1) Епископ Феофан. Произведения «преосв. Феофана” 54 с замечательной полнотой, близостью и точностью отражают в себе дух и характер святоотеческого аскетического мировоззрения, которое было предметом его особенно тщательного всестороннего изучения и всегдашнего неослабного внимания. Замечательный, редкий и выдающийся знаток аскетической письменности, преосвящ. Феофан отразил её особенности не только в своих многочисленных творениях, но и в своей жизни, проверив истинность аскетических основных предпосылок собственным духовным опытом. Аскетические творения свв. Отцов имели для еп. Феофана не только глубокий теоретический интерес, но вместе и непосредственную важность для самой жизни, в которую основные начала святоотеческого мировоззрения проводились им со всей возможной последовательностью и полнотой. В этом обстоятельстве заключается особенная, редкая ценность творений еп. Феофана для всякого исследователя аскетического мировоззрения. К преосвящ. Феофану – по крайней мере, отчасти применимы слова препод. Макария Египетского : «имеющие внутри себя Божественное богатство духа, если сообщают кому-нибудь духовное учение, то, как бы вынося собственное сокровище, дают им“ (слово о любви. Гл. V. Начерт. христ. нравоуч., стр. 220). При этом, – что также особенно важно, – преосв. Феофан испытывал влияние не одного какого либо, хотя бы выдающегося и вполне авторитетного аскетического писателя, даже не одной какою-либо той или иной группы их, выражающей особенности лишь того или другого направления аскетического мировоззрения, – нет, его знакомство с аскетической святоотеческой письменностью было выдающимся не только по глубине, но и по широте обнятого им аскетического материала, так как включало в себя почти всех, наиболее выдающихся, аскетических православных писателей, начиная Антонием В. и оканчивая Григорием Паламой. 55 Прекрасное знакомство еп. Феофана с большим числом наиболее выдающихся, характерных и важных аскетических писателей имело своим последствием проникновение святителя их общим духом, усвоение им наиболее существенных, характерных, основных черт и выпуклых сторон их мировоззрения, причем все субъективное, индивидуальное, встречающееся у того или другого аскетического писателя, естественно, сглаживалось, устранялось, или получало надлежащее место и значение, при сравнении с мировоззрением других аскетических писателей. Так, по крайней мере, обстоит дело у преосв. Феофана в громадном большинстве случаев, – обратное составляет лишь незначительные исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Вступительная лекция, прочитанная в Московской Духовной Академии 24-го апреля 1892-го года и. д. доцента по кафедре Нравственного Богословия, Иеромонахом Григорием. Святоотеческая письменность, как главнейший, после Слова Божия, источник для Нравственного Богословия. – Преп. Макарий Египетский , как нравоучитель. – Человек в невинном состоянии, как носитель Божественной жизни – Падение человека, как потеря его. – Жизнь падшего человечества, как смятение. – Искупление, как возвращение потерянной жизни. – Ход нравственного возрождения. – Первая ступень возрождения: желание спасения. – Вторая ступень: борьба жизни духовной с плотской. – Третья ступень: приятие благодати общения с Богом. – Четвертая. ступень: жизнь во Христе. – Отличительный характер нравоучительной аскетической письменности. В последнее время наша русская богословская наука подвергается нареканиям за то, что она не отличается самостоятельностью, но питается лишь только тем, что изготовляется Западом. В этих нареканиях, разумеется, есть доля правды; но несомненно также, что они нуждаются и в ограничении. Не касаясь других наук, смело можно сказать о Нравственном Богословии, что оно отнюдь, но должно подлежать такому упреку. Отечественных трудов по Нравственному Богословию, за вычетом немногих школьных учебников, слишком мало, чтобы ими можно было доказать эту истину; но она без труда доказывается самим содержанием науки. Путешественник, пускающийся в опасный путь, но неведомой стране, если желает воспользоваться добрыми указаниями других, то, разумеется, обратится к тому, кто сам путешествовал по этой стране, знает ее по личному наблюдению и знаком с трудностями её путей по собственному опыту. Поэты обыкновенно воспитываются на поэтах. Художники всегда заканчивают свое образование в музеях. После этого должно ли Нравственное Богословие, имеющее своей задачей научное начертание христианского нравственного идеала и описание того пути и тех условий, которым и при которых совершается его проведение в жизнь, должно ли – повторяем – Нравственное Богословие после Нового Завета идти за своим материалом к новым западным богословам? Христианство не есть отвлеченная религиозная или философская доктрина, которая даёт пищу только одному уму; оно есть прежде всего и главнее всего жизнь; только веровать умом и даже трепетать от этой веры – еще не значит быть христианином; быть христианином значить созидать свое спасение христианскою жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Св. мученица Агрипина. (Скорби ведут на небо). I. Св. ныне ублажаемая мученица Агрипина была римлянка, дочь благочестивых родителей, которые с малолетства воспитали ее в христианской вере и благочестии. Достигши зрелого возраста, она не вступала в супружество и, живя благочестиво, много приносила пользы другим своими задушевными беседами о вере и жизни христианской. Когда император Валериан открыл гонение на христиан, то не оставили и ее в покое. Ее обнаженную бичевали палками до сокрушения костей и наконец связали веревками так сильно, что она умерла в муках. Мощи св. Агрипины погребены были в Сицилии, а около IX века перенесены в Константинополь. II. Мы видели, братия, что св. муч. Агрипина взошла на небо и наследовала царствие небесное путем тяжких страданий и скорбей. И действительно, если размыслим, как должно, мы увидим, что скорби – лествица, возводящая на небо. На небо иного пути кроме крестного не было, нет и не будет. а) В этом удостоверяет нас вся история святых. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и все святые скорбным путем шествовали, который и всем нам заповедан Господом, как подражание Ему, по слову Его: «иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин». б) " Богом определено, как говорит св. Макарий египетский , чтобы путь, вводящий в жизнь вечную, был со скорбию, с теснотою, со многими испытаниями, с самыми горькими искушениями, чтоб как по милосердию Божию, так и по правде наследовал человек блага небесныя. Как обетования Божии велики, неизглаголанны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды, великие подвиги и долговременное испытание. Со Христом желаем мы царствовать безконечные веки: ужели не решимся с усердием в продолжение кратковременной жизни этой до самой смерти терпеть борения, труды и искушения? Божественный апостол, провидя духом небесное воздаяние, уготованное за скорби, сказал, что скорби сего века недостойны той небесной славы, которая явится в нас по переходе в вечность». (Твор. св. Макария египетского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПРАВИЛА Богоносные отцы наши… установили и еще правила келейные, противу силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много… иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их… (III, 1, 11). Молитвенные правила каждый совершает по мере своих сил и с благословения наставника …Касательно правила, что ты чувствуешь себя не в состоянии исполнять оное по немощи телесной, то на сие скажу, что святые отцы не налагают нам силки и не принуждают проходить правила или подвига выше сил, но по силе нашей, а наипаче при болезни телесной. Св. Исаак Сирин (в Слове 41) пишет: «и сие же уразумей, о рассудительне, яко не за дела изобильные правил, яко да сия соделаем – вселение уединеннически со душами нашими и безмолвие творим», и ниже: «но и тяжкие недуги, иже посизаху их, со сладостию терпяху во всем животе своем, от нихже ниже поне стати на ногах своих, или молитву обычную приносити, или славословити усты своими можаху; но ниже псалом, ниже ино что от совершаемых телом творяху. И удовле тем телесная немощь и безмолвие вместо всех правил; и сей образ во всех днех живота их бе». Тот же святой (в 71 Слове) говорит: «не о псалмех в день он осудит нас Бог, ниже о праздности, яже о молитве, но зане оставлением сих вход бывает бесовом». Слова сии, очевидно, относятся к здравым телом, вразумляя их, как опасно оставлять положенные правила, и когда для здравых полагает такое рассуждение о правиле, что не истяжет Бог, то кольми паче о больных, которые, не имея сил исполнять правила, по одной болезни могут быть свободны от оного вреда (II, 117,176). Правило не для всех одно может быть полезно, потому что схимники не одинаковы, по различной крепости телесной и неодинаковому разуму и ведению духовному. Каждый из них должен смотреть на свои силы телесные и душевные и по своей мере простираться и к деланию духовному, внешнему и внутреннему, всегда памятуя то, что внешнее и видимое подобно только листвиям, а внутреннее – плодам, и что телесные добродетели – только орудия душевных. «Истинный же прямых христиан чин есть внутренний, – по слову св. Макария Египетского , – и не должен кто-либо в единых точию внешних твердое полагати упование» (III, 44,115–116). Внутренний труд всем необходим

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

СВЯТЕЙШАГО МИТРОПОЛИТА ЕФЕССКАГО КИР МАРКА ЕВГЕНИКА ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛАТИНСКИХ ГЛАВ, КОТОРЫЯ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОЧИСТИТЕЛЬНАГО ОГНЯ. 1. Поскольку нам долженствует, сохраняя наше Православие и преданные Отцами церковные догматы, с любовию ответить на сказанное вами, то мы каждый аргумент и свидетельство, псьменно приведенные вами, как общее правило приводим впереди, дабы затем кратко и ясно следовал ответ и разрешение на каждое из них. Итак, в начале вашего доклада вы так говорите: " Всли истинно кающиеся отошли из этой жизни в любви (к Богу), прежде чем успели достойными плодами удовлетворить за свои согрешения или проступки, их души очищаются после смерти очистительными страданиями; но для облегчения (или " освобождения " ) их от этих страданий, им способствует та помощь, которая оказывается им со стороны верных живых, как-то: молитвы, литургии, милостыня и прочия дела благочестия " . На это отвечаем следующее: то - что усопшим в вере, несомненно, помогают совершаемыя за них литургии и молитвы и милостыни, и обычай этот был в силе от древности, свидетельствуют о сем многие и различные изречения Учителей, как латинских, так и греческих, сказанные и написанные в разные времена и в разных местах. А что касается того, что души освобождаются благодаря некоему, имеющему характер помощи, очищающему страданию и временному огню, обладающему таковой (очистительной) силой, - этого мы не находим ни в Писаниях, ни в молитвах и песнопениях, бываемых об усопших, ни в словах Учителей. Но мы приняли, что и душам, содержимым в аду и уже преданным вечным мукам, самым ли делом и опытом или в не допускающем надежды ожидании таковых, возможно пособить и оказать некую малую помощь, хотя и не в том смысле, чтобы совершенно разрешить их от мучения или дать надежду на конечное освобождение. И это обнаруживается из слов Великаго Макария Египетского подвижника, который, найдя в пустыне череп, был научен им о сем по действию божественной силы И Василий Великий в молитвах чтомых на Пятидесятницу, дословно пишет следующее: " Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я (их) скверн, и утешению Тобою низпослатися " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/599/...

Содержание    1. Поскольку нам долженствует, сохраняя наше Православие и преданные Отцами церковные догматы, с любовию ответить на сказанное вами, то мы каждый аргумент и свидетельство, письменно приведенные вами, как общее правило приводим впереди, дабы затем кратко и ясно следовал ответ и разрешение на каждое из них.    Итак, в начале вашего доклада вы так говорите: «Если истинно кающиеся отошли из этой жизни в любви (к Богу), прежде чем успели достойными плодами удовлетворить за свои согрешения или проступки, их души очищаются после смерти очистительными страданиями; но для облегчения (или «освобождения») их от этих страданий, им способствует та помощь, которая оказывается им со стороны верных живых, как-то: молитвы, литургии, милостыня и прочие дела благочестия».    На это отвечаем следующее: то — что усопшим в вере, несомненно, помогают совершаемые за них литургии и молитвы и милостыни, и обычай этот был в силе от древности, свидетельствуют о сем многие и различные изречения Учителей, как латинских, так и греческих, сказанные и написанные в разные времена и в разных местах. А что касается того, что души освобождаются благодаря некоему, имеющему характер помощи, очищающему страданию и временному огню, обладающему таковой (очистительной) силой, — этого мы не находим ни в Писаниях, ни в молитвах и песнопениях, бываемых об усопших, ни в словах Учителей. Но мы приняли, что и душам, содержимым в аду и уже преданным вечным мукам, самым ли делом и опытом или в не допускающем надежды ожидании таковых, возможно пособить и оказать некую малую помощь, хотя и не в том смысле, чтобы совершенно разрешить их от мучения или дать надежду на конечное освобождение. И это обнаруживается из слов Великого Макария Египетского подвижника, который, найдя в пустыне череп, был научен им о сем по действию божественной силы. И Василий Великий в молитвах, чтомых на Пятидесятницу, дословно пишет следующее: «Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я (их) скверн, и утешению Тобою низпослатися».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3643...

Скачать epub pdf Страх Божий См. также: Бесстрастие . 26; Мудрость . 550; Надежда . 587; Начальствование . 610; Подвиг . 726; Покаяние . 766; Священство . 1005; Слово Божие . 1019; Смех . 1032. 1106. Страх Божий – огонь; им попаляется тростник – помыслы См. также: Помыслы . Брат, живущий в келии, пришел к одному из отцов и рассказал ему о помысле, который его мучил. И старец говорит: “Ты оставил великое и честное – страх Божий – и стал держать тростниковый прут, то есть лукавые помыслы. Более приобретай огня, который есть страх Божий, И как только помысл подходит к тебе близко, то он, как тростник, будет сжигаться огнем. Ибо никакое зло не может одолеть имеющего страх Божий.” (Древний патерик. 1874. С. 277. 111). 1107. Страх перед Богом изгоняет обычный страх Авва Серапион говорил: “Как воины, стоя перед царем своим, не могут уклониться ни направо, ни налево, так и человек, если стоит перед Богом и каждый час взирает на Него со страхом, не может страшиться своего врага.” (Достопамятные сказания. С. 265. 3). 1108. Чтобы научиться страху перед Богом, нужно прилепиться к человеку, боящемуся Бога Авва Пимен рассказывал, что некто спросил авву Паисия: “Что мне делать со своей душой? Она бесчувственна и не страшится Бога.” Старец отвечал ему: “Пойди прилепись к человеку, боящемуся Бога. Когда сблизишься с ним, он и тебя научит бояться Бога.” (Достопамятные сказания. С. 202. 65). 1109. Авва Макарий имел сухощавое тело, ибо в жизни своей он руководствовался страхом Божиим Некоторые отцы спрашивали авву Макария Египетского : “Отчего это, ешь ли ты или постишься, тело твое всегда сухощавое?” Старец отвечал им: “Палка, которой ворочают горящие дрова, беспрестанно снедается огнем. То же бывает и с человеком, если он очищает свой ум страхом Божиим. Самый страх Божий снедает его тело.” (Достопамятные сказания. С. 145. 12). 1110. Амма Сарра вооружалась против демона блуда страхом Божиим См. также: Блудная брань ; Подвиг ; Смирение . Однажды демон блуда сильно восстал против аммы Сарры, представляя ей суетные предметы мира. Сарра, вооружившись страхом Божиим и подвигом, не уступала ему и однажды поднялась на верх своего дома помолиться. Здесь дух блуда явился ей видимым образом и сказал: “Победила ты меня, Сарра!” – “Не я победила тебя, – отвечала она, – но Господь мой Христос.” (Достопамятные сказания. С. 268. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Архиповка. Монастырь Макария Египетского. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 2002. Адрес: Респ. Коми, Прилузский р-н, с. Архиповка Координаты: 59.495562, 49.452297 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " Церковь Макария Египетского Карта и ближайшие объекты О Свято-Макарьевском монастыре жители Сыктывкара знают разве что по меду, который продается в магазинах. Кто хотя бы раз попробовал монастырского медка, тот уже не покупает никакого другого. «Целебный мед, цветочный, от болезней помогает», – говорят постоянные покупатели. Монастырь образован совсем недавно на самом юге Республики Коми, в селе Архиповка, настоятель обители о.Иоанном (Бугаевым). В 1998 году там появился Свято-Макарьевский скит. Первоначально в Архиповке скит был образован как женский, и возглавляла его монахиня Макария (Паршукова). Скиту были выделены земли, передано заброшенное здание школы. Но сестрам трудно было наладить здесь монашескую жизнь. А вот когда в прошлом году владыка решил преобразовать женский скит в мужской монастырь и назначил настоятелем о.Иоанна (Бугаева), работа закипела. Собралась братия. Стали расчищать место под монастырь. Оно находится в центре села. Только одного хлама и мусора вывезли больше сорока грузовых машин. Отремонтировали здание братского корпуса. Поменяли сгнившие нижние венцы жилого дома, переложили печи. Огородили монастырь изгородью. Этим летом уже на подсобном хозяйстве сажали свою картошку, разводили разную живность. Осенью начали строить двухэтажный монастырский дом. Живут монахи и послушники пока что в одном большом доме, в котором четыре комнаты. Отапливается дом двумя деревенскими печами. Всего их десять человек: три монаха, три послушника и четверо трудников. Здесь у них и молитвенная комната, и слесарная мастерская, и спальня. Существует проект будущего монастыря. Красивая крепостная стена из бревен с высокой колокольней, расположенной над главным входом. Сам храм Макария Великого будет находиться в центре монастыря. Он одновременно и величественный, и простой. Будет строиться из круглых бревен.

http://sobory.ru/article/?object=16539

Углич. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Корсунская церковь приходская, каменная, прочная, с каменною колокольнею, о двух престолах: летний - во имя Божией Матери, именуемой «Корсунскою», а зимний, отделяющийся от летней стеной (в коей выложена арка для прохода) - во имя Макария препод. египет. чудотв. Построена тщанием прихожан в 1730 г. На месте Корсунской церкви некогда был монастырь во имя Макария Египетского, разоренный поляками в 1609 – 11 гг. После разорения монастыря Макарьевского на месте его была построена тщанием прихожан деревянная с трапезою, об одной шатровой главе, церковь Покрова Пречистой Богородицы с приделом Макария Египтянина, а затем в 1730 г., на месте деревянной Покровской церкви, устроена тщанием прихожан нынешняя каменная церковь Корсунской иконы Божией Матери с приделом Макария Египтянина. Особо чтимая прихожанами икона Божией Матери Корсунской. Время написания иконы относится ко 2-й половине XVI века. Два креста с частицами мощей св. угодн. Божиих Давида и других. Образ Казанских чудотв. Гурия, Варсонофия и Германа с серебряным ковчежцем, с тремя частицами св. мощей святых, икона Нерукотворенного Образа. Невдалеке от церкви каменная часовня в честь той же Корсунской иконы Божией Матери. Земли церковной 1050 кв. саж. Деревянный двухэтажный дом, под железною крышею, для помещения причта. Неприкосновенного церковного капитала 2 460 руб. 91 коп. Прихожан 304 муж. пола и 343 жен., все они проживают в г. Угличе. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику. Неприкосновенного причтового капитала в процентных бумагах 6 718 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Храм построен в 1730 году. Центральный престол освящён в честь Корсунской иконы, придел в честь преп. Макария Египетского, в воспоминание бывшего монастыря. В 1942 г. храм был закрыт. В 1972 г. была проведена реставрация под руководством ведущего реставратора Ярославской области С.Е. Новикова. Богослужения возобновлены 1 мая 1994 г. В 1996 г. по благословению Архиепископа Михея в храм были принесены мощи муч. мл. Иоанна Чеполосова, в 2002 г. церкви передана храмовая Корсунская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02887

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Макарий Египетский Духовный младенец     Макарий Египетский Духовный младенец   Отрывок из Первого Слова прп. Макария Египетского переводился много раз. Существуют арабский, грузинский, славянский переводы. На славянском языке это было  слово 110 в составе корпуса творений прп. Ефрема Сирина. Как жаль, что дореволюционные переводы на русский язык сейчас недоступны, а современные переводчики в погоне за разночтениями и калькой с греческого сделали этот текст почти бессмысленным, совершенно непонятным…   Так, многие умиляются метафоре духовного младенца, встречающейся в учении прп. Макария Египетского. Тем не менее, это не метафора, по крайней мере, так считал сам прп. Макарий. Метафорой этот образ стали называть лишь в последнее время с подачи современных ученых, которые и в собственной семейной жизни не могут разобраться, зато считают себя экспертами в аскетике и глубочайшими профессионалами в монашеской жизни. Так и появляются мифы.   Нет это не метафора: на самом деле, наша душа, подобна младенцу в утробе матери: ребенок плавает в чем-то, что-то его питает, кормит. Но как это происходит, он не понимает. Если бы он обладал способностью спросить, видя взрослого, спросил бы: «Ну, как ты там живешь? Да как вы там вообще можете жить: без пуповины – откуда вы берете пишу? Без жидкости – где вы находитесь? Как вы вообще видите и слышите?» Если эмбриону сказать: «Да здесь здорово, еще лучше, чем в утробе! Здесь все другое: здесь мир – настоящий живой! Здесь есть зрение, слух, запах! Это непередаваемо!», то ребенок только ужаснется: «Да где это, как? Я ничего не вижу и не слышу. О чем таком он говорит, как он может вообще чувствовать без пуповины?!»   Примерно таким был бы диалог аскета с современным ученым-богословом… Переводим c древнегреческого отрывок Первого Слова прп. Макария Египетского нормальным человеческим языком:       Подобно тому, как младенец, рождающийся в настоящей жизни, не может оставаться младенцем, но вынужден расти по удивительным законам природы, пока не станет мужчиной, «мужем совершенным», пока не обретет полноту разума. Точно так же и «рождаемый водою и Духом» не должен оставаться в младенческом состоянни, я имею в виду духовный возраст.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=457

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010