с главным городом Александрией, 3) Азия (малая Азия) с главным городом Ефесом, 4) Понт (Каппадокия, Галатия, Армения и др.) с главным городом Кесарией и 5) Фракия (Скифия) с главным городом Ираклеей. Хотя ко времени никейского собора египетский диэцез не выделился еще из восточного или сирийского диэцеза в самостоятельную часть восточной префектуры; но уже и раньше приобретения административной самостоятельности, (что произошло между 365 и 386 годами167), Египет, в объеме позднейшего диэцеза, составлял особое целое, так что уже и в 325 г. епископ александрийский имел церковную власть над епископами всех провинций в территориальных границах позднейшего египетского диоцеза. Антиохийский епископ, о котором упоминается в 6 кан. I всел. соб., также имел церковную власть в провинциях позднейшего восточного в тесном смысле диэцеза, так как существование около половины IV в. митрополитов, подчиненных антиохийскому епископу, удостоверяется несомненными историческими свидетельствами168. Под другими епископами, о которых глухо говорится в 6 никейском каноне, как о лицах, обладающих подобными же преимуществами, которые признаются за александрийским и антиохийским епископами, нельзя понимать кого-либо другого, кроме епископов главных городов трех остальных восточных диэцезов: Ефеса, Кесарии и Ираклеи, которые позднее, в 3 правиле II вселен. соб. 381 г. действительно и перечисляются, как высшие епископы восточной империи169. Что касается наконец римского епископа, власть которого в 6 кан. I вселен. соб. представляется как предмет сравнения для власти александрийского епископа, то, несмотря на усилия многих католических ученых усмотреть в этом каноне указание на какие-либо высшие права римского епископа по отношению к целой церкви христианской, в каноне можно находить только указание на власть, равносильную власти александрийского епископа. В 6-м никейском каноне нет речи о каких-либо правах римского епископа не только над диоцезами восточной префектуры, но и над тремя западными префектурами, а только и исключительно имеется в виду власть его над 17-ю провинциями Италии170.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Спустя несколько лет после Вознесения Христа апостол Матфей написал первое Евангелие. Этот текст многие будут переписывать и распространять, а вот авторство его первого перевода с еврейского языка на греческий приписывают в том числе и Иоанну Зеведееву. За эти годы в Иерусалиме по повелению царя Ирода Агриппы был казнен его старший брат, апостол Иаков, осужденный по доносу лжесвидетеля. По преданию, Иаков Зеведеев спокойно выслушал приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Его мужество так поразило лжесвидетеля, что он уже на суде раскаялся в своем поступке, хотя это и не помогло подсудимому. А когда апостола повели на казнь, то обвинитель упал к его ногам и стал умолять простить его. Иаков обнял его и сказал: «Мир тебе, сын мой; мир тебе и прощение». Обвинитель объявил, что он тоже верит в Христа, и был казнен вместе с апостолом. Он даже не успел принять обряд крещения, но получил «крещение кровью» — и таких христиан в первые века будут тысячи. После Успения Божией Матери Иоанн Зеведеев уже навсегда покинет Иерусалим. Когда ученики Христа еще только готовились идти с миссионерской проповедью в разные части света и тянули жребий, апостолу Иоанну досталась Малая Азия. И теперь для него пришло время исполнить свою миссию. Взяв с собой ученика Прохора, апостол Иоанн сел на корабль, и они отправились к берегам Малой Азии. Во время морского путешествия их ждали серьезные испытания, которые Иоанн, обладавший даром прозорливости, предвидел заранее. Он сразу сказал Прохору, что на море их ожидает несчастье. Так и случилось: неподалеку от южных берегов Малой Азии корабль попал в бурю и был разбит. Пассажирам удалось спастись на корабельных досках и добраться до берега близ Селевкии. И лишь один из них остался в морской пучине — это был Иоанн... В греческом варианте жития апостола Иоанна сохранилась интересная подробность. Узнав, что ему по жребию досталась Малая Азия, Иоанн принял новость с тяжелым сердцем, так как испытывал сильный страх перед морскими путешествиями. Упав на колени перед апостолами, он признался им в своем малодушии. Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иерусалима, помолиться о прощении Иоанна, после чего все с миром разошлись. Но тогда Иоанну не пришлось уезжать из Иерусалима, потому что на него была возложена не менее важная миссия — забота о Марии, Матери Христа.

http://pravoslavie.ru/70857.html

После вознесения Христа на небо Его апостолы разошлись по всему миру с проповедью, и не та Азия, где лежит родина Иисуса Христа, не столь близкая к Иуде Африка восприняли евангельскую весть так глубоко, как приняли ее юные народы Европы, которые через десять веков от Рождества Христова почти все без исключения исповедовали Христа, между тем как и поныне почти вся Африка и Азия, кроме европейских поселенцев, погружены в тьму разных заблуждений. Одною из последних земель в Европе, просвещенной крещением, была Русская земля, и ее-то молодому народу Господь судил стать великим избранником его, и этой земле готовилось великое и дивное имя «Святой Руси». И вот отчего эта земля называется святою. Бывшие раньше великие государства задавались лишь земными целями — славы, внешнего благополучия и силы. А русский народ так глубоко воспринял кроткое учение Христа, с главною его заповедью любви, что во всю жизнь, во все стороны жизни этого народа проник собою дух Христов. И не внешнее величие, а повиновение Христу, не земная слава, а Божья правда, не стремленье к завоеваниям, а настроение теплой любви к другим народам, — вот чего ищет и хочет Россия. Многомиллионный народ, всей громадою своей строящий из себя здание неделимой русской Церкви, — многомиллионный народ, каждый гражданин которого ищет Христа и который весь, в целом, единодушно и единомышленно ищет спасения души всем своим миром: вот что такое Россия. И как свят тот путь, которым достигает спасения отдельный человек, так свят и тот путь, которым ведет к заветной цели Господь доверившийся Ему русский народ. Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божьи избранники, и па этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатывается беспредельная преданность воле Божией; все мелкое, суетное сходит с души, — и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе. Таков же был путь, пройденный и Россией. Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во время этого трехвекового бедствия на развалинах гордой, самоуверенной, празднующей вечный праздник п раздробленной Киевской Руси, вырастает чудесами Божьими смиренная, тихая, цельная Московская Русь. И эта Русь крепче Киевской. И не сломить уже ее никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Апостола вполне сложился и определился план начальной части его нового – третьего – путешествия. Можно думать, что первоначальный план своей новой миссионерской деятельности после пребывания в Коринфе св. Апостол намечал уже при самом своем отъезде из Коринфа, бывшего в конце его второго путешествия местом его почти двухлетней деятельности 477 . Отъезжая отсюда в Сирию, он к своим спутникам присоединил благочестивую чету: Акилу и Прискиллу, которые ревностно помогали ему в коринфской проповеди 478 . Эти люди могли быть весьма полезными помощниками и в будущем: очевидно, Апостол уже имел в виду скоро воспользоваться помощью этих лиц где-либо в новом месте своей проповеди. Таким местом, куда скорее всего стремился он в это время проникнуть со своим благовествованием, была, вероятно, проконсульская Азия, где он во время своего второго путешествия не был допущен проповедовать Духом Святым 479 . С тех пор прошло довольно времени, и Апостол успел основать новые, христианские церкви почти во всех, соседних с проконсульской Асией, странах и даже, согласно повелению Ангела 480 , – на Европейском материке. Между тем Азия со своей знаменитой столицей, имевшей чуть не всемирную известность, продолжала блуждать во мраке гнусного культа Дианы ефесской; и мало того, что она сама всецело жила этим язычеством, – она была его рассадником и для других стран и народов: культ и храм Дианы ефесской были центром всего малоазийского и отчасти западно-греческого язычества 481 . И действительно, корабль, на котором отплыл вместе с Акилой, Прискиллой и другими спутниками Апостол —24— Павел из Коринфской гавани Кенхрей 482 , направился к малоазийскому берегу и достиг знаменитого Панорма, гавани Ефеса, где и бросил свой якорь 483 . О цели этого посещения св. Апостолом Ефеса дает вполне достаточные сведения самый текст книги Деяний. Ефес не был в данном случае главной и конечной целью путешествия Апостола; ему нужно было плыть в Сирию, почему Дееписатель в 18 стихе и выражается про него, что он отплыл в Сирию (ξπλει ες τv Συραν); Ефес, значит, был посещен только по пути.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Максим Оловол (Мануил) – родился в конце первой половины XIII в. Про- тосинкелл, ученый ритор, учитель в высшей школе Константинополя, «дидаскал логической науки», превосходный врач, автор писем (не изданы). Максим Плануд (ок. 1255–1305 гг.) – в монашестве Михаил (с 1283 г), философ, превосходный переводчик с латыни, составитель обширного сборника греческих эпиграмм, научный последователь Георгия Пахимера. Преподавал литературу, риторику, метрику, математику, астрономию, а возможно, медицину и латынь в монастырях Хора и Акаталепта в Константинополе, писал пересказы работ античных авторов, таких как Диофант Александрийский, создал трактат «Стоихиоис» («Элементы») и, что особенно важно, учебник арифметики, где использовал арабские цифры. Малакатарий – дословно с греч. «разминатель кожи», византийский ремесленник, который готовил высшие сорта кожи и продавал ее тем, кто делал обувь. Малая Азия – часть света, огромный полуостров, омываемый с севера Черным морем, с запада – Эгейским, а с юга – Средиземным морями; в настоящее время почти целиком занят Турцией. Римляне, достигшие М. А. во II в. до н. э., разделили ее на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия, Галатия). Со времени разделения Империи (395 г.) М. А. входила в состав Восточной Римской империи (Византии). В византийскую эпоху М. А., – ядровые земли ромеев, – играла важную роль не только из-за поставок продовольствия и полезных ископаемых, но также благодаря своему богатому греческому культурному наследию, влияние которого ощущалось в кругах интеллектуалов Константинополя. Во второй половине VII – IX вв. М. А. подвергалась нападениям арабов, в XI в. ее большая часть была захвачена сельджуками, а с конца XIII в. постепенно покорена турками-османами. Малх Филадельфиец – родился в V в. в палестинской Филадельфии; автор всемирной хроники «О событиях или делах ромейских» в семи книгах, где описывалась история Империи в 306–480 гг. Дошла только во фрагментах. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Предисловие Введение. Происхождение и развитие иерархии общин Глава первая I. Вопрос о церковных округах в ученой литературе II. История и характеристика римского провинциального управления на востоке империи III. Императорский культ и его организация IV. Этнографическое деление восточной половины Римской империи I. Провинция Азия II. Провинция Вышния-Понт III. Провинция Галатия IV. Провинция Ликия и Памфилия V. Провинция Каппадокия VI. Провинция Киликия VII. Провинция Кипр VIII. Провинция Сирия IX. Провинция Палестина X. Провинция Месопотамия XI. Провинция Аравия XII. Египет XIII. Провинция Крит-Кирена V. Образование церковных округов на почве этнографического деления Римской империи VI. Обзор церковных округов в первые три века христианства I. Провинция Палестина II. Провинция Сирия III. Провинция Кипр IV. Провинция Месопотамия V. Провинция Аравия VI. Египет VII. Провинция Киликия VIII. Провинция Каппадакия IX. Провинция Вифиния-Понт X. Провинция Галатия XI. Провинция Ликия-Памфилия XII. Провинция Азия XIII. Провинция Крит-Киренаика VII. Борьба церкви с императорским культом Глава вторая. Соборы I. Исторический очерк развития епископской должности II. Соборы для избрания епископа III. Происхождение регулярных соборов IV. Христианские соборы II и III веков V. Устройство соборов VI. Делопроизводство собора Глава третья. Митрополиты в первые три века христианства I. Развитие власти митрополитов II. Римский епископ III. Александрийский епископ IV. Развитие митрополичей власти в Антиохии и на востоке Глава четвертая. Институт митрополитов по канонам никейского собора 325 г. I. Новое провинциальное деление Римской империи и административные реформы Диоклетиана II. Никейский собор и церковно-провинциальное устройство Восточно-Римской империи III. Канон шестой никейского собора 325 года IV. Канон седьмой первого вселенского никейского собора     Предисловие Цель этой работы чисто научная. С этой точки зрения появление ее не нуждается в оправдании. Несмотря на обилие источников в русской науке церковного права доселе не существовало сочинения, посвященного истории развития церковно-правительственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   Палестину покинули Апостолы и большинство их выдающихся учеников и сотрудников. Многие из них- Апостол Иоанн Богослов, святая Мария Магдалина, один из семи диаконов — Филипп с дочерьми-пророчицами и другие старцы, свидетели жизни Спасителя, подвигов и проповеди апостольской, перешли в Малую Азию, дожив там до времен Траяна и даже еще позднейших. Перейдя в Малую Азию, эти живые свидетели евангельских событий и сотрудники Апостолов с большим успехом послужили Вселенской Церкви. Нужно помнить, что после разрушения Иерусалима, привлекавшего паломников со всего мира, и после ухода и смерти большинства Апостолов, Палестинская Церковь быстро теряла свое вселенское значение. Еврейский язык, незнакомый громадному большинству Церкви, еврейские обычаи, которым не следовали Церкви из язычников, сильно отгораживали Палестинскую Церковь от остального христианского мира. Конечно, для еврея-христианина, в котором христианский дух бил живым ключом, это не было причиной разобщения со Вселенской Церковью. Но все же из Малой Азии, разнообразными нитями связанной со всем греко-римским миром, легче и доступнее растекалось по всему телу церковному богатство живого предания, сохраненного здесь самими свидетелями жизни Спасителя и основания Церкви.    Таким образом, с 60-х годов Малая Азия стала центром христианства: хранительницей живых преданий, мудрости и святости христианской, откуда еще долго, более столетия, обильно черпала истину Вселенская Церковь. Здесь долго процветала своя церковная жизнь и после кончины Апостола Иоанна и других учеников Господних и жили люди (вплоть до второй половины II века), бывшие в общении с Апостолами и другими самовидцами Господа. Это придавало малоазийским учениям и преданиям вселенское значение. Малая Азия после Апостола Иоанна, в течение всего II века, имела много святых старцев-наставников, писателей и среди них таких, как Кодрат, который говорил, обращаясь к язычнику-императору: «Исцеленные и прочие лжеучители в соединении с преследованием Церкви римской властью и с ненавистью языческой и еврейской толпы — все это многообразие зла устремилось охлаждать единство духа, пламень любви, глубину и ревность христианской жизни Малой Азии. Потребовалось немало проявлений Божественной помощи и благодати, немало усилий и крепости человеческого духа, чтобы выдержать эту многообразную борьбу. Хотя не все христиане Малой Азии выходили из этой борьбы победителями, не все Церкви сохраняли постоянную и ровную ревность и единство, ибо «все было в колебании», — по выражению святого Игнатия Богоносца, все же «узы зла разрывались», «неведение проходило», «так как дело шло о разрушении смерти» и царства диавола. Именно в Малой Азии в течение этого столетия (60—160 годы) больше, чем где бы то ни было, созидались, несмотря на противоборство зла, «истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца». Созидалось Царствие Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мелитон, епископ Сардийский и современник Поликрата, бывал в Иерусалиме; еще более вероятно, что иудеохристианские лидеры провинции Азия до 70 года совершали паломничество в Иерусалим и встречались там с оставшимися учениками Иисуса, составившими Иерусалимскую церковь . Эти вполне возможные личные контакты, как правило, остаются за пределами ученых дискуссий о передаче евангельских преданий, поскольку ученые ориентируются на модель устной традиции, предполагающую не индивидуальную, а коллективную устную передачу, и принимающую как данность, что источник традиции на много ступеней отстоит от форм, принятых традицией в конце первого столетия. Однако эта модель пренебрегает тем, что само собой разумеется для Папия – значимостью индивидуальных лидеров, часто очень мобильных, чье служение в христианской общине порой исчислялось десятилетиями и среди которых особое место занимали свидетели служения Иисуса. Очевидно, что ни при описании второй, ни даже первой схемы Папий не говорит о преданиях, принадлежащих христианской общине в целом, передающихся коллективно и анонимно. Старцы – видные лидеры и учителя. Аристиона и Иоанна Старшего Папий называет по именам, видимо, потому что они были прямыми учениками Иисуса; однако имена остальных также были ему, как и всем христианам в провинции Азия, хорошо известны. Папий мог бы перечислить по именам и их учеников – своих непосредственных информантов, тех, что бывали в Иераполе и кого он знал лично. Для него не было бы ценным то, как передавали старцы слова Андрея, Петра или Фомы, будь эти предания всего лишь коллективной памятью церквей, к которым принадлежали старцы. Папий ожидал, что эти предания старцев авторизованы личными контактами. Устная традиция, как правило, коллективна: : Корпус информации больше, чем вмещает память конкретного человека, поскольку информация – это память; иначе говоря, она идет не только от одного человека к другому. Выступления проходят не перед одним-единственным слушателем, а перед целыми аудиториями, а историческая сплетня распространяется так же, как любая другая.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

– Епир, Акарнания даже до Авлона. – Иллирик, Албания. – Амбракеа, Канина даже до Иоаннины. – Талантия, Босния. – Далмация, Склавуния; т. е. Аспáлафрон до – Дакиа, залив Мессинский. – Триваллия, Сербия. – Верхняя Мисия, Валахия. – Пропонтис, Чёрное море. Понтос, у Ираклии, Корфа и Киликии. Азия, или Восток – Вифиния, взморье до Трапезунта. – Азия, собственно Никомидия и окрестности её. – Фригия, Кесария. – Пафлагония от Карамана до Кадил горы. – Памфилия, Каппадокия и Киликия от Кесарии до Памфилии. – Колхида, Галатия. Тут владеют Гутфы и Зунхасáн. – Сарматиа и Иверия до Наида (Дона) реки (μχρι το ναδου ποταμο). – Лакедемония, Кáмпос ту-Мизифрá. – Спарта, Мизифра. – Аркадия, Горица. – Потидея, Кассандрия. – Пидна, Китрос. – Аполлония (Афонская) Иериссóс. – Сирмион, Венгрия. – Ефира, Коринф. – Офиуса, Родос. – Лавкания, Самофраки. – Прикóнисос, Мармара. – Исис, Алепп. Знать все эти названия весьма нужно. Например: выше в хронологии замечено, что Деспот Константин, он же и последний царь греческий († 1453 г.), венчан был на царство в Мизифре, т. е. в Спарте. III Περ γενσεως νϑρπου. Ka, πϑεν τρτα, κα ννατα κα σαρακοστ. – О зарождении человека. И, откуда Третины, девятины и сорочины. Статья из меньшего Панфекта. † Семя, ринутое в матку, пробыв тут три дни, превращается в кровь: тогда же обрисовывается и сердце: в девятый же день сгущается в тело и мозги, а в сороковой день образуется лице. С третьего месяца младенец движется в своём лоне, а в девятом месяце полнеет и к исходу спешит. Девочка же и мальчик зарождаются, смотря по степени тепла. Теплее семя? зарождается мальчик. Меньше в нём теплоты? бывает девочка. Зародыш её сгущается медленнее: медленнее она и образуется. Мальчик, как выкидыш сорокадневный, выпадает уже с личиком, а девочка и после сорока дней выкидывается без лица. † Умерший человек в третий день изменяется и теряет вид лица; в девятый расплывается весь остов его, кроме сердца, а в сороковой гибнет весь он. Третины совершаются в память воскресения Христова в третий день; Девятины ради поминовения усопших, Сорочины по ветхому закону; ибо евреи 40 дней оплакивали Моисея: Годовщина для раздачи бедным милостыни. IV

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ох братья мои, слышите ли слова блудной дочери? Слышите ли хвастовство обнищавшей, оборванной, голодающей аристократки? Она уже ничто, а похваляется как будто она — все. Ничего не имеет, а бахвалится, как будто ей принадлежит весь мир. Превозносится перед всеми, что ее уважали. Но все лишь презирают ее. Мажет и красит лицо, чтобы казаться красивой, но все брезгуют и гнушаются ей, как самой страшной уродиной. Старшая дочь Христова, Азия, смотреть не может на Европу. Она ей на вид отвратительна, на слух неблагозвучна, смрадна на запах, для прикосновения мерзка, вся в коросте и гнили. Невыносима Азии Европа. И вот как отвечает Христова Азия отпавшей атихристианской Европе: Что имеешь своего? Чем хвалишься? Чем гордишься? Даже если и нашла ты что-то, на чьей ниве нашла? Что хвалишься буссолью, электрикой, паровозами и другими машинами? Разве все это нашла ты не во дворце Господнем, в который приведена была как гостья? Если Хозяина не вспоминаешь, ты — воровка. Да ты и есть воровка. А еще разбойница, грабительница и насильница. Все чудеса твои — это Божии чудеса, о которых ты последняя узнала. Истинно говорю тебе — все чудеса твои — чудеса Божии, но все чудеса Божии не твои еще и не станут твоими даже через миллион лет. А твое одно только, слушай и запомни, только одно не от Бога, а твое — злоупотребление всеми чудесами Его. Чудеса от Бога, а твое — злоупотребление. Например, летающая машина — Божие чудо, а твое — убийство людей при помощи этой машины. Божие — плавать, а твое — топить. Божие — лечить, а твое — травить. Божие — объединение, а твое — разделение. Божие — истина, а твое -ложь. Божие — милосердие, а твое — себялюбие. Что у тебя общего с Христом, Европа, с Христом, Богом истины и милосердия? Ничего. А ты, Сербия? Отчего ты застыдилась и покраснела? Оттого, что пошла за Европой. Сдружилась с отступницей. Пошла за блудницей. Если изменишь свой путь, да будешь благословенна. И благословен Господь, ожидающий твоего исправления. Аминь. Начало премудрости страх Божий

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3744...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010