Он удалился в Скитскую пустыню и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком 1 февраля. ПРАВМИР. Преподобный Макарий родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости. По кончине их, под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.). Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

преподобный Аммон Оксиринхский Нравственно-аскетические труды преподобный Аммон Оксиринхский Ученик Антония Великого, один из видных представителей египетского монашества в эпоху его расцвета. Биография Преподобный Аммон [Аммонас], (память в субботу сырную), епископ Оксиринхский (?). Свои иноческие подвиги начал скорее всего в 20-х гг. IV в., но где это происходило, остается неизвестным (не исключено, что в Нитрии). Около 40-х гг. IV в. Аммон стал учеником и близким сподвижником прп. Антония Великого. Во время отлучек последнего во «внутреннюю гору» Аммон настоятельствовал в монастыре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины прп. Антония стал полностью руководить этой обителью. Ок. 60-х гг. IV в. Аммон стал епископом (возможно, в г. Оксиринх). Аммону принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греческом, сирийском и арабском языках. Греческая традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; 8 посланий; «Наставления», включающие 4 «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; 2 фрагмента неизвестного происхождения. В сир. переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греческими) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греческом). Арабский перевод включает 10 посланий (в числе писем Антония Великого), несколько отличающихся по тексту от их сирийский и греческих вариантов. Кроме того, известен древний грузинский перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в армянском и эфиопском переводе (8-е греч. корпуса). Подлинность некоторых из этих творений не всегда можно установить с достаточной точностью. Например, 10-е послание сирийского сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» прп. Макария Египетского, а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» прп. Исаии Газского. Стяжание Св. Духа и благодати Божией, без которых тщетны все подвижнические труды и христианские добродетели, - основные темы аскетического богословия Аммона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon_Oksirinh...

Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенское — старинное село, упоминаемое в документах XIV в. Место это было заселено в глубокой древности, о чем говорят курганы-могильники древних славян, расположенные близ села. Успенское находится в живописной местности на крутом берегу Москвы-реки. Начиная с XVII в. селом владели Апраксины, затем Н. Н. Бекетова и С. С. Бибикова, кн. Б. В. Святополк-Четвертинский. Последним владельцем был С. Т. Морозов, директор-распорядитель товарищества Никольской мануфактуры. В его поместье бывали А. П. Чехов, художники И. И. Левитан, В. И. Соколов и многие другие. Вблизи Успенского находится известный коневодческий совхоз «1-й конный завод», занимающийся разведением лошадей орловской породы и существующий уже более двухсот лет. В начале XVII в. здесь уже стояла деревянная Воздвиженская церковь. Церковную землю взял в оброк старший брат царицы Марфы Матвеевны, Петр Матвеевич Апраксин. В 1691 г. он построил здесь новую деревянную церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1726 г. действительный тайный советник П. М. Апраксин подал прошение о построении каменной церкви. В конце XVIII в. храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В советское время его закрыли, внутреннее убранство разорили. В 1992 г. храм передали общине верующих. Началось восстановление церкви. Под руководством искусствоведа Н. Овчинникова произведена роспись по сырой штукатурке в центральной ее части в стиле XVII в. Снаружи, в нишах стен, установлены мозаичные иконы. В 1998 г. из французских городов Дюравеля и Арли привезены частицы св. мощей древних святых: прпп. Антония Великого, Илариона Великого, Агафона Египетского, Памвы Нитрийского; в 2001 г. из Италии — частица мощей прп. Макария Египетского. Справочник-путеводитель " Подмоскоье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском-Вяземском. Село Успенское-Вяземское некогда было дворцовым приселком села Иславского под названием «Ирининский, Вяземск тож». В нем находился в начале XVII ст. храм во имя Воздвижения честного креста Господня. Когда и по какому случаю храм уничтожен – сведений не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=01180

(17.6) Некий муж египтянин, воспылав страстью к замужней женщине и не будучи в состоянии ее соблазнить, обратился к колдуну, говоря: «Заставь ее полюбить меня или сделай что-нибудь, чтобы бросил ее муж». И колдун, взяв приличную плату, воспользовался колдовскими заклинаниями, сделав так, что явилась она лошадью. Увидев, муж ее, войдя с улицы, изумился, что лежит на постели его лошадь. Плачет, сокрушается муж. Обращается к животному, ответа не получает. Призывает пресвитеров деревни. (17.7) Приводит, показывает. Не получает объяснения. Три дня она не получает ни сена как лошадь, ни хлеба как человек, с обеих сторон лишенная пищи. Наконец, дабы прославился Бог и явилась добродетель святого Макария, взошло на сердце мужу ее отвести ее в пустыню. И покормив ее, как лошадь, так повел ее в пустыню. Когда они приближались, их остановили братья близ кельи Макария, не допуская мужа ее и говоря: (17.8) «Что привел сюда эту лошадь?» Говорит он им: «Чтобы была помилована». Говорят ему: «Что с ней?» Отвечает им муж: «Это была жена моя, и превратилась в лошадь, и сегодня третий день как ничего не ела». Сообщают святому, молящемуся внутри. Ибо открыл ему Бог , и он молился о ней. И ответил братьям святой Макарий, и говорит им: «Это вы кони, и конские у вас глаза. (17.9) Ибо это женщина, не превратилась она, но только в глазах обольщенных». И благословив воду и от макушки облив ее нагую, помолился. И тотчас сделал так, что она явилась женщиной для всех. И дав ей пищу, заставил ее есть, и отпустил ее со своим мужем, благодарящую Господа. И наставил ее, говоря: «Никогда не оставляй церкви, . Это произошло с тобой, потому что ты пять недель не приступала к Таинствам». (17.10) Другое его подвижническое деяние. За долгое время сделал подземный ход, до половины стадии от его кельи, который заканчивался пещерой. И если многие ему докучали, тайно уходя из кельи, удалялся в пещеру и никто его не мог найти. Рассказывал нам некто из усердных его учеников и говорил, что, уходя в пещеру, он творил двадцать четыре молитвы, и, возвращаясь, двадцать четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 дек. в день преставления Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 г. в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен именем Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Род его не отличался знатностью, но было в нем много людей духовного сословия; сам святитель поминал среди них «инокиню Наталию, инока Ананию, инока Иоасафа, игумена Вассиана, архимандрита Кассиана, священно-иерея Игнатия, инока Селивана и инока Макария». Отец его умер рано, а мать, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини. Юный Михаил уже в то время решил посвятить себя Богу; он поступил послушником в монастырь Пафнутия Боровского (память его 1 мая), принял постриг с именем Макарий в честь православного св. аскета-пустынника Макария Египетского. В этой обители будущий святитель приобщился к подвижническому деланию, к книжной мудрости, к иконописанию. В 1523 г. инок Макарий, пройдя все духовные степени чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, был поставлен в архимандриты в лужецкий монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный прп. Ферапонтом Можайским (память его 27 мая). Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий установил в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, летом святитель приехал на Новгородскую кафедру, которая в то время, по словам летописца, находилась без епископа 17 лет и 7 недель. Много трудов приложил святитель для миссионерской деятельности среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов, проявляя глубокое внимание к пастве новгородской. При святителе Макарии строились новые храмы, украсился кафедральный Софийский собор, решался вопрос об обеспечении храмов книгами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438017/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Бронзов. Фотография. Нач. XX в. Александр Александрович (7.08.1858, с. В. Чужбой Белозерского у. Новгородской губ.-1936/37, Ленинград), богослов, церковный историк, публицист. Род. в семье псаломщика. Окончил Белозерское ДУ (1873), Новгородскую ДС (1879) и СПбДА (1883). С 1883 г. преподавал Свящ. Писание, нем. и древнеевр. языки, библейскую историю в Курской ДС. В 1885 г. защитил магист. дис. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицом Евангелия», в к-рой показал генетическую связь системы Фомы Аквинского с учением Аристотеля и их принципиальное различие, поскольку этика Аристотеля противоречит нравственным принципам Евангелия. С 1886 г. Б. преподавал греч. язык (в нек-рые периоды Свящ. Писание и лат. язык) в С.-Петербургской ДС, выполнил ряд переводов с греч. языка. С 1894 г. доцент на кафедре нравственного богословия СПбДА, с 1897 г. экстраординарный профессор, с 1902 г. ординарный профессор, в окт. 1903 - июне 1906 г. член правления СПбДА. В 1901 г. Б. представил к защите на соискание докторской степени дис. «Преподобный Макарий Египетский» (1899. Т. 1), в к-рой проанализировал относящиеся к биографии преподобного источники и рассмотрел вопрос о подлинности приписываемых прп. Макарию Великому (Египетскому) творений. Ученый стремился показать, что нравственное учение занимает центральное место в сочинениях прп. Макария. Несмотря на отрицательные отзывы рецензентов В. В. Болотова и Т. А. Налимова и решение Совета СПбДА, Б. получил степень д-ра богословия указом Святейшего Синода от 5 апр. 1901 г. по ходатайству С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) и отзыву Киевского митр. Феогноста (Лебедева) . Докт. диссертация Б. была отмечена Макария (Булгакова), премией . 2-й т. исследования о прп. Макарии Египетском был подготовлен автором к печати, но не издан. В своих печатных трудах и лекциях Б. отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в рус. богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева . В кн. «Нравственное богословие в России в течение XIX ст.» (1901) Б. выделил 2 основных направления в этом разделе рус. богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по зап. образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова) , к-рый активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христ. нравственности.

http://pravenc.ru/text/БРОНЗОВ.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕЛИНО [франц. Amélineau] Эмиль Клеман (1850-1915), франц. египтолог и коптолог, зам. директора отдела изучения религий парижской Практической школы высших исследований. Руководил раскопками в Абидосе (1896-1897). Автор обобщающих работ по истории, культуре и религии Др. и христ. Египта. Основная заслуга А. состояла в открытии, издании и переводе большого количества копт. текстов гл. обр. агиографического характера: житий преподобных Павла Фивейского , Макария Египетского , Пахомия Великого и Феодора Фиваидского , фрагментов копт. версии «Лавсаика» и др. А. высказывался в пользу оригинальности многих копт. текстов по истории егип. монашества и их приоритета над греч. традицией; при этом он с большой долей скептицизма относился к копт. агиографии, считая многие изложенные там факты либо преувеличением, либо вымыслом. А. также полагал, что строй мышления египтян-коптов оставался во многом неизменным со времен фараонов и христианство оказало на него лишь незначительное влияние. Вопрос о приоритете копт. текстов по истории монашества над греч. до сих пор продолжает оставаться в поле научных дискуссий, хотя нек-рые тексты (напр., фрагменты «Лавсаика») однозначно признаны переводом с греч. Негативные суждения А. о характере копт. агиографии, скептические замечания о раннеегип. монашестве и идеи об определяющем влиянии культуры и религии Др. Египта на коптов встретили критику со стороны рус. ученых - А. П. Лебедева , архим. Палладия , Б. А. Тураева . Соч.: Essai sur le gnosticisme égyptien: ses dévelopements et son origine égyptienne. P., 1887; Études historiques sur S. Pachôme et le cénobitisme primitif dans la Haute Égypte, d " après les monuments coptes. Le Caire, 1887; De historia Lausiaca, quaenam sit hujus ad monachorum Aegyptorum historiam scribendam utilitas. P., 1887 [копт. фрагменты «Лавсаика»]; Monuments pour servir à l " histoire de l " Égypte chrétienne//Mémoires publ. par les membres de la mission archéol. franç. au Caire. P., 1894. T. 4, fasc. 1. (Annales du musée Guimet; 25) [жития Павла, Антония, Макария, Шенуте и др.]; P., 1889. T. 4, fasc. 2. (Annales du musée Guimet; 17) [жития прп. Пахомия и Феодора и др.]; Histoire de la sépulture et des funérailles dans l " ancienne Égypte. P., 1890; Les actes des martyrs de l " Église copte. P., 1890; La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893; Résumé de l " histoire de l " Égypte depuis les temps les plus reculés jusqu " à nos jours. P., 1894; Essai sur l " évolution historique et philosophique des idées morales dans l " Égypte ancienne. P., 1895; Pistis-sophia: Ouvrage gnostique de Valentin. P., 1895. Mil., 19752 [фр. пер. соч. гностика Валентина]; Les nouvelles fouilles d " Abydos. P., 1899-1904; Œuvres de Shenoudi. P., 1907, 1914. 2 vol.; Prolégomènes à l " étude de la religion égyptienne: Essai sur la mythologie de l " Égypte. P., 1908 [публ. копт. и араб. текстов].

http://pravenc.ru/text/114434.html

На протяжении веков обитель неоднократно была разграблена. 16 июля. ПРАВМИР. Монахи египетского коптского монастыря св. Макария в Нитрийской пустыни направили президенту Абделю Фаттаху аль-Сиси срочное письмо с просьбой немедленно вмешаться и остановить бандитов, регулярно обворовывающих обитель и угрожающих сжечь ее. Преступники уже захватили 500 акров монастырской земли, — сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Copts United. Вооруженные пулеметами бандиты во главе с Гебрилом С. Сеноуси уже вывезли из обители часть ценностей. Монастырь св. Макария, в 92 км от Каира является местом хранения головы св. евангелиста Марка, которую монахи приобрели за 300 динаров во время гонений на христиан в X в. Он был основан в середине IV в. прп. Макарием Великим. В IX в. при патриархе Шенуде лавра насчитывала уже около 1 тыс. келий. На протяжении веков она неоднократно была разграблена. До XVII в. монастырь сохранял в неприкосновенности свою богатейшую библиотеку. Затем на протяжении 3 веков европейские исследователи частями вывезли ее. К XX в. монастырь окончательно впал в запустение, в 1969 г. началась его реставрация, в ходе которой, как утверждает монастырь, были найдены склеп с частями мощей св. Иоанна Крестителя и пророка Елисея. При Папе Шенуде III число монахов здесь достигло 100. Обитель поддерживает духовные, научные и братские отношения с несколькими зарубежными монастырями, в т. ч. с бельгийским аббатством Шевтонь, Солемским аббатством и монастырем Преображения во Франции, ливанским Дейр-Эль-Харф и др. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 марта, 2016 9 февраля, 2016 6 августа, 2015 4 августа, 2015 31 июля, 2015 23 июля, 2015 16 июля, 2015 14 июля, 2015 8 июля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-egipte-bandityi-zahv...

Анжеро-Судженск. Церковь Петра и Павла. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В начале XX в. на территории современного города Анжеро-Судженск существовало 2 деревянные церкви. Первая, построенная в 1903 г. и относившаяся к Благочинию ж/д церквей прп. Макария Египетского с одним куполом и колокольней, находилась на Анжерских каменноугольных копях в районе современного городского сада. Рядом с храмом располагался погост, в отдалении был пруд и колодец со святой водой, куда на праздник Крещения совершали крестный ход. В приходе имелись одноклассная школа ж/д ведомства и церковная библиотека. В 1929 г. здание храма было разрушено. Вторая церковь Святой Троицы находилась в поселке при Судженских каменноугольных копях с 1907 г. При храме имелись училище гражданского ведомства и церковная библиотека. В 1913-15 гг. настоятелем Троицкого храма служил священник о. Василий Мамаев. В 1924 г. решением бюро райкома партии церковь была закрыта, а здание вначале было передано под пионерский клуб. В послевоенные годы под новую церковь Покрова Пресвятой Богородицы приспособили небольшой частный дом по ул. Бийской 85, оборудовав в нем алтарь. На колокольне были установлены один большой и три малых колокола. Со склада Берикульской МТС, оборудованной в бывшем здании Покровской церкви с. Белогородка Мариинского района, с разрешения властей были взяты иконостас, иконы, хоругви, церковная утварь. В 1948 г. в центре города по ул. Дорожной с разрешения властей настоятелем прихода иеромонахом Петром Сеньковым началось строительство нового деревянного храма, возведенного к январю 1949 г. Однако местные власти распорядились разобрать еще не освященный храм и перенести на окраину в болотистое место. Отца Петра отстранили от служения, а церковный староста Кондрат, собиравший деньги на строительство, был осужден на несколько лет заключения. Новым настоятелем был назначен протоиерей Александр Сычугов, при котором здание было перенесено на нынешнее место с переосвящением престола в честь первоверх. апп. Петра и Павла архиепископом Новосибирским Павлом в 1953 г.

http://sobory.ru/article/?object=23881

Виктор Афанасьев Нельзя не полюбить оптинскую службу... Запись паломницы М. (так, одной буквой, обозначила она свое имя) относится к лету 1911 года. В канун праздника Преображения Господня она выехала со своими спутниками в извозчичьей пролетке из Козельска. „Дорога идет полями до реки Жиздры, – пишет она, – через которую надо переезжать на пароме; паром монастырский и перевозят сами монахи. Жиздра – довольно большая красивая река; весной она так сильно разливается, что в Пустынь иногда не бывает проезда. Река эта как бы ограждает тихую Оптину от людей и мирской суеты. Как переедешь на пароме на другую сторону, то сразу попадаешь в другой мир. Из-за вековых дубов и сосен белеют ограда и церкви Пустыни; кругом тишина, строгие лица монахов, которые молча кланяются при встрече. Около ограды две гостиницы, у дороги к Скиту стоит еще одна, к которой и подвезли нас. Светлые, чистые комнаты, на дворике цветник; за гостиницей лес и дорога к монастырским воротам направо, а налево – в Скит. Устроившись в номере, мы пошли поклониться могилам Старцев. Вошли в монастырь через боковые ворота. Все церкви, здания, ограды Пустыни – белые; большой двор, похожий на широкую улицу, вымощен. Налево от ворот стоит храм во имя преподобной Марии Египетской, за ним главный храм Введения и церковь Казанской Божией Матери. Позади этих храмов церковь Владимирской Божией Матери и монастырское кладбище... Против алтаря большого Введенского храма стоит белая часовенка над гробницами старцев отцов Макария и Амвросия... Мы попросили отслужить панихиду, поклонились почившим Старцам и взяли песочку с могил их... Зашли в церковь Владимирскую, при которой живет Оптинский старец о. Анатолий и около которой целый день стоят богомольцы, ожидая Батюшку. Против храмов расположены келлии братии, обширная трапезная, почтовая контора. Здесь же и св. врата, от которых идет широкая лестница. На площадке этой лестницы приютилась книжная лавочка. На другой день начали мы говеть. Службы в Пустыни расположены так: в 2 часа ночи утреня, продолжающаяся до 5 часов; в 7 часов ранняя, в 9 – поздняя Литургия; в 5 часов вечерня до 7 часов; в субботу и под праздники всенощная, которая начинается в 6 часов и кончается около 11-ти с половиной часов. Сначала я думала, что не смогу выстоять все эти длинные службы, но когда мы пришли в церковь и я услыхала стройное столповое пение и внятное чтение, служба мне понравилась, и я часто простаивала по две обедни... Стройно и торжественно идет служба в Оптиной, чинно стоят братия в длинных мантиях, в рясах из мухояра, в сапогах из грубой кожи... Приходит настоятель о. архимандрит Ксенофонт, и он в мухояре и простых сапогах. Нельзя не полюбить оптинскую службу, и хорошо молиться там, где, кажется, самый воздух напитан молитвами почивших великих Старцев!“

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010