1:15 Срок исполнился – идея срока, который должен исполниться, чтобы сделать возможным явление откровения, артикулируется в ряде ветхозаветных текстов, например, в Кн. Даниила: «запечатай книгу сию до последнего времени» (12:4), «сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени» (12:9). Ср. ниже Мк 13:20 и 33. 1:16 Галилейского моря. «Галилейским морем» или просто «морем» (θλασσα) у Мк (и Мт) называется то обширное озеро, которое у Ио именуется по имени самого большого города в его округе «Тивериадским морем», а у Лк – «Генисаретским озером» (λμνη Γεννησαρτ, ср. употребительное в Септуагинте и таргумах название γεννησαρ соответственно ); его наименование в ВЗ и в современном иврите – «море Киннерет» ( , – [йам киннэрет, йам киннэрот]). «Киннерот», «Киннерет», «Геннисар» и «Геннисарет» – исторические варианты одного и того же топонима. 1:17 Вы станете ловцами людей. Мк, как и Мт 4:19 , употребляет лексему λιες «рыболовы», содержащую намек на профессиональное занятие призываемых; Лк 5:10 дает для обозначения будущего занятия Симона Петра причастную форму ζωγρν от глагола, означающего ловлю зверей. Эта метафора находится в сложных, но очевидных отношениях с одним пророчеством Иеремии, в котором суровое обещание кар и возмездий, но одновременно светлая перспектива возврата Израиля в землю обетованную выражены в сходных образах: «...Возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их. Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» ( Иер 16:15–16 ). Более однозначно негативны метафорические употребления образа «уловления» людей в Прит 6:26 и 2Тим 2:26 . Человек обычно не любит ощутить себя «уловленным» (стоит вспомнить, как легко в недавние дни выражение «ловец человеков» становилось бранным, будучи, скажем, прилагаемо к Вяч. Иванову в контексте антисимволистского дискурса). Поэтому есть все основания видеть в словах Христа определенную степень парадоксальности, уловимую в целом ряде евангельских выражений и притч (скажем, в Л к 16:1–9 и 18:1–8, когда хитрость недобросовестного управителя выступает как пример для дел милосердия, а надоедливое упрямство иска вдовы – как урок неотступной молитвы) и являющуюся общей характеристикой Христова учительства. С другой стороны, ветхозаветным основанием для метафоры может быть эсхатологически осмысленный образ удачной рыбной ловли Иез47:9–10 . В кумранском тексте 1QH 7–8 т. н. Учитель Праведности говорит о себе: «И Ты водворил меня в месте изгнания, между многими рыбаками, простирающими сети на лицо вод, и ловцами, посланными против сынов растления». Ср. О. Betz, Donnersuhne, Menschenfischer und der Davidische Messias, «Revue de Qumran» 3, 1961, S. 53–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Жена князя Ю. П. Трубецкого, вдова княгиня Ирина Васильевна, урожденная княгиня Голицына, в 1680 г. отдала село Говорово с другими имениями в наследство своим детям Юрию и Петру Трубецким, которые между собою разделили имения, и село Говорово досталось князю Юрию Юрьевичу. В 1704 г. церковь Рождества Богородицы была деревянная; в селе числилось «6 дворов кабальных людей, в них 15 человек». В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Говорове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Ю. Ю. Трубецкого. В своем прошении, поданном в казенный приказ 23 апреля 1735 г., он писал: «имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Сетунском стану, село Говорово, и в том селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, ветха, а ныне обещание построить вновь церковь каменную, на том же месте, или где архитектор покажет, и чтобы повелено было о церковном каменном строении дать указ». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «Дать храмозданную грамоту, 1735 году апрель 29 день». Того же года 30 апреля из казенного приказа выдан указ князю Ю. Ю. Трубецкому: «в селе Говорове ветхую деревянную церковь разобрать и на том же месте построить вновь каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по подобию против прочих святых церквей, и, построя, убрать святыми иконами и прочим принадлежащим церкви благолепием, а престол в той церкви в алтаре построить равномерно по силе Святейшего правительствующего синода 23 января 1734 г. указа, а именно: в вышину аршин 6 вершков, в длину аршин 8 вершков, в ширину аршин 3 вершка; а прежней церкви бревна употребить на сожжение». По построении каменной церкви в селе Говорове 3 сентября 1736 г., по резолюции преосвящ. Вениамина, из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Никифору Иванову, которому велено: «по прошению князя Ю. Ю. Трубецкого в селе Говорове новопостроенную каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы освятить по новоисправному требнику и для того освящения из синодального дому освященный антиминс выдать попу или диакону с роспискою».

http://sobory.ru/article/?object=11975

Великии же началник и пастырь пресвященныи Киприан митрополит, помянув покаяние Ниневицкое, и Езекиа царя Израильскаго, и Манасиа, и на Царствующии град Перскаго царя Хоздроа нашествие, како избави Господь Бог и Пречистая Его Мати люди Своа и супротивных посрами и низложи, и сице заповеда людем пост и милостыню, и во вражде сущим разрушати вражду и согрешающим к ним не отмщати, и покаяние и исповедание к Богу и ко отцем духовным, и от плотских нечистот и сластеи и пианств и гордости и щаплениа отлучитися, но в смирении и умилении молити Бога и Пречистую Богородицу и великаго заступника Русскаго Петра чюдотворца и всех святых о гресех своих и от нечестиваго царя Темирь Аксака нашествиа избавитися. И вскоре посла в Володимер по икону Пречистыа Богородици. Протопоп же тоя церкви Володимерскиа с презвитеры и клирошаны взяша ю оттуду на празник Ея Успение. И егда бысть близ града Москвы, и выиде Киприанъ митрополит за град далече с кресты, с епископы и со архимандриты и игумены, и со всем священническим чином, и множество иночествующих, и мирских, и князеи, и бояр, – тогда бо сущу во граде Москве во осаде и князю Володимеру Андреевичю, внуку Иванову, правнуку Данилову, праправнуку Александра Невского, препраправнуку Ярославлю, пращуру Всеволожу, прапращуру Юрьа Долгорукаго, – и множество народа мужска и женска полу, от мала и до велика, вси изыдоша из града во сретение со кресты, и со псалмы и песньми, и кадилы во сретение, на славу и честь Господу Богу и Пречистои Его Матере Богородице, молящеся со слезами, дабы избавил Господь Бог и Пречистаа Его Мати от нашествиа Темирь Аксака царя землю нашу и град нашь, и всяку землю и град православнаго христианства, и от огня и меча и от напрасныя смерти и от ныне настоащия скорби. И прииде с чюдотворною иконою Киприан митрополит и со всем священным собором во святую соборную церковь Пречистые Богородици митрополскую, иде же бе гроб блаженнаго Петра митрополита, великого чюдотворца и заступника Русскаго, и пеша молебен Пречистеи Богородици и великому чюдотворцу Петру и плачь и слезы пролиаша ко Господу Богу и Пречистеи Его Матере Богородици 200 и великому чюдотворцу Петру заступнику Русскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вследствие сего прошения в казенном приказе состоялось определение: «1730 года в 3 день июня по указу Ее Императорского Величества по благословению святейшего Правительствующего Синода дать указ о строении церкви». Того же года 6 июня из Синодального казенного приказа выдан указ вдове Аграфене Ладыгиной «о строении каменной церкви подле настоящей Николаевской церкви, пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших одна четь коп. взято». Каменная церковь в селе Лушках была построена в 1734 г. и об освящении ее Иван Иванович Кропотов входил с прошением в казенный приказ, того же года 21 августа, в котором он писал: «вдова Аграфена Феоктистовна Ладыгина, не достроя тоя церкви, умре, а по завещанию ее оную церковь достроил он, душеприказчик ее, и ныне оная церковь к освящению совсем изготовлена, и чтобы указом повелено было оную церковь во имя Петра и Павла освятить кому надлежит и антиминс выдать». По этому прошению последовала резолюция преосвящ. Иоакима архиепископа Ростовского и Ярославского: «Дать указ об освящении церкви и освященный антиминс выдать», указ выдан 6 сентября 1734 г. большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову с братиею и велено: «буде оная каменная церковь построена и со всем принадлежащим святой церкви благолепием убрана, освятить во имя Верховных Апостолов Петра и Павла по новоисправному требнику и освященный антиминс выдать, который и принять той церкви попу». Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Комментарии и обсуждение Храм выстроен в 1730-1734 гг. иждивением А.Ф. Ладыгиной и статского советника И.И. Кропотова. Трапезная с приделами и колокольня построены в 1837-1842 гг. на средства прихожан, в том числе бывшего крепостного Голохвастовых Г.М. Цурикова. При храме был некрополь Цуриковых 22 мая 2014. После 1917 года храм был закрыт и подвергся разграблению и частичному разрушению. Летом 1996 года в храме было совершено первое богослужение. Летом 1999 года в храм возвращена одна из немногих сохранившихся и принадлежавших храму икон - образ Архиепископа Черниговского Феодосия Углицкого, чудом уцелевшая во время пожара 1941 года.

http://sobory.ru/article/?object=00812

... Такой величины, как напечатана твоя поездка... Подразумевается книга Шевырева «Путешествие в Кирилло-Белозерский монастырь» (М. 1850). 212. М. И., А. В., Е. В. и О. В. ГОГОЛЬ. Начало и конец письма печатаются по копии Кулиша (ЛБ); середина (от слов «евангельской, какую любит Христос» до «читать в это время наиболее такие книги») — по подлиннику ( КИЛ). Впервые напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 523-525; отрывок письма (окончание, от слов: «читать в это время наиболее такие книги») — в «Вестнике Европы» 1896, 7, стр. 19-20; полностью — в «Письмах», IV, стр. 372-375. 213. П. А. ГРИГОРОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Является ответом на письмо Григорова от 26 января 1851 г. («Материалы» Шенрока, IV, стр. 831-832). Письмо было получено адресатом перед смертью (ум. 15 марта 1851). ... благодарю вас... за книгу Затворника. Имеется в виду книга писем задонского затворника Георгия (Машурина, 1789-1836), подготовленная к печати Григоровым. 214. М. П. ПОГОДИНУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ) Напечатано, с пропуском подписи, у Барсукова, XI, стр. 155. Подпись печатается впервые. У Шенрока пропущена. Мать — Аграфена Михайловна Погодина, умерла 31 декабря 1850 г. на 75-м году жизни. 215. А. А. ИВАНОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 526-527; один из пропусков — в «Указателе к письмам Гоголя», стр. 90; полностью — в «Письмах», IV, стр. 377-378. Ответ Иванова, от 20 мая 1851 г., см. в книге: М. Боткин, «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка», стр. 268-269. Датируется 1851 годом, так как Гоголь только в этом году был в Одессе в марте. ... ваше письмецо... — письмо Иванова, от 20 января 1851 г., см. там же, стр. 267-268. ... у Фалькона... — в популярной тогда в Риме остерии Фальконе (Сокол). Брюллов, Карл Павлович (1799-1852) — знаменитый художник. В 1849 г. уехал для лечения на остров Мадейру, откуда переехал в Италию, где и скончался (близ Рима). Брат ваш — Сергей Андреевич Иванов. 216. С. П. ШЕВЫРЕВУ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Мая 6, домовым дворяном, Дмитрею Салманову, Якову Оборину, да подьячему Андрею Ларинову, давать неделной обиход, покамест они с купецким старцам Ефремом у покупки дров будут, а что им даетца обиход, и то писано в сих книгах понеделно выше сего. Села Игнатовского домовым стадным конюхом, 3 человеком, да одному человеку садовнику на праздник Николая чудотворца осетр. Мая 7, села Порецкого старцу Пахомию отпустить рыбы и икры против дачи прошлого 206 году и против иных поселских старцов на полгода; а по чему им на месец отпущаетца, и то писано выше сего имяно. За работу от домовых дел оружейные полаты подьячему Ивану Оловеникову белуга мерная, 10 фунтов икры. Мая 9, корм в колодничью полату, 20 человеком, 2 хлеба брацких, пол-чалбуша белужья. Мая 10, розрядного приказу сторожам, Якушке Алексееву с товарищи, шти человеком, дачю Сырные недели 3 чалбуша осетры. Мая 15, земского приказу судие столнику Ивану Борнякову косяк мякотной, белуга; а старому подьячему Михайлу Фролову белуга, молодому Ивану Михайлову осетра, от домовых дел за работу. Мая 16, помесного приказу подьячему Луке Рыбушкину белуга, 10 фунтов икры, да молодым 2 человеком по осетру, от домовых дел за работу. Мая 17, домовому конюху Сершке Кондратьеву на дорогу, что он послан в Ярымовскую волость: хлеб брацкой, пол-осетра, 5 фунтов икры. Запасной конюшны конскому мастеру Якову Никитину, за лекарство и за работу домовых лошадей, белуга, 10 фунтов Икры арменской. Василью Новикову на дорогу, что он послан в Ярымовскую волость для подъему хлеба: осетр, 10 фунтов икры, четверик круп грешневых, мерка снетков, 2 хлеба брацких. Мая 18, в колодничью полату, 17 человеком, 2 хлеба, пол-осетра. Мая 21, за работу от домовых дел ямскаго приказу подьячему Степану Зыкову белуга, 10 фунтов икры. Мая 21, каменных дел подрядчику Андрюшке Перфильеву пуд соли. Мая 22, пушкарского приказу дьяку Микифору Кудрявцову от домовых дел белуга, пол-пуда икры. Старому подьячему Ивану Ухабову белуга, 10 фунтов икры; да розрядного приказу старому подьячему Михайлу Иванову белуга, 10 фунтов икры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последняя освящена 27-го ноября 1860 г. протоиереем новоладожского собора Ильею Велитским. Она была сперва кладбищенским молитвенным домом, который построил купец Егор Ильинский. К достопримечательностям Ильинского храма принадлежит икона Казанской Божией Матери, явившаяся в 1812 году крестьянину деревни Заполька Косьме Иванову, на том берегу Волхова, в версте от церкви; об этом явлении крестьянин рассказывал так: в 1812 году, накануне праздника Казанской Божией Матери, с 7-го числа июля месяца на 8е, ночью явился мне во сне человек с сединою на волосах головы и бороды, в монашеском одеянии, в мантии, с надетою, как бы эпитрахилю, и говорит мне: «Раб Божии, отрок Косьма, (ему было в то время лет 14), встань, поди, возьми икону Казанской Божией Матери, которая дается вам и всем православным христианам в покров и помощь, на берегу реки Волхова, близ воды, между вашей деревней и соседнею усадьбою Стуглево, против сосны, которая стоит в бережном поле пахотном». Такой глас повторялся мне трижды. Я встал, сходил в часовню, взял пелену с образа Николая Чудотворца и пошел на указанное место. Это было между утреней и обедней. Пришедши на место, увидел я свет, как бы от горящей свечи; при моем приближении, света не стало, я увидел икону, которая стоит на одной плитке в наклонном положении, а другая под ней подложена. С небольшим страхом при таком видении, положил я пред иконою три земных поклона, и хотел было взять ее на руки, но в первый раз не мог поднять, потом еще помолился, и в другой раз взял ее. И тихонько, не сказав никому о сем ни слова, внес ее в нашу часовню и поставил на полку, устроенную для образов. На платке, на которой стояла сия икона, была надпись (он неграмотный). Поставив икону в часовне, я сряду же пошел на то место, чтоб взять плитку, но ни одной из двух не нашел. По случаю бывшего в то время падежа на скот в наших краях, в этот самый день после обедни, по просьбе наших мужичков, был крестный ход в нашу деревню. Молебен с водосвятием служен был не в часовне, но Против нее на дороге, посреди деревни.

http://sobory.ru/article/?object=03303

Даная Дьяков Ивана да Аникия Чистых, в Нижегородском Уезде на пустошь Филисовку с пустошми, за руками, 164 года, что они дали те пустоши после брата своего Думного Дьяка Назария Чистого. Даная из Земского Приказу, 166 года, церкви Воскресения Христова, что на Москве, в Китае городе, на Большой Ильинской улице, на церковную землю, за Государевою вислою печатью, за приписью Дьяка Аврама Кощеева. Даная из Земского Приказу на загородный Московский двор, что за Петровскими воротами, возле Никицкой слободы, 174 году, за приписью Дьяка Федора Протопопова. Ссудные записи Ссудная запись, Рузского Уезду, деревни Еднева, на крестьянина на Петрушку Пшеничного с сыном его Тишкою, за приписью Дьяка Романа Булыгина, 152 году. Ссудная запись по Ивашке Якимове с женою и с детьми, и под тою записью роспросные их речи, 178 году, за приписью Дьяка Ивана Андреянова. Столбик, а в нем ссудных, и поступных, и отпускных, и подрядных шесдесят четыре записи разных годов. Отпускные Отпускная на крестьянскую девку Оксутку Иванову дочь, что отпустил ее Стольник Никифор Леонтьев замуж, в деревню Вельяминово, за Федьку Иванова, в 174 году, за его, Никифоровою, рукою. Семь отпускных на крестьянских девок разных годов. Отпускная на Ваську Васильева с женою его и детьми, что отпустили его по приказу и по духовной Семен да Иван Тимофеевы дети Елизаровы, да Федор Бредихин, 177 года, за их руками; да под тою ж отпускною ссудная, склеена вместе, на него ж, Ваську, какова взята из Холопья Приказа, за приписью Дьяка Ивана Андреянова, 181 года. Отпускная на крестьянскую девку Оксютку Елисееву дочь, что отпущена Переславля Залеского, из Борисоглебского монастыря, 178 года; отпускная за монастырскою печатью. 179 (1671) года Отпускная, на крестьянскую дочь Ивашки Ефремова на Оленку, что отпустил Тимофей Григорьев сын Белоцерковец, за рукою. Отпускная Сытного Дворца Стряпчего Давыда Маркова на крестьянскую дочь на Верку Никитину. Отпускная на крестьянскую дочь на девку Дашку Васильеву, что отпустила ее вдова Овдотья Тимофеева дочь Давыдовская, жена Лопарева, в деревню Родионцово за крестьянина за Петрушку Софронова, за рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Из церковной описи мы узнаем, что высота церковного здания составляла 8,5 сажени, а в ширину и длину 4 сажени. Мы перевели эти цифры в современную метрическую систему и получили общую площадь здания около 64 кв.м. Приблизительно такое здание могло вмещать от 100 до 200 человек. А вот непосредственных участников строительства здания церкви было значительное число. Изучая одну из смет, мы узнали, что кроме главного подрядчика Сажина было множество других. Согласно сведениям строительной сметы за 1857 год: подрядчику казаку Петру Иванову заплатили 216 руб. за выделку кирпича; красноярскому мещанину Федору Григорьеву 144 руб. за известь, подрядчики крестьянине Иван Вычужанин и Гавриила Потылицин за доставку леса получили 185 руб. Также перечислены деньги: за мох, которым конопатили щели между бревнами - 21 руб., на веревки для плотов ушло - 1 руб. 35 коп. Матвей Сажин получил 300 руб. за возведение каменного фундамента... Девятого сентября 1858 года священник Вознесенской церкви Тюшняков сообщал об окончании строительства и просил прислать представителей Строительной Комиссии для освидетельствования церкви. Оно состоялось 21 сентября, но причт отказался считать его действительным, так как при этом не было священника Григория Климовского, что говорит о высоком доверии к этому человеку. И священники Коркино были правы: выявилось, что одна из двух печей, которыми отапливалась церковь, оказалась неисправна. И главный подрядчик Сажин вынужден был переделывать её, что ему пришлось делать целых три раза... Судя по документам, мы предполагаем, что освящение церкви состоялось не позднее июня 1859 года, такой вывод мы делаем на основании документа от 12 мая 1859 года, в котором протоирей Василий Касьянов, которому было поручено освящение церкви, пишет, что Коркинской причт может получить Священный Антиминс, а значит, в скором времени должно состояться и освящение самой церкви. Точную дату нам пока не удалось найти, но мы склонны считать, что с июня 1859 года Коркинская Вознесенская церковь обрела свой законный статус...

http://sobory.ru/article/?object=53546

По материалам: В 24 верстах от уездного города Вязников, на левом берегу реки Тары, впадающей с правой стороны в р. Клязьму, распологалось село Акиншино, на восточном краю возвышенности, постепенно склоняющейся со всеми постройками села к реке и образующей в этом месте угол через прохождение с юго-восточной стороны Тары, а с северо-восточной - оврага, называемого Ивановским, по лежащему на левом берегу его селу Иванову-Спасскому. «Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 100 от губернского (Владимир)». Местность, на которой построено село Акиншино, первоначально называлась «пустошь Алатарь, Теренинское селище» (в народных древних былинах слово это встречается в значении янтаря - «Алатырь, бел горюч камень»), потом стала именоваться «сельцо Акиншино» и, наконец, «село Акиншино-Богородское тож». Первыми владельцами села Акиншина и его приходских деревень, известными по древним, сохранившимся в церковной библиотеке письменным памятникам, были князья Ромодановские, помещики слободы Мстеры, где в Богоявленском храме находилась их родовая усыпальница. Управление их Акиншинской вотчиной относится к началу XVII ст. В писцовых книгах Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова, дьяка Федора Витовтова 1628, 1629 и 1630 г.г., записано так: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах написано за стольником за: князь Иваном княж Ивановым сыном Ромодановским родовая вотчина, что была за, боярином за князь Григорьем, да за князь Иваном Петровичи Ромодановскими сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на, реке на Таре, а в нем церковь Пресвятыя Богородицы Казанския воздвигнута ново, а в церкви образы и свечи и всякое церковное строение вотчинниково строение». Оба названия Акиншино и Богородское село сохранило до начала ХХ в. Откуда село получило название Акиншина - неизвестно, а Богородским, вероятно, названо потому, что находящийся в нем храм освящен в честь Пресвятой Богородицы (иконы, именуемойКазанская). В церковных документах и между соседними жителями село вообще известно под названием Акиншина; в гражданских же актах, как прежде при помещиках называлось, селом Богородским. Когда получило начало село Акиншино, положительно неизвестно, только, вероятно, незадолго до построения первого храма, ибо если бы на месте села издавна находилось какое-либо селение, то не нужно было бы в писцовой книге 1628 г. так точно и подробно означать первоначальное название пустоши, на которой построено село Акиншино; гораздо удобнее и целесообразнее было бы удержать название только самого селения, существовавшего прежде первого храма.

http://sobory.ru/article/?object=28624

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010