Кроме того, у Сираха перечисляются пророческие книги согласно с нынешним расположением их в еврейском каноне: Исайя ( Сир.48:25–28 ), Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков, соединенных в одну книгу (49:8–12). Такое расположение пророческих книг, с пропуском Даниила и с соединением 12 малых пророков в одну книгу, находится и ныне в еврейском каноне. – Затем, из более внимательного анализа книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, видно, что автор ее имел в руках и знал все Священные ветхозаветные книги, как древние, так и позднейшие. Достаточно прочесть гимн Сираха великим древним мужам, основанный на всех ветхозаветных – законоположительных, исторических, учительных и пророческих – книгах (44–49 гл.), чтобы непререкаемо убедиться в этом. Цитат из более древних книг не будем в частности и приводить, так как в знакомстве с ними Сираха и сомнения не может быть. Из позднейших же, послепленных книг, достаточно указать на следующие места: о Давиде Сирах говорит словами книги Паралипоменон ( Сир.47:9–12 ­­ 1Пар.24–26 глл.), об Ездре и Неемии словами книг их имени ( Сир.49:13–15 ), Зоровавель называется, согласно словам пророка Аггея, «перстнем на руке Господней» ( Сир.49 ­­ Агг.2:23 ); согласно пророку Малахии, Сирах ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцев к детям ( Сир.48 ­­ Мал.4:5–6 ). Таким образом, ко времени Сираха несомненно и послепленные писания существовали уже в Священном кодексе. – На книги, заключающиеся в этом кодексе, Сирах смотрел, как на завет Вышнего (28:8), источник мудрости (24:18) и даже жизни человеческой (17, 12; 24, 23), как на мудрость, исходящую от Бога (44:2–5). От исполнения заключающихся в них правил жизни зависело, по взгляду его, благополучие еврейского народа (44–49 глл.). Очевидно, древний, не раз подтвержденный нами, взгляд на ветхозаветные книги, как на Священные писания, и при Сирахе оставался, неизменным. Таковы свидетельства о ветхозаветном каноне из начала III-ro в. до Р.Х. – времени происхождения книги Премудрости Сираха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но и тут надо помнить, что видя Бога «сзади», Моисей видел того же Бога, Которого не мог увидеть «в лицо» ( Исх.33:21–23 и Исх.34:5–7 ). Поэтому, поскольку Сам Бог открывает нам Свои имена, или мы именуем Его соответственно подлинным Его явлениям в мире, то они дают нам истинное богопознание, хотя и ограниченное мерою нашего восприятия. Тем более очевидным является молитвенное значение имени Божия. Уже во время Еноса «начали призывать имя Господне» ( Быт.4:26 ). Мы уже упоминали о великом значении имен Божиих для храмового благочестия 45 ; оно связано и с жертвоприношением 46 . Совершенно исключительный случай силы призывания имени Божьего рассказывается о пророке Илии 47 . «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», – говорит прор. Иоиль ( Иоил.2:32 ) 48 . Бог отвращается от тех, кто не призывает Его имени ( Ис.64:7 ), и даже ненавидит их ( Иер.10:25 ; ср. Пс.78:6–7 ). Из последней глубины отчаяния должно призывать имя Божие 49 . «Вся внутренность» человека и «всякая плоть» должны благословлять святое имя Его 50 . Священники, не прославляющие всем сердцем имени Божия, подлежат божественному проклятию ( Мал.2:1–2 ). «Святить» имя Божие значит чтить Бога ( Ис.29:23 ). Поэтому Бог обещает верным: «для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ). В учении об имени Божием Новый Завет следует Ветхому. К сожалению, мы не можем, по краткости статьи, на нем достаточно остановиться; укажем лишь на основные мысли… Именуемый почти отождествляется со своим именем, которое как бы всецело выражает его 51 . Замечателен текст Деян.4:12 , где имени Христову приписывается вся спасительная сила Христа 52 . Другие тексты говорят об имени Христовом, как о причине или предмете служения верующих 53 ; оно есть и предмет веры 54 . Очень часто в Новом Завете встречаются выражения «во имя» 55 , «ради имени» 56 и т.д. Много раз говорится в Новом Завете о действенной силе имени Христова 57 . Часто подчеркивается великое значение божественных и мессианских имен Христа 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего Иисуса Христа большею частию все двоякое. Двояко рождение, одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие, одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом яко ризою (Пс. 103, 2). В первое претерпе Крест, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2); во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: Благословен грядый во имя Господне (Мф. 21, 9); и во второе скажем опять то же, так что вместе с Ангелами сретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: Благословен грядый во имя Господне (Мк. 11, 9). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: сия сотворили еси, и умолчах (Пс. 49, 21). Как Домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству. 2. О сих двух пришествиях говорить Пророк Малахия: и внезапу приидет в церковь свою Господь, Егоже вы ищете (Мал. 3, 1, 2, 3). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, егоже вы хощете се грядет, глаголет Господь Вседержитель, и кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его? Зане той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих; и сядет разваряя и очищая и проч. И вскоре потом говорит сам Спаситель: и прииду к вам с судом, и буду Свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и на кленущияся именем Моим во лжу и проч. (Мал. 3, 5).Посему предостерегая нас, Павел говорит: аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие (1 Кор. 3, 12): когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается (13). И сии два пришествия Павел в Послании к Титу изображает сими словами: лейся благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит 2, 1113).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

—298— и быть несокрушенным? – Без всякого сомнения и всенепременно будет наказан он и получит горькое возмездие за свое безумие. Мал.3:2–3 . Зане той входит яко огнь горнила, 2273 и яко мыло перущих (моющих). Сядет 2274 разваряя и очищая яко сребро и яко 2275 злато, и очистит сыны Левиины, и прелиет 2276 я яко злато и 2277 сребро. Ведет здесь речь от подобия с нашими предметами и для могущих уразуметь вводит несказаемое откровение таинства. Испытание серебра и золота искусные в этом производят посредством расплавления огнем всего, что в них есть нечистого и некрасивого. Огонь же божественный и небесный, то есть благодать чрез Святого Духа, по которой нам, живущим, подобает усовершаться Духом, когда Он, по ниспосланию Христа, входит в ум и сердце, – тогда-то именно он (огонь божественный и небесный) стирает всякую грязь греховную и уничтожает скверну с павших уже прежде. Таким образом, очищенными и испытанными делает их и как бы вычеканивает их духовно к новой жизни и, наконец, являет их сосудами блестящими и освященными, уготованными в честь и полезными для дома великого, то есть —299— Церкви (ср. Рим.9:21–22 ). На сей божественный и духовный огонь указывал богодухновенный Иоанн, говоря: я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем ( Мк.1:7 ср. Мф.3:11 , – Лк.3:16 ). 2278 Припомним и Самого Христа, говорящего: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся? ( Лк.12:49 ). Итак, поскольку потомки Израиля, благодаря чрезмерной нечистоте или неправде левитов, постоянно оскорбляли Бога всяческих, высказывая нечто противоречащее Ему и дерзая говорить: всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи: и где есть Бог правды ( Мал.2:17 ): то благополезно высказывает, что некогда воссияет Христос, устраняя всякую нашу греховность и совершая чистейшими Своих священнослужителей и как бы золото или серебро очищая их в огне или делая их испытанными и просветленными ( Зах.13:9 ). Таковы должны быть все священнослужители Церкви, коим приличествовало бы, со всею справедливостью, говорить устами Давида, что искусил ны ecu, Боже, разжегл ны ecu, яко же разжизается сребро ( Пс.65:10 ). Потомки Аарона носили установленную законом одежду ( Лев.16:32 ), – и у избранных во Христе и поставленных на священнослужение есть светлое облачение, священнолепное и святое – Сам Христос. Посему-то, посредством лиры Псалмопевца и говорил Бог и Отец о Церкви из язычников: священники его облеку во спасение, и преподобнии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но а) Господь Иисус Христос только апостолам сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф. 28:19 , зач. 116), «вообразуя во оных словесех два чина»: епископов и пресвитеров; «неруковозложенный же на священство строителем таин быти не может» (Мал. Кат., л. 34 об. – 35; ср. Б. Кат., л. 358). Апостолы называют совершителями крещения также одних епископов и пресвитеров (см. Толк. на 47 и 49 ап. правил. и текст 50 ап. прав. в Кормч. л. 12–13), очевидно, потому, что только им присвоили это право. 128 Матфей Правильник говорит, что «апостольскими 47 и 49 правилами единым епископом и иереем дадеся св. крещение совершати» (Кн. Матф. Прав., сост. 2, гл. 3). Также учат о совершителе крещения и св. отцы. Напр., Дионисий александрийский пишет: «Никтоже крещает, аще не имать рукоположения. Сие же рукоположение бывает от архиерея» (Скриж., стр. 97, тоже у Сим. Сол. кн. 1, гл. 77). б) Примеры, указываемые безпоповцами в защиту своей практики, нимало не оправдывают их. бб) Усилия безпоповцев доказать, что по нужде можно совершить крещение мирянину, совершенно напрасны. Церковь всегда допускала это, только требовала и требует: а) чтобы крещение было совершено чрез троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Св. Духа, – иначе крещение будет не истинное (49 и 50 апост. пр.); б) чтобы совершителями крещения были лица православные и понимали важность таинства (Послан. восточн. патр., чл. 16; Номокан., напеч. при Потребниках Иоасафовском и Иосифовском, прав. 203); в) чтобы, по миновании для крещенного смертной опасности, крещение, совершенное мирянином, было дополнено священником чрез прочтение установленных молитв и совершение миропомазания. «Аще ли жив будет (крещеный мирянином) да паки поставит его священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творит» (Потребн. Иосиф., л. 726). 130 Дополнение это необходимо потому, что Сам Господь повелел креститься не только водою, но и Духом. Аще кто не родится водою и Духом, сказал Он, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Под словами: крестить и огнем – большая часть толкователей, согласно со св. Иоанном Златоустом , разумеют очищающее и воспламеняющее душу человека действие Святого Духа. Как Господь Иисус Христос под образом живой воды ( Ин.4:14, 7:37–38 ) разумел благодать Святого Духа, обильно сообщаемую верующим, очищающую их и жаждущей душе их подающую неизъяснимое утешение (так изъясняют св. Иоанн Златоуст и Феофилакт); так под образом огня Предтеча Господень представляет силу Духа Святого, которая, как огонь, превращает каменное сердце человека в плотяное, уничтожает греховные его нечистоты, воспламеняет его душу любовию Божественною. Такое объяснение подтверждается тем, что евангелисты Марк и Иоанн, передавая те же слова Предтечи, упоминают об одном только крещении Духом Святым, умалчивая об огне, чего нельзя было бы сделать, если бы в указанном изречении Дух и огонь были предметы различные. Нельзя, впрочем, согласиться с теми толкователями, которые разумеют здесь сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ( Деян.11:1–7 ). Хотя Дух Святой и сошел тогда в виде огненных языков, но только на одних апостолов, между тем как крещение огнем, о котором говорит Предтеча, относилось ко всем его слушателям – иудеям. Притом это сошествие названо в книге Деяний крещением только Духом Святым ( Деян.1:5 ). Как частные можно допустить мнения тех, которые под огненным крещением разумеют или испытание на суде, по сказанному у апостола Павла ( 1Кор.3:13 ), или бедствия и гонения, какие верующие во Христа претерпевали от неверных и терпят доселе ( Лк.12:49 ), или гнев Божий, подвергающий нераскаянных грешников жестоким казням ( Ис.5:24, 46:24 ; Мал.4:1–2 ; 2Фес.1:8 ), о чем далее говорит и сам Предтеча ( Лк.3:12 ). Показав иудеям, какие блага принесет им грядущий во след его Мессия, в дальнейших словах ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ) он переходит ко второму славному Его пришествию, к последнему дню Страшного Его Суда. Чтобы поразить страхом тех, кого не могли возбудить к добру указанные благодатные обетования и подвигнуть к неусыпной деятельности тех, которые, в последующее время сподобясь крещения Духом Святым, могли бы почитать себя уже принятыми в сонм избранных Мессиею и бездеятельно опочить на этой надежде, святой Иоанн раскрывает своим слушателям, что произведет Мессия в последний день мира, когда станет Он между временем и вечностью, между небом и адом, между жизнью и смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

11; Таргум на пророков. 1 Самуила 10. 6; 19. 20). Согласно иудейским толкованиям Иоиля (2. 28-32), Дух пророчества по причине грехов народа отошел от Израиля со времен последних пророков (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 65b; Тосефта, Сота 13. 3-4). Поэтому после вавилонского плена всякий, объявлявший себя пророком, подвергался наказанию (Зах 13. 2-6). Однако в последние времена, по предсказанию пророков (Иез 36. 26-27; 37. 12-14), Господь изольет Свой Дух на Израиль (Мидраш Хаггадоль на Бытие. 140), который тогда сможет познать Бога и Его волю (Таргум на пророков. Иез 36. 25-26; Вавилонский Талмуд, Берахот 31b-31a). Богословие ВЗ связывало «возвращение» в мир Духа Божия с приходом Мессии (ср.: Зах 12. 10). Прообраз Мессии усматривали в царе Давиде , обладавшем пророческим Духом и силой свыше (1 Цар 16. 13). Прор. Исаия предрекает приход Помазанника, подобного Давиду («отрасли от корня Иесеева»), наделенного Духом премудрости, разума и силы (Ис 11. 1-4). Мессианские ожидания, проявляющиеся в евр. апокалиптической лит-ре, становятся особенно интенсивными к нач. I в. по Р. Х. (1 Енох 49. 2-3; 62. 1-2); именно в это время распространяется интерпретация пророчества Мал 4. 5 о приходе Предтечи Мессии в образе прор. Илии вместе с др. «духоносными» людьми - предвестниками нового эона, когда Дух Божий будет дан всему человечеству (Таргум на пророков. Иоиль 2. 28-29). II. Учение о Св. Духе в синоптических Евангелиях. В совр. библеистике принято считать, что Евангелия расходятся в интерпретации действий Св. Духа, причем различия отмечаются не только между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, но и между синоптическими Евангелиями, особенно Евангелиями от Матфея и от Луки. Нек-рые исследователи полагают, что в Евангелии от Луки присутствует преимущественно ветхозаветное понимание Духа: Он действует только как «пророческий Дух», вдохновляя на пророчество, давая откровение, премудрость, но при этом не являясь источником чудотворений и исцелений ( Schweizer. 1969; Haya-Prats.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Но взор Твой в бездну проницает, Не зная никаких предел. От светлости Твоих очей Лиется радость твари всей.                         7 Творец! Покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи И, на Твою взирая тварь, Хвалить Тебя, бессмертный Царь. Св. Библия уже на первой своей странице дает понять, что роль Солнца для поддержания жизни на Земле огромна. И это особенно ясно в свете современной науки. За тысячи лет до открытия фотосинтеза Библия знала о связи между солнечным светом и образованием плодов ( Втор.33:14 ). Задолго до появления медицины как науки Св. Писанию было известно, что солнечные лучи способны причинять вред здоровью человека ( Пс.120:6 ; Ис.49:10 ). Слово Божие говорит о Солнце и в переносном смысле. Так, Солнцем оно называет Самого Господа: «Господь Бог есть солнце» ( Пс. 83:12 ). Пророк Малахия, возвещая о пришествии Христа, пишет: «…взойдет Солнце правды…» ( Мал.4:2 ). Сияние лица Христова сравнивается с Солнцем: «и просияло лице Его (преобразившегося на Фаворе Христа), как солнце» ( Мф.17:2 ), «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). В своей чистоте Церковь Божия «светлая, как солнце» ( Песн.6:10 ). С Солнцем связаны три чуда, о которых сообщает Св. Писание: продление дня в Гаваоне (Исус Нав.10:12 ); возвращение тени назад на 10 ступеней по ступеням Ахазовым ( 4Цар.20:11 ); помрачение Солнца вовремя распятия Господа Исуса Христа ( Лук.23:45 ). По молитве Исуса Навина Солнце было остановлено (т.е. прекратило свое видимое движение по небосвод только над Гаваоном, по всей же остальной Земле суточный цикл протекал своим обычным чередом. Явно, что это было чудо, так же, как и возвращение тени назад на ступенях Ахазовых. Помрачение Солнца при распятии Господа – тоже не что иное, как чудо, ибо это случилось во время полнолуния, а при полнолунии, как известно из астрономии, не может случиться обыкновенное солнечное затмение. Астрономическое положение Земли В средние века на Западе шли жаркие споры между католической церковью и представителями естествознания по вопросу о том, что движется: Солнце вокруг Земли или Земля вращается вокруг оси. Спор тот был просто по недоразумению. В Св. Библии нет таких бабушкиных сказок, что, мол, Земля стоит на трех китах или на слонах, черепахах и т. д. (древние восточные легенды не надо путать с Библией). В Св. Писании употребляются такие выражения, как восход или заход солнца, например, «солнце знает свой запад» ( Пс.103:19 ). Но здесь речь идет именно о видимом, наблюдаемом нами перемещении дневного светила на небосводе. Из-за того же, что в Св. Библии имеются такие привычные всем людям выражения, как восход и заход солнца, справедливо ли обвинять Книгу книг в невежестве, говорить о каких-то мнимых противоречиях между христианством и наукой, тогда как понятия восход и заход солнца используются в науке?

http://azbyka.ru/dokazatelstvo-sushhestv...

Священное Писание говорит о диаволе и падших ангелах так: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15); Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, (Господь) соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. 1:6); И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12:7-9). В Священном Писании иногда слово «ангел» в значении «провозвестник воли Божией» употребляется несколько нетрадиционно. Им называют Самого Господа Иисуса Христа: Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал. 3:1), Иоанна Крестителя: Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мф. 11:10), епископов: Ангелу Ефесской Церкви скажи… (Откр. 2:1) и даже неодушевленные предметы, когда они становятся орудиями воли Божией: Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов (Пс. 77:49). Промысл Божий В Символе веры Вседержителем Бог называется потому, что Он всё сотворенное Им содержит в Своей силе и воле и всем управляет; всё, что ни есть, всецело зависит от Бога и находится под Его отеческим попечительством. Непрестанная забота Бога о поддержании бытия всего сотворенного (особенно человека), направляющая его к благим целям, вспомоществующая всякому добру, пресекающая и исправляющая всякое зло и обращающая его к благим последствиям, называется Промыслом Божиим. Промысл Божий простирается на всё существующее в мире, на великое и малое, на мир невидимый и видимый, на общий ход мировой истории и на частную жизнь каждого человека в отдельности.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010