При посещении Оптиной Пустыни он в присутствии всего братства оказал настоятелю о. Моисею милостивое внимание, а недовольным сделал замечание и велел исправить себя. Хотя и после этого волнение в обители не совсем утихло, но о. игумен Моисей и старец о. Леонид, многолетним опытом утвердившиеся в терпении, превозмогали неблагоприятные обстоятельства, питая себя благой надеждой, что при помощи Божией дела обители по времени будут благоустроеннее. Так писал старец Леонид к площанскому иеромонаху Макарию (Иванову) , с которым, как мы видели выше, сблизился во время своего кратковременного пребывания в Площанской пустыни: «Премилостивый Бог мира силен есть и всемогущ попущенную бурю, и волнение, и искушение в благоотишие превратить и мир водворить; и да будет Имя Господне благословенно от ныне и до века; и якоже всесвятой воле Его угодно, тако да управляет нами – созданием Своим». Надежда старцев на всеблагий Промысл Божий не обманула их. По времени смущение в обители действительно несколько улеглось. Но чрез недолгий промежуток времени неожиданно и совершенно случайно для Старца последовало новое искушение, и теперь уже со стороны мирских людей. Невидимый враг рода человеческого везде ловит благочестно живущих рабов Божиих. Предложим здесь читателям рассказ со слов упомянутого выше киево-печерского духовника иеросхимонаха Антония, бывшего в то время еще молодым мирянином Александром. «В первый раз, – говорит он, – я услышал святое имя Отец Леонид от благочестивого нашего уездного малоархангельского стряпчего, Николая Иоакимовича Баркова, с которым Старец свел знакомство в Площанской пустыни в 1828 г. на возвратном своем пути из Киева. Потом Батюшка, проезжая чрез г. Карачев, был в доме у Баркова с (вышеупомянутым) Димитрием Александровичем Брянчаниновым, бывшим в то время еще мирянином, но уже в послушнической одежде. Он отправлял при Старце должность кучера. Такое глубокое смирение Брянчанинова удивило Николая Иоакимовича и еще более расположило душу его к мудрости и святости великого Старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

627 В 1661 г. Новгородский м. Макарий писал Тихвинского монастыря архимандриту Иосифу: «ведомо учинилось нам великому господину Преосвященному Макарию, Митрополиту Велпкого Новгорода и Великих Лук, что на Тихфине на посаде, и около Тихфина в Нагорной десятине, в монастырех у игуменов и у строителей и у черных попов, а в поггостехъ в Георгиевском на Кожле, в Дмитровском, в Капецком, в Спасском па Шизне, на Явосме в Озеревском, в Пашезерском, в Шюгозерском, в Лучаньском, в Волоцком, в Пелушском, в Койгушском, в Георгиевском на Паше и тех погостов въ выставках, у ноповъ и у диаконов и у причетников церковных, по святым Божиим церквам, многое церковное неисправление: поют и говорят не единогласно; православные христиане в церковь пришедъ, во время святаго пения в церквах стоят несмирно, меж собою говорят и смеются, и жены их в церковь приходят в белилах». 628 Из памяти, данной в 1672 г. Августа 11, по указу новгородского же м. Питирима верховажского стана пречистенским усиенским попам Максиму Иванову и Федору Федорову и диакону Якову Иванову с причтом, об искоренении вкравшихся беспорядков по церковному благочинию, видно, что такое же точно «многое церковное неисправление было в церквах на Ваге в шенкурском остроге и во всей важской десятине, во всех четырех четвертях». 629 В грамоте м. рязанского и муромского Павла, данной в 1683 г. архимандриту богословского и келарю солотчинского монастырей «о исправлении церковных блогочинных дел и о согласии во священнослужении» читаем, что когда сей архипастырь объезжал свою епархию, то усмотрел «в рязанском округе в монастырях и в селах во святых Божиих церквах у архимандритов и у игуменов и у священников и у диаконов божественную службу и всякие церковные обряды и благолепие не состоящими с соборной и апостольскою церковью и с новоизданными московского государства книгами». 630 И не только архипастыри жаловались на такие беспорядки в церквах, но вместе с ними и благочестивые Государи. Так в 1651 г. сам царь Алексей Михайлович составил собор и особое «уложение о благочинии церковном, советовав с святейшим Иосифом, патриархом московским и всея Руси и с митрополиты, и с архиепископы и с архимандриты, и со всем своим синклитом, что в его московском государстве, на Москве и в городех и уездех, в соборных церквах и в монастырех и в приходских церквах, ввелося от небрежения многогласное пение, поют и говорят голоса в два, и три, и в четыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

4 См. письма архиеп. Смарагда к архимандриту Иерофею в «Хри­стианском Чтении» 1911 г., 3, стр. 387 и прим., а также и в отдель­ном издании (Спб. 1911) на стр. 8 и прим., но цитованное (из сочине­ния † Н. П. Барсукова, Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. X, Спб. 1896, стр. 10) там (в прим. 3) письмо Киреевского Погодину от апреля 1848 г. о том, будто Смарагд сильно хлопотал в Синоде, чтобы непременно перевести к себе «отца Макария», относится не к архим. Макарию Глухареву, а к Оптинскому старцу Макарию (Мих. Ник. Иванову, † 6 сентября 1860 г.), хотя их смешивал и † архиеп. Савва (Тихомиров) : обо всем этом см. у Е. В., Историческое описание Ко­зельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии), Св.-Тр. Сергиева Лавра 1902, стр. 75 сл., 83–94. 5 См. у † П. В. Птохова, Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии (Москва 1899), стр. 210, и у проф. К. В. Харламповича , Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии (Казань 1905), стр. 55 (в биографии). 6 Еще 15 марта 1852 г. митр. Филарет писал архиеп. Смарагду (в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1871 г., кн. XIII, стр. 42); «Радуюсь, что память о. Макария благоухает, и слово его непраздным остается. Добр, видно, Ваш Волхов. Да благосло­вит его Бог». 7 См. о нем у проф. Д. В. Харламповича в «Христианском Чте­НИИ» 1907 г., 9; 1909 г.. 2 и 5; 1910 г.. 2. 3 и 7–8; 1911 г., 7–8. 8 Оно упоминается и одною фразой цитуется у проф. К. Б. Харламповича, Письма архимандрита Макария Глухарева, стр. 524, г. 9 См. у проф. К.В.Харламповича на стр. 524 письмо архим. Макария «Педагогу» от 27 ноября 1845 года: «Тело покойного Мартина Андреевича погребено в монастыре адешнем… Комната, в которой он скончался, превратиться теперь, если Господу благоугодно , в святой алтарь Храма Тайной Вечери Христовой, который уже устрояется, и мы желаем и стараемся, чтобы он к празднику Р.Х. был освящен для соборного богослужения». 11 Разумеется, конечно, «Лепта в пользу Алтайской духовной мис­сии», которая у проф. К. В. Харламповича справедливо относится (на стр. 47 биографии) выходом в свет именно к ноябрю 1846 года, между тем † П. В. Птохов ошибочно утверждает (стр. 174), что вхо­дящие в эту книжку «стихотворения о. Макария напечатаны были в первый раз в 1847 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Архимандрит Иустин (в миру Иван Григорьевич Татаринов) родился в 1827 г. в Петербурге. По-видимому, он рано осиротел, потому что уже с девятилетнего возраста находился в Старо-Голутвинском монастыре, где приготовлялся к монашеству. Представляется вероятным, что святитель Игнатий Брянчанинов узнал его в 1847 г. во время пребывания в Москве по пути в Николо-Бабаевский монастырь. Во всяком случае, с конца этого года Иван Григорьевич находился в Сергиевой пустыни и по возвращении настоятеля из отпуска занял место его старшего келейника. Несомненно, что в молодом послушнике внимание Святителя привлек его необыкновенно красивый и чистый голос — тенор, и, взяв его в свои ученики, он, прежде всего, озаботился его редкого дара. Несмотря на то, что в Пустыни были свои регенты и учителя пения, он упросил заниматься с Иваном Григорьевичем великого русского композитора М. И. Глинку. Михаил Иванович тоже полюбил способного молодого человека: «…Оставляю это до приезда Ивана Григорьевича, которого прошу по возвращении навещать меня…» — писал он архимандриту Игнатию; он с участием отнесся к его образованию и совершенствованию и приготовил из него «замечательного певца и композитора духовных песнопений в чисто православном духе». В 1854 г. Иван Григорьевич был пострижен в рясофор. В 1855 г. он отпросился у архимандрита Игнатия для посещения святых мест. Архимандрит писал 20 июля этого года оптинскому старцу Макарию Иванову: «Не оставьте Вашим милостивым приемом и руководством моего келейного, рясофорного Иоанна Татаринова» [ 191 ]. В этом же году Архимандрит начал переговоры о своем переходе в Оптину Пустынь. «Также примите и Иоанна, — писал он о. Макарию 10 ноября. — …Он редкий человек и по душе и по уму и достоин того, чтоб Вы его приняли: ибо по своему таланту он мог бы иметь значительное земное преуспеяние, но оставил и желает и впредь оставлять все ради Бога. Понимая, как в настоящее время необходимо для него держаться благой дружины иноческой, он желает сопутствовать мне, дабы и по моей смерти принадлежать к обществу спасающихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Мы же с Вами весьма безсильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ в просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие. И — Бог Милостив — проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное! Итак, возлюбленное мое чадо, ни о чем не унывай, а на Бога уповай; и старайся при случающихся неприятностях затверживать сие: во имя Господа Иисуса Христа все терплю! Письмо святителя Игнатия к монаху Иоанникию (в схиме Леониду) [ 2089 ] Ваше Преподобие! Достопочтеннейший Отец Иоанникий!   Почтенное письмо Ваше имел я честь получить. Благодарю Вас за поздравление, а в том, что не отвечал на прошедшее письмо Ваше, прошу прощения. То, что Вы называете моим странноприимством, есть только обязанность моя и слабый признак благодарности, каковое чувство должен я всегда к Вам сохранять. Потрудитесь сказать о. Строителю Моисею мою благодарность за его поздравление. По письму его ходатайствовать постараюсь. О послушнике Николае Демутье, о коем он упомянул в письме, я совершенно оставляю на его волю. Сего послушника я отпустил по правилу своему никого не насильно; а как теперь он от меня вышел, то мне до него никакого дела нет. Сам возраст и искус превратных обстоятельств сего мира имать! Также потрудитесь сказать мой усердный поклон о. Антонию, начальнику скита, земляку моему о. Макарию молчаливому, о. Макарию Иванову, о. Авраамию, о. Геронтию, о. Иосифу, моему любимцу; уж скажите и о. Гавриилу, о. Вассиану и Диомиду, дабы они не опечалились, увидев, что я их не вспомнил. Наш о. В. перешел в Лубны, о. Серафим эконом, и другой Серафим просфиряк, о. Михаил и прочие братия Вам усердно кланяются. Желая Вам доброго здоровья и всех благ душевных и телесных, прося Ваших Святых молитв, имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший слуга и богомолец   Архимандрит Игнатий 1836 Года Дек 21 д .   При сем удобном случае, Достопочтеннейший о. Леонид, позвольте засвидетельствовать Вам мое искреннейшее почтение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Прося Ваших Святых молитв и благословения, имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник   Архимандрит Игнатий Декабрь 1838 г.   Отцам святым о. Макарию (Иванову), о. Иоанникию, о. Макарию (Грузинову), о. иеродиакону Иосифу и прочим усердно кланяюсь с прошением молитв Святых. Приписка о. Михаила (Чихачева): При сем случае молю, почтеннейший Батюшко! И от меня примите низкий поклон, сердечную незабвенность, и в Своих Святых молитвах прошу также не забывать. Отцам Святым и Братиям, вашим чадам по Духу, также мое усердное почтение, хотя и всем вместе, однако особенно отцу Иоанникию, как более прочих мне известному. Простите. Имею честь пребыть навсегда готовый ко услугам многогрешный послушник, недостойный рясофорный монах   Михаил Чихачев. Письма преподобного Леонида к святителю Игнатию [ 2060 ] Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит   Почтеннейшее письмо ваше, от 11-го генваря пущенное, получил я от пришедшего к нам из С. Петербурга мещанина Петра Иванова Коновалова, о котором вы изволите писать, что имеет намерение получить духовное образование и истинное понятие о монашестве. Вы изволили расположить его обратиться ко мне на сей предмет. Благодарю вас за таковое ваше меня предпочтение, из чего заключаю, что вы памятуете, не смею сказать наставление, но нелестное мое к вам усердие, когда находились в сожительстве со мною. Сознаю себя, что в преподавании наставлений, ведущих к совершенству, много недостаточен. Но ежели Петр Иванович с верою искать будет пользы от моего скудоумия, не отрекаюсь предлагать ему учение Святых и Богоносных Отец наших, хотя сам скуден в слове и разуме, а паче в деле. Что, однако ж, не может ему воспрепятствовать принять семена слова Божия, яко пшеницу и из нечистых рук повергаемую, ежели земля сердца его будет добра, то и плод принесет благ, Божиим содействием. Он принят в нашей обители о. Строителем и уже облечен в приличную одежду, бывает и у меня; но не знаю совершенно — ощущает ли душевную пользу. Полагаю, он сам должен вам писать о своем устроении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1 Хранится в Отделе рукописей РГБ (Собрание Оптиной пустыни. Ф. 214. 62). Написана на бумаге, 475 л., см. Четыре листа рукописи (должны быть между л. 305 и 306) хранятся отдельно (собрание еп. Порфирия (Успенского) – РНБ. Q. I 903). С 1389 г. рукопись находилась в Лавре св. Афанасия на Афоне; с конца XV – начала XVI в. в Лавре Саввы Освященного в Иерусалиме; около середины XIX в. рукопись была передана архимандритом Лавры Саввы Освященного Иоасафом в дар иеромонаху Леониду (Кавелину) и находилась при Русской миссии в Иерусалиме; в 1858 г. была передана иеромонахом Леонидом (Кавелиным) в дар иеромонаху Оптиной пустыни Макарию (Иванову) ; с 1858 до 1920-х гг. была в библиотеке скита Козельской Введенской Оптиной пустыни. Описания рукописи см.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4, разд. 5. С. 67–69; сделанное Н. Б. Тихомировым описание рукописи «Слов постнических» прп. Исаака Сирина 1389 г. см. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. М., 1977. Т. 3. 992. 2 Рукопись написана полууставом болгарского извода. На отдельных листах и частях листов утраченный текст восполнен в конце XV – начале XVI в., и в этих восполненных местах – сербский извод (см. об этом: описание Н. Б. Тихомирова – примеч. 1). 3 Запись писца на л. 474 об.: «Сия книга медоточна иж[е] въ святых отца нашего Исаака написася в святой горе Афонстей, въ святей и велицей Лавре преподобного и богоноснаго отца нашего Афанасиа, желанием и трудом и ексодом грешнаго Гавриила въ лето 6897 индикта 12». 4 Миниатюра на л. 2 об., О миниатюре см. Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 183–184; Искусство Византии. 1977. С. 146–147. 6 По сведениям, полученным мною от А. А. Турилова, миниатюра с изображением прп Исаака Сирина имеется в русской рукописи «Слова постнические Исаака Сирина » первой четверти XVI в. (л. 36 об.), хранящейся в Гос. архиве Ярославской области (коллекция рукописей, 3) и происходящей из собрания братьев Першиных в Коврове (см. Лукьянов В. В. Описание коллекции рукописей Гос. архива Ярославской области. Ярославль, 1957. С. 9). Однако этот русский список был создан тогда, когда Византия уже не существовала, и представлений об уникальности портрета прп. Исаака Сирина 1389 г. в византийском искусстве не меняет.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

2004. Т. 6. C. 607). И. М. Концевич называл Л. «первым старцем в Оптиной», прот. С. И. Четвериков, сравнивая становление старчества в Оптиной пуст. с временами года, соотнес с весной служение преподобных Авраамия, Моисея, Антония и Л. ( Концевич. 2013. С. 471; Четвериков. 1998. С. 398). 26 июля 1996 г. Л. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 13-16 авг. 2000 г.- общецерковно. 9 июля 1998 г. обретены его мощи и торжественно перенесены в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Материалы к жизнеописанию Л. стали собирать сразу после его кончины. Пожелание составить жизнеописание старца выразил еп. Калужский Николай (Соколов). Хотя при жизни Л. между ними происходили недоразумения, связанные с ложными наветами недоброжелателей и непониманием сути старческого окормления, преосв. Николай понимал всю важность такого издания. В 1845 г. в ж. «Маяк» был опубликован отрывок рукописи «Жизнь и подвиги Оптиной пуст. старца иером. Леонида», подготовленный о. Порфирием (Григоровым). В статье содержались «Вопросы ученика и ответы старца», вошедшие позднее во все жизнеописания Л. С просьбой о составлении жизнеописания обратились к прп. Макарию (Иванову), к-рый по своему смирению отказался, о чем писал 24 мая 1845 г.: «...я нахожу себя к этому предприятию слабым и недостойным, не имею источников. Может быть, найдутся люди, кои и соберут историю жизни его на пользу другим; а я довольствуюсь тем, что чту память его, помня его отеческую любовь ко всем и ко мне, убогому; уповая, что он удостоился получить милость Божию и там молит за нас, грешных, Господа. Питаясь сею надеждою, остаюсь мирным; также и прочие знающие его ведят и жизнь его: а когда восхочет Господь, то подаст силу и разум, кому нужно писать жизнь его» ( Макарий (Иванов). 1862-1863. Ч. 5. С. 566). Игум. Антоний (Бочков) пытался составить жизнеописание, но оставил только нек-рые записки: «...хотел во всей полноте описать жизнь старца, как ее видел; но затруднился, так как старец действовал и выражался очень своеобразно, и даже полуюродствовал: видеть и понимать это было можно, а выразить на словах и вполне передать другим неудобно» ( Климент (Зедергольм).

http://pravenc.ru/text/2463231.html

29 апреля 1855 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Ювеналий 483 . 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. 22 октября 1857 г. о. Ювеналий был назначен членом Российской духовной миссии в Иерусалиме; там же 1859 г. награжден набедренником 484 . В архиве Оптиной пустыни, находящемся в ОР ГБЛ, сохранились письма о. Ювеналия к о.  Макарию (Иванову) того периода 485 и составленные о. Ювеналием «Заметки о посещении Палестины» с пометками старца иеросхимонаха Макария 486 . Указом Святейшего Синода от 14 апреля 1861 г. по прошению из-за болезни о. Ювеналий был уволен от занимаемой должности и возвратился в Петербург, где того же года был награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым 487 . Митрополит Московский Филарет, рекомендуя о. Ювеналия на должность начальника Иерусалимской миссии вместо архимандрита Леонида, писал графу Д.А. Толстому: «Он был в Иерусалиме иеромонахом в составе миссии преосвященного Кирилла и более Леонида способен употребить в обращении с людьми осмотрительность и осторожность, где они особенно нужны» 488 . Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Он писал: «Посетив Глинскую обитель, я нахожу, что для нее потребен настоятель, способный руководствовать в подвигах и искусстве жизни духовной многочисленное братство,., а вместе, по удобству, давать добрые наставления и посетителям ее, ищущим бесед на пользу души. К сему почитаю благонадежным возвратившегося из Иерусалимской миссии иеромонаха Ювеналия, который проходил искус иноческой жизни в ските Оптиной пустыни, под руководством известного по своим подвижническим трудам и дару назидания старца... иеросхимонаха Макария» 489 . Вот как сам о. Ювеналий пишет в письме к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Моисею (Путилову) о своем назначении в Глинскую пустынь. «По выезде из Оптиной пустыни поехал я в Курск, куда приехал 20 октября... В самый день Введения во храм Пресвятой Богородицы получен был указ Святейшего Синода о назначении меня, недостойного, игуменом в Глинскую пустынь. 22 ноября был я посвящен в это звание преосвященным Сергием, а 28 прибыл в обитель... Братии у нас довольно, 163 человека и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном, есть очень преуспевшие...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

465 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 7, л. 17об. Письмо игумена Антония к игумену Моисею. ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 303. Письмо игумена Моисея к игумену Антонию. Оптинский монах Адриан был из однодворцев Щигровского уезда Курской губернии (род. ок. 1810 г.); определен в число братства указом 30 декабря 1837 г.; пострижен в монашество 28 ноября 1843 г.; в 1845–1847 годах нес послушание монастырского эконома. «К церкви усерден, к чтению и пению мало способен». [Гос. архив Калужской обл., Ф. 33, оп. 2, д. 1036. Ведомость монашествующих и послушников за 1847 г.]. В списках 1877 года не упоминается. Сообщила Варвара Каширина. 468 ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 406,410 415,427,429. Письма игумена Моисея к игумену Антонию. 469 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116–121. 470 Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004. С. 209. 471 ОР РГБ. Ф. 213, к. 80, д. 8, л. 1об., 3. Письма игумена Антония (Путилова) к Оптинскому старцу Макарию (Иванову) . Игумен Антоний пишет из Малоярославца, что «матушке Вере с сестрами приписание отца Макария объявил», а также о передаче писем из Зосимовой пустыни на имя отца Макария. 473 ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 83. Письма Оптинских старцев иеромонаха Макария (Иванова) и иеросхимонаха Леонида (Наголкина) к их духовной дочери из Севского монастыря монахине Досифее (Дарии Михайловне Лыкошиной). 475 Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 133, со ссылкой на письмо 51 в кн. «Письма старца Макария к монахиням». Ч. 3. 477 Построен Одигитриевский храм был чрезвычайно быстро. Еще в феврале того же 1851 года только решался вопрос о начале строительства нового храма вместо предполагавшегося расширения Троицкого. Это видно из письма митрополита Филарета к матушке Вере от 9 февраля: «План распространения вашей церкви не одобрен. Семен Лонгинович подает иную мысль: оставить нынешнюю церковь неприкосновенною и построить другую отдельно, несколько пространнее нынешней, соответственно с потребностью вашего места. Сие новое предприятие будет не ценнее или не много ценнее прежнего, но выгода та, что вы будете иметь два строения целых вместо одного, составленного из обломков, что, конечно, менее прочно. Притом дело начать можно будет скорее; и богослужение у вас будет продолжаться в существующей церкви беспрепятственно. Подумайте о сем и напишите, что думаете » [Письма митрополита Филарета к игумении Вере].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010