RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94799.html 30 мая 2012 Проект " Положения о монастырях и монашествующих " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2255384.html Официальный сайт РПЦ МП Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Настоящее Положение составлено на основании Устава Русской Православной Церкви (глава XII, §8): " Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, " Положения о монастырях и монашествующих " и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем " . Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях. I. Монашество а. Общие понятия Монашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания. Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников. Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее " (Мф. 16:24-25). Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира. " Истинный монах, – говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, – и здесь Христа любит так, что ничто не может его разлучить от любви ко Христу (Рим. 8:35) и разрешитися желает и со Христом быти (Фил. 1:23), что показывает и в делах, убегая ради Христа в пустыни и горы, и уединенные обители, и старается быть едино со Христом, чтобы обитал в нем Христос со Отцем и Духом " 1.

http://religare.ru/2_94799_1_21.html

V век Святитель Кирилл Александрийский Первая половина V века была временем утверждения Христовой веры как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В эту непростую для христиан эпоху на исторической арене выдвинулись наиболее деятельные, образованные пастыри. Одним из них стал святитель Кирилл Александрийский . Он был племянником египетского архиепископа Феофила, однако воспитывался в строгости и непрестанных трудах. С детства будущий святитель изучал естественные науки, философию и Священное Писание. Когда Кирилл стал юношей, его дядя, архиепископ Феофил, сказал: «Итак, образование ты получил. Теперь же я хочу, чтобы ты познал суровость жизни египетских монахов. Отправляйся в пустынные горы, в скит святого Макария». В аскетических лишениях монастырской жизни юный Кирилл провел шесть трудных лет. Закалившись физически и духовно, он по приказу дяди вернулся в Александрию, где был рукоположен во диакона. А в 412 году, когда Кириллу было только 35 лет, архиепископ Феофил умер, и святой Кирилл был возведен на Александрийскую кафедру. Став архиепископом, святитель Кирилл с первого же дня столкнулся с противоречиями внутри Церкви. Один из священников, по имени Новациан, произвел раздор среди христианских пастырей. «Во время гонений на Православие многие отпали от Бога, отреклись от Христа и Его учения. А теперь, когда гонения кончились, эти люди хотят вернуться в лоно Церкви, просят простить их. Не бывать этому! Предателям нет прощения!» Так проповедовал Новациан. Он и его сторонники не пускали раскаявшихся отступников в храмы. Это разрушало единство Православной Александрийской Церкви. Святитель Кирилл правильно оценил опасную ситуацию и осудил позицию Новациана. Архиепископ говорил: «Многие отреклись от христианства под пытками, в тюремных казематах. Ведь далеко не все способны вынести лютые страдания. И мы по любви к ближнему должны простить их». Тем временем Новациан ввел и другие неразумные нововведения. Так, его единомышленники из числа священников не дозволяли христианам вступать во второй брак после смерти супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

(† 14 августа 1912 г.) Содержание Архимандрит Иерон I. До Афона. II. На Афоне III. На Кавказе     Когда в 1909 г. происходил известный монашеский съезд в Троице-Сергиевской Лавре, тогда по всей Руси святой прогремело имя отца Иерона – одного из участников иноческого синклита. Старый, согбенный летами, удрученный многочисленными житейскими заботами, трудами, невзгодами…, он непреклонно отстаивал чистые иноческие интересы, не боясь никого и ничего, не смущаясь, смело, твердо…, с энергией юношеской, голосом мужественным. «На человека не зрелъ " … Казалось, встал из гроба один из древних представителей великого иночества первых христианских веков, времен – преподобных – Антония Великого , Макария Египетского , Пахомия Великого и т. под. Внимание всей Руси родной приковалось к старцу. Все почуяли в нем что-то близкое-близкое, дорогое, бесценное, чуждое лести, лицемерия, незнакомое с искательством… Всем ясно было, что ново-афонского старца ничем не подкупить, с позиции не сбить…, что его нельзя устрашить никакими угрозами, что он видит пред собой только одного Христа и готов исповедовать Его и словом, и делом… и только Его…, – что вне Христа и Христовых заповедей для него ничего не существует… Да, за таким великим мужем, – думалось, – можно смело следовать всюду, идти твердо, без смущения. И чем реже такие чудные лица встречаются в наше печальное время, в эпоху нынешней расшатанности духовной, современного нравственного одичания повсюдного фарисейства наших дней…, тем более они дороги, тем более хочется на них любоваться, ими восторгаться, восхищаться, брать их себе в пример, в образец… Я лично крайне заинтересовался, – помню, – гигантской духовной личностью этого участника иноческого съезда, – отцом Иероном, звавшим всех к древнехристианскому монашескому идеалу, ныне часто-часто скрытому под всевозможными наслоениями иногда далеко неиноческого склада… Очень хотелось увидеть старца, низко-низко ему поклониться, получить от него благословение и… побеседовать с ним. Но – увы! – желание так и осталось одним только желанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Архив Пн Проект «Положения о монастырях и монашествующих» 30 мая 2012 г. 16:54 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном  сайте  Межсоборного присутствия, на портале  Богослов.ru  и в официальном  блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Настоящее Положение составлено на основании Устава Русской Православной Церкви (глава XII, §8): «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем». Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях. I. Монашество а. Общие понятия Монашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания. Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников. Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25). Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира. «Истинный монах , — говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, — и здесь Христа любит так, что ничто не может его разлучить от любви ко Христу (Рим. 8:35) и разрешитися желает и со Христом быти (Фил. 1:23) , что показывает и в делах, убегая ради Христа в пустыни и горы, и уединенные обители, и старается быть едино со Христом, чтобы обитал в нем Христос со Отцем и Духом» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/2255384.ht...

Богословие и экология: святые Англии и мир дикой природы Об английских святых, которые дружили с животными 3 января, 2016 Об английских святых, которые дружили с животными Истории о том, как святые выручали из беды животных, хорошо известны. В языческом мире случалось и так, что дикие звери отказывались растерзывать мучеников, – эти события описаны в патериках. Существует множество сюжетов, которые повествуют, как отшельники, жившие в пустынях Египта и Палестины, помогали крокодилам, гиенам, львам и волкам. Можно вспомнить святого Антония Великого с диким ослом, святого Макария Египетского, святого Пахомия Великого, блаженного Иеронима со львом, святого Герасима Иорданского, святого Симеона Столпника и более близких нам по времени – святого Серафима Саровского и его медведя. Менее известны жития ирландских святых: в них описываются святой Кольмкилл (Колумба) с журавлем, святой Колумбан, святой Брендан, святой Кеннет, святой Киаран, святой Колман, святой Кевин и целая череда диких животных. Некоторые предполагают, что на деле все происходило иначе. Действительно, некоторые события превратились в мифы и легенды под влиянием средневековой идеологии, которая стремилась бросить тень на сияющую святость Ирландской Церкви досхизматического периода, однако невозможно отрицать все эти истории. Однако еще менее известны, чем эти, жития английских святых, друживших с животными. О них мы сейчас и поговорим. Лучше всего начать со святого Кутберта Линдисфарнского – великого аскета святого острова Великобритания, которому были подвластны даже природные стихии. В его житии, не оставленном без внимания даже самыми завзятыми атеистами-учеными, есть по крайней мере пять эпизодов, где святой соприкасается с миром животных. Хорошо известен сюжет о том, как святой покидал по ночам келью, чтобы бодрствовать в молитве, и возвращался в монастырь на общее богослужение. Однажды ночью один монах увидел, как святой Кутберт выходит из монастыря Колдингем, и последовал за ним. Святой спустился к морю, вошел в холодную воду по шею и начал петь церковные песнопения и молитвы. Едва забрезжил рассвет, он вышел на берег и продолжил молитву. К нему присоединились две выдры, которые прибежали, чтобы вытереть своим мехом его ноги и отогреть их своим дыханием – так, чтобы восстановить кровоток.

http://pravmir.ru/bogoslovie-i-ekologiya...

Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 От публикатора. Монахиня Игнатия (Петровская) принадлежит к тому поколению, которое дало Русской Церкви миллионы мучеников, исповедников и праведников, ставших нашей духовной опорой и образцом христианской жизни. Матушка родилась в Москве в семье железнодорожного служащего 19 января (1 февраля) 1903 года, в день памяти преподобного Макария Египетского. В 1920 г., закончив школу, она поступила в 1 МГУ на естественное отделение физико-математического факультета, а затем, после организации в 1923 г. биологического отделения, продолжила обучение там. В феврале 1924 г. Валентина Петровская пришла на говение перед своим днем Ангела в Высоко-Петровский монастырь и неожиданно для себя нашла здесь духовное пристанище, определившее ее жизненный путь. Высоко-Петровский монастырь в это время был одним из центров церковной жизни Москвы. Его настоятелем был епископ (позднее — архиепископ ) Варфоломей (Ремов; †1935) 1 , духовный сын схиигумена Германа (Гомзина; †1923), последнего настоятеля Свято-Смоленской Зосимовой пустыни 2 . После долгих лет запустения монашеская жизнь была возобновлена в Зосимовой пустыни в конце XIX в. О. Герман, назначенный строителем пустыни в 1897 г., видел цель монашества прежде всего в созидании внутреннего человека по образу Христа. К этой цели были направлены все его усилия как настоятеля. Поэтому о. Герман восстанавливает в пустыни старческое окормление братии, наличие которого он считал необходимым условием здоровой духовной жизни. Он сам стал первым старцем-наставником монашествующих, сделавшись для них не столько начальником, сколько отцом. Сам о. Герман был духовным сыном иеросхимонаха Александра (Стрыгина; †1878) 3 , старца Гефсиманского скита, который в свою очередь был учеником старца Леонида Оптинского . Таким образом, по линии духовного родства зосимовские иноки были прямыми потомками оптинских старцев. Позднее вместе с о. Германом окормлял братию и обращавшихся к нему мирян старец иеросхимонах Алексий (Соловьев; †1928) 4 .

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

Глава восьмая. Научение Духом Святым I. Значение Святого Духа в опыте и в свидетельстве святого Силуана Признание ведущей роли Святого Духа еще одна характерная черта свидетельства и учения преподобного Силуана. Можно сказать, что ни в одном из творений святых отцов Святой Дух не занимает столь видного места. В ходе борьбы с пневматомахами или с латинским учением о Filioque многие отцы писали трактаты, посвященные специально Святому Духу, – но то были богословские сочинения, продиктованные обстоятельствами. Упоминания о Святом Духе в творениях преподобного Силуана не вписываются в эти рамки, старец никогда не высказывался по собственно богословским вопросам. И не потому, что он был безразличен к вероучению или исповедовал, как хотелось бы думать некоторым ревнителям, «христианство без границ», универсальное в силу своей адогматичности 453 , а потому, что он во всей простоте придерживался веры Православной Церкви и оказался погруженным в среду, где эта вера была чем-то самим собой разумеющимся. В его задачи не входило ни сражаться с ересями, ни вести диалог с христианами других конфессий. Упоминания о Святом Духе в творениях святого Силуана, таким образом, находятся в сфере «чистой духовности» и, как мы увидим, чистого опыта (то есть непосредственного и конкретного), что само по себе не исключает богословия, а, напротив, включает его – не как умозрительное или апологетическое размышление, а как богословие действия, полностью встроенное в опыт духовной жизни в Церкви, богословие в том самом возвышенном смысле, который вкладывали греческие отцы в это понятие: сверхъестественное знание о Боге, полученное от Самого Бога. В этой сфере духовности Дух Святой занимает очень важное место в учении святого Аммона, который настаивает на том, что необходимо стяжать Духа Святого, чтобы быть совершенным. Кроме того, Он занимает важное место в «Духовных беседах» преподобного Макария Египетского , для которого цель христианской жизни стяжание Духа Святого 454 . Он очень часто упоминается в творениях преподобного Симеона Нового Богослова , носящих мощный отпечаток видения Христа в свете Святого Духа. Опыт Святого Духа представлен первостепенно необходимым также и у преподобного Серафима Саровского : в «Беседе с Мотовиловым» 455 , написанной одним из его духовных чад, мы слышим, как преподобный многократно утверждает, что «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого» 456 . Однако ни у кого из отцов Святому Духу не уделено столько внимания, сколько у святого Силуана: в его сочинениях нет ни одной страницы, ни одного абзаца, где бы о Нем не говорилось 457 . Насколько нам известно, во всей святоотеческой литературе не существует духовного сочинения, где упоминание о Духе Святом было бы столь частым и постоянным, притом что это упоминание не идет в ущерб упоминанию о Христе, с Которым, по мысли святого Силуана, откровение, присутствие и действие Святого Духа всегда напрямую связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Главная цель, к которой стремились первые подвижники иночества, была, отрешившись от всех забот земных, очищать свою душу и устроить свое спасение. Они отрекались от имущества, от обязанностей семейных и общественных, удалялись в пустыни, чтобы там, не ведомые миру, не тревожимые его волнениями, суетою и скорбями, в беседе с самим Богом могли достигать духовного совершенства. Но несмотря на то, что иноки имели целью только собственное спасение, появление их оказалось благотворным для Церкви и общества. Самый взгляд на отрешенную от всего земного жизнь иноков давал чувствовать мирским людям, чего требует от Христианина его небесное звание, где его истинное отечество, где его истинные радости, как легко без сожаления можно оставить ничтожные утешения мира и какой неисчерпаемый источник блаженства заключается в жизни Евангельской. Живым стремлением к духовному совершенству иночество пробуждало безпечность осуетившихся мирскими заботами и показывало, что значит быть истинным Христианином. Глубокое впечатление произвело на всю Церковь это явление, когда Св. Афанасий изобразил для назидания всех жизнь первого пустынножителя Антония Великого и пред взором изумленного мира открыл новое явление в Церкви Христовой. Слава о жизни св. пустынников привлекала к ним множество людей, ищущих наставления и утешения. Со всех пределов Римского мира стекались ревнители благочестия видеть эту чудную жизнь Египетских подвижников и учиться у них благочестию. Слово Божие, в котором иноки упражнялись день и ночь, умудряло их как в собственное назидание, так было им полезно для научения, обличения, исправления и наставления в нравственности других. Духовные собеседования с своими отцами, старцами опытными в духовной жизни, знакомило их с великою наукою правильно понимать себя и владеть собою. Собственная трезвенность души, постоянная бдительность над собою, борьба с различными искушениями на пути к духовному совершенству доставляли богатый запас духовной опытности. Но более всего благодать Святого Духа, обильно изливающаяся на усердно работающих Господу, – и отсюда дары сердцеведения, учения и духовного помазания были причиною необыкновенной действенности иноческих наставлений на сердца мирян. Святость жизни, сопровождаемая часто даром чудес, показывая опытное исполнение того, чему учили словом, одобряемая свидетельством свыше, внушала полное доверие к их наставлениям. Потому посетители записывали деяния и слова сих пустынников. Собрания деяний и изречений св. подвижников становились учебною книгою и руководством нравственности для всех Христиан. В самом деле, какой неистощимый запас наставлений заключается в сказаниях о подвижничестве отцов – в собранных Кассианом беседах пустынников Египетских, в сказаниях Палладия и Руфина о подвигах их, в писаниях Макария Великого , Исаии, Исидора Пелусиота .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие пророка Моисея Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской Моисей – пророк, вождь и законодатель еврейского народа, создатель и герой знаменитого «Пятикнижия», или Закона (книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»). Главный подвиг Моисея – спасение из египетского рабства еврейского народа, переведенного им «посуху» через Чермное (Красное) море и Аравийскую пустыню к земле Обетованной. Эти события изложены в книге «Исход». На ее тексте и на древнееврейских преданиях основывается ряд апокрифических сказаний о Моисее, среди которых и известное в древнерусской литературе «Житие, или Сказание от Бытия Моисея». Иногда в рукописях этот сюжет имеет название «Исход Моисея». По мнению А. И. Соболевского, Н. А. Мещерского и А. А. Алексеева , «Житие» было переведено на славянский язык на территории Киевской Руси в домонгольский период. Вопрос о языке источника перевода дискутируется: М. Н. Сперанский полагал, что перевод был сделан с греческого языка, Н. А. Мещерский, а вслед за ним А. А. Алексеев считают, что перевод мог быть сделан непосредственно с древнееврейского. Древнерусский перевод «Жития Моисея» входил в Толковую Палею (отчасти и в Историческую,и Хронографическую) – книгу, из которой древнерусский читатель узнавал о многих событиях ветхозаветной истории и в которую активно включались апокрифические сюжеты: о царе Соломоне, об Аврааме, Ное, Адаме и Еве и др. «Житие Моисея» переписывалось и как самостоятельное произведение, а в XVI в. было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария под 4 сентября. Исследователи ( В. М. Истрин , Н. С. Тихонравов) писали о существовании двух типов Палеи в Древней Руси: так называемом первичном и вторичном. Не так давно А. А. Турилов ввел в научный оборот Толковую Палею из собрания ГИМ, Барсова, 619, датируемую нач. XV в. На основании ее изучения А. А. Алексеев пришел к выводу, что оба типа Палеи существовали уже в XIV в. и восходили к «общему предку». Таким образом, по его мнению, отпадают предположения о более позднем происхождении древнерусского текста «Жития Моисея» и о связи его с новгородской ересью «жидовствующих» конца XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010