Вышел сентябрьский номер журнала " Вода живая " августа 2019 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Принести плод сторичный " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. Темой раздела " Подробно " стали домовые храмы. Как проходила церковная жизнь в домовых храмах Российской империи? Почему они были так ненавистны советской власти, что упразднены были абсолютно все? Об этом в материале Елизаветы Трофимовой " Ликвидация " рассуждают церковный историк, настоятель домового храма апостолов Петра и Павла в АППО протоиерей Георгий Митрофанов , историки Никита Крылов и Сергей Фирсов, клирик домового храма апостолов Петра и Павла при РГПУ диакон Антоний Молоток . О проблемах современных домовых храмах в материале Татьяны Кириллиной " Для ближнего круга " рассуждают настоятель домовых храмов преподобного Макария Египетского в Горном университете и Спаса Нерукотворного Образа при Эрмитаже протоиерей Владимир Сорокин , настоятель храма святителя Луки Крымского в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе иерей Владислав Антонов и настоятель храма священномученика Петра Скипетрова в жилом комплексе " Город мастеров " иерей Максим Позоров . В материале Евгения Перевалова - рассказ о жизни прихода храма святой княгини Ольги в Новом Девяткине . Начиналось все с храма при областном наркодиспансере, сейчас у общины временный храм, настоятель иерей Евфимий Добрянский , клирики и прихожане надеются, что большой каменный храм будет построен. Темой раздела " Образы и смыслы " стала Православная Церковь в Прибалтике в годы Второй мировой войны. Материал посвящен 55-летию ее начала. В материале " Крест между молотом и наковальней " Тимур Сунайт беседует с историком Иваном Петровым. Дополняет раздел инфографика " Церкви Прибалтики до и во время Второй мировой войны " . Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Татьяны Кириллиной " Высокие ворота в неизвестную обитель " , посвященный Введенскому Тихвинскому женскому монастырю . Расположенный на въезде в город, он малоизвестен и самим тихвинцам, редко бывают здесь паломники. Обитель ждет возрождения. Как живут православные в неправославных странах? Один из них - единственный православный священник в Индии иерей Климент Нехамайя, в материале " Православие в " великой стране " с ним беседует Евгений Перевалов. Фестиваль православного пения " Просветитель " проходит на Валааме много лет, впечатлениями о последнем из них в материале " Валаам не надоедает " делится Анна Ершова. Завершает раздел беседа Елизаветы Трофимовой с актрисой, ведущей программы " Тайны сказок " на телеканале " Спас " Анной Ковальчук, интервью озаглавлено " Держаться простых принципов " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Девятнадцатый день. Преп. Макарий Египетский. (О молитве за умерших). I. В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преп. Макария египетского , жившего в IV веке по Р. Хр. Однажды, ходя по пустыне, преп. Макарий увидел на земле сухой человеческий череп. Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук. – Чей ты череп? вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: – я был начальником всех здесь обитавших жрецов; а ты – авва Макарий – исполненный духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду. – Какая же бывает вам отрада и какая мука? вопросил старец. – Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, отвечал со стенанием череп; и мы не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду. Слыша это, старец прослезился и сказал: несчастен тот день, в который человек преступил заповедь Божию. Потом опять спросил: – есть ли у вас и другия, большие муки? Из черепа послышался голос: другие находятся еще глубже под нами. – Кто же это? опять спросил старец. – Мы, не познавшие Бога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, продолжал голос из черепа; а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его заповедей, те под нами испытывают еще тягчайшие, несказанные муки. Святой старец после того закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумьи. II. «Скажем по поводу сего несколько слов о молитве за умерших». а) Моление за усопших издревле существовало и существует в церкви, не как торжественно возвещенный, существенный член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами. Приведем на сие некоторые свидетельства. «Благодать даяния», пишет сын Сирахов, «пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбраны благодати». Что значит здесь «благодать даяния?» Если это дар алтарю, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», очевидно значат: принеси жертву по усопшем, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочет признать более вероятным, что «благодать даяния» значит благотворение бедному, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», будут значить: подай милостыню в память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имел сын Сирахов: они обе предлагают одно, им общее основание, – то, что живущий может и должен делать добрыя и душеполезные дела ради усопшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОН [Аммонас] (ок. 300 - между 380 и 390), прп. (пам. в субботу сырную), еп. Оксиринхский (?). Свои иноческие подвиги начал скорее всего в 20-х гг. IV в., но где это происходило, остается неизвестным (не исключено, что в Нитрии ). Ок. 40-х гг. IV в. А. стал учеником и близким сподвижником прп. Антония Великого . Во время отлучек последнего во «внутреннюю гору» А. настоятельствовал в мон-ре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины прп. Антония стал полностью руководить этой обителью. Ок. 60-х гг. IV в. А. стал епископом (возможно, в г. Оксиринх ). А. принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греч., сир. и араб. языках. Греч. традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; 8 посланий; «Наставления», включающие 4 «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; 2 фрагмента неизвестного происхождения. В сир. переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греч.) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греч.). Араб. перевод включает 10 посланий (в числе писем Антония Великого), неск. отличающихся по тексту от их сир. и греч. вариантов. Кроме того, известен древний груз. перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в арм. и эфиоп. переводе (8-е греч. корпуса). Подлинность нек-рых из этих творений не всегда можно установить с достаточной точностью. Напр., 10-е послание сир. сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» прп. Макария Египетского , а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» прп. Исаии Газского . Стяжание Св. Духа и благодати Божией, без к-рых тщетны все подвижнические труды и христ. добродетели,- основные темы аскетического богословия А. Именно с помощью благодати подвижник преодолевает сопротивление темных сил, борется с искушениями и побеждает в духовной брани, она наполняет его сердце «божественной теплотой». Благодать позволяет также обретать понимание воли Божией и исполнять ее, отсекая волю своего греховного «я» и соблазн плотских наслаждений. Благодаря этому человек достигает истинной свободы (т. е. свободы от греха) и стяжает бесстрастие. Непременным условием подобной свободы является память смертная, сокрушение и смирение. В одном из изречений А. советовал одному из иноков, обратившемуся к нему за наставлением, иметь такие же помыслы, какие имеет преступник перед судом, и постоянно думать о том, как предстанешь перед Судией и оправдаешься перед Ним. А. также говорил, что в сердце необходимо держать слова евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». По учению А., в стяжании смиренномудрия и состоит в первую очередь суть духовного преуспеяния, к-рое увенчивается «исихией» (внутренним безмолвием) и подлинным Боговедением («гносисом»).

http://pravenc.ru/text/114500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОВ Александр Иванович (1864, Костромская губ.-2.08.1893, с. Немда Макарьевского у. Костромской губ.), писатель, автор религиозно-нравственных притч, последователь учения Л. Н. Толстого . Род. в семье священника. В 1885 г. окончил Кавказскую ДС, получил назначение на должность псаломщика в церковь с. Прасковея близ Ставрополя, рукоположен во священника. Изучал медицину, занимался врачебной практикой. Печатал в ставропольской газете критические статьи о быте духовенства, заметки о жизни села. После разочарования в правосл. вероучении стал единомышленником Л. Н. Толстого, читал в церкви с амвона его народные рассказы. В окт. 1889 г. подал прошение на имя ставропольского еп. Владимира (Петрова) о снятии с себя сана. К прошению была приложена «Исповедь», в к-рой А. рассказывал о том, как он пришел к отрицанию церковного учения, в частности, из-за существующего, по мнению А., несоответствия догматов Церкви требованиям разума. Копию «Исповеди» А. послал в изд-во «Посредник»; не будучи опубликованной, «Исповедь» распространялась в списках, ее читали М. Горький , Л. Н. Андреев . Осложнившиеся отношения с родственниками, причиной чего было негативное отношение А. к Церкви, вынудили А. забрать прошение. В 1892 г. А. все же решил оставить церковное служение, его лишили сана и выслали из Ставропольской губ. А. жил у В. Г. Черткова в Воронежской губ., сотрудничал в изд-ве «Посредник», состоял в переписке с Толстым, к-рый высоко оценивал его лит. опыты. В дек. 1892 г. Толстой пригласил в гости Черткова и А. Поездка не состоялась, и, вероятно, А. никогда не встречался с Толстым. Глубокие переживания из-за разрыва с семьей стали причиной психической болезни, приведшей А. к ранней смерти. А. послужил прототипом свящ. Василия Никаноровича в пьесе Толстого «И свет во тьме светит». А.- автор популярного изд. «Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского» (М., 1889) и ряда притч, опубликованных посмертно. Притча «Борьба света с тьмою (Ормузд и Ариман)» повествует о неизбежности воцарения на земле царства любви и добра. В притче «Христос» история земной жизни Спасителя изложена в духе рационализма, учение Христа сведено к нравственным заповедям. Притча «Мара» показывает на примере буддизма историю возникновения и искажения религиозно-этических учений в человеческом об-ве. В притчах раскрылся рационалистический характер мировоззрения А., для к-рого религия являлась только этическим учением. Неопубликованные статьи А. («Об истинной философии», «Мировоззрение» и др.) также проникнуты рационалистическим сектантским духом.

http://pravenc.ru/text/75642.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Кудюк), архиеп. Пермский (Кудюк Александр Григорьевич; 18.02.1927, Красное Село Белостокского воеводства, Польша - 1.05.2002, Пермь), архиеп. Пермский и Соликамский. Из крестьянской семьи. В 1945 г. поступил послушником в Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . С 1946 г. учился в МДС, с 1948 г.- в МДА, к-рую окончил в 1952 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре древней церковной истории «Египетское монашество в IV веке, по творениям великих подвижников Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику». С 1952 г. заведовал б-кой МДА и преподавал церковный устав в МДС. В 1950 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Афанасия Великого, рукоположен во иеродиакона. В 1952 г., в день Св. Троицы, митр. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) в ТСЛ рукоположен во иеромонаха, в 1955 г. назначен на служение в Ташкентскую епархию, где нес послушание секретаря правящего архиерея и состоял в клире Успенского кафедрального собора. С 1956 г. А.- насельник Жировицкого мон-ря и преподаватель Минской ДС. С 1958 г. архимандрит, настоятель Никольского кафедрального собора Алма-Аты. С 1961 г. служил на приходах Минской епархии, с июля 1978 г. вновь нес послушание благочинного Жировицкого мон-ря. 31 авг. 1980 г. А. был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 28 марта 1984 г. епископ Пермский и Соликамский, с 25 февр. 1995 г. архиепископ, с 13 марта 2002 г. на покое. При вступлении А. на Пермскую кафедру в епархии действовало ок. 40 храмов, к сент. 2001 г. насчитывалось более 200 приходов. Заботами А. отремонтирован кафедральный Свято-Троицкий собор Перми, при к-ром открылась б-ка, выстроено здание епархиального управления, действуют ок. 50 воскресных школ. Возобновлена иноческая жизнь в крупнейших на Урале Белогорском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , называемом «Уральским Афоном», в пермском Стефановом , соликамском во имя Св. Троицы мон-рях , а также в 8 жен. обителях.

http://pravenc.ru/text/76902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Абалымов Николай Николаевич; 18.11.1881, с. Шигали (Воскресенское) Цивильского у. Казанской губ.- 31.07.1958, г. Балта Одесской обл.), еп. Осташковский, вик. Тверской. Род. в крестьянской семье. После окончания земской школы учился в Чебоксарском ДУ, затем в КазДС. В 1904-1908 гг. обучался в КазДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Нравственно-аскетические воззрения прп. Макария Египетского (Великого)». В 1905 г. пострижен в монашество. 4 окт. 1908 г. в сане иеромонаха назначен преподавателем гомилетики и литургики в Таврическую ДС, с 8 авг. 1911 г. являлся смотрителем Торопецкого ДУ. В 1914-1917 гг. преподавал в Вольском ДУ. С 1917 г. входил в число братии Троицкого мон-ря г. Хвалынска Саратовской губ. В 1919 г. назначен настоятелем Ниловой Столобенской Богоявленской муж. пуст. Тверской губ. и 8 июня (по др. данным - 18 февр.) 1920 г. хиротонисан во епископа Осташковского, викария Тверской епархии. С 1 дек. 1922 г. вступил в управление Тверской епархией. 25 февр. 1923 г. арестован по обвинению в «совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия» и «присвоении себе адм. функций»; содержался в московской Бутырской тюрьме. 16 мая 1923 г. постановлением комиссии НКВД по адм. высылкам приговорен к 3 годам заключения, наказание отбывал в СЛОН, выполнял общие работы, был сторожем на маяке Пёсья Луда. После освобождения в мае 1926 г. вернулся в Тверь, затем проживал в Ниловой Столобенской пуст., где 30 июня того же года был арестован по обвинению в сокрытии от комиссии по изъятию церковных ценностей в мае 1922 г. «церковной утвари и др. предметов религиозного обихода», виновным себя не признал. 4 окт. 1926 г. Тверским губ. судом приговорен к лишению свободы на 1 год и 6 месяцев, содержался в тверской тюрьме. По нек-рым данным, примыкал к даниловской группе непоминающих и состоял в оппозиции митр.

http://pravenc.ru/text/161281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Веретенников Петр Иванович; род. 19.11.1951, г. Магнитогорск), архим., историк Церкви, доктор церковной истории, доктор теологии, профессор МДА. Род. в православной семье. Среднее образование получил в г. Караганде. В 1970-1972 гг. служил в рядах Советской армии. В 1972 г. по благословению митр. Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова) подал прошение о поступлении в Московскую ДС и был принят во 2-й класс. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию (МДА). 22 мая 1978 г. ректор академии архиеп. Дмитровский Владимир (Сабодан) (впосл. митрополит Киевский и всея Украины; † 2014) рукоположил Веретенникова в академическом Покровском храме во диакона (целибат). В том же году окончил МДА со степенью кандидата богословия за работу «Всероссийский митр. Макарий и его церковно-просветительская деятельность». Был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви, представив через год стипендиатский отчет на тему «Личное участие восточного духовенства в делах Русской Церкви». В сент. 1978 г. назначен преподавателем семинарии по истории Русской Церкви и дежурным помощником инспектора МДАиС. 19 дек. 1979 г. был рукоположен в сан священника архиеп. Владимиром с возложением наперсного креста. 17 марта 1982 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронимом (Зиновьевым ; † 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество с именем Макарий в честь прп. Макария Египетского. 15 апр. 1982 г. возведен в сан игумена. С сент. 1982 по июль 1985 г. обучался на богословском фак-те Государственного ун-та им. М. Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме св. равноап. Марии Магдалины на историческом кладбище в г. Веймаре. 6 мая 1985 г. награжден палицей. По возвращении из Германии преподавал Свящ. Писание, ВЗ и общую церковную историю в семинарии, читал лекции по истории Русской Церкви в МДА. Осенью 1985 г. М. был назначен руководителем регентского класса при МДА, реорганизованного затем в регентскую школу, к-рой он заведовал в 1987-1988 гг. В марте 1988 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2561380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Дмитриев), еп. Елецкий и Лебедянский. Фотография. 2016 г. (Дмитриев Василий Михайлович; род. 23.02.1961, Караганда), еп. Елецкий и Лебедянский. Из многодетной шахтерской семьи. Старший брат епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста (Дмитриева). В 1976 г. окончил среднюю школу, в 1979 г.- Карагандинское культпросветучилище. В том же году был призван в армию, где прослужил до 1981 г. В 1982 г. поступил в Московскую ДС, одновременно учился в Регентской школе при МДА. В 1986 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 2001 г. В 1988 г. был принят в братию Троице-Сергиевой лавры . 24 марта 1988 г. в Троицком соборе лавры принял монашеский постриг с именем в честь прп. Максима Грека. 19 мая 1988 г. рукоположен во диакона, 12 марта 1989 г.- во иерея. 6 окт. 1989 г. возведен в сан игумена и назначен инспектором возрожденной Тобольской ДС. В 1990 г. исполнял обязанности ректора семинарии. В 1997 г. был назначен благочинным Ишимского окр. Тобольской епархии. В 1999 г. назначен зав. регентским отделением при Тобольской ДС. Преподавал в Тобольской ДС церковное пение и был регентом 1-го семинарского хора. В июне 2001 г. удостоен в МДА ученой степени кандидата богословия за соч. «Опытное богопознание и его значение в богословии преподобного Макария Египетского». Решением Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г. избран епископом Барнаульским и Алтайским. 30 дек. того же года возведен в сан архимандрита. Хиротонию 20 янв. 2002 г. в храме Христа Спасителя в Москве возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . С февр. 2002 г. М. являлся ректором Барнаульского ДУ. При уч-ще была организована регентская школа. 19 июля 2006 г. Барнаульское ДУ было преобразовано в духовную семинарию, М. стал ее ректором (до июля 2013). В 2005 г. по благословению М. был создан Музей истории Православия на Алтае. 29 мая 2013 г. назначен епископом Елецким и Лебедянским. В новоучрежденной Елецкой и Лебедянской епархии ведется активная работа по восстановлению храмов: Вознесенского кафедрального собора и Успенской ц. в г. Ельце, Владимирского храма в с. Баловнёве Данковского р-на, ц. Рождества Христова в с. Шовском Лебедянского р-на, храма арх. Михаила в с. Стрелец Долгоруковского р-на и др. Идут переговоры о возвращении Церкви елецкого Троицкого муж. мон-ря. Также М. уделяет большое внимание развитию в епархии воскресных школ. Является руководителем епархиального архиерейского хора. С марта 2014 г. начато издание правосл. ж. «Епархиальный Благовест».

http://pravenc.ru/text/2561604.html

Относительно поминовения Ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что святая> мученица> Варвара молится о своем отце убившем ее. Ваши же родители были христиане. Если, по слову Божию " во всяком языце боящийся Бога и молящийся Ему приятен Ему есть " (ср.: Деян.10:35), то тем более веровавшие во Единого Бога, в Троице славимого, и исповедовавшие Христа, во плоти пришедшего. Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице. А Ваши родители, как христиане, хотели, искали спасения, только не познали правого пути Православия. Если молитва преподобного> Макария Египетского о язычниках доставляла им некую отраду, тем паче молитва православных детей принесет отраду неправославным родителям. По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле - и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение. Так молиться о неправославных можно и должно. Но, конечно, молитва о неправославных должна быть несколько иного характера. Так, например, в самом начале канона на погребение возносится моление о том, чтобы Господь сподобил получить вечные блага скончавшегося верного. Это мы можем сказать только о православном. Поэтому еще Святейшим Синодом был одобрен особый чин панихиды об усопших неправославных. Он начат был печатанием в 19> 17 г., но не закончен. В 19> 34 или 19> 35 году митрополитом> Сергием был разослан по епархиям составленный им чин панихиды по неправославным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/167/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010