Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФИВ [греч. Εφηβος; лат. Ephebus] (III-IV (?) вв.), свт. (пам. зап. 23 мая), еп. г. Неаполь (Италия). Согласно «Деяниям Неаполитанских епископов» (кон. VIII - нач. IX в.), Е. был 7-м предстоятелем кафедры. В перечне епископов указано, что он занимал кафедру 8 лет (251-257) в годы понтификата Римских пап Корнилия, Луция I и Стефана I. Др. сведения о его жизни не сохранились. Память Е. содержится в неаполитанском Мраморном календаре (1-я пол. IX в.). Впосл. редкое греч. имя святителя было искажено в лат. агиографической традиции (Евфевий, Евсевий, Ефрем, Ефрам и др.). Е. был похоронен в пригородных катакомбах. Еп. Иоанн IV (842-849) в связи с военной опасностью перенес мощи Неаполитанских святителей, в т. ч. Е., в кафедральный собор Спасителя - базилику «Стефания» (построена еп. Стефаном (499-501)). В X в. было составлено описание 3 чудес святителя. В одном повествуется о пресвитере, к-рый регулярно совершал мессу в пригородной ц. свт. Ефива и не отказался от этого даже во время нашествия арабов. При помощи святителя он остался незамеченным врагами, а затем отразил их нападение посохом. Впосл. др. пресвитер послал в церковь ученика, чтобы тот приготовил все необходимое для богослужения. Юноша увидел, что в наполненном благоуханием храме служит мессу неизвестный ему епископ. Услышав об этом, пресвитер поспешил в церковь, но нашел ее пустой и понял, что таинственным епископом был Е. В др. раз святитель чудесным образом вернул долг горожанину, к-рый призвал его быть поручителем. Согласно описанию чудес, Е. почитался как один из св. покровителей города. В 1530 г. пригородная ц. свт. Ефива была передана монахам ордена капуцинов, которые начали строительство нового храма и монастыря (1531-1602). Во время работ под алтарем были обретены мощи Неаполитанских святителей Е., Фортуната и Максима, а также их живописные изображения «франкской работы» (1589). Согласно обнаруженной надписи, они были перенесены из кафедрального собора при архиеп. Павле I († 1267). По результатам проведенного дознания мощи были признаны подлинными и положены в алтаре новой церкви, названной в честь 3 святителей (ныне ц. Сант-Эфрамо Веккьо). В память этих событий было установлено местное празднование святителям Е., Фортунату и Максиму 8 нояб. В кон. XVI в. была построена также церковь францисканского мон-ря в Неаполе, освященная в честь Непорочного зачатия Пресв. Богородицы и во имя Е. (ныне мон-рь Сант-Эфрамо Нуово). В 1673 г. Е. был официально включен в число 52 св. покровителей города. В 1750 г. капуцины составили и издали «Житие славного св. Евфрама, епископа и защитника г. Неаполя» (Vita del glorioso S. Euframo vescovo e protettore di questa città di Napoli). В XIII в. глава святителя была отделена от мощей и хранилась в архиепископской ризнице. В наст. время она находится в серебряном бюсте-реликварии в капелле Сокровища св. Ианнуария в кафедральном соборе Неаполя.

http://pravenc.ru/text/182057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК МОНАХ (XIII в.), автор аскетических сочинений. О жизни М. М. ничего не известно. Свои сочинения, являющиеся единственным источником скудных сведений об их авторе, он писал уже в преклонном возрасте (не позднее 1266, судя по датам пасхалии, и не ранее 1259, когда Михаил VIII Палеолог взошел на трон, см.: Richard M. Les florilèges de Marc hiéromoine//DSAMDH. T. 5. Col. 506-507). М. М. был, по его собственным словам, монахом (Florilegium. I 92//Opera ascetica. P. 8). Ирина Палеологина, сестра имп. Михаила VIII, принявшая постриг после смерти мужа, Иоанна Комнина Ангела († ок. 1257), побудила М. М. написать наставления для ее духовной жизни (Ibid. III 1-4//Opera ascetica. P. 11). Видимо, М. М. был ее духовником довольно продолжительное время. В рукописи Vat. Chigi. gr. 27 (XIII в.) сохранились все сочинения М. М. (отдельные произведения дошли еще в 3 рукописях). По словам М. М. (Epilog. 10-12//Opera ascetica. P. 181), плохое здоровье не позволило ему написать рукопись самому, так что пришлось прибегнуть к услугам переписчиков. 1. Объемная антология «Алфавитные изречения по главам из преподобных отцов наших, собранные на разные темы» (Fol. 1r - 306v). Содержит извлечения, обычно использовавшиеся в XIV в. для защиты афонского исихазма, из Макариевского корпуса, прп. Нила Синайского и прп. Симеона Нового Богослова, а также др. греч. отцов, особенно прп. Максима Исповедника. В сборник включен также полностью Апокалипсис Иоанна Богослова с толкованиями М. М., составленными с использованием комментариев Андрея Кесарийского и Икумения (Fol. 44v - 71v). Издана только небольшая часть (схолии на книгу Екклесиаст под именем Нил (Fol. 200r - 203r)): Luc à S. Nilo d " Ancira sull " Ecclesiaste: Dieci scolii sconosciuti//Biblica. 1979. Vol. 60. P. 237-246; ср.: Idem. Gli scolii sull " Ecclesiaste del Vallicelliano greco E 21//Augustinianum. 1979. Vol. 19. P. 287-296, здесь: 288-289. По-видимому, антология, описанная М. Ришаром ( Richard M. Florilegium patristicum secundum alphabeti litteras dispositum//DSAMDH. T. 5. Col. 507), включает выдержки из этого сочинения М. М.

http://pravenc.ru/text/2562266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ КАЛАБРИЙСКИЙ [Греч. Νελος Καλαυρς] (XI в.), еретик. Подробные сведения о Н. К. содержатся в «Алексиаде» Анны Комниной ( Ann. Comn. Alex. X 1.1-5). Он появился в К-поле вскоре после осуждения Иоанна Итала (весна 1082) и «благодаря показной добродетели, суровому образу жизни и учености» (пер. Я. Н. Любарского) приобрел множество последователей. По утверждениям Анны, Н. К. был самоучкой, не знакомым с античной лит-рой, к-рый, читая святоотеческие творения, не понимал их и искажал мысль отцов. О влиятельности Н. К. свидетельствует стихотворение архиеп. Охридского Феофилакта Болгарского , в к-ром он просил «монаха Нила» оказать воздействие на севаста (вероятно, правителя Диррахия Иоанна Комнина), чтобы тот предотвратил назначение Михаила Антиоха на некий пост в провинции ( Th é ophylacte d " Achrida. 1980. P. 364-365). Н. К. исповедовал еретическое учение об обожении. Излагая его, Анна непоследовательна: сначала она сообщает, что, по мнению Н. К., воспринятое Христом человечество претерпело обожение «по естеству», а затем утверждает прямо противоположное: даже пытки не могли заставить Н. К. отречься от учения об обожении «не по естеству». Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) в личной беседе попытался переубедить Н. К., однако это не принесло результата. Учение Н. К., близкое по духу к несторианству ( Gouillard. Synodikon. P. 204; Angold. 1995. P. 477-478) или доктрина павликиан ( Garso ï an. 1974), вызвало протест живших в К-поле армян, и у них с Н. К. состоялось несколько диспутов. О воздействии учения Н. К. на умы современников свидетельствуют упоминания его имени в схолиях к трудам прп. Максима Исповедника (PG. 90. Col. 661A, 905D; PG 91. Col. 37D). Чтобы пресечь распространение ересей, император созвал Собор под председательством патриарха Николая III Грамматика (1084-1111). Собор предал Н. К. вечной анафеме и провозгласил учение об ипостасном соединении, соответствующее святоотеческой традиции. Анафема Н. К. и его последователям была внесена в синодик для чтения в Неделю Православия ( Gouillard. Synodikon. P. 61). В выступлении митрополита Ираклийского Никиты Серрца на Соборе 1117 г., созванном для обсуждения дела митрополита Никейского Евстратия , упомянут акт об осуждении Н. К. (не сохр.). По словам Никиты, «Нил и его братья» притворялись, будто не знают о том, что анафемы против них включены в синодик ( Darrouz è s. 1966. P. 304).

http://pravenc.ru/text/2577641.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон, новости 22.07.2018 Новая иконография - это всегда мучительный процесс творческого поиска, проб и ошибок. Так что когда появляется плод такого творчества - новая икона, хочется порадоваться за сестер обители и поздравить их с завершением работы! 20.07.2018 Путь к мощам св. апостола Якова был непростым испытанием для древних паломников. Самым сложным этапом паломнического пути было миновать сами Пиренеи, поэтому с веками в горах на этих тропах возникали христианские храмы и монастыри. 08.07.2018 Надо понимать, что наше занятие - не направлено против кого-то или в защиту каких-то текстов. Это продолжение полемики свт. Григория Паламы и Варлаама, а также прп. Симеона Нового Богослова и Стефана Никомидийского. Речь идет не о цитатах, а о направлении мысли. Мы анализируем столкновение двух точек зрения: 06.07.2018 1-2 июля 2018 года на Святой Горе Афон состоялись торжества, приуроченные к 500-летию прибытия в Россию инока Ватопедской обители преподобного Максима Грека, сообщает Патриархия.ru. В 1518 году по просьбе великого князя Василия III монах Максим приехал в Москву, где приступил к переводу и редактированию духовных книг. 03.07.2018 19 июня/2 июля 1889 года печальные редкие удары колокола возвестили братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и близлежащим окрестностям о кончине великого афонского старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина). 03.07.2018 Старец Иосиф Ватопедский долгие годы был духовником многих святогорцев. Его рассказы о Иосифе Исихасте и личный подвиг жизни стали тем самым Живым Преданием, которое является подлинным законом жизни Святой Горы. 21.06.2018 17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского. 19.06.2018 В этом году в состав новой Эпистасии вошли: о. Стефан Хиландарский, о. Павел Ксиропотамский, о. Никодим Святопавловский, о. Паисий Григориатский. Генеральным секретарем избран о. Косьма Симонопетрит.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&pid=15

Святыня будет находиться в области два дня 15 сентября. ПРАВМИР. Мощи святого Спиридона Тримифунтского доставлены в Тверскую область. Как сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя информационной службы Тверской митрополии иерея Максима Мищенко, святыня будет находиться в области два дня, сначала в Твери, а затем в Старице. «Сегодня с самого утра в стенах Воскресенского кафедрального собора в Твери открыт доступ всем желающим приложиться к святым мощам. Ожидается прибытие многочисленных групп паломников. В честь прибытия святыни совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Тверской и Кашинский Савва. По многочисленным просьбам доступ к святыне в Воскресенском кафедральном соборе будет открыт до последнего паломника», — рассказал священник. В воскресенье, 16 сентября, ковчег с мощами доставят в Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь в городе Старица Тверской области. «Пребывание святыни будут сопровождать волонтеры, оказывая необходимую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья. Пока сложно сказать, сколько человек смогут поклониться мощам святителя Спиридона Тримифунтского в нашем регионе, но мы уверены, что это будут десятки тысяч верующих», — сказал отец Максим. С 24 августа по 15 октября десница святого пребывает в России. До Твери принесение ковчега с мощами состоялось в Краснодаре , Екатеринбурге, Красноярске, Кемерове, Московской области, Туле, Петербурге. После Твери и Старицы верующие смогут почтить святыню в Саратове, Чебоксарах, Ярославле и Москве. Святитель Спиридон родился в конце III века на Кипре. Он был современником святителя Николая Мирликийского (Чудотворца) и наряду с ним является одним из самых почитаемых христианских святых. За добродетельную жизнь Спиридон был избран епископом города Тримифунта, он вошел в историю христианства, доказав на I Вселенском Соборе триединую сущность Бога. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatogo-spirid...

Участники форума «Обретенное поколение» обсудили молодежные проблемы Москва, 9 сентября 2004 г. III межрегиональный фестиваль молодежи и студентов «Обретенное поколение» продолжился 6 сентября встречей руководителей и сотрудников епархиальных отелов по делам молодежи, представителей православных молодежных организаций и братств из разных регионов России, сообщает «Благовест-инфо». Встреча состоялась в притворе храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете, вел ее настоятель этого храма протоиерей Максим Козлов. Участники форума обсудили доклад протоиерея Максима Козлова о молодежном движении в Русской Православной Церкви Заграницей, обнаружив, что у западной православной молодежи существует много проблем, схожих с российскими. Председатель Ассоциации домовых храмов при вузах России Олег Васильев в своем выступлении рассказал о состоявшейся недавно регистрации этой Ассоциации. Значение данного события докладчик видит в официальном признании государством факта, что «существование домовых храмов при светских вузах не противоречит законодательству». Целью Ассоциации является воспитание учащейся молодежи, а задачами – координирование деятельности домовых храмов по всей России, обобщение и распространение регионального опыта, защита прав и интересов – в первую очередь, от чиновников, которые не хотят регистрировать домовые храмы на местах, настаивая на отделении Церкви от государства. В Ассоциацию входит сейчас 7 организаций, представителям которых на фестивале были вручены свидетельства о членстве. Руководитель молодежного отдела Смоленской и Калининградской епархии священник Святослав Худовеков считает, что в России еще не существует массового православного молодежного движения. Тем не менее, он пригласил коллег принять участие в епархиальных молодежных мероприятиях. Так, в Смоленске периодически проводятся миссионерские семинары «против протестантских групп» и отдельный семинар – «против Свидетелей Иеговы», летом проходит выездной молодежно-педагогический семинар, православный лагерь «Феодоровский городок», а в ноябре – семинар «Служение Слову», на котором миряне получают опыт различных форм миссионерской работы.

http://pravoslavie.ru/11002.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней На Афоне отметили 500-летие прибытия преподобного Максима Грека в Москву На Афоне отметили 500-летие прибытия преподобного Максима Грека в Москву Афон, 6 июля 2018 г. 1-2 июля 2018 года на Святой Горе Афон состоялись торжества, приуроченные к 500-летию прибытия в Россию инока Ватопедской обители преподобного Максима Грека, сообщает Патриархия.ru. В 1518 году по просьбе великого князя Василия III монах Максим приехал в Москву, где приступил к переводу и редактированию духовных книг. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Священного Кинота в качестве представителя Русской Православной Церкви в праздничных богослужениях принял участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Венский и Будапештский Антоний.   Утром 1 июля иерарх прибыл в монастырь Ватопед, где у святых врат его встречал игумен обители архимандрит Ефрем. Поклонившись святыням главного монастырского храма, Владыка имел продолжительную беседу с отцом игуменом, в ходе которой, в частности, обсуждались вопросы, стоящие на повестке дня межправославных отношений. В тот же день архиепископ Антоний встретился с прибывшим на праздник представителем Константинопольского Патриархамитрополитом Драмским Павлом. Вечером в монастырском кафоликоне была отслужена малая вечерня, после чего состоялась общая встреча гостей обители. Среди ее участников были митрополит Павел, архиепископ Антоний, митрополит Артский Каллиник, возглавляющий епархию на родине преподобного Максима, игумены и представители афонских монастырей. Поздним вечером началось праздничное всенощное бдение. Во время литии, по традиции Ватопедского монастыря, в зале собраний состоялось заседание, в котором приняли участие гости, паломники и насельники обители. Обращаясь к присутствовавшим, архиепископ Антоний передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла и поделился размышлениями о значении подвига преподобного Максима Грека. Иерарх отметил, что Русская Церковь с благодарностью помнит о вкладе Ватопедского монастыря в дело утверждения Православия на Святой Руси и почитает преподобного Максима как образец монашеского послушания, как великого просветителя и исповедника.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2922

На Афоне отметили 500-летие прибытия в Россию инока Ватопедской обители преподобного Максима Грека 6 июля 2018 г. 11:26 3-4 июля 2018 года на Святой Горе Афон состоялись торжества, приуроченные к 500-летию прибытия в Россию инока Ватопедской обители преподобного Максима Грека. В 1518 году по просьбе великого князя Василия III монах Максим приехал в Москву, где приступил к переводу и редактированию духовных книг. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Священного Кинота в качестве представителя Русской Православной Церкви в праздничных богослужениях принял участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Венский и Будапештский Антоний . Утром 3 июля иерарх прибыл в монастырь Ватопед, где у святых врат его встречал игумен обители архимандрит Ефрем. Поклонившись святыням главного монастырского храма, Владыка имел продолжительную беседу с отцом игуменом, в ходе которой, в частности, обсуждались вопросы, стоящие на повестке дня межправославных отношений. В тот же день архиепископ Антоний встретился с прибывшим на праздник представителем Константинопольского Патриарха митрополитом Драмским Павлом. Вечером в монастырском кафоликоне была отслужена малая вечерня, после чего состоялась общая встреча гостей обители. Среди ее участников были митрополит Павел, архиепископ Антоний, митрополит Артский Каллиник, возглавляющий епархию на родине преподобного Максима, игумены и представители афонских монастырей. Поздним вечером началось праздничное всенощное бдение. Во время литии, по традиции Ватопедского монастыря, в зале собраний состоялось заседание, в котором приняли участие гости, паломники и насельники обители. Обращаясь к присутствовавшим, архиепископ Антоний передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла и поделился размышлениями о значении подвига преподобного Максима Грека. Иерарх отметил, что Русская Церковь с благодарностью помнит о вкладе Ватопедского монастыря в дело утверждения Православия на Святой Руси и почитает преподобного Максима как образец монашеского послушания, как великого просветителя и исповедника.

http://patriarchia.ru/db/text/5232625.ht...

3 февраля — память преподобного Максима Грека 2 лютого 2007 р. 18:55 Преподобный Максим Грек, миру Михаил, родился в 1470 г. Он происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника (+ 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Святому было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах. Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202619...

Преподобный Максим Грек: Он не боялся обличать самого царя Поворотным для Максима Грека стал 1524 год. Когда великий князь Василий III решил расторгнуть брак со своей бесплодной супругой Соломонией и заточить ее в монастырь, преподобный, и до того не молчавший при попытках власть предержащих нарушить закон Божественный, не смолчал и на этот раз. 3 июля, 2012 Поворотным для Максима Грека стал 1524 год. Когда великий князь Василий III решил расторгнуть брак со своей бесплодной супругой Соломонией и заточить ее в монастырь, преподобный, и до того не молчавший при попытках власть предержащих нарушить закон Божественный, не смолчал и на этот раз. Преподобный Максим Грек: краткая биография Максим Грек приезжает в Москву в 1518 году. Когда игумен Ватопедского монастыря на Афоне избрал его в качестве ученого мужа, прислать которого в Россию просили посланники Великого князя Московского Василия III , инок Максим долго отказывался от этого поручения. По просьбе Государя Московского вместо него в Россию должен был ехать старец Савва, но тот по своей немощи и преклонному возрасту отказался, и так выбор пал на Максима Грека. К тому моменту Максим Грек (в миру Михаил Триволис) провел в Афонском монастыре уже около 10 лет. Пострижению в монахи Ватопедского монастыря предшествовали годы странствия по Европе, учения у профессора Парижского университета и итальянских гуманистов. В Италии он изучал и произведения языческих авторов античности, а потом, оказавшись под влиянием католического проповедника Дж. Савонаролы, поселился в Доминиканском монастыре Сан-Марино. Но католическое учение не привлекло   Максима Грека (потом, в России он напишет 15 сочинений против Римской церкви, пытавшейся распространить свое влияние в стране Российской). И в 1504 он возвращается на родину – в Грецию, а вместе с тем и в Православие, и принимает постриг в одном из Афонским монастырей. Здесь, на Афоне, он и хотел продолжить свое служение Богу. Однако в 1515 году ему пришлось покинуть его. Василий III приглашал в Москву ученого мужа для перевода духовных книг из княжеской библиотеки с греческого на церковно-славянский. Покидавший Афон Максим Грек не знал ни книжного церковно-славянского, ни разговорного русского языков. Последнему он научился за 3 года пребывания в Царьграде с   сопровождавшими его в Россию посланниками великого князя. Церковно-славянскому он учился уже в России, делая переводы греческих книг из богатой библиотеки Великого князя.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-maksim-gre...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010