Патриарх Кирилл совершает чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе. 19 января 2013 г. 21 января 2013 г. 13:48 Патриарх Кирилл: Господь соединил слово истины с явлением благодати Стремление обрести благодать и через это познать истину, которую принес Господь Иисус Христос — единственный путь, который способен привести человека к счастью, к благополучию, к спасению и жизни вечной, в усвоении благодати и истины заключается смысл пришествия Спасителя в мир, — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после Литургии в праздник Крещения Господня в кафедральном Богоявленском соборе в субботу. «Миссия Господа Иисуса Христа, миссия спасения рода человеческого заключается в свидетельстве об истине и в явлении благодати. Давайте хорошо запомним это. Если кто-то спросит вас: „а в чем смысл пришествия Спасителя? что дал Господь Иисус роду человеческому? " — ответьте двумя словами: „благодать и истина " . Именно благодать и истина определяют способность человека достигать жизненных целей, обретать жизнь вечную, и мы знаем, что без истины человек просто теряется на жизненных путях», — отметил Патриарх Кирилл. «Трудность заключается еще и в том, что чаще всего мы руководствуемся человеческими представлениями об истине, а человеческая истина скоро проходит. Что осталось от истин, которые считались таковыми сто, двести, триста и больше лет назад? Абсолютное большинство человеческих истин либо изменились до неузнаваемости, либо вообще перестали считаться истинами. Когда-то за них люди были готовы отдать жизнь, утверждая, что только эти истины могут привести к счастью; а потом оказывалось, что вовсе и не могут... Но истина Божественная непререкаема. Истина, которую провозгласил Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, существует в роде человеческом неизменно, и именно эта истина определяет путь, который способен привести человека к счастью, к благополучию, к спасению и жизни вечной», — добавил он.Святейший Патриарх Кирилл вспомнил слова преподобного Макария Египетского, который однажды сказал: «как тело без души мертво и не может жить, так и душа не может жить без небесной души, благодати Духа, ибо будет мертва для Царствия Божия».

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Правила чтения духовной литературы Скачать epub pdf 1 . Начинают чтение Священного Писания (Библии) не с начала, а с Нового Завета. После его системного изучения переходят к Ветхому Завету. 2 . Начинать и заканчивать чтение принято с молитвой . 3 . Здоровым людям не принято читать Библию лёжа, читать следует с благоговением и неспешно. 4 . Св. Писание не просто прочитывают, но читают ежедневно. Христос говорил: «Исследуйте Писания» ( Ин.5:39 ), поэтому, наряду с благоговейным чтением, Св. Писание изучают. 5 . Изучение Библии производится на основе толкований святых отцов. См. толкования . 6 . Толкований Священного Писания , основанных на протестантских преданиях и собственных фантазиях, лучше избегать. Авторами их могут быть не только протестанты, но и православные авторы. Обычно они к месту и не к месту ссылаются на «современных учёных» и «последние открытия», стремясь эпатировать слушателей оригинальностью материала. 7 . Важная добродетель – это рассуждение. Нужно уметь правильно и в совокупности оценивать прочитанное. Всегда проще воспринять крайность. 8 . Полезно выписывать особенно тронувшие сердце строки и заучивать некоторые из них. 9 . Чтение Священного Писания и святоотеческой литературы – это труд. Как и всякий другой, он не может быть всегда только легким и приятным. Иногда надо к нему себя понуждать, помня, что и враг человеческого спасения может противиться чтению: например, наводить скуку, усталость, отягощение. 10 . Начинать чтение духовной литературы лучше с сочинений простых, «деятельных», и постепенно восходить до более возвышенных. Некоторые читают много, но бесплодно. Отчего? Оттого, что выбирают книги, для них неподходящие. Например, новоначальные часто стремятся быстрее ознакомиться с такими возвышенными сочинениями, как творения св. Исаака Сирина , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Макария Египетского . А бывает и наоборот, когда люди, уже несколько преуспевшие в молитве, читают только простейшие жития, брошюры и часто теряют то, что уже приобрели. Важно читать те книги, которые соответствуют духовному возрасту читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Преподобный Макарий Александрийский Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом преподобного Макария Египетского (память 19 января) родился в 295 году, до сорока лет занимался торговлей, затем принял святое Крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого " Келлии " , в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии. Святой Макарий Александрийский, подобно Макарию Египетскому, был великим подвижником и наставником монахов и сотворил много чудес. Узнав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, он старался подражать ему в этом подвиге. Так, услышав, что некий инок употребляет в день только один фунт хлеба, он начинал есть столько же и даже меньше. Желая сократить свой сон, он 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. Однажды святому Макарию принесли гроздь винограда. Ему очень хотелось съесть ягоды, но он победил в себе это желание и отослал ягоды более слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, этот - третьему и так далее. В конце концов виноградная гроздь снова вернулась к преподобному Макарию. Подвижник удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Однажды святому пришла горделивая мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело и гордая мысль не оставила его. Подвижнической жизнью, постом, отрешением от земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Так, преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. Скончался святой Макарий Александрийский в возрасте 100 лет около 394-395 годов. Он написал " Слово о исходе души " , входящее в состав Следованной Псалтири.

http://patriarchia.ru/db/text/909777.htm...

Прошел семинар, посвященный храму Горного университета апреля 2023 В Горном университете 5 апреля состоялся семинар, посвященный значению домового храма вуза в образовательной среде и приуроченный к 250-летию старейшего высшего технического учебного заведения России. В храме преподобного Макария Египетского настоятель протоиерей Владимир Сорокин отслужил заупокойную литию и благодарственный молебен. Ему сослужили выпускники университета - старший преподаватель СПбДА иеромонах Лука (Пронских) и председателя епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев. На литии были помянуты директора, преподаватели, выдающиеся выпускники вуза со времени его основания в 1773 году до наших дней - всего 1158 человек. Молились о ныне здравствующих начальствующих, учащих, служащих и учащихся. Отец Владимир отметил значение горных инженеров в истории России. Все, кто трудился, учил, учился в вузе, достойны, чтобы их помнили и продолжали их добрые начинания. Общиной храма создана база данных, включающая имена, биографии и фотографии 1158 человек. Их именами названы города, улицы, горные вершины и хребты, минерала, в из честь учреждены медали, премии. Помощник настоятеля по научно-исторической деятельности Екатерина Карловская рассказала, как историческая память сохраняется общиной храма. Еженедельно проходят богослужения с поминовением тех, чья память приходится на ближайшие дни, составляются синодики, издаются книги и буклеты, проводятся конкурсы, создан электронный календарь. Создание на сайте храма ежедневно обновляющегося электронного календаря с именами и биографиями преподавателей и выдающихся выпускников, дни рождения или кончины которых приходятся на текущую дату, дает возможность заинтересовать тех, кто не может посещать храм лично. Протоиерей Александр Дягилев отметил разницу в положении домовых храмов в царской России и сейчас. Раньше храм был полностью интегрирован в систему образования, посещение богослужений было для студентов обязательным, преподавался Закон Божий. Теперь Церковь отделена от государства, храм существует отдельно от вуза. Но среди студентов есть верующие.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли подавать записки на проскомидию за крещеную, но неверующую умершую родственницу? 1.15K 11.01.2022 Поминовение усопших У меня умерла тетя. Из разговора с ее дочерью я узнала, что разговоры о вере и церкви были для нее — табу: она на верила в Бога. Отцы  Церкви говорят, ад — это тьма без Бога, человек сам добровольно выбирает себе такую участь.  Можно ли подавать записки на проскомидию за нее? Чем можно еще помочь ее заблудшей душе? Можно ли мне читать Псалтирь о  ее упокоении? 3 Ответа На проскомидию за такую родственницу подавать записки нельзя. Но только за тех, кто жил и живёт в ограде Церкви, то есть кто воцерквлён, полноценно участвует в Таинствах. Но молиться за родственницу можно. На проскомидии не поминают тех, кто при жизни не считал себя членом Церкви. Согласно вероучению Церкви, « доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись » («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Поэтому твердого догматического основания в надежде на изменение участи умерших в нераскаянном смертном грехе мы не имеем. Относительно этого непростого вопроса существуют различные мнения святых отцов. Например, блаженный Августин твердо считал, что « для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев » (Цит. по: митр. Макарий (Булгаков) . Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857. С. 457). Свт. Марк Эфесский смотрел более оптимистично, утверждая, что « что и душам, содержимым в аду и уже преданным вечным мукам, самым ли делом и опытом или в не допускающем надежды ожидании таковых, возможно пособить и оказать некую малую помощь, хотя и не в том смысле, чтобы совершенно разрешить их от мучения или дать надежду на конечное освобождение. И это обнаруживается из слов Великого Макария Египетского подвижника, который, найдя в пустыне череп, был научен им о сем по действию божественной силы. И Василий Великий в молитвах, чтомых на Пятидесятницу, дословно пишет следующее: “Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я (их) скверн, и утешению Тобою низпослатися”. И хотя, быть может, кто-нибудь скажет, что когда мы молимся за такого рода людей, мы не бываем услышаны Богом, однако, все то, что от нас зависит, мы исполняем » (Слово первое об очистительном огне, 1, 2).

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-podava...

Смирение Владыка неба и земли склоняет Свою главу под Предтечеву руку и смиренно просит у него крещения. Гордый, надменный человек! Склонись и ты с покорностью пред волей Божией и не ропщи на посланный тебе кресте жизни: каждому из нас «подобает исполнить предназначенную ему правду». Св. Макарий Египетский говорит: «Если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищего, то принявший на сохранение не считает этого сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища, потому что всегда рассуждает сам с собою: это сокровище у меня не только чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня. Так и имеющие какие-нибудь дарования Божии должны о себе думать, быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою. Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, и сердце его исполнится кичения, то царь берет у него свое сокровище, и имевший его на сохранении остается таким же нищим, каким был прежде. Так, если имеющие дарования от Бога превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них дары Свои, и они остаются такими же, какими были до принятия благодати от Господа» (Беседа Макария Египетского 15-я, § 25, стр. 163; см. «Лествица» Иоанна Лествичника , сл. 23, § 16). Как архитектор глубоко роет землю, где нужно положить первый камень, так христианин, который хочет созидать дело своего спасения на прочном основании, должен непременно основывать его на смирении (прот. Иоанн Толмачев ). Как корабль невозможно построить без гвоздей, так невозможно спастись без смиренномудрия (мать Синклитикия). Смиренное сердце уподобляется равнине. Как во время дождя все воды стекают с гор и собираются в равнинах, так и благодать Божия, изливающаяся на всех людей, любит собираться в глубине смиренного сердца. Смирение так же важно для благочестия, как корень для растения, которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро его корень мертв (прот. Иоанн Толмачев ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Статистика Макарий Великий (Египетский), прп. Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.

http://lib.cerkov.ru/authors/125

Столбушино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Скит Столбушино Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена на погосте на средства помещика подполковника Николая Савича Бороздина в 1787 году в стиле провинциального классицизма. Храм, кроме главного Успенского, имел еще два придела, которые были устроены на месте притвора и отделены от главного храма каменными стенами: южный во имя Николая Мирликийского, северный во имя Сергия Радонежского. Скит преподобных отец Макария Великого Египетского и Ионы Псково-Печерского в местечке Столбушино Псковской области. Скит находится примерно в 15 км на юго-восток от монастыря в живописном месте, огибаемом Столбушинским озером. Главная достопримечательность этого места – храм Успения Пресвятой Богородицы с тремя приделами: Успения Пресвятой Богородицы, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Он был построен в 1786 году на средства помещика Николая Савича Бороздина. Храм - один из уникальных памятников Екатерининского барокко. По оценкам экспертов, он является произведением архитектуры национального значения. http://svyatogorsky.org/articles/11 Церковь Успения Пресвятой Богородицы реставрируется в деревне Столбушино (Новоржевский район). Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена на погосте помещиком Бороздиным в 1787 году в стиле провинциального классицизма. Имела три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. На колокольне висело шесть колоколов общим весом 88 пудов 30 фунтов. В 19-20 веках погост, где стояла церковь, был весьма заселенным местом. Здесь располагалось около 300 дворов, а перед самой церковью часто проводили ярмарку. При храме действовала церковно-приходская школа, имелась богатая библиотека. К церкви были приписаны две часовни: одна – на кладбище, другая – в деревне Ульянове (на сегодняшний день не сохранились). Перед церковью сохранились ворота погоста. Внутри сооружения сохранен иконостас, правда, иконы растащили в 1960 - 70-е годы. С годами церковь начала разрушаться, правда, ее состояние оценивается лучше, чем состояние церкви Воскресения в деревне Ладино, которую возводили примерно в то же время на средства Бороздиных.

http://sobory.ru/article/?object=01738

Также разъяренная толпа сожгла семь христианских домов 27 мая. ПРАВМИР. В поселении Аль-Карм египетской провинции Минья разъяренная толпа из 300 человек раздела догола и провела по улице 70-летнюю коптскую христианку. Расправу над женщиной учинили из-за того, что заподозрили ее сына во внебрачной связи с мусульманкой, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на британское издание The Independent . Жители Аль-Карма также сожгли семь домов христиан. «Никто ничего не предпринял. Полиция не предприняла никаких упреждающих мер безопасности, зная о готовящемся нападении», – цитируют журналисты слова местного коптского священника Анба Макария. Губернатор Миньи Тарик Нассер отрицает происшествие, хотя сотрудники местных служб безопасности неоднократно подтверждали данный факт. The Independent, ссылаясь на местные СМИ, сообщает о росте насилия в отношении христианского населения провинции за последние несколько лет. Коптская Церковь – одна из древнейших христианских церквей мира. Копты являются наиболее многочисленной христианской конфессией на Ближнем Востоке. Подавляющее большинство их проживает в Египте, хотя общее количество христиан в стране составляет около 10% от всего населения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 мая, 2015 8 февраля, 2016 17 февраля, 2016 9 апреля, 2019 17 января, 2019 22 ноября, 2018 8 августа, 2018 20 июня, 2018 30 декабря, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-egipte-70-letnyuyu-h...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Последний диалог Макария Великого С. Г. Алферов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью В 2021 году насельники монастыря Преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне (Коптская Церковь, Египет) совершили выдающееся открытие. В ходе изучения и оцифровки хранящихся в монастырской библиотеке манускриптов были выявлены две древние рукописи на коптском языке, которые отныне официально значатся в библиотечном каталоге обители как «Рукопись 383» и «Рукопись 384». Это две части единого текстового произведения, написанные около 1630 лет назад, что практически совпадает с 391 годом – по преданию, временем преставления первого игумена обители и одного из основателей египетского монашества – преподобного Макария Великого. Текстологический анализ, выполненный при участии специалистов Института коптских исследований в Каире, показал, что эти рукописи не что иное, как последнее прижизненное духовное наставление преподобного Макария, записанное его учениками. Именно поэтому текст получил название «Последний диалог преподобного Макария Великого», что в данном контексте означает беседу, обращение святого к своим ученикам. По благословению Патриарха Коптского Тавадроса II в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью был выполнен перевод обретенного памятника на русский язык с последующим литературным редактированием. Это первое издание данного сочинения. Экземпляры первоначального и ограниченного на сегодня тиража книги были доставлены в Россию делегацией игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви 23 августа – 1 сентября 2021 года.  Публикуемое ниже произведение, являющееся по сути кратким изложением основ благочестивой жизни христианина, поражает простотой и одновременно глубиной мысли, содержит никогда не утрачивающие своей актуальности духовные советы и, несомненно, представляет живой интерес для широкого круга читателей. Последний диалог преподобного Макария Великого

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010