Наиболее важное произведение М.- т. н. Historia dogmatica (оригинальное название трактата «Рассказ о примирении, свершившемся между двумя Церквами - старшего Рима и нового нашего [Рима], а также о последующих событиях по порядку»). В 3 книгах трактата М. излагал с униатских позиций события, последовавшие за заключением Лионской унии. Рассказ о проходивших спорах открывал исторический экскурс, призванный показать, что бедственное положение, в к-ром находится империя, связано с многовековым расколом между правосл. Церковью и Римско-католической Церковью. Для доказательства своего тезиса М. отсылал ко 2-му периоду иконоборчества, к конфликту К-польских патриархов Фотия и Игнатия (Historia dogmatica. I 4-9), к эпохе правления Константина IX Мономаха (Ibid. I 10-13), к попыткам заключить унию в правления династии Комнинов (Ibid. I 16-19) и Иоанна III Дуки Ватаца (Ibid. I 20). В рассказе о событиях кон. XIII в. М. превозносил имп. Михаила VIII (Ibid. I 21-22) и утверждал, что Григорий II Кипрский незаконно занял Патриарший престол и поддерживал униат. политику только из личных корыстных интересов (Ibid. I 26). Изложение прерывалось святоотеческими свидетельствами в пользу унии (Ibid. I 35-65) и богословско-полемическими фрагментами (вся 2-я книга трактата представляет собой опровержение Томоса Влахернского Собора 1285 г. против Иоанна Векка, написанного Григорием II Кипрским). В 3-й кн. трактата больше биографических сведений, чем в первых: М. рассказывает о событиях после своего осуждения и о деятельности в ссылке и в заключении. Время создания трактата неизвестно; вероятно, он составлялся на протяжении неск. лет: в 3-й кн. М. говорит, что с момента его заключения под стражу (считая с 1283) прошло 18 лет - т. о., этот фрагмент относится к 1301 г. ( Laurent V. 1926. P. 316). Также М. составил «Опровержение Трех глав» (Αντρρησις τν τριν κεφαλαων) Максима Плануда об исхождении Св. Духа (PG. 141. Col. 1275-1308) и «Опровержение» (Αντρρησις) сочинений ученика Максима Плануда Мануила Мосхопула (Ibid. Col. 1308-1406). Не издан полностью трактат М. об исхождении Св. Духа (Vat. gr. 1716; Paris. gr. 1260).

http://pravenc.ru/text/2563078.html

Саратов. Домовая церковь Иоанна Богослова в действующем здании Духовной семинарии. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1885. Архитектор:Н.Н. Марков (автор проекта), А.М. Салько (производство работ) Ссылки:     Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 92 Координаты: 51.525777, 46.027035 Проезд:Троллейбусом маршрута 3 или маршрутным такси 9, до остановки " Улица Максима Горького " . Здание духовной семинарии с домовым храмом расположено на углу улиц Максима Горького и Мичурина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1885 году в жизни Саратовской семинарии произошло важное событие — семинария переехала в новое здание на углу улиц Александровской и Малой Сергиевской (теперь пересечение улиц Горького и Мичурина). Отношение к проекту здания семинарии имели два архитектора: А.М. Салько и Н.Н. Марков. Проект нового семинарского комплекса, в который входил и домовый храм семинарии, составил синодальный архитектор Николай Никифорович Марков. Смету на построение здания «Духовной православной семинарии и иконостаса и росписи церкви в здании семинарии» подготовил знаменитый саратовский архитектор Алексей Маркович Салько. Он же был и архитектором-производителем работ при строительстве самого здания. Здание семинарии было построено в характерном для эпохи императора Александра III эклектическом стиле. В фасаде здания вместо лепных украшений используется кирпичный декор, который восходит к средневековым русским и византийским прототипам. Активным членом Комитета по строительству нового здания семинарии был преподаватель Александр Иванович Заборский, который стал первым ректором семинарии после ее переезда в новое здание. Как и во всяком духовном учебном заведении Русской Православной Церкви центром духовной жизни и воспитательного процесса в деле подготовки будущих пастырей Церкви стал храм семинарии. Домовая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова была освящена 6 октября 1885 года епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским). Храм находился в середине здания, в бельэтаже высотою в два этажа, занимая обширную и почти квадратную территорию. В храме имелся резной дубовый иконостас, иконы в который написал художник Лев Степанович Игорев.

http://sobory.ru/article/?object=22947

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 23.03.1531, Москва), еп. Суздальский и Тарусский. В списке Суздальских архиереев в хронографе из собрания Румянцевского музея приведено прозвище Г.- Богоявленский. В нач. XVI в. Г. являлся игуменом московского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря на Посаде, упоминается в монастырских актах 1511-1512 гг. Вскоре был поставлен архимандритом владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . С его появлением в Рождество-Богородицком мон-ре, очевидно, следует связывать 2 несохранившиеся грамоты вел. кн. Василия III Иоанновича : грамоту марта 1514 г., предписывавшую «дорог вновь не прокладывать», и жалованную грамоту 1514/15 г. на деревни и починки «на Высокой реке». 10 февр. 1517 г. Г. был хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. При нем в 1527/28 г. был перестроен суздальский собор в честь Рождества Богородицы: «разобрана бысть... соборная апостольская церковь Рожество Пречистые о трех версех», «совершена бысть о пяти версех», освящение храма состоялось в 1530 г. Значительно больше сохранилось сведений об участии Г. в гос. и церковной жизни Москвы. 30 мая 1521 г. вместе с митр. Варлаамом и Крутицким еп. Досифеем в присутствии вел. князя Г. принимал участие в освящении каменного собора московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . 27 февр. 1522 г. Суздальский владыка присутствовал на поставлении митр. Даниила . Г. упоминается также в числе поручителей, подписавших крестоцеловальные грамоты вел. кн. Василию III следующих лиц: князей В. В. Шуйского (янв. 1522), И. М. Воротынского (февр. 1525) и Ф. М. Мстиславского (5 февр. 1531). В списках XVI в. сохранились посыльные грамоты Г. (23 янв. 1525) на Собор по делу прп. Максима Грека , обвиненного в ереси и «хуле» на вел. кн. Василия III. Не исключено, что в это время Г. был информирован об участи вел. кнг. Соломонии Юрьевны (см. София , прп.). В 1526 г. «старица София» уже была насельницей суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . Все эти факты свидетельствуют о близости и доверии вел. князя к Г. Суздальский епископ умер в Москве, был похоронен в Суздале, по всей вероятности, в Рождество-Богородицком соборе, имя Г. записано в соборный синодик.

http://pravenc.ru/text/162078.html

Архив Пн В Оренбурге прошла III Международная конференция «Православие в России и за рубежом: богословие, история, культура, межрелигиозный диалог» 14 марта 2024 г. 18:37 12-13 марта 2024 года в Оренбургской духовной семинарии состоялась III Международная научно-практическая конференция «Православие в России и за рубежом: богословие, история, культура, межрелигиозный диалог». География участников форума охватила Германию, Швейцарию, Узбекистан, Монголию, Сербию, Индию, Казахстан, Конго, Белоруссию, Уганду. 12 марта состоялось пленарное заседание, в начале которого собравшихся приветствовал митрополит Оренбургский и Саракташский Петр . Юрисконсульт Учебного комитета Русской Православной Церкви Н.С. Семенова огласила приветственное слово председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова . С приветственными словами к присутствовавшим также обратились: министр образования Оренбургской области А.А. Пахомов, начальник управления по делам национальностей и казачеству Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области С.В. Коннов, ректор Оренбургского государственного университета С.А. Мирошников, ректор Оренбургского государственного педагогического университета С.А. Алешина, председатель регионального Духовного управления мусульман Оренбургской области, директор Духовной профессиональной образовательной организации «Медресе " Хусаиния " » кандидат исторических наук муфтий Альфит Шарипов. Митрополит Петр передал в дар Оренбургской духовной семинарии служебник XVIII века и издание Великого покаянного канона прп. Андрея Критского начала XX века. В ходе пленарного заседания были представлены доклады «Выпускники семинарии: " Истинное служение Отчизне " », «Духовные образовательные учреждения в образовательной системе Российской Федерации», «Документы Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. как источник по истории церковной экономики», «Трансгуманизм: " увеличение человечности " или риск дегуманизации человечества», « " Вестник Оренбургской духовной семинарии " в пространстве церковно-научных изданий».

http://patriarchia.ru/db/text/6111410.ht...

Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили ночную литургию в Храме Воскресения Христова 11 ноября, 2012. Новостная служба 11 ноября 2012 года Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. 11 ноября. ПРАВМИР. 11 ноября 2012 года Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вечером 10 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил молитвенное шествие от Яффских ворот Старого города. Возле Иерусалимской Патриархии к процессии присоединился Блаженнейший Патриарх Феофил с сонмом архиереев и духовенства. Процессия проследовала к Храму Воскресения. За Божественной литургией Предстоятелям двух Церквей сослужили иерархи Иерусалимского Патриархата, члены делегации Русской Православной Церкви, а также заместитель председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. За богослужением была возглашена ектения с прошениями об упокоении новопреставленного Патриарха Болгарского Максима. Песнопения и молитвы звучали на церковнославянском и греческом языках. Обращаясь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Предстоятель Иерусалимской Церкви подчеркнул: «Это совместное служение двух Патриархов является наивысшим проявлением нашего полного согласия, общения и исповедания в догматах, предании и практике нашей Православной Церкви». Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил за приветствие и сказал, что Евхаристия делает нас причастными Телу Христову — единой Христовой Церкви и подает надежду на иное, непреходящее бытие во славе святого Христова Воскресения. «Великое множество паломников, стекающихся сюда со всех концов света — это свидетельство о том, что весть о Воскресении Христовом, исшедшая из Иерусалима и пронесенная святыми апостолами по всей земле, не угасла и жива и по сей день. Вера во святое Христово Воскресение приносит свой плод во всем мире, в том числе и в России, Украине, Беларуси и других странах Святой Руси, по слову Господню: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29)», — отметил он.

http://pravmir.ru/predstoyateli-ierusali...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви У пройшла III Асамблея Америки для друку 8 листопада 2012 р. 13:15 6-7 ноября 2012 года в Каракасе (Венесуэла) состоялась III Ассамблея канонических епископов Южной Америки. Согласно определению I Ассамблеи, состоявшейся в апреле 2010 года в Бразилии, работу конференции возглавил митрополит Мексиканский Афинагор ( Константинопольский Патриархат ). Его сопредседателем по должности был временный управляющий Аргентинской и Южноамериканской епархией Московского Патриархата архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан . В работе Ассамблеи приняли участие иерархи Константинопольской, Русской, Румынской и Польской Православных Церквей, осуществляющие свое служение в Южной Америке, а также представитель Сербской Церкви . Первый день работы Ассамблеи начался с молитвы в Успенском соборе Константинопольского Патриархата в Каракасе за Божественной литургией, по окончании которой архипастыри молитвенно помянули новопреставленного   Патриарха Болгарского Максима . После приветствия председателя слово было предоставлено архиепископу Юстиниану, который, в частности, сказал: «Принимать участие в работе Ассамблеи для меня большая честь и ответственность, и я рад, что мое знакомство с жизнью Православия в Южной Америке начинается с непосредственного общения с иерархами местных епархий. Позволю себе сказать, что прошедший воскресный день — 4 ноября — отмечался в России как День народного единства в память об окончании Смуты на Руси. Незадолго до этого Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Польшу, вместе с конференцией епископов Римо-Католической Церкви Польши выступил с обращением к братским народам России и Польши, в котором призвал стремиться к христианскому единомыслию и согласию, преодолевая горечь бывшей прежде вражды. Это побуждает меня с еще большим усердием призвать вас, дорогие собратья, содействовать подлинному братскому единству среди православных. Также каждый из нас должен помнить, что мы — послушники своих Поместных Церквей. Работа нашей Ассамблеи должна проходить строго в рамках принятых в 2009 году решений IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2576195...

Благотворитель из Карпинска удостоен Патриаршей награды Орден преподобного Серафима Саровского Карпинск, 28 марта 2008 г. Уральский край всегда был славен своими благотворительными традициями. Купец Походяшин, промышленники Демидовы широко известны не только как основатели знаменитых заводов и рудников, но и как крупнейшие благодетели и меценаты, возводившие храмы, строившие богадельни и сиротские приюты.           Ныне уральцы продолжают старинные традиции, совершая добрые дела во благо малой родины и всего большого Отечества. Деятельность российских предпринимателей прошлых веков, бескорыстно строивших храмы и больницы, школы и дома престарелых - пример, достойный подражания в наши дни. И у этого примера есть немало последователей.           Накануне в резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии побывали гости из города Карпинска, расположенного в Северном управленческом округе Свердловской области. За благотворительную помощь, за труды по восстановлению храмов генеральный директор карпинского предприятия " Жилкомсервис " Сергей Бидонько, указом           Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, удостоен высокой награды Русской Православной Церкви - ордена святого преподобного Серафима Саровского III степени.           Вручая награду, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, сказал: " Вы делаете много доброго для блага области, для блага Церкви. Отрадно, что русские люди, как в старину, несут миссию помощи, добра, милосердия на русской земле. Желаю Вам доброго здравия и помощи Божией во всех ваших добрых делах " .           С каждым годом становится всё больше и больше тех, кто стремится бескорыстно помогать Церкви, обществу, нуждающимся и обездоленным людям. Посильную помощь в возрождении старинных храмов и строительстве новых оказывают ныне и предприятия и частные лица. Ведь только лишь силами государства восстановление того, что было некогда поругано и разрушено, произвести невозможно.           Каменный двухэтажный, двухпрестольный Введенский храм был построен в Карпинске в 1771 году, на средства купца и заводчика Максима Походяшина. В 1930-х был закрыт большевиками. Колокольня снесена. В течение почти целого столетия молитвенное здание медленно, но упорно разрушалось от времени. Сейчас начаты восстановительные работы, они будут проводиться поэтапно. Предприятие " Жилкомсервис " предоставляет стройматериалы и рабочую силу, помогает финансами.

http://pravoslavie.ru/26237.html

Вассиан, епископ Коломенский (Топорков) Пострижен в монашество в Успенском монастыре (впоследствии Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь) преподобным Иосифом Волоцким , которому доводился племянником и был его учеником. По своим взглядам епископ Вассиан был иосифлянин, союзник митрополита Московского и всея Руси Даниила. Он имел большое политическое влияние в царствование Василия III Ивановича. 2 апреля 1525 года хиротонисан во епископа Коломенского. В том же году выступал на Соборе против преподобного Максима Грека († 1556, память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля). В 1531 году освящал церковь Вознесения Господня в с. Коломенском. 19 марта 1542 года был на посвящении митрополита Московского и всея Руси Макария († 1563, память 30 декабря/12 января). В том же 1542 году после воцарения Василия Шуйского лишился епархии и вынужден был поселиться в Пешношском монастыре. Но политического влияния не утратил полностью. В 1553 году в монастыре его посетил царь Иван Грозный, который обратился к преосвященному Вассиану за советом о том, как управлять государством. Владыка Вассиан сказал царю: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который бы был умнее тебя, потому что ты лучше всех; если так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в руках своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен им». Совет преосвященного Вассиана очень понравился царю. Он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». В 1560 году епископ Вассиан участвовал на Соборе, осудившем священника Сильвестра и боярина Алексея Адашева. Год кончины неизвестен. Литература: Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М.. 1901. – С. 287. Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. – М., 1888. – С. 219, 220. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1657, 1660; кн. 2. – С. 1 44–145, 147, прим. 1. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 245.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[Греч. Νρκισσος] (II - 1-я четв. III в.), свт. (пам. 7 авг.; пам. зап. 29 окт.), еп. Иерусалимский. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» называет Н. 30-м епископом Иерусалима, а учитывая, что тот занимал кафедру дважды, то также и 34-м. Н. был 15-м епископом после Марка, 1-го епископа Иерусалимского из язычников, когда в результате подавления восстания Бар-Кохбы в 135 г. Иерусалим был разрушен ( Euseb. Hist. eccl. V 12). В «Хронике» Евсевий затрудняется в указании дат и продолжительности пребывания на кафедре ранних Иерусалимских епископов. Список преемников Марка от Максима II до Н. в период 2-го епископата размещен под 2199 г. Авраама и 4-м годом правления имп. Коммода (180-192) в арм. версии ( Euseb. Chron. P. 172-174) и под 2201 г. Авраама и 6-м годом правления Коммода в лат. переводе блж. Иеронима (Ibid. P. 175). Однако, как уточняет Евсевий, достоверных сведений о хронологии епископского служения преемников Марка в его распоряжении не было. Визант. хронисты кон. VIII - нач. IX в., свт. Никифор I Константинопольский и Георгий Синкелл, указывают, что 1-й епископат Н. длился 4 года, а 2-й - 10 лет. Бывшие епископами Иерусалимскими во время удаления Н. Дий , Германион и Гордиан , согласно визант. хронистам, в общей сложности занимали кафедру 17 лет. Однако сведения Синкелла и свт. Никифора разнятся как между собой, так и с информацией Евсевия относительно имен епископов и последовательности, в к-рой те пребывали на кафедре. Кроме того, еп. Долихиан, который занимал кафедру в течение 12 лет, у Евсевия и свт. Никифора назван непосредственным предшественником Н. ( Niceph. Const. Chronogr. P. 124), а у Синкелла оказался среди епископов, занимавших кафедру в период удаления Н., к-рый тем самым растягивается до 29 лет ( Georg. Sync. Chron. P. 435-436). Впервые Н. как епископ упоминается у Синкелла под 180 г. Кончину Н. хронист относит ко времени правления Александра Севера (222-235), видимо опираясь на сведения Епифания Кипрского ( Epiph. Adv. haer.//PG. 42. Col. 61). С учетом хронологической разноголосицы однозначно датировать епископаты Н. невозможно.

http://pravenc.ru/text/2564688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ еп. Беритский (сер. V в.). Занимал кафедру Берита (ныне Бейрут , Ливан), первоначально находившуюся в подчинении у Тирского епископа. После 449 г. на Соборе в К-поле с согласия архиепископов Анатолия К-польского и Максима Антиохийского Е. добился для своей кафедры статуса митрополии в связи с разделением имп. Феодосием II пров. Финикия Приморская на 2 адм. единицы с центрами в Тире и Берите. В результате к Беритской митрополии присоединили еще 6 городов. Это решение не было признано Фотием, еп. Тирским, продолжавшим рукополагать в эти города епископов, к-рых Е. в свою очередь вновь низводил на степень пресвитеров. Вселенский IV Собор (451), разбиравший этот вопрос, вернул города в юрисдикцию еп. Фотия, но сохранил за Беритом статус автокефальной митрополии (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 101-110; ДВС. Т. 3. С. 35-41; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 301). В ходе христологических споров Е. защищал учение свт. Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощенной». Выступая против Нестория , принял определения Вселенского III Собора (431), а с 435 по 447 г. был противником Ивы , еп. Эдесского, осуждение к-рого как несторианина поддержал в 448 г. Участвуя в «разбойничьем» Соборе в Эфесе (449) на стороне архим. Евтихия , Е. поддержал и низложение свт. Флавиана К-польского, за что свт. Лев I Великий , папа Римский, исключил его имя из диптихов. На IV Вселенском Соборе Е. занял примирительную позицию, отвергнув выражение «одна природа» и отозвав осуждение свт. Флавиана. Несмотря на это, представители императора сочли Е. и ряд др. архиереев виновными и предложили их низложить, однако все они, за исключением Диоскора , выразили согласие с Томосом папы Льва и были приняты Собором (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 195; T. 2. Vol. 1(2). P. 92, 109; ДВС. Т. 2. С. 219-220; Т. 3. С. 6, 22). Из сочинений Е. сохранился фрагмент трактата против монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457-460). Этот факт опровергает свидетельство сиро-яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), к-рый сообщает, что Е. с честью принял в Берите сосланного патриарха Тимофея. Евагрий Схоластик (VI в.) цитирует в «Церковной истории» отрывок из несохранившегося послания Е. к некоему «епископу Иоанну и другому пресвитеру Иоанну», где, по-видимому, содержалось описание Халкидонского Собора. Е. также является адресатом одного из посланий Феодорита , еп. Кирского ( Theodoret. Ep. 48).

http://pravenc.ru/text/187451.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010