Чувствую себя по преклонности лет моих ослабевающим в здоровье и приближающимся к западу дней жизни моей, что нередко напоминается нам отходящими от нас отцами и братиями нашими, и на сих днях живший здесь на покое известный вам о. Архимандрит Мельхиседек 15-го числа сего месяца преселился от здешней жизни. Поручаю себя молитвам вашим, с истинным моим к вам почтением честь имею пребыть Вашего Высокопреподобия недостойный Сомолитвенник многогрешный   Иеросхимонах Леонид Апрель 1841. Из писем преподобного Леонида …Замечательно из письма твоего, что ты, испытывая Святое Писание и не могши постигнуть глубины оного — колеблешься в вере; в таком случае советую тебе: отринув всякое недоверие, веровать Святому Писанию и всему, что в Св. Евангелии и апостольских посланиях написано; а также читай писание Святых великих учителей церковных: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина и прочих, а также и нынешних церковных учителей; и всему, что они написали, — верь; ибо всему этому научил их Дух Святый; веруй всем обещаниям и угрозам Божественным; веруй, что будет воскресение мертвых, суд и воздаяние по делам; то есть праведникам Царство Небесное и прочая благая, уготованная Богом … Касательно же Святого Писания — в нем разума духовного неисследованная бездна, и — человеческий ум постигнуть его никак не может, а наипаче помраченный страстьми и преданный суете мира, разве Сам Бог соблаговолит кому открыти. Открывает же Он не мудрецам века сего, но «младенцам», то есть смиренным духом и очищенным от страстей, каковы были Святые Апостолы и прочие святые и праведные и пастыри церковные, благоугождающие Богу. Касательно же нас: мы должны пленять разум свой в «послушание» Божие и верить, чему святая Церковь научает: как Божественным Догматам, так и Священным Обрядам Ея и нравственности; ибо глава Церкви есть Сам Христос, Он же и «Краеугольный Камень», на коем основана Церковь. И потому Святый Апостол пишет к Тимофею, что «Церковь есть столп и утверждение истины»; и, по слову Отцов Церкви, Церковь, как и Святое Писание, непогрешительна в своих постановлениях, в которой ни приложить, ни отнять по своему власти не имеем. По сим причинам разуму своему отнюдь не должно доверять, а также и противников церковных, то есть раскольников — слушать не должно; но удаляться от них, яко от душепагубных волков… Письма святителя Игнатия к преподобному Макарию (Иванову) [ 2065 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Это все представляю вашему Святейшеству на благоусмотрение, а поручил их своему келейному служителю Ивану Ефимову, до вашего Святейшества доставить. Если же, в чем, паче чаяния моего, в них погрешил, прошу не воле моей, но неразумию моему вменить. Я всегда со св. Церковью был и есмь согласен, и в сочинениях моих старался о пользе и исправлении братии моей, христиан; а более в них душу свою унывающую поощрял к покаянию и подвигу в благочестии». 1782 г. Мая 26 дня.  Согласно этому завещанию, сочинения Святителя, немедленно после его смерти, были представлены в Синод его келейным. Приняв их, Святейший Синод приказал оные переплести в тетради, и хранить их в архиве. На переплет выданы деньги переплетчику Воробьеву. Вскоре после этого, а именно 25 октября 1783 г., келейник Иван Ефимов вошел с прошением в Синод, чтобы краткие нравоучительные слова свт. Тихона было позволено напечатать в типографии Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса переплетчику той же типографии и книгопродавцу Самойле Иванову сыну Шель. По поводу этого прошения, преосвященный Гавриил дал мнение, «что нравоучительные слова Тихона им были читаны и что противного учению православной Церкви в них ничего нет и что они напротив с пользой могут быть употребляемы в пользу общества». Поэтому эти проповеди были выданы Ивану Ефимову, и им напечатаны. В следующем, 1784 году, 26 января, Иван Ефимов подал второе прошение о том, чтобы ему выдали и позволили отпечатать и другие сочинения преосвященного Тихона, еще ненапечатанные. «Находящиеся в Святейшем Правительствующем Синоде сочинения покойного преосвященного Тихона, епископа воронежского (книги), желаю я взять все для того, чтобы оные напечатать гражданской печатью, в какой типографии за способность могу изобрести; притом напечатать же вторым тиснением и книгу под заглавием: «наставление христианское». А сколько принадлежащих до первого тиснения книг, о том прилагается при сем реестр. Эти сочинения следующие: 1) «Приуготовление к мудрости христианской»; 2) «О грехе вообще и о последующих греху»; 3) «О покаянии»; 4) «О христианстве»; 5) «О должности христианской к самому себе»; 6) «О должности христианской к ближнему»; 7) «Письма посланные»; 8) «Письма келейные»; 9) «Об истине евангельского учения и о вере»; Святейший Синод разрешил выдать эти сочинения просителю для печати, но прежде поручил их по частям перечитать архимандриту Симонова монастыря Павлу, архимандриту Сергиевской пустыни Макарию, и архимандриту зеленецкого монастыря и ректору петербургской семинарии, Иннокентию, – а они, пересмотрев указанные сочинения, представили на них свое одобрение, почему тетради сочинений и были переданы Ивану Ефимову для напечатания.  По словам преосвященного Евгения, большая их часть была напечатана в типографии у Шнора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 96). В службе преподобному Корнилию есть такие выражения, которые могут относиться к святителю Макарию: «...игуменом Псково-Печерстей обители поставлен был еси» (Кондак//Минея. Февраль. М., 1981. С. 634), «...темже и вождем братии поставлен был еси» (Там же. С. 635), «священством достойно облечен...» (Там же. С. 638). Став Московским митрополитом. святитель Макарий принимал участие в деятельности преподобного Корнилия. Новгородский архиепископ Феодосий обращался 24 февраля 1543 года к игумену Корнилию: «Писал к нам пресвятейший господин и государь отец наш Макарий, митрополит всея Руси, о вашем вкладчике о старци о Саватеи, что деи он был у вас в монастырских службах с мирскими людьми, да впал деи в великии грехи, да о том деи он в своем согрешении приходил к тебе игумену Корнилию бити челом и плакатись, и ты деи его на покояние не принял: и ныне того старца Саватея господин и государь отец наш Макарий. Митрополит всея Руси, прислал ко мне архиепископу, а велел мне его послати к вам в Печерский монастырь» (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т. 1. С. 36. 35: Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1790. Ч. 14. С. 161). Возможны также открытия и публикация нового актового материала, связанного с митрополитом Макарием. См., например Ставленную грамоту митрополита Макария священнику Евтихию Иванову: Макарий архимандрит. Святитель Макарий. Митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). М., 1996. С. 101. Приведём текст ещё одной грамоты, подписанной святителем в 1550 году: «Божиею милостию се яз Пресвященный Макрей Митрополит всея Руси пожаловал есми Вознесенского своего манастыря архимандрита Тихана, иже о Христе с братиею, или по нем иный архимандрит в том манастыре будет, что наша богомолья в Сужздальском уезде в Кидекше манастыре. а в нем церква Бориса и Глеба, да другая теплая церковь святый первомученик Стефан. А придан тот манастырь преже бывшими государи, великими князи и Митрополиты всеа Русии к тому Печерскому манастырю в Нижней Новгород исстарины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19) В том же году дана была Спасопреображенскому монастырю вкладная от Варлаама Матвеева сына ветошника Казанского конного стрельца Никифорова сотни Нелюбова, на лавку в рукавишном ряду, идучи от города каменнаго на левой руке 68). 20) От 1662 года имеется купчая Екатерины Феодоровой дочери вдовы Казанского посадского человека Петровой жены Немирова в продаже посадскому человеку Спиридону Григорьеву Попову на лавку в женском ряду, от каменнаго города идучи на левой руке. Купчая за скрепою дьяка Ивана Блудова, за скрепою Гришки Никофорова 72). 21) В 1664 году дана запись архимандриту Мисаилу с братиею на лавку в ветошномь ряду старицы Капитолины Семеновой дочери от сына её Андрея Минеева Караменева, отставленного стрельца 74). 22) В том же году архимандрит Мисаил получил данную запись на лавку в шапошном ряду от Герасима Москвитянина, скорняка, отец которого Семен Мартынов в иночестве назывался Сергием. А та лавка, идучи от каменнаго города, на правой стороне 74). 23) От того же года дана была купчая Варлаама Матвеева сына конного стрельца сотни Степана Халевина, в продаже лавки в женском ряду вдове Агафье Феодоровой дочери Калугиной, которая вероятно и пожертвовала лавку Спасскому монастырю 76). 24) От 1667 года имеется купчая Петра Спиридонова сына Детнова Казанского посадского человека в продаже Казанскому посадскому Василию Иванову сыну Иванисову лавки в медовом ряду, от каменнаго города идучи в сапожном ряду, на левой руке 77 и 78). 25) В 1671 году дана вкладная архимандриту Мисаилу с братиею от Ивана Герасимова сына Мандрика на две лавки в сыромятном ряду, первая идучи от каменнаго города на правой, а другая на левой стороне 8о). 26) В 1681 году дана была поступная запись архимандриту Софонию да казначею старцу Макарию с братиею от Григория Артемьева сына Мыльникова на две лавки деревянныя в мушном ряду, на одном брусу, с двумя новыми погребами, идучи от рыбнаго ряду на правой стороне, а мерою те лавки-одна в длину полторы сажени четыре вершка, другая-две сажени с вершком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 54-55; Ф. 1209. 1333/41581. Л. 184, 212; ГАРО. Ф. 627 (Рязанская духовная консистория). Оп. 1. Д. 1 «а». Л. 24-27 об.; Оп. 47. Св. 566. Д. 147; Оп. 50. Св. 707. Д. 188; Оп. 135. Д. 10. Св. 2067; Оп. 150. Д. 4. Св. 2108; Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180; Оп. 249. Д. 190; Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 457; Ф. Р-57. Оп. 1. Д. 80, 82; Ф. Р-6788. Оп. 1. Д. 159, 686; Коробка 18. Л. 63, 63а, 63б-63б об., 64; Арх. Рязанского ЕУ. Д.: Наместник Иоанно-Богословского мон-ря иером. Дионисий (Порубай). Послужной список; Архив ФСБ по Рязанской обл. Д. 11757: Д. архим. Зосимы (Мусатова). Ист.: Грамота царя Ивана Васильевича в г. Рязань кн. Ивану княж Иванову сыну Дулову, по челобитью Богословского мон-ря игум. Нифонта. 1574 г.//Рязанские ГВ. 1844. 29. С. 173-174; Древние грамоты и акты Рязанского края, собранные А. Н. Пискаревым. СПб., 1854. С. 28-30. 16; С. 32-35. 18; С. 35-42. 19; С. 42-45. 20; С. 55-65. 24; С. 145-152. 55; Рязанские ГВ. 1853. 30. С. 206-207; Челобитная архиеп. Антонию Богословского игум. Мисаила, 1629 г.//Тр. Рязанской УАК. Рязань, 1887. Т. 2. C. 107; Жалоба царю Алексею Михайловичу дворцовой слободки Селец рыбных ловцов на крестьян Богословской деревни Вакиной о недозволении ловить в Оке рыбу для государя, 1649 г.//Там же. 6. C. 110-111; Грамота царя Михаила Феодоровича Богословскому игум. Макарию, 26 июля 1637 г.//Там же. C. 109; 1903. Т. 18. Вып. 3. С. 245-274; ПРП. 1956. Вып. 4. С. 122-123; Памятники рус. письменности, XV-XVI вв.: Рязанский край. М., 1978. 18, 33, 37, 40, 52; Филиппова И. С. Московские грамоты XVI в. из ГАРО//История рус. языка: Памятники XI-XVIII вв. М., 1982. С. 280-281. 5; Писцовые книги Рязанского края. Рязань, 1997. Т. 1. Вып. 2. С. 55-60, 421-423, 465, 724-727; Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в./Сост.: А. В. Антонов. М., 1998. Т. 2. 114; Акты Иоанно-Богословского мон-ря//РД. 2000. Вып. 6. С. 281-283; Вновь открытые рязанские акты XVI - нач. XVII вв.: Иоанно-Богословский мон-рь//Там же. 2003. Вып. 9. С.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Июня 8, в село Владыкино работным людям 5 пуд соли бузуну. Июня 10, конюху Анисиму Иванову давать обиход против его братьи конюхов в то время, как он бывает на конюшенном дворе у работы. Отпускать обиход Ивану Могутову против служебных подьячих, покамест он у хлебной записки в хлебне будет и муку 130 четьи в хлебы перепекут. Июня 12, помесного приказу старому подьячему Федору Корюкину осетр, да молодому подьячему Семену Иванову осетр же, за домовые дела. Июня 13, велено кузнецу Ивашку Яковлеву отпускать рыба и икра и соль, что отпускано отцу его Ивашкову Федке Яковлеву. Июня 15, помесного приказу старому подьячему Дмитрею Иванову от долговых дел за работу белуга, 10 фунтов икры, 10 пучков вязиги. Июня 16, Василью Всеволоцкому петровского сроку чалбуш белужей, да ему же за его работу 5 фунтов икры. Приказу сыскных дел дьяку Калине Патрикееву: белуга, осетр, пол-пуда икры. Старому подьячему Якову Голубцову: белуга, пол-пуда икры, 10 пучков вязиги. Молодым подьячим, Андрею Телицыну, Осипу Карачарову, по осетру, по 10 фунтов икры. З дьяком Иваном Вешняковым на дорогу в Троицкой Сергиев монастырь: хлеб брацкой, звено косяка мякотного, осетр, 2 семги, пол-пуда икры, мерка снетков, 5 тешек межукосных. Июня 17, з дворецким с Матвеем Григорьевичем Баскаковым на дорогу, что он, по указу святейшего патриарха, послан для розводу земли в деревни Петрищево да Савенково, обиходу: 5 хлебов брацких, 2 белуги, 2 осетра, 10 тешек межукосных, косяк мякотной, пол-пуда икры паюсной изернистой, четверть ведра кавардаку, 10 пучков вязиги, пол-пуда семги, 2 спинки провесные, четверик снетков, звено тешевое, четверик муки крупичатой, четверть ведра масла ореховова, пол-ведра конопляного, пол-осмины круп грешневых, пол-пуда соли, пол-фунта збитню, четверик луку, кроме сухарей. Июня 17, стряпчему Андрею Григорову, да подьячему Максиму Тиханову, что они посланы в Переславской уезд Залеского в домовое село Покров, для сыску: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, 10 фунтов семги, 10 фунтов икры, 10 тешек межукосных, 10 пучков вязиги, четверик круп, пол-пуда соли, 4 мерки снетков, косяк хрящевой, пол-четверика луку, четверть фунта перцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А буде они, подрядчики, Сидор, и Илья, и Михайло, забрав из монастыря денег и взяв на главное строение медь, да стройным обычаем не зделают на выше писанные сроки, или к золоченью тои главы какую остановку учинят, или что станут делать, де, не, против сей записи, и учинят неустойку хотя в малом в чем и на нас, поручиках, Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, пеня, а пеня, что Великие Государи укажут; а Воскресенского монастыря Архимандриту Никифору, Строителю старцу Сергию, Казначею Иеродиакону Никанору с братьею даные свои деньги и медь и убытки свои по своей сказке взять на нас, поручиках, и на них, подрядчиках, все сполна. А в деле главы ся запись за нашим, поручиков, ручаньем на них, подрядчиков, им, властем, и впредь запись, а на то послуси: Михайло Феоктистов, Федор Сачилин, Иван Троицкой , Семен Сидоров. А запись писал Ивановские площади Подьячей Ивашко Боранов, лета 7193 (1685) году, Июня в 5 день. Под сею записью подклеены 11 росписок подрядчиков в получении у властей Воскресенского монастыря меди и денег 147 , а всего по подклеенным роспискам денег 650 рублей. Да выписано из казенных росходных книг бывшего Казначея Иеродиакона Мардария, што в даче главного дела мастеру Сидору Иванову сыну Колмогору: «105 (1686) году, Ноября в 10 день, по приказу Строителя старца Сергия, дано главного дела мастеру Сидору Иванову за главное дело великие церкви, что он доски медные ковал и главу обивал, дватцать рублев. Июня в 18 день, по приказу властей, главного дела мастеру Федору Иванову за главное дело дано 70 рублев, што он делал на великой церкви главу, медью обивал; да ему ж, Сидору, дано от дела три рубля». Да в строительских проезжих книгах написано: «195 году, Генваря в 25 день, дано провозу за медь, что дана из Казанского Дворца, извощику 11 алтын 4 деньги, а меди 30 свиней. Апреля в 21 день заплачено за зеленую медь, что купил главного дела мастер Михайло, за пуд дано 5 рублев, и те деньги зачислены в их подряд».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1729 г. июля 16 дня дана восьмая патрахельная память церкви Спаса Нерукотвореннаго образа вдовому попу Козьме Иванову на 2 года; пошлин 10 алт. 1730 г. указ ея императорскаго величества из Синодальнаго Казеннаго приказа Возмицкаго монастыря,что в Волоколамском, архимандриту Феодосию: сего мая 14 дня 1730 году в оный казенный приказ в поданном прошении села Ивашкова церкви Спаса Нерукотвореннаго образа дьякона Потапа Иванова написано: при вышеписанной де Спасской церкви имеется поп Козма Иванов да он дьякон Потапий дьячек Михаил Иванов, пономарь Петр Иванов. И в прошлом де году той церкви пономарь Петр Иванов просил о разделе церковнаго доходу, пашни и сенных покосов и в том прошении его дьякона прописал, по которому прошению посланным из онаго приказа указом велено тебе раздел показанной Спасской церкви служителям церковным доходу, пашни и сенных покосов по писцовым и переписным книгам учинить против прочих церквей, и по тому указу тобою ничего не учинено; а при той де Спасской церкви служит он дьякон с 1700 году и чтобы о разделе онаго церковнаго дохода, пашни и сенных покосов им против прочих церквей послать к тебе вторичной указ. А по справке в Синод. Казенном приказе онаго дьякона поставление в том 1700 г. значится преосв. Исаем митрополитом Нижегородским и Алатоским к означенной церкви и сего ж мая 27 числа 1730 года, по определению Синод. Казеннаго приказа велено тебе, архимандриту Федосию, послать вторичный указ, по которому означенному просителю пономарю Петру Иванову за прописку им в прошении своем показаннаго той же церкви дьякона Потапия учинить телесное наказание, бить плетьми, и той Спасской церкви служителем церковным доходом и пашнею и сенными покосами велел владеть против прочих церквей из примера платежа данных денег по равному чину, а именно: попу, против имеющихся служителей, половина, а из второй половины одна диакону, а вторая прочим церковнослужителя по равному числу; а попу по усопшим псалтырей читать не велел, а читать дьячку и пономарю, и архимандриту Феодосию о том учинить по указу непременно и что учинено будет о том репортовать.

http://sobory.ru/article/?object=00689

Того же года 12 апреля из Синодального казенного приказа выдан указ Ивану Степановичу Потемкину о строении церкви; печатных пошлин с указа 6 алтын 4 деньги, нужнейших 1 четь. 12 декабря 1735 г. служитель Потемкина Григорий Григорьев входил в Синодальный казенный приказ с прошением, в котором объяснял, что «в вышеозначенной вотчине оного его господина церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделом Сергия игумена Радонежского каменная построена и к освящению приготовлена. И чтоб повелено было об освящении оной Казанской церкви с приделом Сергия Радонежского отправить указ протопопу Успенского собора Никифору Иванову и для освящения освященные антиминсы выдать». Резолюция преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «Дать о посвящении указ и освященный антиминс, 1735 года декабрь 19 дня». Того же года 23 декабря из Синодального казенного приказа выдан указ Большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову об освящении церкви во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделом Сергия игумена Радонежского. Село Григорьевское в 1735 – 36 гг. – пустошь, что было сельцо, вотчина Бориса Ивановича Головина и Саввы Грибанова, что прежде была вотчина Ивана Грибанова, а владеет Б. И. Головин тою вотчиною по рядной жены Грибанова Прасковьи Ивановны 1625 г. По переписным книгам 1678 г. значится: «за стольником Петром Ивановичем Потемкиным сельцо Григорьевское, что была пустошь, а в сельце двор вотчинников, в котором жили приказчик и деловые люди, переведенные из Вологодского уезда, 3 двора задворных и двор бобыльский, в них 16 чел. После думного дворянина П. И. Потемкина селом Григорьевским, Товарищево тож, владел в 1704 – 31 гг. его родной внук Иван Степанович Потемкин. В 1704 г. в селе числилось 19 дворов крестьянских. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=05595

Из дальнейших слов Иоанна видно, что он еще ранее присылал в монастырь приказания, чтобы Иона Шереметьев и Иоасаф Хабаров ели за трапезою, но что Кирил­ловская братия затруднялась исполнить его повеления 226 . Послание Ивана, конечно, не могло не прекратить нарушений устава. Свои обличения Грозный направил против иноков-бояр. Но бояре были только сторонним, добавочным элементом в монастыре 227 . Остальная более много­численная братия была в состоянии, если бы захотела, направить и их жизнь на обычный путь. Очевидно, что причина нестроений коренилась глубже: они находились в общем течении жизни и в образе мыслей самих руководителей мо­настыря. III В конце XVI и начале XVII века общинная жизнь кирилловского братства была настолько далека от устава, учрежденного преп. Кириллом, что даже сами монастырские власти не возбраняли рядовым монахам иметь личную собственность. Любопытно, что и этому нарушению общежития содействовал также царь Иоанн IV. В марте 1584 года (как было написано в подлинной грамоте его) он послал в Кириллов монастырь милостыню, для раздачи «по рукам», «игумену и братьям по гривне». 228 Такая же поручная милостыня раздавалась беспрепятственно кирилловским монахам и в начале XVII века. Около 7112 (160 ¾) года «рушные милостыни государева жалования дал свещенником по сороку алтын, дьяконом по рублю, братии всей по полтине». Как замечает Вкладная книга, «которые священницы и дьякони и братия постриженники здешния, и те старцы по преданию чудотворца Кирилла деньги отдавали в казну. Итого отдали 77 реблев 2 алтына» 229 . Но остальные иноки сочли себя в праве удержать милостыню 230 . Точно также в конце XVI века монашествующие считали себя в праве; владеть и недвижимостью. В 1572/3 (7081) году старец кирилловский Геласий Межников дал в Кириллов монастырь вкладом свой двор 231 . Еще ранее, 19 марта 1569 (7077) года старец Нифонт, выдавая внучку свою Улиту Иванову за Максима Терентьева, дал ей в приданое мельницу и проч., а другие свои владения отказал зятю своему «Дорофею Иванову сыну» 232 . Если бы Кириллов­ские монахи не располагали правом владеть недвижимой собственностью, то мельница и земли поступили бы в Кириллов монастырь еще до пострижения обоих старцев. Очевидно, что к концу XVI столетия строгость общежительного устава поколебалась в монастыре не для одних бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010