Барбериновский Евхологий св. Марка является, конечно, древнейшим по написанию литургическим памятником, в котором дважды записан чин пострижения в монашество. Один раз последование пострижения в монашество представлено в Барбериновском Евхологии св. Марка в подробном его виде и с разделением схимы на малую и на ангельскую. В другом месте чин представлен одною молитвою Κριε Θες μν, ξους σου εναι, κ. τ. λ. В материале, даваемом Барбериновским Евхологием св. Марка, исследователь должен разобраться и определить, что относится в этом Евхологии к первоначальным временам чина пострижения в монашество, и что там более позднего происхождения. В критической работе над материалом Барбериновского Евхология св. Марка исследователю должны оказать помощь другие евхологии, хотя по времени своего написания и более поздние, но в содержании сохранившие весьма заметные черты древности. Барбериновский Евхологий св. Марка обычно считается документом, удостоверяющим эпоху разделения единой в начале монашеской схимы на два чина. Но как точнее определить время разделения монашеской схимы на малую и великую, и чем объяснить горячий протест преп. Феодора Студита против введения в богослужебно-монастырскую практику малой схимы, – вот вопросы, которые возникают в уме исследователя и заставляют его подумать над их решением. Преп. Феодор Студит смотрел на монашескую схиму как на таинство, параллельное крещению. С этой точки зрения для него странно было повторение одних и тех же обрядов пострижения и облачения над подвижником. Он учил о единой схиме, и, как нам кажется, сам проредактировал чин великой схимы, построенный по образцу чина крещения. Идеи преп. Феодора Студита о возрождающем значении монашеского пострига привились в среде византийского монашества и породили даже особые трактаты, посвященные доказательству идеи о великой схиме, как о втором благодатном крещении. Теория преп. Феодора Студита о μγα σχμα как о δετερον βπτισμα, конечно, не могла удержаться навсегда в сознании даже самих монашествующих, так как она противоречит общецерковному учению. Лучшим доказательством неправильности этой теории является все большее и большее развитие предуготовительных к великой схиме чинов, записанных в греческих евхологиях под самыми разнообразными заглавиями, но в сущности распределяющихся по двум группам, которые составляют до XIV века чины просхимы и рясофора, а с XIV века – чины рясофора и малой схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

226. Старец сказал: хотя и трудились здесь святые отцы, но получали и некую часть успокоения. Сие говорил он потому, что они были свободны от забот мирских. 227. Еще сказал: если брат знает место, способствующее к преспеянию, но из-за бремени потреб телесных не идет туда, таковый не верует, что есть Бог. 228. Один брат спросил юного монаха: что лучше – молчать или говорить? Отрок сказал ему: если слова праздны, – оставь их; если добры, – дай место добру и говори. Впрочем, хоть они будут и добры, не замедляй, но скорее пресекай – и найдешь покой. 229. Некто из отцов сказал: человеку всегда должно иметь делание внутри, ибо когда он будет занят деланием Божиим, то враг, приходя к нему и раз, и другой, не найдет места остаться. И наоборот, когда бывает кто в плену у врага и приходит Дух Святой, то он ради злобы нашей отступает от нас, так как мы не даем ему места в себе. 230. Один брат, приняв только что схиму, вздумал отшельничествовать и тотчас затворился, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, извлекли его и заставили обходить все келлии монахов, полагать метание у каждой, говоря: простите мне, я не отшельник, а новоначальный. 231. Отшельничествовали два брата по плоти, но первый в схиме был младшим по возрасту. Некто из отцов пришел посетить их; поставили лохань, и меньший в схиме подошел омыть ноги старца. Но старец, взяв его за руку, отвел в сторону и поставил большего. Предстоящие старцы заметили ему: меньший, авва, есть первый в схиме. Старец сказал им: я беру первенство меньшего и прилагаю к возрасту большего. 232. Однажды некоторые египетские монахи пришли в Скит посетить старцев и, увидев, что они едят с некоторою поспешностию по причине голода от долгого пощения, соблазнились тем. Пресвитер, узнав об этом и желая уврачевать их, возгласил в церкви к братству: поститесь, братие, и продолжайте обычное правило своего подвижничества. Пришедшие египтяне хотели удалиться, но пресвитер удержал их. Пропостясь один день, они омрачились, хотя он дал им лишь два постных дня, тогда как скитяне постились всю неделю. Когда настала суббота, и сели за трапезу, египтяне заспешили есть, некто же из старцев, взяв одного из них за руку, сказал: ешьте искуснее, как монахи. Но тот оттолкнул его руку, говоря: пусти меня, ибо я умираю от голода, не евши целую неделю ничего вареного. Тогда старец сказал им: если вы, пропостясь два дня, так истощали, то как соблазнились вы братиями, кои всегда держат подвиг – вкушать чрез неделю? Пришедшие монахи раскаялись в своем грехе и, получив великую пользу, удалились с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Предположенная, но вполне не осуществленная реформа преп. Феодора Студита в области литургической практики относительно чинов пострижения в монашество должна была, тем не менее, положить свой след на чины предварительного монашеского пострига. В самом деле, если не найдено было возможным совершенно изъять из церковно-богослужебной практики последование малой схимы, – наоборот, признано было заслуживающим внесения в практику еще одного постригального чина, который приуготовляет к схиме малой, то какой же вид должно было принять чинопоследование малой схимы, поставленной теперь в известное соотношение с схимой великой и с последованием на рясофор и занявшей между ними среднее положение? – При обозрении чинов великой схимы можно было, не смотря на разные их редакции, усмотреть замечательное единство и родство в их конструкции, сказавшееся не только в расположении песнопений, молитвословий и обрядов, но и, так сказать, в количественном равновесии основных элементов, из которых составлены последования великой схимы разных редакций. Сказать то же самое относительно приготовительных к великой схиме постригальных чинов – нельзя. При обозрении названных чинов, мы увидим большое разнообразие в их конструкции и частое колебание в подборе литургического материала. Эти явления не покажутся нам странными или малозначительными, если мы будем последовательно прилагать к чинам первой или малой схимы (как затем, и к чинам на рясофор) точку зрения известного отношения их к более или менее устойчивому чину великой схимы. С этой точки зрения, по содержанию своему чины первой или малой схимы могут, сравнительно, довольно далеко отстоять от чинов великой схимы даже и при взаимном родстве чинов, как это было в раннейшую пору истории чинов монашеского пострига, засвидетельствованную древнейшими памятниками последований первой или малой схимы, – но могут и настолько приближаться своим содержанием к схиме великой, что если бы в самом тексте этих чинов определенно не указывалось их значение, как только лишь залогов (αβν) великой схимы, то смело можно было бы признать их за последования великой схимы. III

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На подобное этому рассуждение о монашеской схиме, как о втором крещении, натолкнулись и мы при изучении Схиматология XIII века Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 396. В названном Схиматологии рассуждение о благодатной схиме помещено на первых двенадцати листах, и так как заголовок рассуждения, писанный в пять строк киноварью, оказался стертым, то архимандрит Владимир, описывавший греческие рукописи Московской Синодальной (б. патриаршей) библиотеки, не обратил на рассуждение в Схиматологии 396 должного внимания и в своем издании: «Систематическое Описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки» ограничился о нем замечанием, что «надписание статьи стерлось», а затем привел из рассуждения несколько начальных слов, не дающих никакого представления о содержании рассуждения 472 . Мысли рассуждения о схиме, как о втором крещении, в Схиматологии 396 таковы 473 . Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Но человек преступил заповедь Божию, развратился и подпал смерти и тлению. Над погибающим человеком сжалился Единородный Сын Божий. Не вынеся зрелища человеческих страданий, Он пришел освободить род человеческий от того, что доставляло человеку мучение, – от смерти и от тления 474 . Непорочно вочеловечившийся, Единородный Сын Божий освободил нас от страданий, возвел нас в прежнее благородное состояние, предоставил нам жизнь в раю, сделал небесными гражданами, даровал нам крещение усыновления (βπτισμα υοθεσας), одел в одеяние нетления и дал в дар причастие святого Духа. К этим дарованиям Он присоединил еще другое одеяние (τερον μφιον), другое божественное крещение и красоту девства – одинокую жизнь. Эта жизнь – покров первого нашего возрождения (πνδυμα τς πρτης ναγεννσεως); она – преследование и умерщвление порока, стена и укрепление Божественных таинств, низвержение демонов. Впрочем, монашеская жизнь не есть для мира что-нибудь совершенно новое. Это только обновление и явление древней жизни человека в раю, где не было ни мясояедения, ни вкусных блюд, ни всего того, что изобрела прожорливость, лакомая к еде. Не было в раю и тщеславных одежд. Там была жизнь равноангельская.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ибо хотя толкователи (разумеется, конечно, Вальсамон) относят это и к великой схиме, но поскольку такая мысль прямо не вытекает из канона (ибо прежде была одна схима, а не две), то нужпо следовать не толкователям, а канону, тем более, что практика уже не раз отступала от этого толкования. Поэтому рассуждено, чтобы архиереи, поставленные из мирян, если сделаются монахами, прекращали священнодействование по требованию канона; а относительно тех, которые поставлены из монахов и потом приняли великую схиму, иметь каждый раз особое суждение в синоде, и если признано будет, что посхимившийся необходим для некоторых важных (церковных) дел, то он опять может быть призван к архиерейскому служению, однако не против воли; если же не будет призван, то пусть пребывает на покое. Постановление о призвании принято для того, чтобы не казалось, будто такой архиерей может самовольно и удаляться с своей степени, и снова занимать ее, облыгая таким образом свои собственные обеты: ибо призываемый церковью не подвергается такому упреку. Прибавка же о призвании не против воли сделана для того, чтобы принявший великую схиму для покаяния и заглаждения грехов не имел никакого препятствия к исполнению этого боголюбезного намерения. Таким образом неизменно соблюдается канон, и отворяется дверь для желающего сложить с себя архиерейство чрез прииятие великой схимы. А если кто спросит: почему не призывается снова к священнодействованию и архиерей из мирян, принявший монашество (после рукоположения), то мы ответим: во-первых, не нужно понимать канон и так и сяк (ο χρ πολυπραγμονεν τν καννα), а соблюдать его однообразно, хотя бы мы и не вполне понимали смысл написанного в нем. Об одном (монашестве епископов) он дал ясное постановление, а о великой схиме вовсе не упомянул; поэтому мы должны, придерживаясь буквального смысла канона, соблюдать то, что в нем сказано; а чего он не сказал, того нет надобности доискиваться к затруднению практики. Однако, так как после толкователей этого канона одни из архиереев, принимавших великую схиму, удалялись от священнодействования, а другие нет, и это обратилось в привычку, производящую беспорядок: то теперь и постановлено о великой схиме, что мы сказали выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Ibid. p. 484–488. Мы изложим здесь это последование подробнее, как древнейшее. «После обычного последования тропарей, выходит священник и встает в дверях алтаря и начинает сей тропарь глас 4-й «Отверзаеся дверь покаяния». И после того, как войдет отрицающейся (мира) в алтарь, он повергается пред святою трапезою, а диакон говорит сию ектенью: Миром Господу помолимся... (отмечаем только относящиеся к случаю прошения)... О спасении, помощи и оставлении грехов брата нашего имярек пришедшего к святой схиме Господу помолимся. О направится стопам его на путь мира и стезю правды. Господу помолимся... Яко да человеколюбец Бог удостоит его с отъятием власов и оставления грехов Господу помолимся. О избавитися нам... Пресвятую... И говорит священник сию молитву первой схимы «Господи Боже истины, во имя твое возлагаю руку мою». Далее следуют: «Молитва вторая над женщинами. Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, гордость разбивший и дерзость диавола раздробивший»... (молитва, приличная и мужскому пострижению). Далее: «Молитва третья гласно: Устроивший сие воинство небесное»... За нею вслед священник говорит нечто в роде отпуста: «И Господь да напишет имя брата нашего имярек в книге живота и всех нас помилует и удостоит небесного своего царствия, ибо Ему подобает всякая слава». После этого в евхологии замечено: «доселе то, что относится к малой схиме (wj п de τ mikrX sc " matoj). «И по исполнении первой молитвы, т. е. первого последования или последования малой схимы, опять говорит диакон: Миром Господу помолимся»... Этим начинается, очевидно, последование великой схимы. В ектенье есть прошения похожие на приведенные выше. Далее иерей говорит вторую (?) молитву: Святым, благий, во Святых почивающий Иисусе Христе, Сыне Бога живого». И по исполнении молитвы говорит опять диакон. Паки прилежно Господу помолимся. О свышнем мире и о человеколюбии Божием и о спасении душ наших... О брате нашем имярек и спасении его... Яко да человеколюбец Бог приимет и устроит его во святое свое и словесное стадо... И удостоит его стояния церквей своих и с хорами ангелов... Пресвятую. – И (говорит) священник сию молитву схимы: Сый владыко Господи, Боже наш, сотворивый человека по образу и подобию и давый ему обетование живота вечного... И творит диакон молитву сию: Паки прилежно Господу помолимся. О преподобнейшем отце нашем пресвитере и деле рук его... Госп. пом. О спасении, помощи, оставлении грехов брата нашего имярек, удостоенного святой схимы Госп. пом. Пресвятую... И иерей говорит молитву сию, которая после схимы: Господи Боже спасения нашего, благословивый вас всяким благословением духовным... Возглас. Благодатию и щедротами». Этим кончается последование. Нужно заметить, что все молитвы, входящие в состав его, отличны от современных. В 8-й день по Барберонову евхологию бывает снятие кукуля при чтении молитвы отпуста. «Владыко Господи Боже отец наших»... Особой молитвы на снятие кукуля с женщин нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В последнем письме у вас речь о серьезном деле - о схиме. Можно и шутя посхимиться и - тут нечего задумываться. А если взять на себя схиму, как следует, то не оберешься, сколько найдет думаний. Вот этими-то думаниями вам и следует наполнять голову, когда дошел до вас слух, будто вас хотят посхимить. Первая мысль: хотят другие, не вы сами. Стало, не ваша потребность имеется в виду, а что-то помимо вас. Пусть эти другие - начальственные лица, но в таком важном деле, как схима, и они не должны действовать по одной своей воле, а должны поиметь во внимании и тех, коих хотят посхимить. И вас они должны спросить, если хотят сделать дело по Богу. Вот вам и вторая дума: что сказать, когда спросят? И думайте об этом. Вы спрашиваете меня, как вам быть. Я ничего не могу сказать решительного. Сами решайте. Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы. Этим и решите вопрос. Но если вы не распяты еще, и желание ваше распять себя двоится,.. то лучше повременить осхимливаться. Время терпит… Вы не стары… Но вот как можно повернуть дело. Самораспятие - внутреннее дело. Внешнее указание на него схимою будь не будь, все равно. Оно ничего не прибавит к внутреннему. Но вот что может случиться: показание самораспятия будет, а самого самораспятия не будет. Что же будет в таком случае посхимление?!! Комедия - на смех. Люди, может быть, не посмеются, и Ангелы не станут смеяться, а скорее плакать. Смех подымут одни бесы и такой, что если бы наш слух открылся для услышания сего, то все мы пооглохли бы. Конечно, отсутствующее самораспятие во время схимления можно потом подогнать, да кто знает, что будет потом? Нет, гораздо надежнее прежде распяться, а потом посхимиться. Можно удовольствоваться и начатками самораспятия, с твердою волею неотложно продолжать его и доводить до зрелости. В таком случае будет предлежать труд так обставить себя, чтобы соприкосновенности ваши не мешали созреванию вашего самораспятия. (Вып. 5, пас. 927, стр. 212-213) СЫН СВЕТА Кто он есть

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Но все еще оставалась часть иноков, которые таили в себе недовольство против старца и не могли смотреть на дело о. Леонида спокойными глазами. И вот началось для старца новое искушение. Скитский инок о. В–н подвигнулся мнимой ревностью против о. Леонида за то, что много народа ходило к нему, и неоднократно писал к преосвященному доношения, представляя это многолюдное стечение зазорным и нарушающим скитское безмолвие, хотя посетители приходили не прямо в скит, а на пасеку, где была келья о. Леонида, куда и вход был совершенно отдельный, и, следовательно, никому от сего помехи не было. Должно, впрочем, заметить, что этот инок, восставший против о. Леонида, действовал так по наущению нерасположенных к настоятелю и старцу братий, которые, пользуясь его простотой, употребляли его, как орудие для своих тайных целей 15 . Все почти эти братия впоследствии не могли найти покоя в Оптиной пустыни, и разбрелись по разным монастырям, а некоторые из них имели даже тяжкую кончину. Не довольствуясь письменными доношениями о. В–на, которые тогдашний калужский преосвященный Николай прежде оставлял почти без внимания, противники старца, наконец, составили на него и на о. Моисея ложный донос, и подослали его преосвященному от неизвестного лица. В то же время и в народе рассеивались несправедливые слухи об о. Леониде, большей частью такими людьми, кои сами его вовсе не знали и не видали, или такими, которые, слыша восторженные отзывы о старце от людей, получивших от него духовную пользу, и не имея их веры, приходили уже с предубеждениями и пытливостью, говоря с презорством: «пойдем, посмотрим, что там за святой такой?». Весьма естественно, такие вместо назидания соблазнялись и разносили укоризны в том, чем другие пользовались. Наконец, были и такие лица, которые смешивали таинство исповеди с духовным окормлением, и потому с негодованием смотрели на то, что народ стекается к старцу-иноку за духовными советами. Это было тогда в Калужской епархии, а может быть, почти и в целой России, еще новостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О. Леонид нисколько не заботился о том, что о нем скажут люди, и как им покажутся его действия. Поэтому неудивительно, что некоторые, не имевшие понятия о духовной жизни, нередко соблазнялись на старца. Одни соблазнялись тем, что схимник, который по мирским понятиям должен бы проводить время исключительно в молитвенных трудах и затворе, был постоянно окружен толпой народной. Соблазнявшиеся не понимали, что о. Леонид оставил свое безмолвие, движимый духовной любовью к страждущим и немощным братиям, по слову Спасителя: больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Иоан. 15:13 ). Эти люди не понимали, что, по словам св. Лестничника, хотя «по истине велик подвиг благодушно и мужественно терпеть зной, и тишину, и томление безмолвия, но несравненно больший подвиг – не бояться молв, и среди шума их сохранять небоязненное и неподвижное сердце, пребывая внешне с людьми, внутренно же с Богом». Иные соблазнялись простой и шутливой речью и обращением старца; а другие тучностью его телосложения, тогда как эта тучность происходила от болезни, и старец в последние годы своей жизни, по болезненности своей, почти не мог приискать пищи по своему желудку, и всегда принимал ее в самом умеренном количестве. Оптинский иеромонах П. рассказывал, что, когда он в первый раз приехал в Оптину пустынь, и пришел к о. Леониду, то, увидав его тучность, соблазнился, и остановившись у дверей его келлии, подумал: «что ж это за схимник?». Заметив его, прозорливый старец встал, и ударяя руками по своему животу, громко через весь, окружавший его, народ сказал: «что, Копцев? Видно славны бубны за горами, а близко подъедешь, – как лукошко. Смотри-ка, брат, какое у меня пузенько». На приезжего напал страх. Он с о. Леонидом был знаком только по переписке, а лично не видался с ним до сего времени, и приехав в Оптину, не заходя ни к кому, прямо пошел к старцу: как же старец, никогда не видавший его, называет его по фамилии? Как он мог узнать его тайный помысл? С невольным трепетом П. пал к ногам о. Леонида, который тут же при всех обличил, как он на дороге поссорился с ямщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В сей день он исповедовался и приобщился Св. Таин. Вечная вам память, достоблаженный старец и послушный ученик! 1. Каким образом поступать, когда я, находясь в кругу братии, не могу воздержаться от слов, и когда говорю, то кого-либо обижаю словами? – Должно помнить произносимые св. церковью к Богу глас сей: положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устнах моих. Притом надобно воображать, что те, которые говорят, делают сие в разуме духовном: они сего достойны; а ты считай себя недостойным разговора с ними, и когда спросят тебя, отвечай с благоговением. Когда же увлечешься сему противным, кайся и старайся неотложно исправиться. Должно еще вести себя так, чтобы братия не заметили в тебе твоей отличности во исправлении. 2. Как поступать, когда я вижу в других вольное выражение мыслей и соблазняюсь; равно как и в тебе, отче, иногда не видя старческой кротости в обращении с другими, также оскорбляюсь? – Это тебе кажется так от невнимательности и нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой они целью сие делают, и с какой целью с кем-либо я поступаю. Таковыми поступками скорее обнаруживается внутренний людской характер; и для дышащих презорством это нужно. Итак, ты несправедлив. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты пришел в училище самоотвержения, исполнять поведанное тебе, но не имеешь права судить, где, когда, и как с кем поступают. 3. Я не вижу в братии любви, и для исследования какого-либо предмета из Свящ. Писания не нахожу собеседников? – Не может быть, чтобы у них не было любви; так должно думать, и по справедливости заключать. Если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Покажи прежде сам истинные черты любви, и тогда увидишь, что любовь у них обитает, и к тебе хранится обильно. Притом мы имеем заповедь Божию любить чистосердечно ближних; а искать от них любви, о том нигде не сказано. А что они не могут, или лучше сказать, не дерзают беседовать с тобой от Писания, то ты не должен искать сего с ревностно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010