Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЙ [Геласин; греч. Γελσιος, Γελσινος] (кон. III в.), мч. (пам. греч. 27 февр.), пострадал в г. Илиополь в Сирии (Гелиополь, совр. Баальбек, Ливан). Согласно самым ранним сведениям о мученике, к-рые находятся в Хронике Иоанна Малалы (VI в.), Г., названный здесь и в др. памятниках до IX в. Геласином, пострадал в правление имп. Максима Лициниана (хронист смешивает Максимина Дайу (305-313) и Лициния (308-324) - 2 правителей Римской империи). Г. был 2-м мимом (μμος δετερος), т. е. актером, исполнявшим вторые роли, как правило шутовские, в небольших театральных представлениях пародийного характера. Однажды он изображал христианина, принимающего Св. Крещение. В эту минуту на него снизошла благодать Божия и он уверовал во Христа. Тут же, в театре, Г. исповедал себя христианином. Разъяренная языческая публика выволокла его за стены театра и забила камнями. Родственники похоронили мученика в его родной дер. Мариамма недалеко от Дамаска, где впосл. был воздвигнут храм в его честь. Тот же рассказ о Г. с нек-рыми вариациями появляется в визант. «Пасхальной хронике» VII в. и копт. хронике Иоанна Никиуского кон. VII в., сохранившейся в переводе на эфиоп. язык. Составитель «Пасхальной хроники» делает уточнения относительно времени страдания мученика, исправляя неточную хронологию Иоанна Малалы и указывая, что Г. пострадал при имп. Диоклетиане, в 5-е консульство Максимиана Геркулия и 2-е Максимиана Галерия, т. е. в 297 г. (Chron. Pasch./Ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. P. 513-514). Хотя хроника Иоанна Малалы сохранилась лишь в поздней редакции, маловероятно, что сообщение о мученике - позднейшая вставка (напр., из «Пасхальной хроники»), т. к. в этом рассказе имеется хронологическая неточность относительно нач. IV в., свойственная Малале. Остается неясным, пользовался ли он несохранившимся письменным памятником о мученичестве Г. или опирался на устную традицию, бытовавшую в VI в. в Сирии.

http://pravenc.ru/text/161939.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ КАМЕНЧАНИН (в миру Иоаким; † после апр. 1591, г. Ростов (совр. Ярославская обл.)), иеродиак., книжник. Биография Род. в г. Каменце (ныне Каменец-Подольский Хмельницкой обл., Украина), семья происходила «от области Киевския». Получил домашнее образование, в раннем возрасте («детина велми млад»), лишившись родителей, принял монашеский постриг от игум. Евфимия в молдав. Киприановом (Каприянском) мон-ре (см. Кэприана) (игум. Евфимий был видным церковным деятелем, в 1563-1564 возглавлял посольство молдавского господаря Александра III Лэпушняну к царю Иоанну IV Васильевичу ). В Молдавии И. К. был хиротонисан во диакона Макарием, еп. Романова Торга (ныне Роман, Румыния). Затем И. К. вернулся на родину, жил сначала в Киеве, потом в Вильно. Летом 1561 г. по инициативе литов. правосл. магнатов Евстафия Воловича и Григория Ходкевича, намеревавшихся организовать в Литве слав. книгопечатание, И. К. отправился в Москву за рукописями. Его интересовали находившиеся в «царской книгохранильнице» Геннадиевская Библия , «Беседы евангельские» свт. Иоанна Златоуста в переводе ученика прп. Максима Грека инока Силуана и Житие прп. Антония Киево-Печерского, отсутствовавшее в Киево-Печерском мон-ре. И. К. имел на поездку благословение от Киевского и Галицкого митр. Сильвестра (Белькевича) и дозволение польск. кор. Сигизмунда II Августа . В 1560 г. названные книги безуспешно пытался купить в Москве у дьяка И. М. Висковатого литов. посланник Михаил Гарабурда (И. К. писал об этом в соч. «Жалоба»), тогда же переговоры по данному вопросу вел др. литов. посланник в Москве - Андрей Станиславич, но они также не принесли результатов. И. К. намеревался либо купить книги, либо заказать их «на спись слово в слово». Предполагалось напечатать книги в Литве на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому, да и рускому московскому, да и повсюду всем православным христианом». Язык изданий И. К. определял как «наш русский», «русский словенский». Т. о., книгопечатание осознавалось как фактор единства православного славяноязычного мира. Поездка И. К. в Москву стала одним из ранних примеров культурных контактов населения западнорус. земель с Московским гос-вом.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСАНФИЙСКАЯ И ПЕРИФЕОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ξνθης κα Περιθεωρου], епархия Элладской Православной Церкви, расположена на территории нома Ксанти (Зап. Фракия); кафедра находится в Ксанти; кафедральный собор освящен во имя св. Иоанна Предтечи, который почитается небесным покровителем этого города. История К. и П. м. Ряд исследователей предполагают, что упоминаемый в источниках в I-VII вв. г. Топейр впосл. получил название Ксанфия (ныне Ксанти). Первый епископ Топейра упоминается в 431 г. В средневизант. период наиболее значительным населенным пунктом на территории К. и П. м. была крепость Перифеорий (τ Περιθεριον), к-рая находилась в сев.-зап. части оз. Вистонида. Авторы XIV в. и вслед за ними отдельные совр. исследователи отождествляют Перифеорий с Анастасиополем, однако эта идентификация неверна, т. к. в нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата одновременно упоминаются Анастасиопольская и Перифеорийская епископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 285. N 7). Перифеорийская епископия, подчиненная Филиппийской митрополии, и Ксанфийская епископия, подчиненная Траянопольской митрополии, появляются в источниках в кон. IX в. Их епископы Иаков и Георгий участвовали в К-польском Соборе 879 г. ( Mansi. T. 17/18. P. 376). Затем Перифеорийская епископия также стала суффраганом Траянопольской митрополии. В нотициях эта епископия иногда называется Датской, Феодорийской и Феорийской. В XI в. Ксанфия представляла собой скорее аграрное, чем городское, поселение (именуется χωρον в Типиконе Бачковского мон-ря), и только после разорения болг. царем Калояном в 1206 г. Перифеория и Мосинополя она начала быстро развиваться. В 1230-1241 гг. этот регион входил в состав Второго Болгарского царства. В 1264 г. Михаил VIII Палеолог решил перезимовать в Ксанфии со своим войском. Ксанфийская епископия при имп. Андронике II Палеологе (до 1316) была возведена в ранг архиепископии, а в 1341-1344 гг.- митрополии. Перифеорий играл важную роль в гражданских войнах сер. XIV в. и был укреплен имп. Андроником III. Перифеорийская епископия стала митрополией вскоре после 1341 г. В 1345 г. болг. правитель Момчил сделал Ксанфию своей резиденцией, в 1347 г. Иоанн VI Кантакузин передал ее своему сыну Матфею. В 1350 г. Перифеорийскую кафедру занимал бывш. проигумен Ватопеда Феофан, автор Жития прп. Максима Кавсокаливита. В 1369 г. Ксанфией, Перифеорием и Полистилом завладел серб. деспот Иоанн Углеша, в 1373 г. (или немного позже) эти места были завоеваны турками. В Ксанфии, которая получила тур. название Искее, преимущественно проживали греки, к северу от нее преобладало славянское население, среди к-рого получило распространение богомильство ; впосл. его приверженцы приняли ислам. Турки поселились в основанном ими к юго-востоку от Ксанфии г. Енидже-и-Карасу (ныне Енисея).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ [Лат. Martyres ad Ostia Tiberina] (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима. Сведения об О. м. содержатся в 2 созданных примерно в одно время агиографических циклах, первый из к-рых посвящен мч. Кенсорину (Кенсурину, Цензорину), второй - мц. Аврее (греч. Χρυσ (Хрисе)). А. Дюфурк отметил, что эти святые не связаны между собой ( Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 118). Мученичество Кенсорина сохранилось в 2 редакциях (BHL, N 1722-1723); не позднее кон. IX в. одна из них (BHL, N 1722) была переведена на греч. язык (BHG, N 466) с заглавием «Мученичество святых Кириака, Ипполита, Максима, Хрисы и прочих». Мученичество Авреи имеет более многочисленные редакции (BHL, N 808-813d), что указывает на его большую популярность по сравнению с Мученичеством Кенсорина. По мнению большинства исследователей, оба Мученичества были созданы в Риме не ранее IV в. и не позднее VI в. Так, Дюфурк пришел к выводу, что Мученичество Кенсорина было составлено в 1-й пол. VI в., Мученичество Авреи - немного позднее ( Dufourcq. 1900. Vol. 1. P. 246-247; 1907. Vol. 2. P. 113-119). К VI в. относил время создания обоих произведений и Ф. Ланцони ( Lanzoni. Diocesi. P. 101), а Э. Фольери датировал этим периодом Мученичество Кенсорина ( Follieri. 1977. P. 39). Однако В. Саксер считал, что Мученичество Кенсорина было создано в кон. IV - нач. V в., а Мученичество Авреи - в 1-й пол. V в. ( Saxer. 1978. P. 120). Также в одной из рукописей XV в. «Большого австрийского легендария» содержится Мученичество еп. Кириака (BHL, N 2055 b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 757. Not. 10). Согласно Мученичеству Кенсорина (BHL, N 1722), при имп. Клавдии (вероятно, Клавдий II Готский (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. Кенсорин занимал важный пост при имп.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв При жизни старца Макария было издано Оптиной пустынью семнадцать духовных книг (и после его кончины вышла еще «Лествица», подготовленная отцом Ювеналием на русском языке, где указатели составлены отцом Макарием). Вот их перечень: I. Два издания «Жития и писаний блаженного старца Паисия (Величковского) на церковнославянском языке». 1846. Второе издание вышло в 1847 году с прибавлением некоторых других писаний. II. «Четыре огласительных Слова к монахине» иеромонаха Никифора Феотоки (впоследствии архиепископа Астраханского) в переводе с греческого преподобного Паисия. Два издания: 1848 и 1849. III. «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском». На церковнославянском языке. 1849. IV. «Восторгнутые класы в пищу души». Отрывки из отеческих писаний, собранные преподобным Паисием. На церковнославянском языке. 1849. V. «Лествица» святаго Иоанна Лествичника . 1851. На церковнославянском языке (вернее, на «полуславянском наречии», как называли этот перевод трудившиеся над ним старец Макарий и его ближайший ученик отец Амвросий – будущий старец. Было семь переизданий этого замечательного перевода). VI. «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни; в ответах на вопрошания учеников». На церковнославянском языке. Старинный перевод с греческого, исправленный преподобным Паисием. 1852. VII. «Оглашения преподобного Феодора Студита ». Славянский перевод преподобного Паисия с новогреческого языка. 1853. VIII. «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на Отче наш ... и его же Слово постническое по вопросу и ответу». 1853. IX. «Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа Ниневийского, Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием (Величковским) ». На церковнославянском языке. 1854. X. «Книга преподобных отцев Варсануфия и Иоанна, руководство к духовной жизни, в вопросах и ответах». На русском языке. 1855.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина “Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28-30, 2001 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28-30, 2001 От автора. Цель настоящего исследования — привлечь внимание византологов к историческим документам и фактам, которые так или иначе были недостаточно оговорены при оценке причин иконоборчества VIII века. Так, особый интерес представляет письмо императора Льва III Исав­рия — так называемый Ghevond’s Text. На основании этого и других документов в исследовании впервые поднимается вопрос о взаимоотношении неоплатонических тенденций в исламе с христианским богословием иконы как об одной из возможных причин иконоборческой смуты. Особое внимание уделено также динамике развития богословия иконы в Церкви и его связи с литургической символикой преподобного Максима Исповедника. Последний, что особо важно, развивает понятие взаимопроникно­ве­ния подобия и его Первообраза на основе христологии. Установив необходимый богословский и исторический контекст, автор дает уточненный анализ как причин иконоборчества, так и богословия иконы преподобного Иоанна Дамаскина. Всту­п­ле­ние Да­та на­пи­са­ния и ос­нов­ные ар­гу­мен­ты “Пер­во­го сло­ва” Иконопись раз­ви­ва­лась, от­та­чи­ва­лась и со­вер­шен­ст­во­ва­лась в Православной Церкви более пол­уто­ра ты­ся­ч лет. Ны­не ико­на яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью молитвенной практики Православия. Столь при­выч­ное и ес­те­ст­вен­ное для пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка на­шей эпо­хи, ико­но­по­чи­та­ние от­нюдь не яв­ля­лось по­все­ме­ст­ной и всепри­знан­ной цер­ков­ной прак­ти­кой в первые века христианской истории. Икона прошла долгий путь развития, прежде чем завоевать достойное богословское признание. В VIII столетии произошел решающий сдвиг в развитии богословия иконы, и немалая заслуга в этом принадлежит преподобному Ио­ан­ну Да­ма­ски­ну. Во времена иконоборческой смуты VIII века он одним из первых выступил в защиту иконопочитания.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Труды по истории древней Церкви «К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства» — собрание работ выдающегося историка Церкви Бриллиантова, ученика Болотова. Работы касаются как конкретных исторических проблем, так и общих богословских и философских вопросов. Несколько работ касаются проблемы христианского единства, в частности филиокве, древним разделениям — монофизитству, арианству. В собрание вошли следующие работы: К вопросу о философии Эригены Происхождение монофизитства К истории арианского спора до I Вселенского собора Почему созванный в Никее собор сначала предполагалось собрать в Анкире? Рецензия на книгу: Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Рецензия на книгу: И. Троицкий. Обозрение источников начальной истории египетского монашества Исследование. Сергиев Посад, 1907 (400 + III стр.). К вопросу о бенедиктинских изданиях творений св. отцев «Рецензия на книгу: История христианской Церкви. I Выпуск второй. Эпоха Вселенских соборов ? и разделения Церквей (313–1054). Рецензия на книгу: Дюшен Л. История древней Церкви. Приложения К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Болотова как церковного историка († 5 апреля 1900) Профессор Василии Васильевич Болотов. Биографический очерк Труды проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в русской литературе К вопросу о Filioque Труды по истории древней Церкви К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства От Издательства Очерк жизни и трудов А. И. Бриллиантова (1867–1933 (1934?)), замечательного русского историка Церкви и богослова, дан нами в первой книге его церковно–исторических сочинений (см.: «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника». СПб., 2006. С. 5–30) с приложением списка основных исследований ученого, включая неопубликованные и хранящиеся в настоящее время в его архибе. Поэтому читателей, интересующихся биографией А. И. Бриллиантова, мы Отсылаем к указанному изданию, а также к обширной статье А. Г. Грушевого «А. И. Бриллиантов: история Церкви и византиноведение в трудах ученого» в сборнике «Мир русской византинистики» (СПб., 2004). В самом конце нашего биографического очерка дается также обоснование издательской концепции публикации двух томов сочинений А. И. Бриллиантова и анонсируются готовящиеся к выходу в свет другие его работы. Предполагая, что не у всех читателей, приобретших вторую книгу, окажется на руках и первая (ибо обе книги имеют самостоятельное значение и никак не зависят друг от друга), мы еще раз приведем здесь заключительные строки вступительной статьи к первому тому:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Шуваловы Помещаемая здесь поколенная роспись Шуваловых основана на отказных листах вотчин и других актах, относящихся до Осипа Семёновича 8) и Ивана Андреевича 13) Шуваловых, из коих виден переход имений из поколения в поколение, также на рядной записи Прасковьи Захарьевны Шуваловой, рождённой Ершевской. Эти акты и рядная запись хранятся, в подлиннике, у графа Петра Павловича Шувалова. В списке владельцев населённых имений, в 1699 году, находятся двое Шуваловых. От одного из них, Дмитрия Шувалова, происходят дворяне Шуваловы; от другого, Максима Ивановича, происходят графы Шуваловы. отцовский КОЛЕНО I: Максим Иванович Шувалов КОЛЕНО II: Иван Максимович старший, генерал-майор и святого Александра Невского кавалер † в июне 1736 Егор Максимович Иван Максимович младший, гвардии капитан; женат на Ратиславской КОЛЕНО III: Граф Александр Иванович , фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1710 † 1771; женат на Екатерине Ивановне Кастюриной † 1790 Граф Пётр Иванович, фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 1711 † 4 января 1762; женат 1) на Мавре Егоровне Шепелевой, рождение 23 апреля 1708 † 9 июня 1759; 2) на княжне Анне Ивановне Одоевской † в январе 1762 (оба сына от 1-го брака) Екатерина Ивановна, рождение в ноябре 1725 † 30 августа 1788; за генерал-майором Иваном Ивановичем Олениным NN Ивановна, за генерал-поручиком Алексеем Андреевичем Хитрово Иван Иванович, обер-каммергер, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 1727 † 1797 Прасковья Ивановна, за генерал-поручиком князем Николаем Фёдоровичем Голицыным КОЛЕНО IV: Графиня Екатерина Александровна, рождение 1733 † 1821; за действительным тайным советником графом Гавриилом Ивановичем Головкиным Граф Андрей Петрович, действительный тайный советник; кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 23 июня 1744 † 24 апреля 1789; женат на графине Екатерине Петровне Салтыковой, рождение 2 октября 1743 † 13 октября 1816 КОЛЕНО V: Граф Пётр Андреевич, генерал-лейтенант; рождение 1771 † l808; женат на княжне Софие Григорьевне Щербатовой (во 2-м брак за французским графом де-Шленкур де-Борни)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Храме Воскресения Христова 11 ноября 2012 г. 08:58 11 ноября 2012 года  Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вечером 11 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил молитвенное шествие от Яффских ворот Старого города. Возле Иерусалимской Патриархии к процессии присоединился Блаженнейший Патриарх Феофил с сонмом архиереев и духовенства. Процессия проследовала к Храму Воскресения. За Божественной литургией Предстоятелям двух Церквей сослужили иерархи  Иерусалимского Патриархата : митрополит Капитолиадский Исихий, митрополит Вострский Тимофей, архиепископы Авилонский Дорофей, Константинский Аристарх, Иорданский Феофилакт и Герасский Феофан, члены делегации Русской Православной Церкви председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион  и руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , а также заместитель председателя Архиерейского Синода  Русской Зарубежной Церкви   архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ,  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр . За богослужением была возглашена ектения с прошениями об  упокоении  новопреставленного  Патриарха Болгарского Максима . Песнопения и молитвы звучали на церковнославянском и греческом языках. По окончании Литургии прозвучало слово Патриарха Феофила. «С того благословенного времени, когда страна русов приняла свет Христов, Святой Гроб и все святые места Святой Земли стали полюсом притяжения и источником, откуда черпали силы многочисленные русские богомольцы, патриархи, архиереи, императоры, священники и множество благочестивых верующих, — отметил, в частности, Блаженнейший Владыка. — Святые места получали помощь и поддержку русских царей и паломников всякий раз, когда необходим был их ремонт или защита от происков чуждых сил».

http://patriarchia.ru/db/text/2583077.ht...

Предыстория. Скиния Завета и Иерусалимский храм В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью, называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника , храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I–III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт. 32:30 ). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.: Быт. 28:18–22 ). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (см.: Быт. 12:8, 26:25 ), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (см.: Быт. 8:20, 33:20 ). После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию – переносное святилище (см.: Исх. 26–27 ). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия (см.: Исх. 25:8 ); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100x50 локтей (см.: Исх. 27:18 ). Двор скинии был окружен столбами – по двадцать с южной и северной сторон, по десять – с западной и восточной (см.: Исх. 27:9–13 ). Точный размер скинии в Библии не указан; по мнению древних толкователей, скиния представляла собой палатку высотой 10 локтей и площадью 30x10 локтей, делившуюся на две части – святилище площадью 20x10 локтей и Святое святых площадью 10х10 локтей. В святилище находились культовые предметы – золотой светильник с семью лампадами (см.: Исх. 25:31–37 ), жертвенник для хлебов предложения (см.: Исх. 25:23–30 ), жертвенник для воскурения фимиама (см.: Исх. 30:1–6 ) и умывальник (см.: Исх. 30:17–21 ). В Святом святых располагался ковчег Завета – деревянный ящик с золотой крышкой (см.: Исх. 25:10–17 ), внутри которого хранились скрижали Завета (см.: 3Цар. 8:9 ); там же были размещены расцветший жезл Ааронов и сосуд с манной (см.: Евр. 9:4 ). Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (см.: Исх. 26:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010