В Румянцевском сборнике 1754 читаем: «В Ивановскую ночь кладов стерегут, и на травах парятся в банях, и травы рвут, и коренья копают, еще березки подвязывают, ветви сплетают, да жив будет того лета человек». В древнерусских травниках читаем самые подробные описания целебных трав, кореньев и цветов, и собирание их приурочивается к Иванову дню или Ивановой ночи. Напр., о папоротнике в одном травнике сказано: «Есть та черная папорть, растет в лесах, в лугах, ростом в аршин и выше стебель, а на стебле маленьки листочки, а с испода большие листы... а цветет он накануне Иванова дня в полночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти. А брать тот цвет не просто, с надобностями. В Иванову ночь идти к тому месту, где растет трава папороть, и, очертясь кругом, говорить: талан Божий суд твой, да воскреснет Бог». Во 2-й пол. XIX в., хотя самое представление о древнеязыческом Купале давно вышло из народной памяти, русские люди св. Иоанна Крестителя называли Лопуховатым и при этом твердо держались веры в целебную силу купальных трав и кореньев. В Северо-Западной Руси 24 июня поселяне имели обычай приносить в церковь к обедне для освящения огромные венки и связки зелени, и все это потом употреблялось против нечистой силы, «переполоху» и т. п. В Малороссии праздник Рождества Иоанна Предтечи назывался в народе Иваном Гулящим. Добыв трением из дерева живой огонь, при пении особых купальских песен зажигали в эту ночь костры, имевшие символическое значение, и совершали разные гадания, стараясь узнать свою судьбу. Парни и девушки, в праздничных нарядах, собирались у реки, где, разведя огонь, устраивали хороводы и, взявшись за руки, попарно прыгали через эти костры, считая, что это избавит от всех зол, болезней, горя и, гл. обр., худого глаза; судя по прыжку, предсказывали грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество. На купальском костре матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни. В некоторых местах существовал обычай прогонять через этот огонь и домашнюю скотину для защиты ее от мора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И поуказу великаго государя, a no нашему, богомольцев твоих, челобитью, столник и дьяк у той ево ивановы лодьи велели быть на карауле Маеору Алимпию Валутину, а с ним по двадцать человек стрельцов попеременно. А как мы, богомольцы твои, по указу великаго государя и по твоему святительскому благословению, с столником и з дьяком описывали церкви и церковную утварь, ризницу, и книгохранительную и платеную казны: и Иван Мещеринов у опиш с столником и з дьяком и с нами, богомольцы твоими, был же. Да июня же, государь, в 16 день, бил челом великому государю канархист выходец чернец Деонисей, a столнику и дьяку подал за рукою челобитную при нас, богомольцех твоих, а в челобитной ево написано: как де воевода Иван Мещеринов взял город Соловецкаго монастыря, сказывал де ему, Деонисию, Соловецкаго ж монастыря черной non Леонтей да выходец чернец Феоктист, что по ево де Иванову приказу подносили де ему, Ивану, и сыну ево, Ивану же, на многие праздники храмовых святых и на ево Ивановы имянины из соборной церкви окладныя иконы, и чтоб великий государь пожаловал ево, чернца Дионишя – велел столнику и дьяку и нам, богомольцам твоим, тое ево челобитье и извет записать, а попа Леонтья со всею братьею роспросить. И по указу великого государя столник и дьяк с нами, богомольцы твоими, того конархиста чернца Дионисия распрашивали, и конархист Дионисий в роспросе сказал: сказывали де ему соловецкие же старцы выходцы, Феоктист да Иосиф, поднесли де воеводе Ивану Мещеринову Соловецкаго же монастыря келарь чернец Левкей да черной поп Леонтей из соборной церкви образ Спасов Нерукотворенный, с жемчуги, оклад чеканной, да шну ево Ивану образ Соловецких Чудотворцев, оклад чеканной же, да и иныя де, государь, многия иконы, по ево Иванову веленью, из соборной церкви ему, Ивану, подносили же, – по ево Дионисиевым распросным речем, пятнадцать икон окладных. И против, государь, того ево Дионисиева челобитья и роспросных речей, выходца чернца Феоктиста, да келаря чернца Левкея, да чернаго попа Леонтья, да подкеларника чернца Иоакима, да чернца Герасима, столник и дьяк с нами, богомольцы твоими, перед собою роспрашивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно этой резолюции архимандрита Гавриила в Синодальную типографию 23 ноября 1724 года и был отправлен указ. 1 декабря Канцелярия Московской типографии, слушав его, определила: «означенный реэстр справщикам Ив. Максимовичу и Андрею Иванову сочинять без укоснения со всяким поспешением из типографии неисходно». В мае следующего 1725 года Максимович и Иванов подали «в Канцелярию Московской типографии» доношение, в котором писали: «доносили мы вашему благородию словесно, что при разобрании книг, которые обретаются в коробах в сенях Правиленной полаты, надобно быть инквизитеру, канцеляристу или кому будет поверено, понеже вышепоказанные коробы токмо веревками обвязаны, а не запечатаны, такожде некоторыя книги из оных коробов, по приказу архимандрита Троице-Сергиева монастыря (протектора типографии), в разныя времена выниманы разными персонами». В виду этого они просили назначить присутствовать при разборе книг инквизитора и канцеляриста, «дабы нам какова нарекания не принять и которыя книги против реестра описного не явятся, на нас бы не взыскались». 8 мая Канцелярия Московской типографии приговорила: «означенныя книги в коробах разбирать Максимовичу и Иванову немедленно, а при разобрании тех книг у присмотру быть с ними инквизитеру монаху Сергию Бурлакову, а для письма быть при них Правиленной полаты писцом по очереди» 259 . В 1727 году наконец был составлен этот каталог – «Каталог универсалный всем разных языков книгам, которые при нынешней описи о библиотеке Московской типографии на лице явились, по указу блаженные и высокославные памяти императора и самодержца всероссийского Петра великого из Святейшего правительствующего Синода, из Конторы типографских дел данному, по алфавиту сочиненной. И книги вся по нем на свои места чиноположены при державе благочестивейшия великия государыни нашея императрицы Екатерины Алексиевны, самодержицы всероссийския. А каталог сей начисто переписан при благополучном на престол всероссийский возведении всепресветлейшего державнейшего императора и самодержца всероссийского Петра второго, в лето Христово 1727, Иулиа в 1 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И это снова повело к расширению преподавания в училище, чему много благоприятствовали следующие обстоятельства. В феврале 1873 г. в Бозе почившая Государыня Императрица Мария Александровна благоволила удостоить настоятельницу Богоявленско-Анастасиина монастыря иг. Марию объявлением предположения своего об учреждении сельских больниц под ведением женских монастырей, с тем, чтобы в них в духе евангельского учения, под покровительством православной церкви, приготовлялись лица женского пола к правильному служению больным, которое они должны проходить в мирное время в среде крестьян, лишенных большею частью всякого врачебного пособия, а в военное время при больных и раненых воинах, для размещения которых могут послужить и сельские больницы. Осуществление этого желания Её Величеству угодно было поручить в виду первого опыта Богоявленскому монастырю, начальством которого немедленно же приступлено к исполнению богоугодного дела. При содействии епархиальной и гражданской власти и местных граждан уже в половине июня того же года открыта была рядом с женским училищем в том же упраздненном монастыре первая сельская лечебница. Для санитарного учреждения был отведен находящийся на западной стороне монастыря каменный двухэтажный корпус, в котором устроены на монастырские средства больничная палата на 6 кроватей, штат которых в октябре того же года увеличен был еще на три, приемный покой для больных, приходящих за врачебными пособиями, аптека для безмездного отпуска лекарств; необходимая лаборатория для обучения сестер приготовлению их и потребные помещения для сестер, служащих при больнице и аптеке. В новоучрежденной в монастыре сельской больнице 1 ) одна из этих кроватей по соизволению Государыни Императрицы названа Её именем, что в память её соблюдается и доселе. В приемном же покое помещены пожертвованная ею же в сребропозлащенном окладе икона благословляющего Христа Спасителя и литографированный под стеклом в дубовой рамке портрет Её Величества, препровожденный к иг. Марии «как живое доказательство Ея сердечной признательности за неутомимые труды сестер, подъемлемые во имя любви к ближнему». Одновременно с этою лечебницею была открыта вторая сельская лечебница в Назаретской пустыньке, в которой устроены больничная палата на 6 кроватей, амбулатория и малая аптека, снабжаемая лекарствами из монастырской аптеки. Наследник Цесаревич Александр Александрович в Бозе почивший Государь Император, удостоил принять на Себя звание попечителя этой лечебницы и дал милостивое разрешение одну из кроватей называть Его именем. Тогда же поставлены пожалованные Государем Наследником и Государыней Цесаревной Марией Феодоровной св. икона Б. Матери в приемном покое и в больничной палате портреты Их Высочеств в вызолоченной ранке. Заведование лечебницами и приемом больных было поручено военному врачу А. А Иванову, а с декабря 1873 г. врачу И. С. Иванову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Предстоятель поблагодарил архимандрита Павла (Кривоногова) за усердные труды на благо Святой Церкви и вручил наместнику Саввино-Сторожевского монастыря Патриарший крест с украшениями.  В дар насельникам обители Предстоятель передал служебники, изданные к 75-летию Его Святейшества.   Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словами благодарности к главе Одинцовского городского округа А.Р. Иванову:  «Уважаемый Андрей Робертович! Вы являетесь руководителем этого района, и Вы прилагаете много усилий к тому, чтобы процветала эта часть московской земли. Мы знаем о Ваших успехах, но, самое главное, мы знаем о силе Вашей веры, о том, как Вы соединяете в своей жизни земное и небесное, молитву и труд. И в благословение на Ваши дальнейшие труды преподаю Вам эту икону святого преподобного Саввы Сторожевского. Да хранит Вас Господь, молитвами преподобного, на многие годы и да помогает в Ваших трудах на благо Церкви и Отечества». Святейший Владыка также поблагодарил руководителя колокололитейного предприятия в г. Тутаева Н.А. Шувалова:  «Николай Александрович, Вы помогли отлить такой замечательный колокол. Именно так до революции те, у кого были средства, помогали эту красоту церковную создавать. И замечательно, что и в наше время, после лихолетья, верные сыны Русской Православной Церкви продолжают традицию творить добрые дела во благо Церкви и Отечества. Храни вас Господь!» В благословение на дальнейшие труды Предстоятель вручил А.Р. Иванову и Н.А. Шувалову иконы преподобного Саввы Сторожевского. Затем Святейший Патриарх Кирилл перешел в собор Рождества Пресвятой Богородицы, где совершил славление и молитву преподобному Савве Сторожевскому у мощей святого. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6058094.ht...

Читали далее о посылке государевых грамот в монастыри, касательно доставления из них сведений кто что ведает о Никоне, или что из которого монастыря он взял, движимого или недвижимого имущества, золотые или ефимки. – «В монастырь посланы грамоты – говорил царь – только о книгах и о церковных вещах, которые Никон взял в монастыри своего строения, а о другом ни о чем не написано». «О золотых и ефимках – сказал Никон – монастыри писано». Читано о Никоновом приходе в Москву вследствие вестей, что татары близ Москвы. – «Царь: «для чего он, Никон, утаил и в грамоте своей не написал, что он в то время был мною принят и дьяку Алмазу Иванову говорил, что он престола своего отрекся?» Дьяк Алмаз Иванов выступил свидетелем против Никона: «в пришествие Никона на Воскресенское подворье я был послан к нему, и он в то время мне говорил, что он только имени своего не отрекся». Никон о свидании с царем ничего не сказал, а против Алмаза говорил, что об отречении он Алмазу ничего не говорил. Прочитали о посылке государевых грамот к патриархам, что великий государь посылает к ним многие дары и кто от них приезжает, тех содержат тайно. – Царь: «грамоты ко вселенским патриархам я посылал, в них было писано, чтоб они пришли и умирили церковь , даров к ним не посылал и присылаемых от них тайно не держал, кроме Савелья Дмитриева; а Савелий сидел за то, что привез от иерусалимского патриарха грамоту, в которой писано многое к ссоре, сидел он не за караулом, а в набережных хоромах, корму и питья давалось ему довольно; а Никон в своих грамотах ко вселенским патриархам и прежде и теперь писал многие непристойные слова и к черкашенину послал много золотых, чтобы его, Никона, племянника провез с собою и отпустил к цареградскому патриарху». «Черкашенину золотых я не посылал – говорил Никон – а золотые дал на дорогу своему племяннику, которого послал с грамотою к цареградскому патриарху, но он на дороге пойман». По порядку дошли до Зюзинского дела. В грамоте Никона сказано, что он в Черневе, при возвращении посоха, говорил окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу и дьяку Алмазу Иванову: если царское величество к нему, Никону, будет справедлив, то посох тот будет ему в благословение и в отмщение противникам его; если же от его царского величества будет к нему несправедливость, то посох тот будет во свидетельство и в отмщение всякой неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Александр Харламов. 10 июля 2013, 17:19 Евгений Иванов, Святитель Феофан Затворник написал в одном из писем что в браке можно достичь СОВЕРШЕНСТВА(!!!)Не более не менее!Можете с ним поспорить. " ...но награда девственнику больше... " Очень спорное утверждение.Все зависит от того, в каких условиях человек спасается.Будь-то монах или мирянин. Иной монах за всю жизнь столько не перестрадает, сколько придется на долю какого-нибудь мирянина. И что,Господь даст(несмотря на всю тяжесть пути мирянина) монаху большую награду только потому, что он сохранил девственность?Очень странно! Анна 10 июля 2013, 12:43 Отец Андрей! спасибо Вам за замечательную статью! Александр 10 июля 2013, 06:54 Спасибо Вам, Батюшка! Храни Вас Господь долгие годы! Евгению Иванову: Не фарисействуйте. Судья будет оценивать грехи наши, а не способ прохождения по жизни. Лариса 9 июля 2013, 17:52 Евгению Иванову: /Неприятна также попытка уравнять монашеский подвиг девственности с семейной жизнью./ Сщмч.Иларион Троицкий также писал, что брак такой же спасительный путь как и монашество. В каком труде точно не скажу, но слова запали в память. Про все остальное - соглашусь, т.к. статьи протоиерея Андрея (Ткачева) нахожу грубоватыми. Дмитрий 9 июля 2013, 08:31 Как же здорово и правильно сказано! Особенно про то, что лубочная картинка не совпадает с реальной жизнью и поэтому непонимание. Елена.Украина 8 июля 2013, 23:57 Не огорчайтесь,Евгений Иванов,не сердитесь на о.Андрея,тут он прав. " Не все в монастыре спасутся,не все в миру погибнут " .Идеал монашества никто не отменял.Но и семейная жизнь со Христом - это идеал.Я бы поставила знак равенства между двумя этими путями спасения. Вспомним Иоанна Кронштадтского,чем не монах,хоть и имел жену,как сестру.А святые Петр и Феврония,семья и монашество.Одно другому не помеха.Не будем судить,никто кроме Бога не знает,кто свят,а кто грешен. Для Бога не главное кто мы и в каком чине,а главное - какие мы,и что в нашем сердце. Есть ли в нем то,что ведет ко спасению и монаха,и мирянина? Есть ли в нашем сердце любовь ко Христу и любовь к Человеку? Готовы ли мы пожертвовать чем-то,чтобы спасти человека? Есть такой рассказ.Один послушник подошел ко старцу и спросил: " Как мне полюбить Христа? " Старец задал ему встречный вопрос: " А ты любил кого-нибудь в своей жизни? " " Нет " ,-ответил послушник.

http://pravoslavie.ru/62660.html

Первое сведение о существовании новопостроенной Борисо-Глебской церкви находим в приходных книгах того же Казенного Приказа за 7165 (1657) г.; в них под Русской десятиною написано: «по книгам десятильника Ивана Пуровского, да старосты поповского Предтеченского попа Трофима в нынешнем 165 (1657) году прибыла вновь церковь Бориса и Глеба в селе Дьякове дани 10 денег, заезда гривна; платил староста поповский поп Трофим». (Патр. Прик. кн. 40, стр. 336 об.). По переписным книгам 7186 (1678) г. Дмитровского уезда, Николая Чудотворца Песнышского монастыря игумена Тихона «на церковь Бориса и Глеба дани прибавлено вновь 20 алтын, заезда гривна. Данные за сей 7186 (1678) г. деньги уплачены не были» (Патр. Прик. кн. 91, стр. 451). Церковь Бориса и Глеба по 1740 год в селе Дьякове писалась по Русской десятине с обозначением дани 20 алтын, заезда гривна, а в 1715–1739 гг. рубль» (см. там же. кн. 252, стр. 570 и кн. 418). Село Скорево, Дьяково тож с деревянною в нем церковью принадлежало в 7174 (1666) году Михаилу Степанову Денисову, полученное им от Ивана Никитича Белого в приданое за дочерью Федосьею, в 7181–7186 (1673–1678) гг. Еремею и Феодору Петровым Белым от, отца их Петра Иванова Белого; в 7186–7190 (1678–1682) гг. Гаврилу Савельеву, Прокофью Кириллову и Нефеду Иванову Белым; в 7190 (1682) г. Степану Михайлову Денисову, а от него в 1712 г. досталось Никите и Кондратом Гавриловым Белым; в 7191 (1683) г. Степаниде Нефедьевой Белого с матерью Анною, по втором муже Пузыревого; в 7196 (1688) г. Родиону Еремееву († 7203 (1695) г. под Азовым) с матерью его вдовою Меланьею, братьями: Иваном и Алексеем и сестрою Марфою Белыми; в 7204 (1696) г. жене Родиона Еремеева Белого вдове Екатерине Семеновой, по втором муже Уваровой с сыном. Иваном и дочерью Авдотьею Белыми, последняя уступила свою часть вотчиму своему Ивану Яковлеву Уварову; в 1705 г. Ивану Еремееву и Ивану Федорову Белым; в 1705–1715 гг. Кузьме Прокофьеву, Семену Иванову и Алексею Еремееву Белым. При церкви Бориса и Глеба находились в 1705 г. «во дворе поп Иван Акинфиев, во дворе дьячек Никита Иванов»; в 1715 г. «поп Никита Иванов, дьячек Михаил Иванов» (см. Моск. Арх. Мин, Юст. Вотчин. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 4, дело 9, кн. 32, 8 дела, стр. 7. Переп. кн. 11457, 11458 и Лантратская 1715 г. стр. 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Явление Христа народу»,  — какие важные христианские смыслы вложил художник в картину 18 мин., 18.01.2023 «Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете», — писал Александр Иванов, начиная главную картину своей жизни — «Явление Христа народу». Почему он выбрал именно этот евангельский эпизод для будущего полотна? Какие смыслы заложил в него? И что мы знаем о духовных поисках самого Иванова? Миссионер с кистью Иванову пришлось пройти через тяжелый религиозный кризис, и его картина, вырас­тая из реалий своего времени, отразила духовный надлом не только автора, но и целой эпохи, большей части интеллигенции середины XIX века. Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает в Риме, куда он прибыл в 1830 году в качестве пенсионера Петербургской Академии художеств. Круг его общения в Риме был не широкий, но выбор знакомств делал ему честь: он дружил с Гоголем, Жуковским, общался с Герценом, сблизился с Николаем Рожалиным — знатоком античности и немецкой литературы и философии. Рожалин и представил Иванову мир немецкого романтизма, который в ту пору быстро укоренялся в России не как философское течение, а как новый способ переживания жизни. В романтическом мировидении художник не просто творец, это преобразователь жизни, миссионер с кистью в руках, ведущий обезличенную толпу. Гигантские задачи, священные цели — этим был наполнен исторический день. К примеру, отрывок из письма Огарева к Герцену: «Ради Бога не доводи себя до дуэли, вспомни, кто ты и для чего»! В контексте того времени становится понятен пафос творческих задач Иванова: «Я уже обрек себя умереть на пути к пользе отечества», отсюда же не простá картина, а «сюжет моей картины всемирный». Свой «всемирный сюжет» Иванов находит в Евангелии: «…я остановился на Евангелии Иоанна , увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу. Сей-то последний момент выбираю я предметом картины моей, то есть когда Иоанн, увидев Христа, идущего к нему, говорит народу “Се агнец Божий, вземляй грехи мира!”» — в этом эпизоде Иванов увидел сущность всего Евангелия.

http://foma.ru/dozhdatsya-hrista.html

Однако, вне зависимости от своей позиции, исследователь остается верен своему принципу привлечения как можно большего числа источников совершенно разного характера: хроники, жития, апокрифы, энкомии, письма и т.д. В результате многие данные по византийскому миссионерству введены в научный оборот впервые, многие уточняют детали многолетних дискуссий. К интересным находкам можно отнести и анализ развития традиции одного агиографического памятника, и вчитывание в текст внешне бессодержательных византийских энкомиев (хотя порой риторика истолковывается слишком прямолинейно, напр., на с. 146, 209, 252). Параллельно автор рассматривает многие важные сопутствующие вопросы: напр., об отношении византийцев к варварам. Не лишена книга и множества конкретных недостатков, которые можно разделить на несколько категорий.   Фактические ошибки Могила ап. Фомы не только почиталась, но и до сих пор почитается в Милапоре (с. 38). Надпись о возобновленнии храма ап. Петра и Павла происходит не с Мангупа, а из Партенита (с. 128). Прим. 4 на с. 141 прямо противоречит материалу работы, которую Иванов цитирует в предыдущей сноске: в первоначальном греческом тексте не было упоминания о касогах. Культ ап. Андрея существовал в Северном Причерноморье и до IX в., когда, по Иванову, начинается массовая христианизация Горного Крыма (с. 142). Надпись с именем Тамган происходит не из Феодосии, а была привезена туда из Анатолии (с. 143). Знаменитая эпиграфическая формула ΦΩΣ ΣΩΗ означает «свет, жизнь» или «жизнь — свет» (Ин 1. 4) , а не «свет жизни» (с. 191). Непростительная ошибка для исследователя такого уровня — отнесение, вслед за Латышевым, т.н. «императорского менология» к сер. Х в., хотя уже более 50 лет назад Алкеном и Эрхардом, а теперь и Д " Айутто доказана его принадлежность ко времени правления Михаила IV (1027–1034); в результате этого должны быть передвинуты почти на столетие все выводы о византийской миссии Х в., сделанные Ивановым на основании этого памятника, чьи тексты, к тому же, представляют собой по большей части дословное реферирование более древних источников (по преимуществу, Метафраста, следующий, согласно Иванову, по времени за «менологием») (с. 201). Непонятно, какое отношение имела к Византийскому патриархату Сицилия в 40-х гг. XII в. (с. 261).

http://patriarchia.ru/db/text/73309.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010