Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. 31 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 — 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. О Едва достигнув 20 лет, он удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 (“Шестоднев” свт. Василия Великого и “Беседы” преп. Макария Египетского) Апостольская проповедь о Христе Спасителе, о Сыне Божием, принявшем человеческую плоть, в этой плоти распятом и воскресшем, ломала и рушила стереотипы языческого мышления. Для людей эллинского (языческого) склада ума Благая Весть о том, что Бог нисходит в материальный мир, а человек делается причастным Богу, была парадоксом из парадоксов, и Церковь не могла выполнить свою миссионерскую задачу, не подчинив новозаветному антропоцентризму специфически эллинскую область умозрения — учение о материи (природе) и о человеческой психике и этике. Это стремление переосмыслить античную физику и этику с христианских позиций на языке, понятном греко-римскому миру, приводило к тому, что начиная со II в. церковные писатели объявляли себя сторонниками философского тезиса о свободе воли[ 1 ] и не только заимствовали у эллинства традиционные доводы в его защиту, но и придавали ему непомерно большое значение, делая его отправной точкой для космологических и антропологических построений. Свобода воли трактовалась и как ответственность человека за его поступки, и как независимость от природного детерминизма, о чем свидетельствуют следующие слова свт. Иринея Лионского: “если одни произошли дурными, а другие добрыми, то ни эти последние не заслуживают похвалы, потому что устроены добрыми, ни первые — порицания, потому что родились такими. Но поскольку все имеют одну и ту же природу и могут избирать и творить добро, а могут так же отвергать и не творить его, то по справедливости и у людей благоразумных, а прежде всего у Бога одни встречают похвалу а другие — порицаются и терпят достойное наказание за отвержение прекрасного и благого” (Против ересей, IV, 37, 2)[ 2 ]. Сама природа при этом объяснялась так, чтобы в ней не нарушился этот принцип человеческой свободы. Зло изымалось из природы, лишалось своей онтологии и превращалось в функцию свободы воли. Материя “утеснялась” — ее влияние на человеческие поступки признавалось не неизбежным, а ее собственное существование — невечным. Ради этого христианство отвергало античную космогонию, согласно которой творение мира есть лишь придание упорядоченной формы материальному хаосу, и провозглашало тварность материи, создание ее “из ничего”[ 3 ].

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

Отделение первое. Путь от Каира до монастыря св. Макария. Июнь 1845 года 1. Пятница Много ярких звёзд на небе: но не много между ними таких великолепных созвездий, каковы Орион, или Крест. Много драгоценных камней в недрах земли: но мало между ними таких, как гора света. Много благовонных цветов на горах и в долинах, на полях и в садах: но краше всех их розы и лилии. Много званных в царство небесное: но в числе их не много таких избранных, как апостолы, вселенские учители, преподобные и богоносные отцы. Узнал я избранников Божиих, спасавшихся в юдолях Синая. Теперь иду в нитрийскую пустыню, где древле подвизались облагодатствованные мужи, дабы в сердце своем запечатлеть правое учение их и поревновать святому житию их. Боже, дивный во святых Твоих, благослови странствие мое! В четыре часа по полудни я выехал из Каира, вверившись руководству переводчика моего Ибрагима. Он повёл малочисленный поезд мой по насыпной дороге, ведущей в летнюю усадьбу египетского паши, Шубру. Огромные, развесистые сикоморы приосеняли эту дорогу так, что ни одна струя света не проникала туда. Многие из них были накрыты сетками, дабы птицы не клевали созревающих на них плодов, по виду похожих на малыя груши. Приятно было ехать под прохладною тению этих величественных дерев. Кто насадил их, тот угодил своим ближним. В Шубре пашийский садовник, православный христианин, упросил меня посетить дом его. Я благословил всё семейство его, и поехал в Альюб, где предположено было ночевать. На пути к этому селению нет ничего замечательного, кроме древнего каменного моста над каналом близ деревни Митнаме, украшенного выпуклыми изображениями львов. Все окрестные нивы уже дали обильную жатву пшеницы. Черноземная поверхность их от сильного жара запеклась и растрескалась, так что некоторые расселины были шире ступни и глубже локтя. Видно, нильская вода, разливаясь здесь посредством искусственных каналов, не глубоко увлажает недра земли, и потому выветривается вскоре после жатвы. Не будь ежелетнего разлива Нила, – весь Египет обратился бы в мумию. А что такое Египет? Это – пахотная долина, извивающаяся между песчаниковыми горами и орошаемая рекою.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство жизни «Таинство жизни» архимандрита Виктора (Мамонтова) — простые беседы о главном в христианской жизни. Архимандрит Виктор (Мамонтов) начинает свое «Таинство жизни»: » Бог есть Любовь. Бог из любви сотворил мир и человека. Человеческая жизнь возникла в любви. Свойство любви не стоять на месте, но общаться с другими, распространяться вглубь и вширь. Как писал французский философ Альберт Камю, каждый раз, когда один говорит другому: «Я люблю тебя», он тем самым возвещает: «Я хочу, чтобы ты никогда не умирал, чтобы ты жил вечно». Поэтому в человеке заложено неистребимое желание жить всегда. Но мы живем под законом земной природы, который не дает нам вечной жизни. Нам остается только желание такой жизни.» Таинство Жизни ВЛАСТНАЯ МУДРОСТЬ ДОБРОТЫ «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми», — говорит автор этой книги, ссылаясь на преподобного Макария Египетского. Но какой властью оно это делает? Ибо всего неожиданней власть слова проявляет себя тогда, когда творит добро там, где ему, казалось, неоткуда взяться. Слово окликает его, называет добро по имени, но оно никогда бы не явилось на свет, если бы не было дано человеку изначально, не таилось где–то под спудом, в плену зла, куда нисходит Христос, чтобы вывести добро из темницы. « Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу » (Лк 4.18). Цитируя пророка Исайю, Иисус пророчествует о Себе как о Добром Пастыре, наделенном освобождающей и исцеляющей властью, и образ Его ложится отныне на всякое пастырское призвание. Пастырь исцеляет сокрушенных сердцем, творит добро прежде всего тем, что освобождает его. Но власть исцеления и освобождения он обретает лишь тогда, когда получает помазание Духа Господня. Без прикосновения Духа, исцеляющего прежде всего сердце самого пастыря, его служение выглядит лишь имитацией. Слова могут произноситься те же, но Дух обходит их стороной. Но когда Дух приходит и щедро дарует Себя, все преображается, а простые, знакомые слова начинают светить всем в доме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Патриарх Кирилл на Кипре: заметки очевидца РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95051.html 13 июня 2012 Пелагея Тюренкова Патриарх Кирилл на Кипре: заметки очевидца Источник:  http://www.taday.ru/text/1648068.html Татьянин день Вчера закончилась четырехдневная поездка Патриарха Кирилла на Кипр, в которой его, конечно же, сопровождали журналисты. Навсегда запомню " обгоревших " коллег из информагентств, передающих свои " молнии " прямо из кортежа, мчащегося на высоте 1300 метров над уровнем моря, и попробую передать вам другое – атмосферу. 11 июня 2012 Сегодня третий день пребывания нашего Предстоятеля на Кипре. В пятницу и субботу он был с кипрским народом с 9 утра до 9 вечера, а воскресную Литургию в храме св. Софии возглавил в 7.30 утра. Этот репортаж – о самых запомнившихся моментах патриаршего визита. Он не опирается ни на одно слово из официальной хроники и основан исключительно на личных впечатлениях. Под конец визита почти половина местных лиц, встречающих Святейшего в разных сторонах острова, кажется знакомой. Что так и есть – многие знают программу Патриарха и без устали ездят за ним на все службы и молебны. В понедельник, 11 июня, в 7.15 утра Патриарх прибывает в храм святых апостола Варнавы и Макария Египетского, здесь он будет служить Литургию. Я забиваюсь в уголочек этого поистине невообразимого по архитектуре храма с надеждой немножко собраться с мыслями и даже – грешным делом – отдохнуть. Однако за мной следует женщина, которую я приметила в самом начале путешествия. Дорого одетая русская, она прячет смущение и " берет быка за рога " : " Нет, ну вы понимаете, вот у них погибло всего-то 13 человек, так вся республика была в трауре! Два министра ушло в отставку, президента хотели сместить! Каждый человек пропустил это через себя! А у нас? Уже все забыли про теракты в метро, все продолжают спокойно жить! " . Я вспоминаю эту ужасную историю – кипрские власти законно изъяли несколько тонн пороха и не нашли ничего лучшего, как оставить его храниться на солнышке. Через какое-то время бабахнуло так, что диаметр воронки составил 90 метров, а находящаяся поблизости электростанция (причем основная) полностью вышла из строя. И – да, 13 жертв, отставки, расследования.

http://religare.ru/2_95051_1_21.html

Предисловие к изданию в русском переводе Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в четвертом и пятом веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых. Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги, или имена дивных подвижников: Антония Великого , Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского , Пимена Великого , Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, подвиги которых и изречения здесь кратко предлагаются. Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руководство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: 1) много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудобоподражательными, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит 2) и такие дела, которые может почесть за маловажные; 3) может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник поступает так, а другой иначе; также, 4) когда тот или другой Авва, спрошенный о чем-либо, дает ответ, по-видимому неудовлетворительный, и иногда совсем не на предложенный вопрос. Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение этих недоумений. На 1-е: и Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывает всех Своих последователей: Кто может вместить, да вместит ( Мф.19:12 ), – говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван ( 1Кор.7:20 ). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается, ради последования Христу, непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании, можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности святых Божиих. Притом, как в обыкновенной жизни совершенства достигаются постепенно и только мало помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним, посредством бдения над собою и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех ( 1Кор.12:6 ). Великие светильники пустынь египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 56. Ежечасная молитва Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я продолжу тему, начатую вчера, вернувшись к монашескому опыту в ее классическом варианте. Естественно речь идет о египетском монашестве времен великих подвижников – Антония, Пахомия, Макария и других. Согласно преданию, основателям и устроителям монашеских форм жизни соответствующие им молитвенные правила подсказывали Ангелы. Вчера мы вспоминали преп. Пахомия, которому Ангел велел ввести в жизнь общежительного монашества чин 12 молитв. Сегодня я хочу вспомнить эпизод из жизни преп. Антония (†356 г.) – зачинателя анахоретского (отшельнического) жития, которому тоже был показан ангелом чин молитвы, состоявший в том, чтобы ЕЖЕЧАСНО вставать на молитву в промежутках рукоделия. Если совместить то, о чем мы говорили вчера и то, что было показано преп. Антонию то мы получим специфическую систему последований суточного круга, состоявшую не из 7–9 служб (как в нашем Часослове), а… ВНИМАНИЕ! из 24Х СУТОЧНЫХ СЛУЖБ. Слышите? из 24Х СУТОЧНЫХ СЛУЖБ!!!, связанных видимо с тем самым древним чином пения 12 псалмов. Кстати, неопределенный статус в современных богослужебных книгах этого «Чина» можно объяснить именно тем, что он происходил ИЗ ИНОГО ЧАСОСЛОВА, не такого, какой принят сегодня. Сведений об этой древнейшей системе 24Х СУТОЧНЫХ СЛУЖБ очень мало, а представления о литургической традиции, в рамках которой эта система существовала — отрывочны. Известно только (по свидетельству преп. Кассиана), что такое богослужение состояло в пении псалмов с присоединением к каждому пропетому псалму молитвы и земного поклона. На такой же состав последования (псалом + молитва) указывает и Устав пр. Пахомия. И скорее всего, это были последования в виде 24 ОТДЕЛЬНЫХ «МАЛЫХ» ЧАСОВ, состоявших из Трисвятого по «Отче наш», ОДНОГО или нескольких ПСАЛМов, ТРОПАРя с Богородичным, многократного повторения краткой молитвы в виде «Господи, помилуй» или Иисусовой и заключительной МОЛИТВЫ. И хотя с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, утреня. Однако эти названия в древности являлись техническими определениями суточного времени, часто именуемые просто «Часами», в понятие которых входило обозначение всякой вообще суточной службы, приуроченной к определенному времени или часу дня и ночи. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название – «Часослов» как «Книга молитв по часам». 1

http://azbyka.ru/video/56-ezhechasnaja-m...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 30 марта 2023 года 17. Четверг 5й седмицы. Четверток Великого канона. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прп. Алексия, человека Божия, переносится на повечерие в Неделю 4ю поста вечером (см. 14 марта). Накануне в среду вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4й час нощи, и собравшимся нам в церковь , бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма…» (Типикон, гл. 49я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Стихословится 8я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8й: «Благословен еси, Христе Боже наш…»; стих: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» – «Светила мира…»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Доблественне течение совершивше…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Радуйся, Ангелом Радость…». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf В наследии святителя Тихона Задонского важнейшее место занимает, как известно, труд, озаглавленный им «Об истинном христианстве». Исследователи спорят о том, когда он был создан. Написан ли, как о том свидетельствует келейник святителя Иван Ефимов, всецело в Задонске 1 или представляет из себя только позднюю обработку лекций, как думают, читанных еще в Тверской семинарии. Последнее мнение основано на примечании к статье «О грехе», напечатанной в первом томе творений святителя 2 . Там именно говорится, что статья эта представляет собой выдержку из семинарских уроков, которые позднее в переработанном и дополненном виде вошли в «Истинное христианство ». Рукописный подлинник уроков, которым пользовались издатели, включал в себя соответственно параграфы 419–427 второго тома «Об истинном христианстве». Из примечания не ясно, сохранились ли еще какие-то фрагменты тверских записей, однако если указанный текст единственный, дошедший до нас, то говорить о том, что он составил основу будущей книги было бы преувеличением как по незначительности его объема в общем объеме книги, так и по содержанию, затрагивающему, собственно, уже разбиравшиеся ранее вопросы, что, впрочем, вполне в стиле святителя. Быть может, некоторым указанием на время создания текста могла бы служить встречающаяся в тексте цитация святых отцов. Если верить свидетельству келейника Ивана Ефимова, кроме нескольких книг Златоуста, в Задонске святитель не имел при себе иных 3 . Митрополит Евгений, автор «Полного жития...», дополняет Ефимова указанием на наличие у святителя книг «немногих других отцов» 4 . Причем неизвестно, располагал ли он при этом какими-то источниками или делал свои заключения на основании того, что в творениях святителя встречаются еще выписки из Василия Великого , Макария Египетского , Августина и Иеронима. Однако в перечне «латинских книг», оставшихся после смерти святителя Тихона и завещанных им в Воронежскую семинарию, из вышеназванных отцов встречается только преподобный Макарий 5 . Остальные, стало быть, либо цитировались по памяти, как известно блестящей, либо тексты, в которых встречаются цитаты из них, написаны были ранее. (Неоднократное использование одного и того же текста тоже вполне привычно для святителя.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Скачать epub pdf Глава 23. Старчество как образ благодатного духовничества Монастырское старчество – особое явление в жизни Церкви. Именно в нем ярче всего после первых времен христианства проявились те благодатные дарования, о которых апостол Павел писал: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом ; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов... ( 1Кор. 12:8–10 ). Такие дарования не являлись в монашестве чем-то необычайным. Для инока, прошедшего школу аскетического подвижничества и умной молитвы, они были лишь свидетельством нормальной степени его духовного возраста. Путем многотрудной духовной брани подвижник достигал способности различения духов. Чтобы склониться к доброму внушению и исполнить его, чтобы пресечь и сделать бессильным худой помысел, нужно открыть источник каждого побуждения и помысла. Но сделать это в состоянии только человек, достигший высшего духовного совершенства, внутреннее око которого очищено. По словам Макария Великого (301–391), «грех преображается в светлого ангела и уподобляется почти благодати». Чрезвычайные проявления этого дара в монашестве встречаются с первых его времен: так, преподобный Антоний Великий (ок. 260–356) и преподобный Евагрий Понтийский (IV–V вв.), известный писатель-подвижник, среди других благодатных дарований владели и даром различения духов и очищения помышлений. С первых веков монашества идут и примеры обладания даром прозорливости, состоящим в способности проникать в нравственное состояние другого человека, читать в душах других людей. Пахомий Великий († 348) и Феодор Освященный († 368) узнавали грехи братии Духом Божием или по откровению от ангела. Преподобному Иоанну Египетскому (IV в.) открыто было поведение каждого монаха в соседних монастырях, и он писал отцам, что вот такие-то и такие-то предаются нерадению, не исполняют положенного правила, a другие преуспевают в вере и духовном возрастании. Такие дарования, естественно, требовали себе применения не только для внутреннего иноческого делания, но также для духовного совершенствования других людей. Епископ Феофан Затворник (1815–1894) писал: «Достигающие через безмолвие бесстрастия и через то удостаивающиеся Богообщения и Боговселения, изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010