Патриарший наместник Московской епархии возглавил великое освящение восстановленного Спасского храма в подмосковном селе Уборы 27 июня 2017 г. 14:02 25 июня 2017 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Спасского храма в селе Уборы Одинцовского района Московской области и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман , благочинный Одинцовского округа Московской областной епархии архимандрит Нестор (Жиляев), благочинный Шатурского церковного округа священник Владислав Решетников, настоятель храма священник Александр Сидоров, настоятель Троицкого храма деревни Ивашево Ногинского района протоиерей Алексий Смирнов, духовенство Одинцовского благочиния. За богослужением молились член Совета Федерации от Калининградской области О.П. Ткач, руководитель Федеральной налоговой службы РФ М.В. Мишустин, глава Одинцовского района А.Р. Иванов, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова, благотворители и прихожане. Богослужебные песнопения исполнил мужской состав молодежного хора Георгиевского собора под управлением Павла Карпова. За богослужением была совершена священническая хиротония диакона Владимира Чиркина и диаконская хиротония Максима Смирнова. На малом входе священник Владислав Решетников был удостоен права ношения камилавки и наперсного креста. По окончании богослужения митрополита Ювеналия приветствовал архимандрит Нестор (Жиляев). Затем митрополит Ювеналий обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом. В память о состоявшемся освящении Спасского храма Патриарший наместник передал приходу образ Спаса Нерукотворного. Затем владыка Ювеналий вручил потрудившимся в деле восстановления храма церковные награды: священник Александр Сидоров был удостоен ордена прп. Серафима Саровского III cmenehu; М.В. Мишустин — Патриаршего знака храмостроителя; О.П. Ткач — ордена прп. Андрея Иконописца III степени; Е.А. Аверьянов — медали Московской епархии «За жертвенные труды» I cmenehu, благотворители и труженики храма — благодарственных и благословенных грамот митрополита Ювеналия.

http://patriarchia.ru/db/text/4942977.ht...

Протоиерей Максим Козлов рассказал о своем участии в молодежном съезде РПЦЗ Москва, 7 сентября 2004 г. Протоиерей Максим Козлов О своей поездке на XI Всезарубежный съезд православной молодежи рассказал участникам III Межрегионального фестиваля «Обретенное поколение» протоиерей Максим Козлов , настоятель университетского храма во имя святой мученицы Татианы, сообщает «Благовест-инфо». Это его второй визит на форум Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В первый раз он представлял клириков Московской Патриархии на Всеправославном пастырском совещании в Наяке в декабре 2003 г. Съезд, на который съехались более 100 делегатов – членов РПЦЗ от 18 до 23 лет со всего мира, состоялся в Сан-Франциско в начале июля. Епископ Сан-Францисский Кирилл, по словам протоиерея Максима, «наиболее последовательно поддерживает процесс восстановления канонического единства Русской Православной Церкви». Как отметил протоиерей Максим, «весьма доброжелательное» и заинтересованное отношение делегатов съезда к представителям Московского Патриархата было «более теплым, чем в Наяке, где многие смотрели на нас с опаской». Тем не менее, ряд правящих архиереев РПЦЗ из Латинской Америки, Австралии, некоторых восточных штатов США и Канады не благословили своих делегатов на участие в съезде именно потому, что считают приглашение клириков из РПЦ недопустимо «либеральным». На форуме в рамках круглого стола «Русская Церковь сегодня» протоиерей. Максим сделал доклад «Быть православным в России сегодня», в котором ставил своей задачей дать западной молодежи адекватное представление о жизни верующих в России. Как отметил докладчик, прежнее поколение «зарубежников» имело «фантастически отрицательное представление о нас, которое сейчас, в основном, преодолено». Теперь же имеют место «иллюзии о невиданном духовном возрождении в России, которые надо рассеивать». Говоря о проблемах жизни верующих в секулярном мире, протоиерей Максим нашел много общего между Церковью в России и за рубежом. Он отметил «минимальное» отличие богослужебного чина, такое же, как и в России, молитвенное правило и подготовку к причастию, с той лишь разницей, что «зарубежники» более склонны к дореволюционной практике: причащаться реже, но готовиться тщательнее. Клирик РПЦ участвовал в богослужении, читая канон, а приехавший вместе с ним старший алтарник Татьянинского храма Александр Волков «давал мастер-класс по алтарному делу».

http://pravoslavie.ru/10984.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28.01.2013  СВЯТЫЕ ОТЕЧЕСТВА НЕБЕСНОГО И ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА ЗЕМНОГО Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии Введение О различии между прославлением святого в Церкви и прославлением соотечественниками своих героев и выдающихся деятелей в области земной культуры уже не раз говорилась в докладах членов Синодальной комиссии по канонизации святых (смотри доклад игумена Дамаскина (Орловского) за 2009 год и доклад протоиерея Максима Максимова за 2010 год). Но поскольку в адрес Комиссии продолжают поступать просьбы рассмотреть возможность прославления в лике святых таких великих деятелей Русского государства, как Александр Васильевич Суворов, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Иванович Пирогов и др., то мы решили еще раз остановиться на этом вопросе. Принципиальное отличие святых от героев земного Отечества в следующем. Во святых Церковь прославляет Бога, действие Духа Святого в человеке. «Их самоуничижение, самоумаление, славоненавидение, презрение ко всему земному – от славы человеческой до пристрастия к земным удобствам и богатствам» . В героях земного Отечества мы прославляем выдающиеся таланты человека, послужившие «не Богу, а людям, не духовной стороне, а материальной... Мы прославляем великих художников, ученых и инженеров, писателей, философов, историков, политических деятелей и военачальников за их выдающиеся таланты, действующие в земной области, развивающие эту земную область бытия, но и погибающие вместе с ней» . Для того, чтобы это отличие было более наглядно, более очевидно, давайте рассмотрим несколько конкретных примеров. 1. Государственные деятели Среди государственных мужей можно сравнить двух великих князей Русского государства: Александра Невского и Ивана III. Александр Невский был не только бесстрашным воином и полководцем, но и гениальным политиком, который сообщил направление целому периоду русской истории и который остается недостижимым идеалом русского государственного деятеля вплоть до наших дней.

http://fond.ru/index.php?menu_id=394&men...

Храм как образ мира и человека 24 апреля 2019 г. 10:40 23 апреля 2019 года в Московском архитектурном институте состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной  аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с педагогами и студентами вуза. В Красном зале института митрополит Иларион выступил с лекцией «Храм как образ мира и человека». Уважаемый Дмитрий Олегович! Дорогие братья и сестры! Мне очень приятно иметь возможность встретиться с вами в этот день, который на церковном языке именуется Великим Вторником. Каждый день этой недели, предшествующей празднику Воскресения Христова, называется Великим, потому что в течение всей недели мы вспоминаем последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. С вами как будущими архитекторами я хотел бы сегодня поговорить о богословских основах церковного храмоздательства. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах Отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Храм и храмоздательство в Византии У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (Мр. 14:15; Лк. 22:12). Местами христианских евхаристических собраний после воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (Деян. 1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских евхаристических собраний был далек от торжественности храмовых богослужений позднеконстантиновской эпохи. В период с I по III век христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 метров и служивших местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на Востоке. Катакомбы представляли собой длинные коридоры, в стенах которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в катакомбах высекались церкви прямоугольной формы. Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНТИН И МАКСИМ Мученичество Иувентина и Максима. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 99) Мученичество Иувентина и Максима. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 99) Мученики Иувентин и Максим. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мученики Иувентин и Максим. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Иовентин, Еввентий и Максимин, Максимиан; греч. Ιουβεντνος (Ιοβεντνος) κα Μξιμος (Μαξιμνος, Μαξιμιανς)], мученики (пам. 5 сент., 9 окт.), св. воины. Пострадали в Антиохии в правление рим. имп. Юлиана Отступника (361-363), по мнению Р. Обера - в нач. 363 г. Рассказ об их мученичестве содержится в Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста , в «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского и в «Хронографии» Иоанна Малалы . Юноши И. и М. были щитоносцами императора. Во время одного из пиршеств они стали сожалеть о прошлых царствованиях, когда у власти находились императоры-христиане, и возмущались по поводу приказа окроплять идоложертвенной водой все продукты на рынках. Один из участников трапезы пересказал эти слова Юлиану. Тот обвинил их в оскорблении величества и приказал конфисковать их имущество. И. и М. отвели обнаженными в темницу. Они радовались утрате богатства. Множество горожан приходило навестить их. И. и М. подвергли «жестоким и ужасным истязаниям» ( Theodoret. Hist. eccl. III 15), но они не отреклись от Христа. Юлиан подсылал к ним своих доверенных лиц, чтобы хитростью склонить их к идолопоклонству. Т. к. у И. и М. было много единомышленников, император велел казнить их ночью. Св. воины были обезглавлены и тайно похоронены христианами в одной гробнице. По сведениям Феодорита Кирского, впосл. антиохийцы поместили их мощи в драгоценную раку и ежегодно устраивали в их честь всенародный праздник. Имя М. утвердилось в визант. агиографических памятниках (в т. ч. в Минологии имп. Василия II и Синаксаре К-польской ц.), тогда как в сочинениях свт. Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского святой назван Максимином, а в «Хронографии» Иоанна Малалы - Максимианом. Форма имени И. встречается во всех источниках, кроме «Церковной истории» Феодорита Кирского, где он именуется Иовентином. В слав. агиографических памятниках это имя искажено - «Еувенитин» и «Еувентин» (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 881, 900).

http://pravenc.ru/text/1237741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607) Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607) [лат. Ioannes, Iohannes] († 18.05.526, Равенна), св. (пам. зап. 27 мая), папа Римский (с 13 авг. 523). В Каталоге папы Феликса IV (III) (после 530) продолжительность понтификата И. определена в 2 года 8 месяцев и 15 дней, однако в большинстве рукописей Liber Pontificalis указаны 2 года 9 месяцев и 16 (17, согласно Л. Дюшену) дней. Хронология Liber Pontificalis представляется предпочтительной, хотя рассказ о понтификате И. здесь завершается не смертью папы в Равенне (18 мая), а его погребением в Риме (27 мая). И в том, и в др. источнике содержатся противоречивые сведения о периоде интерпонтификата - от кончины папы Гормизда (6 авг. 523) до избрания И. Болландист Д. Папеброх считал достоверной приведенную в Каталоге Феликса IV (III) дату интронизации И.- 3 сент. Вост. хронисты обычно округляли продолжительность понтификата И. до 2 ( Евтихий Александрийский) или 3 лет ( Феофан Исповедник и К-польский патриарх Никифор I ). Для уточнения хронологии понтификата И. важное значение имеют консульские датировки, приведенные в Liber Pontificalis, согласно которым он занимал Римскую кафедру с консульства Максима (523) по консульство Олибрия Младшего (526). И.- сын некоего Констанция, жившего в обл. Тусция (ныне Тоскана). Предание о том, что папа был уроженцем г. Сена Юлия (ныне Сиена), известно лишь с XV в., когда предполагаемый дом И. в Сиене стал местом почитания. В Риме папа восстановил и украсил катакомбы святых Нерея и Ахиллия на Ардеатинской дороге, а также катакомбы Феликса и Адавкта и катакомбы Присциллы. Известно о подаренных ему имп. Юстином I драгоценных сосудах, к-рые И. передал в базилики св. Петра, Девы Марии (вероятно, совр. Санта-Мария Маджоре) и св. Лаврентия. Наиболее значительным событием понтификата И. стало посольство в К-поль (подробно описано в Каталоге Феликса IV (III), в Liber Pontificalis, а также во 2-м фрагменте Анонима Валезия ).

http://pravenc.ru/text/469670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН ГЕРКУЛИЙ Рим. имп. Максимиан Геркулий. Бюст. 293–296 гг. (Музей Сен-Реймон в Тулузе) Рим. имп. Максимиан Геркулий. Бюст. 293–296 гг. (Музей Сен-Реймон в Тулузе) [Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий; лат. Marcus Aurelius Valerius Maximianus Herculius; греч. Μαξιμιανς Ηρακλς] (ок. 250, близ Сирмия, Паннония, ныне Сремска-Митровица, Сербия - июль 310, Массилия, Галлия, ныне Марсель, Франция), рим. император (июль 285 - 1 мая 305, февр. 307 - нояб. 308, нач. лета 310). Род. в семье иллирийских лавочников. По свидетельству историка Аврелия Виктора (IV в.), М. не получил к.-л. образования ( Aur. Vict. De Caes. 39.17). Начав военную карьеру, выдвинулся при имп. Аврелиане (270-275), участвовал в большинстве походов того времени. Не позднее сер. 70-х гг. III в. М. женился на сириянке Евтропии. В браке родились сын Максенций (ок. 278 или 283; император в 306-312) и дочь Флавия Максима Фавста (ок. 289; жена имп. равноап. Константина в 307-326; о датах см.: Barnes. 1982. P. 34). Близкой родственницей М. была Флавия Максимиана Феодора (род. не позже 275), жена имп. Констанция I Хлора и мачеха имп. Константина. Позднеантичные источники говорят, что она приходилась М. дочерью ( Anon. Vales. Chron. Const. 2; Philost. Hist. eccl. II 16; Theoph. Chron. P. 7) или падчерицей ( Eutrop. Breviar. IX 22. 1; Aur. Vict. De Caes. 39.25; Idem. Epitom. 40. 12). Какая информация более верна, остается неясным. Возможно, М. принимал участие в провозглашении Диоклетиана императором в нояб. 284 г. в Никомидии (ныне Измит, Турция). Об отношениях М. с Диоклетианом до восшествия последнего на престол определенных сведений нет, вероятно они были дружны. В июле 285 г. в Медиолане (ныне Милан, Италия) Диоклетиан провозгласил М. своим соправителем, даровав ему титул цезаря. М. взял 2-е имя Валерий по номену Диоклетиана. Ряд исследователей высказывали мнение, что М. был усыновлен Диоклетианом, но достаточных подтверждений этому нет ( Odahl. 2004. P. 42-43; Southern. 2001. P. 136, 331; Уильямс. 2014. С. 54-57). Причины появления М. в качестве соправителя Диоклетиана античными источниками не объяснены. Вероятно, Диоклетиан пытался учесть опыт предыдущих императоров, к-рые, даже добившись политических и военных успехов, были убиты своими приближенными офицерами. Не имея сыновей, Диоклетиан стремился упрочить свое положение во власти, разделив ее с человеком, к-рому всецело доверял. Ок. 287 г. Диоклетиан принял титул Иовий (лат. Iovius), один из эпитетов Юпитера, а М. стал именоваться Геркулием, т. е. Геркулесом (лат. Herculius). Т. о., Диоклетиан претендовал на статус наместника Юпитера и проводника божественной воли на земле, а М. отводил роль сына верховного божества ( Liebeschuetz. 1979. P. 235-252; Odahl. 2004. P. 43-44; Barnes. 1981. P. 11-12; Уильямс. 2014. С. 57, 75-77). Для управления М. был отведен Запад Римской империи, где были особенно сильны движения мятежников.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ Б. п., дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» («История Иакова о рождении Марии», 2-я пол. II в.- Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. L. Moraldi. Torino, 1994. Vol. 1. P. 37-139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995), послужившее основой для нек-рых праздников. Формирование Б. п. связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресв. Богородицы. Надписи II-III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете ( Bagatti B. Gli scavi di Nazaret. Vol. 1: Dalle origini al secolo XII. Jerusalem, 1967. P. 146-152); еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресв. Девы в Иерусалиме ( Bagatti B. P. 185-214). Важной вехой в истории формирования Б. п. стало повсеместно распространившееся в IV-V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении . Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного - это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов ( Зенона , еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV-V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери ; по правосл. традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) - кондак 6-го гласа «          », но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Б. п. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству ( Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fête de la Vierge a Jérusalem au V siècle//Le Muséon. Louvain, 1943. 56. P. 1-33).

http://pravenc.ru/text/Богородичные ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Мокви. XI в. [Груз. ], монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); кафедра древней Моквской епархии ГПЦ, памятник культуры Грузии национального значения (2006). Расположен в одноименном селении (ныне с. Мыку Очамчирского р-на Абхазии) у слияния рек Мокви (ныне Моква) и Дуаб (ныне Дваб), в исторической груз. пров. Самегрело, в 18 км к северу от г. Очамчиры. История Основание и история древнего мужского монастыря. Христос и апостолы. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Мокви. XII в. Христос и апостолы. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Мокви. XII в. Впервые название мест. Мокви упоминается в соч. «Перипл» анонимного автора V в. (Георгика. 1965. Т. 2. С. 6). Следующее упоминание Мокви относится к VII в. В письме пресв. Феодосию Гангрскому ученик прп. Максима Исповедника исп. Анастасий Апокрисиарий сообщал, что был сослан в крепость Тусуме, которая «находится выше села Мокви на границе края Апсилии» (Георгика. 1941. Т. 4. С. 50). В латинской версии письма это место упоминается как «in loco monachos» (место монахов). Это обозначение было прочитано как «in loco Mochoes» - (в мест. Мохос/Мокви) ( Бриллиантов. 1917. С. 57). В 60-х гг. X в. царь Абхазский (Зап. Грузии) Леон III (957-967) «построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым» (Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 270; То же//Картлис Цховреба. 2008. С. 146). С основанием кафоликона М. связано предание о том, что царь Абхазии решил построить собор дивной красоты, откуда можно было бы видеть всю страну, и обещал большие богатства тем, кто осуществят его замысел. Мастера боялись браться за дело, лишь один зодчий согласился на условия царя. Когда строительство завершилось, купол покрыли золотом и на высоте тысячи локтей установили крест. Поднявшись на колокольню, царь увидел всю Абхазию. Он был восхищен красотой храма, но ему было жаль отдавать обещанное вознаграждение; также он не хотел, чтобы где-то был построен подобный храм. Он сказал, что с купола не видно всей страны. Когда зодчий, чтобы доказать обратное, поднялся наверх, царь приказал убрать лестницу, и зодчий не смог спуститься. Местные жители как могилу строителя М. показывали захоронение в центре колокольни ( Каландия. 2004. С. 134-136, 234; Милованова. 2014. С. 244).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА И ДАМИАН Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) [Греч. Κοσμς κα Δαμιανς; лат. Cosmas et Damianus; древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (νργυροι) (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.). Документальные свидетельства исторического существования К. и Д. не сохранились. Согласно чрезвычайно сложно формировавшемуся и противоречивому преданию, братья К. и Д. были врачами, лечившими людей бесплатно (отсюда наименование - «бессребреники», «безмездники»). Изначально единое почитание К. и Д. разделилось на 3 традиции, в рамках к-рых почитаются 3 группы одноименных святых: К. и Д., преподобные Асийские (пам. 1 нояб.),- сыновья христианки Феодоты, умерли своей смертью и похоронены в местности Феремма (Фереман), к северу от г. Кирр (Сев. Сирия); К. и Д., мученики Римские (пам. 1 июля), убиты из зависти врачом-язычником при имп. Карине (283-285); К. и Д., мученики Аравийские (пам. 17 окт.), приняли мученическую кончину вместе с др. братьями, Леонтием, Анфимом и Евпрепием, в г. Эги (Αγα, Киликия) в гонение имп. Диоклетиана (284-305). К Житию (Мученичеству) К. и Д. обычно примыкает собрание описаний посмертных чудес, восходящих, по мнению издателя греч. текстов Л. Дойбнера, к 6 авторам, из к-рых известно имя лишь последнего - Максима Диакона. Число чудес различается в разных собраниях и достигает 47. В церковной традиции греч. Востока существует тенденция к признанию 3 групп этих одноименных святых. Однако при детальном исследовании комплекса агиографических текстов, посвященных святым, которое провел уже Р. Дениг (1660), возникла т. зр., что именно «асийская», самая распространенная версия является исходной. Восстановить, когда именно появилась «аравийская» версия, сложно; «римская» версия с большой вероятностью возникла в Сирии в IV-VI вв.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010