606 Сейчас там городок Сен-Клод, названный в честь епископа, бывшего настоятелем монастыря в VII в. Монашеская община существовало здесь до XVIII века. 620 Раздел написан на основании сочинения И. М. Концевича «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Глава 4. В настоящем очерке основное внимание уделяется не столько пересказу житий, которые известны достаточно хорошо, сколько разъяснению особенностей духовного пути русских подвижников, характеристике различных направлений монашеского подвига и их взаимовлиянию. 630 Из примеров личного подвига преподобного Феодосия приведем только один – как Преподобный проводил Великий пост . Простившись с братией в Прощеное воскресенье, он брал несколько ковриг хлеба и удалялся в пещеру, те затворялся в келии и засыпал себя землей для совершенного безмолвия и уединения. О монастырских делах переговаривался в субботу или воскресенье через небольшое оконце. В монастырь игумен возвращался в канун Лазаревой субботы и Страстную Седмицу проводил уже вместе с братией. См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т.2. С.649. 636 Житие Феодосия, игумена Печерского, списание Нестора, по харатейному списку XII в. Московского Успенскаго собора/Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – М., 1899. Кн.2. С.54. Цит. по: Концевич И. М. Стяжание Духа Святого... С.124. 659 Кадлубовкий А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. – Варшава, 1902. С.203–207. Цит. по: Концевич И. М. Стяжание Духа Святого... С.141. [Далее: Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы...]. 709 Рукописное наследие преподобного Паисия сохранилось не полностью. Святитель Игнатий сообщал: «Нямецкие старцы пишут, что у них прежде было много рукописей, но большая часть из них погорела при случавшихся в монастыре пожарах» (Письмо иеросхимонаху Макарию (Иванову) от 11.07.1846/ Игнатий (Брянчанинов) , свт. Странствие ко вратам вечности. 2001. С.65). 712 При игумене Назарии из валаамской братии была отправлена на Аляску группа миссионеров, в числе которых был прп. Герман Аляскинский. Он был носителем Паисиевой традиции, учил других умному деланию, молитвой останавливал наводнение и пожар, обладал даром прозорливости. (См.: Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. 2006. С.58).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—75— Сколь благодатными и плодотворными были те краткие встречи, если и через три с лишним десятилетия в человеке чувствовался «оптинский дух»! Дело здесь, конечно же, еще и в том, что сам владыка, рассказывающий на страницах своих произведений о Божиих людях, был причастен к их подвигу, хотя никогда и ни под каким видом не показывал этого в своих произведениях. В повествовании авторскому «я» отводится всегда очень скромное место. Автор – рассказчик, его личность лишь связывает звенья повествования. Он – всегда ученик. Студент ли он, архимандрит или епископ. Он лишь смиренно внимает, «поучаясь на доброе». Но мы видим, что он близок им – живым и усопшим труженикам Божьей нивы, стяжавшим в ежедневном земном труде Божественную благодать и небесные сокровища… Текст воспроизводится по машинописному экземпляру, хранящемуся в библиотеке Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Оптина «Оптина»… Так сокращенно называли обычно этот монастырь богомольцы. Подобно и Саровский монастырь звали просто «Саров». А иногда к Оптиной присоединяли и слово «пустынь», хотя пустынного там не было ничего, но этим хотели, вероятно, отметить особую святость этого монастыря. Оптина находится в Калужской губернии, в Козельском усаде, в 4 верстах от города, за речкой Жиздрой, среди соснового бора. Самое слово, Оптина, толкуют различно. Но нам, с духовной точки зрения, больше по душе легенда, что эта пустынь получила свое имя от какого-то основателя ее, разбойника Опты. Так ли это было на самом деле или иначе, но посетителям, да и монахам это объяснение нравится больше, потому что богомольцы тоже приходили туда с грехами и искали спасения души, да и монашеское житие по сущности своей есть прежде всего покаянное подвижничество. Прославилась же Оптина своими «старцами». Первым у них был отец Лев – или Леонид – ученик знаменитого старца Паисия Величковского , подвизавшегося в Немецком монастыре, в Молдавии. После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху о. —76— Макарию (Иванову) , происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет сказал однажды: «Макарий – свят». Под его руководством воспитывался и вызрел «мудрый» Амвросий, учившийся сначала в семинарии. Потом были старцы – два Анатолия, Варсонофий – из военной среды и о. Нектарий. 38 Последнего, а также и второго Анатолия видел я лично и беседовал с ними. Но кроме этих, особо выдающихся иноков и настоятеля, и многие монахи тоже отличались высокою святою жизнью. Впрочем, и вся Оптина славилась на Россию именно духовным подвижничеством братии, что связано было больше всего со старчеством и в свою очередь воспитывало опытных старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Согласно решениям Венского конгресса Польша была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. В состав России вошла большая часть Варшавского герцогства. Своему новому владению, получившему наименование Царства Польского, Император даровал широкую автономию и представительный образ правления. Однако уже с 1818 г. в Польше зародилось освободительное движение, приведшее к восстаниям 1830–31-го, 1846-го и 1848 годов. 10 Очевидно, И. В. Киреевский имел в виду не столько собственно немцев, сколько вообще всех иностранцев, служивших в России. Ср. его противопоставление словен и немцев в письмах к старцу Макарию (Иванову) ; в «Толковом словаре...» В. И. Даля читаем: «Немец, немка... не говорящий по-русски, всякий иностранец с запада, европеец» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.; М., 1881. Т. 2. С. 562). 11 Самозванец – Лжедмитрий I (? – 1606), предположительно беглый монах Московского Чудова Алексеевского Архангело-Михайловского монастыря Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу и принявший там католичество. Он выдавал себя за погибшего в малолетстве блгв. Царевича Димитрия Угличского и Московского. С польск. войском Лжедмитрий I вошел в Россию и, пользуясь возникшей после смерти Бориса Годунова смутой, воцарился на рус. престоле. Был убит в Москве заговорщиками. 12 Граф Эрнст Иоганн Бирон (1690–1772) – фаворит курляндской герцогини Анны Иоанновны, российской Императрицы. Согласно завещанию Анны Иоанновны после ее смерти рус. престол перешел к годовалому Ивану Антоновичу – сыну Анны Леопольдовны, племянницы Императрицы, и Антона Ульриха, принца Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Бирон был назначен регентом, и его правление продлилось еще на год. Эпоха Бирона, жестокая и разорительная для России, ознаменованная повсеместным распространением наушничества, получила название «бироновщины». Все ключевые посты государства занимали курляндские и другие остзейские немцы, презиравшие интересы страны. 13 Император Петр I (1672–1725), сын Царя Алексея Михайловича, правил с 1689 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

В нынешнем, государь, во 184 году, в генваре месяце, как Господь Бог тебе, великому государю, покорил соловецких противников, воров и мятежников, и после, государь, городоваго взятья, воевода Иван Мещеринов взял меня, богомольца твоего, с иными тогож Соловецкаго монастыря выходцами, из Сумскаго острога на Соловецкий остров в апреле месяце: и тогож, государь, Соловецкаго монастыря черной non Леонтей, дакеларь Левкей, давыходец старец Феоктистз братьею, по ево Иванову приказу и запрещению, подносили ему Ивану на многия праздники и на ево имянины из соборныя церкви окладныя иконы, а сколько икон они к нему носили, и про то сами они скажут. Милосердый государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, нищаго твоего государева богомольца, вели, государь, извет челобитья моего принять твоему государеву столнику и воеводе князю Володимеру Андреевичу Волконскому, да отцу нашему архимандриту Макарию, да дьяку Алмазу Чистого, и того Леонтья попа со всею братиею роспросить, чтоб те иконы были в ведоме. Царь государь, смилуйся. 184 года июня в 16 день. Против сей челобитной перед столником и воеводою перед князем Володимером Андреевичем Волконским, да перед дьяком Алмазом Чистого, Соловецкаго монастыря старец канархист Дионисей в распросе своем сказал: Сказывали ему соловецкия старцы клирошана, старец Феоктист, да старец Иосиф, отнесли к воеводе Ивану Мещеринову келарь старец Левкей, да черной non Леонтей с товарыщи из соборной церкви образ Спаса Нерукотвореннаго с жемчугами, оклад чеканной, да сыну ево Ивану образ Соловецких Чюдотворцев, оклад чеканной з жемчугами; а как он, старец Дионисей, взят из Сумскаго острога по памяти воеводы Ивана Мещеринова в Соловецкой монастырь, и на память де преподобнаго отца Зоотмы соловецкаго чюдотворца келарь старец Левкей з братиею из соборной же церкви поднесли ему Ивану образ Пречистыя Богородицы Одигитрия, оклад серебряной сканной, да сыну ево Ивану образ Филиппа митрополита, оклад серебреной басманой золочен, венец резной; да маия в 6 день, на имянины ево Ивановы, келарь же старец Левкей з братиею поднесли ему Ивану образ Николая Чюдотворца, оклад серебрен, чеканнаго дела, золочен, да сыну ево Ивану поднесли образ Пресвятыя Богородицы Казанския, оклад серебрен сканного дела, золочен; да маия ж в 20 день, келарь же Левкей з братаею поднесли ему Ивану образ Алексея оклад серебрен, басменого дела; да маия ж в 30 день поднесли ему ж Ивану образ Пресвятыя Троицы, оклад серебрен, да сыну ево Ивану образ Ярославских Чюдотворцев, оклад серебрен, золочен; да июня в 8 день поднесли ему ж Ивану образ Спасов, обложен серебром, басменново дела, золочен, венец резной, да сыну ево Ивану образ князя Михайла Тверскаго, в молении у Спаса, обложен серебром, басменова дела, золочен; да июня же в 12 день поднесли ему Ивану образ Пречистыя Богородицы на престоле, оклад серебрен, чеканного дела, золочен, да сыну ево Ивану образ Пресвятыя Богородицы, оклад не упомнит каков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, ожидания противной стороны не вполне оправдались. Тогдашний калужский архипастырь епископ Гавриил (Городков) 75 взглянул на дело иными глазами. При посещении Оптиной пустыни он в присутствии всего братства оказал настоятелю отцу Моисею милостивое внимание, а недовольным сделал замечание и велел исправить себя. Хотя и после этого волнение в обители не совсем утихло, но отец игумен Моисей и старец отец Леонид, многолетним опытом утвердившиеся в терпении, превозмогали неблагоприятные обстоятельства, питая себя благой надеждой, что при помощи Божией дела обители по времени будут благоустроеннее. Так писал старец Леонид к площанскому иеромонаху Макарию (Иванову) , с которым, как мы видели выше, сблизился во время своего кратковременного пребывания в Площанской пустыни: «Премилостивый Бог мира силен есть и всемогущ попущенную бурю, и волнение, и искушение в благоотишие превратить и мир водворить; и да будет имя Господне благословенно от ныне и до века; и якоже всесвятой воле Его угодно, тако да управляет нами – созданием Своим». Надежда старцев на всеблагий Промысл Божий не обманула их. По времени смущение в обители действительно несколько улеглось. Но через недолгий промежуток времени неожиданно и совершенно случайно для старца последовало новое искушение, и теперь уже со стороны мирских людей. Невидимый враг рода человеческого везде ловит благочестно живущих рабов Божиих. Предложим здесь читателям рассказ со слов упомянутого выше киево-печерского духовника иеросхимонаха Антония, бывшего в то время еще молодым мирянином Александром. «В первый раз, – говорит он, – я услышал святое имя – отец Леонид – от благочестивого нашего уездного малоархангельского стряпчего, Николая Иоакимовича Баркова, с которым старец свел знакомство в Площанской пустыни в 1828 году на возвратном своем пути из Киева. Потом батюшка, проезжая через город Карачев, был в доме у Баркова с (вышеупомянутым) Димитрием Александровичем Брянчаниновым, бывшим в то время еще мирянином, но уже в послушнической одежде. Он отправлял при старце должность кучера. Такое глубокое смирение Брянчанинова удивило Николая Иоакимовича и еще более расположило душу его к мудрости и святости великого старца. Сему-то боголюбцу я обязан ознакомлением с батюшкой, которого еще лично не видел. Когда отправился я в 1833 году для богомолья в Соловецкий монастырь, по пути был и в Оптиной пустыни, с письмом к батюшке от Баркова. Прежде всех мне пришлось встретиться в Козельске с отцом Георгием, бывшим в то время у старца келейником (впоследствии Геронтием, игуменом Калужской Тихоновой пустыни). Но батюшка был в это время в Воронеже для поклонения нетленным мощам святителя Митрофана. Узнав о моем намерении поступить в монастырь и благорасположении к батюшке, отец Георгий ознакомил меня с благомыслящими и единомудренными скитскими братиями, в числе которых был и Михаил Иванович Антимонов 76 , которому благословил меня Бог в свое время и глаза закрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Миссия следовала из Тобольска по городам в Сургут, Нарым, Кетский острог, на Лосинной Яр, в Енисейск, Иркутск, на Селенгу, в Нерчинск и по уездам. Проезд чрез пограничный Селенгинск, как видно, тогда еще не был устроен путем переговоров, хотя был кратчайшим к Урге. Караваны должны были идти на Нерчинск и поворачивать на юго-запад, делая крюк в четыре раза длиннейший. Отечески заботясь об удобствах пути, митрополит снабдил миссию своим наказом архимандритам Енисейского Спасского монастыря превелебнейшему отцу Гавриилу, Иркутского Вознесенского Мисаилу, Селенгинского Троицкого игумену Макарию с братиею и всех церквей протопопам и попам с причетниками, чтобы они как в передний, так и в обратный путь иеромонаху Рафаилу с иеродиаконом и детям боярским Еремею Иванову с товарищами для святыя церкви давали в препитание что понадобится, всякие потребные запасы и харчевые припасы не в скудость и всякое снабдетельство и вспоможение чинили, поили и их кормили. Кроме того заказано, чтобы пожаловали дать иеромонаху Рафаилу с товарищами в Китайскую дорогу из монастырей и из заимок по две или по три лошади добрых со всякими припасами, или как Бог наставит. 12 октября 1704 г. миссия с купеческим караваном Осколкова прибыла в Иркутск. Иеромонах Рафаил предъявил архим. Мисаилу напутственные грамоты митрополита от 15 и 17 мая, коими предписывалось ему, чтобы посланных в Китайское государство и в Мунгальскую землю до Кутухты домовых казнодея иеромонаха Рафаила, иеродиакона Варфоломея, детей боярских Иеремия Иванова с товарищами принять в монастырь любезно и покаместа будут жить в монастыре, дать им постоялые кельи и препокоить их и в дорогу напутствовать, а в другой грамоте, за приписью дьяка Григория Яковлева, сказано: «как скоро посланные в Китайское государство и в Мунгальскую землю казнодеи (проповедники) и дети боярские в Иркутское приедут, дать им в дорогу на препитание и на всякие дорожные издержки из домовых архиерейских сборных денег двадцать рублей». 20 октября иеромонах Рафаил, подписавшийся в расписке «посланником архиерея и казнодеем», по грамоте Филофея митрополита Тобольского и всея Сибири получил на проезд в Китайское царство Софийских сборных денег от архимандрита Иркутского Вознесенского монастыря Мисаила, «его сбора двадцать рублев».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Н. также предпринял попытку издать за свой счет перевод поучений прп. Исаака Сирина. Перевод, вероятно выполненный прп. Паисием (Величковским) в 1787 г. и присланный митр. Гавриилу, в 1796 г. Н. отправил в Синод. Рукопись пролежала там несколько лет, пропала после ухода с настоятельства Н. и затем была случайно предложена к продаже в Валаамском монастыре. Ее приобрел прп. Феодор Свирский. В 1821 г. эта рукопись досталась прп. Льву (Наголкину) Оптинскому, а затем прп. Макарию (Иванову) Оптинскому, к-рым и была издана в марте 1854 г. Н. стал помогать митр. Гавриилу в благоустроении монашеской жизни. При его участии в 1795 г. в санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни , а затем в 10 мон-рях Новгородской епархии (в т. ч. в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы , Клопском Михайловском во имя Святой Троицы , Отенской обители, Филиппо-Ирапской пуст.) и др. мон-рях С.-Петербургской епархии было введено общежитие по образцу Валаамской обители. В 1795-1796 гг. по поручению митр. Гавриила Н. совершил инспекцию общежительных мон-рей. По ее результатам в марте 1796 г. игумен выявил «неустройства» в связи с частыми переходами новопостриженных монахов из одного мон-ря в другой и просил предписать братии общежительных мон-рей пребывать в одной обители не менее 3 лет; тех же, кто противятся настоятелю, конфликтуют или пьянствуют, «смирять» в Соловецком мон-ре. По монастырским делам Н. приходилось часто бывать в столице. 6 июля 1788 г. в районе о-ва Гогланд (Финский зал.) в ходе русско-швед. войны произошло морское сражение. Жители столицы были напуганы близостью битвы к С.-Петербургу; митр. Гавриил закрылся в своих покоях. Швед. эскадра собиралась блокировать Кронштадт, а затем атаковать С.-Петербург. Допущенный к митрополиту Н. утешал его надеждой на победу России в войне и в подтверждение своих слов чудесным образом «показал» архиерею души погибших в сражении воинов, восходивших на светлых облаках на небо. По преданию, митр. Гавриил немедленно связался с императрицей, и та милостиво приняла его и игумена. Вскоре рус. моряки одержали победу.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Отчет о состоянии Курской епархии за 1896 г.//Там же, д. 1624. Отчет о состоянии Курской епархии за 1897 г.//Там же, д. 1675. Отчет о состоянии Курской епархии за 1898 г.//Там же, д. 1727. Ювеналий (Половцев) . Письма о. Макарию (Иванову) . 1853–1855, 1860 гг.//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 83, ед. хр. 24. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//Там же, к. 95, ед. хр. 41. Ювеналий (Половцев) . Заметки о посещении Палестины. 1857 г.//Там же, к. 102, ед. хр. 33. Игнатий (Брянчанинов) , архимандрит. Письмо к Ювеналию (Половцеву) //Там же, к. 102. ед. хр. 39. Макарий (Иванов) , Антоний (Путилов), Ювеналий (Половцев) . Письма к Глушкову А.И. 1856–1863 гг.//Там же, к. 76, ед. хр. 17. Макарий (Иванов) . Письмо Муровцеву А.А. (рукой Ювеналия (Половцева) . 1851 год, сент. 19//Там же, к. 78, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) , архимандрит. Письма к Илариону (Пономареву) 1865– 1870 гг.//Там же, к. 64, ед. хр. 25. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//Там же, к. 73, ед. хр. 16. Ювеналий (Половцев) . Письмо к архимандриту Досифею, настоятелю Оптиной пустыни. 1899 г.//Там же, к. 62. ед. хр. 36. 34 Там же//Строитель – иеромонах, настоятель (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1. С. 342). 39 Там же. С 1728 по 1731 г. Глинская пустынь была приписана к комнате царицы Евдокии Феодоровны. (Памятная книжка Курской губернии на 1860 г. С. 114). 42 ЦГАДА, [Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина – ныне Российская государственная библиотека] ф. 280, оп. 3, д. 154, л. Зоб. (Подробное описание Глинской пустыни, ее храмов, ризницы, землевладения и хозяйства в 1764 г. приведено в работе: Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX bekax. М., 1994. – Примеч. изд.). 44 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 87. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Подробно об этом см. в беседе за 27 декабря 1909 г. 52 Житие преп. Иакова Постника (VI в.; пам. 4 марта), отшельника Кармидьского (Палестинского)//Четьи-Минеи. 4 марта. С. 104–116. 53 Имеется в виду участие России в европейских революционных войнах и конфликтах, в том числе — подавление восстания в Венгрии графом И. Паскевичем. 54 Святитель Петр — митрополит Московский и всея Руси († 1326; пам. 21 декабря), великий чудотворец. 55 В Евангелии: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). 56 Стих канона Пасхи. 57 Гурьев В. Прологе поучениях. 27 марта. М., 1994. С. 392–393. 58 В течение XX века Китай несколько раз принес массовое мученичество христиан.— Ред. 59 Русский архив. 1884. 6. С. 349. 60 Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров; 1779–1857) — ректор трех семинарий, с 1816 г. — Московской духовной академии, с 1819 г. — епископ, с 1837 г. — митрополит, скончался в схиме. Известен как богословскими сочинениями, так и подвижнической жизнью. Нетленные мощи его пребывают в Киево-Печерской лавре. 61 Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) пребывал в затворе Вышенской пустыни (Шацкий уезд, Тамбовская губерния). Канонизирован Русской Церковью в 1988 г. В конце книги см. стихотворение преп. Варсонофия, посвященное свт. Феофану. 62 О ней упоминается в беседе от 23 декабря 1910 г. 63 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) — русский писатель, автор повестей и пьес. В начале века пережил кризис религиозного сознания. Скончался вне Церкви. Отпадением от Церкви характеризуется и творчество его сына — Даниила Андреева. 64 В Евангелии: ...Как слышу, так и сужу... (Ин. 5, 30). 65 Чис. 22, 29–30. 66 Стогны (ц.-слав.) — улицы и площади города. 67 Столповой распев — вариант древнего знаменного пения. 68 Батюшка начал беседу чтением отрывка из книги «На горах Кавказа» — об Иисусовой молитве. Он предупредил, что тем из нас, кто бывал у него раньше, прочитанное не скажет ничего нового, все будет знакомо, но это известное можно повторить много раз. 69 Заповеди Его тяжки не суть (1 Ин. 5, 3). 70 Преп. Макарию (Иванову). 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Старец иеромонах Макарий прославлен Русской Православной Церковью в 1996 г. 24 июля 1861 г. епископ Игнатий Брянчанинов обратился к Государю Императору с просьбой об увольнении. Просьба его на этот раз была удовлетворена, и 13 октября 1861 г. он прибыл в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, который был дан ему в управление и который стал его последним земным прибежищем. Через пять дней после прибытия он сообщал брату: «Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь. Кажется, мой Ангел хранитель по велению Божию продиктовал Св. Синоду указ о мне; — так этот указ удовлетворяет требованиям моего душевного настроения и телесного здоровья». Промысл Божий действительно оказался «мудрее суждения человеческого». Приведя его сюда, он дал ему наконец то, что более всего отвечало его душевным потребностям: «В 1856 г., — писал он М. Чихачеву 10 марта 1862 г., — кажется, я именно для того и возобновил знакомство с Оптинскими, чтоб еще более разойтись с ними… Теперь я в своем кругу!» Не Оптина с ее многолюдством, а уединенные Бабайки оказались тем местом, к которому он стремился всю свою жизнь. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.   Ваше Преподобие! Почтеннейший Отец Леонид!   Письмо Ваше и с запискою по делу о нарезах земли для Оптиной Пустыни получил; но по справке оказалось, что из Калужской Казенной палаты еще не доставлено сюда дело. Обещают благополучного окончания, может быть, нужны будут и денежные издержки; согласится ли на оные Отец Строитель? Потрудитесь о сем меня уведомить. Меня просят приискать настоятеля для Никандровой Пустыни Псковской епархии. Место весьма уединенно; богато и пахотною землею, и лугами, и лесом строевым и дровяным. Одного рогатого скота более трехсот штук. Постройки не в монастыре, но частию и на хуторах каменные. Келлий множество, но они пустуют, ибо нет братии. Нету братии: ибо нет Настоятеля с надлежащими монашескими сведениями и с сердцем братолюбивым. Кажется мне, если бы иеромонах отец Макарий Иванов согласился принять на себя иго Начальничества Никандровой Пустыни, то сия обитель совершенно бы изменилась и пришла в столь цветущее состояние, в каковом и при Геннадии не могла быть. Ибо предполагаемый новый настоятель, кажется мне, будет посмиреннее и помягче, — а потому и поосновательнее и попрочнее. Вероятно, он и в настоятельском быту будет к Вам столь же расположен, как и ныне, и пожелает руководствоваться Вашими советами, кои, по мнению моему, весьма душеполезны для всякого вступающего вновь в воинство иночества и помогут оставить на всю жизнь благодетельное впечатление. Почему прошу Вас: потрудитесь о сем предложить отцу иеромонаху Макарию Г-ну Иванову. К нему не пишу, полагая, что у вас с ним едино сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010