В ПУСТЫНЕ ЕГИПЕТСКОЙ МАЛАЯ АЗИЯ. ПАЛЛАДИЙ ЕЛЕНОПОЛЬСКИЙ ЛАВСАИК IV. О Дидиме Много явилось между мужей и жен, которые совершали подвиг свой в Церкви Александрийской, таких, что воистину были достойны земли, кротким обетованной. Был меж оных и книжник Дидим, зрения лишенный. Встречался же с ним сам я четырежды, в разное время, на протяжении десяти годов. Скончался он осьмидесяти пяти лет; лишился же употребления очей своих, как сам мне сказывал, четырех лет от роду, так что ни грамоте не учился, ни в школу не хаживал. Однако же от природы получил наставника отменного, сиречь собственное свое разумение; и таким он был по благодати украшен даром ведения, что на нем прямо исполнилось реченное в Писании: «Господь умудряет слепых» ( Пс. 145:8 ). Ибо он толковал Новый и Ветхий Завет слово за словом; а что до догматов, то в них он столь изощрился и с толикою тонкостью и силою излагал их, что ведением своим превосходил всех древних. Однажды велел он мне сотворить в келейке его молитву, я же отказался, и тогда рассказал он мне: – В эту самую келейку приходил блаженный Антоний трижды навестить меня; когда же предложил я ему сотворить молитву, немедля преклонил он колени в келейке сей и не заставил меня повторить сказанное, но делом преподал урок послушания. Итак, если желаешь идти по стопам его, монашествуя и добродетелей ради от мира удаляясь, отложи любопрение. И еще поведал он мне: – Когда печалился я о делах злополучного царя Юлиана, гнавшего Церковь , случилось мне сидеть день до глубокого вечера, не вкушая хлеба по причине сей; когда же задремал я, продолжая сидеть, было мне видение всадников, что скакали на белых конях и возвещали: – скажите Дидиму, что в седьмом часу дня сего скончал Юлиан жизнь свою; пусть встанет он и есть, да пусть передаст весть сию епископу Афанасию, чтоб и тот знал! – И заметил я, – промолвил Дидим, – и час, и месяц, и седьмицу, и день; и все сошлось в точности. V. О Александре Рассказывал он мне о некоей девице по имени Александра, которая оставила город, затворилась в гробнице, взяв с собою необходимое для жизни, и десять лет не встречалась лицом к лицу ни с женщинами, ни с мужчинами; на десятый же год она почила, прибрав себя к погребению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

1654.             Явление Иверской иконы Пресв. Богородицы. 12 февраля. 1667.             Обретение мощей преп. Нила Столобенского. 27 мая. 1688.             Явление иконы Пресв. Богородицы, Всех скорбящих радости. 24 окт. 18 век Обретение мощей Иулганич, княжны Ольшанской. 6 июля. 1703.             Митрофан, еп. Воронежский. 23 ноября. 1709.             Праздник о Полтавской победе. 27 июня. Димитрий, митрополит Ростовский. 21 сент. 1724.             Перенесение мощей Вел. Кн. Александра Невского в С. Петербург. 30 авг. 1731.             Иннокентий, еп. Иркутский. 26 ноября. 1739.             Празднование Ахтырской иконе Пресв. Богородицы. 2 июля. 1769.             Установление поминовения по воинах. 29 авг. 1799.             Перенесение десной руки Иоанна Предтечи из Мальты в Гатчину. 12 окт. 19 век 1812.             Избавление Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, и с ними двадесяти язык. 25 дек. 1834.             Перенесение мощей Гавриила-Всеволода, Псковского чудотворца. 22 апр. Топографический указатель событий и свв. угодников, воспоминаемых в месяцесловах и богослужебных книгах православной церкви 1. Топографический указатель событий и угодников Православной Восточной Церкви Авгаровская обитель , в Вифинии, на Олимпе. В ней подвизались: Иоанникий Великий, ум. 846. 4 ноября. Евстратий, ученик его. 9 янв. Августополь , Caesarea augusta, в Испании, ныне Сарагоса. К Августопольскому клиру принадлежал Викентий диакон, муч. Валентийский при Диоклетиане. 11 ноября. Авлона, или Авдана, в Палестине , близ Елевферополя. Петр-Авесаламит, муч. 309. 12 янв. Авлона , ныне Валлона, в Иллирии , при Адриатическом Море. Данакт чтец, муч. 16 янв. Адрианополь Пафлогонский. Близ него подвизался: Алипий столпник, при Ираклии. 26 ноября. Адрианополь Фракийский. Феодот, Асклиада и Максим, мучч. при Максимине. 15 сент. Мануил еписк., муч. Болгарский ок. 815. 22 апр. Азия, или Асия , Малая Азия. Фома, или Дидим ап. из 12. 6 окт. Максим, муч. при Декии. 14 мая. Косма и Дамиан, бессребреники, и мать их Феодотия. 1 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

И ныне, праздника или Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 24, или от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой Парфений жил в первой половине IV века. Он был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где отец его Христофор служил диаконом в одной из церквей. Юноша не был обучен грамоте, но, посещая Богослужение, хорошо усвоил Божественное Писание. У него было милостивое сердце: занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18 лет Именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил многие другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп призвал его, дал ему образование и посвятил в скором времени во пресвитера. Святой Парфений начал ревностно проходить свое служение и многих больных исцелял силою святых молитв. Слава о нем быстро распространилась повсюду. В 325 году, в царствование святого Константина Великого , архиепископ Кизичский Ахиллий поставил святого Парфения епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе Лампсаке было множество язычников и идольских капищ. Святитель начал усердно проповедовать веру во Христа Бога, утверждая ее многими исцелениями больных. Люди стали постепенно отходить от языческих верований. Тогда святитель Парфений отправился к царю Константину с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Святой Константин принял святителя Парфения с честью, дал ему грамоту с разрешением уничтожать капища и снабдил средствами для постройки христианских храмов. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвиг прекрасный Божий храм. В то же время святитель Парфений творил многие чудеса: исцелял болезни и воскрешал умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Ликия. Во времена своего путешествия ап. Павел был в двух приморских городах этой страны, именно в Патаре (Деян. ап. 21, 1) и Мирах ( Деян. 27:5 ). Исторических данных о проповеди здесь апостола не сохранилось. Во всяком случае в конце III века христианство в этой стране было сильно распространено и общины его составляли особый митрополичий округ, центром которого по-видимому был город Миры. 2) Памфилия. Христианство было распространено здесь еще при апостолах. Как передают Деяния апостолов (13:14) ап. Павел проповедал евангелие в Пергии, откуда оно распространилось по всей стране. Общины Памфилии, вероятно, уже в первые века составили особый церковный округ, центром которого была Пергия 461 . XII. Провинция Азия (Ионийские города, Лидия, Мизия, Кария и Великая Фригия) Малая Азия, именно ее западная часть, благодаря трудам ап. Павла и евангелиста Иоанна уже в самое древнее время была страною христианскою κατ ξοχν. Христианство распространилось здесь очень рано и нашло благоприятную почву. Господствовавший здесь эллинизм принял такую форму образования, которая его особенно близко приближала в христианству. Ту же услугу оказало весьма распространенное здесь иудейство. Несмотря на свою враждебность в христианству, оно против своей воли подготовило благоприятный прием последнему во многих сердцах и умах. Здесь же образовалось замечательное смешение иудейства с эллинизмом, как в мифологии, так и в мыслях (почитание θες ψιστος), являвшееся весьма благоприятным для принятия нового синкретизма 462 . Несмотря на существование массы культов, здесь не было никакой могущественной единой национальной религии, которая могла бы фактически противостать христианству. В религиозной области здесь, по словам Гарнака, господствовал полный индиферентизм. Все это должно было способствовать сильному распространению здесь двух возникших почти одновременно, но совершенно противоположных религий – императорского культа и христианства. Эти две религии почти в одно и то же время совершали здесь свое победное шествие. Коренясь в нравах и затрагивая чувствительное место греков – тщеславие (λληνικ μαρτματα), императорский культ, как мы видели, развился здесь, как нигде. Но несмотря на претензию быть всеобщей религией, императорский культ был недостоин последней, и не мог удовлетворить духовных потребностей наиболее выдающихся людей своего времени. Иное дело – христианство. Оно более всего соответствовало глубине эллинского духа и тем располагало к себе лучших людей той эпохи. С этим эллинигмом, говорит Гарнак, христианство сплелось здесь, как нигде, в другом месте. Ход и взаимное влияние их отравились не только в религиозной философии, но везде и во всем. Свидетельством этого являются христианская литература (апокрифы и легенды) и церковное искусство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Поскольку Патриарх Феодор не приводит решения Вселенских Соборов, которые ясно указывают на границы юрисдикции, в частности, этих двух Патриархатов, мы процитируем здесь указанные решения, чтобы доказать, что распространяется ложь: I) Своим 6-м правилом Первый Вселенский Собор определил в качестве юрисдикции Александрийского Патриархата Египет, Ливию и Пентаполь (как называлась тогда Киренаика — восточное побережье нынешней Ливии, граничащее с Египтом). II) Своим 28-м правилом Четвертый Вселенский собор определил в качестве юрисдикции Константинопольского Патриархата Понтийскую область (т.е. Понт до Трапезунта ), Азиатскую область (западная Малая Азия до Памфилии, потому что восточная Малая Азия еще входила в состав Антиохийского Патриархата ) и Фракийскую область (либо всю провинцию Фракию со всеми лежащими к западу митрополиями «до самого Диррахия», как толкует Вальсамон , или, как толкует Зонара , только Фракию в географическом отношении без митрополий, «т.е. Македонии и Фессалии, Греции и Пелопоннеса, и т.н. Эпира и Иллирика», которые относились тогда к юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, этот Четвертый Вселенский Собор тогда же передал в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над варварами, проживавшими рядом с указанными областями, т.е. аланами (к востоку от Понтийской области) и русами (к северу от Фракийской области) . 3. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшее время некоторые народы, которые приобрели собственные государства, захотели приобрести и собственную независимую Церковь. И в самом деле Вселенский Патриархат отрезал территории, которые были его собственными, и создал новые независимые Церкви, получившие наименование автокефальных. Одной из них является и Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной всего лишь в 1589 году». И здесь Патриарха Александрийского можно подловить на незнании! Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию.

http://pravoslavie.ru/144318.html

Псковский грибоед раздолбал еврея Маркса. ) А Маркс по-прежнему живее всех живых. Даже Океан только-что химией напичкал. Полный мешок насушил мухоморов на зиму. А вы бедуйте зимой батырмой и химикатничеством. 35. Ответ на 34, учитель: Учитель, ты как не русский. Ведь русские всегда выживали на хлебе и воде. А сейчас тем более. У советских людей было Светлое будущее. А теперь его нет , впереди только экологическая катастрофа. Сейчас начинается водный кризис в мире , за ним последует продовольственный и далее по нарастающей . Океан превратился в мусорную помойку. Средняя Азия иссыхает. Вполне разумная идея стабилизировать Биосферу Земли , путем ограничения численности населения. Наснимали глупых фильмов про полеты на другие планеты , а лететь некуда, нигде там человеку не выжить. ) Это он - наш учитель грибоедов. Микола Латанский - известный одесский блогер - гениалист. Потратил на развитие собственной гениальности 850 000 usd. Сейчас вышел в русскоязычное интернет - пространство. Походу вам тоже будет полезно пройти МЕГАтренинг по развитию гениальности от Миколы. Он из Ваших - грибоед? Да он на сыроедении , не химикатничает западными химпрепаратами. По Марксу надо все разрушить и с помощью химии Новый мир строить. Химия везде в океане , в продуктах , в лекарствах. Марксов мир химической справедливости. Псковский грибоед раздолбал еврея Маркса. ) А Маркс по-прежнему живее всех живых. Даже Океан только-что химией напичкал. 34. Ответ на 33, Потомок подданных Императора Николая II: Учитель, ты как не русский. Ведь русские всегда выживали на хлебе и воде. А сейчас тем более. У советских людей было Светлое будущее. А теперь его нет , впереди только экологическая катастрофа. Сейчас начинается водный кризис в мире , за ним последует продовольственный и далее по нарастающей . Океан превратился в мусорную помойку. Средняя Азия иссыхает. Вполне разумная идея стабилизировать Биосферу Земли , путем ограничения численности населения. Наснимали глупых фильмов про полеты на другие планеты , а лететь некуда, нигде там человеку не выжить.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/25/ru...

СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания). СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила. СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение. СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой. СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

2. Киев, Русь, Константинополь, славянские земли. 3. Печерский Патерик и «Повесть временных лет»; творения блаженного Феофилакта Болгарского, житие преподобного Мелетия Миупольского. Поучение Владимира Моиомаха. 2–е поколение 1. Преподобная Евфросиния Полоцкая, преподобный Петр Дамаскин, святой Леонтий, патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2. Киев, Русь, Палестина. (Юг Италии.) 3. Житие преподобной Евфросинии Полоцкой; творения преподобного Петра Дамаскина; житие святого Леонтия Иерусалимского, Путешествие Фоки; творения Николая, игумена Странтского.   3–е поколение 1. Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, преподобный Симеон Сербский, преподобный Савва Сербский, Николай Странтский. 2. Киевская Русь, Афон, Палестина, юг Италии. 3. Печерский Патерик; творения и молитвы преподобного Кирилла Туровского; житие преподобного Симеона и преподобного Саввы Сербского; творения Николая Странтского (Гидрутского).   XIII век 1–е поколение 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения преподобного Саввы Сербского. 2–е поколение 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник преподобного Григория Синаита), Арсений, патриарх Константинопольский; мученики из–за унии (на Афоне и др.); святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская область), Афон, Северная Русь. 3. Творения преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые класы» в сборнике Паисия Величковско–го); житие преподобного Григория Синаита, святого Александра Невского, сведения о патриархе Арсении Константинопольском в византийской истории и др., Афонский Патерик. 3–е поколение 1. Святой Феолипт Филадельфийский, святой Афанасий, патриарх Цареграда, святитель Петр, митрополит Московский, преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов.3. Творения преподобного Феолипта Филадельфийского («Добротолюбие»), житие святого Афанасия, патриарха Цареградского (и его письма), житие Петра Ордынского, житие святителя Петра Киевского и Московского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

4 . Антиохийский собор 217 . По случаю освящения новой церкви в Антиохии собралось в половине 341 года около 100 епископов. После совершения освящения собравшиеся епископы составили собор, чтобы издать несколько постановлений относительно повсеместного однообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе Плакет, епископ Антиохийский, и издано было 25 канонов, которые все вошли в общецерковный канонический сборник и о которых с особенным уважением отзывается как Восток, так и Запад. В Кормчей они составляют 9 главу. 5 . Лаодикийский собор 218 . По всей вероятности, в 343 году, в Лаодикии, главном городе Фригии, был составлен многими епископами Малой Азии собор, на котором было издано 60 канонов разного содержания, и каноны эти, хотя различно разделяемые вошли в канонические сборники. В Пидалионе они помещены в том же числе, как и в Книге правил. В Кормчей каноны Лаодикийского собора составляют 10 главу, и хотя по числу их 58, но со стороны содержания они все находятся в ней. В Indreptarea стоит 59 канонов, что зависит от того, что последние два составляют один канон. 6 . Сардикийский собор 219 . На границе между восточной и западной частями греко-римской империи, в Сардикии (нынешней Софии) состоялся в 343 220 году многочисленный собор, с целью установить согласие относительно Афанасия Великого между восточными и западными епископами, разъединенными арианскими интригами. Присутствовавших на этом соборе членов насчитывается 376, из которых было 300 западных епископов и только 76 восточных. Председательствовал, известный со времени Никейского собора, Осия, епископ Кордубский. Когда были объявлены безосновательными все обвинения, возникшие против Афанасия, и утвержден Никейский Символ, собор издал 91 канон относительно церковной дисциплины, и все эти каноны вошли в общецерковный канонический сборник. В нынешних наших сборниках различие этих канонов состоит лишь в порядке нумерации, со стороны содержания они все находятся в них. В Indreptarea помещены все каноны. В Пидалионе их 20; нет 18 канона, но так как он имеет нераздельную связь с следующим (19) каноном, в котором говорится о том же предмете, то содержание самых канонов ничуть не страдает. В Книге правил тоже 20 канонов, что зависит от того, что 18 и 19 каноны составляют один, именно 18 канон. Причина этого та же, что и в Пидалионе. В Кормчей порядок канонов иной, хотя число их полное, а именно 21 канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

339 Пруденций, Peristeph. Hymn. XI, v. 225, Migne, t. LX. c. 554, говорит: Fronte sub adversa gradibus sublime tribunal Tollitur, antistes praedicat unde Deum. 343 Как на замечательную указывают на мозаику св. Пуденцианы, по мнению многих IV в. См. Вейс, Внешний быт народов II. 1. 120, 121. 348 Labart, Histoire des arts industriels, t. I. p. 12; Вейс, Внешний быт народов, т. II, ч. I. стр. 119–120. 349 Название особенно часто встречающееся у Златоуста τραπεξα φοβερ, μυστι, ιερ πνευματι, и т. π. CM. Bingham, Orig. Lib. VIII. с. VI. § 14 not. 351 Martigny, Dictionnaire des antiq. chret, p. 57, art. Antel, II. Другие утверждают, что это стол, на котором совершил евхаристию сам Спаситель. Мордвинов, Путеводитель по Риму, стр. 11. 353 Киприан (Ер. IV) вероятно намекает на это именно, советуя священникам, призываемым в тюрьмы для совершения евхаристии, соблюдать осторожность. 357 Круглые алтари употреблялись иногда и в позднейшее время. Пример в Никодимовой церкви в Афинах. См. Lenoire, Architecture monastique. t. I. p. 343. 360 По известию Анастасия библиотекаря (в жизнеопис. Феликса I) совершение евхаристии над гробницами мучеников предписал около 274 г. папа Феликс I – hic constituit supra sepulcra martyrum missas celebrari, но это без сомнения было только формальное узаконение более древнего обычая. 367 Ibid. В катакомбах найден еще маленький алтарь античной формы, имеющий вид столбика или античного ara. В средине его есть пустота для мощей, а по сторонам консоли для поддержания ламп. Ibid. р. 62. Но и это вероятно подставка для переносного алтаря. 368 Некоторые полагают, что первым из святых не мучеников, над телом которого поставлен был алтарь, был св. Мартин турский и что это случилось не ранее VI в. (Greppo, Dissert. sur L’histoire du culte des reliques, p. 16, Martigny, Dictionn. p. 174), но едва ли справедливо: по крайней мере построение церквей в честь святых и празднование их памяти несомненно имело место и в IV в. 373 Этим объясняется отчасти обычай, соблюдаемый при богослужении в некоторых древних базиликах западных, наприм., в Риме в базилике И. Латеранского, св. Петра, Марии великой и в др.; в Милане в базилике св. Петра a Olrate. Обычай этот состоит в том, что священник встает не с передней , а с задней стороны престола и всегда стоит лицом к народу. По чинопоследованию амросианской литургии священник не обращается к народу ни для благословения, ни для того, чтобы сказать: Dominus vobiscum, потому, что он постоянно обращен к народу. Martigny, Dictionn. des antiq. cretienn. art. Autel. p. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010