк сам непосредственно получил откровение от Бога, а с другой, – что он имеет в виду других пророков, которые говорили об Эдоме, т.е. Амоса ( Ам.1:11 ), Иоиля ( Иоил.3:19 ), Исаию ( Ис.11:14, 21:11–17 ). «Известие во языки посла» – почти во всех кодексах библии переводится: legatum ad gentes misit. Под этим послом или вестником одни разумеют послов, которых отправил Навуходоносор к соседним и подвластным себе народам, чтобы они соединенными силами напали на Идумею 35 ; другие разумеют ангела – доброго или злого, посланного Богом к халдеям, чтобы возбудить их к разорению Идумеи 36 . По словам Ефрема Сирина , под вестником «пророк, вероятно, разумеет здесь Эммануила, который есть Ангел Завета ( Мал.3:1 ), посланный с небес возвестить мир народам; почему и называется чаянием языков ( Быт.49:10 )» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

49 Пение петуха в древности служило для различения ночных страж (uigiliae). Час ночи, который имеется здесь в виду, называется gallicinium, он предшествует «утренним сумеркам» – crepusculum matutinum. 51 Caligo – сумрак, облако – относится не только к небесным явлениям, но и к человеческим заблуждениям, о которых идёт речь в следующей строке. 59 Этот гимн атрибутирован свт. Амвросию у Фульгенция Руспийского (см.: epist. 14. 10 и 14. 42). С мистической фигурой «Солнца правды» из пророчества Малахии ( Мал.4:2 ) христиане начали отождествлять Христа начиная с III в. Эта символика развивалась в противовес и в параллель языческим культам солнца (в 274 г. император Аврелиан объявил главным богом империи солнце, Sol inuictus). 69 Relegare – изгонять. Возможно, здесь присутствует «перевёрнутая» аллюзия на изгнание из рая Адама и Евы: в молитве к Отцу мы просим изгнать уже не людей, соблазнённых змием, а «скользкий» (lubricus), змееподобный грех из сердец людей. 71 Свт. Амвросий нередко использует образ fraudis uenena, говоря о ереси: fid. 1. 42 (об арианах). 73 Sobria ebrietas (оксюморон) – тема, представленная уже у Филона Александрийского и впоследствии разрабатывавшаяся неоплатониками (см.: Courcelle Р. Recherches sur les Confessions de saint Augustin. P., 1968. P. 252). Ср.: Еф. 5:18 . См. также у свт. Павлина Ноланского (carm. 24.685; 27. 106), у блж. Августина (conf. 5.13.23). Неоднократно встречается она и у свт. Амвросия (см.: Cain et А. 1.19; Isaac 5. 50; fug. 6. 51; exp. ps. 118, 15. 28 и др.). 77 Заключительная строфа представляет собой доксологию зари, в которой являются и Отец и Сын. Христианская молитва рассветного часа – очень древняя (о ней свидетельствует уже Плиний Младший, epist. 10. 96. 7). 78 Блж. Августин цитирует стихи 7 и 8 из этого гимна (см.: nat. et grat. 63. 74). Гимн уже в древности использовался на Западе в богослужении третьего часа, о чём свидетельствует Цезарий Арльский (reg. uirg. 66), Аврелиан (reg. mon.; reg. uirg.). 79 Iam в начале стиха в сочетании с глаголом движения (surgere) придаёт всему гимну динамичность. Подобным образом нередко начинает стих Вергилий (ср.: Aen. 3. 270; 12. 391 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(1). Бог богов Господь глагола, и призва землю. У Бога святые суть боги. Дах тя бога Фараону (Исх. 7, 1); и: Аз рех, бози есте (Пс. 81, 6). Когда же призываются они Богом? Не тогда ли, как вочеловечившись возглаголал, и призвал всю землю? Что же возглаголал, как не сие: шедше научите вся языки (Мф. 28, 19); и: подобает проповедатися Евангелию сему в целой вселенной (Мк. 13, 10)? (2). От Сиона благолепие красоты Его. Бог яве приидет. Говоря: от Сиона, дает разуметь первое, а говоря: яве - второе пришествие. В первое Свое пришествие и славное богоявление молчал Он, судимый человеками, и не открывал явно Божества Своего. Во второе же Свое пришествие придет не скрытно, как в первое, но яве, и, как сам Он говорит, подобно молнии, проходящей от востока и до запада (Мф. 24, 27). Яве приидет и не премолчит, но обличить грех мира. Если же Бог приидет яве, а Христос есть Бог, то конечно речение «яве» указует на плоть. Огнь пред Ним возгорится, чтобы предать огню достойных его за свое нечестие. Это подобно сказанному: река огненная течаше пред Ним. Ибо тоже самое видел и блаженный Даниил, который говорит: река огненная течаше пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан. 7, 9. 10). А огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный свет, которого образом был огненный столп, предводивший израильтян ночью, или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму, подобно мысленному огню вложив в нас причастие Святого Духа. Ибо сказал: огнь приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49). И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову, крещаемся мы о Христе Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Некто же и из пророков сказал: Той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато (Мал. 3, 2, 3), потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. На это не принесло ни малой пользы иудейской Синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша (Иер. 6, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010