12 . Этого Святого Духа общение даровал Спаситель апостолам, ибо написано: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Это вдохновение второе, поскольку первое потеряно от произвольных грехов (см. Быт.2:7 ). Об этом втором написано: Поднимается на тебя разрушитель ( Наум.2:1 ). Поднимается откуда? Из ада. Ибо Евангелие повествует, что это Его дуновение было по воскресении. И хотя теперь сообщает благодать, но еще хочет дать большее и говорит апостолам: «Я готов сообщить и теперь, но еще не можете принять. Примите пока благодать в той мере, как вместить можете; впрочем, ожидайте и большего. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлющий несовершенно пользуется данным ему, но облекающийся покрывается одеждою со всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, оружия диавола и стрел его, ибо иметь будете силу Святого Духа (помните недавно сказанное, что Дух Святый не разделяется, но только благодать, через Него ниспосылаемая)». 13 . Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обещание. Он говорил ученикам: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ( Ин.14:16 ). Они пребывали в Иерусалиме, ожидая сошествия Духа Святого и при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:2 ), в этом граде Иерусалиме (и это преимущество имеем мы; блага, о которых говорим мы, не где-то ниспосланы, а у нас дарованы), в день, говорю, Пятидесятницы, когда они были вместе, сошел с неба Утешитель, хранящий и освящающий Церковь , промышляющий о душах, кормчий обуреваемых, просвещающий заблудших, награждающий подвижников и венчающий победителей. 14 . Сошел же для того, чтобы облечь силой и чтобы крестить апостолов. Ибо говорит Господь: вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). Не частная эта благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами, так и апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святой крещает все внутреннее души, и почто удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: если огонь, проникая твердость железа, все его делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым, если (говорю) огонь, будучи телом, входит в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие, то что удивляться, если Дух Святой входит в саму внутренность души?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но самому же Ему принадлежат и эти слова: «если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» ( Иоан.8:14 ). Что-нибудь одно: если истинно, то как может быть не истинным? Если неистинно, то как назвать истинным? В словах – полное противоречие, но мысли согласуются. Иисус вошел в храм и учил, – вошел в храм Создатель храма, Владыка служения; Он учил в храме, чтобы исполнилось пророчество, гласившее: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» ( Мал. 3:1 ). И Господом называет Его, и ангелом. О, тайна божественная! О, славное пророческое тайноводство! «Внезапно придет в храм Свой», т.е. в храм Божий. Храм называется своим для Него, чтобы не подумали, что владычество Отца – одно, а царство Сына – другое. Храм Отца, который воздвиг Богу Соломон, этот самый храм пророк называет храмом Спасителя: «внезапно придет» в храм Свой «Господь». Храм Отца есть и храм Сына; храм Сына – храм Отца. Поэтому и сам Спаситель, когда изгонял иудеев из храма бичом, сделанным Им из веревок, говорил: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Иоан. 2:16 ). А в другой раз сам же сказал: возьмите это отсюда: «дом Мой есть дом молитвы» ( Лк. 19:46 ). Дом Отца Моего – и дом Мой. Или, например, евангелист говорит: «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Иоан. 1:11 ). Сказано это об иудеях; так как Он просветил их законом и руководил через пророков, то они и были своими для Спасителя. А когда мать искала Его и спрашивала: «Чадо! что Ты сделал с нами» ( Лк.2:48 ), зачем заставляешь нас искать Тебя? – От ответил: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк.2:49 )? Итак, вошел Он в храм и стал учить, и исполнилось другое пророчество: «Я тот же, Который сказал: «вот Я!» ( Ис. 52:6 ). Он учил, и это не служило к унижению Его достоинства, потому что учил Он по человеколюбию. Когда слышишь, что Он учил, не представляй Его себе одним из обыкновенных учителей. А если это слово – учил – соблазняет тебя, то значит ты не знаешь Его достоинства и не удивляешься Его учению, хотя и слышал, конечно, эти слова: «благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим» ( Пс. 118:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

19). Малахиино „Я ненавижу развод“ теперь уже оставлено, теперь требуется развод, но цель его остаётся одна и та же – сохранение национальной чистоты: только очевидно, что ревнители этой чистоты теперь усилили свои требования, – несомненно, под влиянием некоторого успеха. Что касается настроения общества, то Ездре уже не приходилось встречаться с софистическими попытками оправдать своё беззаконие, а напротив, он уже в среде самой общины иудейской застал реакцию против смешанных браков, которой он, с своей стороны, и оказал энергичную поддержку. Наконец, и подкреплял свои требования Ездра более энергичным способом, так как наделён был большими полномочиями от царя – над всяким, „кто не будет исполнять закона Божия... немедленно производить суд над ним, на смерть ли, или на изгнание, или на пеню имущественную и на заключение в темницу“ ( 1Езд.7:26 ). И он на самом деле распоряжался весьма решительно (ср. 1Езд.10:8 ), а народ был ему покорен (ср. 1Езд.9:4,10:12 ) (стр. 68–71). По всем изложенным основаниям я и являюсь сторонником мнения о принадлежности книги Малахии ко времени до 458 г. Подробно разбирая аргументацию прочих мнений (стр. 71–86), я раскрываю невозможность согласиться с ними. Что же касается более точного определения времени Малахии, то, имея в виду упоминаемый им разгром Идумеи ( Мал.1:3 ), я полагаю, что Малахия проповедовал вскоре после 484 года, когда Ксеркс окончил свою войну с Египтом (стр. 86, ср. 49 и в коммент. § 16, стр. 184). 2000 В 4-ой гл. Ездры после замечания, что соседи иудеев, обиженные отказом от их участия в храмостроении, стали „ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строении“ ( 1Езд.4:4 ), содержится сообщение: „и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского“ ( 1Езд.4:5 ). Это всё относится к истории храмостроения. Но 6-й ст. и следующие, в теперешнем тексте долженствующие относиться к той же истории, на самом деле переносят нас к событиям позднейшим и именно – наполовину ко времени Малахииной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И он на самом деле распоряжался весьма решительно (ср. 1Ездр.10:8 ), а народ был ему покорен (ср. 9:4 сл. 10, 12) (стр. 68–71). По всем изложенным основаниям я и являюсь сторонником мнения о принад­лежности книги Малахии ко времени до 458 г. Подробно разбирая аргументацию прочих мнений (стр. 71–86), я раскрываю невозможность со­гласиться с ними. Что же касается более точного определения времени Малахии, то, имея в виду упоминаемый им разгром Идумеи ( Мал.1:3 ), я полагаю, что Малахия проповедовал вскоре после 484 года, когда Ксеркс окончил свою войну с Египтом (стр. 86, ср. 49 и в коммент. § 16, стр. 184). 2 В 4-ой гл. Ездры после замечания, что соседи иудеев, обиженные отказом от их участия в храмостроении, стали «ослаблять руки на­рода иудейского и препятствовать ему в строении» (ст. 4), содержится сообщение: «и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского» (ст. 5). Это все относится к истории храмостроения. Но 6-й ст. и следующие, в теперешнем тексте долженствующие относиться к той же истории, на самом деле переносят нас к событиям позднейшим и именно – наполовину ко времени Малахииной деятельности. «А в царствование Ахашвероша, читаем мы здесь, в начале его царствования, написали обвинение на жителей иудеи и Иерусалима. А во дни Артахшашты писал Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артахшаште, царю Персидскому» (ст. 6–7). Под Ахашверошем и Артахшаштой, как теперь признано в библей­ской науке, следует разуметь Ксеркса (485–465 г.) и Артаксеркса I (465–424), – вопреки разделявшемуся долгое время библиологами мнению, что Ахашверош и Артахшашта царствовали в промежуток времени между Киром и Дарием I, т. е. от 529 до 521 года (это были Камбиз и Смердиз). Что писано было Ксерксу, мы из данного отрывка не видим, но надо думать, – что нечто подобное писанному Артаксерксу и, вероятно, результат письмо это имело подобный же, т. е. запрещение отстраивать город Иерусалим и стены его (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Могуществу Царя-Еммануила, по пророчеству Исаии, нет предела ( Ис.9:7 ). И владычество Его (Мессии), говорит пр. Захария, будет от моря до моря и от реки до концов земли ( Зах.9:10 ). Цари и князья Ему поклонятся ( Ис.49:7 ). Ему (сыну человеческому) дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:13–14 ). Он будет судить народы по Своему всеведенью ( Ис.11:2–3 ; Зах.11:5–7 ), будет их всех переплавлять и очищать, как серебро и золото, будет для них как огонь и щелок ( Мал.3:1–3 ). Народы и царства, которые не захотят Ему служить, погибнуть и совершенно истребятся ( Ис.60:10–12 ). Царство Мессии во веки не разрушится, и не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно ( Дан.2:44 ). Для членов царства Мессии – для народа Божия настанут дни благоденствия, мира и справедливости ( Ис.2:4; 11:4; 42:3–7; 61 ; Иез.34:24–31 ; Мих.4:3–5 ; Иер.23:5; 33:15 ). В изображениях Мессии как славного Царя, Победителя и Судии непокорных и враждебных народов земли, у пророков, как и у псалмопевцев, нередки образы, взятые от земных царств. На основами этих изображений современные Христу иудеи и даже нынешние Иудеи представляют Мессии царем земным, славным победителем, который будто бы внешним оружием покорить их владычеству все прочие народы, а Его царство – всемирным, земным царством, имеющим доставить иудеям земное благосостояние, славу и богатство. Но изображения царства Мессии в образах, взятых от земных царств, были допускаемы только с той целью, чтобы сделать более понятными предсказания о царстве Мессии для такого грубо-чувственного народа, как иудейский. В действительности все пророки предрекали, что Мессия будет Царь в смысле духовном, Царь царства нравственного. Многочисленны пророчества, которые предвозвещают в Мессии царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между иудеями и язычниками и основать царство всеобщей любви и тишины, света и любви, царство не от мира сего ( Ин.18:36 ), духовное и благодатное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Поэтому Он открыл колодцы и научил нас, чтобы мы не искали Бога в каком-то определенном месте, но знали, что «на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал.1:11 ). Ибо наступило «время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», но «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин.4:21, 23 ). Таким образом, Бог пребывает не в каком-то месте или в какой-то стране, но в сердце. И если ты ищешь жилище Бога, Его обиталище – чистое сердце. Ибо Он говорит, что пребудет в нем, когда устами пророка возвещает: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев.26:12 , 2Кор.6:16 ). Подумай о том, что, возможно, в душе каждого из нас есть «колодезь воды живой», есть некое небесное восприятие, скрытый образ Божий, а филистимляне, то есть враждебные силы, засыпают этот колодец землей. Какой землей? Плотским восприятием и земными помыслами, и, таким образом, мы носим «образ перстного» ( 1Кор.15:49 ). Поэтому когда мы «носили образ перстного», филистимляне заваливали землей наши колодцы. Но теперь, после того, как пришел наш Исаак, давайте примем Его пришествие и откопаем наши колодцы, выбросим из них землю, очистим их от всякого мусора, от всех грязных земных помыслов и откроем в них ту живую воду, о которой Господь говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Смотри, как велика щедрость Господа: филистимляне завалили наши колодцы и перекрыли наши ручейки воды, а вместо этого для нас откроются источники и потекут реки. 4 . Поэтому если и вы, услышав сегодня эти слова, с верой примете сказанное, Исаак будет действовать и в вас, очищая ваши сердца от земного, и, видя эти тайны, которые слишком велики, чтобы лежать под спудом в Божественном Писании, вы будете возрастать в понимании и станете совершенствоваться в духовном восприятии. Вы сами станете учителями, и «реки воды живой» потекут из вас. Ибо Слово Бога пришло, и Оно может убрать землю из души каждого из вас и открыть ваши источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Какое после того останется нам утешение? Он звал нас на небо, а мы столкнули себя в геенну. Проклятие, ложь, воровство, распутство разлиты по земле; одни смешивают кровь с кровью, другие совершают дела хуже крови. Действительно, многие из любостяжателей скорее предпочтут тысячи смертей, чем потерпят ущерб; если бы они не удерживались страхом Божиим, то наложили бы на себя руки – до такой степени они жаждут собственной смерти. Ужели же это не хуже крови? " Горе мне! Ибо не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (У, люте мне душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть) (Мих. 7:2). Теперь и мы воззовем прежде всего о себе. Но вы присоединитесь в плаче ко мне. Быть может, некоторые недовольны и смеются? Но поэтому именно и следовало бы усиливать плач, что мы так безумствуем и заблуждаемся, и не сознаем, что безумствуем, но смеемся над тем, по поводу чего следовало бы рыдать. " Открывается, о человек, гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду " (Рим. 1:18). " Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря " (Псал. 49:3). " День Господень, как печь горящая " (Мал. 4:1). И никто не берет этого в ум, но пренебрегает этими страшными и ужасными вещами более, чем баснями; никто не слушает, все смеются и издеваются. Какой же у нас выход? Где мы найдем спасение? " Умираем, все погибаем " (Погибохом, потребихомся) (Чис. 17:12), мы сделались посмеянием для наших врагов, поношением для эллинов и демонов. Много думает теперь о себе диавол, ликует и радуется нашему позору; ангелы, которым мы вверены, все в унынии; никто не обращается, все у нас пропадает напрасно, и мы вам представляемся шутами. Благовременно теперь, так как никто не слушает, обратиться к небу, призвать в свидетели стихии: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1:2). Вы, никогда не утопавшие, протяните руку погибающим от пьянства, здоровые – больным, бодрствующие – безумствующим, старательные и твердые – колеблющимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» ( Пс.49:3 ). «День... Господень, как печь горящая» ( Мал.4:1 ). И никто не берет этого в ум, но пренебрегает этими страшными и ужасными вещами более, чем баснями; никто не слушает, все смеются и издеваются. Какой же у нас выход? Где мы найдем спасение? «Умираем... все погибаем» («Погибохом, потребихомся») ( Числ. 17:12 ), мы сделались посмеянием для наших врагов, поношением для эллинов и демонов. Много думает теперь о себе дьявол, ликует и радуется нашему позору; Ангелы, которым мы вверены, все в унынии; никто не обращается, все у нас пропадает напрасно, и мы вам представляемся шутами. Благовременно теперь, так как никто не слушает, обратиться к небу, призвать в свидетели стихии: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» ( Ис.1:2 ). Вы, никогда не утопавшие, протяните руку погибающим от пьянства, здоровые – больным, бодрствующие – безумствующим, старательные и твердые – колеблющимся. Пусть никто, умоляю, не предпочитает удовольствия друга его спасению; и огорчение и прещение пусть направляется к одному – его пользе. Когда заберет горячка, то и слуги повелевают своими господами, потому что когда она жжет, производя смятение в душе, а толпа слуг стоит около, то господское право не признается, если оно ко вреду господина. Обратимся же, умоляю! Каждодневные войны, потопления, постепенная гибель без числа и гнев Божий отовсюду нас окружают, а мы пребываем в беспечности, точно пользующиеся благополучием; все простираем руки на любостяжание, и никто – на вспомоществование, все на грабительство, и никто – на заступничество; всякий старается приумножить свое достояние, и никто – помочь нуждающемуся, всякий много озабочен, как бы прибавить денег, и никто – как бы спасти свою душу; одна боязнь объемлет всех: «как бы, – говорят, – мы не сделались бедняками», а о том, чтобы нам не попасть в геенну, никто не беспокоится и не тревожится. Вот это достойно слез, это достойно осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

В XX в. сторонники данной теории, имея в виду цельность книги Малахии и её принципиальное отличие от Второ- и Тритозахарии, заговорили о том, что редактор книги Двенадцати пророков при отделении книги Малахии от книги Захарии руководствовался не только целью достижения священного числа 12, но и учитывал исключительное богословское содержание и исторический фон книги Малахии 44 . Как оценить такую гипотезу? В первую очередь отметим, что важными элементами теории являются мнение об анонимности книги пророка Малахии (которое до сих пор имеет немало сторонников), а также связь этой книги с Зах.9–14 . Что касается теории анонимности книги Малахии, то она далеко не бесспорна, а доводы в её пользу не настолько убедительны, чтобы поколебать справедливость взгляда, что «Малахия» является именем автора последней книги сборника Двенадцати пророков 45 . А имевшие место в истории библеистики попытки установить какую-либо связь между книгой Малахии и Зах.9–14 не привели ни к какому положительному результату. Как возможное решение проблемы даже была предложена гипотеза о едином авторе книг Зах.9–14 и Малахии, но критики её однозначно отвергли из-за того, что автор книги Малахии – «человек, характерно отличающийся от Второзахарии» и книга Малахии не имеет ничего общего с Зах.9–14 , так что о сопоставлении этих книг не может быть и речи 46 . Соседнее положение книг Малахии и Захарии в каноне никак не может считаться аргументом в пользу одновременного вхождения этих книг в канон. Сама же идея о желании редактора привести число книг «малых» пророков в соответствие с числом колен Израиля слишком голословна и потому имеет весьма ничтожную доказательную ценность 47 . Остаётся сказать несколько слов о единственном фактическом сходстве Зах.9–14 и книги Малахии – употреблении выражения «Пророческое слово Господа» в Зах.9:1, 12:1 ; Мал.1:1 . Во-первых, во всех трёх случаях данное выражение начинается еврейским термином («масса»), который в русском Синодальном переводе не совсем адекватно передан как «пророческое». Этим же словом вводятся пророчества против народов в Ис. 13–23 , где описывается картина эсхатологического суда. Но последние шесть глав книги Захарии также преимущественно эсхатологичны, а книга Малахии разделяет уверенность в близком пришествии Бога для суда над миром 48 . Поэтому употребление в Зах.9:1, 12:1 и Мал.1:1 термина , который следует переводить как «бремя», вполне закономерно и никак не может быть случайным добавлением редактора. Во-вторых, часть толкователей указывают на характерные грамматические особенности, которыми Мал.1:1 отличается от Зах.9:1 и Зах.12:1 . Так, в Зах.12:1 и Мал.1:1 слово «Израиль» присоединено к фразе «Пророческое слово Господа» посредством различных предлогов: в Зах.12:1 использован предлог («на»), тогда как в Мал.1:1 – («к»); наряду с этим в Мал.1:1 добавлено («через» или «рукой») 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010