Содержание Введение Сокращения Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Введение Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Глава II. Новейшая литература по Макариевскому Корпусу и мессалианству Глава III. Задачи и методология исследования Часть первая. Автор Глава I. Сочинения Макария Египетского, упоминаемые древними авторами, и их рукописная традиция I.1. Первое письмо Макария Египетского I.1.1 Упоминание Геннадия Марсельского A. Стилистический анализ греческого текста Б. Частотный анализ библейских цитат I.1.2. Упоминание Исаака Сирина о Послании к чадам и сирийский корпус Макария Египетского I.1.3. Коптские источники и их значение для решения вопроса об авторстве и происхождении Макариевского корпуса Притча об Аароновом жезле I.1.4. Новейшее открытие греческого оригинала сирийских Восьми посланий и коптских текстов Макария Египетского Творения Макария Египетского в составе Athen. gr. 2492 I.2 Два послания Макария Египетского, упоминаемые в грузинской апофтегме IX в. I.3. Вывод Глава II. Свидетельства Макариевского Корпуса о его авторе и сопоставление их с историческими сведениями о Макарии Египетском II. 1. Время жизни автора, исторические и географические реалии Корпуса II.2. Образование автора и его жизненный путь. Латинизмы Корпуса II.3. Семитизмы Корпуса II.3.1. Лексика А. Этимологические заимствования Б. Проблема «ксанфика» II.3.2. Синтаксис II.3.3. Другие параллели II.4. Вывод Глава III. Истинный автор Макариевского Корпуса – Симеон Месопотамский? III.1. Свидетельства внешней рукописной традиции о Симеоне Месопотамском III.1.1. Слово об исходе из жизни под именем Симеона А. Греческий текст Б. Славянская традиция III.1.2. Слово об исходе из жизни под именем Ефрема Сирина III.1.2. Выводы из анализа рукописной традиции Слова об исходе из жизни III.2. Свидетельства внутренней рукописной традиции о Симеоне/Симеоне Месопотамском III.2.1. Арабский «Симеон» III.2.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макаров Е. Е. «Египетский церковный чин» как древнее свидетельство о совершении епископской хиротонии Журнал " Вестник церковной истории " Вопрос о происхождении и значении епископского служения, как и церковной иерархии в целом, продолжает оставаться дискуссионным . Важным аргументом для полемизирующих сторон является свидетельство «Египетского церковного чина» . Особая ценность этого текста состоит в том, что в нем впервые даются конкретные указания о порядке совершения епископской хиротонии и, что особенно важно, содержится соответствующая молитва. Тем не менее, поскольку греческий оригинал памятника неизвестен (за исключением нескольких фрагментов), а сохранившиеся переводы на латинский и ориентальные языки имеют существенные разночтения, восстановление оригинального текста сопряжено с определенными трудностями. Хотя указания «Египетского церковного чина» о совершении епископской хиротонии неоднократно анализировались исследователями, научный консенсус по ряду ключевых вопросов до сих пор не достигнут . Настоящая попытка анализа указаний «Египетского церковного чина» о совершении епископской хиротонии представляется особенно актуальной в контексте недавнего открытия и публикации новой, независимой эфиопской версии текста . Итак, указания, относящиеся к совершению епископской хиротонии в «Египетском церковном чине», занимают главы 2 и 3 целиком, а также 1-2 стихи главы 4 . За исключением молитвы епископской хиротонии, содержащейся в главе 3, этот материал сохранился во всех доступных переводах источника: латинском, коптском (на саидский и бохаирский диалекты), арабском и эфиопском. Эти же указания, но в отредактированном виде сохранились в зависящих от «Египетского церковного чина» литургико-канонических памятниках: Канонах Ипполита , Апостольских постановлениях (VIII) и Завете Господа нашего Иисуса Христа .

http://sedmitza.ru/lib/text/4010528/

Последният диалог на Макарий Велики С. Г. Алферов, служител на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия, член на Комисията за диалог между Руската Православна Църква и Коптската Църква През 2021 г. монасите от манастира на преподобния Макарий Велики в Нитрийската пустиня (Коптска Църква, Египет) извършиха забележително откритие. По време на проучването и дигитализацията на пазените в манастирската библиотека манускрипти бяха открити два неизвестни досега древни ръкописа на коптски език, които от този момент официално се числят в библиотечния каталог на обителта като «Ръкопис 383» и «Ръкопис 384». Това са две части на един и същи текст, написан преди около 1630 години, което практически съвпада с датата 391 г., когато според преданието се е упокоил първият игумен на обителта и един от основателите на египетското монашество – преподобният Макарий Велики. Текстологичният анализ, направен с участието на специалисти от Института за коптски изследвания в Кайро, показа, че тези ръкописи не са нищо друго освен последното направено приживе духовно наставление на преподобния Макарий, записано от учениците му. Именно затова текстът получи името «Последният диалог на преподобния Макарий Велики», което в този контекст означава беседа, обръщане на светеца към учениците му. По благословение на Коптския Патриарх Тавадрос II в рамките на дейността на Комисията за диалог между Руската Православна Църква и Коптската Църква бе направен превод на новооткрития паметник на руски език с последващо литературно редактиране. Това е първото издание на това съчинение. Екземплярите от първоначалния и засега ограничен тираж на книгата бяха доставени в Русия от делегацията на игумени и монаси от Коптската Църква, която беше в Русия от 23 август до 1 септември 2021 г. Монах от манастира на преподобния Макарий Велики дигитализира ръкописите Коптският Патриарх Тавадрос II Публикуваното по-долу произведение, което е по същество кратко изложение на основите на благочестивия християнски живот, поразява с простотата си и същевременно с дълбочина на мисълта, съдържа никога не губещи актуалност духовни съвети и несъмнено ще се радва на жив интерес от страна на широк кръг читатели. Последният диалог на преподобния Макарий Велики

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/88...

Сортировать по Исключить новости Понятие λογισμς в корпусе “50 духовных бесед преподобного Макария Египетского” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 В раннехристианской литературе слово λογισμς, обычно переводимое на русский язык как ‘помысл’, очерчивает достаточно широкий круг понятий. В этом нетрудно убедиться, обратившись, например, к достаточно авторитетному словарю Г. У. Лэм­па 1 . Там λογισμς определяется как способность к мыслительной деятельности, то есть нечто, противопоставленное чувствам, или как результат этой деятельности, то есть мысль. Помимо этого λογισμς может означать и представление, понятие, точку зрения, а также аргумент в споре, определенную позицию или довод. Очень часто λογισμς означает злой, лукавый помысл или желание, а также перечисление грехов во время исповеди 2 . Т. Шпидлик в своей известной работе указывает, ссылаясь на творения аввы Дорофея, что λογισμς означает также голос совести в душе человека 3 . С. М. Зарин отмечает, что λογισμς может быть тождественен первому этапу развития страсти (здесь он, видимо, сходен с термином προσβολ — А. В .) или завершающему ее этапу. При этом С. М. Зарин ссылается на творения аввы Евагрия 4 . В греческой версии творений преподобного Ефрема Сирина восемь основных страстей также называются λογισμο 5 . Такое достаточно широкое семантическое поле λογισμς само по себе требует того, чтобы как минимум оговаривать, а лучше детально прояснять значение или круг значений этого слова при изучении конкретного произведения раннехристианской литературы. Данная статья представляет собой попытку установить, что означает понятие λογισμς в столь известном и авторитетном памятнике аскетической письменности, как корпус “50 Духовных бесед преподобного Макария Египетского” 6 . Сразу следует оговориться: термин λογισμς в тексте корпуса практически полностью синонимичен другому греческому слову διαλογισμς — обычно переводимому на русский язык как ‘помышление’.

http://pravmir.ru/ponyatie-logismj-v-kor...

Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского 182 В тесной связи с только что рассмотренной статьёй («Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского »), своего рода продолжением и восполнением её служит очерк профессора И.В. Попова «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского ». Очерк имеет введение (без заглавия) и три главы: I. Виды обоснования аскетизма. II. Цель подвижничества по учению преподобного Макария. Ш. Подвижничество как условие обожения. Во введении отмечается, что в позднейшей литературе, посвящённой истории первохристианского аскетизма и начального монашества, имеется важный пробел – почти полное игнорирование внутренней стороны христианского аскетизма, оправдания его со стороны цели и значения в духовной жизни человека. В I главе усматривается несколько видов обоснования аскетизма, которые встречаются в Патрологии. В аскетизме харизматических проповедников отличительной чертой было отречение от собственности (Дидахи). Ценилось оно не само по себе, а лишь как средство для беспрепятственного служения Слову. Немного позднее аскетизм, как воздержание, рекомендуется в качестве средства для стяжания даров Святого Духа. «Если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа Святого, если же осквернишь Духа Святого, не будешь жить» ( Ерм ). Время гонений потребовало стойкости веры вплоть до мученичества. Средством, закаляющим волю, признаются аскетические упражнения, особенно пост, поставляемый в тесную связь с милосердием и благотворением ( Тертуллиан , Ориген ). Важной формой обоснования аскетизма служит психологический дуализм, сущность которого сводилась к признанию противоположности духа и тела (святой Василий Великий ). На Западе представлялось юридическое обоснование аскетизма, согласно которому аскетизм необходим для умилостивления разгневанного Бога. Тяжесть искупительного подвига человека соразмерялась с глубиной грехов. Величием «благоприятной жертвы», приносимой человеком, определяются и ступени небесного блаженства ( Тертуллиан , святой Киприан). Возможно ещё и мистическое обоснование аскетизма, когда подвиг признаётся средством для достижения мистического состояния духа. Именно эта форма и присуща преподобному Макарию. Мистик путём упорной внутренней борьбы уподобляется объекту своих стремлений, достигает общения, единения с ним, соприкасается с ним, от чего испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение, радостное чувство любви и блаженства, вступает в состояние мистического экстаза. В момент восхищения души в область небесного в ней умолкают все земные движения – наступает ненарушимый покой. Пример мистического обоснования аскетизма дан ещё Плотином, рекомендовавшим для достижения блаженного состояния – мистического единения с Богом – отрешение от всего чувственного и концентрацию сознания на идее Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского 448 В довольно значительной литературе по истории первохристианского аскетизма и начального монашества, появившейся в последнее десятилетие 449 и имеющей немало прекрасных исследований, есть, однако, один важный пробел. В истории аскетизма нужно различать, во-первых, смену, преобразование и развитие аскетических форм жизни, каковы: отречение от брака, пост, добровольный отказ от собственности, продолжительные бдения, странничество и т. п. Во-вторых, историк может сделать попытку глубже проникнуть в самый смысл аскетических форм жизни и проследить историю обоснования аскетизма. Для того чтобы подвергать себя лишениям, необходимо ясно сознавать их нравственную или религиозную цель. Каждая эпоха, каждая группа церковных писателей, а иногда и отдельная личность старались дать свое собственное оправдание аскетизму со стороны его цели и значения в духовной жизни человека. В новейшей литературе эта внутренняя сторона христианского аскетизма почти совершенно игнорируется. Вместо этого говорят о возникновении и характере постов в древней Церкви, о первохристианских девственниках и девственницах, о харизматиках, об аскетизме александрийской школы. Все это, конечно, важно и необходимо для выяснения истории первоначального аскетизма, но еще не охватывает предмета всесторонне. Внутренняя сторона древнехристианского аскетизма и история его обоснования в патристической литературе не менее важна, и проницательный исследователь найдет здесь отнюдь не менее исторического движения. Прежде всего, только обоснование аскетизма сообщает его различным направлениям индивидуальность. В самом деле, запас аскетических форм крайне ограничен. Для подавления своей чувственной природы трудно придумать что-либо, кроме воздержания от брака, поста, бдений и физического труда. Поэтому внешняя сторона аскетизма служит общим достоянием не только всех религий, но и многих философских систем. Аскетизм индийских браминов, иудейских назареев и ессеев, пифагорейцев, платоников и христиан облекался приблизительно в одни и те же внешние формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Глава 8. «Macariana» Произведения аскетической письменности, известные под именем преподобного Макария, представляют для исторической науки немалую загадку, которая, несмотря на многие попытки ее разрешить, до сих пор остается не до конца ясной. Ученые исследователи вопроса разделились в своих мнениях на два противоположных лагеря, каждый из которых опирается на доказательства, принять или просто отвергнуть которые невозможно. Существует не один десяток статей и исследований, которые далеко не согласны в вопросе об авторстве разбираемых произведений. А. Автор Агиографическая литература знает двух современных и тезоименных святых из Египта, Макария Александрийского и Макария Египетского , которым предание приписывает ряд творений аскетико-мистического характера, но которые едва ли могут во всей их полноте принадлежать перу этих подвижников. Преп. Макарий Александрийский Главным источником биографических о нем сведений является «Лавсаик» (гл. 19) и «История монахов» (гл. 30). Согласно этим житийным памятникам, Макарий Александрийский , или, иначе, «городской» (греческий), был рожден в начале IV в. Он был пресвитером в так называемых «Келлиях» и монахом. Провел в пустыне около 40 лет и умер почти столетним старцем. Ни один из древних писателей не приписывал ему ни одного литературного произведения. Известные под его именем «Слово на исход души» и «Монашеские правила» наука затрудняется приписать ему с безусловной достоверностью. «Лавсаик» отмечает высокую подвижническую жизнь этого святого мужа и рассказывает о совершенных им чудесах. Литературное наследие св. Макария Александрийского и по своей незначительности, и по своей сомнительности не привлекает к себе внимания исследователей. Преп. Макарий Египетский Данные о жизни этого подвижника не многим более богаты, чем его тезоименного современника. Источниками для его биографии служат в главном: «Лавсаик», гл. 19 и «История монахов», греческий текст коей был переведен на латинский язык Руфином (гл. 28). «Лавсаиком», по-видимому, пользовались и другие биографы Макария Египтянина: Созомен 252 и Сократ 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/z...

Каждый человек занимает известное положение в мире. Достигая сознательного возраста, он начинает уяснять себе свою роль в окружающей его среде, чтобы все поступание его было по возможности целесообразнее. Самопознание в широком смысле – первое условие, какое требуется от че­ловека, желающего жить жизнью нормальною, разумною. Оно, так сказать, исходный пункт в истории последней. Древние аскеты понимали его значение и важность и отсюда на­стаивали на необходимости его для человека с особенною энергию, так как они прекрасно сознавали, что недоста­точное или неправильное знание человеком самого себя, своих особенностей, своего положения в отношении к остальным существам и проч. – непреодолимое препятствие на пути истинно-человеческой жизни. В таком же смысле учил в частности и пр. Макарий Египетский , находивший самопознание весьма плодотворным делом 7 . Изучающей свое существо человек различает в себе, по представлению египетского анахорета, три части: дум, душу и тело 8 – Понимание первых двух должно быть представляемо так, что первое начало − высшая, а второе − низшая стороны духовной человеческой сущности, души в широком смысле слова. Приписывать преп. Макарию трихотомическое в строгом смысле учение, «кажется». Нет оснований, особенно если иметь в виду игнорируемые нами в настоящей статье «Macariana» 9 , скорее говорящая о «дихотомических» взглядах подвижника 10 . – Каждый должен узнать все отличительные особенности как духа и души, так и тела, а затем, нормальным образом удовлетворяя присущие тому, другой и третьему и правильно понятые потребности, постепенно приближаться к стоящему пред ним нравственному идеалу. «Совершенный человек», − если б нашелся таковой, – достигший «меры» своего духовного «роста», удовлетворил в желательной степени все те потребности 11 . Что же это за потребности в частности? Они определяются, в отношении к их содержанию, теми объектами в виду которых человеку приходится внутренне и внешне самопроявляться. Эти объекты – известны: 1) Бог , 2) сам человек и 3) другие люди. И

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Макарий Египетский. Собрание бесед Одни из величайших текстов христианской мистики, приписываемый Макарию Египетскому. «Духовные беседы» представляют собой высший образец «мистики сердца» — одной из двух великих аскетических традиций древней Церкви, смысл которой выражается в словах «Бесед»: «Мы вкусили Бога, мы имели опыт» — т. е. живой непосредственный опыт Богообщения. » Не богословское рассуждение. Скорее … интимные признания созерцателя, учащего и назидающего по личному опыту» как определяет Флоровский. «Духовные беседы» часто обвиняли в мессалианстве: однокоподлинно церковный характер «Духовных бесед» выдают акцент на центральной роли Христа, на Его Присутствии в Евхаристии, т. е. в Церкви. Единство христиан, «сияющих братьев» Христа, осуществляется в Церкви. «Невыразимый и непостижимый Бог в Своей благости, унизил Себя; Он облекся членами этого видимого тела, покинул Свою собственную недоступную славу; в Своем милосердии и человеколюбии Он преображается, воплощается, смешивается со святыми, набожными и верными, становится, согласно Павлу, «един дух» с ними (1 Кор. 6, 17) — душа в душу и лицо в лицо, так сказать, — делая возможным для живого существа жить в вечной молодости, испытывать бессмертие и участвовать в бессмертной славе». «Сердце» «Духовных бесед» надо понимать в библейском смысле, как средоточие духовных сил человека (в том числе и ума). Другая аскетическая традиция — «мистика ума» сольется с «мистикой сердца» (прежде всего у Диадоха Фотикийского), что предотвратит опасные уклоны в духовной жизни. В наше собрание бесед вошли все на данный момент известные «Духовные беседы», приписываемые Макарию Египетскому. 2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его, и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная красота славы Света–Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Мистика св. Макария Египетского, св. Григория Нисского и Евагрия С самого своего начала христианская мистика (как теория) развивалась в двух направлениях 47 : нравственно-практическом и созерцательном , или философско-спекулятивном[ 48 ]. Представителем первого является св. Макарий Египетский 49 , а второго – св. Григорий Нисский 50 и особенно Евагрий. Общая структура воззрений у представителей обоих направлений одинакова. Цель стремлений человека составляет обожение 51 , средство достижения его – аскетика. Начальной стадией в восхождении к Богу является очищение ( κθαρσις) от страстей 52 , от страстных помыслов 53 . Лишь для достижения бесстрастия 54 , этого увенчания нравственного подвижничества, наступает следующий высший момент в возвышении к Богу – просвещение ( φωτισμς) духовным ведением, созерцаниями ( θεωραι) 55 . Наконец, на высшей стадии развития достигается и высшая цель аскетики – обожение – в акте мистического соединения с Божеством 56 . Все эти три момента в большей или меньшей степени выступают в обоих из указанных направлений, как и та специфическая черта христианской мистики, которая выражается в учении о таинственных вселениях или воплощениях Христа в душах подвижников 57 . Разница между обоими направлениями заключается лишь в преобладании того или другого момента и в своеобразном оттенке в представлении каждого из них. Мистика преп. Макария – мистика эмоциональная и, так сказать, наглядная. Это – жизнь чувства и ярко-конкретных мистических ощущений. Для преп. Макария нравственная жизнь (очищение), по удалении от всего вещественного 58 , сводится к глубоким движениям сердца во внутреннем переживании страха Божия 59 , смирения 60 , любви 61 , в высоком состоянии молитвы 62 , при чем все это ощущается как осязательное вселение в душу человека особого духовного начала. Таинственные просвещения носят чисто конкретный характер: они выражаются или в чувственных видениях 63 , напоминающих обыкновенные чувственные восприятия, или в мысленных созерцаниях 64 , отличающихся тоже какой-то осязательной наглядностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010